Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 14 Формы ознакомления детей с окружающим миромОзнакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы). Начиная со средней группы, организуются экскурсии. Экскурсия — один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им. Преимущества экскурсий-занятий и в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Экскурсия помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание. Экскурсии в лес, в поле, на берега рек и озер привлекают внимание детей, предоставляют возможность под руководством воспитателя собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы. На экскурсии у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы. По содержанию экскурсии условно делят на два вида: природоведческие — в парк, в лес, на реку, на луг и т. д., а также в зоопарк, ботанический сад (они проводятся в разные сезоны); экскурсии на сельскохозяйственные объекты — в поле, на птицефабрику, в сад, огород и т. д. в целях ознакомления с трудом взрослых. Организация экскурсий. Экскурсию как форму занятия используют в средней, старшей и подготовительной группах. Для каждой экскурсии определяют программное содержание, обязательное для усвоения всеми детьми. Природоведческие экскурсии проводят в определенной системе. Организовывать их целесообразно на одни и те же объекты в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Сельскохозяйственные экскурсии проводят для ознакомления с отдельными видами труда взрослых. Организовать экскурсию значительно труднее, чем занятие в группе, и успешной она будет только при условии тщательной подготовки. Подготовка воспитателя к экскурсии. Подготовка детей к экскурсии. Подготовка экскурсионного снаряжения. Проведение экскурсий. Природоведческая экскурсия включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные детские наблюдения и сбор природного материала, игры ребят с собранным материалом, заключительную часть, где воспитатель, подводя итог, обращает внимание детей на общую картину природы. Построение экскурсий и последовательность их проведения варьируются в зависимости от цели, от сезона. Сельскохозяйственные экскурсии разнообразны: в поле (вспашка, сев, сбор урожая), на луг (выпас скота, уборка сена), в сад, на огород, в ягодник, на ферму, в оранжерею, ботанический сад, парники, птичники и т. д. Они дают возможность наглядно показать, как человек воздействует на природу, как выращивает растения и животных. Здесь дети знакомятся с основными трудовыми операциями. Своеобразие этих экскурсий состоит в том, что дети могут наблюдать и деятельность человека, и природу, на которую он воздействует. Важно также показать, что и для какой цели делают люди, как и какие машины используют, как относятся к труду, как строят, заботятся о хороших взаимоотношениях, результатах труда. Работа после экскурсии: знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами. Наблюдения на занятиях и экскурсиях проводят в тесной связи с другими формами работы в повседневной жизни. Для ознакомления детей с природой широко используют прогулки. Воспитатель может ознакомить ребят с теми явлениями природы, представления о которых складываются длительное время. Повседневные наблюдения за явлениями природы не должны быть случайными, их надо заранее продумывать. При этом следует использовать разнообразные формы организации ребят (фронтальные, групповые, индивидуальные). Для труда в огороде и цветнике детей организуют в зависимости от цели. Одни задания они могут выполнять всей группой (посадку, посев, сбор урожая), другие (подготовка земли, поливка растений, рыхление, срезка сухих листьев, сбор семян и т. п.) лучше выполнять с подгруппой детей. В старших группах возможна организация дежурств по участку весной и летом. Дети старшей группы наблюдения на прогулках отражают в календаре природы, где зарисовывают яркие сезонные изменения в неживой природе, в жизни животных, растений, отражают труд людей. Туристические походы. Экологические акции. Основная литература: [3,6-11] Дополнительная литература: [3,5,6,9,12,13] Тема 15. Планирование работы по «методике познания мира» и работа методического кабинета. Цель планирования учебно-воспитательной работы по разделу «экологическое воспитание детей дошкольного возраста» - разработка модели педагогического процесса, направленного на воспитание у детей основ экологической культуры. Особое внимание воспитатель уделяет отбору и планированию конкретных задач воспитания отношения к природе – эстетического, познавательного, гуманного. Одновременно он осуществляет целенаправленный выбор методов и форм организации детей, продумывает их сочетание. Планирование работы обеспечивает установление взаимосвязей между накоплением представлений, освоением практических умений и формированием отношения к природе в повседневной жизни, в свободной деятельности детей на занятиях, в процессе организованного обучения, позволяет учесть и использовать индивидуальный (личный) опыт каждого ребенка. Значение планирования работы по экологическому воспитанию заключается и в возможности гармоничного комплексного решения воспитательно-образовательных задач в результате установления содержательных взаимосвязей с другими разделами программы, и в особенности с разделами развития речи, художественно – эстетического воспитания, освоения трудовой деятельности, музыкального воспитания и др. Планирование работы по экологическому воспитанию осуществляется в 3-х формах: годовой план дошкольного учреждения; перспективный план на сезон; календарный план работы воспитателя. Годовой план. Планирование работы по экологическому воспитанию на год осуществляется зав. детского сада и старшим воспитателем. Прежде чем приступить к планированию необходимо всесторонне проанализировать работу дошкольного учреждения за предшествующий год. В результате анализа необходимо получить конкретные и объективные ответы на следующие вопросы: в какой степени всеми воспитанниками дошкольного учреждения и каждым из них усвоена программа детского сада по соответствующему разделу; достигнут ли уровень экологической воспитанности детей, соответствующей возрасту; наличие и состояние предметной развивающей среды для экологического воспитания: оснащенность уголков природы, участка дошкольного учреждения, наличие комнаты природы, экологической тропы, оснащенность дидактическими пособиями для работы с детьми (в разных возрастных группах и в методическом кабинете); состояние календарного планирования в каждой возрастной группе; уровень профессионального мастерства и готовности воспитателей к работе по данному разделу. Выявляются конкретные причины, которые привели к положительным результатам в развитии начал экологической культуры детей. Устанавливается причины недостатков, если они были обнаружены. Далее намечаются конкретные задачи по совершенствованию педагогического процесса дошкольного учреждения в целом. В годовом плане намечаются: конкретные пути улучшения работы, - содержание семинаров и консультаций с целью повышения квалификации воспитателей, - содержание педагогического совета, на котором могут заслушать материалы из опыта работы, - открытые мероприятия, - организация контроля за усвоением программы в разных возрастных группах, - содержание и формы совместной работы с родителями по формированию экологической культуры детей. Ежегодно планируется работа по озеленению участка, созданию условий для наблюдений в уголке природы, пополнению детского сада методическими пособиями, оснащению комнаты природы. Задачи годового плана и способы их реализации тесно связаны с планами работы воспитателей в каждой возрастной группе. Полезно составить перспективный план на сезон. Ценность перспективного планирования заключается в возможности построить систему работы, учитывающую постепенное усложнение знаний, методов и приемов воспитания и поведения. Перспективное планирование педагогического процесса по экологическому воспитанию. План работы, составленный воспитателем на перспективу в 3 мес. (на сезон), в наибольшей степени помогает конструировать педагогический процесс последовательно и системно. Системное построение педагогического процесса предполагает тесную взаимосвязь между основными педагогическими задачами, содержанием и технологией - единство всех разделов. План представляет собой целую программу деятельности воспитателя на определенный срок. В планировании работы должны быть отражены результаты достигнутого и оценка того, как это удалось осуществить. Только на основе диагностики и самодиагностики можно разработать план, отвечающий современным требованиям. Перспективное планирование на сезон предполагает последовательное, поэтапное продумывание важнейших элементов плана: 1.отбор из программы экологического воспитания задач работы с детьми на конкретный сезон. Постановка задач возможна на основе анализа информации о состоянии педагогического процесса экологического воспитания в период, предшествующий планированию. 2. отбор и определение последовательности освоения содержания ЗУН (в соответствии с программой). 3. Выделение разделов плана в соответствие с избранной технологией педагогического процесса (н-р, в технологии экологического воспитания можно выделить 3 раздела, соответствующие основным направлениям работы педагога: а) организованное обучение; в) совместная с воспитателем экологическая деятельность детей; с) индивидуальная работа с детьми, направленная на развитие интересов и способностей. В каждом разделе предусматривается перечень основных форм работы, методы работы с детьми и основные педагогические задачи. Полученный детьми опыт используется на занятиях, служит основой для систематизации и обобщения знаний детей. Особое место отводится индивидуальной работе с детьми. В этом разделе плана уместно уделить внимание работе с детьми, индифферентно относящиеся к природе, продумать способы, которые бы изменили отношение детей к природе, сделали их более отзывчивыми, заботливыми. Перспективное планирование освобождает педагога от подобного календарного планирования, но требует основательного методического обеспечения педагогического процесса. По желанию воспитателя, данный план может быть дополнен разделом «Работа с родителями по экологическому воспитанию детей». Календарный план работы воспитатель составляет на неделю. В течение дня работа по данному разделу планируется: *утром (до завтрака), * на занятии, * на прогулке, *во вторую половину дня. В плане записываются содержание деятельности, ее цель. Продумываются материал, формы и способы организации детей, основные приемы руководства их деятельности. При планировании занятия продумывается основной метод его проведения, конкретизируются структура (составные части) занятия, программное содержание. Намечается наглядный материал, учитывается необходимость индивидуальной работы с детьми. На прогулке происходит накопление представлений детей о природе, создаются условия для формирования трудовых навыков и умений для организации игр. Воспитатель планирует наблюдение за погодой, за растениями и животными, за трудом людей в природе. Наблюдения проводятся на дневной и вечерней прогулке. Они могут быть: коллективными, индивидуальными. В плане следует указать: объект наблюдения, его цель, основные приемы, способы фиксации увиденного и т.д. Основная литература: [3,6-11 ] Дополнительная литература: [36] Планы семинарских занятий.
|