Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интересный и скучный релятивизм. В обоих приведенных выше примерах присутствует утверждение о том, что истина для одного человека или одной культуры может быть ложью для других людей и





В обоих приведенных выше примерах присутствует утверждение о том, что истина для одного человека или одной культуры может быть ложью для других людей и культур. Такую побуждающую к спорам форму релятивизма я называю интересным релятивизмом. Интересный релятивизм нельзя отождествлять со скучным и мелочным релятивизмом.

Можно привести пример скучного релятивизма. Допустим, мы с вами вместе говорим: «Мне нравятся сосиски». Несмотря на то что мы оба произнесли одно и то же предложение, вполне может быть так, что я высказал истину, а вы высказали ложь.

Не будет ли это некоторой формой релятивизма относительно истины?

В некотором смысле, конечно, будет. Однако такой релятивизм совершенно неинтересен и чрезвычайно скучен. Мы вполне можем согласиться с тем, что истина «релятив-на» в том смысле, что одно и то же предложение может быть истинным при произнесении его одним человеком и ложным, когда его произносит другой человек.

Чем же отличается от этого интересный релятивизм? Интересный релятивизм защищает ту точку зрения, что не только одно и то же предложение, но даже одно и то же утверждение может быть истинно для одного человека или культуры и ложно для других людей и культур.



Обратите внимание на то, что вы и я высказываем разные утверждения, когда произносим предложение «Мне нравятся сосиски». Истинность моего утверждения зависит от некоторого факта, относящегося ко мне. Истинность вашего утверждения зависит от факта, относящегося к вам. Поэтому нет ничего удивительного в том, что я высказываю истину, а вы — ложь.

С другой стороны, когда мы имеем дело с интересным вариантом релятивизма, то у нас есть одно утверждение, которое истинно для одного, но ложно для другого. Возьмем, например, утверждение о том, что стерилизация женщин есть зло. Мысль о том, что это утверждение истинно для Олафа, но ложно, скажем, для жителей Судана, может дать пример интересного релятивизма.

пают в противоречие друг с другом. Они вполне могут согласиться с тем, что одному из них сосиски нравятся, а другому- не нравятся. В то же время истины, релятивные в интересном смысле, несовместимы. Олаф и защитник стерилизации женщин действительно расходятся в своих убеждениях относительно того, что нравственно приемлемо, а что — нет. Интересный релятивизм признает, что они дей-


Это дает нам возможность прояснить разницу между интересным и скучным вариантами релятивизма. Истины, релятивные в скучном смысле, не вступают в противоречие между собой. Например, человек, утверждающий, что ему нравятся сосиски, и человек, утверждающий, что они ему не нравятся, не всту-


ствительно расходятся, но тем не менее настаивает на том, что утверждение о недопустимости стерилизации женщин истинно для Олафа, но ложно для его оппонента.

Date: 2015-10-19; view: 413; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию