Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные подходы к понятию «государство». Признаки государства





Тема 1. Государство как субъект управления. Сущность, цели, функции и методы государственного управления

1. Основные подходы к понятию «государство». Признаки государства.

2. Форма государства. Формы правления.

3. Формы национально-государственного и административно-территориального устройства: отличия, принципы построения.

4. Государственный режим: понятие, виды, отличительные особенности.

5.Сущность государственного управления

6. Функции государственного управления: общие и специфические.

7. Методы государственного управления: административные, экономические, идеологические, правовые, неправовые.

 

Основные подходы к понятию «государство». Признаки государства.

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и дискуссионных. Это объясняется 3 причинами. Во-первых, эти вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство – очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое образование.

Ни в науке, ни в международном праве не существует единого и общепризнанного определения понятия «государство». Слово «государство» происходит от древнерусского «государь» так называли князя-правителя в древней Руси. Различные гуманитарные науки по-разному трактуют понятие «государство».

Социология интерпретирует государство как политическую надстройку над экономическим базисом общества.

В юриспруденции под государством понимается система учреждений, которые регулируют право и устанавливают в обществе определенную нормативную базу, которая будет в свою очередь регулировать основные общественные процессы.

В экономической теории государство трактуется как инструмент, призванный регулировать экономические процессы в обществе.

В политологии под данным понятием понимают явление политической жизни общества, которое регулирует взаимоотношения между социальными группами, национальными общностями и различными странами.

В современной учебной литературе государство определяется как политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Сам термин «государство» обычно рассматривают в двух аспектах:

1. Государство отождествляется со страной, и определяют его как общность людей, которая имеет свои органы власти и проживает на определенной территории.

2. Государство рассматривается как политический институт, т.е. система учреждений, обладающая верховной властью в определенных территориальных границах.

Необходимо отметить, что хотя понятия «страна» и «государство» часто используются как синонимичные, между ними имеется существенная разница. Понятие «государство» обозначает политическую систему власти, установленную на определенной территории, особого рода организацию, в то время как понятие «страна» скорее относится к культурным, общегеографическим и другим факторам и имеет менее официальную окраску.

Как политический институт, государство обладает рядом специфических признаков, которые позволяют его отличать от всех других политических институтов и организаций:

1) наличие особой публичной власти, которая воплощается в государственных органах власти. Осуществляет эту власть особый слой людей, воплощающие функцию управления и принуждения, и составляют аппарат государства;

2) территориальная организация населения, т.е. государственная власть осуществляется всегда в рамках определенной территории и распространяется на всех без исключения людей, проживающих на данной территории;

3) население. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному обществу и государству, состав, гражданство, порядок его приобретения и утраты и т. д. Именно «через население» в рамках государства происходит объединение людей, и они выступают в качестве целостного организма — общества;

4) государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце Средневековья, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет – обязательный признак государства. Страна, его не имеющая, – это колония либо доминион.

Суверенитет как свойство государственно власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности, независимости. Верховенство государственной власти внутри страны обозначает: а) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны;

б) ее прерогативы (государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти);

в) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция, тюрьмы и др.).

Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела

5) монополия государственной власти на законотворчество. Потому что только государство имеет право издавать обязательные для исполнения нормативные акты, распространяющие свое действие на всех без исключения граждан данного государства, и только государство имеет легальное право применять физическое воздействие в случае неисполнения этих общеобязательных нормативных актов, для чего у государства имеется специфический аппарат принуждения в виде правоохранительных органов, спецслужб, судебной системы и силовых структур;

6) обязательные сборы с граждан — налоги, подати, займы. Государство устанавливает их для содержания публичной власти. Обязательные сборы используются государством на содержание армии, полиции и других принудительных органов, государственного аппарата, а также на другие государственные программы (образование, здравоохранение, культура, спорт, социальная поддержка и т. п.);

7) государственные символы. Каждое государство имеет официальное название, гимн, герб, флаг, памятные даты, государственные праздники, отличающиеся от таких же атрибутов других государств. Государство устанавливает правила официального поведения, формы обращения людей друг к другу, приветствия и т. п.

Таким образом, определение общих признаков государства имеет не только научное, но и практическое политическое значение.

 

Date: 2015-10-19; view: 511; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию