Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сплоченность группы





Сплоченность является ключевым понятием теории групповой динамики,

разработанной Куртом Левином. Он определял сплоченность как тотальное поле сил,

заставляющих участников оставаться в группе. С. Кратохвил определяет сплоченность

группы как взаимное тяготение членов группы друг к другу. Групповая сплоченность —

это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и

взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной

притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой. Групповая

сплоченность может выступать и как цель психологического тренинга, и как необходимое

условие успешной работы. В группе, сформированной из незнакомых людей, какая-то

часть времени обязательно будет потрачена на достижение того уровня сплоченности,

который необходим для решения групповых задач.

Обобщение имеющихся исследований (А. А. Александров, 1997; Ж. Год-фруа,

1992; К. Рудестам, 1993 и др.) позволяет выделить следующие факторы,

способствующие групповой сплоченности:

1. совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников группы;

2. достаточный уровень гомогенности состава групп (особенно по возрастному

показателю — нежелательно объединять в одной группе лиц старше пятидесяти лет и

младше восемнадцати);

3. атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;

4. активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на

достижение цели, значимой для всех участников;

5. привлекательность ведущего как образца, модели оптимально функционирующего

участника;

6. квалифицированная работа ведущего, использующего специальные психотехнические

приемы и упражнения для усиления сплоченности;

7. наличие другой группы, которая может рассматриваться как соперничающая в каком-

то отношении;

8. присутствие в группе человека, способного противопоставить себя группе, резко

отличающегося от большинства участников (как показывает печальный опыт не

только тренингов, но и повседневной жизни, люди особенно быстро сплачиваются не в

борьбе за что-то, а в борьбе против кого-то.

В целом, чем лучше группа отвечает потребностям людей в эмоционально

насыщенных межличностных связях, тем она сплоченней. Чем сплоченней группа, тем

жестче групповой контроль над взглядами и поступками ее членов, тем строже в ней

соблюдаются групповые нормы и тем выше степень принятия индивидами групповых

ценностных установок. В сплоченной группе создается атмосфера внимательного

отношения и взаимной поддержки, и у членов ее формируется чувство групповой

идентичности. Сплоченность порождает эмоциональную привязанность участников и

лояльное отношение к общим задачам, обеспечивает группе стабильность даже в самых

фрустрирующих обстоятельствах и способствует выработке общих стандартов, которые

делают группу устойчивой, несмотря на разнонаправленность индивидуальных целей.

Социально-психологические характеристики сплоченных групп:

1. Участники группы больше общаются друг с другом.

2. Участники группы открыты взаимному влиянию друг на друга.

3. Участники реже покидают группу.

4. В группе между участниками меньше враждебности друг к другу и легче её переносят.

5. Выше самооценка участников группы.

Результаты работы с группами в лабораторных условиях свидетельствуют о том,

что создающие сплоченность механизмы действуют как «адаптивная спираль».

Придерживаясь норм сплоченной группы, ее члены приобретают в ней большую

популярность, что способствует повышению их самооценки. Члены сплоченной группы

побуждаются к применению навыков общения, которые в дальнейшем могут пригодиться

в межличностных отношениях, как в группе, так и вне группы. Вынужденно

придерживаясь норм, находясь под влиянием других членов группы, они слушают более

внимательно, выражают себя более открыто, исследуют себя более глубоко и продолжают

вести себя в том же духе, получая подкрепление в виде проявлений приязни со стороны

значимых для них партнеров. Большая сплоченность допускает более откровенное

выражение враждебности и конфликтов. Когда члены группы чувствуют привязанность

друг к другу, они с большей готовностью выдерживают создаваемый отрицательными

эмоциями дискомфорт и прорабатывают свои конфликты до исхода, имеющего более

высокую терапевтическую ценность. Чем привлекательней для участников опыт

пребывания в группе, тем регулярней они будут посещать занятия и тем выше

вероятность, что они останутся в группе и получат пользу от пребывания в ней.

Поскольку наиболее характерной чертой групповой работы является присутствие и

влияние партнеров, очень многое зависит от степени вовлеченности и сплоченности

членов группы.

Причинами снижения групповой сплоченности могут выступить:

1. возникновение в тренинговой группе мелких подгрупп (это особенно вероятно в

группах, превышающих 15 человек; впрочем, иногда своеобразная

соревновательность, появляющаяся между подгруппами, ускоряет групповую

динамику и способствует оптимизации тренинга);

2. знакомство (дружба, симпатия) между отдельными членами группы до начала

тренинга — это ведет к сокрытию от остальных участников группы какой-то частной

информации, к стремлению защитить друг друга и не вступать в полемику, к

отчуждению такой диады от группы;

3. неумелое руководство со стороны ведущего, которое может привести к излишнему

напряжению, конфликтам и развалу группы;

4. отсутствие единой цели, увлекающей и объединяющей участников, и совместной

деятельности, организованной ведущим; вялая групповая динамика.

Date: 2015-10-19; view: 705; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию