Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Внимание. 18 page





Подходящим материалом для исследования наблюдательности в связи со способностью интенсивного сосредоточения внимания являются т. наз. зага­дочные картинки. Можно также пользоваться картинками, в содержание которых введено какое-либо несоответствие; указания на примерное содер­жание таких картинок, а отчасти и самые картинки, можно найти в сочине­ниях и таблицах Россолимо 246) и Бернштейна 264). Еще лучше серии картинок, в которых для точного определения их содержания необходимо обратить внимание на какой-нибудь признак, не сразу бросающийся в глаза. Описание таких картинок приводится Россолимо, имеются коллекции Нечаева; требуется, напр., определить, идет ли изображенный пароход, или нет; чем отличаются один от другого два изображенных предмета; есть ли известный порядок в расположении точек и т. под.

Применяется ряд приемов, направленных на изучение двигательных проявлений исследуемого лица. Приемы эти следующие: просят иссле­дуемое лицо считать привычным темпом в течение 30 сек. от 20—99 (для равномерности счета исключаются числительные первого десятка); просят те же цифры писать карандашем; писать одну и ту же букву; ставить точки в течение 5—10 сек. Та же серия опытов повторяется, при чем рекомендуется считать, писать и ставить точки с наибольшей скоростью, доступной иссле­дуемому лицу. Отношение количества работы, произведенной в обоих слу­чаях, явится показателем быстроты движений данного лица*).

Если вместо того, чтобы ставить точки на бумаге, предложить иссле­дуемому лицу производить замыкания и размыкания клавишей телеграфного ключа, то при помощи сигнального аппарата ритм движений может быть от­мечен на ленте кимографа. Для целей записи движений можно воспользо­ваться эргографом Моssо, а для более тонкого анализа движений аппара­том Sommer'а 266), отмечающим движение пальца в трех направлениях.

Уверенность, точность, координированное движений изучается целым рядом способов, применяемых в особенно широких размерах при лечении атаксии спинносухоточных по методу Frenkel’я 267). Напр., можно пред­ложить исследуемому лицу более или менее быстро прикасаться тонкой палоч­кой к точкам, рассеянным по доске; можно предложить копировать различ­ные более или менее сложные узоры из кривых и ломаных линий, чертить правой и левой рукой одну и ту же фигуру (Методы экспериментального ис­следования личности**) и табл. LVII атласа Рыбакова).

Применяя описанную методику, можно составить довольно удовлетвори­тельное представление об экспериментально-психологической личности иссле­дуемого лица, на сколько вообще такое представление может быть достигну­то путем лабораторного эксперимента. Применение указанной методики свя­зано с пользованием пособиями, на важнейшие из которых сделаны ссылки. Однако, как уже было сказано выше, исключительно эксперименталь­но-психологическое исследование далеко не в состоянии дать в настоящее время полного представления о личности; необходимо наблюдение и суб'ективно-психологическое исследование, проведенное по определенной программе. В качестве образца такой программы привожу программу исследования лич­ности, составленную А. Ф. Лазурским 268). Программа эта состоит из руководящей и об'яснительной частей (план исследования и его осуществле­ние), представляется весьма полной и может быть, несколько видоизменяема в деталях и даже сокращаема, соответственно индивидуальным особенностям данного лица.

 

 

Программа исследования личности

(А. Ф. Лазурский)

Часть 1-я (руководящая).

I. Внимание. Привлекаемость внимания. Сосредоточенность (resp. отвлекаемость) внимания. Преобладание пассивного или активного внимания. Его устойчи­вость или неустойчивость. Об'ем внимания.

II. Ощущения, восприятия. Острота восприятий. Обилие и богатство восприятий. Их точность.

III. Память. Запоминание. Способность узнавания. Сохранение в памяти, вос­произведение. Точность воспроизведения. Виды памяти.

IV. Воображение. Богатство воображения; яркость, отчетливость воспроиз­веденных образов. Типы умственных образов. Степень развития творческого (комбини­рующего) воображения. Виды творческого воображения.

V. Мышление. Способность к отвлечению. Широта или узость понятий. Суб'ективность или об'ективность суждений. Способность логически рассуждать. Склон­ность к синтезу. Склонность к анализу.

VI. Речь. Обилие словесных образов. Преобладающий тип их. Легкость сочетания словесных образов.

VII. Общие особенности умственной сферы. Преобладание созна­тельных или бессознательных процессов. Преобладание внутренних восприятий над внешними и обратно. Преобладание ассоциации и апперцепции. Обилие или бедность запаса представлений. Наличность или отсутствие направляющих идей в умственной сфере. Быстрота или медленность умственных процессов. Умственная работоспособ­ность. Умственная упражняемость.

VIII. Настроение и аффекты. Преобладающее настроение. Постоянство или изменчивость настроения. Способность испытывать радость или горе. Наклонность к гневу. Наклонность к страху или ее отсутствие. Наклонность к испугу.

IX. Чувства, относящиеся к собственной личности. Низшие органические чувства. Забота о благосостоянии своей личности (эгоизм). Забота о своем превосходстве над другими (самолюбие). Чувства, связанные с оценкой соб­ственной личности.

X. Чувства по отношению к другим людям. Родственные привязан­ности. Чувства симпатии. Общественные чувства.

XI. Высшие идейные чувства. Интеллектуальное чувство. Эстети­ческое чувство. Нравственное чувство. Религиозное чувство.

XII. Общие особенности эмоциональной сферы. Возбудимость чувствований. Сила, интенсивность чувствований. Продолжительность, устойчивость чувствований. Обилие или бедность внешних проявлений чувства. Влияние чувств на умственные и волевые процессы.

XIII. Движение. Обилие или бедность движений. Быстрота или медленность движений. Координация сложных движений; двигательная упражняемость. Сила (resp. слабость) движений; мускульная работоспособность.

XIV. Психическая активность. Волевое усилие. Сила или сла­бость желаний и влечений. Общее развитие психической активности. Способность к сосредоточению волевого усилия. Большая или меньшая продолжительность волевого Усилия. Способность задержки. Сопротивляемость внешним влияниям.

XV. Принятие решений. Процесс выбора. Преобладающие мотивы деятельности. Наклонность к борьбе мотивов. Быстрота принятия решений. Устойчи­вость или неустойчивость принятых решений. Наличность руководящих идей и стрем­лений. Систематичность сложных действий.

Часть 2-я (об'яснительная).

I. Внимание.

1. Привлекаем ость внимания. Всякая перемена в окружающей обста­новке, все необычное, выдающееся, а также все, что сколько-нибудь затрагивает его чувства и интересы, тотчас же привлекает его внимание. Или же, наоборот, ко всему относится одинаково рассеянно и невнимательно, не способен остановиться подольше на чем бы то ни было.

2. Сила сосредоточения внимания; отвлекаемость внима­ния. Сосредоточившись на каких-нибудь внешних впечатлениях (читая, слушая, рас­сматривая что-нибудь, работая) или углубившись в свои собственные мысли, совер­шенно не замечает окружающего; чтобы отвлечь его, нужно несколько раз назвать по имени, тронуть за плечо и проч. Или наоборот: ничтожное неудобство, помеха, гром­кий разговор тотчас же развлекает.

3. Преобладание пассивного или активного внимания. Вни­мание обычно сосредоточивается на тех впечатлениях, которые в данный момент пред­ставляются наиболее яркими и интенсивными, почему-либо поражают его, вызывают в нем то или иное чувство. Или же, наоборот, поставивши себе целью проследить какой-нибудь об'ект или явление, продолжает внимательно наблюдать его, несмотря на появление других раздражителей, более интенсивных и привлекательных; в случае надобности, может сосредоточить внимание даже на скучном и неприятном предмете.

4. Устойчивость или неустойчивость внимания. Долгое время может заниматься одним и тем же предметом, поддерживать разговор на одну и ту же тему. Или, наоборот, беспрестанно меняет тему разговора, спросивши что-нибудь, не дослушивает об'яснение и задает уже новый, посторонний вопрос.

5. Об'ем внимания (широта или узость его). Может ли заниматься несколь­кими делами одновременно, напр., выполнять сложную ручную работу, писать, рисо­вать, и в то же время слушать чтение, участвовать, в интересном разговоре; или заниматься подробностями дела и одновременно не упускать из вида общего плана его.

Date: 2015-10-19; view: 277; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию