Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мадмуазель КутинатиНекоторые так и говорят: «Целесообразнее принять прасад в Экадаши и воспевать Наму, чем держать нирджал и думать о еде!» – это крылатый экадашный каламбур. В чём его суть? Кажется, в том, чтобы обеспечить шраванам-киртанам, не так ли? Нет, не так! Суть его в том, что человек не способен контролировать ум, язык, желудок и призаётся в этом. Он привык наслаждаться приёмом пищи и привязан к этому виду удовольствий настолько, что не представляет без него свою жизнь даже в течение одного дня! Его зависимость от еды настолько глубока, что даже повеление Господа поститься в Экадаши не способно обуздать его стремление покушать! Человек заявляет об этом на весь мир, маскируя лишь свою джихва-удара-дасью (служение языку и желудку) воспеванием Святого Имени, ради которого он, якобы, и бросается на амбразуру нарушения шастр! Если он столь высоко ценит Наму, почему, подкрепившись, чем Бог послал, не воспевает весь день и всю ночь, как обещал во всеуслышание, а погружается в йога-нидру и тратит драгоценное время Экадаши на созерцание дневных и ночных сновидений, которые ему посылает процесс пищеварения? Просто удивительная преданность Хари-наме! Вплоть до самопожертвования! Удивление вызывает и то, что шастры позволяют старым, больным, немощным и подобным им людям одноразовый ночной приём молока, фруктов или корнеплодов в Экадаши – почему же он не следует этой практике, посвятив всё оставшееся время дня и ночи воспеванию Святого Имени, если так любит Хари-наму?
– О! Мадемуазель Кутунати! Вы опять радуете нас своим визитом! Проходите, проходите, пожалуйста… Располагайтесь поудобнее… – Благодарю Вас, благодарю… Вы вечно смущаете меня своим радушием… Столько заботы о моей скромной персоне! Столько участия! У вас я себя чувствую, как дома!…
А ещё наш проповедник повествует собравшимся преданным о Харидасе Тхакуре, который ни на секунду не останавливал воспевание Святого Имени, когда его избивали палками на 22-х базарных площадях, и даже не испытывал боли, защищённый могуществом имён Кришны. Спрашивается: что же мешает самом у рассказчику последовать примеру Харидаса Тхакура и вместо того, чтобы вульгарно представлять Экадаши-таттву, со всей решимостью предаться в этот день милости и могущесту Святого Имени, способного защитить от мук голода не хуже, чем от боли палочных ударов? (Муж приходит домой под утро со следами ночного увеселения на лице и во всём облике и, протягивая жене деталь женского туалета, оказавшуюся у него в кармане, говорит: «Придумай что-нибудь сама!») Наша ситуация столь же очевидна: какими бы совершенными ни были маскировочные средства, проблема с воспеванием Святого Имени обнаруживает себя сама собой! Она вполне естественна при отсутствии контроля чувств и пренебрежительном отношении к Экадаши. Это же не шутка, коли сам Шри Чайтанья Махапрабху констатирует факт: «В бхакти непочтительное отношение к Экадаши разрушает всё!» Если же мы повсеместно проповедуем ложную таттву, искажая истину о Шри Экадаши-врате, и лишаем веры даже тех, у кого она была, вместе со способностью соблюдать Экадаши в соответствии с наставлениями гуру, шастр, ачарьев, самой Экадаши-дэви и Господа, то не кажется ли вам, что это нечто худшее, нежели «непочтительное отношение к Экадаши»? Не один преданный утратил способность держать нирджал в Экадаши под воздействием проповеди духовных авторитетов либо неквалифицированных в этом вопросе, либо попросту нечестных. Ниже будут приведены цитаты из «Хари-бхакти-виласы», показывающие к какой деятельности приравнивается такая проповедь. Преданный, возвысившийся до ручи, с нетерпением ждёт прихода Экадаши, чтобы, не отвлекаясь на еду и сон, пить три дня нектар Святого Имени! Для него нирджал – блаженство, не омрачённое физиологическими устремлениями тела. А вот если нет ни вкуса к воспеванию (ручи), ни способности контролировать чувства, ни простоты признать это, но есть сформированный в результате многолетнего садхана-бхакти-абхаса абхиман возвышенного вайшнава с ожиданием соответствующего отношения к себе, то свидетельство гуру, шастр и садху может стать нежелательным, ибо обнаруживает нашу несостоятельность в практической реализации того, о чём мы говорим. Над теми, кто отведал вкус признания публики и обманут его иллюзорной сладостью, нависает реальная угроза распространённого в Кали-югу несчастья: истина перестаёт сходить с их, продолжющих говорить о ней, уст. Чтобы оградить таттва-сиддханту от искажений го-дасов, неспособных контролировать своё тело, ум и чувства, а «невинных» – от фальшивых гуру, Шрила Рупа Госвами определяет в 1-ом стихе «Шри Упадешамриты» качества того, кто способен давать наставления всему миру. Если проповедовать бхакти будет человек, не реализовавший эти качества (что обнаруживает неспособность соблюдать нирджал даже в специально отведённый для этого Господом день Экадаши), он непременно окажется во власти желания производить впечатление на других и присваивать себе привлекательность бхакти. Привычка говорить, подтверждая слова свидетельством сад-гуру (такого, как наш Шрила Гурудэв), бхакти-шастр (таких, как «Хари-бхакти-виласа») и садху (таких, как наши ачарьи) развивает в нас, не реализовавших ни ручи, ни подлинный контроль чувств, абхиман почтальона, который просто передаёт послание духовного мира, не привнося в него ничего от себя и не присваивая себе его славу. Этот принцип – гуру-шастры-садху – не только критерий истины – это спасительные стопы Господа, защищающие проповедника абхиманом курьера от бездонной пропасти пратиштха-аши, излюбленного места обитания и процветания мадмуазель Кутинати. Водоворот утсаха-майи, ложной самоуверенности, также подстерегает здесь в готовности засосать потерявшего бдительность абитуриента бхакти. Лучшее подтверждение этому в том, что большинство из нас знает о необходимости соблюдать нирджал в Экадаши, но закрывает глаза на перспективу непослушания Кришне, гуру, шастрам и ачарьям. Нас устраивает, видимо, оставаться рабами чувств с кандхималами на шее. С языка ведь всё только начинается: тот, кто не может контролировать язык, не может контролировать ничего – ни желудок, ни гениталии, ни завихрения ума в форме утсаха-майи – вот и забил подземный ключ желания благословлять мир дикша-мантрами! Пренебрегать предписаниями Шрилы Рупы Госвами и проповедовать, не реализовав 1-й стих «Шри Упадешамриты», (тем более, принимать учеников!) – это затяжной прыжок без парашюта. Подводя итог тому целесообразно или нет принять прасад в Экадаши и воспевать Наму, нежели держать нирджал и думать о еде, скажем: Во-первых, нецелесообразно противопоставлять Шри Нама-бхаджан и Экадаши-врату – это единая вечная таттва! Тот, кто их противопоставляет, неквалифицирован ни в том, ни в другом. Во-вторых, о еде в Экадаши думают именно те, кто ест – поэтому они и отправляются есть! Думали бы о Кришне – держали бы нирджал, а не ждали звон прасадного колокола! Но даже если начинающий соблюдать Экадаши и думает поначалу о еде, он ничего не теряет: Прахлада Махарадж, будучи павшим брахманом Васудэвой, держал нирджал в Нрисимха-чатурдаши, думая о блуднице. Едва ли это лучше, чем думать о еде, но это не помешало ему за одни сутки нечаянной аскезы обрести фантастическую веру и преданность Господу! Когда мы, строго следуя правилам соблюдения всех обетов, способствующих развитию бхакти, обретём такую же веру и преданность, как Прахлада Махарадж, наше воспевание Намы, несомненно, превратится в подлинный Нама-бхаджан! Поэтому Шрила Гурудэв часто говорил: «Станьте, как Прахлада Махарадж!» В третьих…
30. Небольшое вкрапление… Я помню, как во время чествования Шрилы Бхакти Шрируп Сиддханти Махараджа, которое проходило в его матхе во Вриндаване, ведущий программы часто звонил в колокольчик и напоминал выступающим, что, в силу ограниченности времени (которая всегда возникает на вайшнавских собраниях из-за стремления своевременно принять праздничный пир), они должны быть краткими в своих прославлениях юбиляра. Последним из выступающих был Шрила Бхакти Викаш Говинда Махарадж, ученик Шрилы Бхакти Дайиты Мадхавы Махараджа. Он возглавлял в то время Шри Винод-вани Гаудийа-матх и был старшим среди собравшихся. Он сказал: «Для чего мы здесь собрались? Чтобы поесть или прославить выдающегося вайшнава? В каком времени мы ограничены, чтобы не выслушивать тех, кто имеет в своём сердце слова и чувства к Шриле Бхакти Шрируп Сиддханти Махараджу? Неужели все мы настолько голодны, что не можем ради собственного блага посвятить этот день обсуждению жизни, качеств и деяний этого полностью предавшегося Шри Радхе-Кришне вайшнава, нашедшего вечное прибежище у Их лотосных стоп? Посвятить так, чтобы не посматривать на циферблат, размышляя о прасаде, который никуда от нас не уйдёт»… С этого Шрила Бхакти Викаш Говинда Махарадж начал свою речь. Все были счастливы услышать это, потому что жизнь великих вайшнавов – это кладезь реализованного и проявленного в поступках бхакти, нектар которого если и достаётся кому-то, то, главным образом, при непосредственном общении с теми, кто их знал. Откуда же приходит идея, что главное – это в о время принять прасад? Стоит ей появиться, и сердца, открывшиеся для передачи чего-то очень важного, закрываются… Шрила Бхакти Викаш Говинда Махарадж вошёл в нитья-лилу вскоре после Шрилы Гурудэва. Он считал Шрилу Гурудэва своим шикша-гуру, потому что находил у него духовную поддержку после ухода Шрилы Бхакти Дайиты Мадхавы Махараджа. В дни памяти Шрилы Гурудэва, сердечно прославляя его, Шрила Бхакти Викаш Говинда Махарадж рассказал такую историю: «У меня была проблема с одним человеком. Всё было очень серьёзно и сильно обострено. Невозможно было найти компромисс, он не соглашался ни на какие уступки. Я просто не знал, что делать и пришёл к Шриле Нараяне Махараджу. Я рассказал ему всё во всех подробностях и ждал какого-то совета. Но Шрила Нараяна Махарадж совершенно неожиданно для меня сказал: “Я не могу тебе помочь!” Я был ошеломлён! “Да, я не могу помочь тебе в этом!” – твёрдо повторил он. Я ушёл, не чувствуя земли под ногами: он отказал мне! Но стоило мне войти в свой матх, как я узнал, что ситуация принципиально изменилась: этот человек пошёл на уступки, был очень доброжелательным и всё разрешилось так легко и просто, как будто ничего и не было! Я понял: Шрила Нараяна Махарадж сделал это! Он не хотел встревать, принимать чью-то сторону – он просто захотел, чтобы всё разрешилось без того, чтобы обременять Кришну какими-то неприятными просьбами, поэтому сказал: “Я не могу тебе помочь!”. Но Кришна знает сердце Своего чистого преданного и всё устроил! Так, внешне выказав безучастность, Шрила Нараяна Махарадж лишь тем, что узнал о моём плачевном положении, привёл в действие механизм исправления ситуации и снял с моих плеч великую тяжесть! Он мог делать такие вещи!»
31. Продолжение прерванного… В третьих. Те, кто соблюдает Экадаши-врату в соответствии с наставлениями Шрилы Ваманы Махараджа («Экадаши-врата-катха»), Шрилы Санатаны Госвами и Шрилы Гопала Бхатты Госвами («Хари-бхакти-виласа»), самой Шри Экадаши-дэви и Шри Кришны (обе вышеназванные книги и «Пураны», цитируемые в них), а также Шри Чайтаньи Махапрабху («Према-виварта»), – эти удачливые души, пытающиеся служить вышеперечисленным божественным личностям исполнением их наставлений, становятся объектами их особой милости и поддержки, устанавливая и развивая, таким образом, личные взаимоотношения со столь могущественными покровителями. Эти преданные не скрывают от своих благодетелей, что делают это из желания участвовать не в аскезе, а в трёхдневном общем празднике затребованного служения Шри Кришне и мечтают, чтобы коэффициент полезного действия их участия в этом празднике раз от раза увеличивался и достиг, в конце концов, столь желанной для них кульминации – манджари-бхавы и с а мого возвышенного из всех возможных для татастха-дживы видов служения – служения в качестве служанки Шримати Радхики! Экадаши для Шри Кришны – это Хари-васар, Его любимый день; а для баддха-джив – это день открытых дверей Враджа и всего духовного мира! Приглашаются все! Каждая джива, узница джада-джагат, может войти в этот день в чит-джагат, в обитель своей сварупы на пир души! Каждая!… …Но у кого-то в это время здесь свой пир – «экадашный»: фруктовый салат, арахис с картофелем… «Ну, хорошо, оставайтесь на своём пире: много званных, да мало избранных…» Так проповедники, подрывающие энтузиазм следовать тому стандарту соблюдения Экадаши-враты, который установлен самим Кришной, оставляют преданным счастье картофельных пакор и жареного арахиса, но лишают подлинного блаженства, которым наполняет сердце фантастический праздник затребованного служения Враджендра-нандане Шри Кришне, царящий в этот день во Врадже.
|