Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие рекомендации





 

Для многих учащихся составление устных высказываний представляется одним из наиболее простых заданий, поскольку темы, предлагаемые на экзамене, известны заранее и дают возможность использовать готовые высказывания на похожие темы в интернете. Студенты выучивают их наизусть, особо не заботясь о деталях. Для некоторых учащихся устные высказывания кажутся камнем преткновения на пути к заветной оценке и вызывают много отрицательных эмоций. Есть категория студентов, легко справляющаяся с устными заданиями, поскольку они обладают хорошо отработанными разговорными навыками и способны в течение нескольких минут сочинить высказывание на любую тему. В любом случае презентация подготовленного высказывания может оказаться не столь простой или, наоборот, сложной задачей, если учесть определённые рекомендации по его составлению.

Подготовка к презентации темы должна проводиться в течение всего семестра на практических занятиях, причём для более успешной отработки разговорных навыков следует начать с обсуждений не собственно экзаменационных тем, но их отдельных частей. Например, тему “Prove that London is a city of contrasts” можно начать с обсуждения ряда вопросов, которые помогли бы учащемуся в дальнейшем построить полноценное оригинальное высказывание без готовых штампов, найденных в интернете: What is a contrast? What contrasts do you know? Is it good or bad to have life full of contrasts? Could almost any modern city be called a city of contrasts? Тему “Healthy food. Diets. Why do so many people have digestive troubles and ulcer nowadays?” всегда имеет смысл вводить с обсуждения статей о здоровом питании и диетах, рекомендуемых специалистами в различных целях. Для студентов, привыкших любую тему рассматривать с позиции «как-нибудь выкручусь», нелишне будет напомнить, что для отличной оценки необходима информативность высказывания, как в примере с последней темой, где требуется точное представление о том, что такое здоровая пища, какие проблемы могут быть связаны с пищеварительной системой, каковы причины их возникновения, каковы симптомы язвы, гастрита и т.д. Если в теме “A sport fan (your relative, friend or groupmate) has told you about his / her previous week-end” учащийся описывает теннисный матч, в котором участвовал его друг, то и это высказывание предполагает набор следующих словосочетаний: “to hit a ball”/ “to strike a ball”, “to end in a draw”, “to drop a ball”, “loss of service”, а также хотя бы косвенных ссылок на правила игры. Иными словами, даже на уровне удовлетворительной презентации требуется знание некоторых терминов и владение конкретной информацией. Всё это достигается благодаря регулярной работе с текстами, статьями, упражнениями и никак не должно сводиться к презентации в духе “it is good to eat vegetables” или “it was a very interesting game”.

Практически любая тема на втором курсе позволяет учащемуся расширить границы своих рассуждений, не замыкаясь, собственно, на прямом ответе на поставленный вопрос. Как в вышеприведённом примере с темой “Prove that London is a city of contrasts”, где предлагалось обсудить понятие контраста и его положительных и отрицательных аспектах, так и в любой другой теме, кажущейся на первый взгляд простой и предсказуемой, всегда есть возможность взглянуть на вопрос с неожиданной стороны. Такой подход развивает творческое мышление и позволяет составлять действительно отличные высказывания. Однако тут ещё раз следует обратить внимание на правило первое (содержание высказывания должно соответствовать теме) и правило третье (высказывание должно быть логичным). То есть учащийся не должен забывать о ключевых словах в теме (“contrasts of London”), и его дополнительные рассуждения, с точки зрения структуры высказывания, должны быть или введением, или выводом и по объёму не превышать рассуждения на «ключевую» тему. Насколько далеко не хотелось бы уйти в размышлениях о жизни среди контрастов, главной здесь остаётся тема «Контрасты Лондона», остальное – дополнение к ней.

Если обратиться к темам третьего и четвёртого семестров, то нельзя не заметить в большинстве из них сочетание трёх различных типов высказывания – высказывание, имеющее целью проинформировать слушателя (information speech), высказывание, имеющее целью описать воображаемую ситуацию (situation speech), и высказывание, имеющее целью выразить точку зрения говорящего (point-of-view speech). Одна и та же тема может подразумевать комбинацию всех трёх типов высказывания. Например, тема четвёртого семестра “If you had a chance to enjoy a meal together with your favourite celebrity (film-star, athlete, anchor), what dishes would you like to treat him / her to? Think over the place (restaurant, your flat, McDonalds) and describe the chosen menu-items of your meal”, в которой учащийся должен проинформировать слушателя о предпочтениях знаменитости в еде и напитках, описать воображаемый обед (ресторан, музыку, вид из окна, тему беседы, качество приготовленных блюд, блюдо от шеф-повара, чаевые) и высказать собственную точку зрения: почему говорящий выбрал именно эту знаменитость, насколько реальна может быть описанная ситуация, стоит ли обсуждать за обедом серьёзные или щекотливые вопросы или стоит отложить эту дискуссию на более подходящий момент и пр.

Отдельно стоит отметить высказывание, имеющее целью выразить точку зрения говорящего. Здесь имеется ввиду не только обращение к личному опыту говорящего (“As far as I know…”, “As far as I’m concerned…”), но и к его общим представлениям о предмете. Этот тип высказывания требует определённого кругозора, поскольку в данном случае учащийся описывает своё видение проблемы, аргументирует тот или иной выбор, ссылаясь, скорее, на своё мировоззрение, а не на конкретные факты. Например, тема четвёртого семестра “Longevity. What is the average life span in our country? What do we need to live long? Would you like to live long? Why?” подразумевает именно такой вид высказывания в ответах на вопросы “Would you like to live long? Why?” Естественно, в данном случае студент не может всецело обратиться к личному опыту, но должен уметь рассуждать на тему старости и долголетия, а возможно – и смысла жизни. Не стоит опасаться, что подобные высказывания требуют от студента знаний узкоспециальной терминологии или глубинных познаний в области философии. Однако в пределах требуемого вокабуляра и имеющегося кругозора студент второго курса обязан уметь рассуждать и отвечать на вопросы.

В ходе подготовки к презентации высказывания некоторые студенты спрашивают, можно ли в высказывании, имеющем целью выразить точку зрения говорящего (point-of-view speech), использовать описание ситуации (реальной или воображаемой), т.е. “situation speech”. Заметим, что подобный приём не только не нарушит структуру высказывания, но и сделает его более аргументированным, при условии, разумеется, что описание ситуации не превратится в полноценный рассказ объёмом в двадцать предложений. Тема “Family and career. Why is it so difficult to combine them? Which of them would you choose, and why?” нисколько не потеряет, если учащийся дополнит высказывание следующим примером: “Most women find it almost impossible to combine family and career. I used to share their point of view as both family and career require too much time and energy. However, one of my mother’s friends managed to become a successful business woman, wife and even mother. At first, she always complained of her inability to do household chores and draw up some design projects which her manager demanded of her every week. She was going to divorce because it was difficult to stand strain of family life and office work at the same time. But when she got aware that she didn’t want to lose the things she valued most in her life, she learnt to allocate her time and devote herself equally to career and family. Everything depended on her will, discipline and patience”. В данном случае короткое описание ситуации, взятой из жизни, удачно дополняет рассуждение, и далее говорящий может продолжить высказываться о необходимости работать над собой, если человек стремится добиться успеха в работе и семье.

Говоря о структуре, отметим, что, в целом, любое высказывание состоит из трёх частей: введение (introduction), основная часть (body) и вывод (conclusion). Для удачной презентации надо помнить, что логичное, связное, законченное высказывание требует умения использовать определённые слова и словосочетания, помогающие расставлять смысловые акценты в речи и максимально логично выстраивать структуру всего высказывания. Приведём примеры таких слов и словосочетаний:

 

 

Introduction I’m going to talk about … Let me start with… This topic is quite interesting / difficult to discuss… This topic is devoted to … I’d like to concentrate / focus my speech on questions of… In this topic, I’d like to consider / to discuss… This topic deals with… There are no definite answers to the questions given in the topic, so I’d like to represent several points of view… The idea / statement given in the topic is quite disputable / questionable…
Body First…second…third… One example… a second example… One reason… another reason… The first point… the second point… The first thing to be discussed is … Another question which arises is… The next issue is… On the one hand…on the other hand… As for… Besides… Moreover… Also… Another reason is … Additionally… Furthermore… What’s more… Turning now to the question of… The last subject I’d like to discuss is… By the way… Finally… / Lastly… The final point to consider is… Last but not least…
Conclusion To sum up… / Summing up… / In sum… / To summarize… In conclusion… / To conclude… I would like to conclude that… To draw / to come to the conclusion I should add that… / I must say that… It’s possible / reasonable to conclude that… In general… / Generally speaking… Thus…

 

Для выражения собственной точки зрения используют следующие обороты и словосочетания:

 

Universal I think… / I believe… / I suppose… / I feel … / I reckon… To my mind… / In my opinion… / In my view… / From my point of view… My opinion is that… / My view is that… / I’m of the opinion that… My preference is … As far as I’m concerned… Surprisingly… / Obviously… / Evidently… / Ironically… It seems (to me) that… / It is important that… / It is impossible that… It’s clear that… / It’s obvious that… / It’s notable that… / It’s remarkable that… / It’s surprising that … It is worth saying that…/ It is worth mentioning… / It is worth pointing out … I’d like to point out / to emphasize / to stress / to mention / to note… I must admit… / I must confess… If you ask me… To be honest… / To tell you the truth… / To be frank … The way I see it … / As I see it… Personally I think (that) / From a personal viewpoint, I’d say…
Agreement That’s right / You’re right / They’re right Why not? Exactly / Absolutely / I couldn’t agree more I share his / her / their / your / the point of view… I share the same opinion I (thoroughly) agree that … I support the view that… I find it reasonable… / appropriate… / convenient… / sensible… I’m of the same opinion on… I suppose so / I guess so I’m in favour of it I approve of it / this
Disagreement That’s wrong / They’re not right I disagree that… I cannot share their opinion… Absolutely not / Of course not I take their point but… That’s true but… I find it wrong / dangerous / harmful / too complex / too difficult / inappropriate / inadmissible / unacceptable / totally inadequate / senseless I doubt it / that I (strongly) object to … I disapprove of it I’m not in favour of it / this I’m against it / I’m opposed to it / that

 

При составлении высказывания следует помнить, что для экзамена не требуется абсолютная и безоговорочная искренность говорящего, его подлинная биография и жизненные обстоятельства. Цель экзамена – оценить знания и умения студента, его способность грамотно высказываться на любую тему. Поэтому не стоит бояться тем, которые не соответствуют вкусам, привычкам учащегося или реальности в целом. Даже при условии, что вы не имеете подругу, которой срочно требуется заняться спортом и сесть на диету, это вовсе не означает, что тема “You are health-conscious, keep an eye on diet and go in for sports. Your close friend is against any attempts to strengthen his / her health. Try to persuade him / her to do at least morning exercises and not to overeat” должна свестись к трём предложениям, одно из которых “I must say I don’t have a friend who should lose weight”.

Соответственно, при ответах на вопросы преподавателя на первое место следует ставить грамматический и лексический состав речи, а не «исповедь». Конечно, прекрасно, если студент может искренне поделиться фактами из своей жизни и на «отлично» составить ответ на любой вопрос. Но как быть в случае, если после великолепной презентации подготовленного высказывания студент отвечает лишь “No, I don't like to play outdoor games” и “I’ve never been abroad”? Учащийся должен помнить, что преподавателя интересуют, прежде всего, не подлинные факты, а знания и навыки студента, его РЕЧЬ. Задача студента – ответить на вопросы как можно более развёрнуто, показать умение отвечать спонтанно, а не по вызубренному шаблону. Для отличного ответа недостаточно произнести “No, I don’t”. Во время ответов на вопросы преподавателя, которые следуют после презентации подготовленного высказывания, всегда есть возможность максимально раскрыть свой языковой потенциал. Для этого студент должен учесть следующие рекомендации.

Во-первых, набор слов и словосочетаний, который был приведён выше, всегда поможет не только логично построить высказывание, но и «заполнить паузы», которые неизменно возникают, когда студент собирается с мыслями. Кроме общеизвестного “Well…”, существует огромное количество более удачных вариантов: “As far as I’m concerned…”, “To tell you the truth…”, “My opinion is that…”, а также “I’m not sure as I lack experience but maybe…”, “I’ll try to answer your question though there may be other points of view / though maybe I’m wrong”, “It’s not an easy question for me to answer but I’ll try”, “To be frank, I’ve never fancied myself in these circumstances. Let me think over what you’ve asked”, “Let me think, it’s an interesting question…” и пр. При использовании данных оборотов устраняются не только ответы в духе “I don’t know” и паузы, но и попытки вставить фразы и замечания на родном языке, что совершенно недопустимо. Конечно, стоит напомнить, что умение грамотно и естественно использовать весь набор полезных оборотов достигается только посредством регулярных упражнений на практических занятиях.

Во-вторых, не бойтесь больше фантазировать. Следует делать акцент на использовании активного вокабуляра и грамотности речи, а не на «правде-неправде». Рассмотрим, к примеру, вопрос “Do you like to play outdoor games?”, неудачный ответ на который приводился выше. Следующий ответ может получить гораздо более высокую оценку и в то же время не представит особых затруднений при составлении в условиях ограниченного времени: “To be frank, I used to play tennis, badminton and volleyball in summer. All of my friends were fond of sport, and so they made me interested in it. We really enjoyed ourselves, and even children whom we didn’t know joined us. Then I got aware that sport made all people kin. Now I play outdoor games not so often, only when some of my old friends come here for summer holidays and we go to the beach or to the country. It’s a real pleasure for me to jump and kick a ball and make my muscles and joints work. I hope I’ll teach my future children to play some outdoor games as it’s more useful than sitting before the computer all days long”. Здесь использован самый простой набор слов и словосочетаний из активного вокабуляра, но ответ получился развёрнутый, информативный, завершённый, и преподаватель не будет вынужден подбирать дополнительные вопросы с целью разговорить молчаливого студента.

В-третьих, следует сочетать правдивый ответ, активный вокабуляр и общие рассуждения, которые всегда подходят для данного случая, так называемые «универсальные истины». Например, ответ на вопрос “Have you ever been abroad?” можно представить следующим образом: “No, I haven’t though I dream of going to Europe. It doesn’t matter to me if it is a package tour or not. The main thing is to see some famous sights. I’m learning English and I hope to practise it there. The best variant would be to visit London, of course, and take photos on the background of St. Paul’s Cathedral and the Houses of Parliament. Many of my friends have already been abroad and I’m eager to go there too”. Суть ответа сводится к правде – вы не были за границей, но это не мешает дополнить реплику “No, I haven’t” обычным рассуждением о ваших мечтах с использованием активных фраз “it doesn’t matter to me”, “a package tour”, “on the background of St. Paul’s Cathedral and the Houses of Parliament”.

Подводя итоги общим рекомендациям по составлению устных высказываний, добавим также некоторые рекомендации по подготовке к ответу на экзамене, когда студент уже выполнил задание №1 (перевёл предложения с русского) и получает 40 минут на работу с заданиями №2 (текст) и №3 (тема). Во-первых, не следует стараться записывать всю тему от первого до последнего предложения на листке в надежде, что это улучшит качество ответа. Достаточно плана и отдельных ключевых слов и словосочетаний. Это значительно сэкономит время подготовки и освободит от инстинктивного желания прочесть тему. Чтение темы считается грубым нарушением правил сдачи экзамена. Более того, при ответах на вопросы преподавателя возможность что-либо записать исключена, и студенту всё равно придётся показать умение говорить свободно, без подглядываний в готовые записи. И здесь станут окончательно ясны истинные умения и навыки студента.

Во-вторых, не используйте то, в чём сомневаетесь. Составление устных высказываний – творческое задание. Если вдруг от волнения вы забыли, как произнести слово, или не знаете, как грамматически правильно построить предложение, – экзамен не самое лучшее время для экспериментов. Безусловно, все сомнения должны разрешаться на занятиях и консультациях. И несомненно, материал должен быть выучен максимально хорошо. Но если по той или иной причине в процессе сдачи экзамена возникли вопросы и затруднения, не следует сознательно идти на ошибку или в ходе презентации высказывания требовать разъяснения правил. Главная задача экзамена – проверить знания, уже полученные в течение семестра. Научить и выработать навыки – задача практических занятий. Отсюда вывод: если учащийся стремится презентовать высказывание как можно более качественно, ему следует обойти «подводные камни». Тема, как и любое творческое задание, предполагает некоторые изменения, поэтому или опустите сомнительный вариант, или замените его на тот, что не вызывает проблем. В дальнейшем прилежный студент найдёт возможность выучить то, что забыл.

В связи с последней рекомендацией считаем необходимым напомнить, что богатый словарный запас – заветная мечта любого студента филологического факультета. Эта мечта заставляет некоторых студентов насыщать высказывания узкоспециальными терминами или словами со сложными фонетическими вариантами, что иной раз приводит к плачевному результату. Студент сбивается, делает ошибки, пытается в записях найти забытое слово, теряется и портит всё впечатление. В данном случае можем порекомендовать следующее: или учить материал на «отлично», или не использовать сложный материал, выбирая то, что соответствует выработанным навыкам и умениям.

 

Date: 2015-10-19; view: 374; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию