Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретическая база и методологические основы





 

В основе любого исследовательского процесса лежат определенные концепции, идеи, теории, методологические принципы, подходы, а также комплекс применяемых методов и методик. Для качественного выполнения работы и оформления полученных результатов необходимо четко представлять себе суть и взаимосвязь таких основных понятий, как методология, метод и методика. Взаимосвязь этих понятий определяется их определением.

Методика – конкретная реализация метода на основе конкретного материала и процедур.

Метод – совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике.

Методология ­ совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо науке; область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически преобразующей деятельности.

При описании теоретической базы исследования следует привести те положения, идеи, концепции, теории, на которые опирается исследование, и сопроводить каждый выделенный компонент указанием авторов научных трудов и других работ. Для этого рекомендуется использовать схему, приведенную на рисунке 1.

Рисунок 1. ­– Схема описания теоретической базы исследования

Методологической основой исследования являются те методологические принципы, приемы и подходы, на которых базируется проведение исследования. Описание методологической основы исследования обычно начинается словами: "Основой методологии исследования является подход…, а также принципы…".

Теоретическая база и методологические основы исследования излагаются во введении дипломной работы.

Основой методологии исследования являются отдельные элементы системного подхода, способствующие выработке эффективной стратегии исследования объектов изучения в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Успешность выполнения работы во многом определяется правильностью выбора совокупности методов исследования, позволяющих решить поставленные задачи и достичь цели. Применение в исследовании тех или иных методов должно быть обоснованным, методы должны дополнять друг друга, быть взаимосвязанными и объединенными на основе принципов системности. Выбранная совокупность методов исследования является уникальной для каждого исследования.

В научной литературе существует множество различных классификаций методов исследования по различному основанию, например, выделяют:

- экспериментальные методы, методы обработки эмпирических данных, методы построения научных теорий и их проверки, методы изложения научных результатов;

- всеобщие (философские), общенаучные и специальные (конкретно-научные) методы;

- методы качественного и количественного изучения реальности.

Классификация методов исследования по степени общности и широте применения приведена на рисунке 2.

В научном познании выделяют эмпирические и теоретические исследования.

Эмпирическое исследование направлено непосредственно на реальный объект исследования и опирается на данные наблюдения и эксперимента. В его задачи входит сбор, накопление и первичная обработка данных опыта, фиксация фактов, внешних общих признаков исследуемых объектов.

Рисунок 2. – Классификация методов научного исследования

 

В теоретическом исследовании центральное место занимает деятельность, связанная с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки, работа с различными концепциями и моделями.

Оба этих вида исследования взаимосвязаны и предполагают друг друга в целостной структуре научного познания.

В соответствии с видом научно-познавательной деятельности общенаучные методы обычно делят на три группы: методы эмпирического исследования, методы теоретического исследования, методы, используемые как в эмпирическом, так и в теоретическом исследовании.

Наблюдение - это метод научного познания, опирающийся на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. Под наблюдением за исследуемыми объектами понимается сбор данных посредством регистрации событий, действий, а также их предварительное описание. При использовании наблюдения получают информацию о свойствах и отношениях исследуемых объектов. Наблюдение применяется, когда вмешательство в естественное течение процесса не допустимо.

Сравнение - это установление сходства и различия предметов и явлений действительности. При этом должно выполняться два основных требования:

– сравниваться должны только те предметы и явления, между которыми может существовать определенная объективная общность;

– сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным признакам.

Измерение - это процедура определения численного значения некоторой величины путем её сравнения с эталоном.

Эксперимент представляет собой процесс изучения объекта (явления) в специально созданных, управляемых условиях и позволяющий наблюдать, сравнивать и измерять его свойства, устанавливать их зависимость от внешних воздействий.

Восхождение от абстрактного к конкретному - согласно данному методу мышление восходит от конкретного в действительности к абстрактному в мышлении и от него - к конкретному в мышлении. В этом случае процесс познания разбивается на два этапа:

На первом этапе происходит переход от чувственно-конкретного, от конкретного в действительности к абстрактным определениям. Единый объект разделяется, описывается при помощи суждений и понятий, превращается в совокупность зафиксированных мышлением абстракций.

Второй этап - это восхождение от абстрактного к конкретному. Происходит переход от абстрактных определений объекта к конкретному в познании и мышлении. Исходная целостность объекта восстанавливается во всей многогранности, но уже в мышлении.

Идеализация - это мысленное конструирование идеальных объектов, которые не существуют в действительности.

Формализация - метод изучения разнообразных объектов путем отображения их содержания и структуры в знаковой форме какого-либо искусственного языка.

Аксиоматический метод - способ построения научной теории, при котором ряд утверждений принимается без доказательства, а все остальное знание выводится из них по определенным логическим правилам.

Абстрагирование состоит в мысленном отвлечении от несущественных связей, свойств, отношений и выделении сторон предметов, явлений, интересующих исследователя.

Анализ представляет собой разложение целого на составные части, т.е. выделение признаков предмета для изучения их в отдельности как части единого целого.

Синтез - метод научного познания, который состоит в объединении отдельных частей предмета в единое целое.

Анализ и синтез представляют собой единство противоположностей.

Аналогия является методом научного познания, в котором знание о предметах и явлениях приобретается на основании того, что они имеют сходства с другими.

Индукция - умозаключение от частного к общему, когда на основании знания об отдельных предметах класса формулируется общий вывод о классе в целом.

Дедукция - умозаключение от общего к частному, когда вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего множества.

Моделирование - исследование объектов познания на их моделях. Модель должна соответствовать объекту познания в изучаемых свойствах, но может отличаться по ряду некоторых признаков, что обуславливает удобство модели при исследовании изучаемого признака или объекта. Моделирование может быть предметным, физическим, знаковым, математическим, логическим и др. В силу многозначности понятия "модель" в науке и технике существуют различные подходы к классификации видов моделирования.

Обобщение - определение общего понятия, в котором находит отражение основное, характеризующее объекты данного класса.

В исследованиях, выполняемых в образовательном процессе, широко используются как общенаучные методы исследования, адаптированные к конкретному исследованию, так и специальные методы, которые определяются характером предмета исследования, поставленными целью и задачами.

Под научной новизной результатов понимаются теоретические положения, которые сформулированы и обоснованы автором впервые, ранее в такой форме не были известны, либо научно обоснованные технические, технологические или иные решения, имеющие значение для практики и которые ранее не применялись.

Наиболее распространенными формами результатов исследований в исследовательских работах являются следующие:

- тенденции, закономерности;

- принципы, правила;

- формализованное описание, математические модели;

- способы, подходы, методики;

- научно-обоснованные требования, характеристики, критерии, показатели, проектные решения;

- модели информационных систем;

- алгоритмы;

- инструментальные средства;

- учебно-методические комплексы;

- научно-обоснованные рекомендации;

- положения, регламенты, инструкции, планы.

Новые знания, получаемые в большинстве исследовательских работ, например, по направлению подготовки «Информационные системы в культуре», относятся к области прикладных исследований. Часто они связаны с обоснованием методологических, технологических и технических решений, отвечающих потребностям организаций; с адаптацией и конкретизацией известных в теории и практике подходов, методологий в области проектирования, разработки, внедрения, сопровождения и развития информационных систем; с распространением применения или комплексным использованием известных в культурологической теории или теории менеджмента методов и подходов на сферу ИТ-проектов.

Элементы научной новизны должны быть четко и аргументировано изложены в виде совокупности научных/научно-методических положений и обобщений и оценены в сравнении с известными научными результатами других авторов в данной области. Для этого в процессе исследования необходимо изучить и проанализировать лучшие практики, известные научные достижения, научные труды, аналитические исследования по выбранной проблематике.

Формулируя элементы научной новизны, необходимо соотнести их с поставленными задачами, т.е. указать, что выявлено, определено, обосновано, разработано, показать сущность нового результата и его отличие от ранее известных. Например, отличительными признаками элементов научной новизны модели могут быть новые ограничения и допущения, применение модели в новой предметной области, введение новых элементов, блоков, взаимосвязей.

При формулировании результатов исследования необходимо показать их практическую значимость.

Практическая значимость результатов исследования:

- отражает их вклад в практику,

- показывает, что могут дать результаты для практики или что уже дали,

- характеризуется оценкой эффективности.

Например, в работах, выполняемых в образовательном процессе по направлению подготовки «Информационные системы в культуре», практическая значимость результатов может проявляться в разработке:

- практических рекомендаций, предложений для конкретного предприятия, группы предприятий или отрасли, госструктур;

- научно-практических и научно-методических рекомендаций для ИТ-проектов;

- предложений по методикам ИТ-образования персонала предприятий и компаний;

- технологий, инструментальных средств для конкретного предприятия, группы предприятий или отрасли, госструктур.

 

Date: 2015-10-19; view: 2436; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию