Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характер социально-экономического развития. Раннефеодальное государство





В IX - первой половине XI вв. князья собирали дань со свободных общинников. Поэтому преобладание среди непосред­ственных производителей материальных благ свободных общин­ников, использование труда холопов и отсутствие феодальных вотчин послужило основанием для гипотезы о том, что Древне­русское государство еще не было феодальным.

Большинство исследователей считает Древнерусское госу­дарство раннефеодальным. Раннефеодальное общество не тожде­ственно феодальному. В нем еще не развились до зрелого состоя­ния основные характерные черты феодальной формации. Но вме­сте с тем крестьянское население часть своего продукта отдавало князю и его дружинникам в виде дани.

Отсутствие феодальных вотчин компенсировалось распре­делением дани среди дружинников, которые были ядром господ­ствующего класса. Следовательно, совершенно очевидно, что в Древнерусском государстве будущее принадлежало феодальному укладу

K. этому времени, очевидно, сложились в основных своих формах феодальные производственные отношения. Феодальные производственные отношения характери­зуются господством крупной земельной собственности, которая находилась в руках класса феодалов. Крестьяне не являлись собственниками земли, а были ее держателями, получая от феодала участок земли на тех или иных условиях вплоть до наследственного пользования. В отли­чие от рабов крестьяне имели собственные орудия труда, скот, Отсюда личная зависимость кресть­янина от феодала, степень которой была различной — от легкого оброчно-денежного обязательства до крепостной неволи. За землю, полученную от феодала, крестьянин должен был отдавать ему часть своего труда или продук­тов. Это была земельная рента. Рента могла быть отрабо­точной (барщина), натуральной или денежной (оброк).

Складывание боярского землевладения шло несколькими путями:

1. князь жаловал своим дружинникам определенные территории для сбора дани и она впоследствии превратилась в наследственное владение

2. князь жаловал за службу дружинника землями из государственных земель

3. дружинник получал земли за службу из княжеской вотчины класса феодалов

4. превра­щение в феодалов старой родо-племенной знати,

5. выделение из общин наиболее богатых общинников, «луч­ших людей»

Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т. е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владелец вотчины назывался либо боярином, либо князем. В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчи­нами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государ­ства великому князю

Все свободное население Киевской Руси носило назва­ние «люди». Отсюда термин, означающий сбор дани, «полюдье». Основная масса сельского населения называ­лась «смердами». Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме крепостной зависимо­сти/Одним из путей закрепощения свободного населения было закупничество Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг «купу» — часть уро­жая, скота, деньги. Отсюда название этой категории феодально-зависимого населения — закупы. Закуп до­лжен был работать на феодала-кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг.

Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были рабы, называемые «холопами», или «че­лядью», которые пополнялись как из числа пленников, так и из числа разорившихся соплеменников.

 

Политический строй Древнерусского государства включал в себя как черты новой феодальной формации, так и старой, пер­вобытно-общинной. Во главе государства стоял наследственный князь. Киевскому князю подчинялись владетели других княжеств. Князь был законодателем, военным предводителем, верховным судьей, адресатом дани. Князя окружала дружина. Дружинники жили на княжеском дворе, участвовали в походах, делили дань и военную добычу. По всем вопросам князь советовался с дружи­ной. Дружинники могли спорить с князем и требовать от него боль­шей щедрости.

Старшие дружинники, наиболее уважаемые, составляли постоянный совет (думу) князя и именовались боярами. У неко­торых из бояр могла быть своя дружина. Княжеская дружина, де­лившая между собой дань, представляла зарождавшийся класс зем­левладельцев.

Появление дружины как постоянной военной силы было шагом на пути изживания всеобщего вооружения народа, харак­терного для родоплеменного строя, хотя народные ополчения еще продолжали играть важную роль.

Князь и его дружина, занимаясь военным делом профес­сионально, обеспечивали защиту и безопасность остального на­селения, тем самым предоставляя соплеменникам свободу в вы­боре рода занятий. Княжеская власть была ограничена элементами сохранив­шегося народного самоуправления - народным вече. Народное собрание (вече) активно действовало в IX - XI вв. Народные ста­рейшины (старцы градские) участвовали в княжеской думе, и без их согласия князю было, видимо, трудно принять то или иное важ­ное решение.

Однако сосредоточение в руках князя военной и судебной власти ограничивало полномочия родовых и племенных старей­шин, основанные на традициях и обычаях уходящего в прошлое уклада.

Культура, общественная мысль и быт Киевской Руси

Для Киевской Руси был характерен высокий для того вре­мени уровень культуры.

Еще до принятия христианства на Руси была некая пись­менность ("черты и резы"), образцы которой сохранились на об­ломках глиняной посуды, камнях. С начала Х в. преобладающее распространение получила "кириллица" - система славянского пись­ма, разработанная для Моравии и Болгарии на основе греческого алфавита византийскими монахами - миссионерами братьями Ки­риллом (в миру Константин Философ) и Мефодием. После креще­ния Руси центрами письменности и книжного дела стали возник­шие монастыри, при которых создавались школы и библиотеки.

В XI в. грамотность проникает в среду феодалов. По сло­вам летописи, Ярослав Мудрый любил читать книги. Он создал княжеские мастерские по переписке книг и переводу с греческого языка на русский.

Первые дошедшие до нас русские книги относятся к XI в. Средневековая культура была элитарной. Книги были доступны лишь богатым людям. Стоили они очень дорого, так как изготав­ливались из специально выделанной телячьей кожи (пергамент), искусно оформлялись с использованием золота.

Одними из древнейших дошедших до нас русских рукопи­сей являются "Изборники" 1073 и 1076 гг., изготовленн ц для сына Ярослава Мудрого князя Святослава. В "Изборника,"' собраны произведения религиозного, философского, поучительного харак­тера. К XI в. относится зарождение русской литера гуры.

Своего расцвета древнерусская литература достигает в XII - XIII вв. Создаются публицистические произведения - "Мо­ление Даниила Заточника", назидательные - "Поучение князя Вла­димира Мономаха своим детям". Жемчужиной древнерусской ли­тературы стало "Слово о полку Игореве" - повесть о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 или 1187г.

Древнейшим элементом русской духовной культуры было устное народное творчество, былинный эпос. Широко были рас­пространены в народе заклинания, связанные с языческими праз­дниками и хозяйственной деятельностью, свадебные песни, похо­ронные причитания, пословицы, гадания, представлявшие собой мифологическую поэзию восточных славян. В Х - XI вв. начали складываться киевские былины о защитниках Русской земли -богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и князе Владимире Красное Солнышко. Несколько позже появи­лись новгородские былины об удачливом купце Садко, цикл пе­сен о галицко-волынском князе Романе Мстиславиче.

В первой половине XI в. возникает русское летописание. Древнейшая дошедшая до нас летопись - "Повесть временных лет" -была создана около 1113г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Основная идея "Повести" - единство русской земли. В ней осуждаются княжеские усобицы и кровавые распри. Нестору также принадлежат "Житие основателя Киево-Печерского монас­тыря Феодосия" и "Чтение о житии и погублении князей Бориса и Глеба".

В XII - XIII вв. летописи стали вестись практически во всех княжествах, и летописание приобрело отчасти "областной" харак­тер, отражая, прежде всего, местные события. В Южной Руси была составлена так называемая Ипатьевская летопись, в Северо-Вос­точной - Лаврентьевская.

Киевский митрополит Илларион написал "Слово о законе и благодати", в котором восхваляет князя Владимира и всю Рус­скую землю.

Игумен Даниил описал свое путешествие в "святую зем­лю" Палестину, совершенное в 1106-1108 гг. Это был новый жанр, получивший название "хождение".

Высокого уровня достигла в Киевской Руси архитектура. Памятники древнерусского деревянного зодчества до наших дней не сохранились. Большинство каменных сооружений было разру­шено во время нашествия Батыя.

Каменное строительство на Руси началось в конце X века после принятия христианства. Первые сооружения из камня были возведены византийскими мастерами.

Князь Владимир в 989 году заложил в Киеве Десятинную церковь. Так она называлась потому, что на ее содержание была отпущена церковная десятина, то есть десятая часть доходов кня­зя. Строительство церкви было завершено в 996 году, а разрушена она была в 1240 году. Церковь была украшена резным мрамором, мозаикой, глазурованными керамическими плитами, расписана фресками. Рядом с церковью были воздвигнуты здания княжеско­го дворца.

При Ярославе Мудром византийскими архитекторами око­ло 1037 года был построен в Киеве Софийский собор, сохранив­шийся до наших дней. Это замечательный памятник не только зодчества, но и изобразительного искусства. Фрески башен Со­фийского собора изображают военные и охотничьи сцены, живот­ных, птиц, представления скоморохов и т.п. Среди фресок собора есть портретное изображение Ярослава Мудрого с семьей.

В XI в. были построены храмы в Полоцке, Чернигове, Вышгороде, киевских монастырях. Замечательным произведени­ем искусства является Софийский собор в Новгороде.

Уровень культуры Древней Руси ярко отражался в разви­тии ремесел. Существовало от 40 до 60 ремесленных специально­стей, многие изделия русских мастеров поднимались до уровня искусства.

Успехи были достигнуты в металлообработке. Русские куз­нецы из железа изготавливали сельскохозяйственные орудия, мо­лоты, клещи, гвозди и т.д. Изготавливалось оружие. В XI веке рус­ские мечи появляются на мировых рынках. Высокого развития достигло гончарное искусство. В Х веке появляется гончарный круг.

Больших достижений добились древнерусские ювелиры. Они делали серьги, кольца, ожерелья, подвески. Выполнялись они из серебра, золота, применялась разноцветная эмаль. В древне­русских кладах находили большое количество ценных ювелирных украшений.

Уникальное значение приобрела на Руси иконопись. Пер­вые иконы, привезенные из Византии, дают представление о ви­зантийской школе иконописи. Среди них одна из главных святынь русского народа - икона "Владимирская Богоматерь". В XII в.

появились и собственные древнерусские иконы. В XII - XIII вв. зародились национальные иконописные школы (в Новгороде, Ярославле, Владимире).

Характерной чертой бытовой жизни населения является существенная разница между образом жизни феодальных верхов и основной массы населения. Крестьяне жили в небольших до­мах, полуземлянках с земляными полами (на юге) и в срубах с деревянными полами (на севере). В городах строились дома (сру­бы), нередко двухэтажные (как правило, нижний этаж был хозяй­ственным, а верхний - жилым).

Совсем иными были жилые помещения знати. Называли их хоромами. Они представляли собой целый комплекс срубных построек, соединенных переходами. Было множество галереек, крылец, и была обязательно башня (терем).

Основным видом одежды как у женщин, так и у мужчин была рубаха: длиннее у женщин, короче у мужчин. У простых людей рубаха была домотканая, у знати - из дорогих тканей. Муж­чины носили под рубахой узкие длинные штаны, а женщины по­верх рубахи надевали юбку.

Верхней одеждой у простых людей была свита - длинное, плотно облегающее одеяние. Носили также плащи. Плащи знати были из дорогих тканей, парчовые, шитые золотом. Княжеские плащи назывались "корзно". Это были длинные одеяния, застеги­вающиеся на одном плече золотыми застежками. Простые шубы -"кожухи"- носили крестьяне и ремесленники. Знать носила шубы из дорогих мехов, шитые золотом.

Крестьянской обувью были лапти - "лыченицы". Горожа­не носили кожаную обувь: сапоги или туфли - "поршни". У знати сапоги были из дорогой кожи, покрытые инкрустацией, иногда украшенные золотой вышивкой.

Развлечением знати были охота ("ловы") и богатые дружин­ные пиры. На столах была дорогая посуда, кубки, серебряные ложки.

Date: 2015-10-19; view: 454; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию