Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава VIII. 1. «царь, желая рассмотреть судебные дела, пусть является подготовленным в суд вместе с брахманами и опытными советниками





 

1. «Царь, желая рассмотреть судебные дела, пусть является подготовленным в суд вместе с брахманами и опытными советниками.

2. Там, сидя или стоя[213], подняв правую руку[214], в скромной одежде и украшениях, надо рассматривать дела тяжущихся сторон,

3. относящиеся к восемнадцати отделам, - по отдельности, ежедневно, посредством умозаключений, [основанных] на обычаях страны и указаниях шастр.

4. Из них первое - неуплата долга, [затем] заклад, продажа чужого, соучастие в [торговом или другом] объединении неотдача данного,

5. неуплата жалованья, нарушение соглашения отмена купли и продажи, спор хозяина с пастухом,

6. дхарма в споре о границе, клевета и оскорбление действием, кража, насилие, а также прелюбодеяние,

7. дхарма мужа и жены, раздел наследства, игра в кости и битье об заклад - эти восемнадцать поводов судебного разбирательства в этом мире.

8. Основываясь на вечной дхарме, надо решать дела людей спорящих главным образом по этим [восемнадцати] поводам[215].

9. Но если царь не делает разбора дел лично, тогда следует назначить ученого брахмана для их разбора.

10. Тот, придя в высокий суд, окруженный тремя судьями. Пусть разбирает дела того [царя], сидя или стоя.

13. Или не следует приходить в суд, или должно говорить правильно; человек не говорящий или лгущий является грешником.

14. Где на глазах [у судей] дхарма губится адхармой, а правда - ложью, там гибнут [сами] судьи.

18. Четверть вины от [совершения] адхармы идет виновнику, четверть - [лживому] свидетелю, четверть - всем судьям, четверть - царю.

19. Но царь и судьи невинны и освобождаются [от греха), а вина падает на совершившего [преступление], когда осуждается достойный осуждения.

24. Зная пользу и вред, особенно дхарму и адхарму, надо рассматривать все дела тяжущихся сторон, следуя порядку варн.

25. Внутреннее настроение людей надо узнавать по внешним признакам: по звукам [голоса], цвету [лица], движениям, глазам и жестам.

26. По выражению лица, по движениям, походке, жестам, речи, по изменению [выражения] глаз и лица улавливается сокровенная мысль.

27. Царю полагается охранять имущество ребенка - наследство и прочее, - пока он не вернется [из дома гуру] или не выйдет из малолетства[216].

28. Следует установить опеку для женщин бездетных, лишившихся семьи, для жен[217] и вдов, верных мужьям, и для больных.

29. Добродетельному царю надо наказывать как воров тех родственников, которые захватывают [их имущество] при их жизни.

30. Царю надлежит заставить хранить три года имущество, хозяин которого скрылся; до истечения трех лет - может получить хозяин, после - может забрать царь.

31. Тот, кто скажет: «Это мое», - должен быть проверен согласно

правилу; [только] сообщив внешний вид, число и т. д., хозяин получает право на это имущество.

32. Не знающий правильно место, время, цвет, форму и размер утерянного заслуживает штрафа, равного [по стоимости] тому [утерянному].

33. Затем царь, помня дхарму благочестивых, может взять шестую часть найденного утерянного, десятую или даже двенадцатую[218].

34. Утерянное, [а затем] найденное имущество (следует оставить на попечение [особых] слуг; кого он при этом обличит как воров, тех надо приказать лишить жизни посредством слона[219]

35. Если какой-нибудь человек правильно скажет о [найденном] кладе: «Это мое», - царь может взять у него шестую или двенадцатую часть[220].

36. Но говорящий неправду заслуживает штрафа [в размере] восьмой части его имущества, или - с учетом того [найденного] клада - на меньшую часть[221].

37. Ученый же брахман, найдя [скрытое] ранее сокровище[222], может взять его даже полностью, так как он властитель всего[223].

40. Имущество, похищенное ворами, должно быть возвращаемо царем всем варнам; царь, присваивающий его, принимает [на себя] вину вора.

43. Пусть ни сам царь, ни его слуга не побуждают [других] начинать тяжбу и не прекращает ни в коем случае иска, предъявленного другим.

44. Как охотник ищет след животного по каплям крови, так царю надо обнаруживать след дхармы посредством расследования.

45. Руководствуясь правилами судопроизводства, надо иметь в виду истину, предмет [иска], себя самого[224], свидетеля, место, время и обстоятельства.

48. Какими средствами кредитор может получить свое имущество, теми средствами, принуждая, пусть [царь] заставляет должника уплатить.

49. Дхармой[225], судебным преследованием, хитростью, принуждением[226] и пятым - силой[227] можно добиваться получения данного [взаймы] имущества.

50. Тот кредитор, который сам возвращает от должника (свое] имущество, не должен быть подвергнут преследованию царем после того, как возвратит свое добро.

51. Отрицающего, [что он брал в долг] имущество, но уличенного надо заставить отдать имущество кредитора и небольшую часть в виде штрафа в соответствии с возможностями [должника][228].

52. При запирательстве должника, которому в суде сказано: «Отдай», - истцу полагается указать место или привести [иное] доказательство.

53. [Истец], который указывает неправильное место, а указав, отпирается, кто не замечает противоречивого значения более ранних и более поздних [своих показаний].

54. кто, объявив доказательство, увиливает, [кто], спрошенный о деле, [ранее] должным образом изложенном, не придерживается твердо [прежних показаний],

55. кто разговаривает со свидетелями в месте, где нельзя разговаривать, кто не желает [отвечать] на поставленный вопрос и удаляется.

56. [кто], спрошенный: «Говори», - не говорит, [ранее] сказанное не подтверждает и не знает предшествующее и последующее, тот лишается имущества, [на которое претендует].

57. Если сказав: «У меня имеются свидетели», - и спрошенный: «Укажи», - не указывает, судья по этим причинам объявляет его лишенным [права на иск].

58. Если истец не говорит[229], он должен быть подвергнут телесному наказанию и оштрафован согласно закону; если [ответчик] в течение полутора месяцев не оправдается, он проигрывает дело.

59. Тот, кто лживо отвергает какой-либо иск или какой-нибудь [лживо] подтверждает, o6a они, поступающие вопреки дхарме, должны быть царем принуждены уплатить двойной [по сравнению с суммой иска] штраф.

60. [Ответчик], приведенный истцом, будучи спрошен, и отрицающий [справедливость иска], должен быть изобличен по крайней мере тремя свидетелями в присутствии брахмана, назначенного царем.

61. [Теперь] я расскажу про свидетелей, которые должны быть представляемы кредиторами при судебных разбирательствах, а также о том, как ими должна говориться правда.

63. В судебных делах должны допускаться свидетели, достойные доверия, из всех варн, знающие всю дхарму, чуждые жадности, но обладающих противоположными качествами надо избегать.

64. Не должны допускаться [в свидетели] ни заинтересованные в иске, ни родственники, ни соучастник, ни враги, ни [ранее] изобличенные, ни пораженные болезнями, ни опороченные[230].

65. Не может быть допущен в качестве свидетеля ни царь, ни ремесленник[231], ни актер, ни знаток Веды, ни изучающий Веду, ни отрекшийся от мирских уз,

66. Ни раб[232], ни осуждаемый людьми, ни дасью[233], ни предающийся недозволенным занятиям, ни старец, ни дитя, ни низкорожденный[234], ни лишенный какого-либо органа чувств,

67. ни бедствующий, ни пьяный, ни безумный, ни мучимый голодом и жаждой, ни изнуренный усталостью, ни мучимый любовью, ни гневающийся, ни вор.

68. Пусть дают свидетельские показания относительно женщин - женщины, относительно дваждырожденных - такие же дваждырожденные, честные шудры - относительно шудр, относительно низкорожденных - низкорожденные.

69. Но очевидец, кто бы он ни был, может давать свидетельские показания относительно тяжущихся [при событии] во внутреннем покое, в лесу, а также при опасности для жизни[235].

70. При отсутствии [надлежащих свидетелей, показание] должно быть дано ребенком, стариком, учеником или даже родственником, рабом или слугой.

71. Но показание детей, стариков, больных, говорящих при допросе неверно, следует считать ненадежным, так же как [людей] со смятенным рассудком[236].

72. Во всех случаях насилия, воровства и прелюбодеяния, при оскорблении словом и делом не надо проверять свидетелей [слишком тщательно][237].

73. При разногласиях [в показаниях] свидетелей царю следует предпочесть [мнение] большинства, при равенстве – наделенных выдающимися качествами, при разногласии между отличными - брахманов.

74. Свидетельское показание, [основанное на] виденном своими глазами или слышанном, - считается важным; при этом свидетель, говорящий истину, не лишается дхармы и имущества[238].

75. Свидетель, в благородном суде говорящий другое, чем видел и слышал, после смерти низвергается в преисподнюю и лишается неба.

77. Один бескорыстный мужчина может быть свидетелем, а также другие [многие мужчины], не отягощенные пороками, но не женщины, [хотя бы и] честные, даже если их много, - вследствие непостоянства женского ума.

97. Выслушай теперь, друг, скольких родственников, при каком свидетельском показании, убивают говорящие ложь; [эти виды лжесвидетельств] перечислены в должном порядке.

98. Пятерых он убивает при лжесвидетельстве относительно скота, десятерых убивает при лжесвидетельстве относительно коров, сотню убивает при лжесвидетельстве относительно лошадей, тысячу – при лжесвидетельстве относительно людей[239].

99. Говорящий неверно в деле, касающемся золота, убивает родившихся и неродившихся, он убивает все[240] при лжесвидетельстве относительно земли: не говори лжи относительно земли.

101. Имея в виду все эти злоключения, [которые происходят] когда говорится неправда, говори точно все как слышал, как видел».

102. К брахманам, пасущим скот, занимающимся торговлей. а также к [брахманам]-ремесленникам, актерам, слугам и ростовщикам надо относиться, как к щудрам

104. Если вследствие правдивого показания может быть [причинена] смерть щудре, вайшию, кшатрию или брахману, должно говорить неправду, ибо такая [неправда] предпочитается истине.

105. Совершающие полное искупление греха этой лжи пусть принесут жертвы Сарасвати[241] вареным рисом, посвященным богине красноречия.

107. Человек, который, не будучи больным, в течение трех полумесяцев не дает показания относительно долга и тому подобного, пусть ответит за этот долг и [уплатит] десятую часть всего[242].

108. Свидетель, давший показание, у которого в течение семи дней случится болезнь, пожар или смерть родственника, должен быть принужден уплатить долг и штраф[243].

109. При отсутствии свидетелей в тяжбах (artha) между двумя спорящими сторонами [судья], не знающий точно истину, может заставить открыть [ее] даже клятвой.

113. Надо заставить клясться брахмана [своей] правдивостью, кшатрия - колесницами и оружием, вайшия - коровами, зерном и золотом[244], шудру - всеми тяжкими преступлениями.

114. Или следует заставить [обвиняемого] взять огонь, погрузиться в воду или же прикоснуться к головам жены и сыновей в отдельности.

115. Тот, кого пылающий огонь не обжигает, кого вода не заставляет подняться вверх и [с кем] вскоре не случается несчастья, должен считаться чистым в клятве.

117. В каком бы споре ни было сделано ложное показание, надо решение отменить, а исполненное считать неисполненным.

118. Показание, [данное] из жадности, по глупости, из страха, дружбы, любви, гнева, невежества и беспечности, считается неверным.

123. Виновных в лжесвидетельстве членов трех варн[245] справедливому царю надо, оштрафовав, изгнать, брахмана - только изгнать.

124. Ману, происшедший от Самосущего, назвал десять объектов наказания, но брахман может удалиться невредимым.

125. [Эти объекты]: орган деторождения, чрево, язык, обе руки и пятое - обе ноги, [а также] глаз, нос, оба уха, имущество и туловище.

126. Узнав причину, а также место и время по правде, и рассмотрев состояние [виновного] и [суть] преступления, надо накладывать наказание на тех, которые должны быть наказаны.

127. Несправедливое наказание губит честь и разрушает славу среди людей, а в другом мире лишает неба, поэтому следует всегда избегать этого.

128. Царь, наказывающий не заслуживающих этого, а заслуживающих этого ненаказывающий, принимает на себя великое бесчестие и идет в ад.

129. Сначала следует сделать замечание, после него - выговор, третьим [идет] штраф, [и только] после этого высшее - телесное наказание.

130. Но если он не может удержать их даже телесным наказанием, тогда следует применить к ним все это - четыре [вида наказаний] вместе.

138. Двести пятьдесят пан считаются первым штрафом, пять[сот] должно считать средним, тысяча - высшим.

139. Если [в суде] признано, что долг следует вернуть, [должник] обязан [уплатить в виде штрафа] пять со ста; если он отрицает [и его обличат], - вдвое: таково предписание Ману.

155. Если [должник] возобновляет [договор], не уплатив деньги, он должен дать[246] столько, сколько составляет [возросший]

156. Согласившийся на вознаграждение за перевозку при точно установленном месте и сроке [доставки] и нарушивший [условия относительно] места и срока не получает вознаграждения.

159. [Долг отца] из-за поручительства, из-за легкомысленного дарения[247], из-за проигрыша, из-за пьянства, остаток штрафа или пошлины сын платить не обязан.

160. Это только что упомянутое правило применяется к поручительству при явке [в суд]; если гарантировавший уплату умер, надо заставить уплатить даже наследников.

163. Договор, заключенный пьяным, безумным, страдающим [от болезни и т. д.], рабом, ребенком, старым, а также неуполномоченным, - недействителен.

164. Соглашение, даже будучи подкрепленным [письменными документами, дачей залога и т. д.], не является истинным, если оно заключено в нарушение дхармы, принятой в деловых отношениях.

165. Обманный залог или продажу, обманный дар или принятие [его] - все, где виден обман, надо отменить.

166. Если должник умер, а расход произведен для его семьи, [долг] должен быть уплачен родственниками, даже разделившимися, из [принадлежащей им] собственности.

167. Если даже раб заключает договор для пользы семейства, то старшему [в доме], - живущему в своей стране или вне ее, - не полагается отказываться от него.

168. Данное по принуждению, используемое насилием, а также написанное по принуждению - все дела, совершенные по принуждению, Ману объявил недействительными.

169. Трое страдают ради других-свидетель, поручитель, судья; но обогащаются четверо - жрец, ростовщик (adhya), торговец (vanij), царь.

170. Царю, даже обедневшему, не следует брать то, что не полагается брать, и даже процветающему не следует отказываться от того, что полагается брать, даже от самой малой вещи.

176. Тот, кто жалуется царю на кредитора, добивающегося [уплаты долга] по произволу, должен быть принужден царем уплатить четвертую часть [долга в качестве штрафа] и сумму долга тому [кредитору).

177. Должнику полагается исполнить для кредитора равное [долгу] даже работой, [если он} равного или низшего происхождения, но если более высокого, он может отдавать постепенно.

180. В каком виде человек вручает какую-либо вещь в руки другого, в том же виде она должна быть получена [обратно собственником]; как вручено, так [должно быть и] возвращено.

182. При отсутствии свидетелей [надо проверить ответчика] при посредстве шпионов соответствующего возраста и наружности, действительно поместив у него золото [под тем или иным] предлогом.

183. Если он возвращает обратно [вклад] в том виде в каком был вручен, тогда не подтверждается ничто из того в чем он обвинялся врагами.

184. Но если он не возвращает им то золото, как полагается, тогда он должен бьпь силой принужден возвратить оба[248] [вклада]: таково правило дхармы.

189. Если [вклад] украден ворами, унесен водой или сожжен огнем, [принявший вклад] может ничего не возвращать, если он из [вклада] ничего не взял.

190. Присваивающего вклад и [требующего его, но на самом деле] не внесшего, надо проверять всеми способами, а. также ведийскими клятвами.

191. Тот, кто не возвращает вклад, и тот, кто требует [его], невручив, - оба они должны быть наказаны, как воры, и принуждены заплатить штраф, равный [стоимости предмета, удержанного или потребованного].

193. Тот, кто обманом присваивает имущество другого, должен быть публично наказан разными [видами] телесного наказания вместе с соучастниками.

195. Если [что-либо] дано наедине или получено наедине, наедине же должно быть возвращено: как вручено, так [должно быть и] возвращено.

196. Царю следует принимать решение относительно имущества, заложенного или данного [в пользование], милостиво, не причиняя ущерба принявшему заклад.

197. Кто продает собственность другого, не будучи собственником (asvamin) и без согласия собственника, того вора, [даже] мнящего себя нс вором, не следует допускать к даче свидетельских показаний.

199. Дар или продажа, произведенные несобственником, должны быть признаны недействительными согласно правилу судопроизводства.

201. Кто получает какую-либо вещь при продаже ее в присутствиисвидетелей, тот получает вещь честно и по закону (nyayatas) покупкой.

215. Наемный работник, который, не будучи больным, из наглости не исполняет установленную работу, должен быть оштрафован на восемь кришнал, и его жалованье не должно быть уплачено ему.

216. Но если он болен и если, выздоровев, исполняет [работу], как ранее было условлено, он может получить жалованье даже [по прошествии] очень долгого времени.

217. Больной он или здоровый, [по] если условленную работу он не сделал, жалованье ему не должно выдаваться, даже за работу [только] немного незаконченную.

219. Человека, который, заключив скрепленное клятвой соглашение с общиной, с деревней или округом, нарушает [его] из жадности, царю следует изгнать из страны.

222. Если кто-нибудь в этом мире, купив или продав что-либо, раскаивается в этом, он может отдать или получить эту вещь в продолжение десяти дней.

224. Кто выдает девушку, имеющую недостатки не уведомив об этом, того пусть сам царь оштрафует на девяносто шесть пан.

225. Но тот человек, который по злобе скажет про девушку: «Она не девушка», - [и] не докажет ее вины, подлежит штрафу в сто [пан].

229. [Теперь] я изложу, как должно, в соответствии с дхармой [правила решения] спора между хозяевами и пастухами при пренебрежительном отношении к скоту.

230. Днем ответственность за сохранность [скота лежит] на пастухе, ночью - на хозяине, [если скот находится] в его доме; если иначе[249], - ответственность [полностью] лежит на пастухе.

231. Пастух, получающий вознаграждение в виде молока, может с разрешения хозяина доить одну лучшую [корову] из десяти для своего прокормления; таково пусть будет жалованье пастуха при отсутствии другого вознаграждения.

233. Пастух не обязан возмещать уведенное ворами, если он поднимал тревогу и если он объявит своему хозяину время и место.

238. Если скотина потравит здесь неогороженный хлеб, царь в этом случае пусть не наказывает пастухов.

240. [Если скот], сопровождаемый пастухом, [причиняет вред] на огороженном поле, [расположенном] около дороги или же вблизи селения, [пастух] должен быть оштрафован; скот, не сопровождаемый пастухом, пусть отгоняет [владелец участка].

241. [При потраве] на других полях [за каждую голову] скота должно заплатить штраф в одну пану с четвертью; [стоимость испорченного] урожая должна быть возмещена владельцу поля во всех случаях: таково установленное правило.

242. Ману объявил, что не должно платить штраф за [убыток, причиненный] коровой в течение десяти дней после отела, быками и скотом, посвященным богам[250], будет ли он сопровождаем пастухом или нет.

264. Присваивающий посредством запугивания дом, пруд, сад или поле должен быть оштрафован пятьюстами [пан]; если [он присвоил] по неведению, - штраф двести [пан].

265. Если граница неопределима, пусть царь, знающий дхарму, для их блага сам назначит землю: таково правило.

266. Таким образом, дхарма относительно определения границ объявлена полностью; теперь я объявлю решение [дел] об оскорблении словом.

267. Кшатрий, обругав брахмана, подлежит штрафу в сотню [пан]; вайший - в две с половиной [сотни пан], но щудра подлежит телесному наказанию.

268. При оскорблении кшатрия брахман должен быть оштрафован «пятьюдесятью [панами], вайшия - двадцатью пятью, щудры - штрафом в двенадцать пан.

269. При проступке дваждырожденных по отношению к членам той же варны-двенадцать [пан]; при произнесении речей, которые не должны быть произнесены[251], штраф становится двойным.

270. Рожденный один раз, поносящий ужасной бранью дваждырожденных, заслуживает отрезания языка, ведь он - самого низкого происхождения.

271. В рот оскорбительно отзывающегося об их имени и происхождении должен быть воткнут железный раскаленный стержень длиной в двенадцать пальцев.

272. В уста и уши надменно поучающего брахманов их дхарме пусть царь прикажет влить кипящее масло[252].

273. Говорящий из дерзости ложно об учености, стране, происхождении и очистительных обрядах для тела должен быть принужден уплатить штраф в двести [пан][253].

274. Называющий [другого] кривым, хромым и иным подобным [словом], даже если это соответствует действительности, должен быть принужден уплатить штраф по меньшей, мере в каршапану.

275. Оскорбляющий мать, отца, жену, брата, сына, гуру и не уступающий гуру дорогу должен быть оштрафован на сотню [пан].

276. [За взаимную брань] между брахманом и кшатрием штраф должен быть наложен проницательным [царем] на брахмана низший, на кшатрия – средний[254].

277. Применение наказания к вайшиям и шудрам соответственно такое же, [но] без отрезания [языка]: таково решение.

278. Таким образом, правила относительно наказания за оскорбление словом сообщены в точности; теперь я изложу решение относительно оскорбления действием.

279. Тот член, каким человек низший[255] ударит высшего, именно он – у него должен быть отрезан, таково предписание Ману.

280. Подняв руку или палку, он заслуживает отрезания руки; лягнувший в гневе ногой заслуживает отрезания ноги.

281. Низший, пытающийся занять место рядом с высшим, должен быть изгнан с клеймом на бедре; зад его надо заставить отрезать.

282. У плюнувшего по наглости [на высших] надо приказать вырезать обе губы, у облившего мочой - детородный член, испортившего воздух - задний проход,

283. у хватающего за волосы, ноги, бороду, шею, промежность надо заставить отрезать обе руки.

284. Оцарапавший кожу и вызвавший появление крови должен быть оштрафован на сотню [пан], повредивший мясо - на шесть нишка, сломавший кость должен быть изгнан.

285. Какова польза всяких деревьев, такой должен налагаться при их повреждении штраф: таково установленное правило.

286. Когда нанесен удар с целью [причинения] повреждения людям и животным, надо накладывать штраф, соответствующий размеру повреждения.

287. При повреждении [какого-либо].члена с поранением и кровотечением [нанесший повреждение] должен быть прннужден уплатить издержки за лечение или весь штраф [царю][256].

288. Кто портит имущество кого-либо намерение или даже ненамеренно, - тому полагается возместить [ущерб] и внести царю [штраф], равный [ущербу].

289. [При повреждении] кожи или изделий из кожи, дерева и глины-штраф, пятикратный их стоимости; [это также относится к порче] цветов, кореньев и плодов.

 

290. Назвали десять случаев, относящихс,а к повозке, вознице. И собственнику, когда штраф не взимается; в остальном штраф полагается.

291. Когда узда разорвется, когда сломается ярмо, когда повозка опрокинется на сторону или назад, когда ось или колесо сломается,

292. когда оборвутся ремни сбруи, а также подпруга и вожжи, если [возница] кричал: «Прочь с дороги!» - Ману объявил, что штраф не [взимается].

293. Но если повозка опрокинется из-за неумения возницы, то при повреждении хозяин должен быть оштрафован на двести [пан].

294. Если возница умелый, [но небрежный], должен быть оштрафован возница, если он неумелый, должны быть оштрафованы находящиеся в повозке - каждый на сто [пан].

295. Но если он столкнется на дороге со скотом или [другой] повозкой и причинит смерть живому существу, тогда усталовлен штраф:

296. при убийстве человека [его] вина немедленно приравнивается к вине вора[257], [при убийстве] крупных животных - коров, слонов, верблюдов, лошадей и т.д.- половине [ее];

297. за нанесение вреда мелким домашним животным - штраф двести [пан]; за красивых диких животных и птиц [в этом случае] полагается штраф в пятьдесят;

298. за ослов, коз, овец полагается штраф в пять маш и штраф в одну машу при умерщвлении собаки или свиньи.

299. Жена, сын, раб, ученик и родной брат, совершивший проступок, могут быть биты веревкой или бамбуковой палкой,

300. но [только] по задней части, ни в коем случае по благородной[258], поэтому бьющий иначе совершает [такой же] грех, [как и] вор.

301. Таким образом, полностью изложены решения относительно оскорбления действием; теперь я сообщу правило при определении наказания вора.

310. Царю надо тщательно обуздывать беззаконных тремя мерами-заточением, заковыванием в цепи и различными видами телесных наказаний.

314. Вор должен бежать к царю с распущенными волосами и объявить о той краже, [говоря]: «Это сделал я, накажи меня!»

315. и взяв на плечо палицу или палку из дерева кхадира, копье, заостренное с обоих концов, или железную палку;

316. будет ли вор наказан или прощен, он освобождается от [вины]воровства, но царь, не наказав его, принимает на себя вину воровства.

317. Вина убийцы брахмана переходит на того, кто ест пищу того [убийцы], неверной жены-на мужа, ученика и жертвователя - на гуру, вора - на царя.

320. Для крадущего более десяти кумбха[259] зерна [полагается] телесное наказание, в остальных случаях должен быть уплачен [штраф], одиннадцатикратный [стоимости украденного], и [возвращено] тому [собственнику] его добро.

321. [Для крадущего] более ста [пал], измеряемого по весу золота, серебра и т.д., и наилучшие одежды также полагается телесное наказание.

322. [Для крадущего] более пятидесяти [пал] полагается отсечение рук: в остальных случаях надо накладывать штраф, одиннадцатикратный первоначальной стоимости похищенного.

323. При похищении родовитых людей и особенно женщин, а также лучших драгоценных камней [преступник] заслуживает смертной казни[260]

325. [При похищении] коров, принадлежащих брахману, при прокалывании ноздрей бесплодной коровы[261], при похищении [мелких] животных [преступник] немедленно должен быть лишен половины ноги.

331. За очищенное зерно, зелень, коренья и плоды-штраф в сто [пан], если нет знакомства [между собственником и вором], или пятьдесят [пан], при наличии знакомства.

332. Деяние, которое совершено в присутствии [собственника] и сопровождалось насилием, - грабеж, если [оно совершено] в его отсутствие, - кража (steya), [даже если] она после совершения и отрицается.

334. Пусть царь для предупреждения [повторения преступления] отнимет у вора именно ту часть тела, которой он действует против людей.

335. Ни отец, ни учитель (асагуа), ни друг, ни мать, ни жена, ни сын, ни пурохита не должны оставаться ненаказанными; для царя ничего не значит имя [того], кто не исполняет своей дхармы.

336. Если какой-либо простой человек должен быть оштрафован на одну каршапану, тогда [за то же преступление] царь должен быть оштрафован на тысячу: таково установленное правило[262].

337. Но вина щудры при краже больше в восемь раз[263], вайция – в шестнадцать, кшатрия - в тридцать два,

338. брахмана - в шестьдесят четыре, или полностью в сто раз, или вдвое более, чем шестьдесят четыре, [соответственно] пониманию [каждым из них сущности] добра и зла.

340. Брахман, который старается получить за исполнение жертвоприношения или за обучение имущество из рук [человека], присваивающего [имущество], не данное ему, таков же, как и вор.

341. Дваждырожденный путник, лишенный средств существования, берущий с чужого поля два стебля сахарного тростника или два [съедобных]корня, - не должен платить штраф.

342. Привязывающий [скотину, принадлежащую другим] не находящуюся на привязи, освобождающий привязанную, уводящий раба, лошадь или повозку становится виновным в воровстве.

345. Человек, совершивший насилие, должен считаться худшим злодеем, чем ругатель, вор и ударивший палкой.

348. Дваждырожденные должны браться за оружие, когда встречается препятствие к выполнению ими их дхармы и когда для дваждырожденных варн наступает время бедствия[264].

349. Убивающий, защищая самого себя, при охране жертвенных даров, при защите женщин и брахмана по закону не совершает греха.

350. Можно убивать, не колеблясь, нападающего убийцу, - [даже] гуру, ребенка, престарелого или брахмана, весьма ученого в Веде.

351. Убийство убийцы - открытое или тайное – никогда не является для убивающего грехом; в этом случае бешенство нападает на бешенство.

352. Людей, домогающихся чужих жен, царю следует изгонять, подвергнув наказаниям, внушающим трепет[265].

353. Ибо [прелюбодеяние], возникшее из этого, рождает смешение варн, благодаря которому [возникает] адхарма, уничтожающая корни и причиняющая гибель всему.

354. Если человек, ранее обвиненный в грехах, [связанных с супружеской неверностью], тайком беседует с чужой женой, он должен уплатить первый штраф.

355. Но ранее не обвиненного, который беседует по делу, не следует считать виновным, так как преступления с его стороны нет.

356. Кто любезничает с чужой женой [в уединенных местах] - где берут воду, в лесу, в роще или при слиянии рек, - должен считаться виновным в прелюбодеянии.

357. Услужливость, заигрывание, прикосновение к украшениям и одеждам, а также совместное сидение на ложе - все [это] считается прелюбодеянием.

358. Если кто прикасается к женщине не в [надлежащем) месте[266] или разрешает ей прикасаться к себе, - все, [совершенное] по обоюдному согласию, считается прелюбодеянием.

359. Небрахман, виновный в прелюбодеянии, заслуживает смертной казни: жены [всех) четырех вари всегда должны быть охраняемы.

361. Не следует заводить разговор с чужими женами тому, кто не получил разрешения; тот, кто беседует, не получив на это разрешения, достоин штрафа в одну суварну.

362. Это правило [не относится] к женам бродячих актеров и тем, кто живет за счет своих жен, ведь они заставляют [их] отдаваться [другим]: оставаясь сами скрытыми, они побуждают [жен] иметь грешные связи.

364. Кто обесчестит девушку против ее воли, тот немедленно подлежит телесному наказанию; но человек, обесчестивший с ее согласия, не подлежит телесному наказанию, если он равен - ей.

365. Девушку, сошедшуюся с [мужчиной], высшим [по происхождению], не надо заставлять платить ничего, но имевшую связь с низшим надо заставить жить заточенной в доме[267].

366. Низший, сошедшийся с высшей, заслуживает телесного наказания; сошедшемуся с равной полагается уплатить брачное вознаграждение, если отец согласен.

367. Но если какой-нибудь человек нагло обесчестит девушку, два его пальца должны быть отрезаны и он заслуживает штрафа в шестьсот [пан].

368. Равный, обесчестивший девушку, не подлежит отрезанию пальцев, но должен быть принужден уплатить двести [пан] для недопущения повторения [преступления].

369. Для девушки, которая растлит другую девушку, полагается штраф в двести [пан], пусть она уплатит двойное брачное вознаграждение, а также пусть получит десять розог.

370. А женщина, которая растлит девушку, заслуживает немедленного обрития головы, отрезания двух пальцев, а также того, чтобы ее провезли на осле[268].

371. Если женщина, обнаглевшая вследствие знатности родственников и [своего] превосходства[269], изменяет своему мужу, пусть царь прикажет затравить ее собаками на многолюдном месте.

372. Мужчину-преступника пусть прикажет сжечь на раскаленном железном ложе; пусть подбрасывает под него дрова пока не сгорит злодей.

374. Щудра, сожительствующий с [женщиной] дваждырожденных варн, - охраняемою[270] или неохраняемою, - лишается: если с неохраняемою - детородного члена и всего имущества, если с охраняемою - всего, [даже жизни].

375. Вайший должен быть оштрафован на все [принадлежащее ему] имущество после заточения на год кшатрий должен быть оштрафован на тысячу [пан] и обрит с мочой[271].

379. Для брахмана полагается обритие [головы вместо] смертной казни; для других же варн смертная казнь может применяться.

380. Никогда нельзя убивать брахмана, даже погрязшего во всяческих пороках; надо изгнать его из страны со всем его имуществом без [телесных] повреждений.

394. Слепой, слабоумный, калека, старик семидесяти лет и оказывающий благодеяния знатокам Веды никем не должны быть принуждаемы платить налог.

398. Царь может взимать [в виде пошлины] одну двадцатую стоимости товара, которую определяют в таможнях люди знающие, понимающие толк во всякого рода товарах.

400. Избегающий таможни, покупающий и продающий не в должное время[272], говорящий ложно при исчислении [стоимости товара] должен быть принужден уплатить восьмикратную (стоимость] ущерба (atyaya), [который он мог этим причинить].

404. За переправу [пустой] повозки должна быть уплачена пана, за человека [с ношей] - половина паны, за животное и женщину – четверть паны и за человека без ноши - половина четверти.

407. Женщины, беременные с двух месяцев, а также бродячий аскет, отшельник, изучающие Веду брахманы - не должны быть принуждаемы платить за перевоз.

408. Все, что испорчено на судне по вине перевозчиков, должно быть возвращено перевозчиками, [каждым] согласно его доле.

409. Таким образом, объявлено решение судебного дела.. [относящегося к] путешествующим на судне, при небрежности перевозчиков на воде; при [несчастье, происшедшем] по воле богов[273], штраф не полагается.

415. Захваченный под знаменем[274], раб эа содержание, рожденный в доме[275], купленный, подаренный, доставшийся по наследству и раб в силу наказания[276] - таковы семь разрядов рабов.

416. Жена, сын и раб - трое считаются не имеющими собственности; чьи они, того и имущество, которое они приобретают[277].

 

Date: 2015-10-19; view: 1407; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию