Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уровни проблемного обучения 2 page





Ставропольском крае в школе станицы Григориполисская. Таким образом, с 1901 по 1932 г., т.е. в течение 30 лет основными формами биологической подготовки в школе были три: лабораторные занятия, практические занятия в природе, на учебно-опытном участке в сельскохозяйственном производстве и экскурсии. Урок в то время был второстепенной формой обучения биологии, ибо считался пережитком старой феодальной системы. Но с 1932 г. и по настоящее время основной формой преподавания биологии в школе был узаконен урок, классно-урочная система. Однако классно-урочная система не могла обеспечить ожидаемый прогресс в биологическом обучении учащихся. И это объяснимо, ибо изучение разнообразных, многочисленных и чрезвычайно сложных явлений и познание закономерностей живой природы вне природы, а лишь в классе на уроке по учебнику и картинках, как бы они профессионально не были выполнены, как правило, ограничено, затруднено, неконкретно, формально. Не менее важно и то, что и воспитание нравственное (этическое), эстетическое, трудовое, экологическое, природоохранное и природоприумножающее, наконец, воспитание вообще также не может быть осуществлено только в условиях класса на уроке. В итоге традиционная основополагающая современная классно-урочная система и породила существенные недостатки в биолого-экологической подготовке и воспитании учащихся. Наиболее существенные из них это:

- отрыв биолого-экологической подготовки от жизни, природы, практики;

- формальное, поверхностное воспитание, отсюда - слабый интерес к биологии как к учебному предмету и науке, невысокий творческий потенциал, мыслительный уровень учащихся. Уроки в классе, разумеется, нужны. Но значительно больший удельный вес в преподавании биологии должны иметь лабораторные занятия, практические занятия в природе, живом уголке, на учебно-опытном участке, в сельскохозяйственном и ином производстве и, наконец, экскурсии в природу, сельскохозяйственное производство и т.д. Но, к сожалению, об этом и поныне лишь говорят, к этому призывают, но мало что делают.

Экскурсии имеют познавательное, воспитательное, развивающее, оздоровительное, природоохранное и краеведческое значение.

Познавательное значение экскурсий заключается в следующем:

- они расширяют и углубляют знания учащихся, полученные ими на уроке;

- способствуют образованию реальных конкретных представлений о материальности мира, взаимосвязях и развитии в природе;

- растения изучаются непосредственно и одновременно с условиями их обитания. Рассмотрение растительных организмов в единстве с окружающей средой - вот руководящий принцип, на основе которого должны строиться все биологические экскурсии. Знания, получаемые на экскурсиях, как правило, конкретны и точны, ибо здесь предметы, объекты воспринимаются учащимися такими, какие они есть в действительности;

- на экскурсиях учащиеся приучаются ориентироваться на местности. Таких приемов 11:

  1. по веткам и сучьям, крона с южной стороны дерева обычно гуще, чем с северной стороны;
  2. кора с северной стороны дерева грубее, корявее, поросшая лишайником, мхом;
  3. по годичным кольцам, с северной стороны они уже, тоньше;
  4. по столбам, установленным между кварталами, между малыми цифрами (5/8) - север, между большими (13/18) - юг;
  5. по мусору, который обычно бросают прохожие и проезжие недалеко от опушки. При этом бумага может пролежать в лесу до 2 лет, железная банка- до 100 лет, полиэтиленовая пленка - до 1000 лет;
  6. по муравейнику - с южной стороны он пологий, с северной -крутой;
  7. по расположению муравейника по отношению к дереву. Как правило, располагается с южной наиболее теплой и освещенной стороны;
  8. по компасу;
  9. по берегу реки - высокий и крутой берег, обычно, с северной стороны, пологий - с южной;
  10. по тропинке, которая всегда ведет к селению;
  11. по звериной тропе (кабаньей, волчьей и др.), тут надо уходить в противоположную сторону, чтобы избежать встречи с логовом и его обитателями.

Воспитательное значение:

- На экскурсиях формируются положительные качества человека: чувства коллективизма, дружбы и товарищества. Учащиеся познают друг друга и себя в иной, в отличной от школьной обстановке. Каждый полнее познает себя и товарищей, выявляются пробелы в воспитании и характере. Там довольно быстро становится ясным кто

нытик, паникер, лентяй и себялюб, кто терпелив и заботлив, вынослив, чуток к товарищам.

- Общение с природой, наблюдение за ее жизнью, умение замечать красоту природы, любоваться ею - все это и является существенным и эффективным фактором не только эстетического, но и этического (нравственного) воспитания. На экскурсиях учащиеся нередко испытывают эмоции эстетического характера, радости. Реальное, живое восприятие красоты природы вызывает любовь к родной природе, родному краю (деревне, селу, поселку, городу), к Родине. Вот почему даже самые выдающиеся, гениальные творения человеческого разума (книги, картины, стихи, музыка, скульптуры, строения и т.д.) не всегда могут сравняться с природой по силе и мощи своего воздействия на эмоции, душу и сердце любого человека, ребенка тем более. Не могут остаться безразличными, равнодушными учащиеся к цветущему саду, опушке леса, лугу, покрытом золотом цветущего одуванчика, к лесу, "горящему" осенним золотом, к зреющему золотом ароматному полю хлебов. Многие, очень многие отличные западающие в душу и сердце стихи и песни о природе, цветущих садах, зреющих хлебах - это и есть проявление и следствие их неотразимого, мощного воздействия на душу человека.

Развивающее значение:

- На экскурсиях в природу учащиеся приучаются наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать выводы, фиксировать результаты экскурсии и докладывать о них в классе, на биологических кружках, научных вечерах, олимпиадах и т.д.

- На экскурсиях в природу вырабатываются навыки коллектирования, изготовления гербариев, самостоятельной натуралистической работы, развивается познавательная творческая самостоятельность.

- На экскурсиях в производство учащиеся приобретают трудовые умения и навыки, у них развивается и формируется целеустремленность, терпеливость., выносливость.

Оздоровительное значение:

Сильное оздоровительное значение имеют экскурсии для учащихся больших городов, промышленных центров. Там учащиеся мало двигаются, почти совсем не ходят. Они обленились до такой степени, что по пути в школу будут с завидным терпением ждать на остановке переполненный троллейбус-автобус и 10, и 20, и более минут, но все равно дождутся переполненный троллейбус, с большим

трудом втиснутся в него лишь ради того, чтобы на следующей остановке выскочить - ведь школа-то рядом, в 200-300 м от их дома. Вот почему учащиеся (не только школьники, но и студенты) повально страдают мускульным голодом, адинамией, что и приводит их к физической дистрофии, влечет за собой целый шлейф недугов, серьезных заболеваний, особенно сердечно-сосудистых, респираторных, психических и т.д.

Экологическое, природоохранное и природоприумножающее значение:

- Одной из важнейших проблем биолого-экологической подготовки и воспитания подрастающего поколения в настоящее время является формирование ответственного и бережного отношения человека к природе. Это обусловлено тем, что безответственное, варварское и порой преступное отношение современного человека к природе, вероломное вторжение в нее под известным девизом Мичурина "Мы не можем ждать милостей от природы - взять их у нее наша задача" уже привели природу к бедственному, трагическому состоянию.

- В связи с экологизацией и природоохранной направленностью биологической подготовки за последние годы все более заметное распространение приобретают биологические экскурсии по экологическим тропам. Такие экскурсии превосходят обычные экскурсии более высокой познавательной эффективностью и, что особенно важно, природоохранной, природопреумножающей, экологической целенаправленностью, ибо главная цель экскурсий по таким тропам -проведение учебной и пропагандистской работы по охране природы, воспитания экологически грамотного поведения человека в окружающей среде. Так что экологическая тропа - это учебно-просветительский "кабинет" в природных условиях. Экологическая тропа прокладывается по самым интересным, а нередко и уникальным уголкам живой природы, она прокладывается не одним учителем биологии, а целым коллективом специалистов-биологов, экологов, географов, химиков и пр. Протяженность экологической тропы в 4-12 км рассчитана на прохождение их в течение от 1-2 до 3-6 часов. Такие маршруты впервые начали создаваться в Прибалтике, особенно в Эстонии. По таким тропам ходят либо самостоятельно, пользуясь план-маршрутом, или с экскурсоводом-проводником. На тропе должны быть разнообразные объекты: поляны, опушки, чистые и смешанные леса, муравейники, водоемы с лягушками, ужами,

змеями, комарами, ручьи, перелески, луга. В Тамбовском пригородном лесу в декабре 1992 г. также открыта первая на Тамбовщине экологическая тропа "Святовское озеро". Ее 10-километровый маршрут начинается от Дома ветеранов, где установлена нарисованная на фанере схема тропы. На всем протяжении она промаркирована знаками зеленой полосы на белых квадратах, нанесенных на деревья. Пройдя по маршруту, вы побываете почти во всех типах леса, встречающихся в пригородном массиве. Святовское озеро расположено среди болот, поэтому проходимость по тропе зависает от времен года и погоды. Зимой она более ценна для лыжников, а весной и летом раскрывается во всей красе и становится доступной всем. На тропе установлено 10 столбов с номерами (через каждый километр 1 столб). Они обозначают видовые точки (смотровые площадки). Например, площадка 1 - сосновый лес. Здесь увидите вековые сосны. Точка 2 задержит вас у ручья Лесной Житник, точка 4 - у вырубки, точка 6 - у самого Святовского озера, точка 7 - у лесного лога и т.д. В конце маршрута, миновав березняк, луга и орешники, еще раз Лесной Житник, тропа выводит вас на асфальтовую дорогу у гостиницы "Турист". Больше всего пользы тропа принесет учащимся. Она станет школьной мастерской, природным кабинетом и лабораторией практического освоения природоведения, биологии и географии. Здесь учащиеся могут вести наблюдения и исследования по программе экологических знаний, участвовать в походах по храму природа. Безусловно, тропа впишется и в программу детских лагерей отдыха, расположенных в этой зоне.

Подготовка к экскурсии должна быть заблаговременной и тщательной, ибо только при этом условии экскурсия может быть результативной. Вести учащихся в неизвестную или малоизвестную местность - это все равно что грибнику блуждать в неизвестном лесу с напрасной уверенностью набрать полную корзину грибов, особенно белых. Так что готовиться к экскурсии должны и учитель, и учащиеся. Подготовка должна быть комплексной, включающей следующие этапы.

Первый этап подготовки посвящен тому, что учитель за день-два должен выбрать и осмотреть местность для экскурсии, найти наиболее типичные объекты и определить маршрут, места для сбора необходимого материала, обобщающей беседы. Желательно, чтобы место для проведения экскурсии было как можно ближе к школе, особенно когда проводиться она будет в учебное (осенне-весеннее) время.

Второй этап подготовки - подобрать необходимое снаряжение. На каждую группу-звено надо иметь: компас, секаторы, лупы, лопатки или совки, топорик, метр, веревку для ограничения площадок, деревянные этикетки, папки для гербария, морилки, баночки, сачки, линейки, бумажные пакеты для сбора семян, блокноты или тетради, простые карандаши (но не ручки) и др. Комплект снаряжения зависит от тематики и задач экскурсии. Например, ботаникам не потребуются морилки, баночки и сачки, как и зоологам не потребуются гербарные папки, лопатки и пр. Одежда и обувь дорожно-спортивные. Взять еду, скворечники, синичники, корм птицам.

Третий этап (познавательная подготовка) направлен на то, чтобы учащиеся заранее знали, что надо увидеть, рассмотреть, замерить, заготовить, узнать в природе, т.е. экскурсия должна быть целенаправленной деятельностью учащихся, а не развлекательной прогулкой. Так, подготовка учащихся 6 класса к проведению осенней экскурсии по ботанике осуществляется на первых уроках темы "Общее знакомство с цветковыми растениями". Поэтому на уроках "Органы цветкового растения" в качестве раздаточного материала надо использовать именно те растения, с которыми учащиеся встретятся на экскурсии при выполнении задания по сбору плодов: ромашки, бодяка, осота и др. На уроке "Многообразие цветковых растений" учащиеся должны определять по цветкам и листьям те деревья и кустарники, с которыми они будут знакомиться на экскурсии с целью изучения осенней окраски листьев и явления листопада (клен, береза, рябина, акация, сирень, шиповник и др.).

Четвертый этап подготовки: распределить учащихся до экскурсии на группы-звенья (по их желанию) и назначить или лучше пусть они сами изберут звеньевых. Такая организация не только облегчает, но и дисциплинирует проведение экскурсии, предупреждает отставание отдельных учащихся, воспитывает умение организованно и четко работать в коллективе.

Пятый этап подготовки - выдать каждому ученику инструктивную заранее разработанную учителем дидактическую (учебную) карточку-задание, написанную, лучше отпечатанную и желательно наклеенную на плотной бумаге или картоне.

Шестой этап подготовки обязывает учителя ознакомить учащихся с правилами поведения в лесу, особенно на реке, чтобы экскурсия не носила опустошающе-разорительный характер, познакомить

учащихся с редкими и особенно ядовитыми (белена, дурман и др.) растениями. Из них редкие растения рвать запрещено, а ядовитые -смертельно опасно. Обязательно показать, как и тем более в каком количестве (не более 2-3 растений) собирать необходимый материал (целые растения, ветки, листья, плоды и прочее).

Седьмой этап подготовки преследует цель поставить перед учащимися конкретную познавательную задачу, например: пронаблюдать и установить изменения, происходящие в жизни цветковых растений осенью (или весной). Осенью надо пронаблюдать и отметить характер листопада, весной - цветение и т.д.

Восьмой этап подготовки определяет характер заданий (одинаковые или разные, а также их сочетание). Задания отдельным звеньям могут быть или одинаковыми, или разными. В первом варианте всем звеньям надо дать единые инструктивные карточки-задания:

- Собрать и загербаризировать листья березы, клена, липы, рябины, вяза, яблони, пользуясь следующей таблицей

Названия растений Окраска листьев
Береза Клен Липа Рябина Вяз Яблоня  

- Пронаблюдать, в какой части дерева больше окрашенных листьев, пользуясь таблицей

Окраска листьев Верхняя часть Нижняя часть Наружная часть Внутренняя часть
Зеленая Желтая Багровая        

- Собрать коллекцию плодов

Названия растений Особенности строения семян Способы размножения
Клен Береза Липа Рябина Вяз Яблоня    

- Пронаблюдать рост подорожника в разной среде

Среда обитания Высота растения Длина листа Ширина листа Длина корня
В тени На свету        

После экскурсии учащимся надо оформить стенд на тему: "Подготовка растений к зиме" и написать краткое сочинение на тему "Падают листья".

Во втором варианте при выполнении звеньями учащихся разных заданий одно из них исследует строение почвы, второе - основных растений данной местности, третье - способы размножения и расселения растений и т.д.

На зоологической экскурсии по изучению водоема одно звено изучает животных., находящихся на поверхности водоема, второе -на водных растениях, третье - на дне водоема и т.д.

Во время самостоятельных работ учитель обходит все звенья. В установленное время по сигналу-свистку они собираются вместе на обобщающую беседу, во время которой звеньевые рассказывают о результатах своих наблюдений и находках, обязательно показывая -собранный материал. После беседы все учащиеся посещают наиболее интересные места, обнаруженные в процессе экскурсии. Опыт, практика, специальные исследования показали, что эффективность экскурсий существенно возрастает, если в процессе подготовки их соблюдается определенный перечень требований (заповедей):

  • - Помни, что экскурсия не прогулка, а обязательная часть учебных занятий.
  • - Изучи место, куда поведешь на экскурсию, наметь ее тему, составь ее план.
  • - Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами.
  • - Рассказывай на экскурсии только о том, что можно и нужно показать.
  • - Избегай длинных объяснений.
  • - Не превращай экскурсантов только в слушателей, заставь их активно работать, самостоятельно наблюдать, заготавливать нужный материал.
  • - Закрепи экскурсию в памяти учащихся последующей проработкой материала (стенды, выставки, конференции, доклады, олимпиады, рефераты с рисунками, гербарии, коллекции и т.д.).
  • - Наблюдай все, что есть вокруг тебя в природе.
  • - Все свои наблюдения точно записывай, что возможно зарисовывай.
  • - При записи точно отмечай место, время, условия наблюдения.
  • - Будь беспристрастен и правдив в описании наблюдений.
  • - Отмечай только такие наблюдения, в правдивости которых не сомневаешься.
  • - Не делай поспешных выводов и заключений из своих наблюдений, не проверив их многократным повторением и, если возможно тщательно поставленным опытом.
  • - Сообщай о результатах всех наблюдений в свой кружок и на биостанции юных натуралистов, чтобы они принесли пользу в общей работе.
  • - В конце каждого месяца отмечай все перемены, прошедшие в природе за это время.

Проведение экскурсий можно осуществить в любое время года. Осенью, зимой и весной они, как правило, кратковременны и связаны с учебой в школе. В летнее время, когда многие дета выезжают в лагеря отдыха, лагеря труда и отдыха, возможны не только короткие, но и продолжительные экскурсии, главным образом краеведческого характера.

Экскурсии по своему учебному значению бывают вводные по теме, разделу, предмету. Они, как правило, бывают осенью, в начале учебного года. Экскурсии текущие (основные, обучающие) чаще проводят осенью и зимой. Экскурсии заключительные (обобщающие и повторяющие пройденный материал) чаще всего проводятся весной. По ботанике программой предусмотрено 2-3 экскурсии в год, по зоологии не менее 4-5, хотя потребность в них в 2-3 раза больше. В 6 классе надо проводить экскурсии осенью по теме "Общее знакомство с цветковыми растениями" в лесу, на лугу; зимой - "Растения зимой" по теме "Стебель", весной экскурсии по теме "Условия выращивания культурных растений в парниках, теплицах" по теме "Растения - целостный организм". Осеннюю экскурсию по теме "Цветковые растения" в 6 классе лучше проводить во второй половине сентября, ибо к этому времени учитель в достаточной мере познакомится с классом, а

учащиеся уже получат первоначальные сведения о морфологии цветковых растений, с которыми они будут работать на экскурсии. Местом для проведения осенней экскурсии может быть ближайший парк, сквер или лес, если он недалеко от школы. Общая продолжительность экскурсии не должна превышать 45-60 минут. После экскурсии учитель строит детей и организованно ведет их в школу. Заключительная беседа об экскурсии проводится на следующем уроке ботаники. В процессе беседы учитель проверяет и оценивает выполнение задании по звеньям и, собранные растения, дает указания о способах их сохранения до зимнего времени. Было бы лучше задержать учащихся на экскурсии несколько дольше, чем 45 минут урока. Поэтому экскурсию лучше проводить на последнем уроке.

Экскурсии в музеи, зоопарки и ботанические сады

Эти экскурсии характерны для больших городов. В ботанических садах особый интерес представляют оранжереи с тропическими и субтропическими растениями (цитрусовыми, кактусами, пальмами и т.д.). Удобно и ценно, что эти экскурсии можно проводить в любое время года, в том числе и зимой. По теме "Физиология человека" очень полезны экскурсии в музеи здравоохранения, где имеются экспонаты, касающиеся личной гигиены, физического закаливания организма, значение физической культуры и спорта. А для того, чтобы учитель имел право пропагандировать физкультуру и спорт, он должен быть сам физкультурным и, конечно же, вести здоровый образ жизни.

Экскурсии в сельскохозяйственное производство, НИИ и опытные станции

В сельских школах, в летних лагерях труда и отдыха целесообразно проводить экскурсии в колхозы, совхозы, фермерские хозяйства, опытные станции, научно-исследовательские институты сельскохозяйственного профиля. В процессе таких экскурсий учащихся следует ознакомить с растениеводством, животноводством, достижениями сельскохозяйственной науки. На Тамбовщине такие экскурсии можно провести в научно-исследовательских институтах Мичуринска (институты по генетике, садоводству, полеводству) и опытных станциях сельскохозяйственного и биолого-экологического

профилей. Экскурсии в разные разделы сельскохозяйственного производства целесообразнее проводить сообща всем классом, поделенным на звенья по 5-6 человек. Например, во время осмотра полей опытных станций или колхозов, совхозов одно звено определяет качество почвы (структура, состав, мощность пахотного горизонта и т.д.)? второе определяет видовой состав и количество сорняков на 1 м2, третье звено определяет количество культурных растений (особенно злаковых) на 1 м2, среднюю кустистость, величину колоса, число зерен в колосе, массу зерен одного колоса, урожай зерна с 1 колоса, 1 м2 и 1 га. Главное, что надо уяснить учащимся, это каким путем достигнуто повышение урожайности культурных растений и продуктивности животных, а также установить основу органической связи и взаимозависимости растениеводства и животноводства в сфере сельскохозяйственного производства. Особенно полезно и эффективно такое проведение экскурсий в сельскохозяйственное производство, НИИ и опытные станции, когда экскурсии сопровождаются посильными и органично связанными с программой обучения кратковременными практическими работами учащихся, например, на весенней экскурсии в теплично-парниковое хозяйство учащиеся проводят пикировку (пересадку под колышек-пику) рассады капусты, томатов; прищипку (пинцировку) огурцов, пасынкование томатов и убеждаются в трудоемкости этих приемов. На экскурсии в сад можно провести посадку саженцев, их обрезку с целью формирования кроны, вскопку почвы приствольных кругов, удаление коры со стволов и крупных сучков, обмазывание или побелку раствором извести стволов и т.д. Во время экскурсии в питомник очень полезно провести окулировку (прививку почкой-глазком). Поэтому учителю перед экскурсией необходимо тщательно продумать, какие работы поручить учащимся, как их организовать (фронтально, по группам, с одинаковыми или разными заданиями). Самостоятельные работы учащихся являются существенной частью экскурсий как в природу, так и в сельскохозяйственное производство и научно-исследовательские учреждения.

На экскурсиях в животноводческие фермы учащиеся знакомятся с основными породами животных, их кормлением, уходом, продуктивностью, с передовиками производства. Учащимся, конечно же, интересно знать, что если средний годовой удой от одной коровы в бывшем совхозе не превышал 2500 кг молока, то у американцев, голландцев - он составлял не менее 6000 кг, а рекордистка в СССР

давала 16000 кг. а в США (штат Калифорния) - 18000 кг молока в год, т.е. в среднем в день такие коровы давали 50 или 6 ведер.

Материалы сельскохозяйственных экскурсий можно и нужно использовать на уроках по общей биологии. Экскурсии на производство в 8 классе могут быть проведены во всех городах и районах на тему "Охрана труда". На таких экскурсиях учащиеся знакомятся с организацией труда, ритмом работы, чередованием труда и отдыха, мероприятиями, проводимыми для укрепления здоровья трудящихся. На экскурсиях обязательно должна быть встреча учащихся с передовиками труда

На экскурсиях в теплично-парниковый комбинат надо не только посмотреть и прочувствовать почти экстремальные (температура до 60°С и влажность воздуха до 90%) условия работы теплиц, но и поработать на пикировке, пасынковании помидоров, прищипке огурца, чтоб убедиться, сколь тяжек этот труд.

На экскурсиях в цветущий сад или сад осенний со зреющим урожаем плодов можно познакомиться с лучшими сортами основных садовых растений.

Выводы

1. Экскурсии в природу, сельскохозяйственное производство, НИИ и другие объекты имеют существенно важное познавательное, воспитывающее и развивающее значение в процессе биолого-экологической подготовки и воспитания учащихся.

2. Эффективность экскурсии в значительной мере зависит от тщательности подготовки к ней, от умелого и глубоко продуманного подбора объектов, от четкой организации ее проведения, фиксации и анализа собранного материала и последующего использования его в учебном процессе.

3. Правильно подготовленная и проведенная экскурсия является одной из существенных учебных форм экологического образования и воспитания учащихся, формирования у них нравственного и эстетического отношения к природе.

4. Экскурсии на производство имеют профориентационное значение, помогая учащимся выбрать профессию.

5. Экскурсии имеют не меньшее значение и для самого учителя. Оказавшись с учащамися лицом к лицу с природой, он ясно ощущает свою обязанность как натуралиста - знать и понимать живой мир. Проведение экскурсии обогащает его познания.

При изучении данной темы студенты должны усвоить:

1. Знания - экскурсия как форма общения и воспитания. Структура и содержание экскурсии, требования к организации и проведению экскурсий, организация самостоятельной работы учащихся на экскурсии. Взаимосвязь экскурсий с другими формами обучения и воспитания.

2. Умения - определить структуру, содержание и методику проведения экскурсии, ее учебно-воспитательные возможности и педагогическую результативность, определить базу для проведения экскурсии и ее организацию, использовать результаты экскурсии в других формах учебно-воспитательного процесса.

Вопросы для закрепления темы:

  1. От чего зависит результативность экскурсии?
  2. Как повысить воспитательные возможности экскурсии?
  3. В чем отличие программных и внепрограммных экскурсий?

108:: 109:: 110:: 111:: 112:: 113:: 114:: 115:: 116:: 117:: 118:: 119:: 120:: 121:: Содержание

121:: 122:: 123:: 124:: 125:: 126:: 127:: 128:: 129:: 130:: 131:: 132:: 133:: 134:: 135:: Содержание

ТЕМА XVII

Внеклассные занятия по биологии

План

  1. Значение внеклассных занятий.
  2. Групповые внеклассные занятия.
  3. Массовые внеклассные занятия.
  4. Индивидуальные внеклассные занятия.
  5. Выводы.

Значение внеклассных занятий

Внеклассные занятия являются добровольными и для учителя, и для учащихся. В отличие от классно-урочных занятий они более разнообразны, сложны, трудоемки, интересны и педагогически значимы с познавательной и особенно с воспитательно-развивающей точек зрения. В целом внеклассная работа по своей эффективности настолько превосходит обязательное классно-урочное обучение, что основные силы и талант педагога следовало бы, безусловно, отдавать ей. И если продолжительность рабочего дня учителя-предметника по

обязательной классно-урочной работе условно и в среднем принять за 8 часов в сутки (3-4 урока и 4-5 часов подготовки к ним), то продолжительность внеклассной работы учителя составила бы не менее 16 часов в сутки. Короче, учителю-фанатику, решившему по-настоящему, наряду с обязательной классно-урочной работой, выполнять и добровольную (вспомогательную, дополнительную, "второстепенную") к тому же неоплачиваемую работу, потребовалось бы не менее 24 часов в сутки. Именно такой, почти нереальный, придуманный учитель-энтузиаст, точнее, учитель-фанатик оказался бы способным выявлять и растить настоящие таланты. Но, к сожалению, и как правило, такой учитель-супертруженик впадает в немилость в первую очередь у своего начальства. Впадает потому, что он в отличие от учителя-предметника, учителя-урокодателя гораздо чаще донимает и одолевает просьбами и требованиями и свое начальство, и своих коллег. Поэтому вместо того, чтобы быть хотя бы морально поощренным и поддерживаемым, он становится неудобным, неугодным и даже нетерпимым и начальству, и коллективу. Такое происходит потому, что инициатива даже самая большая и перспективная при нашей системе не поощряется, а пресекается, а ее автор наказывается. Что же надо сделать для того, чтобы внеклассная работа в школе из формальной обузы и тяжкого бремени для подавляющего большинства учителей превратилась в реальную и фактическую необходимость и потребность. Выход есть. В школе в настоящее время наряду с узаконенными должностями завучей по научной и внеклассной работе необходимо вводить и равноценную должность учителей по внеклассной работе по биологии.

Date: 2015-10-19; view: 410; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию