Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. 20





15. С не дающего обещанное имущество; хватающего ру­кой жену брата; идущего к гетере, занятой другим; продаю­щего товар, обещанный другому; взламывающего опечатан­ный дом и доставляющего мучения сорока соседним семей­ствам – штраф 48 пан. 16. С берущего семейное имущество [и] отрицающего [это]; с насильственно овладевающего одинокой вдовой; с чандалы, касающегося арийки; не прибегаю­щего [на помощь к попавшему] в беду вблизи [него]; застав­ляющего без причины бежать [на помощь]; кормящего шакьев[377], адживиков и прочих низких[378] странствующих отшельни­ков [во время] жертвоприношений богам и [усопшим] предкам – штраф 100 пан. 17. С устраивающего несанкцио­нированный допрос под присягой и [берущего на себя] функ­ции чиновника; кастрирующего племенной мелкий скот и из­водящего снадобьями [прижитый им] плод рабыни — первый штраф сахаса. 18. С отца и сына, супругов, брата и сестры, дяди с материнской стороны и племянника или ученика и учителя, покидающих друг друга, [если только они] не ис­ключены из касты: если покидают в деревне [во время] стран­ствия с караваном – первый штраф сахаса. 19. Со связываю­щего [или] заставляющего связать человека, которого не сле­дует связывать, или освобождающего от пут; связывающего или заставляющего связать ребенка, не достигшего совершен­нолетия, – штраф 1000 [пан].

20. В зависимости от личности [совершившего преступление] человека [и характера] преступления следует назначать разные штрафы.

21. Хранителю священного источника, отшельнику, больно­му, страдающему от голода, жажды, долгого пути, чужеземцу, тому, кто страдает от наложенного [на него] наказания, и не­имущему следует оказать помощь.

22. Судьи пусть ведут дела богов, брахманов, отшельников, женщин, детей, стариков, больных – [всех], не имеющих защи­ты [и] не прибегающих [к суду]; и пусть они не откладывают [дело], лживо [отговариваясь соображениями] места, времени, пользы.

Такова в III книге «Область деятельности судей» 20-я гла­ва – «Игра, пари, а также разное».

Этим закончена III книга «Артхашастры Каутильи» – «Об­ласть деятельности судей».

 

 


[1] Бог неба, «отец» и родоначальник богов, высшее по статусу божество шумеро-аккадского пантеона. Оставался бездеятельным символом высшей власти, передоверив реальное обустройство космоса и власть над ним Эллилю.

[2] Ануннаки - слово, обозначающее либо всех богов (как, очевидно, в данном случае), либо только земных и подземных богов в противопоставление космическим (небесным) богам-игигам.

[3] Бог воздуха, «первейший сын Анума» и «царь богов», реально управляющий космосом и являющийся главным божеством шумеро-аккадского пантеона.

[4] Бог - покровитель города Вавилона и вавилонской государственности. Хаммурапи, по понятным причинам, выдвигает его на первый план.

[5] Бог морских и подземных вод, считавшийся покровителем мудрости. Анум, Эллиль и Эа составляли триаду высших божеств шумеро-аккадской Месопотамии. Первоначально Мардук, по своей незначительности, едва ли мог считаться сыном Эа; таковым его объявила, очевидно, I Вавилонская династия.

[6] Дословно: «эллильство», от имени Эллиля, считавшегося повелителем мира.

[7]Игиги - небесные, наиболее могущественные божества шумеро-аккадского пантеона, противопоставленные ануннакам как богам земли и подземного мира (но при применении термина «ануннаки» в значении «боги вообще» игиги оказываются своего рода верхушкой ануннаков). Иногда выделяется семь игигов: Анум, Эллиль, Эа, Син, Шамаш, Мардук и Иштар.

[8] Дословно: Баб-или, «ворота богов». Вавилон, контролировавший один из рукавов Евфрата, Арахту, был основан около середины - третьей четверти III тыс. до н.э. (первое упоминание - в начале XXII в. до н.э.).

[9] Бог Солнца, в то же время хранитель и покровитель мирового правосудия. Носит титул «судьи богов».

[10] Самоназвание уникального в истории Востока двуединого шумеро-аккадского этноса (акк. «цалмат каккади», шум. «санг-нгига»).

[11] Дословно «для плоти людей», с отражением месопотамского представления о «благоденствии» как именно о физическом (исключительно или в первую очередь) благоденствии.

[12] Ниппур IV тыс. до н.э. - культовая и политическая столица шумерского союза племен, где почитался главный бог-покровитель этого союза - Эллиль, являвшийся одновременно городским богом-покровителем самого Ниппура. С тех пор Ниппур, как средоточие культа Эллиля, неизменно сохранял престиж священного религиозного центра

[13] Храм Эллиля в Ниппуре.

[14] Эриду, на крайнем юге Двуречья, считался древнейшим городом в Шумере и первым центром месопотамской государственности. По археологическим данным, Эриду и его район действительно являлись местом первого оседлого поселения людей в Нижней Месопотамии (VI тыс. до н.э.).

[15] Храм Эа в Эриду.

[16] Храм Мардука в Вавилоне.

[17] Бог Луны.

[18] Храм Сина в Уре.

[19] Богиня, жена Шамаша. В ее «часовне» (дословно «могиле»), по-видимому, осуществлялся ее культ.

[20] Храм Шамаша в Сиппаре.

[21] Подразумевается разгром и покорение Хаммурапи царства Ларсы (1763 до н.э.), обнимавшего до того весь юг Нижней Месопотамии.

[22] Храм Анума и Иштар в Уруке.

[23] Бог-воитель, покровитель города Киша.

[24] Храм Забабы в Кише.

[25] Пригород Киша с храмом Иштар.

[26] Божество-смертоносец, бог чумы.

[27] Он же Набу. Сын Мардука, бог-покровитель города Борсиппы.

[28] Храм Набу в Борсиппе.

[29] Божество плодородия.

[30] Богиня-мать, создательница людей.

[31] Богиня-мать, отождествлялась с Мамой.

[32] Храм бога Нингирсу в Лагаше.

[33] Эпитет Иштар.

[34] Шумеро-аккадский бог грома, молнии, дождя и бури, отождествленный с верховным богом амореев, Элем. Напомним, что Хаммурапи принадлежал к аморейской династии из племени яхрурум и подчеркивал это свое происхождение (до него цари его династии, будучи амореями, носят аккадские имена, начиная с него - аморейские).

[35] Храм Адада в Бит-Каркаре.

[36] Речь идет об обустройстве мелкого царства Мальгиума после его покорения (1761 г. до н.э.) и разрушения его стен (1759 г. до н.э.).

[37] Западносемитское, в том числе аморейское, божество. Бог-податель пищи. По вавилонским представлениям считался богом-покровителем долины Среднего Евфрата (принадлежавшей ареалу шумеро-аккадской цивилизации, но в начале II тыс. до н.э. заселенной преимущественно западносемитами - амореями).

[38] Мари на Среднем Евфрате.

[39] По-видимому, Верхний Туттуль, город на реке Белих, притоке Евфрата. В целом фраза подразумевает аннексию царства Мари (1759 г. до н.э.), занимавшего долину Среднего Евфрата и часть Верхней Месопотамии.

[40] Сын Эллиля, божество подземных вод и врачевания, бог-покровитель города Эшнунны. По-видимому, вся фраза содержит намек на покорение Эшнунны (1756 г. до н.э.).

[41] Храм в городе Аккад.

[42] «Ламассу» - термин, обозначавший всякую богиню-покровительницу. Здесь подразумевается, по-видимому, ашшурская Иштар.

[43] Храм Иштар в Ниневии. Вся фраза намекает на покорение Ашшурского царства (оно же «Староассирийское» в современной литературе и «Субарту», т.е., дословно «Верхнемесопотамское царство» в надписях самого Хаммурапи). Это государство, включавшее долину Среднего Тигра с городами Ашшуром и Ниневией и прилегающую часть Верхней Месопотамии, было захвачено Хаммурапи ок. 1757-1755 г. до н.э.

Хаммурапи, излагая свои благодеяния каждому городскому богу и каждой городской общине по отдельности, на символическом уровне рисует тем самым свою державу как своего рода личную унию всех городов-государств Месопотамии. По той же причине в перечне городов священный Ниппур и древнейший Эреду идут перед Вавилоном. Это, конечно, не мешало державе Хаммурапи быть унитарной, в высшей степени централизованной монархией (полную аналогию этому расхождению условности и реальности дает русский императорский титул с его отдельными царскими титулами для Казани и Астрахани и т.д.). Впрочем, реальность тоже отражена во введении «Законов Хаммурапи» (там, где говорится о вечной царственности, укорененной в Вавилоне).

[44] Примечательно, что Хаммурапи ведет отсчет не от Сумуабума (1894-1881 до н.э.), основателя Вавилонского царства и его I династии, а от его преемника Сумулаэля (1880-1845 до н.э.). Возможно, Сумулаэль был не сыном, а племянником Сумуабума и, таким образом, первым предком Хаммурапи на престоле.

[45] Отец Хаммурапи, царь Вавилона в 1812-1793 до н.э.

[46] Официальное название общемесопотамского царства (или царства, претендующего на общемесопотамское владычество) с XXI в. до н.э.

[47] Введение в «Законы Хаммурапи» отражает в первую очередь особую концепцию царской власти, согласно которой боги даруют царю в управление ту или иную область ради наведения там справедливого порядка. С другой стороны, здесь проводится и более древнее, восходящее ко временам раздробленности Месопотамии воззрение на царскую власть, по которому царь - просто правитель своего города, в частности, отправляющий в нем культовые функции по отношению к богу-покровителю данного города (отсюда стремление Хаммурапи подчеркнуть свои благодеяния отдельным храмам городских общин).

Примечательно, что в державу Хаммурапи входили и часть хуррито-аморейской Верхней Месопотамии, и западный Элам с Сузами, однако во введении к «Законам Хаммурапи» он перечисляет только города, почитающие шумеро-аккадских богов. Очевидно, Хаммурапи четко осознавал себя национальным государем «черноголовых» - т.е. шумеро-аккадцев (и слившихся с ними в этнокультурном отношении иноплеменников, в том числе амореев), носителей месопотамской цивилизации. В самом деле, он, подобно Шамашу, должен восходить именно над «черноголовыми».

[48] «Законы Хаммурапи» не представляют собой исчерпывающего свода юридических норм; например, в них отсутствуют статьи, касающиеся простейших преступлений - обычной кражи, убийства, колдовства, хотя присутствуют нормы, связанные с обвинениями в этих преступлениях. В «Законы Хаммурапи» включены только статьи, касающиеся случаев, нормы по которым были впервые установлены или отредактированы Хаммурапи (в т.ч. выбраны им из числа противоречащих друг другу местных норм его огромного царства). Таким образом, «Законы Хаммурапи» представляют собой не кодекс в точном смысле слова, а сборник юридических новелл (дополненный, возможно, нормами обычного права, которые царь счел необходимым, не изменяя, подчеркнуть и выделить, вставив в свой сборник). Реально значительная часть этих норм не рассчитывалась на обязательное исполнение во всех случаях (полюбовные сделки частных лиц, несомненно, могли их обходить), а предназначалась для разрешения конфликтных ситуаций. Нормы «Законов Хаммурапи» группируются по предмету регулирования (процессуальные нормы - ст.1-5; нормы уголовной охраны собственности - ст.6-25; нормы регулирования повинностных отношений на царской земле - ст.26-41; регулирование общих вопросов земельного права и поземельных отношений - ст.42-71 сл.; вопросы, связанные с деятельностью торговцев и ростовщиков - ст.88 - 126; нормы семейного права и семейного наследования - ст.127-194; законы о наказаниях за побои и увечья - ст.195 - 214; вопросы регулирования найма и оплаты труда, включая тарифы - ст.215-277; и, наконец, вопросы купли-продажи рабов - ст.278-281). Внутри таких группировок нормы расположены по ассоциации (причем считается, что статья, завершающая один раздел, должна иметь нечто общее с начинающей другой; например, на стыке разделов по семейному праву и телесным повреждениям стоит ст.195, рассматривающая физический ущерб отцу со стороны сына). Статьи, с нашей точки зрения относящиеся к гражданскому праву, идут вперемежку со статьями, относящимися к праву уголовному, по общности, затронутой в тех и других области жизни. Для «Законов Хаммурапи» в большой степени характерна казуальность (статья вырастает из конкретного дела, а сходные дела могут быть проигнорированы; общие принципы не формулируются).

[49] Нумерация и членение статей здесь и ниже даны условно (и, по-видимому, не всегда правильно), современными учеными, главным образом сообразно повторению слова «если».

Ст.1-5 посвящены процессуальным нормам - карам за ложное обвинение и изменение решения суда.

[50] Здесь и ниже словом «человек» (при необходимости - с уточнением «полноправный человек») переводится аккадский термин «авилум». Этот термин имеет как общее (всякий человек), так и специальное, сословное значение. «Законы Хаммурапи» исходят из разделения всего населения, охваченного их нормами, на три сословия: «авилумов», «мушкенумов» и «вардумов». Первое и высшее из них охватывает членов «общин» (дословно «поселений», акк. «алу»).

[51] Своеобразное применение принципа талиона (принципа равного воздаяния). В случае, если бы обвинение подтвердилось, убийцу ожидала бы, очевидно, смертная казнь; таким образом, ложное обвинение в убийстве в самом деле было эквивалентно покушению на убийство самого обвиняемого и, соответственно, каралось смертью обвинителя. Ср. ст.3-4, где такое применение талиона формулируется в общем виде.

[52] Далее - Река. Речь идет о реке, в которой воплощается божество, вершащее божий суд.

[53] Т.е., в случае доказательства вины обвиняемый был бы казнен и тем самым ложное обвинение по такому делу приравнивается к попытке убийства безвинно обвиненного. Обратим внимание на последовательно проведенный здесь и в других статьях (в отличие от дел о колдовстве) принцип презумпции невиновности в отношении обвиняемого: обвинитель должен быть казнен не в том случае, если обвиняемый докажет свою невиновность, а в том, если само обвинение не будет доказано.

[54] Т.е., то наказание, которое понес бы обвиняемый, если бы обвинение подтвердилось. Особым образом применяется принцип талиона. Ср. ст.13 и др.

[55] В результате судебной реформы Хаммурапи судебная система Вавилонии приобрела следующий вид: каждая община (или общинное объединение) имела собственный общинный суд (коллегию) под председательством общинного старосты по назначению царя; во все крупные города назначались, кроме того, «царские судьи», решавшие прежде всего дела, касающиеся «царских людей», т.е. людей, обязанных царю повинностью или службой («ильком»). Наконец, существовали еще и храмовые суды, роль которых при Хаммурапи свелась к приведению сторон к клятве именем богов. Кроме того, могли быть смешанные суды (так, общинный суд Вавилона мог возглавляться «царским судьей» и становиться одновременно «царским судом», а общинные и храмовые судьи могли кооптировать друг друга в одну коллегию). Царь не осуществлял судебных полномочий (иное дело, что он мог налагать наказания в чрезвычайном административном порядке), но направлял те или иные дела в определенные суды с указанием, какую норму закона здесь надо применить.

[56] Смысл статьи тождествен римскому постулату: «по одному делу дважды не решают».

[57] Ст.6-25 посвящены охране собственности царя («дворца»), храмов и частных лиц.

[58] Первое в «Законах Хаммурапи» упоминание государственного хозяйства (включавшего при Хаммурапи дворцовые и храмовые земли, причем те и другие включали наделы, выданные в держание за службу) и его имущества. Обратим внимание на появление в «Законах Хаммурапи» юридических лиц - «дворца» и «храма». Заметим, что в «Законах Хаммурапи» государство выступает почти исключительно как эксплуататор мелких производителей, наделенных государственной землей: иной государственной земли, нежели выделенная в такие наделы, «Законы Хаммурапи» вообще не упоминают. Между тем движимое имущество и рабы дворца как такового отличаются в «Законах Хаммурапи» от рабов и движимости мушкенумов (ст.8, 15). Очевидно, собственно дворцовая земля сводилась к участкам, отданным под административные строения и учреждения, с приданным им персоналом (в том числе рабским) и движимостью, а остальной государственный земельный фонд раздавался в держание.

[59] Кажущееся противоречие со ст.8 (где кража определенных видов имущества бога и дворца карается штрафом) разрешается просто: в ст.6, как видно из ее финальной части, подразумевается кража с дальнейшей перепродажей, в ст.8 - кража как таковая. Первая, естественно, карается тяжелее. Здесь обнаруживается примечательная черта «Законов Хаммурапи» как юридического памятника: в отличие от привычных нам кодексов, в «Законах Хаммурапи» ситуация, для которой имеет силу данная статья, не всегда исчерпывающе описывается вводной условной формулировкой («если..»); о какой ситуации идет речь, иногда можно понять, только дочитав статью до конца (как в нашем примере) или даже сравнив ее с другими статьями. Отметим, что ст.6-12, 21-22, 25, 253-256 охраняют собственность на движимое имущество самыми свирепыми мерами, значительно превышающими талионную систему.

[60] Т.е., лица, неправомочного произвольно распоряжаться имуществом своего отца - «человека». Вся статья посвящена попыткам без должного оформления «купить» имущество у человека, не имеющего полного права распоряжаться им, так как он находится под патриархальной властью другого лица (в данном случае «человека» - полноправного свободного). Ср. ст. 124 о таких же не оформленных специально покупках у полноправного собственника имущества.

[61] Рабы («вардумы») составляли особое сословие, это люди, имевшие хозяев - лиц, правомочных произвольно распоряжаться их временем и рабочей силой, а по-видимому, и жизнью (невольно причиненная смерть или умышленное телесное повреждение раба расценивались не как покушение на человека, но лишь как порча или уничтожение чужой собственности и, соответственно, требовали лишь имущественного возмещения, ср.ст.196-199, 213-214, 218-219. Итак, рабы считались имуществом, так что их хозяева могли, очевидно, расправляться с ними как угодно), а также свободно отчуждать это право. Менее ясен имущественный статус рабов. Тяжкие кары полагались за укрывательство раба и пособничество ему в уклонении от рабства (ст.15-20, 226-227; из этих статей, впрочем, видно, что у беглого раба часто находилось достаточно помощников, возможно, и небескорыстных). Специальным жестоким наказаниям со стороны государства подвергается раб, посмевший без основания оспорить авторитет и власть хозяина или ударить свободного (ст.205, 282). По «Законам Хаммурапи» известны рабы частных лиц (мушкенумов и авилумов) и учреждений - государства («дворца») и храмов. Статус раба носил наследственный характер (исключая детей раба от свободной, ст.75). «Авилумы» по закону могли становиться рабами только на время. Положение рабов государственных учреждений и мушкенумов регулировалось государством и было, возможно, привилегированным (они могли иметь семью); в отношения «авилумов» со своими рабами государство не вмешивалось, и оно известно гораздо хуже.

Подавляющее большинство рабов являлось домашними рабами. Отдача рабов в найм, судя по документам, практиковалась крайне редко. Раб царя или «царского человека», взявший в жены свободную, мог иметь собственную недвижимость, по его смерти, впрочем, отходившую к господину (ст.176). Не исключено, что имущество любого вида мог иметь и всякий раб; в таком случае оно, очевидно, считалось бы его неотъемлемым придатком, не могла бы отчуждаться им, в том числе по завещанию («Законы Хаммурапи» ничего не говорят о наследовании мушкенумов и вардумов, кроме ст.176), а после его смерти доставалась бы, опять-таки, господину. Более вероятно, однако, что своего имущества у рабов, исключая мужей свободных женщин, не было вовсе.

[62] «Законы Хаммурапи» вообще чрезвычайно отрицательно относятся к сделкам, не оформленным должным документом и не подтвержденным свидетелями (ср. ст.9-11, 122-124, 129). Даже брак, не оформленный договором, считался недействительным.

[63] Характерное для «Законов Хаммурапи» стремление приравнять одно преступление к другому, более простому и очевидному.

[64] Второе сословие, «мушкенумы» (дословно означает, по-видимому, «склонившиеся (под защиту)», что и этимологически, и по реальному значению близко римскому «клиент») охватывает людей, которые, не будучи членами какой-либо общины и не имея своей земельной собственности, должны были взять в держание участок царской земли или перейти на иное государственное обеспечение, попав тем самым в лично-административную зависимость от царя и приняв на себя обязанность выполнять определенную повинность перед государством. Кратко и ярко положение мушкенумов в целом рисуют две фразы из месопотамских документов, отстоящих друг от друга на тысячелетие: «Как отцу моему известно, я стал мукенумом! Пусть отец мой вернет меня под власть общины!» и «царь, господин мой, знает, что я мушкенум, несу царскую службу и не покидаю дворца. Пусть мне вернут мое поле, чтобы мне не умереть с голоду». Итак, мушкенум - это человек, порвавший связь с общиной (или никогда ее не имевший) и принявший государственное обеспечение под условием службы (повинности, по-аккадски «ильк»). В эту категорию одинаково входили дослужившийся до высших чинов вельможа и сидящий на царской земле полукрепостной земледелец, лишь бы они не имели иного обеспечения, кроме государственного, выданного им под условием службы (независимо от размеров этого обеспечения).

[65] Естественно задать вопрос, имела ли вообще практический смысл оговорка, предоставляющая преступнику право откупиться от наказания многократным штрафом: трудно представить себе, чтобы человек стал красть некий предмет, располагая в то же время средствами на 10-30-кратную покупку такого же предмета. Таким образом, своих средств на выплату штрафа реальный вор, вернее всего, не имел, и если ему не удавалось занять их (например, ценой самопродажи в кабальное рабство), смягчение, допускаемое первой частью статьи, не имело для него никакой цены.

[66] Т.е., наказание, которое грозило бы обвиняемому, если бы обвинение было доказано.

[67] Ст.17-20 регулируют различные аспекты одной и той же ситуации: некий человек поймал беглого раба, причем этот раб может принадлежать любому частному лицу, прежде всего свободному полноправному «человеку». Отличие ст.19 от ст.16 заключается, таким образом, во-первых, в том, что в ст.19 речь идет о поимке, а не об укрывательстве беглого раба, во-вторых, в том, что в ст.19 речь идет о рабах частных лиц, а в ст.16 - о рабах дворца и дворцовых людей. Из сопоставления ст.17 с прочими статьями следует, что возврат беглых рабов государству был обязательным долгом и никак не вознаграждался (в отличие от также обязательного возврата раба частному лицу).

[68] Наказанием в случае ложной клятвы будет неизбежный гнев бога, именем которого поклялись.

[69] Несомненно, с целью кражи.

[70] Здесь и ниже так переводится акк. термин «алу», досл. «поселение».

[71] Акк. рабианум (также хазианум, «градоправитель») - глава общинного поселения по назначению царя.

[72] Одна из немногих статей «Законов Хаммурапи», рисующих роль общины.

[73] Статья, как видно, предусматривает самосудную расправу на месте, в противном случае вора нельзя было бы бросить в «этот» огонь, т.е., в огонь того самого пожара, которым он пытался воспользоваться.

[74] Ст.26-41 регулируют права и обязанности т.н. «царских людей», которые были обязаны царю той или иной службой («ильком»), а сами обеспечивались условным земельным пожалованием (или жалованием; впрочем, в «Законах Хаммурапи» с примерами такого рода мы не встречаемся) со стороны государства. Надо полагать, что подавляющее большинство их относилось к категории мушкенумов (ср. ниже различные ограничения их прав отказываться от своей службы, едва ли совместимые со статусом свободного полноправного человека; кроме того, сословие мушкенумов само по себе должно было включать именно таких людей). Основной предмет этих статей - судьба имущества, выданного царем в обеспечение «царским людям», большая часть статей (26-35) говорят о воинах.

[75] Редум и баирум - военные колонисты. Именно из них состояло рядовое воинство старовавилонских царей (кроме редума и баирума, из военных «Законы Хаммурапи» упоминают только офицеров). Они получают от царя в личное условное держание землю (редум - еще и скот), на которой ведут хозяйство силами собственной семьи, а сами обязаны царю военной службой. Как государственное имущество, выданное редуму и баируму обеспечение землей и скотом не подлежало отчуждению. Однако наряду с ним редум и баирум могли приобретать любое имущество на началах частной собственности и соответственно распоряжаться им (ст.39). Закон стремился сделать статус военных колонистов необратимым и наследственным (см. ст.27-28, ст.41). Редумы получали от царя улучшенное обеспечение (не только землю, но и скот, ст.35), но, с другой стороны, были и в мирное время административно и юридически подчинены офицерам (ст.34). Очевидно, речь идет о тяжеловооруженных войсках регулярного строя (редумы) и легковооруженных стрелках (баирумы, ср. досл. значение слова «баирум» - «ловец»).

[76] Таким образом, государство поощряло наследственную передачу статуса военного колониста. Примечательно, что о замещении убитого военного колониста «Законы Хаммурапи» молчат; очевидно, этот вопрос решался соответствующим чиновником согласно сложившейся административной практике. Однако если сын пропавшего без вести военного колониста был преимущественным наследником статуса своего отца, то тем более это должно было относиться к сыновьям убитых.

[77] О дальнейшей его службе ничего не говорится, так что речь, очевидно, идет о земельной «пенсии», выделяемой малолетнему сыну пропавшего без вести военного колониста.

[78] Дословно: «перед лицом».

[79] Очевидно, при неоговоренном в «Законах Хаммурапи» двухлетнем сроке отсутствия решение предоставлялось на произвол соответствующего чиновника.

[80] См. прим. к ст.49.

[81] Итак, высшей инстанцией по выкупу воина оказывается дворец - несомненно, именно потому, что воин сидел на государственной земле.

[82] Храмовые хозяйства при Хаммурапи были частью государственного хозяйства. Таким образом, речь идет о выкупе за счет того храма, к которому было в культовом отношении «приписано» данное поселение. Данная статья доказывает, что военные колонисты жили особыми «поселениями» общинного типа (в частности, с круговой имущественной порукой и собственными «храмами»), аналогичными, например, стрелецким слободам в России.

[83] Баирум здесь не упоминается. Смысл этого отграничения, конечно, не в том, что с баирумом все перечисленные вещи можно проделывать безнаказанно. Статья перечисляет злоупотребления, касающиеся исключительно мирной жизни и возможные только при постоянном и нормативном административно-юридическом контроле сотников и десятников над редумами (например, беззаконно «предать редума сильному в суде» офицер мог только в том случае, если вообще представительствовал за редума в судах или давал санкцию на его выдачу и т.д.). Молчание о баируме объясняется, очевидно, тем, что применительно к нему возможность таких злоупотреблений не возникала вообще (т.е. он попадал под власть офицеров только на войне).

[84] Смысл этого параграфа, опять-таки, не в том, что баирум, здесь не упомянутый, может продавать выданный ему в условное обеспечение царский скот, а в том, что у него вовсе нет такого скота.

[85] «Несущими подать» (акк. «наши бильтим») назывались лица, получавшие для обработки участок царской земли под условием выплаты (натурой) большей части урожая, то есть царские издольщики. Такая выплата считалась их повинностью («ильком»). Государство не заключало с ними договоров об аренде, и их положение целиком регулировалось администрацией. В частности, администрация могла перемещать их с одного участка на другой. Земельный участок часто выдавался им один на целую группу. К «несущим подать» причислялись также и другие «царские люди», существующие на аналогичных условиях - пастухи и ремесленники (в более узком смысле слова только таких ремесленников и называли «несущими подать»). Реально статус «несущего подать» был наследственным. Можно не сомневаться, что эксплуатация земледельцев из числа «несущих подать» была тяжелее налоговой эксплуатации общинников (иначе царю вообще не было бы смысла предоставлять им землю). Интересно, однако, что такие земледельцы именовались официально «наместниками», т.е. как бы представителями бога и дворца на своих крошечных участках земли!

[86] Цель ст.35 и 37 - исключить возможность продажи «царским человеком» государственного имущества, выданного ему в условное держание, на сторону как частного достояния. Обратим внимание, что «Законы Хаммурапи» достигают этой цели не карами, обещаемыми продавцу - расхитителю государственного добра, а, напротив, хитроумной льготой в его адрес, делающей, однако, бессмысленной самую сделку: кто станет в обход закона покупать государственное добро у «царского человека», если известно, что по закону тот имеет полное право (точнее, обязанность) оставить себе и полученную плату, и «проданное» имущество?

[87] Т.е. выданы ему в условное держание как обеспечение его службы - илька.

[88] Дословно «бесплодная». Жрица, лишенная права деторождения и получавшая за осуществление своих обязанностей надел из царской земли. Напомним, что храмы при Хаммурапи входят в состав государственного хозяйства.

[89] Здесь: торговый агент государства. Хаммурапи ликвидировал крупную частную торговлю; купцы либо должны были расстаться со своим занятием, либо поступить на государственную службу. Такой купец, несущий ильк тамкара, должен был торговать государственным товаром и приносить государству прибыль, за что получал право вести и самостоятельные, частные торговые операции (на практике те и другие могли совмещаться, и тамкар мог, например, обернув доверенные ему государством средства, должную часть прибыли отдать государству, а остаток забрать себе). Именно людям, несущим ильк тамкара, был поручен сбор налогов.

[90] Дословно «и (любой) другой ильк». В первую очередь имеются в виду высокопрофессиональные ремесленники и административный персонал.

[91] Таким образом, надитум, тамкар и люди прочих видов царской службы (но не военные колонисты и «несущие подать», см. ст.41!) могли продавать свой ильк вместе с его обеспечением любому желающему, т.е. уходить с царской службы, подыскав заместителя и оформив передачу ему своего надела и службы как акт купли-продажи. Свободно продавать свои участки как частные было, однако, запрещено и им (ст.71). Поскольку речь шла о высокообеспеченных и почетных должностях, наделы и ильки, упомянутые в ст.40, как правило, доставались «авилумам».

[92] Данная статья вкупе со ст.36-37 запрещает военным колонистам и «несущим подать» проводить ту же операцию, что прочим царским людям по ст.40, пользуясь тем же методом, что в ст.35,37. Таким образом, «Законы Хаммурапи» стремятся исключить передачу наделов и службы военными колонистами и «несущими подать», делая их фактически наследственными крепостными. Причины, по которым таких препятствий не чинили «царским людям» ст.40, можно восстановить только приблизительно. В ст.40 речь идет о «царских людях» высшей категории, самих по себе малочисленных, не заинтересованных в избавлении от своей службы и в то же время наделяемых достаточным количеством земли для того, чтобы ее не мог откупить «случайный» покупатель, и чтобы таких покупателей вообще не находилось много. С «царскими людьми» ст.41, служба которых достаточно обременительна, дело обстоит прямо противоположным образом, и предоставление им права свободно передавать ильк привело бы на деле к неконтролируемому массовому перераспределению участков и «текучести кадров», сопровождающейся всевозможными злоупотреблениями и, что особенно важно подчеркнуть, концентрацией государственной земли в руках крупных собственников (на полученную землю те сажали бы собственных зависимых людей - хотя бы ее же вчерашних владельцев - которые и несли бы реально за них ильк). Такое внедрение «промежуточных» крупных эксплуататоров между государством и реальным работником на участке государственной земли и стремятся исключить «Законы Хаммурапи».Отличие ст.41 от ст.36-37 заключается в том, что в ст.41 речь идет о мене участков (с приплатой), а в ст.36-37 - о чистой продаже.

[93] Ст. 42-70-е регулируют операции с недвижимостью и ответственность за правонарушения, связанные с недвижимым имуществом. При этом ст.42-48 касаются аренды целины и поля, ст.60-65 - аренды сада (арендная плата во втором случае выше, чем в первом, поскольку и работа арендатора сада намного легче). Ст. 49-52 посвящены залогу земли. «Законы Хаммурапи» оставляют во всех случаях арендованную и заложенную землю за первоначальным владельцем и всячески подчеркивают его права. Цель этого - исключить переход арендованного участка в руки арендатора и идущую таким способом (на Переднем Востоке довольно обычным) концентрацию земли. В частности, при залоге урожай должен оставаться в руках истинного владельца заложенной земли, и тот отдает заимодавцу сумму заклада, лишь продав урожай (собранный заимодавцем, ст.49-50!).

[94] Для сравнения: прожиточный минимум в год на семью - около 6 гуров.

[95] В целом термин «тамкар» в «Законах Хаммурапи» употребляется в значении «человек, вложивший капитал в торгово-ростовщическую операцию». Так называли и купцов, и ростовщиков. Купцы-тамкары, как указывалось выше, были обращены в государственных агентов (должность которых так и называлась - «тамкар»), но ростовщическую операцию могло произвести любое частное лицо; в «Законах Хаммурапи» оно тем самым тоже именовалось «тамкаром». Это видно из ст.116, где речь идет о «тамкаре» данного лица, а из сравнения со ст.113 выясняется, что этим «тамкаром» мог быть всякий человек по отношению к другому человеку. Хаммурапи ограничивает процент на долг 20% годовых на серебро и 33,5% годовых на зерно.

[96] Как и следовало ожидать, тамкар не обрабатывал землю сам, а нанимал «землепашцев». Речь, таким образом, идет о субаренде.

[97] Имеется в виду указ, устанавливающий цены на зерно и сезам в серебре, ср. ст.89. В ст.49-51 проводится та мысль, что в норме хозяин заложенного тамкару поля должен сам продать урожай за серебро и из полученных средств возместить долг и только при крайней необходимости может отдать его натурой. Отсюда видна достаточно высокая степень развития товарно-денежных отношений.

[98] Данная статья указывает на свободную куплю-продажу земли, не являющейся условным держанием. К категории такой земли, конечно, могла относиться и заново распаханная частными лицами (теми же мушкенумами) земля, но прежде всего к ней должна была относиться земля общинников (в данной статье никак не выделяемая из категории земель, подлежащих свободному отчуждению). Характерно, что никакой общинной санкции на такую операцию ст.71 не предусматривает (возможно, впрочем, что такая санкция считалась частью обычного права, не изменяемого царем, и не упоминалась именно поэтому). Реально земля, однако, продавалась крайне редко (это видно из состава дошедших до нас документов, а также из ничтожного внимания, которое «Законы Хаммурапи» уделяют продаже земли по сравнению, например, с ее же арендой), и такой акт считался весьма болезненным для расстающегося с землей продавца.

[99] Ст.70-е - 126 касаются всевозможных торговых и коммерческих операций, в основном - займов, залогов и отдачи на хранение. В целом можно заметить, что основными деятельности, связанной с денежными отношениями, которые стремилось контролировать государство (а оно, скорее всего, хотело контролировать все сферы крупного обращения движимости) были: ростовщичество в той или иной форме, дальняя оптовая торговля и, наконец, содержание постоялых дворов (в переводе условно «шинков»). Других сколько-нибудь существенных явлений в сфере товарно-денежных отношений, в том числе в сфере услуг, Месопопотамия, как видно, не знала.

[100] Ст.88, 111, 114, 121, 215-217, 221-223, 228-234, 239, 257-258, 261, 268-277 представляют собой яркий пример государственного регулирования частных сделок. Они устанавливают тарифы на наем квалифицированных специалистов, ремесленников и сельскохозяйственных рабочих, скота, повозок, судов; фиксируют цены и соотношение цен на зерно, серебро, сикеру (ср. со ст.51) и т.д. В реальных частных сделках, как видно из документов, эти нормы соблюдали далеко не всегда, но при желании подобную сделку всегда можно было опротестовать в суде.Ст.88-96 призваны ограничить ростовщичество (в частности, высший ростовщический процент по «Законам Хаммурапи» - 20 %) и облегчить или упростить расплату по долгам для должников. «Тамкары», о которых при этом идет речь - не обязательно люди, занимающие государственную должность с таким названием, но заимодавцы вообще (см. ст.113-116, где речь идет о частных лицах, занимающих друг другу). Подчеркнем, что любая ростовщическая операция должна была проводиться под контролем государства (ст.95).

[101] Ср. ст.51.

[102] Восстановлено по смыслу контекста.

[103] Ст.99-107 посвящены совместным операциям с деньгами, как правило торговым операциям с вкладом капитала одной из сторон и выполнением операции другой. Там, где речь идет о торговле, под «тамкарами» имеются в виду люди, занимающие должность «тамкара» (всем прочим заниматься крупной торговлей было, по-видимому, запрещено, см. выше), однако речь идет именно о той части их операций, в которую был вовлечен их частный капитал и которую они проводили на свой частный страх и риск.

[104] Дословно «разносчик», торговый агент тамкара. Тамкар вручает шамаллуму определенный капитал, который тот должен вернуть ему с процентами (см. ст.102). Смысл дела для самого шамаллума заключался исключительно в высокой доходности внешней торговли, которая позволяла ему нажить больше, чем сумма, предназначена к возврату. Отношения шамаллума и тамкара - договорные (ст.105-106).

[105] На путевые издержки.

[106] Т.е. шамаллум должен вернуть тамкару основной капитал, доверенный ему, отдельно сосчитать проценты, которые он должен был нажить по договоренности с тамкаром, из них возместить себе путевые расходы, подсчитанные согласно условному поденному расчету, а оставшуюся часть процентов отдать тому же тамкару.

[107] Законодатель, несомненно, исходил из того, что внешнеторговые операции сами по себе весьма прибыльны, а шамаллум взял на себя ответственность за получение процентов для тамкара.

[108] Дословно «из милости». Отсюда надо заключить, что обычно тамкар предоставлял шамаллуму капитал под проценты, и именно такие сделки регулируются в ст.100-101.

[109] Ст.104, в отличие от предыдущих, касаются ситуации, когда тамкар вручает шамаллуму не серебро, а товар; между тем возвращать ему нужно, естественно, серебро.

[110] Обратим внимание на то, что тамкар платит за обман шамаллума вдвое больше, чем шамаллум - за обман тамкара. Здесь Хаммурапи руководствуется, во-первых, принципом возрастания ответственности должностного лица по сравнению с ответственностью нанятого им лица частного (или его подчиненного) и общим стремлением защищать слабых перед лицом сильного.

[111] Т.е. увеличивала цену сикеры в зерне. Данная статья свидетельствует о государственном установлении и регулировании цен на основные товары (сикеру, зерно, серебро) и их соотношения. Обращает на себя внимание свирепость кары за нарушение этих установлений.

[112] Очевидно, постоялые дворы часто превращались в притоны преступных группировок.

[113] Категория жриц.

[114] Смысл: откроет питейное заведение.

[115] Досл. «авилтум», женский род от «авилум».

[116] Данная статья призвана исключить насильственное взыскание долга заимодавцем, то есть защищает должника.

[117] Ст.114-117 устанавливают патриархальное право отца семейства распоряжаться членами своей семьи как своей собственностью. Операции, о которых здесь идет речь, отличаются от простого ростовщичества тем, что здесь заимодавец забирает заложников из семьи должника в обеспечение невыплаченного в срок долга (ст.115 слл.) или просто во временное замещение выданного займа (ст.114). Эта ситуация отличается от ситуации, описанной в ст.117-119: там речь идет не о залоге, а об отдаче человеком члена своей семьи в рабство в уплату долга, который он не может выплатить иным образом. Тот факт, что на деле эта отдача оказывается обратима и члены семьи возвращаются в семью, связан (в отличие от ст.114-116) не с выплатой долга, т.е. не с частными отношениями, а с государственным чрезвычайным вмешательством в эти отношения.

[118] По-видимому, данная статья устанавливает минимум, за который можно было взять в заклад человека. Едва ли речь идет о штрафе за произвольный насильственный захват заложника (без долга): таковой едва ли мыслим сам по себе и карался бы, вероятно, строже.

[119] Т.е. должник, располагавший над заложником патриархальной властью и этой властью выдавший его в залог долга.

[120] Ст.117-119 касаются долгов «людей», т.е. полноправных общинников и призваны оградить их от наихудших последствий долговой зависимости (долгового рабства и т.д.).

[121] Смысл статьи: «человек» находится в долгу, который он не имеет ни надежды, ни возможности заплатить. В этой ситуации он может погасить долг, используя члена своей семьи, находящегося под его патриархальной властью, как собственность: либо он продает его третьему лицу «за серебро» и этим серебром уплачивает долг заимодавцу, либо он отдает его в услужение («кабалу») самому заимодавцу в качестве уплаты долга (возможно, потом, раздобыв средства, он имел бы право выкупить члена своей семьи обратно). Во всяком случае, с момента выдачи «в кабалу» должник считался чист от долга (иначе эта ситуация была бы неотличима от ситуации ст.114, где человек может отдать члена семьи в залог долга, остающегося за ним). Без вмешательства государства тем бы дело и кончилось, однако «Законы» возвращают по истечении какого-то времени отторгнутого от семьи члена обратно, т.е. как бы аннулируют долг задним числом. Характерно, что дальнейшую перепродажу членов семьи «человека» «Законы Хаммурапи» запрещают: все три года они должны обслуживать именно первого покупателя или закабалителя.

Из ст.117, 119 также видно, что продавать или выдавать в «кабалу» членов своей семьи иначе, как в уплату уже существующего долга, «человек» не может. Очевидно, возможности свободно (например, не ради уплаты долга, а ради простого обогащения) распоряжаться членами своей семьи его лишил именно Хаммурапи. По старовавилонским документам видно, что ст.117 выполнялась довольно строго, однако, с другой стороны, освобожденный часто не имел средств и вынужден был возвращаться в то же положение, из которого только что вышел. Наконец, подчеркнем, что «Законы Хаммурапи» говорят лишь о продаже в рабство «человеком» членов его семьи, но не о самопродаже «человека» в рабство, несомненно, широко распространенной. Причины этого неясны.

[122] Логика ст.118 заключается в том, что раб, в отличие от «людей», считается вещью, а не личностью, и его возвращать поэтому не требуется. Рабами, как и имуществом, долг выплачивается раз и навсегда. Исключение делается для рабыни - матери детей «человека» (ст.119), приближающейся тем самым к члену семьи. «Продажа за серебро» в ст.118, в отличие от ст.117, не рассматривается: тот факт, что проданным рабом покупатель может распоряжаться по своей воле, очевиден и так.

[123] Здесь просто в смысле «заимодавец», см. выше.

[124] Ст.120-127 касаются отдачи на хранение.

[125] Хлеб сюда не относится: его не «отдают на хранение», а «ссыпают».

[126] Смысл статьи: если в нарушение ст.122 при сдаче на хранение человек не заключал договора, а ограничился одними свидетелями, суд все же будет разбираться с его делом (в отличие от ситуации ст.123, когда нет даже свидетелей). Если же требование ст.122 было бы исполнено, то отпираться хранитель ценностей не мог бы вообще, а невыдача ценностей без оправданий была бы, видимо, приравнена к воровству с очевидными последствиями.

[127] Обращаем внимание на роль территориально-общинного подразделения - квартала.

[128] Ст.127-194 трактуют семейное право, включая законы о наследовании (здесь государство не то модифицирует, не то гарантирует общинный уклад, поскольку речь идет, разумеется, о «людях»-авилумах) и усыновлении.

[129] Т.е. обвинил их в прелюбодеянии. Жрица-энтум, посвященная богу, очевидно, вообще была лишена права на связь с мужчиной.

[130] Возможно, символ обращения в рабство, едва ли собственно наказание!

[131] Т.е., пройти испытание перед Богом Реки, аналогично ст.2. Ср. со ст.131! Относительно женской репутации Хаммурапи доверяет мужу меньше, чем постороннему человеку, разумно учитывая слепоту ревности (для постороннего невероятной).

[132] Таким образом, опять относительно неясный проступок приравнивается к простому и ясному - прелюбодеянию.

[133] Итак, бегство из общины - «презрение своего поселения» - уничтожает даже семейные (тем более, очевидно, и имущественные) права беглеца. Из ст.136 видно, что принадлежность к общине была не только правом, но и обязанностью каждого «авилума», и покидать общину он мог только с ее разрешения.

[134] Т.е. предоставила ему свою заместительницу-рабыню, дети которой считались ее собственными.

[135] Акк. «шугетум», вторая (неравноправная первой) жена.

[136] Т.е. не возьмет в залог долга (см. ст.115 сл.).

[137] Таким образом, «авилум» сам назначает жену своим сыновьям, как носитель патриархальной власти над членами семьи. По той же причине невестка не несет ответственности (иначе она отвечала бы по ст.129).

[138] Имеется в виду, несомненно, не изнасилование (таковое было бы оговорено специально, ср. ст.130), а добровольное сожительство.

[139] Своеобразная логика распределения наказаний в ст.154-158, по-видимому, такова: кровосмешение карается по ритуальным соображениям (аккадцы, как и большинство людей архаики, полагали, что любой сексуальный акт может и должен резонировать в окружающем мире, отражаясь на его плодородии и воспроизводимости всех его элементов. Именно эффект такого резонанса использовался в обряде «священного брака». Соответственно, кровосмешение грозило возмущением, нарушением, а то и обрывом - в случае инцеста родной матери с сыном, скорее всего, закольцеванием - «силовых линий» плодородия). С другой стороны, караются покушения на женщину, являющуюся чужой собственностью. В итоге отец, как собственник дочери, за связь с ней карается существенно слабее, чем сын - за связь с матерью (собственностью его покойного отца), и в точности так же, как сын - за связь с мачехой (покушение на собственность покойного отца, не связанное, однако, с ритуальными опасностями). Состав преступления ст.55 является посягательством на собственность сына и карается соответственно; а поскольку в ст.156 реальной собственностью сына невеста еще не стала, оснований применять такое наказание нет. Как видим, Хаммурапи (или обычное право, которым он мог в данном случае руководствоваться) скрупулезно взвешивал тяжесть преступления, учитывая все факторы.

[140] Сумма, меньшая чем «выкуп» и предваряющая его; жених вносил ее при сговоре с отцом невесты.

[141] Т.е. тому, кому была обещана жена.

[142] Из этой статьи видно, что приданое превышало выкуп, т.е. брак не был браком-покупкой, типичным для многих восточных народов, а являлся обычным браком с приданым (как, например, в России). Сам выкуп, таким образом, имел чисто символический смысл.

[143] Интересно, что в отличие от замужества за свободным, женщина, вышедшая за раба, в глазах закона остается не «женой (раба)», а «дочерью авилума».

[144] Неизвестно, идет ли речь о привилегии рабов царя и мушкенумов, или аналогичными правами могли пользоваться и рабы авилумов, и «Законы Хаммурапи» просто не упоминают это как часть обычного права.

[145] Из ст.175-176 видно, что государственные рабы и рабы мушкенумов не только располагали правом иметь семью, включающую лиц любого сословия, но и могли иметь свои хозяйства - «дома» с определенной движимостью (возможно, этой привилегией раб наделялся только благодаря браку со свободной). Очевидно, эти «дома» либо выделялись рабам хозяевами, либо приобретались рабом на собственные средства как частным лицом. По-видимому, такой «дом» при жизни раба считался неотъемлемым придатком его самого как собственности господина (во всяком случае, возможные конфликты по поводу принадлежности такого «дома» «Законы Хаммурапи» игнорируют), а по смерти раба отходил в непосредственное распоряжение господина.

[146] Дословно «женщина-мужчина». Категория жриц-трибад?

[147] Кадиштум и кульмашитум - категории жриц - храмовых блудниц.

[148] Дословно: «свою дочь-шугетум». Очевидно, шугетум могла еще вступить в полноправный брак.

[149] Законы об усыновлении проводят принцип соблюдения единства семьи, когда возврат усыновленного к родным родителям предельно затруднен.

[150] Т.е., при усыновлении он не знал своих родных родителей, чем эта ситуация и отличается от ситуации ст.185.

[151] Ст.192, 194, 218, 226 и 253 проводят принцип членовредительских «символических» наказаний (сложная модификация талиона), когда отсечению подвергается «провинившаяся» часть тела.

[152] Ст.195-214 касаются умышленных и неумышленных телесных повреждений.

[153] Ст.196 и 200 аналогичны хорошо известной древнееврейской формуле талионного права как такового: «око за око, зуб за зуб».

[154] Ст.210, 230 свидетельствуют о том, что дети рассматривались прежде всего как собственность (а еще точнее - как часть) отца и в этом качестве подлежали в рамках талиона уничтожению в отместку за смерть чужих детей (по модели «часть тела за часть тела», ср.ст.196, 200).

[155] Ст.215-225 посвящены врачебным операциям, их тарификации и карам за врачебную ошибку. В данный раздел законов они включены по ассоциации: в целом раздел посвящен членовредительству, а врачебная ошибка эквивалентна членовредительству сама по себе.

[156] Ст.226-282 касаются операций с движимостью и найма имущества, людей и скота, а также связанных с этим преступлений.

[157] Судно, которое идет по течению, труднее удержать, поэтому параллельной статьи о нем нет.

[158] Ст.241-249, 268-271/272 касаются найма скота.

[159] Статья, вероятно, устанавливает минимум, за который можно отдать в залог вола. Ср. со ст.114.

[160] Переднее животное при запряжке цугом тратит меньше сил, чем заднее, впряженное непосредственно в плуг и поэтому именующееся «рабочим».

[161] Обращаем внимание на роль территориально-общинного подразделения - квартала.

[162] Ст.253-258, 261-267, 273-274 касаются найма работников (ст.273) - в общем виде.

[163] Со стороны третьего лица.

[164] Под «страной» имеется в виду, как видно, держава Хаммурапи, под ее «детьми» - ее уроженцы. Таким образом, рабство в чужеземной стране засчитывается «детям страны» в зачет рабства у себя дома!

[165] Ст.282 вводит нас в интересную проблему судебных дел рабов, отрицающих законный характер своего порабощения. Как видно из статьи, такое заявление разбиралось в суде, и, если оно было ложным, наказывалось максимально сурово (ужесточение наказания, например, смертная казнь, означало бы заодно и совершенно бессмысленное наказание господина, лишающегося того самого раба, которого он хотел удержать, обращаясь в суд!). Документы (в основном - следующего тысячелетия) богато иллюстрируют такого рода судебные дела, неизменно заканчивающиеся победой господина. Однако не следует заключать отсюда, как обычно делается, что суд был в сильнейшей степени предубежден против раба, и тому было заведомо невозможно добиться справедливости: в этом случае подобные иски попросту перестали бы подавать (ведь участь возвращенного господину строптивого раба, несомненно, осложнялась на долгие годы). Предложим другое объяснение. Несомненно, документ, фиксирующий победу одной из сторон, оставляла у себя только сторона-победительница (другой он был попросту не нужен). Между тем документ, оставленный у себя рабовладельцем (т.е. судебное решение против раба) имел неизмеримо больше шансов дойти до нас, чем документ, оставленный у себя бывшим рабом (хотя бы потому, что у него не было шанса попасть в семейный архив). Видимо, этим и объясняется характер попавших нам в руки документов.

[166] Прежде всего царство «Субарту» с центрами в Ашшуре и Шубатэллиле.

[167] Прежде всего царство Ларсы.

[168] Дословно «хорошую плоть».

[169] Богиня - супруга Мардука.

[170] Божество - мать, супруга Эллиля.

[171] Заключительные требования «Законов Хаммурапи» (угроза всевозможными бедствиями царю и стране, которые осмелились бы хоть в чем-то отступить от «Законов Хаммурапи») уникальны для законодательных сборников Месопотамии. Они доказывают, что Хаммурапи, едва ли не единственным из всех правителей Месопотамии, искренне полагал, что ему удалось найти оптимальный государственный порядок «на все времена», и свидетельствуют о серьезных (однако недолговечных) идеологических сдвигах в его правление, сделавших возможным публичное провозглашение этой уверенности как основы государственной политики.

[172] Этот стих встречается не во всех изданиях

[173] Рнши – вдохновенные певцы и святые; им приписываются тексты Веды. В преданиях приводятся имена многих риши, именуемых «великими», «брахманическими», «божественными». Позже словом риши называли также прославленных знатоков Веды, известных своей подвижнической жизнью.

Maнy в преданиях говорится о многих Ману. Первый из них происходил от Брахмы и является прародителем всего живого на земле. Ему и приписывается эта дхармашастра.

[174] Дхарма (dharma) - правило добродетельного повеления человека, соответствующее занимаемому им общественному положению.

[175] Великие элементы – эфир. воздух, огонь вода и земля

[176] Нара - одно из наименований Высочайшей души. Нараяна этим именем в вишнуизме называется также и Вишну.

[177] Восемь стран света - четыре главные и четыре промежуточные-северо-запад, юго-запад и пр. Вечное местопребывание вод-океан.

[178] Великая душа -толкования комментатором показывают, что в их время смысл этого термина, как он понимался в период составления «Законов Ману», был уже утрачен.

[179] Три качества -имеются в виду «благость», «страсть» и «темнота» (см. XII, 24).

[180] Пять органов чувств - органы слуха, осязания, зрения, вкуса и обоняния.

[181]...этих шести - о том, что это такое, мнения комментаторов опять-таки расходятся: или это пять великих элементов: -эфир, воздух, огонь, вода, земля - и шестой-разум, или пять органов чувств и разум.

[182] Вирадж - первое существо, порожденное Брахмой, олицетворение начального явления в живой природе; возможно, олицетворение мужского начала.

[183] Вследствие первородства - согласно мифу, брахман был создан раньше кшатрия и т. д.

[184] Медх считает этот стих похвальбой, а не установленным правилом.. Следует помнить, что восхваления и возвеличивания брахманов, содержащиеся в стихах 1, 99-105, написаны самими брахманами. Они мало соответствовали действительному положению брахманов в обществе.

[185] Его т. е. брахмана

[186] Этим стихом кшатриям и вайшиям предоставляется право изучать «Законы Ману», но не обучать им.

[187] Имена полагается давать или такие, как в этом стихе, или как в предыдущем. Брахманам следует давать имена божеств, риши и оканчивающиеся на carman (охрана), svannin (господин), datta (данный), bhuti (благо) и т. д.; кшатриям-«охраняющий подданных», «неодолимый в битве» и т. д.; вайщиям – «имеющий большое богатство», «имеющий много коров» и т. д., шудрам - презрительные имена вроде krpana (убогий), dina (убогий) и с окончаниями на dasa (раб): devadasa (раб богов), brahniandasa (раб брахмана) и др.

 

[188]. Это посвящение составляет принадлежность трех высших варн и состоит в возложении священного шнура и пояса при чтении «Савигри»

[189] «Савингри» – стих, обращенный к солнцу.

[190]...посредством Веды-т, е. обучать их Веде, учиться у них, приносить жертвы для них, избирать их в жрецы, принимать дары или давать им дары.

 

[191] Лишний члeн- например, шесть пальцев.

[192] Слуга (presya) - имеются в виду такие слова, входящие в имя, как рабыня, девушка и т. д.

[193] Устрашающее имя- например, dakin или raksas (разновидности демониц).

[194] Походка слона (varanagamin) - т. е. хорошая походка, мягкая и плавная.

[195] Путрикa (putrika) - CM.IX,27-136.

[196]...[из опасения] нарушения дхармы- т. е. чтобы не жениться на кровной родственнице или на происходящей от запрещенного брака.

[197] Пусть не ест то, что не предлагает гостю,- таким образом, хозяин должен предложить гостю лучшее, что есть а доме.

 

[198] Это правило относится к тому случаю, когда приходит много гостей.

 

[199] «Хорошо!» (bhadram) – восклицание, означающее доброе расположение, приветливость и т. д. Смысл предписания заключается в том, что не следует скупиться на проявления вежливости.

 

[200] Примечательно, что у Ману нет и намека на самосожжение вдовы вместе с телом ее умершего мужа. Этот же стих, а также V, 153, 157, 160 и многие другие с несомненностью доказывают ограниченное распространение этого обычая в древней Индии.

 

[201] Стхана (sthana) - термин, которым древнеиндийские теоретики называли основные четыре элемента, составляющие государство и находящиеся в распоряжении царя,-армию, сокровище, город. территорию.

[202] Ежегодный налог (bali) - налог о виде одной шестой урожая.

[203] Обычаи, [существующие] в народе, - имеется в виду недопустимость взимания пошлин и податей в размерах, превышающих установленные обычаем.

[204]...в затруднительном положении-если сломалась колесница, оружие и т. д.

[205] Деньги (dhana) - по мнению некоторых комментаторов, это коровы, буйволы и т. п.

[206] Женщины - согласно Медх. имеются в виду только рабыни

[207] все прочее - золото, серебро, земля, строения, оружие - принадлежит царю

[208]...и прочими- расколом, подкупом и силой.

[209] Планета-здесь имеются в виду Марс, Солнце или Луна.

[210] Это технические термины; они объясняются дальше.

[211]...из-за прежних деяний,-совершенных в прежних существованиях или вследствие неблагоразумня.

[212] Помощь бывает двух родов-это шестая форма политики

[213]...стоя-в особо важных случаях.

[214]...подняв правую руку - держа ее открытой.

 

[215] Далее разбирается значительно большее число вопросов, чем упомянуто в VIII, 4-7.

[216] Малолетство считалось оканчивающимся на шестнадцатом году жизни.

[217]...для жен-имеются в виду жены, мужья которых отсутствуют.

[218] Размер пени зависит от времени хранения.

[219]...посредством слона-т. е. путем растаптывання слоном.

[220]...шестую или двенадцатую часть-в зависимости от достоинств нашедшего клад.

[221] Размер пени зависит от обстоятельств дела или качеств виновника.

[222] [Скрытое] ранее сокровище-спрятанное его предками.

[223] Властитель всего-см. 1, 100.

 

[224]...себя самого-поскольку он справедливым решением желает достигнуть неба.

[225] Дхармой-здесь нравственным убеждением, уговорами.

[226]...принуждением (acarita) - когда кредитор принуждает должника к уплате долга захватом его сыновей, жены, животных или осадой его дома

[227]...силой (bala) - когда кредитор, схватив должника, приводит его в свой дом и держит его у себя, моря голодом и избивая до тех пор, пока тот не уплатит долг

[228]Относительно размера штрафа см. VIII. 139.

[229]...истец не говорит-т.е. если истец отказывается давать показания по предъявлении иска.

[230] Изобличенные (drstadoa) - уже изобличавшиеся в даче ложных показаний.

Опороченные (dusita) - совершившие тяжкие грехи.

[231] Ремесленник (kaiuka)-вследствие зазисимостн oт клиентуры ему трудно быть беспристрастным.

[232] Раб (adhyadhina) - букв. «полностью зависимый»; все комментаторы толкуют как «урожденный раб».

[233] Дасью (dasyu) - согласно Медх. в данном случае это наемный работник.

[234] Низкорожденный (antya) - чандала и пр.

 

[235] Обстоятельства дела в этих случаях таковы, что не позволяют быть очень разборчивыми в выборе свидетелей.

[236] Эти свидетели могут дать неверное показание даже ненамеренно.

[237] Считалось, что показания по этим делам не требуют слишком больших умственных способностей или большого благородства.

[238]...не лишается дхармы и имущества, т. е. не лишается духовной заслуги и не штрафуется.

 

[239]...относительно людей-имеются в виду рабы

[240]...убивает все-все живое.

[241] Сарасвати-богиня красноречия, искусств и музыки

[242]...десятую часть всего-как штраф царю.

[243] Происшедшие со свидетелем несчастья рассматриваются как доказательство того, что он дал ложные показания.

 

[244]...коровами, зерном и золотом-кшатрий и вайщий должны прикоснуться к упомянутым предметам и сказать: «Да будут они бесполезны для меня»

[245]...членов трех варн-кшатриев, вайщиев и шудр.

[246]...должен дать т. е. включить в сумму долга при новом договоре.

[247] Легкомысленное дарение (vrthadana) - согласно комментаторам дарение гетерам, певцам, кулачным бойцам, клоунам и т. п.

[248] Оба [вклада] т.е. и тот, который был ему дан для проверки, и тот, в присвоении которого он обвинялся.

 

[249]...иначе - т. е. если скот ночью не укрывается в доме хозяина.

[250] Скот, посвященный богам,- скот для жертвоприношений.

[251] Речи, которые не должны быть произнесены, - инсинуации, затрагивающие честь женских родственников другого, особенно матери и сестер.

[252] Делать замечания брахману вежливо щудра может

[253] Страна - имеется в виду место происхождения брахмана; брахманы, рожденные в определенных районах, были особенно чтимы.

... траф в двести [пан]- если он говорит по незнанию или в шутку, его можно не штрафовать

[254] См. VIII, 138.

[255] Низший (antyaja) - от щудры до чандалы

[256]...или весь штраф [царю]- если раненый не получал деньги, полагающиеся на лечение.

 

[257]...приравнивается к вине вора-он должен заплатить высший штраф в тысячу пан.

[258]...по благородной - в грудь или по голове.

[259] Кумбха (kumbha) - мера зерна, определяемая комментаторами весьма различно: 25 кг-20 прастх по 32 палы (Медх,); 7,8 кг-200 пал (Нар.); даже 156 кг-20 дрон по 200 пал каждая (Кул., Рагх.).

[260] Если украдены не знатные люди и не лучшие драгоценные камни, то полагается штраф, однннадцатикратный стоимости украденного

[261] Прокалывание ноздрей бесплодной коровы - для использования ее как вьючного животного.

 

[262] Т. е. вина царя соответственно его высокому положению и ответственности при совершении просгупка в тысячу раз больше.

Комментаторы понимают этот текст буквально и полагают

Date: 2015-10-19; view: 1027; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию