Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фрейдизм и неофрейдизм





ФРЕЙДИЗМ и НЕОФРЕЙДИЗМ – этапы развития психоаналитической философии, возникшей в 20-егоды XX столетия в Австрии, а затем в других странах Европы и Америки. Эмпирической базой фрейдизма является ПСИХОАНАЛИЗ – понятие, в которое вкладывают весьма различное содержание. Это - (1) особый метод лечения неврозов и истерии при помощи катарсиса (самоочищения). Постепенно из медицинской практики психоанализ, как (2) особый подход в понимании психики человека, получил более широкое толкование, и превратился, в итоге, во (3) влиятельноефилософское направление XX века, претендующее на объяснение многих личностных, социальных и культурно-исторических явлений.

Таким образом, ФРЕЙДИЗМ (психоанализ) – это учение З. Фрейда. НЕОФРЕЙДИЗМ (новый фрейдизм) – учение последователей З.Фрейда.

Основоположником психоанализа является австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Его заслуга - масштабное и глубокое изучение особой области человеческой психики – (бессознательного), которое, как он полагал, является центральным компонентом всей психики человека, в то время как разуму отводил второстепенную, подчиненную роль. Фрейд разработал новую, весьма оригинальную и необычную структуру человеческой психики. Он выделил три составных, взаимосвязанных между собой, компонента психики – «Либидо», «Эго» и «Супер-Эго».

 

ЛИБИДО («Оно») – глубинный слой психики человека, бессознательное влечение, совокупность безличных инстинктов сексуального и агрессивного содержания, основа всей человеческой деятельности. Это «кипящий котел» психической энергии, влечений, стремящихся к немедленному удовлетворению. В своей активности либидо руководствуется принципом удовольствия. Эта энергия лишена связи с внешним миром, с реальностью.

ЭГО («Я») – второй компонент психики – сфера сознательного, (в том числе разумного), личностного восприятия, отражения внешней реальности. Связанное с реальность, Эго служит посредником, связующим звеном между Либидо и реальностью, между влечением и удовлетворением. Эго руководствуется не принципом удовольствия, а требованиями реальности, оно сдерживает влечения, «неразумные» влечения бессознательного Либидо.

СУПЕР-ЭГО («Сверх-Я») – третий компонент психики, формируется в процессе социализации. Это совокупность принципов, норм, правил, законов, навязанных обществом индивиду и усвоенных им в процесс образования, воспитания, путем запретов и поощрений. Это и «страж» порядка в психике, и «строгий контролер», и «совесть» индивида, согласующий деятельность всех компонентов психики, Деятельность его осуществляется в основном бессознательно, или точнее надсознательно. То, что внушалось когда-то обществом неоднократно на сознательном уровне, становиться внутренним, неосознаваемым, обязательным требованием, нормой для Супер-Эго. Этот компонент психики выполняет роль общественного цензора.

Вся система психики, по Фрейду, функционирует следующим образом: из самих ее глубин стремятся вырваться наружу влечения, стремления к удовольствиям (Либидо). Однако на своем пути они встречают «контролера» в виде Супер-Эго. Если влечения, желания Либидо не отвечают требованиям реальности (Я) (не соответствуют нормам морали, права и т.д.), то они блокируются Супер-Эго и вытесняются обратно в сферу бессознательного. Вытесненная, не прошедшая контроль энергия Либидо не успокаивается и ищет выход наружу. Тогда бессознательное, на место вытесненного желания, посылает взамен эту энергию в другом виде, в виде «символа-заменителя», освободив его от явного сексуального и агрессивного характера. Например, сексуальное может принять форму искусства, поэзии, а агрессивное в виде спортивных, политических или иных занятий. Этот процесс Фрейд называет сублимацией. СУБЛИМАЦИЯ – процесс трансформации, преобразования энергии Либидо в иную, «приличную» форму, освобожденную от внешней, видимой сексуальности и агрессивности.

Таким образом, культурный человек, по Фрейду, в отличие от животных, может владеть своими желаниями и страстями и сознательно управлять ими. Это и есть человеческая культура, но какова ее природа? Выходит так, что вся человеческая культура – это результат сублимированной сексуальной и агрессивной энергии бессознательного и человек в свих устремлениях, целях, поступках руководствуется не разумом, а бессознат6льными порывами Либидо. Они вырабатывают формы или идеи, имеющие схематический характер и составляющие основу всех представлений человека. Эти формальные образцы поведения, присущие всему человечеству, в реальной жизни соответствуют стереотипам сознательной деятельности человека. Их называют архетипами. Архетипы действую в человеке инстинктивно.

К.Г.Юнг, другой представитель фрейдизма, выделял индивидуальное и коллективное бессознательное. Индивидуальное – отражает личностный опыт отдельного человека, коллективное – это общечеловеческий опыт, характерный для всех народов и рас. Он представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого, а также дочеловеческое, животное состояние. Оно зафиксировано в мифологии, в народном эпосе, в религиозных верованиях и проявляются, выходят на поверхность у современного человека через сновидения.

НЕОФРЕЙДИЗМ – последователи Фрейда и Юнга (А.Адлер, К.Хорни, Э.Фром) стремились на основе базовых идей фрейдизма объяснить социальное устройство жизни людей.

 

Согласно Адлеру, индивид переживает чувство неполноценности или малоценности из-за собственных недостатков в своей природе и развитии. Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердиться среди других, он актуализирует свою творческую потенцию. Эта актуализация выступает как своеобразная реакция на чувство неполноценности. Она носит название компенсации или сверхкомпенсации. На ее основе «вырастают» крупные личности, великие люди, обладающими исключительными способностями.

К.Хорни считал основным побудительным мотивом личности стремление к безопасности, постоянно рождающееся из состояния страха индивида. Чувства тревоги и беспокойства являются основными для поведения людей и постоянно сопровождают человека на протяжении всей их жизни.

Э.Фром пытался соединить идеи З.Фрейда, К.Маркса и экзистенциализма – (фрейдомарксизм). Он считал, что в личности нет ничего прирожденного, а все его психические проявления – это следствия погруженности личности в различные социальные обстоятельства. Человек существо противоречивое. С одной стороны он является носителем огромных потенциальных возможностей, а с другой – он не в состоянии их реализовать в силу кратковременности своего существования. Человек не может избежать этих противоречий, но реагирует на них по-разному – в соответствии со своим характером и культурой.

Таким образом, фрейдизм в философии и возник как вполне рациональное учение, стремящееся объяснить поведение и особенности культуры человека. Однако далее это учение было истолковано в иррационалистической плоскости. Взяв за основу человеческой мотивации бессознательное, они в итоге пришли к мысли о принципиальной необъяснимости человеческой деятельности, мистической сущности сексуальной свободы, о некоем негативном разуме человечества, и о несостоятельности человеческого разума. Фрейдизм и неофрейдизм оказали и продолжают оказывать значительное влияние на всю современную философию и культурологию.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое постклассическая философия?

 

2. Что такое экзистенция и экзистенциализм?

3. Каковы основные понятия и проблемы экзистенциализма?

4. Что означает понятие «пограничная ситуация» в экзистенциализме?

5. Что такое психоанализ и какова его связь с философией?

6. Как характеризуется человеческая психика в интерпретации З.Фрейда?

7. Что означают понятия «Либидо», «Эго», «Супер-Эго», «сублимация»?

8. Какие новые идеи характерны для неофрейдизма?

9. Каково влияние психоанализа на европейскую философию и культуру?

 

 

Тема 2.10. Философия и национальное самосознание. Фило­софская мысль Беларуси. Русская философия.

 

 

Вопросы для подготовки

 

2.10.1. Белорусская философская и общественно-политическая мысль:

основные идеи представители

2.10.2. Русская религиозная философия XIX-XX вв.: отличительные

особенности, основные проблемы и представители

 

 

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ:

ФЛОРИГЕЛИИ, ПРОСВЕТИТЕЛИ, «БЕЛАРУСКI ШЛЯХ», «РУССКАЯ ИДЕЯ», СОБОРНОСТЬ, БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО, КОСМИЗМ

 

 

2.10.1. Белорусская философская и общественно-политическая мысль:

Date: 2015-10-19; view: 1156; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию