Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






К лекции № 8





Семинар № 12. Закономерности психического развития

Вопросы для самоподготовки и обсуждения:

1. Понятие развития.

2. Периодизация развития.

3. Развитие восприятия у детей.

4. Развитие мышления и речи у детей.

5. Роль игры в формировании познавательных функций и развитии личности ребенка.

 

Основные понятия: ведущая деятельность, компенсация, комплекс оживления, новообразование периода, возрастной кризис, онтогенез, референтная группа.

Процесс развития ребенка имеет свой темп и ритм, который меняется в разные годы жизни: год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве. Развитие есть цепь качественных изменений, и психика ребенка принципиально качественно отличается от психики взрослого. Каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития: так в раннем детстве в центре развития находится восприятие, в дошкольном возрасте – память, в школьном – мышление. Процесс психического развития состоит в формировании и перестройке сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, т.е. уровнем развития обобщений. Согласно теории Л.С. Выготского, высшие психические функции возникают первоначально как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь потом они становятся индивидуальными функциями и способностями самого ребенка. Так сначала речь – средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию. Высшие психические функции формируются в процессе овладения специальными средствами, выбранными в ходе исторического развития общества: в процессе обучения и усвоения заданных образцов. Рассмотрите законы психического развития ребенка согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, понятие «ведущей деятельности» Л.Н. Леонтьева, концепцию познавательного (когнитивного) и личностного развития ребенка по Д.Б. Эльконину, и что означают введенные им понятия: социальная ситуация развития, новообразования развития (периода), возрастной кризис?

Традиционно принято разделять жизненный цикл развития человека на следующие периоды: 1) пренатальный (внутриутробный); 2) детство; 3) отрочество; 4) зрелость; 5) старость. В свою очередь каждый из периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей. Каждый из возрастных этапов имеет свою специфику по уровню физиологического функционирования, по степени психического развития ребёнка, по преобладающим формам поведения и деятельности. Проблемами индивидуального развития организма или личности занимались многие отечественные и зарубежные психологи: Ж. Пиаже, З. Фрейд, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др. Приведите примеры периодизации (классификации) стадий психического развития человека в онтогенезе. Проанализируйте их сходства и различия.

Настроенность на внешний мир у человека развивается и создается с момента рождения, т.е. с самого раннего детства благодаря постоянно воздействующей на его органы чувств стимуляции. В самом начале и в ходе своего развития ребенок постепенно открывает для себя структуру своего окружения в ходе длительных и разнообразных экспериментов с ним в игре, учении и труде. Ребенок в этих видах деятельности активно исследует свое окружение, интересуется им, наблюдает, проводит опыты, постоянно выдвигая, проверяя, подтверждая или опровергая касающиеся его перцептивные гипотезы. С возрастом этот процесс постоянного перцептивного исследования окружающей действительности превращается у человека в привычку, а вначале для ее формирования существует специальный врожденный рефлекс, который называется ориентировочным. Он возникает и подкрепляется всякий раз, когда в поле восприятия появляется новый стимул или происходят какие либо существенные изменения. Рассмотрите, как идет процесс развития восприятия у детей, формирование их речи и мышления. Определите роль игры, ее влияние на развитие и формирование высших психических процессов у ребенка, ее виды и особенности у детей разного возраста.

Практическое задание к семинару: из приведенного списка выделите признаки ведущей деятельности по А. Н. Леонтьеву:

- преобладает на определенном этапе развития; приводит к главнейшим изменениям в психике; присуща всем лицам определенного возраста; характеризует уровень развития на определенном этапе; способствует становлению психических процессов; способствует формированию психических функций; способствует преобразованию психических процессов и функций; приводит к изменениям в личности; приводит к изменениям в типах деятельности; несет в себе признаки нового уровня развития; дает основные новообразования психического развития; свидетельствует о соответствии человека возрастным нормам; приводит к разрешению основных противоречий в развитии; способствует появлению противоречий в развитии; является критерием соответствия развития возрастным нормам.

Список основной литературы:

1. Гаранина, Е. Ю. Семьеведение: учеб. пособие / Е. Ю. Гаранина, Н. А. Коноплева, С. Ф. Карабанова; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - М.: Флинта: МПСИ, 2009. – 382с.

2. Калинина, Р.Р. Введение в психологию семейных отношений: учебник / Р. Р. Калинина. - СПб.: Речь, 2008. - 350с.

3. Крайг, Г. Психология развития: учебник / Г. Крайг. - 7-е междунар.изд. - СПб.: ПИТЕР, 2002. - 988с.

4. Немов, Р.С. Психология: в 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии: учебник / 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 606с.

5. Николаева, Е. И. Психология семьи: учебник для вузов [стандарт третьего поколения] / Е. И. Николаева. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2013. - 336 с.

6. Савенков, А. И. Психология детской одаренности: учебное пособие / Савенков А. И. - Москва: Генезис, 2010. - 442 с.

7. Семьеведение: учебник для бакалавров: [для вузов по гуманитарным специальностям / С. А. Анисимова, М. В. Вдовина, Г. И. Климантова [и др.]; под ред. Е. И. Холостовой [и др.]. - Москва: Юрайт, 2013. - 403с.

8. Татьянченко, Н. П. Психология развития и возрастная психология: учебно-методическое пособие / Н. П. Татьянченко; Рос. гос. социал. ун-т, Фил. РГСУ в г. Обнинске, каф. социал. работы и психологии. - Москва: Ритм, 2011. - 102с.

9. Хозиев, В. Б. Психологическое консультирование родителей: учеб. пособие / В. Б. Хозиев и [др.]; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2008. – 501с.

Список дополнительной литературы:

1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст]: монография / Б.Г. Ананьев. - 3-е изд. - СПб.: ПИТЕР, 2002. - 282с.

2. Андреева, Т. В. Психология современной семьи: монография / Т. В. Андреева. - СПб.: Речь, 2005. - 435с.

3. Аргайл, М.Психология счастья [Текст]: монография / М. Аргайл. - 2-е изд. - СПб.: ПИТЕР, 2003. - 270с.

4. Райгородский, Д.Я.Психология семьи: хрестоматия: Учебное пособие / Ред.- сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: Издат. Дом "Бахрах-М", 2002.

5. Сапогова, Е.Е. Задачи по общей психологии. Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001.- 448с.*

6. Целуйко, В. М. Психология современной семьи [Текст]: монография / В. М. Целуйко. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2006. - 287с.

7. Эйдемиллер, Э. Психология и психотерапия семьи [Текст]: монография / Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - 3-е изд. - СПб.: ПИТЕР, 2002. - 652с.

Date: 2015-10-19; view: 1172; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию