Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебный вопрос № 2. Понятие социализации личности, ее способы и этапы





Формирование личности, обретение индивидом социокультурной формы процесс настолько сложный, в нем участвует такое множество движущих сил, факторов, что создание какой-либо единой модели, способной объяснить духовный мир каждого человека, пути его становления, крайне затруднительно.

Социология стремится начертить лишь основные линии, по которым можно вести анализ социализации процесса формирования социальных качеств, свойств, ценностей, знаний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социальных связей, институтов и общностей. Социализация достаточно широкий процесс. Она включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями связанными с природными объектами, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения.

Социализация – процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных общностей посредством усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности.

В наиболее распространенных справочных изданиях мы находим следующие определения социализации:

1) «Процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит» Смелзер Н. Социология. Пер. с англ. М. 1994. С. 94-128.

2) «Процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе». Краткий словарь по социологии. М. 1988. С. 318.

3) «Процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта». Философский словарь. Под общ. Ред. И.Г. Фролова. М. 1991. С. 421.

Рассматривая проблемы личности мы фактически уже приступили к анализу, осмыслению процесса обретения личностью социальных свойств и качеств. В этом процессе ярко выделяются две составляющие:

1. Деиндивидуализированные социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и т.д. стандарты, образцы ролевого поведения, предлагающие, (предписывающие) личности образцы типичного поведения, подкрепленные различными формами социального контроля.

2. Автономная независимая личность, содержащая потенциальную возможность собственной позиции, неповторимости, которая проявляется в процессе поиска, выбора и осуществления социальных ролей.

Таким образом, перед нами два основных «персонажа» процесса социализации. Остановимся на том, как они взаимодействуют.

Рассматривая проблемы личности, мы частично познакомились с ролью группового опыта в формировании социально значимых черт человека. Для более четкого усвоения этого влияния необходимо различать понятия «агенты» и «институты социализации». Под агентами понимаются конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. Институты социализации – это учреждения, влияющие на процесс и направляющие ее.

Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов.

Так как социализация подразделяется на первичную, то и агенты и институты социализации подразделяются на первичные и вторичные.

Агенты первичной социализации – те, кто непосредственно взаимодействует с личностью в процессе усвоения культурных норм, ценностей, образцов поведения. К ним относятся родителя, родственники (институт семьи), сверстники, друзья (неформальные институты), учителя (институт образования), врачи (институт здравоохранения) и пр.

К числу агентов вторичной социализации можно отнести тех, кто непосредственного воздействия на личность не оказывает, или такое влияние незначительно, т.е. все те, кто находится за кругом ближайшего окружения человека. Это администрация школы, больницы, предприятия, армии, полиции, церкви и пр. Контакты с этими агентами происходят редко и они не столь продолжительны по времени, следовательно, они оказывают и меньшее влияние.

Первичная социализация более интенсивно происходит в первой половине жизни, а вторичная, наоборот, – во второй, когда человек сталкивается с такими институтами как государство, производство, СМИ, армия, церковь, суд и др. Именно с достижением совершеннолетия они влияют на человека особенно сильно. Кроме того, между агентами первичной и вторичной социализации существуют и другие различия:

- первые многофункциональны, тогда как вторые выполняют 1-2 функции;

- функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, – вторичной нет;

- оплата ролей агентам вторичной социализации и ее отсутствие у агентов первичной.

В современной педагогике, психологии, социологии, выделяются следующие основные факторы, обуславливающие процесс социализации человека:

1. Семья. В любом обществе семья является основной сферой первичной социализации личности.

2. Отношения равенства. На процесс социализации влияет включение личности в «группы равных» (приятелей, друзей, одноклассников) одной возрастной группы.

В некоторых обществах существуют особые церемонии при переходе индивида из младшей возрастной в старшую.

3. Обучение в школе. Кроме функции передачи знаний (формальной) школа выполняет и другие скрытые функции. Ребенок усваивает правила школьной жизни, строит взаимоотношения со сверстниками и педагогами.

4. Средства массовой информации, которые в настоящее время оказывают очень сильное влияние на сознание и поведение человека.

5. Необходимые виды общественно-полезной деятельности. Труд, трудовая деятельность в каждом обществе является важнейшим фактором социализации.

6. Организация. Различного рода молодежные объединения, творческие ассоциации, спортивные общества, клубы по интересам и т.д.

С точки зрения личности в социализации индивидов можно выделить две фазы:

- Социальная адаптация – приспособление индивида:

§ к условиям среды его жизнедеятельности;

§ к социально-экономическим условиям;

§ к ролевым функциям, социальным нормам;

§ к социальным группам и социальным организациям выступающим в качестве среды его жизнедеятельности.

Известный социолог Р. Мертон выделил пять моделей социальной адаптации личности к выработанным в обществе культурным нормам – в зависимости от того признают ли люди господствующие ценности и следуют ли они правилам достижения ценностных благ:

- конформная модель (приспособленческая) – если личность разделяет ценности данной культуры и выполняет все предписания;

- инновационная модель, – когда цели общества принимаются, но личность стремится осуществить их необычными, непризнанными и, возможно не одобряемыми средствами «Цель оправдывает средства».

- ритуализм – человек не признает цели и ценности общества, но соблюдает «правила игры», ведет себя в соответствии с существующими в данной социальной группе правилами.

- эскейпизм (отстранение, уход от реальности в «параллельные миры».

- бунт, мятеж – открытое противостояние и отвержение норм общественной организации.

Интериоризация - процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Характер перевода социальных ценностей и норм во внутреннее «Я», обусловлен структурой конкретной личности сформированной предшествующим опытом

Социализация – процесс, играющий огромную роль, как в жизни общества, так и личности. От успеха социализации зависит, насколько личность, усвоив сформированные в данной культуре ценности, нормы поведения, показав взаимодействие с партнерами в системе социальных связей, сумела реализовать свои способности, задатки, живет в социальном отношении комфортно и благополучно.

Для общества – успех процесса социализации становится своеобразной гарантией того, сумеют ли представители новой генерации занять место старших поколений в системе социальных взаимодействий, перенять их опыт, умения, ценности. Социализация т.о. обеспечивает самовозобновляемость общественной жизни, социума.

У каждого здорового новорожденного ребенка есть все биологические предпосылки, чтобы стать дееспособным участником социальных действий, будут ли реализованы эти предпосылки зависит от социальной среды, в которой личность находится (3 уровня морального сознания личности).

В процессе социализации среды влияет на развитие личности как целенаправленно, преднамеренно так и непреднамеренно (жизненный опыт, что одобряется, что отвергается и т.д.).

Своеобразие, неповторимость личности обусловлены:

§ люди генетически неповторимы (темперамент);

§ индивидуализированное восприятие личностью социальных условий.

Реальная духовная жизнь личности, образы, идеи, которые ее наполняют, представляет собой взаимодействие внешнего социального мира и внутренних свойств личности. Внешний мир не прямо отражается в сознании он преломляется в специфических уникальных структурах данной личности, порождается единством типичного и неповторимого в личности.


 

Выводы

1. Личность в социологии – это единичный человек, как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, социальной жизни. Связь и взаимодействие между людьми устанавливаются потому, что люди в процессе удовлетворения своих индивидуальных потребностей зависят в чем-то конкретном друг от друга.

2. Социальные отношения между индивидами и обществом складываются в условиях социального контроля. В сущности, проблема социального контроля есть центральный вопрос о взаимоотношении индивида и общества, гражданина и государства. С помощью системы социального контроля появляется возможность сознательной оценки, принятия, отвержения или изменения того или иного поведения или действия индивида со стороны общества.

3. Социализация – процесс, играющий огромную роль, как в жизни общества, так и в личности, связанный с усвоением и принятием ценностей и норм, присущих культуре данного общества (социальной общности).

4. Социализация личности военнослужащего обусловлена особенностями воинской службы, спецификой норм и отношений такого социального института как Вооруженные Силы.

 

Date: 2015-10-19; view: 797; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию