Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комплект учебников «Русский язык». 5-11 кл





(под редакцией В.В. Бабайцевой)

Среди положительных свойств комплекта следует отметить следующие: во-первых, наличие учебника «Теория», который содержит весь материал за курс 5-9-го классов и даёт возможность обращаться к нему как к справочнику. Структура учебного комплекса позволяет изучать, закреплять, повторять теоретические сведения о языке в системе. Теория изложена просто и стилистически ровно, без излишнего наукообразия.

Во-вторых, использование данного учебного пособия помогает в организации активных форм обучения, в частности, семинарских занятий, в подготовке учащихся к экзаменам.

В-третьих, дает возможность учителю выдавать учебный материал пропедевтически, внедрять новые передовые технологии, в частности, выдавать материал блоками.
Также следует отметить, что система заданий и упражнений рассчитана на разноуровневый подход к обучению. Задания требуют не просто определённых знаний, а умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Богатый справочный материал способствует организации самостоятельной работы. Кроме того, учебник содержит подробные образцы различных видов грамматического разбора, введены такие виды разборов, как орфографический и пунктуационный.

В учебниках «Практика» много текстов, что всегда предпочтительнее отрывочных предложений, много разнообразных заданий. Начиная с 6-го класса в учебник "Практика" вводятся разделы "Повторим орфографию" и "Повторим пунктуацию", это позволяет учителю планировать и осуществлять систематическое повторение наиболее трудных вопросов. В учебнике "Практика" для 8-9-го классов в разделе «Синтаксис» представлены упражнения на редактирование текста. В приложение включён толковый словарь, обращение к которому способствует расширению словарного запаса и повышению уровня грамотности учащихся.

Несомненным достоинством данного комплекта является наличие учебника Е.И. Никитиной "Русская речь", позволяющий выстроить систему уроков по развитию речи. Разнообразие творческих заданий, иллюстративный материал делают привлекательным для учащихся работу с этим учебником. Поскольку цель уроков русского языка сегодня заключается в том, чтобы научить ребёнка чувствовать слово, думать над словом, искать в слове истинный смысл, восхищаться родным словом, усваивать душой самобытность русского слова, выражать себя в слове, то в большей степени привлекает в этом комплексе речевой аспект изучения языка. Задания предусматривают наблюдение над сферой использования изучаемых явлений (в текстах разного назначения, типа, стиля), над их ролью для достижения точности и выразительности речи; создание речевых ситуаций, которые определяют отбор языковых средств для должного случая; совершенствование чужого высказывания с точки зрения норм использования рассматриваемых фактов языка; самостоятельное конструирование высказывания и стилистическое оправдание употребляемых в нём языковых средств. Подчёркивается общественная важность умения правильно воспринимать чужое высказывание и грамотно, точно, выразительно говорить и писать, уместно пользуясь богатством языка, соблюдая этические нормы речи.

Содержание учебника В.В. Бабайцевой для 10-11 классов соответствует требованиям государственного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку. Состоит из 2-х частей. Теоретическая часть систематизирует и углубляет знания, приобретённые учащимися в 5-9 классах. Сборник заданий включает разнообразные упражнения, обобщающий изученный материал. Уделено внимание развитию речи, умению анализировать и составлять тексты. Обобщающие задания по орфографии и пунктуации имеют ответы.

В то же время этот комплекс, по мнению многих учителей, имеет и недостатки. Например, в учебнике для 5-го класса при изучении некоторых тем по орфографии дано крайне мало упражнений для закрепления (например, для отработки навыка постановки дефиса в неопределённых местоимениях предложено одно упражнение из трёх предложений). Недостаточно продумана организация словарной работы: количество слов, предназначенных для запоминания учащимися старших классов меньше, чем, например, учащимися 5 класса. Количество словарных слов на полях учебника и в словарике в конце учебника не совпадает. Трудно отличить словарные слова, помещенные на полях, от слов, помещенных там же для другой цели.

Учебник «Русский язык. 5-9 классы»

(под редакцией М.М. Разумовской)

За создание учебно-методического комплекта для 5-9 классов общеобразовательных учреждений «Русский язык» коллективу авторов присуждена премия Правительства РФ в области образования за 2002 г.

Главной целью обучения русскому языку, по убеждению авторов, является обеспечение языкового развития учащихся, формирование умений и навыков грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, а также умения свободно говорить и писать на родном языке. В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В учебниках для 5-7-го классов в связи с изучением грамматики вводятся соответствующие правила правописания (орфография и пунктуация), необходимые для оформления письменной речи. В учебниках предусмотрена систематическая работа с лингвистическими текстами, направленная на их информационно-смысловой анализ. При изучении теории предложен обучающий и разъясняющий подход, то есть, кроме формулировок определений и правил, обязательно даётся разъясняющий текст. В учебниках есть упражнения разноуровневого характера, упражнения, раскрывающие значение, структуру, правила правописания слов. Даны образцы разборов синтаксических единиц, включающий орфоэпический разбор слова. В конце учебников представлен справочный материал: орфографический и толковый словарики, раздел, посвящённый трудным случаям орфографии. Очень примечательно то, что многие упражнения содержат задания по комплексному анализу текста. Среди положительных моментов следует ещё отметить наличие материалов об общих сведениях о языке и о ведущих специалистах в области лингвистики.

По мнению учителей, недостатком учебника является то, что в нём содержится мало материала для отработки навыка орфографической зоркости, то есть в малом количестве упражнений пропущены буквы-орфограммы и пунктограммы, чтобы ученик мог осознанно с ними поработать. Представляется, что учебник для 6 класса перенасыщен содержанием и что изучение трудных тем «Причастие» и «Деепричастие» начинать в 6 классе рано.

«Русский язык. 5-9 классы» (под ред. М.В. Панова)

Принципы построения учебника:

§ обучение должно быть научным, то есть представлять классическое языковедение;

§ опора на современную лингвистическую теорию позволяет воспитывать у детей умение наблюдать, вдумываться, понимать, доказывать, рассуждать, то есть дает простор для их интеллектуального развития;

§ обучение русскому языку только в том случае станет эмоциональным (и поэтому успеш­ным), если оно раскроет детям красоту русского языка, его выразительность, меткость, бо­гатство. Эстетическое переживание языка и речи – важная сторона школьного обучения;

§ занятия по русскому языку в средней школе не могут обойтись без игры. Нельзя забывать слова Ф. Шиллера: «Человек бывает в наибольшей степени человеком, когда он играет». Игра с языком открывает большие возможности для детской выдумки и изобретательности.

На основе этих четырех принципов осуществляется обучение детей нормам русского языка. Они должны стать для них привычными, удобными, своими - основой для сознательного творчества. Имеются в виду не только орфографические, но и лексические (точный выбор слова), и грамматические (верное использование грамматической выразительности речи) нормы.

Учебник отличается от других научным подходом, естественно, ограниченным рамками возрастного развития учащихся. Это не только не усложняет описание языка, но, наоборот, облегчает понимание языковых законов. Научное понятие способно точно назвать то, что обычно описывается многословно и приблизительно. Это видно хотя бы на примере понятия фонема, введение которого позволило назвать ту языковую единицу, которой соответствует в русском письме буква. Введение таких понятий, как фонетическая позиция, позиционные чередования звуков, помогает избавиться от принятой в школе формулировки «сомнительные гласные и согласные» и сформулировать главный принцип русской орфографии как необозначение на письме позиционных изменений звуков.

У М.В. Панова показан весь научный путь того или иного открытия: постановка вопроса, формулировка проблемы, задачи; убедительно разрешаются, казалось бы, неразрешимые противоречия. Научная логика, обоснованная последовательность изложения материала высвобождают учителю время для более продуктивной подготовки к уроку. Русский язык, по Панову, не система сухих правил и выводов, а яркий научный мир, в котором буйствует подлинная жизнь: успехи и взлеты одних языковых явлений, угасание и медленное умирание других, рождение нового, исключения, которые не признают никаких общепризнанных норм... Лингвистическая новизна, соответствующая нынешнему уровню развития науки о языке, также выгодно отличает учебники М.В. Панова от других.

Необходимо отметить и язык учебников: при научной строгости мысли авторы стремятся говорить просто: в младших классах - с ориентацией на язык Б. Житкова. При этом авторы не потешают, не забавляют детей, не снимают с них обязанности думать. Вот как подаются в 5-м классе важные научные понятия. «Звонкий – брат глухого» – так дается понятие о парности звуков. «Второй согласный заражает своей мягкостью первый», «один звук приноравливается к другому». «Глухость своя или от соседа» – о различении самостоятельного и вызванного позицией качества звука. «Слабой позиции не верим, верим сильной» – это о принципе передачи звуков в русской орфографии. Авторы стремятся доказать, что о научных тонкостях можно говорить живым и даже шутливым языком. В учебниках М.В. Панова нет изнуpительных тренингов: вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Грамотность авторами рассматривается в более широком смысле: и лексическая, и грамматическая, и стилистическая, и речевая, включая, разумеется, и пунктуационно-орфографическую. Специального «натаскивания» на правописание нет: оно опирается на постижение основного принципа русской орфографии – множество фонем: почему Сгорел? - потому что Срезал (проверка сильной позицией по глухости-звонкости перед сонорным); почему на деревЕ? – потому что на столЕ... Не зубрежка, а понимание, не репродукция, а открытие и научное обоснование. Естественно, что пpи таком под­ходе меняются и формы работы с детьми: не «спишите и вставьте...», а «проверьте, порассуждайте, докажите, найдите ошибки, исключите избыточное или восстановите недостающее звено» и др. Подобная работа способствует развитию научного и творческого потенциала не только учащихся, но и самого учителя. Кроме того, занимаясь анализом орфографических премудростей нашего языка, нельзя забывать и о развитии коммуникативных умений ребят. Знакомство с тем или иным правилом орфографии служит магистральной цели уроков русского языка — учить различной работе с текстом: умению свёртывать и развёртывать его, строить грамотное, умное, убедительное высказывание, владеть различными стилями языка, уметь просто говорить о сложном и т.п. Вот, к примеру, как изучается в 6-м классе такая исключительно орфографическая тема, как правописание союзов.

Задание 1. Проанализируйте примеры и сделайте выводы о том, как не перепутать союзы с омонимичными им частями речи.

§ Чтобы пополнеть, сначала надо подумать, что бы такое вкусненькое и сладенькое съесть. И т.п.

Задание 2. Придумайте предложения, включив в них как можно больше разных «ошибкоо­пасных» союзов и похожих на них слов. Вот несколько вариантов, предложенных ребятами.

§ Чтобы дойти от того дома до этого, нужно потихоньку перейти улицу, так же тихо проскользнуть в переулок и только затем юркнуть в подворотню. И т.д.

Задание 3. Используя союзы и омонимичные им слова, напишите памятку «Как поймать майского жука» («Как распутать запутавшийся клубок» и т.п.).

Задание 4. Объедините два-три данных предложения в одно, используя союзы ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ и устраняя повторы (на основе образца).

Задание 6. Допустим, вы авторы нового учебника русского языка. Как бы вы изложили свое понимание темы «Союз», чтобы вашим предполагаемым ученикам изучать ее было бы и лег­че, и интереснее? Для этого разверните данные (незаконченные) тезисы, чтобы получилось связ­ное высказывание.

 

1. Чтобы соединить однородные члены предложения, используются...

2. Для связи простых предложений в составе сложных также участвуют...

3.Предложения с подчинительными союзами называются сложноподчиненными, оттого что...

4. Чтобы не спутать союз с другими частями речи, нужно...

 

Форму подачи материала нельзя считать обычной. Теоретические положения не преподно­сятся, не сообщаются, учащимся не дается готовое знание. В учебнике принят и постоянно выдер­живается определенный способ подачи нового материала: понятия и правила вводятся через ре­шение проблемных задач, разгадывание загадок и цепочку рассуждений, приводящих к нужной формулировке. Нет ни одной проходной формулировки. И отсутствует поучительный, наставнический тон. Принципиально новый подход к подаче заданий, упражнений обеспечивает высокий уровень интеллектуальной и эмоциональной активности учащихся. Авторы используют приёмы, активизирующие самостоятельную работу учащихся, с тем чтобы они сами приходили к выводам, совершали научные открытия. Это очень нравится детям, вселяет в них уверенность в своих силах, развивает в них творческое начало. В учебнике действуют сквозные, переходящие из раздела в раздел герои, каждый со своим характером (в 5 классе это Настя Кувшинчикова, Вова Бутузов и др., растущие и взрослеющие вместе с учениками). В их рассуждениях, догадках, сомнениях, спорах школьникам предлагается принять участие и выступить арбитрами. Увидев в рассуждениях героев ошибки, которые ученики и сами могли бы допустить, дети глубже понимают суть проблемы.

Особенно эффективно исследовательские навыки вырабатываются при написании лингвистических изложений. Лингвистическое изложение отличается от обычного тем, что детям нужно изложить не художественный текст, а научный, содержащий в себе сведения о языке. Тексты берутся из научно-популярной лингвистической литературы (которой, к сожалению, не так много), и их не обязательно воспроизводить дословно, стараясь сохранить все авторские слова и выражения. Главное - передать мысль, логику, ничего не искажая и не теряя. Тем самым дети ставятся в ситуацию «говорить о языке на языке», а это, поверьте, очень непростая задача.

Вот пример лингвистического текста для изложения.

Слова готовые и сделанные

Секрет языка, облегчающий пользование им, избавляющий человека от изнурительного и непосильного запоминания многих тысяч слов, состоит в том, что лишь часть (меньшая по объему) слов языка требует механического запоминания. Это слова, которые существуют в языке как готовые единицы. Большую часть этих слов составляют наиболее употребительные, извест­ные каждому с детства слова, такие как ДОМ, СТОЛ, СЫН, ВОДА, ЗЕМЛЯ, СПАТЬ, ГУЛЯТЬ, СИНИЙ, ДОБРЫЙ и т.п. Языковеды называют такие слова простыми, в отличие от слов произ­водных («сделанных» в языке). Сравните слова ДОМИК, ДОМАШНИЙ, ДОМИЩЕ; СТОЛИК, НАСТОЛЬНЫЙ, СТОЛОВАЯ; УСЫНОВИТЬ, СЫНОК; ВОДИЧКА, ВОДНЫЙ, ПОДВОДНЫЙ, ОБЕЗВОДИТЬ; ЗЕМЛЯНОЙ, ЗЕМЛИЦА; НАГУЛЯТЬСЯ, ГУЛЯКА, ГУЛЯНЬЕ; СИНЕТЬ, СИНЕ­ВАТЫЙ, СИНЕНЬКИЙ; ДОБРОТА, ДОБРЕТЬ с приведенными выше. Каждому ясно, что слова второй группы связаны со словами первой, основываются на ней, являются по отношению к пер­вым вторичными.

Значение простых слов никак не связано с их звуковым обликом, не вытекает из него, о нем нельзя догадаться, его нужно знать. Если вам не известно, что значат сочетания звуков, образую­щие олова СОБАКА, ЛОШАДЬ, СТЕНА, ДЕЛО, ОКНО, ЯЙЦО, то вы догадаться обэтом не мо­жете. А значение производных слов определяется значением слов простых. Значение слов СТО­ЛИК и ДОМИК определяется значением слов СТОЛ, ДОМ и значением суффикса -ИК, обозначающего уменьшительность, точно так же значение глагола ПРИВОДИТЬ определяется значением слова ВОДИТЬ и поставки ПРИ-, обозначающей приближение.

Е.А. Земская

 

Текст не читается учителем вслух, а распечатан для каждого учащегося (это более точно воспроизводит ситуацию работы с научной литературой). Затем проговариваются основные мыс­ли текста, уточняется, где аргументы, где примеры, где вывод. Обращаем внимание на требования к научным текстам: невозможность бездоказательных утверждений, непротиворечивость, недву­смысленность, уважительная критика иных точек зрения (подобной работой следует заниматься систематически, при написании каждого лингвистического изложения).

Каковы преимущества этой формы учебной деятельности? На изложение уходит немного времени - 25-30 минут, дети овладевают «секретами» научной речи, учатся излагать мысли убеди­тельно, доказательно, грамотно (и не только с точки зрения орфографии), наконец, для многих ре­бят лингвистические тексты являются единственной возможностью познакомиться с огромным миром нехрестоматийной литературы, зачастую неожиданной и увлекательной.

В учебнике много разнообразных по типу заданий: творческих (например: «Объясните, в каких случаях, с какой целью вы могли бы употребить следующие крылатые слова из басен Крылова», «Придумайте рассказ»), на сообразительность, подводящих к самостоятельным выводам (многие из заданий вписаны в общий контекст как звенья рассуждений). Задания, в которых предлагается эстетически оценить отрывок из художественного произведения, задания, отсылающие к работе со статьями толкового словаря, – дети приучаются пользоваться толковыми словарями, знакомятся с другими словарями, например, орфоэпическим. Кстати, в конце учебника содержатся справочные материалы: орфографический и орфоэпический словарики – для всех классов, для 5 – толковый, для 8 – 9 – тематические группы «трудных» слов с заметками об их произношении.

По сравнению с другими учебниками значительно большее место отводится стилистике. Ей посвящены многочисленные задания в разных разделах.

Приводимые в тексте учебника исторические справки расширяют кругозор детей. Например, справка о кратких прилагательных, склонявшихся в древнерусском языке и сохранивших следы склонения в поговорках, пословицах и устойчивых выражениях (от мала до велика, на босу ногу); справки «Из истории имен собственных», об изменениях в произношении, об истории русского письма и другие. В текст учебника введены рассказы: об индоевропейских языках, о литературном языке, о русских диалектах; рассказы-портреты видных языковедов помогают живо представить личность ученого и его роль в науке.

Учебник, как отметила Комиссия по преподаванию русского языка при Отделении литературы и языка Российской Академии наук, «направлен на воспитание думающей, творческой личности и, следовательно, отвечает требованию настоящего времени».

Сомнение в преимуществе этого учебника может вызвать следующее:

§ тема «Служебные части речи» изучается в 6 классе, а «Самостоятельные части речи» - в 7;

§ правила помещены в рамке, но количество и объём их доведён до минимума; правила как бы растворены в диалогах действующих персонажей и других материалах учебника.

 

Date: 2015-10-19; view: 556; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию