Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пример 4. Оценка рыночного рейтинга фирмыОценка рыночного рейтинга фирмы. Для оценки своей деятельности, фирма должна проводить независимую оценку своего положения на рынке. Путем сравнения фирмы с конкурентами необходимо создать ранжированный ряд вперед ушедших фирм и следующих за вами. Численное соотношение множества сравниваемых фирм по шкале какого-нибудь критерия представляет собой рейтинг, этого множества на шкале ранжирования. Эксперт, по критерию значимости – К, заполняет матрицу ||Z|| сравниваемых фирм с установкой числовых значений: а) при сильном различии сравниваемых фирм: 0, если фирма i хуже фирмы j; Zij = 1, если фирма i равносильна j; 2, если фирма i лучше фирмы j, где i-номер строки матрицы, j- номер столбца матрицы, б) при среднем различии ранжируемых фирм: 0,5, если фирма i хуже фирмы j; Zij = 1,0, если фирма i равносильна j; 1,5, если фирма i лучше фирмы j, в) при незначительном различии сравниваемых фирм: 0,8, если фирма i хуже фирмы j; Zij = 1,0, если фирма i равносильна j; 1,2, если фирма i лучше фирмы j, Фирмы i, j входят во множество М=1,2,…n ранжируемых фирм. Сравниваемые пары образуют матрицу ||Z||nxn значений этих соотношений, где n – число сравниваемых рекламных фирм. Например, проведем сравнение четырех отличительных фирм (М=1,2,3,4) по какому – то критерию – К. Эксперт, путем попарного сравнения фирм заполняет матрицу:
По составленной матрице ||Z||, в качестве первого этапа, производится «грубое» ранжирование путем построчного суммирования чисел , j= 1, 2, …n по каждой строке матрицы. Далее производится суммирование чисел матрицы и определение веса сравниваемой фирмы в виде коэффициента По значениям каждой строки образуется вектор , который представляет собой численное соотношение (рейтинги) сравниваемых фирм по критерию – К. На основании вектора Р строится рейтинговая шкала значимости рекламных фирм. Если веса объектов соотносятся как , то ряд предпочтений сравниваемых фирм выглядит I>m>…>n и их рейтинги соответственно r(i)>r(m)>…>r(n) на шкале рейтинга R. В нашем примере рейтинговая шкала «грубого» ранжирования рекламных фирм выглядит следующим образом:
Анализ оси R позволит определить весовые коэффициенты сравниваемых фирм, т.е. которые показывают, во сколько раз фирма I весомее фирмы j на шкале R по выбранному критерию- К или на сколько пунктов фирма I опережает или отстает от фирмы j. Таким образом, рейтинговый порядок фирм выглядит 3 > 2 > 4 > 1, с коэффициентами: фирма 3 лучше 2 в С32 = 0, 376/0,312 = 1,205 или на 20,5%, фирма 2 лучше 4 в С24 = 0,312/0,185 = 1,686 или на 68,6%, фирма 4 лучше 1 в С41 = 0,185/0,125=1,48 или на 48%. Лидер 3 лучше аутсайдера 1 в С31 = 0,376/0,125 = 3,008. Если рейтинг определяют несколько экспертов, то итоговый вектор значений Р необходимо усреднить по правилам обработки экспертных оценок. На втором этапе “тонкого” ранжирования осуществляется перемножение матрицы ||Z|| саму на себя с получением новой матрицы Z1= ||Z||x||Z||. С матрицы ||Z||1 проводится аналогичная работа по суммированию строк и построение нового ряда значений векторов Р и R. При «тонком» ранжировании весовые коэффициенты принимают более четкие значения и более утвердительно выглядит рейтинг фирм. Матрица «тонкого ранжирования для нашего примера выглядит: “Тонкий” рейтинг первого уровня фирм стал выглядеть следующим образом:
Из сравнения шкал R видно, лидерство сохранилось, аутсайдеры, находясь близко друг от друга, поменялись местами.
Матрица второго уровня «тонкого» ранжирования примет вид Рейтинговая шкала второго уровня выглядит следующим образом:
Таким образом, порядок рейтинга фирм стабилизируется и утверждаются весовые коэффициенты – С. Чем больше производить умножение полученных матриц на исходную ||Z||, тем точнее значения весов Р и весовых коэффициентов – С. Практически перемножение матриц можно закончить на 4 этапе.
|