Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек в информационно- техническом мире





По оценкам ученых, исследующих особенности проблемы человека в информационно-техническом мире, непременным условием его развития становится "изменение способов функционирования труда и капитала, превращение свободного труда в человеческий капитал, придание капиталу не только вещественно-денежной, но и информационной (в первую очередь сетевой) формы, способной создавать и использовать информационное конкурентное преимущество" /В.Н.Костюк. Теория эволюции и социоэкономические процессы. М. УРСС. 2001, с.144.

Социально-экономическим по своей природе и имеющим далеко идущие социокультурные последствия феноменом современной информационной революции является смещение центра значений человеческой активности из сферы материального производства в сферу производства знаний и финансовых услуг. Этот процесс сопровождается отчетливо выраженными изменениями сферы труда и управления с выдвижением на первый план таких факторов ее развития как интеллектуализация и технологизация основных производственных процессов.

Со своей стороны, социокультурным фактором развития человека в информационно-техническом мире, становятся укрепление престижа сферы образования, которое приобретает новый смысл и новые, социально значимые параметры. Отметим при этом, что образованность человека в информационном мире оказывается не столько отличительным социальным качеством, сколько фактором развития самосознания и потенциала человеческой личности, поскольку не что иное, как именно образование обеспечивает перспективу социальной реализации способностей и талантов, составляющих основу личностного роста и развития. Кроме того, в условиях быстрой смены стереотипов социального поведения и превращения коммуникации в важнейший элемент социальных связей, именно образованность человека становится актуальным и личностно значимым средством адаптации к потенциально неопределенному будущему.

Среди исследователей и ученых не существует единой точки зрения на функциональное значение образования в информационно-техническом мире. Так, Ф.Фукуяма предполагает, что различия в уровне образования почти автоматически предопределяют и социальный статус человека, и его социальные перспективы. "Для человека, имеющего диплом хорошего учебного заведения, практически нет, - пишет он, - препятствий в продвижении по службе. Социальное неравенство возникает в результате неравного доступа к образованию; необразованность, - завершает ученый, - вечный спутник граждан второго сорта" /Ф.Фукуяма. Доверие. Социальные добродетели и созидание благосостояния. В кн. "Новая постиндустриальная волна на Западе. М. Academia, 1999, с.116.

В свою очередь Б.Гейтс акцентирует более значимый и организующий момент современной образовательной практики. В контексте наблюдений за характером социальной мобильности в информационном обществе его точка зрения обосновывает изменение в нем форм конкурентной борьбы, поскольку новый тип социальных и деловых отношений и ориентация системы деятельностей информационного общества на предоставление услуг требует от человека не просто образованности, но социально приемлемого выражения талантов и способностей, а также умения ориентироваться в изменчивости условий создания богатства и личного благополучия. Это говорит о том, что образованность в информационном обществе приобретает или может приобрести значение массового продукта. Отметим здесь, что в контексте анализа политических течений, актуальных для современного этапа развития социальной жизни, сочетание высокого уровня жизни и доступности массового образования для населения является идеальной моделью социал-демократического пути развития. Очевидно, что политическое кредо социал-демократии как раз основано на расчете или моделировании адекватных для той или иной страны соотношений между возможностью организовывать новую экономику вокруг притока внешних капиталов и развития фондового рынка и необходимостью государственного инвестирования в массовое образование и социальное обеспечение, в то время как талант и способности являются основой человеческого капитала и воспроизводятся благодаря затратам личного труда, приобретения практических навыков в определенных сферах деятельности и постоянного обновления знаний.

Высказанные Б.Гейтсом соображения косвенно подтверждаются также и аргументами российских исследователей процессов становления информационного общества, которые оппонируют распространенному мнению о том, что повышение роли информации в социальной и экономической деятельности трактуется как уменьшение значимости труда и капитала как факторов производства. "Такая точка зрения, - пишет В.Н.Костюк, - неверна, поскольку знание не обладает эффектом прямого действия. Чтобы произвести какое-либо действие, знание должно трансформироваться в деятельность или в человеческий капитал" В.Н.Костюк. Теория эволюции и социоэкономические процессы. М.,УРСС. 200, с. 122.

При этом и позиция, и аргументация российских ученых свидетельствует о предположении существования философски значимого, но не всегда социально очевидного различия между природой информации и знания. Очевидно, что критическое различение информации и знания является наиболее плодотворным в контексте размышлений о необходимых и достаточных изменениях социокультурных и социально-политических форм, которые принимает в действительности человеческой истории социальное движение информации и, соответственно, характер разрешения противоречий и проблем человека в информационно-техническом мире. Соотношение информации и знания, рассматриваемое в качестве социально-философской проблемы, актуально уже в контексте познания и сознательного выбора путей развития в социуме нового знания. Решение социально-практических сторон этой проблемы связано с ответственным вниманием к информации об изменениях предметной основы в уже сложившихся системах представления знания. Именно такое внимание способно сохранять в обществе потенциал и значимость интеллектуальных видов деятельности, опираясь на возрастающую роль науки в производстве и отдавая социальные приоритеты не количеству, а качеству труда человека и реализации потенциала талантов и способностей людей. Оценивая социально-исторические проблемы развития высоких технологий в России, исследователи этого вопроса подчеркивают, что резкое снижение трудовой морали и культуры труда в России в последние три четверти ХХ века наиболее отрицательно сказались именно "на развитии высоких технологий, так как они требуют высокой надежности", а также ответственного подхода к выбору масштабных, - с точки зрения социокультурных перспектив его развития, - критериев и принципов оценки интеллектуального труда в сфере науки и техники, поскольку в условиях современного этапа научно-технической революции "главным стало не количество, а качество труда". Выбор внеэкономических или идеологических критериев оценок интеллектуальной деятельности отрицательно сказывается на выборе принципов ее социальной организации, качестве результатов и финансовом положении образования, непосредственно участвующем в социальном росте талантливых людей в обществе и их дальнейшей судьбе. Показательно в этом отношении, что именно информатика и технология в настоящее время активно ищут иного самоопределения для своих предметных областей, увязывая эти поиски с выбором новых ценностных оснований для решений проблем человека и общества, актуальность которых порождена прошлым опытом в развитии техники и технологий и выборе социального спектра их применения. Проблема соотношения информации и знания, рассматриваемая под углом зрения социально-философского анализа приобретает свое значение сразу в нескольких системах социальных координат. Во-первых, она имеет непосредственное отношение к характеру оценок социально значимого соотношения традиций и перспектив развития интеллектуальных деятельностей и порождаемых ими систем ценностей, на основе которых формируется не только социокультурная трансляция интеллектуального опыта, но и характер его усвоения последующими поколениями. Это зависит от складывающейся в обществе информационной базы и принципов социально-психологических и финансовых взаимодействий в сфере образования и интеллектуальной деятельности.

Во-вторых, проблема соотношения информации и знания актуальна для развития информационного общества с точки зрения выбора социально приемлемых принципов его организации, которая самым непосредственным образом влияет на формы и образование социальной структуры, формирование новых слоев общества и развитие их социальных целей, образа жизни, влияния и авторитета в качестве социальных и культурных сил исторического развития общества.

В-третьих, подходы к решению проблемы соотношения информации и знания выходят за рамки формально-логически организованного дискурса философских размышлений и требуют осознания диалектики социального движения информации не только в качестве технически организованного научного знания, но и в качестве прогностической основы его творческого развития, имеющей в том числе и аксиологические аспекты. Именно в этом случае информационные взаимодействия могут приобрести во многом интеллектуальный и значимый в социокультурном отношении диапазон развития. Кроме того, это становится основой формирования у человека информационных потребностей и интересов и способно воздействовать на образование доминант этической и социальной ответственности в ситуациях обращения со знанием. Очевидно, что в информационно-техническом мире соотношения информации и знания приобретают качественно новые значения и обретают уже не только социальные, но технические, финансово-экономические перспективы и личностные характеристики. Это тем более очевидно, что ведущей формой развития социокультурных взаимодействий в в информационно-техническом мире становятся коммуникации, обеспечиваемые за счет развития новейших коммуникационных технологий, образования сетевой формы социальных связей и потенциала социально-психологических резервов человеческой личности. Не случайно, что одной из важнейших угроз безопасности личности становится, по оценкам специалистов "существенное расширение возможности манипулирования сознанием человека за счет формирования вокруг него индивидуального "виртуального информационного пространства", а также возможности использования технологий воздействия на его психическую деятельность". / Г.В.Емельянов, А.А.Стрельцов. Основные проблемы обеспечения безопасности информационного общества. Распределенная конференция "Технологии информационного общества 98 - Россия. http://www.iis.ru Таким образом, соотношение информации и знания как проблема, рассматриваемая формально-логическими средствами философии, перерастает свою собственно философскую интерпретацию и становится проблемой социально-исторической, включающей в себя весь спектр политических, психологических и этических проблем существования человека в информационно-техническом мире. Принципиально значимым фактором решения проблем и противоречий бытия человека в информационно-техническом мире становится формирование информационной культуры как активного средства сохранения и развития преемственности культурных традиций в условиях ускорения темпов развития научно-технического знания.

Предпосылкой развития информационной культуры является понимание того, что действие технического начала, вокруг которого организуется жизнедеятельность современного человека, так или иначе, но обнаружит свою противоречивость, если контекст познания сущности человека и оценки целесообразности характера его социоприродной активности не признавать значимым с этических и социокультурных позиций.

Трансляция социального опыта при этом во многом приобретает технологический характер и зависит от степени и характера развитости информационной деятельности, а также уровня информационных потребностей, активно формирующих потенциал организационно-психологических взаимодействий внутри социальной системы и участвующих в сохранении ее политического и культурного единства.

Информационная культура, таким образом, ориентирована на поддержку и развитие норм и стереотипов поведения, связанных с информационным обменом, в котором общество воспроизводит себя не как стационарная система, опирающаяся только на тотальность контроля всех сторон жизнедеятельности, но как система динамично развивающаяся за счет кумулируемого, обрабатываемого и транслируемого в его рамках знания. Именно это и предопределяет устойчивость и направленность развития содержания экономических взаимодействий в информационно-техническом мире, поскольку его экономика ориентирована на производство прежде всего продуктов научной и интеллектуальной деятельности. А это связано с выработкой новых знаний и новой информации, а также преобразованием их к виду, удобному для потребления другими людьми. Характер и содержание социальных связей, образующих целостность социальной жизни, следовательно, эволюционируют благодаря признанию социальной значимости непосредственных форм коммуникации в организации процессов обращения со знанием, но поддерживаются в обществе за счет развитой в организационном отношении структуры информационной деятельности и социально приемлемых норм информационного обмена.

Это значит, что информация - как символически выраженная форма знания, - активно связана с практическим осуществлением социальных идей, которые идеально представлены только в бытии знания, но усваиваются культурой и распространяются в обществе за счет трансляции их содержания уже выработанными культурной традицией знаковыми системами, которые тем самым являются коммуникативными посредниками преемственного развития социальных форм жизнедеятельности в информационном обществе. В свою очередь технические инновации, вокруг которых формируется развитие собственно социальной и экономической жизни информационного общества, а также новые формы коммуникаций и обновление характера международных взаимосвязей, - как следствие глобализации социально-экономических процессов, - являются в настоящее время проводниками информационного образа жизни.

При этом уровень обеспеченности и доступность объектов информационной инфраструктуры не только становятся основными источниками информации, оказывая непосредственное влияние на развитие нового характера социального поведения, но и участвуют в формировании единого информационного пространства, что оказывает свое воздействие на развитие различных видов интеллектуальной и социально-практической деятельности. В этом отношении компьютеризация, как определяющая форма взаимодействий человека в информационно-техническом мире, обретает свои социальные корни в расширении практического применения научных знаний, а также в способности создавать и поддерживать качественно определенный уровень коммуникативных связей.

Это во многом опирается на возможности человека целесообразно взаимодействовать с компьютером, в том числе и в части освоения его программного обеспечения. По оценкам ученых, "разработка и использование в ЭВМ так называемых “мягких” математических программ с регулируемыми параметрами и выбором подходящих функций в уравнениях, описывающих ситуацию, позволило, - согласно результатам Р.Тома во Франции и В.И.Арнольда в России, - превратить математику в один из важных разделов экспериментальной науки, в том числе для области социальных явлений, таких как войны, реформы, эпидемии, борьба с террористическими актами и помощь в чрезвычайных ситуациях" / Г.Б.Жданов. Плюсы и минусы тотальной компьютеризации. "Высокие технологи и современная цивилизация". Материалы конференции. При таком подходе к оценкам потенциала информационных технологий компьютер и интерактивный потенциал виртуальной реальности становится не столько основой формирования особой "киберкультуры", сколько средством развития информационного образа жизни и информационной культуры современного общества. Впрочем, существует и иная точка зрения, свидетельствующая о том, что киберкультура может стать - на основании развития виртуальной психологии и философии - феноменом современной культуры. Кроме того, сама идея виртуальности становится все более общепризнанной в различных областях науки и практики - от физики элементарных частиц до компьютерных технологий и гуманитарных наук. По оценкам Н.А.Носова, разработка и распространение виртуальной философии, т.е. особого, виртуального, способа понимания и объяснения мира, может стимулироваться интересом и потребностью в понимании необычных явлений человеческой психики, что находит выражение в самых разных формах: от изучения и практического применения различных эзотерических систем до увлечения трансперсональной психологией, мистикой, астрологией и т.д. В этом случае, социальная потребность в новых способах объяснения мира и овладения им может стать источником формирования киберкультуры.

 

Date: 2015-10-19; view: 956; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию