Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дресс‑код менеджера





 

Во многих компаниях обслуживающий персонал, рабочие и даже менеджеры первого звена ходят в униформе. Выработка стандартного внешнего вида для средних и высших менеджеров компаний началась значительно позднее, однако продвигалась быстро. Сегодня все крупные фирмы имеют свод требований к внешнему виду своих менеджеров.

Внешний вид стал важным элементом корпоративной культуры. Понятие корпоративная культура ввел в научный обиход в ХIХ в. немецкий военный теоретик Мольтке. Позднее англичане уточнили и дополнили его; они сформулировали новый термин «dress code» – требование к одежде офисных сотрудников компаний. В крупных западных корпорациях внешний вид работников строго контролируется, иногда вплоть до мелочей – вида ткани и цвета обуви.

Сегодня в деловом мире требования к внешнему виду сотрудников сложились достаточно четкие. Образовались своеобразные своды (кодексы) правил одежды. Кодекс деловой одежды – это свод правил, устанавливающий, как одеваться на работу.

Дресс‑код – это свод правил и система знаков в одежде и обуви, регламентирующая принадлежность к фирме и должности.

Стандарты международных требований к одежде стабильны и даже консервативны, несмотря на изменения и «капризы» моды. Конечно, более требовательны стандарты крупных международных компаний, а тем более дипломатических представительств. Впрочем, многие офисы в демократических государствах задают лишь общие либо специальные рамки требований (Так, в посольствах и консульствах Великобритании во всех странах мира внешний вид сотрудников строго регламентируется лишь во время официальных встреч, приемов, конференций. В остальное время сохраняется право выбора).

Как правило, сегодня не ставится задача одеть всех менеджеров фирмы в униформу. Принадлежность к фирме часто обозначается аксессуаром: галстуком, платком, фирменной нашивкой. В остальном даже поощряется разнообразие, однако в определенных рамках общего стиля.

Деловой стиль одежды (классический) для менеджеров может отличаться в зависимости от вида управленческой деятельности. Его можно разделить на следующие виды:

– Корпоративный стиль

– Условно‑деловой стиль (в котором, в свою очередь, можно выделить креативно‑корпоративный и неофициальный (свободный) стили)

– Нестрогий деловой стиль

Несмотря на то, что классический стиль консервативен, на моду он все‑таки обращает внимания. Правда, коррекция делается в минимальных масштабах, к тому же исключительно после того, как мода утвердилась в повседневной практике и массовом сознании.

Корпоративный стиль одежды возникает в результате требований корпорации к внешнему виду сотрудников. Он помогает формированию командного духа, превращению персонала в сплоченный коллектив единомышленников. Сфера применения корпоративного стиля может быть широкой: правительственные учреждения, банки, юридические и консалтинговые фирмы, инвестиционные и трастовые компании и др.

В международной деловой этике сложились определенные требования к корпоративному стилю. Они следующие:

– Деловой униформой является костюм, причем как для мужчин так и для женщин.

– Аксессуары должны быть небольшими и несложными, невычурными: хорошие часы (со стрелками), неброские серьги, обручальное кольцо, запонки и т.д.

– Пестрые рисунки и надписи на одежде недопустимы.

– Юбки не должны быть сильно обтягивающими и значительно выше колеи.

– Обувь должна быть на среднем каблуке (не выше), носок закрытый, чулки или колготки обязательны.

– Обязательны помада и тушь, однако минимально, неброско.

– За рабочим столом следует находиться в джемпере или блузке с юбкой, для мужчин – костюм, рубашка, галстук. Рубашка с коротким рукавом допустима только летом

Нестрогий деловой стиль обозначает сдержанный внешний вид. Сферой его применения являются: продажи и маркетинг, рекламные компании, распоряжение недвижимостью, связи с общественностью и коммуникации, туристические фирмы и др.

Основные требования нестрогого делового стиля:

1. Пиджак, брюки и юбка могут быть разными по цвету и фактуре ткани.

2. Допускаются блузка с юбкой, водолазки, трикотажные изделия.

3. Позволительны модные элементы одежды и аксессуары.

Условно‑деловой стиль состоит из креативно‑корпоративного и неофициального (свободного) стилей.

Креативно‑корпоративный стиль отличается творчеством, непринужденностью. Сферой использования этого стиля могут быть: средства массовой информации, издательское дело, мода, дизайн, косметика. Некоторые организации, всю неделю придерживаясь строгих требований, накануне выходных, в пятницу, не планируя важных деловых встреч, допускают в качестве некоторой вольности креативно‑корпоративный стиль. Тем самым в фирме создается предвыходное настроение.

Неофициальный (свободный) стиль предполагает обычный внешний вид, «как все». Сферой его применения могут быть здравоохранение, психология и психотерапия, спорт, частично образование. Условие такого стиля – создать доверительное впечатление, «без дистанции» или запугивания.

Однако, несмотря на разнообразие стилей, есть ситуации, когда внешний вид определяется однозначно. На официальных приемах обязателен консервативный стиль. Идя на собеседование по приему на работу следует выбрать консервативный стиль, даже в том случае, если фирма от сотрудников этого не требует. Официальный внешний вид подчеркивает ответственность и серьезность намерений претендента.

Помимо корпоративной этики дресс‑код используется и в других случаях: официальные приемы, званые ужины, деловые обеды, торжества, посещение клубов и др. На пригласительных билетах в этом случае делается пометка о форме одежды. Виды дресс‑кодов могут быть следующие: формальный, полуформальный, повседневный, «черный галстук», «белый галстук»). Ниже эти особенности представлены более подробно.

Формальный дресс‑код (Formal). Он предполагает традиционный классический одноцветный мужской костюм – темно‑синий или темно‑серый, можно в едва заметную тонкую полоску, либо черный. Для женщин этот дресс‑код также предусматривает строгий костюм.

Полуформальный дресс‑код (Semi‑formal). Для мужчин требуется костюм, однако варианты его цветовой гаммы широки. Для женщин допустимы стильные наряды, мини‑юбки и иные вольности. Однако вещи должны быть качественными: «от кутюр» или сшитые на заказ.

Повседневный дресс‑код (Casual). Этот свод требований к внешнему виду очень либерален. В данном случае допустимы джинсы, футболки, свитера и кроссовки.

Дреcс‑код «черный галстук» (Black tie). Используется на официальных приемах высокого ранга. Для мужчин рекомендуется смокинг, черный галстук‑бабочка, кожаные туфли со шнурками, нелакированные. Женщинам надлежит быть в вечернем или «коктейльном» платье, драгоценных украшениях.

Смокинг ( Tuxedo) – это черный, сильно открытый на груди пиджак с длинными, обшитыми черным шелком лацканами.

Дресс‑код «белый галстук» (White tie) используется для самых торжественных случаев: коронаций, свадеб, вступлений в должность и др. Для мужчин рекомендуется фрак, галстук‑бабочка, белая рубашка с французскими манжетами и запонками, белый жилет, лакированные туфли, карманные часы. Женщинам предлагается вечернее платье с глубоким декольте или открытой спиной, длинные перчатки, драгоценности, можно диадема.

Фрак (Frak) – это мужской костюм особого покроя: короткий (слегка выше пояса) спереди с длинными узкими фалдами (с разрезом) сзади.

Таким образом, внешний вид менеджера должен удовлетворять требованиям дресс‑кода с точки зрения места, случая, профессии.

 

Рисунок поведения менеджера

 

Мы воспринимаем человека не только через поступки и слова, но и через внешние визуальные впечатления. Полученную таким образом информацию называют невербальной.

Невербалика – наука, изучающая характер и состояние человека по внешнему рисунку его поведения.

Кинесика (от греч. kinesis – движение) – наука, изучающая коммуникационные функции движений тела.

Значение внешнего рисунка поведения во взаимодействии людей чрезвычайно важно. Можно выделить несколько аспектов невербалики, подтверждающих ее высокую роль в коммуникациях.

1. Невербальными средствами можно порой сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Это называется замещением речи.

2. Через систему невербальных средств транслируется информация о чувствах, испытываемых людьми в процессе коммуникации. Это дополнение речи.

3. К анализу невербальных средств люди прибегают в случаях, когда не доверяют словам партнера по коммуникации. Это проверка речи.

4. Невербальные средства являются важной составляющей речевой коммуникации, позволяющей выявить намерения партнера. Это разгадка речи.

Австралийский специалист по языку телодвижений А.Пиз утверждает, что с помощью собственно слов передается 7% информации, с помощью языковых средств (интонация, сила и тон голос) 38%, а с помощью невербальных средств (жесты, поза, мимика) – 55%.

Структура невербальных средств включает в себя три группы знаковых элементов:

оптико‑кинесические элементы – мимика, жесты, позы;

паралингвистические элементы – вокализация, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность, фразовые и логические ударения, предпочитаемые конкретным человеком;

экстралингвистические элементы – включение в речь пауз, покашливаний, смеха, всхлипываний, выбор темпа речи.

Неслучайно рассмотрение элементов невербальных средств обычно начинают с мимики лица. Физиогномика и мимика являются большой и значимой областью в теории коммуникаций.

Физиогномика – наука, изучающая характер человека по формам, типу и чертам его лица.

Физиономисты – специалисты в области физиогномики.

Физиономисты выделяют пять форм лица в их связи с характером человека (в специальной литературе рассматривается около 20 тысяч выражений лица).

1) продолговато‑пряумогольная форма лица – целеустремленные, уравновешенные натуры, умные, хорошие организаторы;

2) треугольная форма лица – очень чувствительные, занятые собой люди, одаренные, умные (однако они могут быть хитрыми и неуживчивыми);

3) трапециевидная форма лица у людей артистичных, утонченных натур, не склонных к борьбе;

4) квадратная форма лица – настойчивые, прямолинейные, открытые, решительные люди;

5) округлая форма лица – мягкие, миролюбивые люди.

Мимика лица – это движение лицевых мышц в зависимости от настроения, состояния и позиции человека.

Различают два вида мимики: стандартную и спонтанную. Стандартная (или конвенциональная) мимика – выражение эмоций и чувств, принятых в данной среде общения способом. Спонтанная мимика – это непроизвольные реакции лицевых мышц.

Мимика лица очень индивидуальна, поэтому «читать» и интерпретировать ее можно только у хорошо знакомого человека; с незнакомым велика вероятность ошибок.

В качестве сопровождения речи различают два варианта мимики: подтверждение и сокрытие. Подтверждение речи – демонстрация искренности, усиление текста. Сокрытие мыслей – попытка ввести слушателей в заблуждение.

Исключительную роль во взаимодействии людей играет улыбка – универсальное средство конструктивности, готовности к принятым и результативным коммуникациям.

Существует методика психологического толкования улыбок. Основные ее положения таковы:

открытая искренняя улыбка – доброжелательность, готовность к контактам;

чрезмерная улыбчивость – неуверенность;

кривая улыбка – знак контролируемой нервозности; улыбка при опущенных бровях – превосходство;

улыбка без подъема век – неискренность;

улыбка с постоянным расширением глаз без их закрытия – угроза.

Важным невербальным средством внешнего рисунка поведения являются жесты и позы. Культурному человеку надо, с одной стороны, контролировать себя, с другой – уметь «читать» других. Жесты и позы должны быть естественными. Однако нежелательна и даже недопустима жестикуляция отрицательного смысла, выражающая агрессию, превосходство, закрытость и т.п.

Специалисты выделяют несколько основных видов жестов.

1. Рукопожатие. Это атрибут встречи и прощания; является самым распространенным в мире жестом, имеющим очень важное поведенческое значение.

Характер рукопожатия несет определенную смысловую нагрузку:

– слегка удлиненное и с улыбкой – дружелюбие;

– двумя руками – уважение;

– ладонью вниз – властность;

– ладонью вверх – покорность, открытость;

– кончиками пальцев – дистанция;

– вялое – безразличие.

2. Жесты‑символы. Они обозначают определенные понятия. Жесты‑символы в разных культурах могут сильно отличаться своим значением. Например, американский символ о‑кей (пальцы большой и указательный образуют букву «о») несет следующий смысл:

в США – все хорошо;

во Франции – ноль;

в Японии – деньги;

в Германии – неприличный знак;

а у Народов Средиземноморья – гомосексуализм.

3. Жесты‑иллюстраторы. Они поясняют сказанное, усиливают отдельные моменты речи, указывают направление.

4. Жесты‑регуляторы. Они обозначают начало, изменение либо конец речи.

5. Жесты‑адапторы. Они сопровождают чувства и эмоции оратора, активно проявляются в ситуациях переживания, волнения, стресса.

6. Жесты открытости. Они свидетельствуют об искренности. К ним относятся жесты «раскрытые руки», «расстегивание пиджака» и другие.

7. Жесты превосходства. Они демонстрируют ощущение уверенности и превосходства над партнером. К ним относятся: «закладывание рук за спину с захватом запястья», «закладывание рук за голову» и другие.

Существуют также способы блокирования жестов превосходства. Среди них: специальный уточняющий вопрос, заставляющий партнера «снизойти» к разговору; побуждение сменить позу; копирование жестов собеседника.

8. Жесты несогласия. Они демонстрируют мнение, которое не совпадает с позицией партнера. Среди таких жестов: «взгляд в пол», «отворачивание», «собирание несуществующих ворсинок с костюма» и другие.

Важную роль в невербалике играют позы и движения тела. Они выражают характер и уровень культуры человека, его самочувствие и эмоциональное состояние. Позы и движения тела очень многое могут сказать о человеке внимательному партнеру.

Среди видов поз специалисты выделяют позы расположения, защиты и неприятия.

Позы расположения свидетельствуют о готовности и желании контакта.

Позы защиты являются реакцией на чувство опасности. Среди таких поз «скрещивание рук на груди», «скрещенные руки охватывают плечи» и другие.

Позы неприятия означают несогласие с информацией, нежелание слушать, отсутствие интереса к партнеру. К таким позам относятся поворот тела в сторону, «движение на уход», «демонстративное складывание очков или бумаг» и другие.

Позы и телодвижения могут быть как сознательными так и неосознанными. Поэтому важно знать это и контролировать свои позы и движения тела, а также уметь наблюдать и «читать язык тела» окружающих.

Наряду с индивидуальными существуют и групповые невербальные средства. Они связаны с положением людей в пространстве в ходе коммуникаций. Этим занимается специальная область науки – проксемика (от английского слова «proxemics» – «близость»).

Проксемика – область науки, изучающая пространственное расположение участников коммуникации относительно друг друга.

Животные, птицы и рыбы устанавливают свою зону обитания и охраняют ее. Сравнительно недавно доказано, что у человека тоже есть свои охранные зоны и территории.

Экспериментально была доказана значимость проксемики для личных и деловых коммуникаций. Расположение людей в пространстве подготовленному человеку многое может сказать об атмосфере и потенциальных результатах общения.

К элементам проксемики относятся: пространственные зоны человека, пространственное размещение партнеров, фактор времени и визуальный контакт.

Пространственная зона человека – это расстояние от его тела до объекта коммуникации во всех направлениях. Таких зон специалисты выделяют четыре.

– Интимная зона (до 30 см) – самая главная. Эту зону человек охраняет как свою собственность. Вхождение в нее допустимо лишь для близких родственников, любимых, близких друзей.

– Личная зона (30 – 90 см) – это желательная дистанция на официальных приемах, деловых и дружеских встречах.

– Социальная зона (90 – 270 см) – расстояние, на котором человек старается держаться от малознакомых людей.

– Публичная зона (свыше 270 см) – это расстояние общения с большой аудиторией.

Скученность людей на концертах, в транспорте приводит к неизбежному вторжению в личные и даже интимные зоны. Это отрицательно сказывается на нервной системе людей, даже если они и не связывают данных причин и следствий.

Пространственное размещение партнеров – это положение участников коммуникаций относительно друг друга. Существуют четыре основных позиции размещения партнеров за прямоугольным столом:

– первая позиция, позиция углового расположения – собеседники располагаются друг напротив друга, их разделяет только угол стола; такое положение способствует дружеской, непринужденной беседе;

– вторая позиция, позиция делового взаимодействия – участники коммуникации находятся рядом и параллельно столу (партнер справа); это положение способствует совместной конструктивной работе;

– третья позиция, конкурирующе‑оборонительная позиция; в этом положении партнеры находятся друг напротив друга (их разделяет стол), что создает атмосферу соперничества;

– четвертая позиция, или независимая позиция; в этом положении партнер находится слева и на некоторой дистанции (означает неготовность либо нежелание взаимодействовать).

Чтобы избежать отрицательных воздействий пространственного размещения партнеров, разработаны различные приемы. Наиболее действенными из них являются:

Психолого‑проксемические приемы:

1. «Круглый стол» – размещение партеров за круглым столом. Это знак их равенства, который способствует созданию доверительной, непринужденной атмосферы.

2. «Знак уважения» – посадить партнера спиной к стене, лицом к залу либо иному открытому пространству. В таком положении человек чувствует себя более защищено и комфортно.

3. «Прием вовлечения» – попеременно смотреть не только на партнера, вовлеченного в беседу, но и на непринимающего участия в беседе партнера.

Фактор времени – это то количество времени, которое партнеры отвели (которым располагают) для данной коммуникации.

Визуальный контакт говорит о желании продолжать коммуникацию или прекратить ее.

Оптимальное время визуального контакта партнеров – две трети части времени беседы. Существенно большее время визуального контакта может быть расценено как разглядывание и неуважение, существенно меньшее – как неискренность либо нежелание общаться.

Специалисты выделяют в визуальном контакте ряд смысловых знаков. Ниже предложены наиболее распространенные из них:

1. Прямой открытый взгляд. Свидетельствует о желании вести «честную игру», без «задних мыслей» и «камня за пазухой».

2. Избегание взгляда – это визуальный контакт менее одной трети времени общения. Такой знак обычно свидетельствует о неискренности, неконструктивности позиции партнера.

3. Темные очки у собеседника в обычной ситуации воспринимается как недружественный знак, скрытность и недоверие.

4. Зрительная реакция – это изменение выражения глаз (величины зрачков) на какое‑то важное заявление партнера. По данной реакции можно «прочесть» отношение человека к новой информации.

5. Сверлящий немигающий взгляд – недружественный знак, демонстрирующий недоверие либо превосходство.

Невербальные средства могут существенно усилить конструктивную направленность поведения человека, подчеркнуть его заинтересованность и культуру. Для этого надо знать невербалику, физиогномику и проксемику и пользоваться этими знаниями в ходе коммуникаций.

 

Date: 2015-10-19; view: 950; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию