Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 3. Криминалистическая тактика





Тема №12. Тактика следственного осмотра и освидетельствования. Особенности осмотра в условиях учреждения УИС.

Учебные вопросы для самостоятельного изучения темы:

1. Понятие и виды осмотра места происшествия по сообщениям о преступлениях, совершаемых в исправительных учреждениях.

2. Процессуальный порядок производства осмотра места происшествия по сообщениям о преступлениях, совершаемых в исправительных учреждениях.

3. Тактика производства осмотра места происшествия по сообщениям о преступлениях, совершаемых в исправительных учреждениях.

3.1. Подготовительный этап осмотра места происшествия по сообщениям о преступлениях, совершаемых в исправительных учреждениях.

3.2. Непосредственное производство осмотра места происшествия по сообщениям о преступлениях, совершаемых в исправительных учреждениях.

3.3. Фиксация осмотра места происшествия по сообщениям о преступлениях, совершаемых в исправительных учреждениях.

 

Содержание заданий, подлежащих выполнению в часы самостоятельной подготовки:

1. Изучить учебное пособие, рекомендованное в качестве основного источника: «Работа со следами на месте происшествия преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях», в соответствии с учебными вопросами для самостоятельного изучения.

2. Ответить в устной форме на следующие вопросы:

§ Каковы сущность, цели, задачи и виды следственного осмотра?

§ Какие этапы и стадии осмотра места происшествия вы знаете?

§ Кто может участвовать в осмотре места происшествия в исправительных учреждениях? Каким процессуальным статусом могут обладать эти лица?

§ Какие технические средства могут применяться при осмотре места происшествия в исправительных учреждениях?

§ Какие требования предъявляются к протоколу осмотра места происшествия?

§ В чем заключается сущность освидетельствования?

§ Какие тактические приемы осмотра трупа на месте его обнаружения вы знаете?

 

Примерный план практического занятия:

1.Повторить учебные вопросы для самостоятельного изучения в вопросно-ответной форме.

2. Проанализировать протоколы осмотра места происшествия, предлагаемые преподавателем с целью выявления процессуальных и криминалистических ошибок, определения тактических приемов.

3. Осмотреть имитированное место происшествие по группам: спальное помещение несовершеннолетних осужденных, спальное помещение взрослых осужденных, комната для приема пищи осужденных.

По результату осмотра каждая группа должна составить протокол и схему осмотра места происшествия.

 

Материальное обеспечение:

1. Протоколы осмотра места происшествия.

2. Манекен трупа.

3. Учебные пособия с иллюстрациями.

4. Технические средства для работы со следами в ходе осмотра места происшествия.

5. Процессуальные бланки.

6. УПК РФ.

 

Методические рекомендации для самостоятельного изучения темы:

Для качественного изучения темы, слушателям необходимо повторить изученный материал по уголовно-процессуальному праву: «Участники уголовного судопроизводства», «Следственные действия», а именно: ст.ст. 38-41, 176-180 УПК РФ, т.к. основой (фундаментом) криминалистической тактики уголовно-процессуальные основы производства следственных и иных процессуальных действий. После чего следует приступить к изучению учебных вопросов, в соответствии с основными рекомендуемыми источниками. При раскрытии учебных вопросов, слушателям желательно ознакамливаться с материалами судебно-следственной практики (протоколами осмотра места происшествия, которые имеются на кафедре в достаточном количестве), приводить примеры из практической деятельности сотрудников исправительных учреждений, выявляя и анализируя уголовно-процессуальные, криминалистические ошибки.

Рекомендуемые источники:

Основные:

1. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007.

2. Кабанова Ж.Ю., Кремлев М.В. Работа со следами на месте происшествия преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях.- Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2012.- 58с.

Дополнительные:

1. Мамонов В.С. О фиксации результатов осмотра места происшествия // Российский следователь. – 2005. – № 11.

2. Ялышев П.С. Измерения при проведении осмотра места происшествия // Вестник криминалистики. – Вып. 1(21). – М.: Спарк, 2007. – С. 77-83.

3. Яблоков Н.П. Криминалистика: учебник для вузов и юридических факультетов. 3-е изд., перераб. и дополн. – М.: ЛексЭст, 2006.

 

Тема №13. Тактика допроса и очной ставки. Особенности допроса осужденных лиц.

Учебные вопросы для самостоятельного изучения темы:

1. Понятие и виды допроса осужденных лиц.

2. Подготовительный этап допроса осужденных лиц.

3. Тактические приемы допроса осужденных лиц.

4. Фиксация допроса.

5. Особенности производства очной ставки осужденных лиц.

 

Содержание заданий, подлежащих выполнению в часы самостоятельной подготовки:

1. Повторить нормы УПК РФ (ст. 164, 166, 173, 174, 187-192, 282, 285-279).

2. Изучить учебные вопросы, воспользовавшись рекомендуемыми источниками.

3. Изучить гл. 3 «Тактика производства допроса осужденных лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях» учебного пособия: Синкин К.А., Кабанова Ж.Ю., Брыляков С.П. «Производство неотложных следственных действий в уголовно-исполнительной системе», 2011г.

4. После проведения практического занятия составить протокол допроса.

 

Примерный план проведения практического занятия:

1. Разобрать учебные вопросы, подлежащие для самостоятельного обучения.

2. Проанализировать, предложенные преподавателем протоколы допроса и очной ставки, выявить уголовно-процессуальные и криминалистические ошибки, опускаемые сотрудниками правоохранительных органов.

3. Отработать навыки по составлению планов допроса исходя из следственной ситуации.

4. Отработать навыки применения тактических приемов при допросе осужденных лиц, исходя из следственной ситуации, используя метод «деловая игра».

5. Отработать навыки фиксации допроса, очной ставки в протоколе и с помощью технических средств.

 

Материальное обеспечение:

1. УПК РФ.

2. Процессуальные бланки протокола допроса.

3. Протоколы допросов и очной ставки.

4. Диктофон, видеокамера.

5. Основные рекомендуемые источники.

 

Методические рекомендации для самостоятельного изучения темы:

Для изучения темы слушателям, в первую очередь, рекомендуется повторить уголовно-процессуальные аспекты производства допроса и очной ставки, воспользовавшись УПК РФ, затем приступать к изучению учебных вопросов, используя основные рекомендуемые источники. Изучая первый учебный вопрос, слушатели должны обратить внимание на классификацию допроса осужденных лиц, которая имеет немаловажное значение как в ходе подготовки к допросу, так и при непосредственном его проведении. Так, тактика допроса впервые осужденного лица, отличается от тактики допроса осужденного-рецедивиста; тактика допроса осужденного потерпевшего отличается от тактики допроса осужденного подозреваемого. Поэтому, рассматривая классификацию допроса осужденных лиц, следует учесть, что его можно классифицировать по нескольким основаниям:

-уголовно-процессуальному: в зависимости от процессуального статуса лица;

- уголовно-правовому: в зависимости от вида наказания;

- уголовно-исполнительному: в зависимости от вида исправительного учреждения;

- пенитенциарному: в зависимости от характеристики в период отбывания наказания осужденным;

криминалистическому. Предложенные основания являются вопросом дискуссионным, и может быть слушателями изменен.

Изучая второй учебный вопрос, слушателям рекомендуется повторить изученный материал по темам: «Криминалистическое изучение личности и его значение при раскрытии и расследовании пенитенциарных преступлений»; «Ситуационный подход в деятельности по раскрытию и расследованию преступлений, рассмотрению и разрешению уголовных дел в суде. Криминалистические версии и основы планирования раскрытия и расследования пенитенциарных и других видов преступлений», т.к. при подготовке к допросу (очной ставки), лицо, производящий допрос, должен изучить личность допрашиваемого лица, оценить следственную ситуацию, выдвинуть криминалистические версии, произвести другие подготовительные действия, которые могут повлиять на результат допроса.

В целом, для изучения темы необходимо прочитать гл. 3 «Тактика производства допроса осужденных лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях» учебного пособия: Синкин К.А., Кабанова Ж.Ю., Брыляков С.П. «Производство неотложных следственных действий в уголовно-исполнительной системе», 2011г.

 

Рекомендуемые источники:

Основные:

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

2. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007.

3. Синкин К.А., Кабанова Ж.Ю., Брыляков С.П. Производство неотложных следственных действий в уголовно-исполнительной системе: учебное пособие / ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России. – Новокузнецк, 2011.- 40с.

 

 

Тема № 15. Тактика предъявления для опознания, следственного эксперимента и проверки показаний на месте в условиях учреждения УИС.

Учебные вопросы для самостоятельного изучения темы:

1. Уголовно-процессуальная характеристика предъявления для опознания, следственного эксперимента и проверки показаний на месте.

2. Особенности предъявления для опознания осужденных лиц.

3. Криминалистическая характеристика следственного эксперимента.

4. Тактика проверки показаний на месте.

Содержание заданий, подлежащих выполнению в часы самостоятельной подготовки:

1. Изучить учебные вопросы.

2. Повторить ст. ст. 181,193,194, 288,289 УПК РФ.

3. Разделившись самостоятельно на группы, подготовить производство предъявления для опознания предметов (например, сотовые телефоны, часы), живых лиц.

 

Примерный план практического занятия:

1. Разобрать учебные вопросы, подлежащие для самостоятельного обучения.

2. Отработать криминалистические навыки по проведению предъявление для опознания, следственного эксперимента, используя метод «деловая игра».

 

Материальное обеспечение:

1.УПК РФ.

2. Процессуальные бланки протоколов предъявления для опознания, следственного эксперимента, проверки показаний на месте.

3. Видеокамера.

 

Методические рекомендации для самостоятельного изучения темы:

Для изучения темы слушателям, в первую очередь, рекомендуется повторить уголовно-процессуальные аспекты производства предъявления для опознания, следственного эксперимента, проверки показаний на месте, воспользовавшись УПК РФ, после чего приступить к изучению учебных вопросов, используя основные рекомендуемые источники. При исследовании теоретического материала следует помнить, что подготовка к следственному действию порой занимает длительное время, нежели его непосредственное производство, т.к. с криминалистической позиции любое следственное действие имеет структуру в соответствии с которой следует производить процессуальное действие: подготовка к следственному действию, непосредственное производство и его фиксация. При подготовке к следственному действию необходимо, в первую очередь, выбрать цель проведения следственного действия, изучить личность с кем планируется проводить процессуальное действе, определить его вид, используя криминалистическую классификацию, правильно выбрать время и место проведения следственного действия, осуществить другие организационные мероприятия. Как правило, при подготовке к производству следственного действия составляется план. Поэтому, при выполнении третьего задания в часы самостоятельной подготовки, слушателям письменно в тетрадях следует составить план производства предъявления для опознания предметов, живых лиц, исходя из следственной ситуации и фабулы преступления, которые обучающиеся могут составить самостоятельно с практико-ориентированным направлением уголовно-исполнительной системы или обратиться к преподавателю

Рекомендуемые источники:

Основные:

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

2.Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007.

 

Раздел 5. Криминалистическая методика раскрытия и расследования отдельных видов преступлений.

 

Тема №17,18. Общие положения криминалистической методики. Теоретические основы и практика раскрытия и расследования преступлений, совершаемых в учреждениях УИС. Методика расследования убийств и причинения вреда здоровью, совершаемых в учреждениях УИС.

Учебные вопросы для самостоятельного изучения:

1.Криминалистическая характеристика убийств, совершаемых в учреждениях УИС.

2. Тактика проверки сообщений об обнаружении трупа в учреждениях УИС.

3. Типичные следственные ситуации и пути их разрешения при расследовании убийств, совершаемых в учреждениях УИС.

4. Тактика проверки сообщений о причинении вреда здоровью, совершаемых в учреждениях УИС.

5. Тактика производства неотложных следственных действий при расследовании причинения тяжкого вреда здоровью.

 

Содержание заданий, подлежащих выполнению в часы самостоятельной подготовки:

1. Повторить ст. 105, 111, 112, 115 УК РФ.

2. Повторить теоретические основы уголовно-процессуального права: «возбуждение уголовного дела», «неотложные следственные действия», «предварительное расследование» - УПК РФ.

3. Повторить Приказ от 11 июля 2006г. № 250 «Об утверждении инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях».

4. Изучить учебные вопросы, воспользовавшись рекомендуемыми источниками.

5. Ознакомится с фондовой лекцией: «Теоретические основы построения частных методик раскрытия и расследования преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях / Кабанова Ж.Ю. – Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2012.

6. Выполнить практические задания.

 

Примерный план проведения практического занятия:

1. Разобрать учебные вопросы, подлежащие для самостоятельного обучения.

2. Составить план проверки сообщений в ситуации «обнаружен труп осужденного в спальном помещении исправительного учреждения».

3. Составить планы производства неотложных отдельных следственных действий в ситуации: «осужденный причинил вред здоровью другому осужденному, путем нанесения удара неизвестным колюще-режущим предметом в брюшную часть тела».

Практические задания:

1. 12.03.10 в 17:00 из медицинской части ИК №3 в дежурную часть поступило сообщение об обращении осужденного П. с жалобами на многочисленные повреждения. В ходе осмотра было установлено, что у осужденного П. перелом лучевой кости правой руки, ссадины. В своем объяснении он написал, что неудачно упал на лестничном пролете и сломал руку, пояснить что-либо по поводу синяков он не смог.

Из объяснений других осужденных следует, что в послеобеденное время у П. был конфликт с осужденным М., однако чем он закончился они не видели.

1) Выдвинете общие и частные криминалистические версии и определите следственные ситуации.

2) Следует ли по данному факту проводить проверку сообщений о преступлении?

3) Если – да, составьте план проверки сообщений о преступлении.

 

2. На производственной зоне ИК оперативным дежурным в бессознательном состоянии был обнаружен осужденный У., которого доставили в медицинскую часть учреждения.

В ходе осмотра было установлено, что у осужденного У. сломано два ребра и порвано легкое. Осужденный был этапирован в больницу.

На одежде у осужденного У. обнаружен след обуви белого цвета похожего на известь. Установлено, что в этот день на производственной зоне работало 15 осужденных, 5 из которых занимались побелкой цеха.

1) Выдвинете общие и частные криминалистические версии и определите следственные ситуации.

2) Следует ли по данному факту проводить проверку сообщений о преступлении?

3) Если – да, составьте план проверки сообщений о преступлении.

 

3. 17.01.11 в 23:00 от осужденного поступило заявление о том, что его избили двое осужденных, лиц которых он не видел. Все произошло в помещении отряда №1 после отбоя.

Из объяснения осужденного следует, что изначально он пытался оказать сопротивление и поцарапал лицо одному из нападавших, и разбил нос до крови другому. В ходе осмотра места происшествия на полу были обнаружены пятна бурого цвета.

1) Составьте криминалистическую характеристику совершенного преступления.

2) Какие общие и частные версии могут быть выдвинуты?

3) Составьте план производства неотложных следственных действий.

 

Материальное обеспечение:

1.УПК РФ.

2. УК РФ.

3. Основные рекомендуемые источники.

 

Методические рекомендации для самостоятельного изучения темы:

Для изучения темы слушателям необходимо воспользоваться лекционным материалом по теме № 27 «Общие положения криминалистической методики. Теоретические основы и практика раскрытия и расследования преступлений, совершаемых в учреждениях УИС» и фондовой лекцией «Теоретические основы построения частных методик раскрытия и расследования преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях». Кроме того, слушателям при подготовке к теме следует использовать знания, полученные в ходе изучения уголовного права, уголовного процесса, оперативно-розыскной деятельности, изученные, ранее разделы криминалистики, т.к. именно методика раскрытия, расследования отдельных видов преступлений сосредотачивает в себе все вышеперечисленное[3].

 

Рекомендуемые источники:

Основные:

1.УК РФ.

2.УПК РФ.

3. Приказ от 11 июля 2006г. № 250 «Об утверждении инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях».

4. Кабанова Ж.Ю. Теоретические основы построения частных методик раскрытия и расследования преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях. – Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2012.

Дополнительные:

1. Брыляков С.П. Установление оснований для возбуждения уголовного дела о преступлениях, совершаемых в местах лишения свободы: учебно-практическое: учебно-практическое пособие. – Новокузнецк: ФГОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России- 2009.

 

 

Тема № 23. Методика расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в учреждениях, обеспечивающих изоляцию от общества.

Учебные вопросы для самостоятельного изучения темы:

 

1.Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

2. Тактика проведения проверки сообщений о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, совершаемых в местах отбывания наказания.

3. Особенности расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в местах лишения свободы.

 

Содержание заданий, подлежащих выполнению в часы самостоятельной подготовки:

1. Повторить ст. 228-229 УК РФ.

2. Повторить Приказ от 11 июля 2006г. № 250 «Об утверждении инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях».

3. Повторить теоретические основы уголовно-процессуального права: «возбуждение уголовного дела», «неотложные следственные действия», «предварительное расследование» - УПК РФ.

4. Изучить учебные вопросы, воспользовавшись рекомендуемыми источниками.

 

Примерный план проведения практического занятия:

1.Разобрать учебные вопросы, подлежащие для самостоятельного обучения.

2. По предложенной преподавателем фабуле составить план проведения проверки сообщений о преступлении.

3. Отработать навыки по назначению судебно-химической экспертизы.

Содержание заданий, подлежащих выполнению в часы самостоятельной подготовки:

1. Повторить ст. 228УК РФ.

2. Повторить Приказ от 11 июля 2006г. № 250 «Об утверждении инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях».

3. Повторить теоретические основы уголовно-процессуального права: «возбуждение уголовного дела», «неотложные следственные действия», «предварительное расследование» - УПК РФ.

4. Изучить учебные вопросы, воспользовавшись рекомендуемыми источниками.

Материальное обеспечение:

1.УПК РФ.

2. УК РФ.

3. Основные рекомендуемые источники.

 

Рекомендуемые источники:

Основные:

1.УК РФ.

2.УПК РФ.

3. Приказ от 11 июля 2006г. № 250 «Об утверждении инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях».

4. Кабанова Ж.Ю. Теоретические основы построения частных методик раскрытия и расследования преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях. – Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2012.

Дополнительные:

1. Брыляков С.П. Установление оснований для возбуждения уголовного дела о преступлениях, совершаемых в местах лишения свободы: учебно-практическое: учебно-практическое пособие. – Новокузнецк: ФГОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России- 2009.

 

Date: 2015-10-19; view: 656; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию