Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономические функции государства





В условиях смешанной экономики государство выполняет следующие функции:

1.Разработка и утверждение правовых основ экономики. Государство устанавливает правила «экономической игры», в которой участвуют фирмы, потребители и само государство. Они определяют формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования коммерческих предприятий, взаимные обязательства профсоюзов и администрации и многое другое.

2.Защита конкуренции посредством проведения антимонопольной политики. Она обеспечивает защиту рыночного механизма функционирования экономики.

3. Определение приоритетов макроэкономического развития. Правительства берут на себя определение, что важно для нации сегодня, каковы будут социальные, экологические, мирохозяйственные последствия его действий.

4.Макроэкономическая стабилизация. Правительства пытаются предупредить инфляцию, хроническую безработицу и стагнацию, используя кредитно-денежную и фискальную политику.

5.Перераспределение ресурсов. Данная функция правительства связана с внешними эффектами и необходимостью производства общественных благ. Внешние эффекты представляют собой издержки или выгоды, которые несут «третьи лица», не участвующие в сделке. Если предприятие может переложить часть своих издержек на других субъектов, то в этом случае оно произведет объем производства, который будет превышать общественно необходимый. Пример – загрязнение окружающей среды. Эффективность распределения ресурсов нарушится. Государство должно обеспечить перевод внешних для предприятия издержек во внутренние, используя как административные, так и экономические инструменты (лицензии, квотирование производства, штрафы, налоги и т.д.). В итоге произойдет отток экономических ресурсов из этих отраслей. Если часть выгод присваивается «третьей стороной», предприятия не будут производить данный товар в нужном обществу количестве. Перераспределение ресурсов в пользу данной отрасли должно обеспечить государство. Общественные блага потребляются коллективно и никто не в состоянии ограничить к ним доступ тех лиц, которые не заплатили за их пользование. Это – проблема «безбилетника» или «зайца». Рынок не производит такие товары или производит их в недостаточном количестве. Производство общественных благ обеспечивает государство.

6.Перераспределение доходов Распределение доходов в условиях свободной конкуренции не ведет к справедливому делению национального продукта. Возникают социально незащищенные группы населения. Используя налоговую систему, государство изымает часть дохода у обеспеченных людей и направляет эти средства беднякам в виде государственных трансфертов. Сегодня развитые страны направляют на поддержание минимальных стандартов здоровья, питания и доходов значительную долю бюджетов.

Когда государственное вмешательство в экономику переходит разумные границы, оно блокирует механизм конкуренции, ставя на ее место государственную монополию. В результате предприятия теряют стимулы к конкуренции, минимизации затрат; общество вынуждено оплачивать неэффективность государственного вмешательства.

 

13. Налог: понятие и функции. Виды налогов. Принципы налогообложения.

Налоги – это обязательные платежи, производимые в доход государства юридическими (предприятия и организации) и физическими (население) лицами.

Общественное назначение налогов проявляется в их функциях:

1. Фискальная функция состоит в формировании денежных доходов государства.

2. Перераспределительная функция заключается в перераспределении денежных средств в экономике.

3. Экономическая функция состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство. Налоги могут играть стимулирующую, ограничительную и контролирующую роль.

Налогоплательщик и субъект налога – это тот, кто обязан платить налог. Объект налогообложения – это то, что облагается налогом (заработная плата, прибыль, недвижимость). Ставка налога – это величина налога на единицу обложения.

Виды налоговых ставок:

· твердые (фиксированные) ставки не зависят от величины дохода и применяются, в первую очередь, к сырьевым товарам.

· пропорциональные. Средняя налоговая ставка устанавливается как постоянный процент от полученного дохода.

· прогрессивные. Налоговые ставки повышаются по мере роста дохода. Их основная цель заключается в перераспределении доходов.

· регрессивные. Налоговые ставки с ростом дохода понижаются. Способствуют стимулированию производства.

По форме взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются государством на доходы и имущество налогоплательщиков. Представляют собой прямой вычет из дохода налогоплательщиков (например, подоходный налог, налоги на недвижимость).

Косвенные налоги представляют собой надбавку к ценам на товары и услуги. Они непосредственно не связаны с размерами доходов или стоимостью имущества налогоплательщиков (например, налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины).

Принципы налогообложения:

· всеобщность;

· обязательность;

· равнонапряженность (налогоплательщики должны нести примерно одинаковое налоговое бремя );

· приемлемость ( величина налога должна быть такой, чтобы налогоплательщик не уклонялся от его уплаты);

· простота исчисления и удобство выплаты;

· сочетание стабильности и гибкости налогов.

Концепция налогообложения Лаффера касается определения оптимальной налоговой ставки. Зависимость между ставками налога и налоговыми поступлениями в бюджет графически можно изобразить в виде кривой Лаффера.

 


K – налоговая ставка на доходы

R – общая сумма налоговых поступлений

К1 – ставка налогов, обеспечивающая максимальные налоговые поступления в бюджет

Из графика видно, что по мере роста налоговой ставки от 0 до некоторого оптимального значения К1 происходит увеличение размера налоговых поступлений в бюджет. Дальнейший рост налоговой ставки подрывает налоговую базу, приводит к бегству капитала из страны, росту теневого сектора, что приводит к сокращению налоговых поступлений в бюджет. По мнению Лаффера, оптимальной величиной К1 является налоговая ставка порядка 35-40%. Эта концепция была использована при проведении налоговых реформ в США и России, приведших к понижению налоговых ставок.

 

14. Государственный бюджет: понятие и структура. Доходы и расходы государственного бюджета. Дефицит и профицит государственного бюджета.

 

Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства, роспись его доходов и расходов. После утверждения государственный бюджет становится законом.

Государственный бюджет призван выполнять следующие функции:

1. Распределительная функция - госбюджет перераспределяет значительную часть национального дохода.

2. Контрольная функция - бюджет позволяет контролировать финансовое состояние экономики.

3. Регулирующая функция - изменяя доходы и расходы госбюджета, правительство может сгладить проявления циклических колебаний.

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходы бюджета формируются за счет:

· налогов (85-90% от всех доходов);

· государственных займов;

· различного рода пошлин и сборов;

· эмиссии бумажных денег;

· приватизации государственной собственности.

Расходная часть определяет направления использования государственных средств:

· военные расходы;

· расходы по государственному долгу;

· расходы по финансированию экономики;

· расходы на содержание государственного аппарата;

· расходы на социально-культурные мероприятия.

Государственный бюджет является сбалансированным при равенстве доходов и расходов государства. Превышение доходов государства над его расходами образует профицит государственного бюджета. Та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы, составляют бюджетный дефицит. Причинами бюджетного дефицита могут быть: спад общественного производства, эмиссия ничем не обеспеченных денег, непроизводительные расходы государства и т.д.

Существует несколько способов погашения бюджетного дефицита:

· Повышение налоговых ставок и введение специальных налогов. Данный способ используется редко, так как ведет к снижению деловой активности и сокращению производства.

· Долговое финансирование. Государство выпускает ценные бумаги внутреннего и внешнего займа для покрытия бюджетного дефицита.

· Денежное финансирование. Центральный банк выдает льготные кредиты правительству для покрытия бюджетного дефицита, что ведет к инфляции. Прямая эмиссия денег Центральным банком в настоящее время практически не используется

· Приватизация государственной собственности.

15. Государственный долг: понятие, причины, виды и последствия.

Бюджетный дефицит порождает государственный долг. Государственный долг – это сумма задолженности страны своим или иностранным юридическим и физическим лицам. Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков).

Различают внутренний долг и внешний. Внутренний долгэто долг государства населению и субъектам хозяйствования своей страны. Основной проблемой становится обслуживание долга. Выплата процентов приводит к усилению неравенства в доходах населения данной страны. Если государство с целью уменьшения долга увеличивает налоговые ставки, то происходит дестимулирование производства. При рефинансировании государственного долга государство выпускает новые облигации и конкурирует с частными инвесторами за деньги домохозяйств. В результате государство вытесняет частного инвестора (эффект вытеснения), что негативно скажется на будущем развитии страны.

Внешний долг возникает в результате прямого заимствования средств у иностранных государств, а также в связи с продажей государственных ценных бумаг иностранным лицам и государствам. Последствия внешнего долга являются более тяжелыми для страны, чем последствия внутреннего. Нация вынуждена отдавать другим странам товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает уровень жизни населения. Большой внешний долг снижает международный авторитет страны и может осложнить получение новых займов.

Погашение государственного долга и процентов по нему производятся путем:

· рефинансирования;

· конверсии;

· консолидации.

Рефинансирование – это выпуск новых займов государственных ценных бумаг, доходы от которых направляются на погашение старых займов. Конверсия – это изменение условий займа или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции. Консолидация – это изменение сроков погашения займа, когда краткосрочные обязательства консолидируются в средне- и долгосрочные. Могут использоваться: обмен долга на ценные бумаги предприятий (допуск к приватизации), погашение долга товарами традиционного экспорта, продажа долга на вторичном рынке, аннулирование долга.

 

16. Кредит: понятие, принципы и формы. Роль кредита в национальной экономике.

Кредит – это система отношений между двумя сторонами по поводу предоставления в пользование товаров и денежных ресурсов с отсрочкой платежа. С одной стороны, у ряда субъектов возникают временно свободные денежные средства, с другой – ряд экономических субъектов нуждается в дополнительных ресурсах, не имея возможности их оплатить самостоятельно. В кредитной сделке выделяют двух субъектов: кто берет в долг – заемщик, кто предоставляет кредит – кредитор. Объектом кредитной сделки могут выступать товарно-материальные ценности и деньги. К основным принципам кредита относят:

· возвратность – кредит должен быть возвращен;

· срочность – кредит предоставляется на определенный срок;

· платность – за кредит взимается плата в виде процента;

· гарантированность – чаще всего кредит выдается под залог движимого и недвижимого имущества (дом, автомобиль, ценные бумаги) и гарантии физических или юридических лиц;

· целевое назначение – кредит выдается под определенные цели.

Основными формами кредита являются:

· коммерческий – кредит выдается одним предприятием другому в виде товарно-материальных ценностей;

· банковский – основная форма кредита. Кредитором выступает банк. Предоставляется в виде денежной ссуды;

· потребительский – заемщиками выступают домохозяйства. Выдается для приобретения товаров народного потребления, жилищного строительства и др. целей;

· государственный – заемщиком выступает государство. Осуществляется путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг;

· международный – кредитные отношения возникают между субъектами различных стран.

Кредит обеспечивает перераспределение финансовых ресурсов в экономике, что позволяет экономике развиваться более быстрыми темпами. Появление кредитных денег ускоряет и удешевляет процесс обмена товарами.

 

Date: 2015-10-19; view: 342; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию