Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иллюстративный материал. Использование демонстрационных опытов при изложении те­мы «Ощущение» поможет учащимся уяснить некоторые понятия и лучше усвоить основные теоретические





Использование демонстрационных опытов при изложении те­мы «Ощущение» поможет учащимся уяснить некоторые понятия и лучше усвоить основные теоретические положения. Например, при выяснении понятия пороги чувствительности можно прове­сти следующий несложный опыт, предварительно поставив пе­ред учащимися вопрос: «Всякое ли воздействие на рецептор вызывает ощущение?» Один из учащихся, закрыв глаза, протя­гивает руку ладонью вверх. На середину раскрытой ладони учи­тель осторожно опускает небольшой кусочек ваты, спрашивая, ощущает ли испытуемый прикосновение. Испытуемый отвечает обычно отрицательно, так как легчайшее прикосновение ваты им не ощущается. Дальше на ладонь испытуемого кладут еще та­кой же кусочек ваты, затем еще, и так до тех пор, пока испыту­емый не скажет, что он почувствовал легкое прикосновение к ко­же ладони. Тогда он открывает глаза и с удивлением обнаружи­вает на своей ладони большой комок ваты. Все наблюдающие за опытом и сам испытуемый без труда отвечают на поставлен­ный в начале опыта вопрос. Можно применить и другие вариан­ты опытов. Хорошо использовать карточки с напечатанными на них буквами разного размера или таблицы, применяемые глазными врачами для определения остроты зрения. Карточки предъ­являются учащимся, сидящим за последним, средним и первым столом. Их просят прочесть эти буквы. На большом расстоянии мелкий шрифт учащиеся не различают. Анализируя результа­ты, учащиеся приходят к выводу, что для получения зрительных ощущений раздражитель должен достигать определенной вели­чины.

Чтобы показать, что порог различения определяет не сама по себе величина изменения раздражителя, а отношение этой вели­чины к первоначально действующему раздражителю, можно использовать очень несложный опыт. Преподаватель заранее чертит на доске три параллельных отрезка разной дли­ны, каждый отрезок разделен на две части. Учащиеся должны определить, равны ли эти части. Оказывается, не всегда это воз­можно сделать верно без измерения, так как чувствительность к изменению раздражителя зависит не от величины этого изме­нения, а от соотношения ее с первоначальным раздражителем (в данном примере всеми ощущается разница в длине частей самой коронкой прямой, и труднее ощутить эту разницу в длин­ной прямой).

Равны ли между собой отрезки на каждой из этих прямых? (Порог различительной чувствительности)

 

Вопрос о видах ощущений не требует применения специаль­ной наглядности, так как каждый человек отчетливо осознает свои зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Менее отчетливо осознаются двигательные ощущения. Поэтому можно провести несложный опыт, иллюстрирующий наличие ощущений движения и положения тела, помогаю­щих человеку регулировать эти движения. Предложите учащимся придать любое положение своей правой руке, закрыв при этом глаза, а затем, не открывая глаз, то же положение дать своей левой руке. Потом, предложите им, открыв глаза, прове­рить точность выполнения движения и, таким образом, установить наличие двигательных ощущений и их роль в управлении человеком движениями своего тела.

Значение осязательных ощущений в познавательной деятель­ности можно продемонстрировать, положив на ладонь человека, закрывшего предварительно глаза, какой-либо небольшой предмет. Попросите учащихся определить, что это такое, пользуясь только кожными ощущениями. Ни форму, ни величину предме­та человек не сможет определить до тех пор, пока движением пальцев не ощупает предмет. В этом опыте наглядно выступает значение взаимодействия анализаторов (в данном случае кожного и двигательного) в познавательной деятельности и роль в ней активного действия человека с предметом.

Объясняя строение и функции анализаторов, следует исполь­зовать схему строения анализатора. Лучше всего, если такую схему преподаватель демонстрирует не в готовом виде, а чертит на классной доске во время объяснения. Учащимся надо ука­зать, что это общая схема строения всех анализаторов, состоя­щих из трех частей: рецептора, проводящего нервного пути и участка в коре больших полушарий мозга, где находится ядро данного анализатора — его мозговой конец. На этой же схеме можно показать учащимся путь нервного возбуждения, возникшего под воздействием раздражителя в окончаниях чувст­вительных нервов рецептора, идущего далее по проводящему чувствительному нерву в кору больших полушарий, где возбужде­ние превращается в психический процесс — ощущение, и путь ответной реакции: через двигательные центры коры по центро­бежным нервам,— к мышцам. Эту же схему следует использо­вать и для демонстрации обратной связи рецептора с мозгом.

Вопросы – задачи.

1. Чем объяснить особую чувствительность человеческого уха к звукам человеческой речи?

2. Почему кошка слышит шорох мыши и не реагирует на дру­гие, даже более сильные звуки?

3. В чем причина повышения чувствительности человека, ког­да он прислушивается, присматривается, принюхивается и т. д.?

4. Почему нет адаптации к боли?

5. О какой закономерности ощущений говорят выражения: «холодный цвет», «острый взгляд», «мягкий голос»?

6. Исследования, проведенные учеными, установили, что хо­лодные — светло-серые, голубоватые, зеленоватые краски — вы­зывают у человека впечатление, что температура помещения, в котором он находится, ниже действительной на 3—5 градусов. На основании этого были подобраны цвета для окраски машин­ного отделения теплоходов, стен в гладильных цехах фабрик-прачечных. Какую закономерность ощущений установили ученые в своей работе и как ее использовали?

7. Почему, воспринимая кинофильм, мы соотносим звуки го­лоса говорящего человека с движениями его рта на экране, хотя источник звука иной?

Date: 2015-10-19; view: 828; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию