Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5. История развития методики познания мира





Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей (Я.А.Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци, Ф. Дистерверг, А.Гумбольд, К.Д.Ушинский и другие).

Е.Н.Водовозова, Е.И.Тихеева, уделяли много внимания природе как средству умственного воспитания детей дошкольного возраста.

Большое наследие в области воспитания подрастающего поколения окружающей средой оставил выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на формирование и развитие личности ребенка.

Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических указаниях (О.Иогансон, А.А.Быстров, Р.М.Басс, А.М.Степанов, Э.И.Залкинд, Е.И.Волкова, Е.Геннингс и другие). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М.В.Лучич, М.М.Марковской, рекомендации З.Д.Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С.А.Веретенниковой.

В этот период ознакомление с природой использовалось как средство коммунистического воспитания и всестороннего развития детей - нравственного, эстетического, умственного. Шел поиск и отбор содержания знаний, их систематизация, велись разработка и определение форм и методов ознакомления дошкольников с природой, осуществлялась проверка организационных моментов: устройство цветников, огородов, уголков природы. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З.Д.Сизенко, С.А.Веретенниова, А.М.Низова, Л.И.Пушнина, М.В.Лучич, А.Ф.Мазурина и другие).

Природа как неисчерпаемый источник форм, красок, звуков была широко использована в целях сенсорного воспитания дошкольников в играх с природным материалом и природоведческим содержанием (Э.И.Залкинд, А.С.Макаревич, В.А.Дрязгунова), в трудах (Л.Е.Образцова, Н.К.Постникова, Е.И.Корзакова, В.Г.Фокина и другие).

Большое значение в научном обосновании методики ознакомления детей с природой сыграли исследования, которые начали проводиться в 1950-е годы на кафедрах дошкольной педагогики пединститутов. Одно из первых – исследование Э.И.Залкинд, посвященное ознакомлению дошкольников с птицами. Фундаментальные исследования были развёрнуты на кафедре дошкольной педагогики ЛГПИ им. А.И.Герцена, основная часть которых посвящалась наблюдению (Г.С.Филиппюк, П.Г.Саморукова, А.К.Матвеева, Е.К.Мелькичева, Н.И.Ветрова) как сложному виду психической деятельности, включающему различные сенсорные и мыслительные процессы, опирающемуся на эмоционально-волевые свойства личности ребёнка. Исследования активизировали практику (А.Ф.Мазурина, Т.Н.Розина, А.А.Сакевич и другие) создали пособие «Наблюдение и труд детей в природе». Группа ленинградских исследователей создала «Методику ознакомления детей с природой в детском саду» - новое учебное пособие для учащихся педагогических училищ.

Тема наблюдения в природе продолжила интересовать исследователей (А.И.Васильева, Е.И.Золотова, Л.М.Маневцова и другие) – отрабатывались формы организации, виды, этапы, приёмы наблюдения, сочетание с трудом в природе, особое внимание уделялось поисковым наблюдениям и опытничеству.

Важными являются исследования, которые были посвящены воспитанию у детей отношения к природе (В.Г.Фокина, В.Д.Сыч). Исследователями (А.Ф.Мазурина, Т.Н.Розина, А.А.Сакевич, А.И.Васильева, Е.И.Золотова, Л.М.Маневцова, В.Г.Фокина, В.Д.Сыч и другие) был сделан вывод о том, что дети дошкольного возраста в условиях организованного взрослым педагогического процесса с успехом усваивают разнообразные знания о природе, эти знания развивают детей в умственном плане, а при эмоциональной их подаче становятся основой положительного отношения к природе.

В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые вошли в дальнейшем в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А.В.Запорожец, Н.Н.Поддьяков, Л.А.Венгер (НИИ дошкольного воспитания АПН). В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой природы (И.А.Хайдурова, С.Н.Николаева, Е.Ф.Терентьева и другие). Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой. Казахстанские авторы А.И.Иванова и Г.К.Бельгибаева в методическом пособии «Что должны знать о живой и не живой природе дети разных возрастных групп детского сада» пишут о том, что экологическое воспитание является тем фокусом, в котором сходятся все виды воспитания – умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое. В связи с этим оно должно осуществляться через все виды деятельности. Экологическое воспитание ими рассмотрено как высшая форма ознакомления с природой, умноженная на высокий нравственный потенциал человека.

В практику работы ДО внедряются и апробируются более современные и усовершенствованные программы по ознакомлению дошкольников с природой и большой акцент ставится на экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста.

Основная литература: [7 ]

Дополнительная литература: [29-35]

Date: 2015-10-19; view: 1670; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию