Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ действующей системы государственной финансовой поддержки малого бизнеса





 

2.1 Современное состояние малого бизнеса в России

 

Для каждой компании жизненно важным моментом являются денежные средства. Еще до того, как то или иное предприятие сможет открыться или расширить свою деятельность, имеющиеся у него денежные средства быстро истощаются, создавая необходимость в поиске внешних источников, которые могли бы обеспечить его необходимым капиталом. Поскольку в сегодняшнем российском деловом мире происходят быстрые перемены, предприниматель часто не знает, где искать такой капитал. Следующей задачей после нахождения источников денежных средств становится определение того, каким образом может быть получено финансирование из этих источников.

В рамках Программы развития предпринимательства, по всей территории России действуют Центры поддержки предпринимательства, способные помочь предприятиям малого и среднего бизнеса в разрешении таких проблем.

На 1 января 2015 года зарегистрировано 9,8 миллионов юридических лиц – субъектов малого предпринимательства. Из 2,2 миллионов зарегистрированных юридических лиц малые предприятия составляют 44%, что в два раза меньше показателей развитых стран. С 2009 по 2015 год количество малых предприятий увеличилось на 100 тысяч, или на 11,2%. С 2001 по 2008 год наблюдалась отрицательная динамика: количество малых предприятий ежегодно сокращалось на 3%. Рост наметился лишь к 2009 году, и только в 2010 году удалось вернуться к количеству предприятий, зафиксированному в 2000 году. В 2010 году численность занятых на малых предприятиях составила 8,9 миллионов человек и в целом по РФ выросла в сравнении с 2009 годом на 3,07%.

Сейчас доля занятых в малом бизнесе в РФ – 16,7 миллионов человек, или 24,7% от общего числа работающих /14/.

 

Рис. 1 Отношение предпринимателей к господдержке

 

Как видно из представленного выше рисунка малому бизнесу сегодня надо помогать – так заявили 54% опрошенных, ему "не надо мешать", уверены 27%, хотя "все зависит от ситуации" считают 19% респондентов.

Финансирование малых предприятий лишь в небольшой степени связано с кредитованием, и в основном бизнес вынужден рассчитывать на собственные силы (рисунок 1.2.).

 

 

Рис. 1.2 Источники финансирования малого бизнеса в России

 

Таблица 1 Число малых предприятий(без микропредприятий) по видам экономической деятельности

     
Тысяч В процентах к итогу Тысяч В процентах к итогу
Всего 227,8   219,7  
из них по видам экономической деятельности:        
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 14,1 6,2 13,4 6,1
рыболовство, рыбоводство 0,7 0,3 0,7 0,3
добыча полезных ископаемых 1,1 0,5 1,1 0,5
обрабатывающие производства 36,5 16,0 35,3 16,1
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 2,6 1,2 2,8 1,3
строительство 32,5 14,3 30,9 14,1
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 70,1 30,8 65,5 29,8
гостиницы и рестораны 8,2 3,6 8,7 3,9
транспорт и связь 8,2 3,6 8,7 3,9
финансовая деятельность 2,1 0,9 1,9 0,9
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 38,6 16,9 38,4 17,5
образование 0,3 0,1 0,3 0,1
здравоохранение и предоставление социальных услуг 2,6 1,2 2,7 1,2
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 5,5 2,4 5,4 2,4

 

К сожалению полученные данные не позволяют в полной мере анализировать ситуацию сегодняшнего состояния малого бизнеса в России. Как известно экономика России сейчас испытывает влияние мирового финансового кризиса и разумеется, что он оказывает существенное влияние на состояние малого предпринимательства и какие либо итоги подводить рано.

Однако согласно данным РосГосСтата в 2010 году было зарегистрировано 1137,4 тыс. малых предприятий. Что существенно больше, чем 2011 и 2012 году. Больше всего в стране было зарегистрировано предприятий по оптовой и розничная торговле; ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 510,6 тыс. малых предприятия. Стоит заметить, что в сфере производства зарегистрированных предприятий значительно меньше 164,6 тыс. Это говорит о том, что у нас в России производится значительно меньше, чем продаётся, получившуюся разницу замещает импорт. Вывод можно сделать такой: у нас в стране много продаётся, но мало производится, многие предприятия разорились в начале 90-х годов потому, что их продукция оказалась неконкурентоспособной из-за хлынувшего в страну потока импорта, да и на мировом рынке наша продукция не могла конкурировать. Состояние сельское хозяйства плачевное, у нас в стране занятие сельским хозяйством просто убыточное. Здесь есть много факторов: климат, технологии, слабая поддержка государства, инфляция и т.п. Сельское хозяйство подразумевает под собой огромное количество рисков, за то при работе с недвижимостью риски минимальны, да это дело более доходно нежели сельское хозяйство, деньги на недвижимости заработать можно проще и больше.

 

Таблица 2 Численность работников и оборот малых предприятий по видам экономической деятельности

  Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) Средняя численность внешних совместителей Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера Оборот малых предприятий
тыс. человек в процентах к итогу тыс. человек в процентах к итогу тыс. человек в процентах к итогу млрд. руб. в процентах к итогу
Всего 9239,2   640,2   277,9   15468,9  
из них по видам экономической деятельности:                
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 316,8 3,4 11,3 1,8 11,5 4,1 122,0 0,8
рыболовство, рыбоводство 25,6 0,3 1,5 0,2 1,4 0,5 23,8 0,2
добыча полезных ископаемых 44,7 0,5 2,6 0,4 1,9 0,7 59,4 0,4
обрабатывающие производства 1812,9 19,6 92,7 14,5 57,0 20,5 1401,1 9,1
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 65,1 0,7 5,0 0,8 3,3 1,2 41,0 0,3
строительство 1625,5 17,6 95,4 14,9 59,1 21,3 1265,6 8,2
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 3009,5 32,6 202,9 31,7 49,4 17,8 10999,8 71,1
гостиницы и рестораны 265,6 2,9 11,9 1,9 4,0 1,4 96,0 0,6
транспорт и связь 487,3 5,3 36,9 5,8 15,0 5,4 384,4 2,5
прочее 501,9 10,6 50,9 10,9 20,4 30,9 45,9 9,3

 

На таблице 2 показано численность работников и оборот малых предприятий по видам экономической деятельности в 2007 году.

На фоне резкого изменения условий функционирования российской экономики под влиянием мирового финансового кризиса и его распространения на реальный сектор экономики с IV квартала 2009 г. фиксируется постепенное сокращение числа рабочих мест на МП. Численность занятых с начала года уменьшилась на 475,4 тыс. человек и на 1 апреля 2010 г. составила 5,7 млн человек. Уровень занятости в малом бизнесе существенно дифференцирован по территории России и оказывает серьезное влияние на ситуацию на региональных рынках труда. Наиболее значительное сокращение занятости на малых предприятиях по итогам I квартала 2009 г. зафиксировано в Южном (164,4 тыс. человек), Северо-Западном (143,9 тыс. человек), Приволжском (111,2 тыс. человек) и Сибирском (106,1 тыс. человек) федеральных округах. В Уральском и Дальневосточном федеральных округах, для которых характерны более высокие показатели уровня занятости в малом бизнесе, численность занятых увеличилась, соответственно, на 41,3 и 13,1 тыс. человек.


2.2 Анализ программ государственной поддержки малого бизнеса в России

 

Программы господдержки кредитования коммерческими банками малого бизнеса не сильно улучшили ситуацию на рынке. Кредиты, выдаваемые по таким программам, хоть и предполагают компенсации первоначальных затрат на получение денег, но получить их по-прежнему довольно сложно. Практическая невозможность получения кредитов подталкивает многие компании прибегать к альтернативе и использовать лизинг или факторинг, которые также активно развивались в 2006 году. Лизинговые программы позволяют компаниям приобретать в рассрочку производственные средства. Факторинг же дает возможность полностью обезопасить себя от неплатежей своих контрагентов, а условием для подписания факторингового соглашения для компаний является платежеспособность их партнеров. Таким образом, факторинг может позволить себе даже компания, не обладающая материальным обеспечением. Необходимо также дальнейшее продолжение отработки практических механизмов финансирования малых предприятий. Эти меры будут способствовать развитию инвестиционно-кредитных рынков и стимулированию направления средств на финансирование малых предприятий.

Разделы программных мероприятий:

I. Развитие системы финансовой поддержки малого предпринимательства

II. Совершенствование информационной поддержки

III. Укрепление и развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства

IV. Развитие и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства

V. Совершенствование деятельности органов государственной поддержки малого предпринимательства

VI. Международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства

В общем, малый и средний бизнес в России хотя и с большим трудом, но становится на ноги. Все мы четко осознаем, что его роль в рыночной экономике велика и перед малым бизнесом стоят довольно большие задачи в развитии экономики области/18/.

Систему государственной поддержки малого предпринимательства в настоящее время составляют:

- государственные нормативно-правовые акты, направленные на поддержку и развитие малого предпринимательства;

- государственный аппарат, представляющий собой совокупность государственных институциональных структур, ответственных за развитие малого предпринимательства, обеспечивающих реализацию государственной политики в этой сфере и осуществляющих регулирование сферы малого предпринимательства и управление инфраструктурой его поддержки;

- государственная инфраструктура поддержки малого предпринимательства, включающая некоммерческие и коммерческие организации, созданные с участием или без участия государства, деятельность которых инициируется, поощряется и поддерживается государством, и предназначенная для реализации

а) Основой государственной нормативно-правовой базы в системе государственной поддержки малого предпринимательства является Федеральный Закон № 88-ФЗ от 12 мая 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», а также федеральные и региональные программы развития и поддержки малого предпринимательства. По ряду причин Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» в настоящее время не работает в полной мере. Закон не отражает изменений условий экономической жизни общества, качественного уровня развития малого предпринимательства и того опыта, во многом негативного, который был накоплен государственными органами и структурами поддержки малого предпринимательства за прошедший период. Одной из главных причин «бездействия» этого Закона является то, что на поддержку и развитие малого предпринимательства из года в год выделяются ничтожные объёмы государственных финансовых средств. Для того, чтобы закон начал работать, необходимо внести изменения и дополнения как в сам Закон, так и в некоторые другие законодательные акты.

Основным инструментом реализации государственной политики служат федеральные, региональные (межрегиональные), отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства.

Руководство реализацией государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства осуществляется Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в лице Департамента поддержки малого предпринимательства. Финансовое обеспечение реализации мер по развитию малого предпринимательства, предусмотренных Федеральной программой, осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП). Некоторые региональные и муниципальные фонды выполняют соответствующие функции на региональном и муниципальном уровне.

б) Государственный аппарат системы поддержки малого предпринимательства включает государственные структуры, ответственные за развитие малого предпринимательства на федеральном уровне, в число которых входят:

- Правительство Российской Федерации (Департамент экономики и управления собственностью);

- Государственная Дума Российской Федерации Федерального собрания Российской Федерации (профильные комитеты);

- Совет Федерации Федерального Собрания РФ (профильные комитеты);

- Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России);

- Министерства и ведомства Российской Федерации (Минэкономразвития России, Минпромнауки России, Минсельхозпрод России, Минтранс России, Минфин России, Минтруд России, Минобразования России, Госстрой России).

В настоящее время в Российской Федерации имеются все виды структур поддержки малого предпринимательства, которыми обладают развитые промышленные страны. Основой государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является система государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства. В настоящее время система фондов, состоит из Федерального фонда (ФФПМП) и 75 региональных фондов, из которых 24 учреждены с участием ФФПМП. Сам Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства это государственная некоммерческая организация в форме учреждения, осуществляющая финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства. Федеральный фонд является заказчиком Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и осуществляет реализацию мероприятий Федеральной программы, в том числе, через сеть региональных фондов поддержки малого предпринимательства. 63 региональных фонда имеют организационно-правовую форму «фонд», 11-«учреждение», 1 - «бюджетный фонд» как подразделение администрации.

Взаимоотношения Федерального и региональных фондов при финансировании региональных программ поддержки малого предпринимательства осуществляются на основе Соглашений между Федеральным фондом. Администрациями регионов и региональными фондами. Данные Соглашения определяют порядок эффективного использования средств федерального и регионального бюджетов, направляемых на финансовое обеспечение Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства и программ поддержки малого предпринимательства в регионе, а также средств, привлекаемых на эти цели из других источников. Такие Соглашения подписаны с 66 регионами.

Помимо сети региональных государственных фондов создана, развивается и действует сеть муниципальных фондов. В настоящее время их - более 170. Муниципальные фонды, как правило, создаются при участии региональных фондов.

Региональные фонды учреждены правительствами субъектов федерации, муниципальные фонды - органами местной администрации. Состояние и деятельность государственных и муниципальных фондов определяется, в основном, тремя факторами: законодательством, государственными мерами поддержки малого предпринимательства (программами поддержки малого предпринимательства) и личным отношением к ним первых должностных лиц органов исполнительной власти. Государственные фонды опираются в своей деятельности и развитии на Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства», который предоставляет им широкую арену деятельности по поддержке малого предпринимательства, а также определённые преференции и льготы (в частности, по налогообложению), которые на практике, как уже говорилось, не удаётся реализовать.

Господдержка малого бизнеса (малого предпринимательства).

В 2014-2015 годах в России действуют различные программы государственной поддержки малого бизнеса (малого предпринимательства).

 


2.3 Направления повышения роли государственной финансовой поддержки малого бизнеса в реализации задач государства

 

Для становления индивидуального бизнеса важное значение имеет проблема быстрого доступа к финансовым ресурсам в относительно малых суммах, используемых в качестве оборотных средств. Для решения этой задачи государство разработало программы по микрофинансированию (выделению бюджетных средств в малых суммах на целевое использование на безвозвратной основе) и микрокредитованию (предоставлению бюджетных кредитов целевого назначения в малых размерах на возмездной и возвратной основах), причем микрокредитование используется более широко, чем микрофинансирование в силу специфики российской экономики. По оценкам ФФПМП основные параметры программы микрокредитования на 1 января 2006 г. были следующими: среднемесячная ставка по кредитам — 6%, средний размер предоставляемого займа — 12,5 тыс. руб., средний объем займа на одного клиента — 20 тыс. руб., средний процент возврата займов — 95%, при этом 63% всех займов предоставляются начинающим предпринимателям, где риск наиболее максимальный.

В настоящее время необходима разработка новой парадигмы развития российского малого предпринимательства, функционирования систем его государственной поддержки. Ключевым моментом здесь должна быть устойчивая хозяйственная кооперация малого среднего и крупного бизнеса, что в свою очередь должно стать объектом целенаправленной политики государственной поддержки как на федеральном, так и на региональном уровне.

К основным направлениям развития механизмов финансирования относятся:

Бюджетная поддержка малого предпринимательства через реализацию Федеральной и региональных программ государственной поддержки малого предпринимательства.

Разработка и реализация программ кредитных гарантий (распределение инвестиционных рисков между государством и частным капиталом).

Развитие и внедрение высокодинамичной и экономически эффективной системы микрофинансирования.

Внедрение в сфере малого бизнеса типовых схем финансового, возвратного, оперативного лизинга и "лизинга под ключ".

Субсидирование процентной ставки коммерческим организациям по кредитам и займам, выдаваемым субъектам малого предпринимательства.

Обеспечение возможности для малых предприятий участвовать в выполнении государственных и муниципальных заказов/12/.

Обеспечить доступ предпринимателей к кредитам - значит не только поддержать существующий сектор малого предпринимательства и вывести его из тени, но и стимулировать появление новых предприятий. Согласно данным проведенных исследований, доступ к финансовым ресурсам из 875 тыс. единиц ежегодно имеют лишь порядка 13-15 тыс. малых предприятий. Выделение индивидуальным предпринимателям финансовых ресурсов по программе микрокредитования осуществляется на конкурсной основе путем предоставления займов региональным и муниципальным фондам поддержки малого предпринимательства (ФПМП), реализующим программы микрокредитования (и микрофинансирования) в субъектах РФ и муниципальных образованиях. Важно также отметить, что при получении микрокредита государство не требует от предпринимателя какого-либо залога, но кредитование осуществляется строго на конкурсной и целевой основе.

Чтобы обеспечить льготное банковское кредитование индивидуальных предпринимателей, применяется механизм компенсации части процентной ставки кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства, когда компенсация полностью или частично покрывает недополученные кредитными организациями доходы при предоставлении ссуд предпринимателям.

Первая категория - это начинающие предприниматели. Для того, чтобы предприниматель этой категории мог открыть свой бизнес государством должна быть выстроена инфрастуктура по обучению, правовому сопровождению, консалтингу и информационному обеспечению. С учетом мирового опыта и в реальных условиях дефицита финансовых ресурсов государство должно создать условия, которые с привлечением федерального и муниципального имущества могут формировать преимущественно инновационные бизнесы, которые потом передаются предпринимателям в "лизинг под ключ" на длительный срок. В этом случае не требуется обеспечения со стороны предпринимателей:

простота процедуры лизинга приводит к понижению стоимости транзакции;

для малых предприятий нет необходимости замораживать капитал для софинансирования такого же оборудования в полном объеме;

лизинговые контракты специально приспособлены, чтобы соответствовать потребностям МП.

Микрофинансирование должно быть обращено к потребностям владельцев индивидуальных, семейных бизнесов, постоянно нуждающихся в доступе к финансовым ресурсам, но не имеющих возможности пользоваться услугами банков и других кредитных организаций, не заинтересованных в работе с мелкими заемщиками.

Микрофинансирование способствует решению как минимум трех задач:

увеличение количества предпринимателей без образования юридического лица;

рост налоговых поступлений;

наличие кредитной истории для дальнейшего развития субъектов МП через банковский сектор.

Средний размер микрокредита в России в настоящий момент составляет 2-3 тысячи долларов, максимальным его размером считается 10 тысяч. Услуга эта появилась на кредитном рынке недавно - в 2010 году, и сейчас, по его оценкам, на этом рынке работает порядка тысячи организаций - микрокредитами занимаются как банки, так и некоммерческие организации и фонды, темпы его роста составляют сотни процентов в год.

Суммарно микрокредиторы выдают 1 миллиард долларов ежегодно, в то время как потребность российского малого бизнеса в микрокредитах составляет около 5-7 миллиардов долларов.

По мнению экспертов, главное препятствие на пути развития микрофинансирования - это отсутствие общей, глубоко проработанной концепции и стратегии развития микрофинансирования в стране. Сейчас стали появляться структуры, которые этим занялись, но это носит локальный, а не общенациональный характер. Вторая важнейшая проблема - у нас просто нет хорошо подготовленных специалистов-менеджеров по микрофинансовым проектам.

Субсидирование процентной ставки по кредитам, выдаваемым субъектам малого предпринимательства также создает условия для удешевления кредитных ресурсов, направляемых на развитие малого предпринимательства, содействие вовлечению средств частных инвесторов в развитие малых предприятий.

Вторая категория предпринимателей (развивающиеся) - это те, которые уже создали функционирующие бизнесы. Но им нужна помощь для расширения модернизации. Для этого требуются дополнительные кредитные ресурсы.

Существующая в России практика предоставления государственных гарантий от имени РФ и ее субъектов, подпадающая под действие федерального гражданского законодательства и бюджетного законодательства федерального уровня и уровня субъектов РФ, фактически не затрагивает хозяйствующие субъекты малого бизнеса.

К третьей категории (устойчиво работающие) можно отнести тех предпринимателей, у которых есть и стабильный бизнес, и ликвидный залог, и своя кредитная история. Они могут легко получить кредит в коммерческом банке и под инвестиционную программу и под оборотные средства. В этом случае государственная поддержка малого предприятия должна быть направлена на помощь в выходе на внешние рынки и стимулирование экспорта продукции. При вступлении в ВТО следует ожидать, что на рынок хлынет продукция малых предприятий Европы, Америки и Китая. Предприниматели неизбежно столкнутся с тем, что конкурентное преимущество, которое есть у них сейчас: наличие дешевой рабочей силы исчезнет. Если государство в этой ситуации не создаст новые механизмы поддержки, есть опасность массового свертывания мелких производств.

 


Date: 2015-10-19; view: 1442; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию