Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация учебного процесса по ботанике





 

Методы, используемые при изучении такого раздела биологии как «Ботаника», разнообразны и определяются в соответствии с содержанием учебного материала. Наряду с наиболее часто используемыми словесными методами (объяснение, рассказ, беседа и т.д.) значительна и роль наглядных методов.

Среди приемов обучения следует выделить следующие: демонстрация натуральных объектов, муляжей, моделей, таблиц, школьных опытов, зарисовки учителем на доске различных схем изучаемых объектов, диаграмм, аналитических таблиц, демонстрации кинофильмов или их фрагментов. Так, например, многие учителя при изложении материала методом беседы или рассказа проводят демонстрацию натуральных объектов и опытов, что помогает вызвать у учащихся яркие ощущения, непосредственные чувственные восприятия, более отчетливые представления и также является непосредственным источником знаний.

Основной формой организации учебного процесса по биологии, как в принципе и большинства других предметов, является урок, реже используется проведение лабораторных и практических работ, экскурсии.

Сущность лабораторных работ состоит в использовании практических методов обучения для формирования новых знаний и практических умений. Лабораторная работа может занимать весь урок или только его часть, это зависит от содержания и объема выполняемой работы. Лабораторные занятия могут проводиться в двух формах: фронтально, то есть по непосредственным указаниям учителя, и по предварительному заданию.

Практическая работа обычно проводится после того, как учащиеся уже приобрели знания из объяснения учителя, из учебника или путем наблюдения. Практическая работа – это использование практических методов обучения для закрепления, углубления и развития теоретических знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений.

Лабораторные и практические работы отличаются не только по решаемым дидактическим задачам, но и по структуре (таблица 6.1).

 

Таблица 10.1 – Структура лабораторных и практических работ

 

Лабораторные работы Практические работы
1 Постановка задач 2 Конструктивная беседа об особенностях содержания изучаемого материала 3 Самостоятельное выполнение наблюдений и опытов 4 Фиксация результатов. Формулирование выводов 5 Заключительная беседа 1 Постановка задач 2 Выявление опорных знаний и умений учащихся, необходимых для проведения работы 3 Инструктивная беседа об особенностях методики выполнения работы с демонстрацией приемов работы 4 Пробное выполнение операций с анализом ошибок 5 Тренировочные упражнения для закрепления умений и навыков 6 Заключительная беседа с фиксацией результатов в случае необходимости

Лабораторные и практические работы являются частью учебной программы, их выполнение обязательно для каждого учителя. Программа указывает необходимый минимум таких работ. Перед проведением лабораторной или практической работы учитель должен точно установить цель и содержание работы, предварительно проделать опыты, которые будут проводить учащиеся, проверить наличие необходимого оборудования. За выполнение лабораторной работы оценку ставить не рекомендуется (работа проводится на этапе ознакомления с новым материалом, значительна помощь со стороны учителя; часто оценка выставляется не столько за знания ученика, сколько за аккуратность выполнения работы). Оценка за выполнение практической работы уместна, потому что к моменту ее выполнения осуществлена уже значительная часть познавательного цикла; при выставлении оценки учитываются не только знания, но и умения, которыми в соответствии с программой овладели учащиеся.

Проверку и оценку знаний учащихся по биологии рекомендуется проводить систематически, так как это позволяет выявить достижения, пробелы и ошибки учащихся в усвоении нового материала, может служить стимулом учебной деятельности для самих учащихся и ориентиром для родителей, а также помогает учителю совершенствовать свою методику обучения. Наиболее эффективным способом контроля за усвоением знаний и умений является использование различных сочетаний устной, письменной, графической и практической проверки.

Некоторые примеры сочетаний различных видов проверки знаний и умений учащихся:

1 сочетание устной проверки с графической: расскажите о строении корневого волоска растений, а затем зарисуйте его;

2 сочетание письменной и графической проверки знаний: опишите строение семени двудольных растений, нарисуйте его строение, подпишите название частей;

3 сочетание практической проверки с графической: приготовьте микропрепарат кожицы лука, зарисуйте его, подпишите компоненты клетки;

4 сочетание устной проверки с практической: расскажите о строении простых и сложных листьев, определите, какие из предложенных листьев (гербарные образцы, живые растения) являются простыми, а какие сложными.

5 сочетание письменной проверки с использованием раздаточного материала (наглядность): рассмотрите строение растений на гербарных образцах, определите, к какому семейству они относятся, заполните таблицу 10.2:

 

Таблица 10.2 – Определение растений

 

Названия растений Семейство Почему отнесли к данному семейству?
1. 2.    

 

Рекомендуется предлагать учащимся задания различной степени сложности (разноуровневые).

Таким образом, будущий учитель биологии должен хорошо знать как содержание курса, так и методику передачи его учащимся, должен уметь организовать работу учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками практической деятельности с растительными объектами.

3 Особенности изучения темы: «Строение и жизнедеятельность клеток»

При изучении данной темы учащиеся рассматривают строение клеток растений, знакомятся с основными органоидами клетки и их функциями, изучают особенности жизнедеятельности растительной клетки (питание, дыхание, поступление веществ в клетку, обмен веществ), деление и рост клеток. В рамках темы учащиеся знакомятся с устройством увеличительных приборов (лупа, микроскоп) и техникой работы с ними, учатся готовить микропрепараты.

Формирование правильного представления о клеточном строении живых организмов – одна из важнейших задач курса, подготавливающая учащихся к последующему, более глубокому изучению этих вопросов в старших классах. Успех изучения школьниками темы зависит и от качества проведенных учителем демонстраций (рассматривание под микроскопом клеток кожицы лука, пластид в клетках листа элодеи и мякоти плода рябины), в ходе которых учащиеся рассматривают клеточное строение растительной клетки, отдельные ее органоиды.

 

Вопросы для самоконтроля

1 Отметьте особенности методики преподавания курса «Ботаника».

2 Укажите возможные формы и методы организации обучения по биологии в 7 классе.

3 Какие дидактические приемы способствуют активизации познавательной деятельности учащихся при изучении растений?

4 В чем заключается специфика практических и лабораторных работ при изучении курса биологии в 7 классе?

5 Какие способы проверки и оценки знаний учащихся можно использовать при освоении данного курса?

Date: 2015-10-19; view: 556; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию