Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРАВОВЕДЕНИЕ. Планы семинарских занятий и методические рекомендации для студентов

 

Планы семинарских занятий и методические рекомендации для студентов

 

Астрахань 2015

 

Составитель:

Баландина, к.ю.н., доцент кафедры «Теория и история государства и права»

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

СЕМИНАР №1 (0 часов).

 

Тема: «Предмет, метод и задачи курса «Правоведение» в вузе»

 

  1. Государство и право, их роль в жизни общества.
  2. Государство, право, государственно-правовые явления как объект изучения юридической науки.
  3. Система юридических наук.
  4. Задачи курса «Правоведение» в формировании личности студента.

 

Нормативно- правовые акты:

 

Конституция РФ. // Российская газета от 25.12.1993. № 237.

 

Основная литература:

 

Маилян Н. И.; Косякова Н. И. Правоведение. Учебник. - М. 2009.

Малько А.В. Правоведение. Учебник. - М. 2010.

Окулич И.П., Конева Н.С. Правоведение. Учебник. - Челябинск. 2010.

Правоведение / под ред. Кутафина О.Е. Учебник. 2-е изд. - М.2010.

 

Методические рекомендации:

 

При рассмотрении первого вопроса следует уяснить, что со времени своего появления государство являлось социаль­ным образованием и выполняло определенные общесоциаль­ные функции: функция спасения человечества от самоуничто­жения в результате внутренних противоречий, раздоров, крова­вой борьбы и междоусобицы; функция обеспечения его внешней безо­пасности; экономическая функция и др. В настоящее время сложилось представление о социальном государстве как об определенном виде государства, имеющем свои специфические черты. Оно характеризуется как демократи­ческое государство с устойчивой развитой экономикой, позволяющей ему решать основные социальные вопросы жизни общест­ва: создать систему здравоохранения, в том числе бесплатную, систему образования, нормальные материальные условия жизни пенсионеров, нетрудоспособных, безработных, многодетных се­мей, малоимущих, вести борьбу с преступностью и т.д. В каждом государстве издаются и действуют юридические нормы, представляющие собой веление власти и имеющие целью поддержание справедливого общественного порядка. Эти закон предписывают, что можно делать и от чего надо воздерживаться. При всей своей относительной самостоятельности право, как и другие виды социальных норм, осуществляет свои специфические регулятивные функции не изолированно и обособленно, а в едином комплексе и тесном взаимодействии с другими социальными регуляторами.

Готовясь ко второму вопросу, студенты должны вспомнить, что наука – это система достоверных знаний про объективные законы развитие природы, государства, общества, которые были приобретены человечеством на протяжении всего его существования. Задача науки дать правильное пояснения явлениям природы и общества, раскрыть закономерности их развития. Условно все науки делятся на естественные, технические и гуманитарные (обществоведческие). Гуманитарные науки (от лат. humanitas – человечество) исследуют развитие человека, государства и общества. Гуманитарная наука, объектами (определенные, целостные фрагменты действительности) исследования которой есть государство и право называется юриспруденцией (лат. jurisprudentia – знание права) или правоведение и является правовою или юридическою наукою. Юридическая наука есть одною из отраслей общественных наук, другими словами, и если говорить о понятии, то юридическая наука - это система знаний о государстве и праве, про общие и отдельные закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права в их структурном многообразии. Каждая наука должна иметь объект, предмет и методы исследования. Государство и право являются объектами юриспруденции, однако двух объектов юридическая наука иметь не может, как и любая другая наука, она может иметь один объект изучения. И потому выходным для обозначения понятием является право, которое включает в себя правовое понятие государства. Государство и право познаются и исследуются как составные части одного объекта юридической науки.

Целью изучения третьего вопроса является формирование представления о системе (структуре) юридических наук:

  • теоретические науки (теория государства и права, философия права, социология…)
  • Исторические науки (история государства и права России и других стран…)
  • Отраслевые (Конституционное право, уголовное право, трудовое право т.д.)
  • Науки, изучающие международное право (международное право, международное частное право)
  • Прикладные (судебная медицина, юридическая психология, криминалистика…)

Юридические науки, как и естественные, делятся на теоретические и прикладные (практические) и также включают в себя в основном конкретные знания, выраженные в точных конструкциях, соотношениях. Главным назначением юридической науки – быть научным ориентиром для практики государственного и правового строительства на базе знания и понимания соответственных общественных процессов и явлений.

Рассматривая четвертый вопрос, необходимо понять, что курс «Правоведение» вносит существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного образования на современном этапе развития общества: содействие развитию личности студента вуза, формированию человека-гражданина, интегрированного в действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на утверждение гражданского общества и правового государства; выработка основ правовой культуры; воспитание гражданственности.

 

СЕМИНАР №2 (2 часа).

 

Тема: «Государство как форма существования

общественных отношений».

 

Вопросы для обсуждения:

 

    1. Общая характеристика теорий происхождения государства.
    2. Понятие, сущность и основные признаки государства.
    3. Понятие и классификация функций Российского государства.
    4. Правовое государство.
    5. Форма государства: понятие и элементы

 

Нормативно- правовые акты:

 

Конституция РФ. // Российская газета от 25.12.1993. № 237.

 

Основная литература:

 

Маилян Н. И.; Косякова Н. И. Правоведение. Учебник. - М. 2009.

Малько А.В. Правоведение. Учебник. - М. 2010.

Окулич И.П., Конева Н.С. Правоведение. Учебник. - Челябинск. 20107.

Правоведение / под ред. Кутафина О.Е. Учебник. 2-е изд. - М.2010.

 

Дополнительная литература:

 

Крамсков В.В. Парламентаризм и форма правления теоретико-правовые и методологические особенности исследования // Конституционное и муниципальное право, 2013, N 9.

Недобежкин С.В. Мифологизация вопроса о происхождении права в теоретико-правовой науке // История государства и права", 2012, N 11.

Пастухов Н.Б. Государственный суверенитет и современные федеративные отношения // Государство и право. 2009. №11.

Пушкарев С.В., Михайлова Е.М. Нетипичные формы государственного правления: к вопросу об определении института // Административное право и процесс. 2012, N 1.

Яковлев В.Ф. Правовое государство: вопросы формирования // Статут", 2012.

 

 

Методические рекомендации:

 

При рассмотрении первого вопроса необходимо:

  • Изучить множественность взглядов на процесс происхождения государства;
  • Перечислить и охарактеризовать основные теории происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, органическая, материалистическая, теория насилия, патримональная, ирригационная и др.), назвать представителей той или иной теории.

Рассматривая второй вопрос, студенты должны уяснить причины невозможности существования и развития общества вне государства. Студентам необходимо сформулировать определение государства, выявить его сущность, а также перечислить и раскрыть его признаки.

Рассмотрение третьего вопроса предполагает уяснение студентами понятия «функция государства», ознакомление с возможными классификациями функций государства, а также характеристику их одельных видов. Характеризовать различные виды государственных функций целесообразно на примере функций Российской Федерации.

Подготовка к четвертому вопросу предполагает изучение основных учений о правовом государстве, его сущности, признаках и принципах.

Рассматривая пятый вопрос, студентам следует дать определение понятию «форма государства», раскрыть его содержание.

Кроме этого необходимо рассмотреть следующие элементы формы государства:

  • форма правления: следует раскрыть содержание понятия «форма правления», назвать и охарактеризовать виды формы правления, такие как: монархия: (абсолютная, сословно- представительная, конституционная) и республика (парламентская, президентская, смешанного типа, суперпрезидентская).
  • форма государственного устройства следует сформулировать определение этого понятия, назвать и охарактеризовать его виды: (унитарное, федеративное),
  • форма государственного режима: при ответе на эту часть вопроса следует сформулировать определение этого понятия, назвать и охарактеризовать его виды: (демократический и антидемократический: тоталитарный, авторитарный, деспотический и др.).

При овеете на поставленный вопрос следует подробно и обоснованно охарактеризовать форму российского государства.

 

СЕМИНАР № 3 (2 часа).

 

Тема: «Право – регулятор общественных отношений».

 

Вопросы для обсуждения:

 

  1. Понятие, признаки и функции права.
  2. Понятие, признаки и функции нормы права. Норма права и нормативно-правовые акты.
  3. Формы права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты.
  4. Основные правовые системы современности.
  5. Международное право как особая система права.
  6. Система российского права. Отрасли права.
  7. Правонарушение и юридическая ответственность.
  8. Значение законности и правопорядка в современном обществе

Основная литература:

 

Маилян Н. И.; Косякова Н. И. Правоведение. Учебник. - М. 2009.

Малько А.В. Правоведение. Учебник. - М. 2010.

Окулич И.П., Конева Н.С. Правоведение. Учебник. - Челябинск. 2010.

Правоведение / под ред. Кутафина О.Е. Учебник. 2-е изд. - М.2010.

 

Дополнительная литература:

 

Азми Д.М. Структурное строение системы права: теоретико-методологический анализ // Государство и права. 2010. С.5-14.

Андреев Ю.Н. Ответственность государства за причинение вреда: цивилистические аспекты // Юридический центр Пресс", 2013.

Баранов В.М., Пшеничнов М.Ф. Гармонизация законодательства как общеправовой феномен // Журнал российского права. 2009. №6. С.41.

Жуков В.Н. Право как ценность // Государство и право. 2010. №1. С.21-35.

Филимонов В.Д. Справедливость как принцип права // Государство и право. 2009. №9. С.5-13.

Хабриева Т.Я. Конституция как основа законности // Журнал российского права. 2009. №3. С.3-6.

Чухвичев В.Д. Кодифицированные акты, их специфика и значение в систме права // Государство и право. 2009. №8. С.5-13.

Юртаева Е.А. Системность и систематизация в законотворчестве: теория и опыт // Российская юстиция. 2010. №4. С.11-13.

 

Методические рекомендации:

 

Рассматривая первый вопрос первоначально необходимо дать толкование понятию «право» в объективном и субъективном смысле. Следует выявить и охарактеризовать основные признаки права. Особое внимание следует уделить принципам (законности, гуманизм, приоритет прав человека, федерализм, равенства граждан и т.д.), и функциям (охранительная, регулятивная, воспитательная) права.

Изучая второй вопрос, студенты должны уяснить, что такое норма права, какими признаками она обладает, какова ее структура, а также детально изучить составные части правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция). Студенту при ответе на этот вопрос необходимо классифицировать нормы права по различным основаниям, охарактеризовать отдельные виды правовых норм (диспозитивные, императивные, запрещающие и т.д.), привести примеры норм того или иного вида. Особый акцент следует сделать на соотношении нормы права и нормативно-правового акта.

Ответ на третий вопрос предполагает толкование понятия форма (источник) права, а также указание и характеристика основных видов форм права (правовой обычай, нормативно-правовой акт, юридический прецедент, договор с нормативным содержанием). Следует провести подробный анализ одной из основных форм права - нормативно-правового акта. Так же необходимо рассмотреть понятие и виды законов и подзаконных нормативно- правовых актов. Студентам нужно уяснить, когда вступают в силу нормативно- правовые акты и когда они утрачивают свою силу. Необходимо определить, что входит в территориальное пространство государства (внутреннее и внешнее водное пространство, воздушное пространство, недра и т.д.) и как действуют нормативно- правовые акты по кругу лиц.

Четвертый вопрос требует от студента изложения знаний об основных правовых системах и правовых семьях (романо-германская правовая семья. англо-американская правовая семья или система "общего права", мусульманская правовая система, индусская правовая семья, правовая система Дальнего Востока и Африки, социалистическая правовая семья) современности. Необходимо обозначить основные общие черты отдельных видов правовых систем и правовых семей, а также обобщить сведения о правовой системе современной РФ.

Пятый вопрос нацеливает на изучение темы "Международное право как особая система права" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике и предполагает изучение теоретических аспектов и выявление природы "Международное право как особая система права", выявление актуальности проблемы, изложение основных характерных черт международного права, а также обозначение тенденции развития международного права как особой системы права.

Подготовка к шестому вопросу предполагает уяснение студентами смысла понятия «система права», структуры системы права и ее основных элементов (отрасли, подотрасли, институты, субинституты, нормы права). Более подробно следует охарактеризовать такой элемент системы права как отрасль права, перечислить основные отрасли российского права и охарактеризовать их.

Рассматривая седьмой вопрос, нужно уяснить смысл понятий «правонарушение» и «юридическая ответственность», сформулировать их основные черты (признаки), и виды. Подробно следует охарактеризовать состав правонарушение и каждый из его элементов и их признаков. Студентам рекомендуется уделить внимание соотношению понятий «наказание» и «юридическая ответственность», выяснить момент их начала и окончания.

Изучая восьмой вопрос, нужно уяснить смысл и соотношение понятий «правопорядок», «законность» и «демократия».

 

СЕМИНАР № 4 (1 час).

 

Тема: «Основные положения конституционного права РФ».

 

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие, предмет, метод и источники конституционного права РФ.
  2. Конституция РФ-основного закона государства.
  3. Характеристика основ (принципов) конституционного строя России.
  4. Права и свободы человека и гражданина: понятие и классификация.
  5. Особенности федеративного устройства России.
  6. Система органов государственной власти в Российской Федерации.

 

Нормативно- правовые акты:

 

Конституция РФ. // Российская газета от 25.12.1993. № 237.

Федеральный конституционный закон РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 г. №1-ФКЗ

Федеральный конституционный закон РФ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28.04.1995 г. №1-ФКЗ // Российская газета от 16.05.1995 г..

Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ. 1997. N 1.ст. 1.

Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ. 1997. N 51. ст. 5712.

ФЗ РФ «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17.12.1998 г. №188-ФЗ // Российская газета от 22.12.1998 г.

ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 г. №184 – ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации 1999 г. №42, ст.5005.;

ФЗ РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.02 г. №62-ФЗ // Российская газета от 5.06.2002 г., №100.

ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г. №67-ФЗ // Российская газета от 15.06.2002 г. №106.

Устав Астраханской области от 9 апреля 2007 г. № 21/2007-ОЗ (с изменениями от 1 октября 2007 г., 29 февраля, 14 октября 2008 г., 27 марта, 8 мая, 20 августа 2009 г.) // Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области. 2007. № 18.

 

Основная литература:

 

Маилян Н. И.; Косякова Н. И. Правоведение. Учебник. - М. 2009.

Малько А.В. Правоведение. Учебник. - М. 2010.

Окулич И.П., Конева Н.С. Правоведение. Учебник. - Челябинск. 2010.

Правоведение / под ред. Кутафина О.Е. Учебник. 2-е изд. - М.2010.

 

Дополнительная литература:

 

Автономов А.С. Ценность Конституции // Государство и право. 2009. №3. С.5-11.

Габрелян Э.В. Конституция и модернизация // Российская юстиция. 2010. №4. С. 48-50.

Григорьева А.В. Основы становления федеративного устройства в России // Государство и право. 2009. №10. С.85-90.

Демидов В.Д. Конституция РФ и единство конституционно-правового пространства РФ // Журнал российского права. 2009. №6. С.14-19.

Мелехин А.В. Судебная власть Российской Федерации: Курс лекций2012. // СПС «Консультант Плюс»

Пастухов Н.Б. Государственный суверенитет и современные федеративные отношения // Государство и право. 2009. №11. С.11-17.

Румянцев О.Г. К истории создания Конституции РФ // Государство и право. 2009. №11. С.76-84.

Румянцев О.Г. К истории создания Конституции РФ // Государство и право. 2009. №12. С.64-75.

Хабриева Т.Я. Конституция как основа законности // Журнал российского права. 2009. №3. С.3-6.

 

Методические рекомендации:

 

При рассмотрении первого вопроса необходимо дать определение понятию «конституционное право» и уяснить, почему оно является ведущей отраслью по отношению к другим отраслям права. Затем целесообразно перечислить общественные отношения, составляющие предмет конституционного права; разобрать методы (дозволения, запрещения, обязывания) и принципы этой отрасли права. Раскрывая вопрос, следует назвать источники конституционного права РФ (определить какое место среди них занимает Конституция) и выяснить, кто является субъектами конституционного права. При характеристике предмета конституционного права, следует отметить особенности конституционно-правовых отношений и регулирующих их конституционно-правовых норм (нормы- принципы, нормы программного характера, нормы - исторические справки, констатирующие нормы, устанавливающие нормы).

Во втором вопросе необходимо проанализировать понятие и социальную сущность Российской Конституции, уточнить способ ее принятия, а также охарактеризовать основные черты и юридические свойства Конституции РФ (верховенство, итоговый характер предписаний, преемственность, реальность, легитимность, стабильность, фундамент системы права), дать общую характеристику документа.

Третий вопрос требует от студентов уяснения смысла понятия «конституционный строй РФ», а также характеристики основных его составляющих (разделение властей, приоритет прав человека, демократизм, многообразие форм собственности и др.). Уделить внимание следует главным особенностям РФ, закрепленным в Конституции (демократическое, правовое, федеративное, светское, социальное государство с республиканской формой правления).

Ответ на четвертый вопрос целесообразно построить следующим образом: для начала необходимо произвести толкование таких понятий, как «личность», «человек» и «гражданин», определить их объем (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы) и соотношение, затем охарактеризовать понятия конституционно-правовой статус личности, включая и его состав (права, обязанности, ответственность). Затем студентам необходимо классифицировать по содержанию конституционные права и свободы человека и гражданина на:

  • гражданские (личные) (право на жизнь, защиту чести и достоинства, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность личной жизни и жилища, свободу передвижения и выбор места жительства; свобода совести, вероисповеданий, мысли, слова, уголовно- правовые и процессуальные гарантии),
  • социальные (свобода труда, право на труд в нормальных условиях),
  • политические (право на участие в управлении делами государства, объединение, собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования, избирать и быть избранным, обращение в государственные органы, на информацию, равное право доступа к любым должностям),
  • экономические (право на частную собственность и ее наследование, свобода экономической деятельности),
  • культурные (свобода творчества и преподавания, право на участие в культурной жизни, на пользование культурными учреждениями, доступ к культурным ценностям).

Особо остановиться при рассмотрении данного вопроса следует на правовой категории «гражданство», включая ее определение, способы и процедуру приобретения (филляция, оптация и др.) и прекращения.

Отвечая на пятый вопрос, студенты должны охарактеризовать Россию как конституционную ассиметричную национально-территориальную федерацию, уточнить, какие субъекты (республики, края, области и др.) входят в ее состав, рассказать о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами. Особое внимание следует уделить такому субъекту РФ как Астраханская область.

В шестом вопросе следует рассмотреть систему органов власти, уделяя внимание как делению органов государственной власти как по горизонтали (органы законодательной, исполнительной и судебной власти), так и по вертикали (федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ на примере Астраханской области). При характеристике высших органов государственной власти необходимо отметить порядок и способ их формирования, а также основные полномочия и взаимосвязь.

 

СЕМИНАР № 5 (1 час).

 

Тема: «Правовые основы свободы информации и государственной тайны в России».

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Законы и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.

2.Государственная тайна: понятие, содержание.

3. Правовые основы защиты государственной тайны.

Нормативно- правовые акты:

 

Конституция РФ. // Российская газета от 25.12.1993. № 237.

Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» // Собрание Законодательства РФ от 13.10.1997 № 41, ст. 4673.

Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3448,

Основная литература:

 

Маилян Н. И.; Косякова Н. И. Правоведение. Учебник. - М. 2009.

Малько А.В. Правоведение. Учебник. - М. 2010.

Окулич И.П., Конева Н.С. Правоведение. Учебник. - Челябинск. 2010.

Правоведение / под ред. Кутафина О.Е. Учебник. 2-е изд. - М.2010.

 

Дополнительная литература:

 

Бачило И.Л. Информационное право. М., 2009.

Быков В.М., Черкасов В.Н. Понятие компьютерной информации как объекта преступлений // Законность, 2013, N 12.

Волчинская Е.К. К юбилею Закона Российской Федерации "О государственной тайне" // Информационное право, 2013, N 2.

Гаврилов Е.В. Удаление информации в сети Интернет как способ защиты чести, достоинства и деловой репутации // Законодательство и экономика, 2014, N 2.

Гаюров Ш.К. Свобода информации и личное информационное право граждан: теория и практика. М., 2009.

Попов В. Информационное право. М., 2010.

 

Методические рекомендации:

 

Целью первого вопроса является формирование у учащихся представлений об основах правового регулирования защиты информации и государственной тайны, обзор основных законов и иных нормативно-правовых актов, регулирующих данные аспекты, а равно анализ основных понятий таких как «информация», «свобода информации» и др.

Во втором вопросе следует перечислить сведения, составляющие государственную тайну:

1) сведения в военной области (содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации; планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации; о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов; о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов и др.),

2) сведения в области экономики, науки и техники (о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов; об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства; о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации; о достижениях науки и техники и др.),

3) сведения в области внешней политики и экономики (о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства; о финансовой политике в отношении иностранных государств и др.).

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности (о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны; о методах и средствах защиты секретной информации; о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации и др.). Следует также изучить порядок отнесения сведений к государственной тайне (ст. 9 Закона «О государственной тайне») и степень секретности сведений, составляющих государственную тайну (устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно").

При рассмотрении третьего вопроса студентам необходимо усвоить, что подразумевается под защитой государственной тайны, какие органы государственной власти РФ призваны осуществлять защиту государственной тайны (включая межведомственный и ведомственный контроль и прокурорский надзор). Далее следует охарактеризовать основания и порядок допуска должностных лиц, граждан, организаций, предприятий и учреждений к сведениям, составляющих государственную тайну, а равно отказа в допуске к ним. При ответе на вопрос необходимо охарактеризовать ограничения прав должностного лица и гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне. Завершить ответ на вопрос следует упоминанием об ответственности за нарушение законодательства РФ о государственной тайне.

 

 

СЕМИНАР № 6 (2 часа).

 

Тема: «Основные положения гражданского права РФ».

 

Вопросы для обсуждения:

 

  1. Понятие, предмет, метод, источники и принципы гражданского права РФ.
  2. Понятие и структура гражданского правоотношения. Физические и юридические лица как субъекты гражданских правоотношений.
  3. Право собственности.
  4. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение.

 

 

Нормативно- правовые акты:

 

Конституция РФ. // Российская газета от 25.12.1993. № 237

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ. // СЗ РФ 05.12.1994. №32 ст. 3301.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 2) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ. // СЗ РФ 29.01.1996. №5 ст. 410.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // СЗ РФ от 28.07.1997. N 30, ст. 3594;

Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 г. №129-ФЗ. // СЗ РФ13.08.2001. №33 (часть 1). ст. 3431.

 

Основная литература:

 

Маилян Н. И.; Косякова Н. И. Правоведение. Учебник. - М. 2009.

Малько А.В. Правоведение. Учебник. - М. 2010.

Окулич И.П., Конева Н.С. Правоведение. Учебник. - Челябинск. 2010.

Правоведение / под ред. Кутафина О.Е. Учебник. 2-е изд. - М.2010.

 

Дополнительная литература:

 

Гонгало Б.М. Учение об обеспечении обязательств. Вопрос теории и практики. - М., 2009.

Оленева Г.В. Защита персональных данных при формировании органами государственного контроля (надзора) ежегодных планов проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей // Законность, 2014, N 3.

Рыбаков В.А., Мечетина Т.А. О правовом отношении собственности и квалификации вещно-правовых способов защиты права собственности // Юрист, 2013, N 23.

Скловский В.И. О соотношении договора и обязательства // Вестник гражданского права, 2013, N 4.

Шевченко Г.Н. Солидарные обязательства в российском гражданском праве // Журнал российского права, 2014, N 2.

 

Методические рекомендации:

 

Раскрывая первый вопрос, студенты должны определить гражданское право как ведущую отрасль российского частного права, охарактеризовать назвать его предмет, а также охарактеризовать особенности гражданско-правового метода регулирования общественных отношений. В вопросе подразумевается и характеристика основных принципов гражданского права (принцип равенства участников, принцип свободы договора и др.) Завершить ответ на вопрос должна характеристика основных источников гражданского права.

Во втором вопросе следует остановиться на особенностях общественных отношений, составляющих предмет гражданско-правового регулирования. Далее необходимо рассмотреть структурные элементы гражданского правоотношения, а именно:

  • субъективные права и обязанности участников правоотношения (Субъективные права это мера дозволенного поведения субъекта гражданского правоотношения. Набор прав, которыми обла­дает субъект гражданского правоотношения, называют правомочиями.Они в свою очередь подразделяются на три группы: правомочие требования, правомочие на собственные действия, правомочие на защиту. Субъективные обязанности (активного и пассивного типа) - мера должного поведения субъекта граж­данского правоотношения),
  • объекты (это то, по поводу чего воз­никают данные правоотношения, на что направлены права и обязанно­сти субъектов этих правоотношений). Объекты гражданских правоотношений делятся на две груп­пы:

1. Неимущественные объекты - это результаты творческой деятель­ности, информация, а также личные неимущественные блага (результаты интеллектуально­го труда, программное обеспечение, авторские права на изобретение и произведение искусства; честь, досто­инство и деловая репутация, компенсация морального вреда и др.),

2. Имущественные объекты - к ним относятся конкретные вещи, деньги, ценные бумаги, работы, услуги, а также имущественные права и обязанности, Особое внимание следует уделить классификации такого вида объектов, как вещи.

  • субъекты правоотношения (это лица, участвующие в пра­воотношении). Субъектами гражданских правоотношений могут быть: а) физические лица; б) юридические лица; в) государство в лице федеральных органов, субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления.

При характеристике субъектов следует раскрыть понятие «правосубъектность», а также подробно охарактеризовать его составляющие: правоспособность и дееспособность (сделкоспособность и деликтоспособность).

И, наконец, студентам для ответа на поставленный вопрос следует остановиться на характеристике оснований возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений (сделки и деликты).

Рассмотрение данного вопроса предполагает раскрытие понятий «физические лица» (в т.ч. индивидуальный предприниматель) и «юридического лица». Целесообразно перечислить и охарактеризовать признаки юридического лица, а также рассказать о его создании, реорганизации и ликвидации. Далее следует провести классификацию юридических лиц по целям их деятельности (коммерческие и некоммерческие) и дать краткую характеристику обоих видов.

В третьем вопросе студенты должны определить, что понимается под правом собственности, раскрыть правомочия, входящие в его содержание (правомочие владения, пользования и распоряжения).

Далее необходимо назвать и охарактеризовать первоначальные (создание новой вещи, приобретение бесхозяйных вещей, сбор общедоступных вещей, поступления, полученные в результате использования имущества, приобретательная давность) и производные (договор о передаче имущества в собственность, реорганизация юридического лица, наследование имущества) способы приобретения права собственности; перечислить основания прекращения права собственности:

  • прекращение существования объекта права собственности (полное потребление или гибель вещи),
  • прекращение существования собственника (смерть гражданина, ликвидация или реорганизация юридического лица),
  • совершение сделок по передаче имущества в собственность (купля-продажа, мена, дарение),
  • принудительное изъятие имущества у собственника (обращение взысканий на имущество по решению суда, изъятие земельного участка, выкуп особо ценных культурных ценностей, выкуп домашних животных, реквизиция, конфискация).

Затем следует рассмотреть виды права собственности (право собственности граждан, юридических лиц, право государственной и муниципальной собственности, право общей собственности); а также определить, что право собственности обладает абсолютной защитой. В этой части вопроса целесообразно раскрыть и такие понятия как «виндикационный иск» и «негаторный иск».

Назначение четвертого вопроса - показать, что обязательство - это гражданское правоотношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, либо воздержатся от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности; рассмотреть виды обязательств (регулятивные и охранительные, взаимные и односторонние, главные и дополнительные, регрессные, личного характера) и их субъектов. Далее следует уделить внимание способам обеспечения исполнения обязательства (неустойка, удержание, поручительство, задаток, залог, банковская гарантия).

 

СЕМИНАР № 7 (2 часа).

 

Тема: «Наследственное право РФ».

 

Вопросы для обсуждения:

 

  1. Наследственное право РФ: понятие, основные категории наследственного права.

2. Наследование по завещанию.

3. Наследование по закону.

4. Принятие наследства и отказ от наследства

 

Нормативно- правовые акты:

 

Конституция РФ. // Российская газета от 25.12.1993. № 237.

Гражданский кодекс РФ ч. III от 26.11.2001 № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 03.12.2001, N 49, ст. 4552.

 

Основная литература:

 

Маилян Н. И.; Косякова Н. И. Правоведение. Учебник. - М. 2009.

Малько А.В. Правоведение. Учебник. - М. 2010.

Окулич И.П., Конева Н.С. Правоведение. Учебник. - Челябинск. 2010.

Правоведение / под ред. Кутафина О.Е. Учебник. 2-е изд. - М.20010.

 

Дополнительная литература:

 

Зайцева Т.И., Крашенинников П.В Наследственное право. Комментарий законодательства и практика его применения. 6-е изд. М., 2009.

Имущественные отношения супругов и наследование / под ред. А.В. Сутягина. М., 2009.

Левушкин А.Н., Митрошина О.В. Место наследственного права в системе отраслей российского права // Нотариус", 2014, N 1.

Пашенцев Д.А. Идея наследования и особенности ее реализации в отечественном праве // Наследственное право", 2013, N 4.

Рудик И.Е. О реализации принципа универсальности наследственного правопреемства при принятии наследства и отказе от него // Нотариус", 2013, N 7.

 

Методические рекомендации:

 

В первом вопросе необходимо дать определение наследственного права как подотрасли гражданского права и выяснить, в чем заключается ее особенность.

Следует раскрыть содержание понятий наследство (наследственная масса, время и место открытия наследства) и наследование (включая виды наследования). В этом вопросе студенты должны определиться и с такими категориями наследственного права, наследодатель и наследник.

При ответе на второй вопрос необходимо охарактеризовать основные положения наследования по завещанию, а именно: дать определение, выяснить какими качествами должен обладать завещатель. Далее следует перейти к рассмотрению понятия свободы завещания, доли наследников в завещанном имуществе, тайна завещания. Студенты должны уяснить общие правила, касающиеся формы и порядка совершения завещания, а также охарактеризовать основные черты закрытого завещания.

Особое внимание нужно уделить завещаниям, которые приравниваются к нотариально удостоверенным и завещаниям, составленным в чрезвычайных обстоятельствах. Кроме того, надо отметить наличие права у завещателя на отмену или изменение составленного им завещания. Должным образом следует изучить завещательный отказ и исполнение завещания.

Начинать рассмотрение третьего вопроса следует с определения понятия «наследование по закону». Также необходимо перечислить все очереди для наследования, принцип включения лиц в ту или иную очередь. Особое внимание нужно уделить порядку призвания к наследованию (включая право представления), доле наследников (включая право на обязательную долю), а также выяснить, какое имущество считается выморочным.

При подготовке четвертого вопроса студентам потребуется уяснить, каким образом принимается наследство, сроки принятия наследства, а также выяснить, что понимается под отказом от наследства, рассказать о процедуре принятия наследства и отказа от него.

 

СЕМИНАР № 8 (2 часа).

 

Тема «Основные положения семейного права РФ».

 

Вопросы для обсуждения:

 

  1. Понятие, предмет, источники и принципы семейного права. Брачно-семейные отношения.
  2. Порядок заключения и прекращения брака.
  3. Взаимные права и обязанности супругов.
  4. Взаимные права и обязанности родителей и детей.
  5. Алиментные обязательства членов семьи.
  6. Ответственность по семейному праву.

 

 

Нормативно- правовые акты:

 

Конституция РФ. // Российская газета от 25.12.1993. № 237.

Семейный кодекс РФ от 25.12.1995 № 223-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 15.11.1997 N 140-ФЗ, от 27.06.1998 N 94-ФЗ, от 02.01.2000 N 32-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 10.01.2000, N 2, ст. 153

Федеральный закон РФ «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ // Российская газета от 20.11.1997 г.

Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" // Российская газета, N 94, 30.04.2008.

 

Основная литература:

 

Маилян Н. И.; Косякова Н. И. Правоведение. Учебник. - М. 2009.

Малько А.В. Правоведение. Учебник. - М. 2010.

Окулич И.П., Конева Н.С. Правоведение. Учебник. - Челябинск. 2010.

Правоведение / под ред. Кутафина О.Е. Учебник. 2-е изд. - М.2010.

 

Дополнительная литература:

 

 

Альбиков И.Р. Особенности изменения и расторжения брачного договора // Мировой судья, 2010, N 9.

Ковалева Ю.В. Права и отношения, регулируемые семейным законодательством: вопросы теории и практики // Семейное и жилищное право, 2010, N 4.

Левушкин А.Н.История развития института прав и обязанностей родителей и детей в России // Семейное и жилищное право, 2012, N 6.

Оськина И., Лупу А.Соглашение об уплате алиментов // ЭЖ-Юрист, 2013, N 33.

Плиева С.Э.Основания и правовые последствия недействительности брачного договора // Общество и право, 2011, N 5.

 

Методические рекомендации:

 

При рассмотрении первого вопроса, прежде всего, необходимо дать определение семейного права как отрасли российского частно-публичного права, определить специфику данной отрасли; установить предмет семейного права, перечислить его источники и принципы. В вопросе целесообразно остановиться на плюрализме мнений по вопросу определения семьи. Изучая вопрос, следует выявить специфику брачно-семейных правоотношений. Особое внимание следует уделить специфическим основаниям их возникновения – актам гражданского состояния, их видам. Рассказывая о структуре семейных правоотношений, студенты должны охарактеризовать каждый из ее элементов (субъект, объект, содержание).

Во втором вопросе следует дать определение понятию «брак», перечислить и раскрыть его признаки. Далее необходимо рассказать об условиях и порядке его заключения; выделить обстоятельства, препятствующие заключению брака, и рассмотреть каким образом брак может быть прекращен (уделяя особое внимание расторжению брака). Помимо этого необходимо рассмотреть основания, при наличии которых брак признается недействительным, определить последствия признания брака недействительным, сравнить недействительный и расторженный браки.

При подготовке к третьему вопросу студентам необходимо уяснить, что основу брачных отношений в Семейном кодексе РФ положен принцип равенства супругов в семье, а также перечислить положения, в которых он находит свое выражение. Кроме того, необходимо классифицировать права и обязанности супругов на личные и имущественные, охарактеризовать каждый из этих видов. Характеристику имущественных прав и обязанностей супругов рекомендуется начать с толкования понятия «режим имущества супругов», его видов (законный и договорный). Описывая законный режим имущества, студенты должны четко разграничить совместную и индивидуальную собственности каждого из супругов. Брачный договор как основание договорного режима требует формулировки его определения, порядка заключения и расторжения.

Изучая четвертый вопрос, в первую очередь следует обратить внимание на обстоятельство, при наличии которого возникают права и обязанности родителей и детей. Затем следует перечислить основные права ребенка, такие как: право жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями, право на защиту своих прав и т.д.

Далее необходимо определить права и обязанности родителей, а также детально рассмотреть случаи, при которых родительские права ограничиваются и при которых родители лишаются родительских прав.

При рассмотрении пятого вопроса необходимо дать определение алиментным обязательствам и выявить их особенность. Кроме того, следует подробно рассмотреть способы взыскания алиментов (долевой и в твердой денежной сумме), а также определить какие члены семьи и ближайшие родственники несут обязанности по предоставлению содержания. Следует выявить, кто признается нетрудоспособным нуждающимся супругом.

Шестой вопрос предполагает следующее: в современном семейном праве России к мерам семейно-правовой ответственности относят лишение родителей родительских прав и ограничение родительских прав при виновном поведении родителей, отстранение опекунов и попечителей от исполнения возложенных на них обязанностей, отмена усыновления (удочерения) по вине усыновителей. Меры семейно-правовой ответственности применяются при наличии состава семейного правонарушения, а их правовые последствия содержат в себе элементы неимущественного характера, влекущие ограничение правоспособности физического лица, так называемое поражение в правах.

 

 

СЕМИНАР № 9 (2 часа).

 

Тема: «Основные положения трудового права РФ».

 

Вопросы для обсуждения:

 

  1. Понятие, источники и принципы трудового права РФ. Трудовые правоотношения.
  2. Трудовой договор (контракт).
  3. Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение.
  4. Материальная ответственность работников.
  5. Защита трудовых прав работника.
  6. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.

 

Нормативно- правовые акты:

 

Конституция РФ. // Российская газета от 25.12.1993. № 237.

Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 07.07.2003, N 27, ст. 2700 (ч. 1).

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 г. №1032-1 (в ред. от 20.04.1996 г., с изм. от 10.01.2003 г.) // Российская газета от 06.05.1996 г.

 

Основная литература:

 

Маилян Н. И.; Косякова Н. И. Правоведение. Учебник. - М. 2009.

Малько А.В. Правоведение. Учебник. - М. 2010.

Окулич И.П., Конева Н.С. Правоведение. Учебник. - Челябинск. 2010.

Правоведение / под ред. Кутафина О.Е. Учебник. 2-е изд. - М.2010.

 

Дополнительная литература:

Егоров В.Испытательный срок: кто кого испытывает? // "ЭЖ-Юрист, 2014, N 5.

Ихсанов Р.В. Трудовые отношения и практические рекомендации по разрешению трудовых споров. М., 2009.

Петров А. Гарантии при заключении и изменении трудового договора // Трудовое право, 2014, N 4.

Уракова Е.В.О некоторых проблемах материальной ответственности работодателя // "Правовые вопросы строительства, 2013, N 2.

 

Методические рекомендации:

 

При рассмотрении первого вопроса данной темы необходимо дать определение трудового права как отрасли российского права и изучить отношения, регулируемые трудовым правом, а также основные методы их регуляции. Далее следует остановиться на принципах трудового права (свободного распоряжения своими способностями к труду, равного вознаграждения за равный труд, недопустимости ухудшения положения работников ниже установленного уровня и др.). Следует определить понятие трудового отношения, выявить их особенности и отличительные черты и рассмотреть виды трудовых отношений (отношения по вопросам приема на работу, непосредственно трудовых отношений, отношений, связанных с расторжением трудового договора и возникающих в связи с восстановлением на работу).

Особое внимание следует уделить основным субъектам трудовых отношений: студентам необходимо четко уяснить, кто признается работником и работодателем в РФ, каковы их права и обязанности

Во втором вопросе должно быть раскрыто понятие трудового договора как соглашения между работником и работодателем; перечислены условия трудового договора (обязательные: волеизъявление о приеме- поступлении на работу, условие о месте работы, дата начала работы, права и обязанности сторон и др., дополнительные: срок действия трудового договора, условие об испытании, о режиме работы, о транспортировке на работу и др.).

Отдельно следует выделить подвопрос о сроке трудового договора, рассмотрев два вида: а) договор, заключенный на неопределенный срок, б) договор, заключенный на определенный срок, но не более пяти лет.

Кроме того, необходимо выяснить каким образом составляется трудовой договор, какие документы должны быть представлены при приеме на работу.

Также должен быть рассмотрен вопрос об основаниях изменения и прекращения трудового договора, их классификации.

Более внимательно следует изучить вопрос об испытательном сроке при приеме на работу: определить понятие и сроки испытания, выяснить, кому не может быть назначен испытательный срок, как оформляется испытания, каковы его последствия.

В третьем вопросе следует обратиться к понятию дисциплина труда, под которой понимается точное исполнение работником своих трудовых обязанностей. Студентам необходимо охарактеризовать как меры поощрения (объявление благодарности, выдача премии, награждение ценным подарком, почетной грамотой, представление к званию лучшего по профессии и др.), так и меры дисциплинарной ответственности. Подробно следует определить, что понимается под дисциплинарной ответственностью, ссылаясь на ст. 192 Трудового кодекса РФ перечислить ее виды (замечание, выговор, увольнение), в чем отличительные черты дисциплинарной и административной видов ответственности; уяснить, что представляет собой ограниченная материальная ответственность (как правило, вред в данном случае возмещается не в полном размере, а в пределах месячного заработка) и полная материальная ответственность (возлагается только в случаях, предусмотренных ст. 243 Трудового кодекса РФ).

Четвертый вопрос предполагает анализ основных видов (полная и частичная (в пределах среднего заработка), индивидуальная и коллективная) материальной ответственности работника, ее основания и пределы, а также знакомство с процедурой привлечения к материальной ответственности.

При подготовке к пятому вопросу студенты должны ознакомиться с основными способами защиты трудовых прав и законных интересов
работников (государственный надзор и контроль за соблюдением трудового
законодательства, защита трудовых прав работников профессиональными союзами, самозащита работниками трудовых прав). Следует также сформировать представление о трудовых спорах:

- индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров

- коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права

Следует охарактеризовать и порядок разрешения трудовых споров.

В шестом вопросе студенты должны самостоятельно обозначить особенности правового регулирования своей будущей профессиональной деятельности, основывая ответ на нормах действующего российского законодательства.

 

СЕМИНАР № 10 (1 час).

 

Тема: «Основные положения административного права РФ».

Вопросы для обсуждения:

 

1. Понятие, предмет и источники административного права.

2. Государственная служба: правовые основы, понятие, система, принципы.

3. Административные правонарушения и административная ответственность.

 

Нормативно- правовые акты:

 

Конституция РФ. // Российская газета от 25.12.1993. № 237.

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 07.07.2003, N 27 (ч. 2), ст. 2717.

ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 08.01.1998 г. №8-Фз (с изм. от 25.07.2002 г.) // Российская газета № 138-139 от 30.07.2002 г.

ФЗ от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ»// Собрание законодательства РФ. 02.06.2003, N 22, ст. 2063.

 

 

Основная литература:

 

Маилян Н. И.; Косякова Н. И. Правоведение. Учебник. - М. 2009.

Малько А.В. Правоведение. Учебник. - М. 2010.

Окулич И.П., Конева Н.С. Правоведение. Учебник. - Челябинск. 2010.

Правоведение / под ред. Кутафина О.Е. Учебник. 2-е изд. - М.2010.

 

Дополнительная литература:

 

Дивин И.М. К вопросу об определении понятия "административная ответственность// Административное право и процесс, 2013, N 10.

Златопольская И. Административная ответственность: когда, кого и за что // Административное право, 2010, N 3.

Канищев Д.Р. Протокол об административном правонарушении: содержание и порядок составления // Административное право и процесс, 2013, N 12.

Суворова Ю.В Система, принципы и цели административных наказаний // Российская юстиция, 2012, N 12.

 

Методические рекомендации:

 

Рассматривая первый вопрос, следует дать определение административному праву как отрасли российского публичного права, определить его предмет и охарактеризовать метод правового регулирования, его особенности. Далее следует перечислить источники и основные принципы административного права РФ. При ответе на вопрос, студенты должны сформулировать понятие административных правоотношений, перечислить их особенности (неравенство сторон; для возникновения административных правоотношений достаточно воли одной из сторон; нарушитель несет ответственность не перед другой стороной, а перед государством и др.), классифицировать их по различным основаниям. Кроме того, студенты должны дать определение структуре административного правоотношения, перечислить и охарактеризовать каждый из элементов его структуры (субъект, объект, содержание).

Приступая ко второму вопросу, студенты должны дать определение государственной службе (это профессиональная деятельность по обеспечению полномочий органов государственной власти РФ и субъектов РФ за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ), перечислить ее принципы, изучить вопрос о государственном управлении в сфере экономики, административно- политической и социально- культурной сфере. Далее следует перейти к статусу государственных служащих, который состоит из двух частей:

  • общегражданские права и обязанности (за некоторым исключением; например, государственные служащие не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц и т.п.),
  • служебные права и обязанности служащих:

- общие: посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, принятие решений и участия в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями, пенсионное обеспечение с учетом стажа работы и т.д.

- специальные (которые свойственны только определенной должности и вытекают из полномочий конкретного государственного органа).

Целью третьего вопроса является усвоение студентами определения понятия «административное правонарушение», выявление и характеристика его признаков (социальная вредность, виновность, противоправность и наказуемость), отличающих его от иных видов правонарушений (в том числе, преступлений). При рассмотрении вопроса необходимо уяснить, что понимается под административной ответственностью, в чем ее отличие от других видов ответственности (уголовной и дисциплинарной), определить момент начала и окончания административной ответственности, возраст ее возможного наступления. Далее следует сформулировать определение «административное наказание», выявить его цели и виды, охарактеризовать каждый из видов (предупреждение, штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация, лишение специального права, арест, выдворение за пределы РФ, дисквалификация). Студенту следует научиться четко разграничивать понятия «административная ответственность» и «административное наказание».

 

СЕМИНАР № 11 (2 час).

 

Тема «Основные положения уголовного права РФ».

 

Вопросы для обсуждения:

 

  1. Понятие, предмет и принципы уголовного права РФ.
  2. Понятие, признаки и категории преступлений. Состав преступления.
  3. Уголовная ответственность за совершение преступлений.
  4. Уголовное наказание: понятие, цели, виды.
  5. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.
  6. Структура особенной части Уголовного кодекса РФ. Характеристика составов преступлений в области правового регулирования будущей профессиональной деятельности.

 

Нормативно- правовые акты:

 

Конституция РФ. // Российская газета от 25.12.1993. № 237.

Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. 2003 г. № 25, ст. 2954.

 

Основная литература:

 

Маилян Н. И.; Косякова Н. И. Правоведение. Учебник. - М. 2009.

Малько А.В. Правоведение. Учебник. - М. 2010.

Окулич И.П., Конева Н.С. Правоведение. Учебник. - Челябинск. 2010.

Правоведение / под ред. Кутафина О.Е. Учебник. 2-е изд. - М.2010.

 

Дополнительная литература:

 

Винокуров В.Н. Объект преступления как элемент его состава // Журнал российского права, 2010, N 2.

Гонтарь И.Я. Принцип справедливости и институт вины в уголовном праве // Lex russica, 2013, N 8.

Губарева Т.И. Воспитательная функция в юридическом образовании в свете проводимой антикоррупционной политики // Юридическое образование и наука, 2013, N 3.

Ищенко О.Е. Пожизненное лишение свободы как вид уголовного наказания в России и практика его применения // Российский следователь, 2013, N 18.

Карпов Е.А. Сущность и цели наказания в российском уголовном праве // Российский следователь, 2010, N 3.

Леоненко И.В. Понятие и классификация специальных оснований освобождения от уголовной ответственности // Российский следователь, 2013, N 17.

Макаров А.В. Проблемы соотношения уголовной ответственности и уголовного наказания в современном уголовном праве // Российский следователь, 2012, N 4.

Сухаренко А.Н. Антикоррупционная политика России: состояние и проблемы // Юридический мир, 2013, N 11.

 

Методические рекомендации:

 

Рассматривая первый вопрос, следует дать определение уголовному праву как отрасли российского публичного права, перечислить его источники, их особенности. Необходимо также указать и раскрыть принципы уголовного права (законности, вины, равенства граждан перед законом, справедливости, гуманизма). Далее следует охарактеризовать систему уголовного права РФ, которая состоит из общей и особенной части.

Целью второго вопроса является изучение понятия преступление, его признаков (общественная опасность, включая такие ее показатели, как характер и степень, уголовная противоправность, виновность, наказуемость), отличающих его от иных видов правонарушений.. Далее следует выяснить, по какому основанию производится классификация преступлений на категории (преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления). Студенты должны дать определение понятию состав преступления и его видов (формальные, материальные, усеченные), перечислить и охарактеризовать такие его элементы как:

- объект (понятие, виды);

- объективная сторона (понятие, признаки: обязательные (деяние, последствия, причинная связь между ними) и факультативные (время, место, способ, обстановка, орудия и средства совершения преступления));

- субъект (понятие, критерии: возраст уголовной ответственности, вменяемость);

- субъективная сторона (понятие, признаки: вина, включая формы вины (умысел и неосторожность), мотив и цель).

В третьем вопросе требуется определение уголовной ответственности, выявление ее признаков, отличающих ее от других видов юридической ответственности. Необходимо определить момент начала и окончания уголовной ответственности, назвать и охарактеризовать ее последствия (уделяя особое внимание судимости).

Четвертый вопрос предполагает знание студентами определения уголовного наказания, его целей (предупреждение, восстановление социальной справедливости, исправление осужденного, кара). При ответе на этот вопрос необходимо также знать все виды уголовного наказания и их особенности, уметь их классифицировать (основные, дополнительные, основные и дополнительные). И, наконец, студенты должны дать определение, перечислить и охарактеризовать обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание.

В пятом вопросе, ссылаясь на ст. 37-42 Уголовного кодекса РФ следует раскрыть обстоятельства исключающие преступность деяния:

- необходимая оборона (в том числе, и условия ее правомерности);

- крайняя необходимость;

- обоснованный риск;

- причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление;

- исполнение приказа или распоряжения;

физическое или психическое принуждение.

Студенты должны уметь сравнивать различные обстоятельства, исключающие преступность деяния (необходимая оборона и крайняя необходимость; крайняя необходимость и обоснованный риск и т.д.).

При подготовке к шестому вопросу студенты должны обзорно ознакомиться со структурой Особенной части УК РФ, основными составами преступлений, а также самостоятельно найти составы преступлений, распространенные в будущей профессиональной деятельности.

 

СЕМИНАР № 12 (1 час).

 

Тема: «Основные положения экологического права РФ».

 

Вопросы для обсуждения:

 

  1. Экологическое право РФ: понятие, предмет, принципы, источники и основные понятия.
  2. Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды.
  3. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

  4. <== предыдущая | следующая ==>
    Основные документы по хранению лекарственных средств | Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    Date: 2015-10-19; view: 336; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию