Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что есть болезнь





 

Действительно, а что же такое болезнь? Наверно, сколько существует вра­чей, столько есть и различных мнений по этому поводу. Например, Абу Али ибн Сино пишет (Канон врачебной науки, 2.1.1.): «Болезнь же есть неестественное состояние человеческого тела, обуславливающее по существу расстройство в действии». Чарака же говорит (Ч.С.1.9.4.): ”Болезнь - это неуравновешенность дхату[92], а их баланс – здоровье. Здоро­вье это счастье, а болезнь – несчастье”. Исходя из этой шлоки, можно сказать, что баланс доша и тканей это не только здоровье, но и удобство и комфорт. В своей шлоке Чарака использует поня­тие “ дхату-вайшамйа ”, которое сам же и разъясняет в Шарирастха­не, шестой главе. Он пишет, что у тела есть собственное созна­ние, отличное от сознания человека, которому оно принадлежит; оно возникает за счет конгломерации пяти первоэлемен­тов, нахо­дящих­ся в различных модификациях и формах, и оно присутст­вует так долго, сколь долго поддерживается необходимая пропорция и необ­ходимые модификации первоэлементов. Когда доша выбива­ются из состояния баланса, организм начинает разрушаться, возни­кает боль и другие симптомы этого процесса. Увеличение или уменьшение количест­ва доша, находящихся в строго определенных сочетаниях, нарушает рав­новесие всех составляющих организма. Вагбхата пишет (А.Х.3.1.1.): «Сопровождающаяся болью, порождаемая грехом, сопровождающаяся повышением температуры, сопровождающаяся всевозможными дисба­лансами и нарушениями в теле, приводящая к несчастью, проистекающая от амы, сопровождающаяся комплексом симптомов, подвергающая жизнь угрозе, возникающая из-за нескольких причин и порождающая диском­форт – синонимы слова “болезнь” (рога)». Древние врачи[93] выделяли три состояния человеческого организма – здоровое, его противоположность – больное, и промежуточное – состояние выздоровления или начинающегося проявления продромальных симптомов.

Если рассмотреть болезнь как состояние, противоположное здоровью, можно обратить внимание на одну из основных шлок Чарака Самхиты, описывающую состояние здорового человека:

 

Самадоша самагниша самадхату малакрийаха

Прасана атма индрийа манаха шобха ити бхедийатэ

 

1. Самадоша. Если доша находятся в нормальном пропорциональном сочета­нии[94], то это является залогом нормального функционирования всего организма. Если же хоть одна из них выходит из состояния равновесия, увеличиваясь или уменьшаясь, это отражается на жиз­недеятельности всего организма. С этой точки зрения, увеличение или уменьшение количества той или иной доша возникает только во время болезни.

2. Самагниша. Если Агни, огонь пищеварения не загрязнен токсинами, горит ровно, без вспышек или затуханий, он дает хорошее и правильное пищеварение, защищает организм от воздействия внешней среды и контролирует формирование тела. Если же, по тем или иным причинам (переедание, переохлаждение или перегрев организма, гнев и т.д.) Агни выходит из состояния равновесия, яркость его горения снижается, пища не до конца переваривается и возникают токсины, отравляющие организм. Если Агни горит слишком ярко, он сжигает ткани и истощает организм, тем самым вызывая болезни.

3. Самадхату. Правильный процесс формирования семи тканей организма также является одним из основных показателей здоровья человека. В случае нарушения их трансформации, вызванного, например, недостаточным или неправильным питанием, возникает истощение организма.

4. Малакрияха. Своевременное выведение нечистот из организма – следующий показатель здоровья человека. В случае накопления нечистот токсины поступают в кровь, соединяются с Тридоша и тканями, отравляя организм и вызывая болезненные состояния.

5. Прасана Атма Индрия Манаха. Это понятие включает в себя гармонию души, чувств и мыслей. Нарушение этой гармонии также ведет к болезням, как физическим, так и психическим.

С другой стороны, существует категория так называемых фи­зиологи­ческих изменений количественного и качественного соот­ношения доша, тканей и нечистот. Их физиологические изменения происходят под влия­нием съеденной пищи, времени суток, клима­тических колебаний и др. Эти изменения не являются болезнью и достаточно быстро приходят в норму. Быстрая их нормализация яв­ляется следствием поверхностности этих изменений, они не нару­шают внутреннюю структуру тела и не пре­пятствуют слаженной работе всех его органов и тканей. Чарака пишет (Ч.С.6.4.4.): «В зависимости от характерных особенностей причин, болезненных начал и поражаемых тканей возникает та или иная реакция организма, проявляющаяся в форме отсутствия или появления болезни. Если эти три фактора не соединяются воедино или объединяются постепенно (медленно), или их соединение слабое, болезнь не возникнет совсем, возникнет на короткий промежуток времени, в легкой форме или без появления всех характерных симптомов. В противном случае будет противоположный результат. Так рассказано о причинах реакции организма, проявляющейся в форме появления или не появления любых болезней».

Сушрута говорит[95], что то, что порождает страдание, боль и дискомфорт во мно­гих случаях может называться болезнью.

Мадхавакара начинает свою Мадхава Ниданам Самхиту с перечисления пяти основных характеристик, описывающих возникновение и течение любого патологического процесса (М.Н.1.2-14.): «Нидана [96] (причина, этиология), Пурварупа (продромальные симптомы), Рупа (клинические симптомы), Упашайа (нозология) и Сампрапти (патогенез) – это пять ключей к пониманию болезни. Слово “ Нидана ” может заменяться такими терминами, как Нимитта, Хету, Аятана, Пратьяя, Уттхана или Карана.

Продромальные симптомы (Пурварупа) - симптомы и состояния, проявляющие до “расцвета” заболевания и практически не связанные с основным дисбалансом Тридоша; они не всегда четко проявлены и могут быть весьма многочисленны и разнообразны.

Симптомы и состояния, возникающие несколько позже, но четко проявленные и ярко выраженные, называются клиническими (Рупа). Термин “ Рупа ” может заменяться на Самстхана, Вьянджана, Линга, Лакщана, Чинха или Акрити.

Прием лекарств, диетические рекомендации, рекомендации по распорядку дня и физической нагрузке, вызывающие комфорт и облегчение у больного человека, предписываемые с целью распознания болезни, называются Сатмья Упашайа. Упашайа бывает двух видов - противоположная по своей природе первопричине заболевания, самой болезни или им обоим (1), и комплиментарная причине болезни, самой болезни или им обоим (2). Противоположностью Сатмья Упашайа являются Анупашая (рекомендации и т.д., усиливающие дискомфорт и страдания) или Асатмья Упашая (рекомендации, несовместимые с болезнью, ее причиной или ими обоими).

Процесс развития и проявления заболевания по причине выхода из равновесия и циркуляции по всему организму болезненных начал (доша, тканей, нечистот и т.д.), называется патогенезом (Сампрапти, Джати или Агати).

Номер, тип, первичность, сила и время возникновения – эти пять характеристик описывают патогенез того или иного заболевания. Например, Санкхйа (порядок, номер, число, последовательность) насчитывает восемь видов лихорадки; Викальпа (тип) характеризует их по типу дисбаланса той или иной комбинации доша; Прадханйа (первичность, первородство) определяет, основное это заболевание, или вторичное, присоединившееся; Бала (сила, интенсивность) характеризует силу, степень тяжести болезни; Кала (время) описывает возникновение и течение заболевания относительно сезона, времени суток, времени принятия пищи, возраста больного и т.д.

Причиной возникновения всех болезней является дисбаланс нечистот (мала), а причинами этого дисбаланса может служить (даже) нездоровая пища или нездоровая деятельность».

Date: 2015-10-19; view: 357; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.036 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию