Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






XV. Принятие решений. Процесс выбора. 7 page





 

Так как галлюцинаторные образы в громадном большинстве случаев оцениваются больными, как реальная действительность, то и отношение к ним больных и поведение их определяется этой оценкой. Для врача важно установить не только наличность, но и характер галлюцинаций у больного; важно это для диагностических целей и для целей ухода за больными: соответствующим содержанием галлюцинаций могут быть вызваны поступки небезразличные для окружающих и для самого больного; под влиянием галлюцинаций совершаются неожиданные нападения на окружающих, бывает отказ от пищи, попытки самоубийства и другие поступки, возможность которых желательно предвидеть, чтобы их предупредить. Нередко больные сами рассказывают о своих галлюцинациях, тогда дело ознакомления с ними значительно упрощается, но это случается далеко не всегда, напротив, нередко больные ничего не говорят о своих галлюцинациях, а иногда под влиянием различных болезненных соображений, напр., под влиянием запрещения со стороны галлюцинаторных голосов, тщательно их скрывают. Наблюдение за больными устанавливает ряд признаков, по которым можно бывает заключить не только о наличности галлюцинаций у данного больного, но даже высказаться приблизительно о их содержании; эти признаки, по которым наличность галлюцинаций устанавливается, помимо заявлений со стороны больного, чисто наблюдательным путем, носят название, об'ективных признаков галлюцинаций 381); об'ективные признаки являются следствием отношения больного к галлюцинациям и его поведения в связи с галлюцинациями и в зависимости от них; об'ективные признаки выражаются в особенностях поведения, мимики, позы и жестикуляции больного, не находящихся в соответствии и зависимости от окружающей его обстановки. Так, видно, что больной присматривается к чему-то, щурит глаза, удивленно пожимает плечами; иногда изменяется ширина зрачков; бывают случаи, что напряженное присматривание к галлюцинаторным образам продолжается часами в течение дней и недель, что вызывает гиперемию кон'юнктив и болевые ощущения в глазах; у хронических галлюцинантов появляются морщины около глаз; при галлюцинировании следует обращать внимание на выражение лица больного, на произносимые им слова, на жесты и все его поведение, чтобы заключить о содержании галлюцинаций; так, молитвенная поза, созерцательное выражение лица, другие внешние черты религиозного экстаза дают определенное указание относительно характера галлюцинации. Больной внимательно прислушивается к несуществующим звукам, поворачивая голову в их направлении, он шевелит губами, что-то шепчет, кивает головой утвердительно или отрицательно, задает вопросы, как бы ведет беседу с отсутствующим лицом; отмечают, что у больных, страдающих хроническими слуховыми галлюцинациями, вследствие постоянного сокращения при напряженном слушании мышц, двигающих ушную раковину вперед, образуются складки в этой области. На лице больного гримаса отвращения, он закрывает нос, старается меньше дышать, - можно думать о галлюцинации неприятного запаха; при обратном ощущении больной глубоко втягивает воздух, ноздри его расширены, лицо выражает удовольствие; больной отплевывается, гримасничает, отказывается от пищи - галлюцинация скверного, неприятного вкуса; больной глотает слюну, причмокивает, двигает языком, как бы смакуя, - противоположные вкусовые галлюцинации. Нельзя перечислить вое признаки, по которым удается судить о наличности галлюцинаций у больного, поэтому я ограничился указаниями, из которых видно, в каком направлении следует наблюдать больного; результаты и выводы из наблюдения зависят от сообразительности и опытности наблюдающего.

 

Кроме описанных здесь галлюцинаций и иллюзий, есть разновидность, которой мы пока не коснулись, так как для психиатрии в тесном смысле слова она имеет второстепенное значение; это массовые галлюцинации и иллюзии, подробно рассматриваемые при изучении психологии и психопатологии толпы. В разное время описано много случаев таких галлюцинаций и иллюзий, некоторым из них придается историческое значение и даже пророческий характер, они повторяются изредка и в настоящее время, но далеко не всегда становятся известными. Как на примеры массовых обманов органов чувств, можно указать на видение воинами Константина Великого креста на небе с надписью "сим победишь"; можно указать на известную галлюцинацию шведского короля Карла XI*); массовые галлюцинации отмечены во время торжеств при открытии мощей Серафима Саровского361), они наблюдаются при спиритических сеансах.

Какие главные Факторы необходимы для возникновения массовых галлюцинаций и иллюзий? Необходимо известное состояние толпы, благоприятствующее возникновению галлюцинации. Как показывает изучение описанных в литературе случаев, это благоприятствующее состояние прежде всего заключается в аффективном настроении, владеющем толпой; аффект может быть различного характера, но масса должна быть настроена однородно и аффект должен достигнуть известной силы; такие аффекты развиваются при различных общих условиях, связанных с определенными обстоятельствами, при которых умами масс владеют однородные идеи и даже желания. При таких условиях особенно легко действует внушение и самовнушение, которое обычно и бывает вызывающим моментом для появления галлюцинации; достаточно бывает слова, даже намека для развития явления. Кроме аффектов, располагающих к появлению галлюцинаций, как религиозный экстаз, страх, благоприятствующими обстоятельствами являются состояния утомления и истощения, нередко наблюдаемые при этом (поход, богомолье, осада). В большинстве случаев массовые обманы органов чувств бывают массовыми иллюзиями, а не галлюцинациями. По окончательному описанию явления нельзя заключить, что оно виделось всеми именно так, как о нем рассказывают, потому что при передаче видения многими лицами возникает много дополнительных, чисто суб'ективных подробностей, которых ни подтвердить, ни опровергнуть нельзя, - получается "творимая легенда", которой впоследствии придается характер достоверности в мелочах, которые были отмечеяы отдельными лицами, но отнюдь не виделись всеми; если это не принимается во внимание при анализировании явления, то приходится недоумевать, каким образом яркая картина иллюзии или галлюцинации была воспринята всеми видевшими ее во всех подробностях одинаково.

 

Для иллюстрации всего сказанного о галлюцинациях, галлюциноидах и иллюзиях, обратимся к примерам.

 

Больной Г., 26 л., окончил университет по историко-филологическому факультету. Находился в клинике с сентября 1916 г. по июль 1917 г. Больной заявляет, что приблизительно с 1914-1915 года он находится в "сомнамбулическом" состоянии, благодаря воздействию на него многих знакомых, ученых, психиатров и художников. Все эти лица действуют на больного при помощи непонятной для него силы гипнотического внушения, возможно, что также через электрический ток. Действия их Г. ощущает в виде проходящего по телу электрического тока или неопределенных парэстезий и слуховых галлюцинаций; эти внушения вызывают в его мозгу оживленные ассоциации и иногда зрительные галлюцинации. Сам Г. классифицировал испытывавшиеся им слуховые восприятия следующим образом: помимо звуков, слышимых при

*) Brierre de Boismont, 1. с. 345), р. 50.

разговоре с людьми, находящимися вблизи, в одной комнате со мной, и видимых мною, и которые никакого психологического интереса не представляют, я испытал следующие ощущения: 1) Голоса людей, находящихся в ближайших помещениях, при чем не всегда возможно было точно их локализировать. Так, голос человека, читающего книгу или газету, или разговор служителей больницы казался мне происходящим в помещеаиях, находящихся направо от меня, между тем как по зрительной проверке они оказывались в комнате больного, помещенного налево от меня. Точно так же разговор, происходящий в ванной комнате, отделенной от меня одной стеной, казался происходящий за три комнаты от моего помещения. - (Истинные слуховые галлюцинации. Галлюцинаторные голоса часто лишь приписываются Г. лицам, находящимся в соседней комнате; в ванной комнате никакого разговора не происходило; перенося галлюцинаторные голоса в эту комнату, Г. старается примирить свои впечатления с реальной возможностью). 2) Голоса и звуки, которые я ощущал как бы производимыми в моем помещении, между тем как предметов или людей, их производящих, не было налицо. Так, слышались звуки человеческого голоса, которые казались исходящими от потолка, из стен, из электрической лампочки, из вентилятора, из-под пола, из закрытых окон; иногда слышался как бы полет птиц, или свист ветра в закрытом помещении.- (Галлюцинации). 3) Голоса, которые воспринимались мною при движении неодушевленных предметов и составляли целые фразы. Так, капли дождя по железной крыше, капли воды из умывального крана, спуск воды в ванну, в кипятильник, шелест листьев в саду, шуршание одежды проходящих по коридору лиц, иногда даже шуршание своей собственной одежды, скрип дверей, движение маятника стенных часов, трение полотерной щетки о паркет - все это сопровождалось фразами или словами; подобные же ощущения возникали у меня иногда в поезде, в шуме и стучании колес по рельсам. - (Слуховые иллюзии). Примечание. Все описанные ощущения можно назвать реальными, так как они локализировались моим сознанием, как производимые вне моих воспринимающих органов, и по моему убеждению могли быть услышаны при достаточной для того остроте слуха и другими лицами, а также записаны фонографом.

4) Перехожу теперь к звукам, которые локализировались мною внутри моего мозга. Таковы были: а) воспроизведенные воспоминания, запасы представлений, звучавших, как слуховые представления и мысли; б) слова и фразы, звучавшие в лобной части головы; они принадлежат товарищам, узнать их можно по звуку голоса и содержанию фраз; в) голоса незнакомых лиц; они дают советы, устрашают, говорят, что я буду вечно сумасшедшим; г) голосовые представления, т. е., собственные слова, но произносимые чужим голосом; они локализируются в затылке; они произносятся и собственным голосом, но не по своей воле, и распространяются в область голосовых связок, при чем ощущается иннервация горла, а, иногда даже движение языка; сюда можно отнести, напр., воспоминание из детской жизни, когда я терся головой о голову брата Сережи и сзади услышал укоряющий голос "Сережа". Вспомнил песню няни "золото мое, золото", которую давно забыл. Голоса звучат, иногда подсказывают мысли, иногда их повторяют. (Слуховые галлюциноиды, двигательные галлюцинации SegIas'а, мышечные Cramer'а).

Содержание голосов весьма странное, напр., "что мать еще жива, что отец вырыт из могилы и я его видел в пятом отделении клиники", "думаю, что через три года после смерти можно оживить током покойника, но разум говорит, что это вздор". Слышится звон колоколов, доносящийся из Выборга, колокола звучат сами собой, предсказывая "несчастие".

Зрительные галлюцинации и галлюциноиды, часто дополняемые и поясняемые слуховыми: 1) Всевидящее око, как его изображают в церквах (зрительная галлюцинация). 2) Вид старца в треугольнике: образ старца видел сзади - получалось, что глаза смотрели как бы назад, как бы повернуты были внутрь, и я видел сквозь череп сзади и сбоку старца, который показался на мгновение и исчез*); треугольник был как бы из электрических нитей; голос пояснил, что это явление не ново, что заграницей оно давно уже известно; многие поймут эти явления только после смерти, при жизни их понимают некоторые больные и врачи нашей клиники; при виде старца услышал "ура", доносившееся с фронта, и колокольный звон из

*) Галлюцинации и галлюциноиды с подобной пространственной локализацией "вне поля зрения" Bleuler называет extracampinae 376).

глубины России. - (Зрительный галлюциноид в сочетании со слуховыми галлюцинациями), 3) Матовый треугольник и в нем облако. 4) Желтый треугольник с лучами. - (Галлюцинации). 5) Видел "в мозгу" круг и в нем какие-то мостки, по которым ходили люди. - (Галлюциноид). Нередко поведение Г. направлялось галлюцинаторными явлениями, под влиянием которых он временами молчал, отказывался от пищи; иногда галлюцинации принимали императивный характер, заставляя Г. проявлять разрушительные наклонности: заставляемый голосами, он неоднократно принимался бить стекла в окне своей комнаты. Однажды, под влиянием голосов Г., находясь дома, схватил за шею и начал душить свою старую воспитательницу; впрочем, агрессивные наклонности обнаруживались у Г. очень редко.

Больной Г - й, 45 л., уже много лет находится в лечебнице. Слышит плач своей нянюшки Варюнюшки, которую мучат на чердаке (над потолком) какие-то люди; он просит и умоляет отпустить старую няню, но безуспешно; больной приходит в состояние сильного двигательного возбуждения, кричит, угрожающе размахивает руками, никому, однако, не причиняя вреда. Галлюцинаторные явления исчезают, и больной постепенно успокаивается. Эта галлюцинация повторяется стереотипно каждые два-три дня в течение многих лет, каждый раз вызывает бурную реакцию. - Навязчивая слуховая галлюцинация.

Больная П., дев. 35 л., страдает истерическим психоневрозом с обильными галлюцинациями зрения и кожного чувства. Так, больная испытала видение скелета в черном покрывале, с оскаленными зубами; однажды вечером при свете лампы в воздухе появилась масса "кончиков указательных пальцев", быстро колебавшихся; очень живо больная описывала испытанное ею видение сатаны: "с вечера я чувствовала, что ночью будет что-то страшное, приготовила евангелие и кресты, положила, их на рубашку сверху, чтобы не искать, положила на голову ледяной компресс; вдруг просыпаюсь в ужасе, чувствую что-то ужасное; в комнате полусвет - полутьма; влево от меня стоит совсем близко фигура, неплотная и телесная; шириной, как человеческая; закрыта черным сукном с пелериной, как с крыльями; головы и лица не видно; чувствую, что меня охватывает ужас, схватываю евангелие и кресты - сатана не исчезает; читаю молитву - обет (следует текст молитвы), стало спокойно на душе, встряхнула головой - сатана исчез. - (В последнем случае дело идет о просоночной, гипнагогической галлюцинации, в развитии которой эмоция страха и самовнушения с вечера играла роль). Больная испытывала временами зрительные иллюзии в виде черных рож, появлявшихся в рисунке обоев и в воздухе. Однажды она испытала зрительно-осязательную галлюцинацию: она сама была одета в черную крылатую одежду, края которой спускались сзади и по бокам; она отчетливо ощущала, что одежда эта прилегала к ее спине и бокам.

Больная М., 31 г., сильно злоупотребляла алкоголем, многократно переносила приступы алкогольного психоза с обильными и разнообразными галлюцинациями и иллюзиями; так, в одном из приступов она "не имела ни минуты покоя": сначала ее отравляли три дня едким ядовитым дымом из печи; тонкой струей шел этот дым прямо на нее, куда бы она ни села (обонятельная и зрительная галлюцинация), а хозяева и кухарка в это время сверху все пятеро поют и смеются и ругаются, вернее, нараспев поют самые циничные песни,- говорят: "убирайся со двора, все равно не твой он, ты кривой, Ваня будет спать со мной, он не твой, он не твой"; старались свести с ума своим механизмом, в котором жгли ядовитые вещества; при выходе на улицу то же самое пели колокола и птицы; воробьи поют под их голос то же самое - "последние башмаки у тебя, постелью будет мать сыра земля" и т. д.; им же вторит и самовар на столе - ведь не галлюцинация же это! Далее, больную "донимали табаком", устраивали ей "медный вкус" во рту (вкусовая иллюзия), увозили ее из дома и "насиловали" (галлюцинаторные явления в области половых органов).

Больной Н., 38 л., уже несколько лет находится в лечебнице, в разговоре и в поведении его обнаруживаются обширные галлюцинаторно-бредовые явления: он ежеминутно слышит голос, "кроме как во сне, выражаются сквернословно или между собою разговаривают"; голосов несколько - два, четыре или пять, неизвестно, мужчины или женщины, так как в "алхимии" и мужчины могут говорить тонкими голосами, а женщины басами; днем голоса слышнее, говорят по-русски, но иногда становятся непонятными: берут мой ум "посредством искусств", "слышу иногда, будто в моей голове, наравне с моей головой мысли вложены; действуют моим языком, осязанием действуют моим, властью посредством научности заставляют блуд делать, онанируют моими руками, начинают махать моими руками, кричать громкозвучно моим голосом, стервятину, падаль, мочу, женские половые органы в нос тычат; говорят они, вероятно, и с другими лицами в отделении; на воле, бывало, кивнут моей головой и ударят об стену". - Слуховые галлюцинации и галлюциноиды, галлюцинации осязания, мышечного чувства, вынужденные галлюцинаторные действия, обонятельные галлюцинации.

 

Как на примеры галлюцинаций не у душевно-больных, можно указать на галлюцинации Tasso, беседовавшего соу своим добрым гением, Gothe, видевшего своего двойника, ехавшего ему навстречу верхом на лошади, Luther'а испытавшего столь яркое видение диавола, что он бросил в него чернильницей, Walter-Scott'a видевшего умершего Byron'а в складках платья, Benvenuto-Cellini, испытавшего видение солнца, и др. Если проанализировать эти случаи и другие им подобные, то оказывается, что люди, подвергнувшиеся обманам чувств, не находились в это время в состоянии душевного покоя и равновесия - они переживали аффект, находились под влиянием яркого впечатления, были утомлены или истощены, что также не оставалось без влияния на их нервную систему; кроме того, обычно это люди с неустойчивой психикой, с сильно развитым воображением и фантазией; так, Goethe увидел двойника после пережитого им сильного волнения (дело шло о зрительном галлюциноиде, так как двойник виделся не телесными, а духовными очами), Luther испытал галлюцинацию, будучи сильно возбужден и утомлен продолжительным спором с противниками, зрительная иллюзия Walter-Scott'a объясняется также переживавшейся им эмоцией, впечатлительностью и, вероятно, самовнушением мистически настроенного человека, Benvenuto-Cellini 361a) находился в тюремном заключении, по своим условиям вообще располагающем к галлюцинациям. Анализ всех таких случаев подтверждает, что галлюцинаторные явления суть явления психопатологические и что следует признать, что они могут развиваться при известных условиях не исключительно у душевно-больных, но в качестве элементарного психопатического эпизода и у лица, не обнаруживающего общих признаков душевной болезни; этих людей часто нельзя причислить к душевно-больным, чаще всего это люди с известным психопатическим отягощением, в период переживаемых галлюцинаций они не представляются совершенно здоровыми людьми. Конечно, галлюцинации не у душевнобольных не составляют привилегии великих людей, случаи с которыми обыкновенно цитируются всюду, но бывают и у простых смертных; если внимательно вчитаться в приводимые описания, составленные компетентными лицами, то всегда почти можно найти указания на то, что галлюцинирующее лицо, так или иначе, было выведено из состояния своего душевного равновесия.

 

Griesinger цитирует случай, относящийся к одному студенту Эдинбургского университета Г., который увидел череп на своем письменном столе; он хотел взять череп, но череп исчез; в другой раз он увидел этот череп в аудитории на кафедре профессора; в третий раз его кто-то взял за руку в темной комнате и произнес "не бойтесь"; когда он зажег свечу, то увидел удалявшееся лицо умершего товарища: после этого у Г. обнаружилось лихорадочное заболевание с головной болью и бессонницей.

Под моим наблюдением находился тоже один молодой студент X., обратившийся ко мне с жалобой на галлюцинаторные явления, развившиеся у него с весны 1916 года; однажды, когда он лежал в своей комнате, в открытую дверь соседней комнаты он увидел поле сражения, на котором сам он лежал раненым; с тех пор почти каждую неделю он видел на улице своего двойника, идущего впереди него в пяти-шести шагах расстояния; если X. пытался ускорить походку, чтобы приблизиться к двойнику, последний тоже шел быстрее, так что расстояние между ними не уменьшалось. Однажды X. показалось, что в вагоне железной дороги в него выстрелили, и пуля просвистела мимо него. При исследовании и раепросах X. выяснилось, что он человек в высшей степени анемичный, с ослабленным питанием; желая поступить в высшее учебное заведение по конкурсу аттестатов, он усиленно занимался больше года и не отдыхал летом; поступив туда, куда хотел, он продолжал чрезмерно работать; в октябре он перенес тяжелое крупозное воспаление легких, от которого с трудом оправился; снова усиленно занимался; сначала у него появились кошмарные сновидения, а затем галлюцинации и галлюциноиды, появлявшиеся эпизодически и всегда неожиданно для больного. Дальше указанных элементарных психопатических явлений дело не пошло, и X. скоро совершенно поправился. X. критически относился к своим галлюцинациям, наличности формального психоза у него не устанавливалось, но в период появления галлюцинаций его никак нельзя было признать душевно-здоровым человеком. В передаче не врачей случаи галлюцинаций у лиц не душевно-больных часто приобретают особое освещение, а передаются в таком виде, что материал для их психопатологической оценки отсутствует.

 

Говоря о галлюцинаторных явлениях у лиц не душевнобольных, нельзя обойти молчанием те свойства живого воображения и фантазии, которые наблюдаются у некоторых лиц и художников и, благодаря которым, умственные образы доводятся до почти реальной яркости и пластичности. Конечно, такие пластические образы, вызываемые по желанию, не принадлежат к галлюцинациям, приближаясь к галлюциноидам; однако, хотя и редко, они переходят грань воображения, проецируясь в пространство; такая яркость чувственных элементов образов чаще наблюдается у детей, женщин и лиц, специально, по своей профессии, воспитывающих эту сторону своей психики, а именно, у художников*). Усиленное мышление понижает чувственный элемент воспроизведений (впечатлительность детей), он понижается также внешними раздражителями; этим об'ясняется более легкое появление галлюцинаций в темноте, исчезновение их при освещении комнаты, яркость гипнагогических галлюцинаций и яркость сновидений.

Gothe обладал следующею способностью: если, наклонив голову и закрыв глаза, он представлял себе какой-нибудь цветок в центре поля зрения, то цветок этот, не оставаясь ни минуты без изменения, беспрерывно развертывался, развивая все новые и новые цветы, то с разноцветными, то с зелеными лепестками; это были цветы не натуральные, а фантастические, но они были правильными, подобно розеткам скульпторов. Эту способность Кандинский **) рассматривает, как способность к галлюциноидам ***).

Baillarger рассказывает, что английский живописец Martinn видел перед собою лишь задуманные и неразработанные в смысле плана картины в законченном виде, что очень облегчало его работу, так что ему приходилось списывать с готового образа; если кто-нибудь садился между работавшим художником и галлюцинаторным образом, то работа затруднялась, так как часть оригинала заслонялась. Если, на основании описания Baillarger. признать в этом случае наличность галлюцинаций, то придется рассматривать его в качестве редкого исключения; вернее допустить, что дело идет о галлюциноидах.

Еще более поразительная способность была присуща знаменитому Reynolds'у. Этому художнику было достаточно внимательно посмотреть на свою модель полчаса, занося при этом некоторые штрихи на полотно, чтобы впоследствии продолжать работу уже в отсутствии оригинала, который заменялся ярким образом фантазии; этот

*) Goldstein, 1. с. 346), S. 599.

**) Кандинский, 1. с. 349), стр. 63.

***) Вaillarger, 1. с. 348), р. 332.

фантастический оригинал проецировался в пространство, усаживался в кресло, художник заставлял его позировать. Такой способ работы давал возможность Reynolds'y писать в год 300 портретов, пользовавшихся громадным успехом. Он заболел душевным расстройством, потребовавшим пребывания в лечебном заведении в течение тридцати лет. Здоровье художника восстановилось, и вместе с тем восстановилась его способность к галлюцинаторскому писанию портретов *). В этом случае дело идет о несомненной психопатической конституции, связанной с развитием галлюцинаторных способностей, но все-таки правильнее допустить, что яркие образы Reynolds'a не переступали границ галлюциноидов.

 

Приведенные случаи принадлежат к весьма редким, но они наблюдаются при известном психопатическом расположении; яркость воображения и фантазии, свойственная отдельным лицам (Balzac), может быть и чрезвычайно сильной, но лишь редко она достигает патологических границ, в которых образы ее должны определяться, как галлюциониды; если же такие люди переживают галлюцинации, то в это время они не находятся в состоянии душевной нормы.

Примеров массовых галлюцинаций и иллюзий можно привести очень много, черпая их из разных времен; особенно богаты ими периоды стихийных общественных движений, т. наз. психических эпидемий (период крестовых походов и различных религиозных движений), во время которых аффективное состояние масс сочетается с однородным содержанием мышления и настроением, в результате чего создается особая внушаемость в определенном направлении. Возьмем два примера, один из старого, а другой из нового времени.

 

Известная коллективная галлюцинация шведского короля Карла XI относится к 1576 году. Незадолго до этого король, бывший выдающимся правителем, но в то же время холодным и суровым человеком, потерял свою жену, и его мучила совесть по поводу его сурового обращения с нею; он сделался еще более замкнутым, чем раньше, и усиленно работал. В ночь с 16 на 17 декабря, мучимый более обыкновенного своей меланхолической болезнью, король молча сидел перед огнем с графом Brahe и врачом Baumgarten; разговор не вязался, но в то же время король не отпускал придворных; король встал, подошел к окну, и ему показалось, что окна большого государственного зала освещены; была высказана мысль, что это свет луны, но король с этим не согласился, так как, всматриваясь некоторое время в окна зала, он увидел там людей; король решил сам пойти посмотреть, что происходит в зале; послали за ключарем; сначала надо было итти по коридору, а затем пришли в помещение, служащее вестибюлем; все были возбуждены, и конечно, это возбуждение с суеверным страхом еще более усилилось, когда король с удивлением спросил, по чьему распоряжению стены обтянуты черным; ключарь ответил, что здесь дубовая отделка, но этот ответ, повидимому, не рассеял иллюзию; король приблизился к дверям зала, но ключарь остановил его словами: не ходите дальше, государь, там есть колдовство! со времени своей смерти Ваша супруга каждую ночь в это время ходит по залу. Все присутствующие взволнованно и со страхом уговаривали короля не входить в зал или послать за охраной; никто не осмеливался открыть дверь зала, и это "с божьей помощью" сделал сам король; затем он и вся свита вошли в зал. Глазам короля и присутствовавших представилась следующая картина: громадный зал был освещен и обтянут черным; вдоль стен были расположены иностранные знамена, а в средине шведское знамя в трауре. На троне находилось окровавленное тело, видимо, короля; справа от него стоял юноша с короной и скипетром, а слева пожилой человек в мантии; за столом против трона сидели люди в черном, похожие на судей, перед ними лежали книги; в стороне от трона находилась плаха и возле нее топор. Старший из судей трижды ударил по книге, воцарилось глубокое молчание, отворилась дверь против Карла, и в зал вошли несколько богато одетых юношей со связанными руками; сзади них шел палач; шедший впереди юноша остановился против плахи и бросил гневный взгляд, под которым

*) Brierre de Boismont, 1. с. 345), р. 26.

содрогнулся труп короля, и из раны выступила кровь; юноша опустился на колени и положил голову на плаху; сверкнул топор и с шумом опустился; голова откатилась к ногам Карла, который в ужасе воскликнул, обращаясь к человеку в мантии: если ты от бога, - говори, но если ты из ада, - оставь нас в покое. На это призрак ответил: король Карл, эта кровь прольется не в твое царствование; но через пять царствований, несчастие за несчастием для крови Ваза. Затем видение потускнело и рассеялось, наступила темнота, освещавшаяся только фонарем короля, при свете которого шевелились ветром старые драпировки. Видение длилось десять минут. Карл тотчас же составил акт обо всем происшедшем, скрепил его клятвенно, присутствовавшие тоже письменно подтвердили истинность происшествия*). Даже из краткого описания этой коллективной галлюцинации и ее обстановки видно, что король находился в состоянии душевного нездоровья и тревоги; эту тревогу переживали и его приближенные; суеверный страх усиливался разговорами о хождении покойной королевы по тронному залу; все это создало подходящие условия для внушения и развития обманов чувств; начинается с иллюзии: при скудном свете фонаря большое помещение кажется обтянутым в черное; эта иллюзия не рассеивается возражением ключаря, а наоборот, видимо, овладевает и другими; развивается суеверный ужас, предлагают послать за стражей, никто не решается отворить дверь. Надо думать, что король сообщил свои впечатления спутникам, которыми тоже овладела галлюцинация, но, конечно, не все они видели все одинаково, а внушение продолжало действовать и дальше, когда король составлял описание галлюцинации. Психиатрический анализ коллективных галлюцинаций в значительной степени затрудняется тем, что описания их за малыми исключениями составлены не врачами, вследствие чего в описаниях бывают пропущены подробности, которые могли бы пролить свет на происхождение и развитие явления.

Date: 2015-10-19; view: 292; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию