Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В какой период жизни человека происходит становление его мировоззрения.
Нет сомнения в том, что, поскольку можно говорить о характере мировоззрения отдельных людей, о своем собственном мировоззрении, постольку становление и развитие мировоззрения человека не представляет собой некую неопределенность, стихию, не поддающуюся достаточно четкой характеристике. Существуют определенные ступени развития человека, в частности, возрастные, связанные с получением им образования и пр., которые свидетельствуют о появлении у него вполне определенных мировоззренческих принципов. С другой стороны, вряд ли можно делать вывод о том, что на каком-то этапе жизни человека настолько оформились его мировоззренческие взгляды, что ни о каком дальнейшем их развитии не может быть и речи. Два обстоятельства, в первую очередь, не позволяют сделать вывод о возможности достижения предела в формировании мировоззрения. Прежде всего, пока человек живет, он думает, он познает в какой-то форме мир, он принимает решения, требующие его постоянной ориентировки в окружающей действительности. Иначе говоря, жизнь человека – это развитие его сознания. Тем более что, с другой стороны, та среда, в которой проходит жизнь человека, постоянно меняется, развивается наука, происходят изменения в культуре, изменяются общественные ценности и принципы жизни, происходят изменения в том, в каких формах осуществляется противоборство добра и зла как основной жизненной альтернативы. Иначе говоря, мировоззрение существует как духовная характеристика человека и вместе с тем происходит развитие этого мировоззрения, что определяется целым рядом субъективных и объективных факторов. Такие изменения в жизни каждого человека осуществляются по-разному, результаты этих изменений также различны, человек как социальное существо наиболее многообразен из всего известного нам в мире. Признание существования мировоззрения человека с вполне определенными характеристиками этого мировоззрения, и факта развития, изменения мировоззренческих принципов человека обращает нас к вопросу о том, как же соотносятся между собой эти два, на первый взгляд, противоположных тезиса? Прежде всего, признавая развитие мировоззрения человека, мы имеем в виду развитие каких-то мировоззренческих принципов, мировоззренческих характеристик, то есть развитие определенного явления – мировоззрения. Вместе с тем, наличие того иного мировоззрения не носит врожденного характера. Мировоззрение возникает и формируется в процессе различных форм социализации личности. Развитие мировоззренческих принципов происходит по-разному, но так или иначе на определенных этапах жизни человека эти принципы характеризуют человека. В этом смысле мы и говорим о мировоззрении данного человека, ни в какой мере не исключая, а напротив, предполагая реальные возможности его развития. Вопрос, следовательно, состоит в том, чего достиг человек в своем мировоззренческом развитии и в каком направлении осуществляется это развитие в дальнейшем. В зависимости от личных качеств человека, от степени его образованности мировоззрение его формируется по-разному, и результаты этого процесса формирования мировоззрения проявляются также по-разному. Мы знаем людей, мировоззрение которых становится достаточно определенным по своим устоям в молодом, и даже очень молодом возрасте. В то же время существует немало людей с шаткими, неопределенными мировоззренческими принципами, несмотря на зрелый возраст этих людей. Это происходит, прежде всего, потому, что мировоззрение формируется как стихийно, так и осознанно. Во многом характер мировоззрения зависит от того, насколько самостоятелен человек в осмысливании своих жизненных позиций, насколько разумен он в выборе жизненных приоритетов, насколько ответственен он в своих решениях. В одной и той же социальной среде могут сосуществовать люди с различными и даже существенно различными мировоззренческими позициями. Социальная среда оказывает свое влияние на всех, без исключения, людей. Это влияние во многом стихийно. Вместе с тем, человек способен осознанно ориентироваться в условиях этого влияния, и у разных людей эта осознанность выражается в разной степени. Если отвлечься от многочисленных субъективных, сугубо личностных факторов, то оказывается, что уровень образованности человека, в значительной степени его гуманитарной образованности, играет важнейшую роль в формировании его мировоззренческих взглядов. Поэтому студенческие годы как время интенсивной учебной работы человека, время получения им высшего образования, в том числе гуманитарных знаний, играют особую роль в формировании мировоззрения. С чем связана такая роль в становлении и развитии мировоззренческих устоев гуманитарного знания? Что, в первую очередь, характеризует гуманитарные науки как вид знания?
|