Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные этапы творческого процессаК числу наиболее сложных аспектов проблемы творчества принадлежит процесс творчества. В широком смысле слова понятие творческого процесса синонимично с понятием творчества. В узком смысле слова под творческим процессом подразумевается определенная последовательность этапов (стадий, фаз). В любой области творчества начало творческого процесса следует связывать именно с выявлением определенной потребности, а окончание – с созданием нововведения, т.е. нового материального или интеллектуального образования, призванного удовлетворить эту потребность. «Потребность – мать изобретения», эта английская пословица, метко характеризующая предпосылки технического творчества, вместе с тем применима и к творческой деятельности в целом. Если бы возникающие потребности можно было удовлетворить на основе имеющихся ресурсов, то не было бы необходимости в творчестве. Именно несоответствие между потребностями и реальными возможностями их удовлетворения порождает социальный заказ общества ученому, изобретателю, хозяйственнику, побуждая к поиску, мобилизуя знания и способности “Потребность есть точное мерило напряжения человеческого духа” (В.Г. Плеханов). Новатор может не только выполнять уже осознанный сообществом “социальный заказ”, но и самостоятельно обнаруживать назревающие потребности, а также влиять на них, вводя в употребление новые предметы. Наряду с удовлетворением различных общественных потребностей новатор одновременно удовлетворяет собственную потребность в творчестве, и это также может служить дополнительным мотивом в его деятельности. Необходимым этапом творческого поиска является соотнесение общественной потребности с достигнутым ранее опытом. Наибольшая ясность достигнута здесь в отношении научного творчества. В отличии от обыденного познания, стремящегося к безмятежной жизни и руководствующего девизом «Нет проблем!», научное творчество постоянно нацелено на поиск и разрешение проблем. Это и есть его нормальное состояние. Понятие проблемы используется также в других видах творчества и на виду с ним понятия задачи, замысла и др. Кульминационным пунктом выступает идея, концентрирующая в себе достигнутое знание и вместе с тем предвосхищающая результат творческого поиска. Тем самым идея побуждает к дальнейшему действию. Идея неизбежно содержит в себе и субъективные моменты, которые преодолеваются на основе более строгого учета требований действительности. Не все идеи выдерживают практическую проверку, и об этом хорошо сказал известный изобретатель Р. Дизель: “Обосноваться в материальном мире всегда в состоянии лишь незначительная часть восторженных идей”. Современные исследователи и практики-организаторы творчества считают, что удачной оказывается лишь одна из нескольких сот идей. Важность идеи как формы познания и регулятива практического действия зачастую абсолютизировалась, и существует тенденция свести творческий процесс к генерации идей. С этим трудно согласиться, поскольку после выдвижения идеи необходимо ее проверить, конкретизировать, довести до пригодного к использованию образца и т.д. В связи с этим следует учитывать авторитетное мнение Г. Форда I: “Нет такой идеи которая была бы хороша только потому, что она стара, или плоха, потому, что она новая; но, если старая идея оправдала себя, то это веское свидетельство в ее пользу. Сами по себе идеи ценны, но всякая идея в конце концов только идея. Задача в том, чтобы реализовать ее практически” [15, с. 13]. Деятельность самого Форда характеризовалась не только формулированием прозрачных по своей ясности идей (в том числе идея производства дешевого общедоступного автомобиля), но и их неукоснительным проведением в жизнь. С особой скрупулезностью знаменитый предприниматель применял различные способы повышения заинтересованности рабочих в успехе предприятия. Так, в 1914 г. он произвел подлинную сенсацию в деловом мире, введя для своих рабочих дневной заработок в 5 долл., что вдвое превышало общепринятый и фактически означало участие в будущих прибылях. Эта мера была продиктована отнюдь не соображениями филантропии. Благодаря ей удалось снизить текучесть кадров и привлечь лучших рабочих, а в итоге повысить эффективность производства. Такой подход позволял ставить и решать и другую перспективную цель – поднять покупательную способность рабочих, с тем, чтобы они со временем смогли приобретать производимые ими автомобили. Тем самым по сути дела создавался средний класс. Итак, творческий процесс может быть представлен в виде следующей последовательности шагов: выявление потребности в нововведении, постановка задачи, конкретизирующей эту цель, поиск идеи решения и ее детализация и, наконец, создание практически пригодного нововведения. В более сложных случаях речь идет о достаточно серьезных преобразованиях в производственной деятельности. Так, например, Й. Шумпетер, рассматривая предпринимательскую деятельность, указывал на следующие типичные виды нововведений: 1. Изготовление нового блага или обеспечение нового качества того или иного блага. 2. Внедрение нового метода производства. 3. Освоение нового рынка сбыта. 4. Получение нового источника сырья и полуфабрикатов. 5. Проведение соответствующей реорганизации, например, обеспечения монопольного положения или подрыв монопольного положения другого предприятия [17, с. 159]. При всей внушительности списка, приведенного Й. Шумпетером, он, понятно, не носит исчерпывающего характера. Практика способствует дальнейшему уточнению основных параметров и масштабов применения нововведения. Так и произошло, например с ресторанами компании «Мак-Дональдс, специализирующимися на быстром обслуживании массового покупателя и имеющими в настоящее время многомиллиардные прибыли, но берущими начало от небольшой забегаловки. Нередко идея обнаруживает трудно уловимые изъяны, обусловливающие ее более узкое применение или даже перемещение в другую отрасль. Типичным примером этого является «скотч», – клеящая лента, первоначально предназначенная для окраски стен, но в последствии оказавшаяся пригодной для канцелярских целей и бытовых нужд. Таким образом, процесс практической реализации нововведения является своеобразной формой “обратной связи”, способствуя совершенствованию существующих и нахождению принципиально новых идей. Резюмируя сказанное, можно привести следующую схему процесса экономического (хозяйственного) творчества:
Потребность Проблема Идея Решение Нововведение (задача)
На схеме показаны как прямые связи (пунктиром отображены направления, отброшенные в ходе поиска), так и обратные связи. Понятно, что эта структура творческого процесса в конкретных случаях сильно варьируется.
|