Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обработка и интерпретация





Чем больше баллов, тем в большей степени развито умение слушать. Если набрано более 62 баллов, то слушатель «выше среднего уровня». Обычно средний балл слушателей – 55.

 

Тест коммуникативных умений Михельсона

(перевод и адаптация Ю.З. Гильбуха)[1]

 

Инструкция. «Внимательно прочитайте каждую из описанных ситуаций и выберите один из вариантов поведения. Это должно быть наиболее характерное для вас поведение, то, что вы дей­ствительно делаете в подобных случаях, а не то, что, по-вашему, следовало бы делать. Нельзя выбирать два варианта или добавлять свой вариант.

1. Кто-то говорит вам: «Мне кажется, что вы замечательный
человек». Вы обычно в подобных ситуациях:

а) говорите: «Нет, что вы! Я таким не являюсь»;

б) говорите с улыбкой: «Спасибо, я действительно человек выдающийся(щаяся)»;

в) говорите: «Спасибо»;

г) ничего не говорите и при этом краснеете;

д) говорите: «Да, я думаю, что отличаюсь от других и в лучшую сторону».

2. Кто-то совершает действие или поступок, которые, по вашему мнению, являются замечательными. В таких случаях вы обычно:

а) поступаете так, как если бы это действие не было столь замечательным, и при этом говорите: «Нормально!»;

б) говорите: «Это было отлично, но я видел результаты и получше»;

в) ничего не говорите;

г) говорите: «Я могу сделать гораздо лучше»;

д) говорите: «Это действительно замечательно!».

3. Вы занимаетесь делом, которое вам нравится, и думаете, что у вас все получается очень хорошо. Кто-то говорит вам: «Мне это не нравится!» Обычно в таких случаях вы:

а) говорите: «Вы — болван!»;

б) говорите: «Я все же думаю, что это заслуживает хорошей оценки»;

в) говорите: «Вы правы», хотя на самом деле не согласны с этим;

г) говорите: «Я думаю, что это выдающийся уровень. Что вы в этом понимаете»;

д) чувствуете себя обиженным(ной) и ничего не говорите в ответ.

4. Вы забыли взять с собой какой-то предмет и кто-то говорит вам: «Вы такой(ая) растяпа! Вы забыли бы и свою голову, если это было возможно». Обычно вы в ответ:

а) говорите: «Во всяком случае, я толковее вас. Кроме того, что вы в этом понимаете!»;

б) говорите: «Да, вы правы. Иногда я веду себя как растяпа»;

в) говорите: «Если кто-то и растяпа, то это вы»;

г) говорите: «У всех людей есть недостатки. Я не заслуживаю такой оценки»;

д) ничего не говорите или вообще игнорируете это заявление.

5. Кто-то, с кем вы договорились встретиться, опоздал на 30 минут, и это вас расстроило. Опоздавший не дает никаких объяснений своему опозданию. В ответ вы обычно:

а) говорите: «Я расстроен(а) тем, что вы заставили меня столько ожидать»;

б) говорите: «Я все думал(а), когда же вы придете»;

в) говорите: «Это был последний раз, когда я заставил(а) себя вас ждать»;

г) ничего не говорите этому человеку;

д) говорите: «Вы же обещали! Как вы посмели так опоздать!».

6. Вам нужно, чтобы кто-то кое-что для вас сделал. Обычно в таких случаях вы:

а) никого ни о чем не просите;

б) говорите: «Вы должны сделать это для меня»;

в) говорите: «Не могли бы вы сделать для меня одну вещь?», после чего объясняете суть дела;

г) слегка намекаете, что вы нуждаетесь в услуге этого человека;

д) говорите: «Я очень хочу, чтобы вы сделали это для меня».

7. Вы знаете, что кто-то чувствует себя расстроенным. Обычно в таких ситуациях вы:

а) говорите: «Вы выглядите расстроенным. Не могу ли я чем-нибудь помочь?»;

б) находясь рядом с этим человеком, не заводите разговора о его состоянии;

в) говорите: «У Вас какая-то неприятность?»;

г) ничего не говорите и оставляете этого человека наедине с собой;

д) смеясь говорите: «Вы просто как большой ребенок!»

8. Вы чувствуете себя расстроенным(ой), а кто-то говорит: «Вы выглядите расстроенным(ой)». Обычно в таких ситуациях вы:

а) отрицательно качаете головой или никак не реагируете;

б) говорите: «Это не ваше дело!»;

в) говорите: «Да, я немного расстроен. Спасибо за участие»;

г) говорите: «Пустяки»;

д) говорите: «Я расстроен(а), оставьте меня одного(одну)».

9. Кто-то порицает вас за ошибку, совершенную другим человеком. В таких случаях вы обычно:

а) говорите: «Вы с ума сошли!»;

б) говорите: «Это не моя вина. Эту ошибку совершил кто-то другой»;

в) говорите: «Я не думаю, что это моя вина»;

г) говорите: «Оставьте меня в покое, вы не знаете, что вы говорите»;

д) принимаете свою вину или ничего не говорите.

10. Кто-то просит вас сделать что-либо, но вы не знаете, почему это должно быть сделано. Обычно в таких случаях вы:

а) говорите: «Это не имеет никакого смысла, я не хочу это делать»;

б) выполняете просьбу и ничего не говорите;

в) говорите: «Это глупость, я не собираюсь этого делать»;

г) прежде чем выполнить просьбу, говорите: «Объясните, пожалуйста, почему это должно быть сделано»;

д) говорите: «Если вы этого хотите...», — после чего выполняете просьбу.

11. Кто-то говорит вам, что по его мнению, то, что вы сделали, великолепно. В таких случаях вы обычно:

а) говорите: «Да, я обычно это делаю лучше, чем большинство других людей»;

б) говорите: «Нет, это не так уж и здорово»;

в) говорите: «Правильно, я действительно это делаю лучше всех»;

г) говорите: «Спасибо»;

д) игнорируете услышанное и ничего не отвечаете.

12. Кто-то был очень любезен с вами. В таких случаях обычно вы:

а) говорите: «Вы действительно были очень любезны по отношению ко мне»;

б) действуете так, будто этот человек не был столь любезен к вам, и говорите: «Да, спасибо»;

в) говорите: «Вы вели себя в отношении меня вполне нормально, но я заслуживаю большего»;

г) игнорируете этот факт и ничего не говорите;

д) говорите: «Вы вели себя в отношении меня недостаточно хорошо».

13. Вы разговариваете с приятелем очень громко, и кто-то говорит вам: «Извините, но вы ведете себя слишком шумно». В таких случаях вы обычно:

а) немедленно прекращаете беседу;

б) говорите: «Если вам это не нравится, проваливайте отсюда»;

в) говорите: «Извините, я буду говорить тише», — после чего беседуете приглушенным голосом;

г) говорите: «Извините» — и прекращаете беседу;

д) говорите: «Все в порядке» — и продолжаете громко разговаривать.

14. Вы стоите в очереди, и кто-то становится впереди вас. Обычно
в таких случаях вы:

а) негромко комментируете это, ни к кому не обращаясь, например: «Некоторые люди ведут себя очень нервно»;

б) говорите: «Становитесь в конец очереди!»;

в) ничего не говорите этому человеку;

г) говорите громко: «Выйди из очереди, ты, нахал!»;

д) говорите: «Я занял(а) очередь раньше вас. Пожалуйста, встаньте в конец очереди».

15. Кто-то делает что-то такое, что вам не нравится и вызывает
у вас сильное раздражение. Обычно в таких случаях вы:

а) выкрикиваете: «Вы болван, я ненавижу вас!»;

б) говорите: «Я сердит(а) на вас. Мне не нравится то, что вы делаете»;,

в) действуете так, чтобы навредить этому человеку, но ничего ему не говорите;

г) говорите: «Я рассержен(а). Вы мне не нравитесь»;

д) игнорируете это событие и ничего не говорите этому человеку.

16. Кто-то имеет что-то такое, чем вы хотели бы пользоваться.
Обычно в таких случаях вы:

а) говорите этому человеку, чтобы он дал вам эту вещь;

б) воздерживаетесь от всяких просьб;

в) отбираете эту вещь;

г) говорите этому человеку, что вы хотели бы пользоваться данным предметом, и затем просите его у него;

д) рассуждаете об этом предмете, но не просите его.

17. Кто-то спрашивает, может ли он получить у вас определенный предмет на временное пользование, но так как это новый предмет, вам не хочется его одалживать. В таких случаях вы обычно:

а) говорите: «Нет, я только что получил его и не хочу с ним расставаться; может быть когда-нибудь потом»;

б) говорите: «Вообще-то я не хотел бы его давать, но вы можете воспользоваться им»;

в) говорите: «Нет, приобретайте свой!»;

г) одалживаете этот предмет вопреки своему желанию;

д) говорите: «Вы с ума сошли!».

18. Какие-то люди ведут беседу о хобби, которым занимаетесь и вы. Вы хотели бы присоединиться к разговору. В таких случаях вы обычно:

а) ничего не говорите;

б) прерываете беседу и сразу же начинаете рассказывать о своих успехах в этом занятии;

в) подходите поближе к беседующим и при удобном случае вступаете в разговор;

г) подходите поближе и ожидаете, когда собеседники обратят на вас внимание;

д) прерываете беседу и тотчас начинаете говорить о том, как сильно вам нравится это занятие.

19. Вы занимаетесь своим хобби, а кто-то спрашивает: «Что вы делаете?». Обычно вы:

а) говорите: «О, это пустяк» или «Да ничего особенного»;

б) говорите: «Не мешайте, разве вы не видите, что я занят(а)?»;

в) продолжаете молча работать;

г) говорите: «Это совсем вас не касается»;

д) прекращаете работу и объясняете, что именно вы делаете.

20. В вашем присутствии кто-то споткнулся и упал. В таких случаях вы:

а) рассмеявшись, говорите: «Почему вы не смотрите под ноги?»;

б) говорите: «У вас все в порядке? Может быть я что-либо могу для вас сделать?»;

в) спрашиваете: «Что случилось?»;

г) говорите: «Это все колдобины на тротуаре»;

д) никак не реагируете на это событие.

21. Вы стукнулись головой о полку и набили шишку. Кто-то говорит: «С вами все в порядке?» Обычно вы:

а) говорите: «Я прекрасно себя чувствую. Оставьте меня в покое!»;

б) ничего не говорите, игнорируете этого человека;

в) говорите: «Почему вы не занимаетесь своим делом?»;

г) говорите: «Нет, я ушиб свою голову, спасибо за внимание ко мне»;

д) говорите: «Пустяки, у меня все будет в порядке».

22. Вы допустили ошибку, но вина за нее возложена на кого-то другого. Обычно в таких случаях вы:

а) ничего не говорите;

б) говорите: «Это их ошибка!»;

в) говорите: «Эту ошибку допустил(а) я»;

г) говорите: «Я не думаю, что это сделал этот человек»;

д) говорите: «Это их горькая участь».

23. Вы чувствуете себя оскорбленным(ной) словами, сказанными кем-то в ваш адрес. В таких случаях вы обычно:

а) уходите прочь от этого человека, не сказав ему, что он вас расстроил;

б) заявляете этому человеку, чтобы он не смел больше этого делать;

в) ничего не говорите этому человеку, хотя чувствуете себя обиженным(ой); „

г) в свою очередь оскорбляете этого человека;

д) заявляете этому человеку, что вам не нравится то, что он сказал, и что он не должен этого делать снова.

24. Кто-то часто перебивает вас, когда вы говорите. Обычно в
таких случаях вы:

а) говорите: «Извините, но я хотел(а) бы закончить свой рассказ»;

б) говорите: «Так не делают. Могу я продолжить свой рассказ?»;

в) прерываете этого человека, возобновляя свой рассказ;

г) ничего не говорите, позволяя другому человеку продолжать свою речь;

д) говорите: «Замолчите! Вы меня перебили!»

25. Кто-то просит вас сделать что-то, что помешало бы вам
осуществить свои планы. В этих условиях вы обычно:

а) говорите: «Я действительно имел(а) другие планы, но я сделаю то, что вы хотите»;

б) говорите: «Ни в коем случае! Поищите кого-нибудь еше»;

в) говорите: «Хорошо, я сделаю то, что вы хотите»;

г) говорите: «Отойдите, оставьте меня в покое»;

д) говорите: «Я уже приступил(а) к осуществлению других планов. Может быть, когда-нибудь потом».

26. Вы видите кого-то, с кем хотели бы встретиться и познакомиться. В этой ситуации вы обычно:

а) радостно окликаете этого человека и идете ему навстречу;

б) подходите к этому человеку, представляетесь и начинаете разговор;

в) подходите к этому человеку и ждете, когда он заговорит с вами;

г) подходите к этому человеку и начинаете рассказывать о ваших успехах;

д) ничего не говорите этому человеку.

27. Кто-то, кого вы раньше не встречали, останавливается и
окликает вас возгласом «Привет!» В таких случаях вы обычно:

а) говорите: «Что вам угодно?»;

б) ничего не говорите;

в) говорите: «Оставьте меня в покое»;

г) произносите в ответ «Привет!», представляетесь и просите этого человека представиться в свою очередь;

д) киваете головой, произносите «Привет!» и проходите мимо.

Данный тест выявляет умение общаться и представляет собой разновидность теста достижений, которые используются на экза­менах для определения умения решать математические, физичес­кие, лингвистические и другие задачи. Он построен по типу зада­чи, которая имеет правильный ответ. В тесте предполагается неко­торый эталонный вариант поведения, который соответствует ком­петентному, уверенному, партнерскому стилю. Степень прибли­жения к эталону можно определить по числу правильных ответов. Неправильные ответы подразделяются на «неправильные снизу» (зависимые) и «неправильные сверху» (агрессивные).

Опросник содержит описание 27 коммуникативных ситуаций. К каждой ситуации даются пять возможных вариантов поведения. Необходимо выбрать один, присущий именно данному человеку, способ поведения в конкретной ситуации.

С помощью ключа можно определить, к какому типу реагиро­вания относится выбранный вариант ответа: уверенному, зависи­мому или агрессивному. В итоге предлагается подсчитать число правильных и неправильных ответов в процентном отношении к общему числу выбранных ответов.

В опроснике представлены вопросы по коммуникативным си­туациям пяти типов:

- ситуациям, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнера (вопросы 1, 2, 11, 12);

- ситуациям, в которых необходимо реагировать на отрица­тельные высказывания партнера (вопросы 3, 4, 5, 15, 23, 24);

- ситуациям, в которых к человеку обращаются с просьбой (вопросы 6, 10, 14, 16, 17, 25);

- ситуациям беседы (вопросы 13, 18, 19, 26, 27);

- ситуациям, в которых требуется проявить эмпатию (понимание чувств и состояния другого человека (вопросы 7, 8, 9, 20, 21, 22).

 

Обработка и анализ результатов

С помощью ключа определите, какой способ общения вы вы­брали (зависимый, компетентный или агрессивный) в каждой предложенной ситуации. Проанализируйте результаты. Какие уме­ния у вас сформированы? Какой тип поведения преобладает?

Блоки умений:

- умение оказывать и принимать знаки внимания/комплимен­ты (вопросы 1, 2, 11, 12);

- умение реагировать на справедливую критику (вопросы 4, 13);

- умение реагировать на несправедливую критику (вопросы 3, 9)

- умение реагировать на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника (вопросы 5, 14, 15, 23, 24);

- умение обращаться к другому с просьбой (вопросы 6, 16)

- умение отвечать отказом на чужую просьбу (вопросы 10, 17, 25).

- умение проявлять сочувствие, поддержку (вопросы 7, 20)

- умение принимать сочувствие и поддержку со стороны других (вопросы 8, 21);

- умение вступать в контакт с другим человеком (вопросы 18, 26)

- умение реагировать на попытку другого человека вступить в контакт (вопросы 19, 27).

 

Номер вопроса Зависимый способ общения Компетентный способ общения Агрессивный способ общения
  а; г б; в д
     
  а; в д б, г
  в; д б а, г
  б; д г а, в
  г а, б в, д
  а; г в; д б
  б; г а; в д
       
  а; г в б, Д
  Д б;,в а, г
  б; д г а, в
] 1 б; д г а, в
 
  б; г а в, д
       
а; г в б; д
  а; в д б; г
  в; д б а; г
  б; д г а; в
  г а; б д; в
  а; г в б;д
  а; в д б; г
  г; д б; в а
  б г; д а; в
  а в; г б;д
  а; в д б; г
  г а; б в; д
  в а; д б; г
  в; д а; б г
  б; д а; г в

Например, если в вопросах 1, 2 и 12 вы выбрали ответы «а», а в вопросе 11 – «б», то это значит, что умение принимать даже заслу­женные похвалы у вас развито слабо: три из четырех реакций были зависимыми, неуверенными, и только одна (вопрос 11) — уверен­ной. Или если в вопросах 3 и 9 вы выбрали ответы «а» или «г» — вы агрессивно реагируете на критику, независимо от ситуации.

 

Тема «Коммуникативная компетентность педагога»

Опросник для выявления выраженности макиавеллизма (склонности к манипулированию другими людьми) [2]

Опросник предложен Кристи и Гейс (Christie, Geis, 1970) и состоит из 20 утверждений, половина из которых положительно, а другая – отрицательно связаны с данной чертой личности. Ответы даются по следующей градации: «совершенно согласен», «согласен», «трудно сказать», «не согласен», «совершенно не согласен».

Текст опросника

1. Никогда не говори кому-либо, почему ты делаешь что-то, если это тебе не приносит выгоды (+).

2. Большинство людей – хорошие и добрые (-).

3. Наилучший способ ладить с другими людьми – это говорить им только приятные вещи (+).

4. Ты должен делать что-либо лишь в том случае, если совершенно уверен, что это правильно (-).

5. Самое лучшее – это верить, что любой человек будет жульничать, если только представится подходящий случай (+).

6. Нужно всегда быть честным, несмотря ни на что (-).

7. Иногда можно и вред другому причинить, чтобы получить то, что хочется (+).

8. Большинство людей не будет работать прилежно, если их не заставлять (+).

9. Лучше быть обыкновенным, рядовым человеком и честным, чем известным и нечестным (-).

10. Лучше честно сказать человеку, почему тебе нужно, чтобы он помог тебе, чем изобретать какую-нибудь небылицу и обманным путем побудить его помогать тебе (-).

11. Преуспевающие люди в основном честные и хорошие (-).

12. Тот, кто верит всем, подвергает себя большой опасности (+).

13. Преступник – такой же человек, как и все мы, только он оказался настолько глуп, что попался (+).

14. Большинство людей правдивы (-).

15. Быть добрым, хорошим с важными для тебя людьми, даже когда ты не любишь их, – это умно (+).

16. Можно быть хорошим человеком всегда и во всем (-).

17. Большинство людей не поддаются обману (их нелегко обмануть) (-).

18. Иногда надо немножко жульничать, обманывать, чтобы получить то, что хочешь (+).

19. Лгать, обманывать всегда нехорошо (-).

20. Потеря денег – это гораздо большая неприятность, чем потеря друга (+).

Обработка данных и выводы

Оценка каждого утверждения производится по 5-балльной шкале. В утверждениях, где стоит знак «+»: «совершенно согласен» = +5; «согласен» = +4; «трудно сказать» = +3; «не согласен» = +2; «совершенно не согласен» = +1. В случае со знаком «-» – наоборот: «совершенно согласен» = +1; а «совершенно не согласен» = = +5. Количество набранных баллов суммируется, и результат показывает уровень «макиавеллизма» данного человека (от 20 – у искреннего, открытого, совершенно не умеющего манипулировать другими людьми «простачка» до 100 – у человека в высшей степени манипулирующего).

2. Экспертная оценка коммуникативной компетентности [3]

Если у вас уже был опыт педагогической деятельности (например, в рамках педагогической практики, или даже если вы просто проводили какой-то фрагмент учебного семинара в вузе для своих сокурсников) для диагностики эффективности педагогической коммуникации можно использовать метод экспертных оценок. В качестве экспертов могут выступать лица, компетентные в области педагогического взаимодействия, и имеющие возможность непосредственно наблюдать коммуникацию педагога и учащихся в аудитории (например, руководители практики, педагоги вуза или однокурсники – «наблюдатели»). Для оценки степени коммуникативных свойств можно воспользоваться «Картой коммуникативной деятельности» А.А. Леонтьева.

Инструкция. Экспертам предлагается карта коммуникативной деятельности. Каждый эксперт ставит оценки независимо, после чего подсчитывается усредненная оценка всех экспертов по каждому коммуникативному качеству. При анализе и обсуждении результата эксперта можно попросить обосновать, какие действия педагога вызвали ту или иную оценку.

Карта коммуникативной деятельности

  Доброжелательность 7 6 5 4 3 2 1 Недоброжелательность
  Заинтересованность 7 6 5 4 3 2 1 Безразличие
  Поощрение инициативы обучаемых 7 6 5 4 3 2 1 Подавление инициативы
  Открытость (свободное выражение чувств, отсутствие «маски») 7 6 5 4 3 2 1 Закрытость (стремление держаться за социальную роль, боязнь своих недостатков, тревога за престиж)
  Активность (все время в общении, держит обучаемых «в тонусе») 7 6 5 4 3 2 1 Пассивность (не управляет процессом общения, пускает его на самотек)
  Гибкость (легко схватывает и разрешает возникшие проблемы, конфликты) 7 6 5 4 3 2 1 Жесткость (не замечает изменений в настроении аудитории, направлен на себя)
  Дифференцированность (индивидуальный подход к обучаемым) 7 6 5 4 3 2 1 Отсутствие дифференцированности (нет индивидуального подхода к обучаемым)

Обработка данных. Подсчитывается усредненная экспертная оценка. Диапазон этих оценок может колебаться от 7 до 49 баллов. На основе средней оценки экспертов делается заключение о степени коммуникативной эффективности.

Интерпретация данных:

45-49 баллов – педагог достиг вершин коммуникативного мастерства;

35-44 балла – высокая оценка коммуникативной деятельности;

20-34 балла – удовлетворительное овладение приемами общения;

11-19 баллов – низкая оценка коммуникативной деятельности, педагог пассивен в общении с обучающимися;

7-11 баллов – очень низкая оценка, взаимодействие с обучаемыми отсутствует, педагогические функции ограничиваются лишь информированием.

Тема «Социальное взаимодействие в педагогическом процессе»

Методика диагностики коммуникативной социальной компетентности (КСК) [4]

Инструкция к тесту: Вам предлагается ряд вопросов и три варианта ответов на каждый из них (а, б, в). Отвечать нужно следующим образом:

1. сначала прочтите вопрос и варианты ответов на него;

2. выберите один из предложенных вариантов ответа, отражающий ваше мнение, и поставьте соответствующую букву (а, б или в) на листе для ответов.

Помните следующие правила:

· не тратьте много времени на обдумывание ответов; давайте тот ответ, который первым приходит в голову;

· старайтесь не прибегать слишком часто к промежуточным ответам типа «не уверен», «нечто среднее» и т.п. Таких ответов должно быть как можно меньше;

· ни в коем случае ничего не пропускайте. На каждый вопрос необходимо дать ответ;

· отвечайте как можно более искренне. Не надо стараться произвести хорошее впечатление своими ответами, они должны соответствовать действительности.

А теперь, пожалуйста, приступайте к работе. Свои ответы в буквенной форме необходимо проставлять либо в опросном листе рядом с номером вопроса, либо в специальном бланке.

Памятка экспериментатору: Обращайте внимание на то, понял ли опрашиваемый инструкцию, готов ли искренне ответить на поставленные вопросы. Помните, что следует ответить на все вопросы. Необходимо подчеркнуть, что нежелательно часто использовать промежуточные ответы и подолгу размышлять над ними. Если опрашиваемых несколько, то они не должны советоваться друг с другом.

Текст опросника:

1. Я хорошо понял инструкцию и готов искренне ответить на вопросы:

а) да; б) не уверен; в) нет

2. Я предпочел бы снимать дачу:

а) в оживленном дачном поселке; б) нечто среднее; в) в уединенном месте, в лесу.

3. Я предпочитаю несложную классическую музыку современным популярным мелодиям:

а) верно; б) не уверен; в) неверно.

4. По-моему, интереснее быть:

а) инженером-конструктором; б) не знаю; в) драматургом.

5. Я достиг бы в жизни гораздо большего, если бы люди не были настроены против меня:

а) да; б) не знаю; в) нет.

6. Люди были бы счастливее, если бы больше времени проводили в обществе своих друзей:

а) да; б) верно нечто среднее; в) нет.

7. Строя планы на будущее, я часто рассчитываю на удачу:

а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет.

8. «Лопата» так относится к «копать», как «нож» к:

а) острый; б) резать; в) точить.

9. Почти все родственники хорошо ко мне относятся:

а) да; б) не знаю; в) нет.

10. Иногда какая-нибудь навязчивая мысль не дает мне уснуть:

а) да, это верно; б) не уверен; в) нет.

11. Я никогда ни на кого не сержусь:

а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет.

12. При равной продолжительности рабочего дня и одинаковой зарплате мне было бы интереснее работать:

а) столяром или поваром; б) не знаю, что выбрать; в) официантом в хорошем ресторане.

13. Большинство знакомых считают меня веселым собеседником:

а) да; б) не уверен; в) нет.

14. В школе я предпочитал:

а) уроки музыки (пения); б) затрудняюсь сказать; в) занятия в мастерских, ручной труд.

15. Мне определенно не везет в жизни:

а) да; б) верно нечто среднее; в) нет.

16. Когда я учился в 7-10 классах, я участвовал в спортивной жизни школы:

а) очень редко; б) от случая к случаю; в) довольно часто.

17. Я поддерживаю дома порядок и всегда знаю, что где лежит:

а) да; б) верно нечто среднее; в) нет.

18. «Усталый» так относится к «работе», как «гордый» к:

а) улыбка; б) успех; в) счастливый.

19. Я веду себя так, как принято в кругу людей, среди которых я нахожусь:

а) да; б) когда как; в) нет.

20. В своей жизни я, как правило, достигаю тех целей, которые ставлю перед собой:

а) да; б) не уверен; в) нет.

21. Иногда я с удовольствием слушаю неприличные анекдоты:

а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет.

22. Если бы мне пришлось выбирать, я предпочел бы быть:

а) лесничим; б) трудно выбрать; в) учителем старших классов.

23. Мне хотелось бы ходить в кино, на разные представления и в другие места, где можно развлечься:

а) чаще одного раза в неделю (чаще, чем большинство людей); б) примерно раз в неделю (как большинство); в) реже одного раза в неделю (реже, чем большинство).

24. Я хорошо ориентируюсь в незнакомой местности: легко могу сказать, где север, юг, восток или запад:

а) да; б) нечто среднее; в) нет.

25. Я не обижаюсь, когда люди надо мной подшучивают:

а) да; б) когда как; в) нет.

26. Мне бы хотелось работать в отдельной комнате, а не вместе с коллегами:

а) да; б) не уверен; в) нет.

27. Во многих отношениях я считаю себя вполне зрелым человеком:

а) это верно; б) не уверен; в) это неверно.

28. Какое из данных слов не подходит к двум остальным:

а) свеча; б) луна; в) лампа.

29. Обычно люди неправильно понимают мои поступки:

а) да; б) верно нечто среднее; в) нет.

30. Мои друзья:

а) меня не подводили; б) изредка; в) довольно часто.

31. Обычно я перехожу улицу там, где мне удобно, а не там, где положено:

а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет.

32. Если бы я сделал полезное изобретение, я предпочел бы:

а) дальше работать над ним в лаборатории; б) трудно выбрать; в) позаботиться о его практическом использовании.

33. У меня безусловно меньше друзей, чем у большинства людей:

а) да; б) нечто в) среднее; нет.

34. Мне больше нравится читать:

а) реалистические описания острых военных или политических конфликтов; б) не знаю, что выбрать; в) роман, возбуждающий воображения и чувства.

35. Моей семье не нравится специальность, которую я выбрал:

а) да; б) верно нечто среднее; в) нет.

36. Мне легче решить трудный вопрос или проблему:

а) если я обсуждаю их с другими; б) верно нечто среднее; в) если обдумываю их в одиночестве.

37. Выполняя какую-либо работу, я не успокаиваюсь, пока не будут учтены даже самые незначительные детали

а) верно; б) среднее; в) неверно.

38. «Удивление» относится к «необычный», как «страх» к:

а) храбрый; б) беспокойный; в) ужасный.

39. Меня всегда возмущает, когда кому-либо ловко удается избежать заслуженного наказания:

а) да; б) по-разному; в) нет.

40. Мне кажется, что некоторые люди не замечают или избегают меня, хотя не знаю, почему:

а) верно; б) не уверен; в) неверно.

41. В жизни не было случая, чтобы я нарушил обещание:

а) да; б) не знаю; в) нет.

42. Если бы я работал в хозяйственной сфере, мне было бы интересно:

а) беседовать с заказчиками, клиентами; б) нечто среднее; в) вести отчеты и другую документацию.

43. Я считаю, что:

а) нужно жить по принципу: «Делу время, потехе час»; б) нечто среднее между «а» и «в»;

в) жить нужно весело, не особенно заботясь о завтрашнем дне.

44. Мне было бы интересно полностью поменять сферу деятельности:

а) да; б) не уверен; в) нет.

45. Я считаю, что моя семейная жизнь не хуже, чем у большинства моих знакомых:

а) да; б) трудно сказать; в) нет.

46. Мне неприятно, если люди считают, что я слишком невыдержан и пренебрегаю правилами приличия:

а) очень; б) немного; в) совсем не беспокоит.

47. Бывают периоды, когда трудно удержаться от чувства жалости к самому себе:

а) часто; б) иногда; в) никогда.

48. Какая из следующих дробей не подходит к двум остальным:

а) 3/7; б) 3/9; в) 3/11.

49. Я уверен, что обо мне говорят за моей спиной:

а) да; б) не знаю; в) нет.

50. Когда люди ведут себя неблагоразумно и безрассудно:

а) я отношусь к этому спокойно; б) нечто среднее; в) испытываю к ним чувство презрения.

51. Иногда мне очень хочется выругаться:

а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет.

52. При одинаковой зарплате я предпочел бы быть:

а) адвокатом; б) затрудняюсь ответить; в) штурманом или летчиком.

53. Мне доставляет удовольствие совершать рискованные поступки только для забавы:

а) да; б) нечто среднее; в) нет.

54. Я люблю музыку:

а) легкую, живую; б) нечто среднее; в) эмоционально насыщенную, сентиментальную.

55. Самое трудное для меня – это справиться с собой:

а) верно; б) не уверен; в) неверно.

56. Я предпочитаю планировать свои дела сам, без постороннего вмешательства и чужих советов:

а) да; б) нечто среднее; в) нет.

57. Иногда чувство зависти влияет на мои поступки:

а) да; б) нечто среднее; в) нет.

58. «Размер» так относится к «сумма», как «нечестный» к:

а) тюрьма; б) грешный; в) укравший.

59. Родители и члены семьи часто придираются ко мне:

а) да; б) верно нечто среднее; в) нет.

60. Когда я слушаю музыку, а рядом громко разговаривают:

а) это мне не мешает, я могу сосредоточиться; б) верно нечто среднее; в) это портит мне удовольствие и злит меня.

61. Временами мне приходят в голову такие нехорошие мысли, что о них лучше не рассказывать:

а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет.

62. Мне кажется, интереснее быть:

а) художником; б) не знаю, что выбрать; в) директором театра или киностудии.

63. Я предпочел бы одеваться скорее скромно, так, как все, чем броско и оригинально:

а) согласен; б) не уверен; в) не согласен.

64. Не всегда можно осуществить что-либо постепенными, умеренными методами, иногда необходимо приложить силу:

а) согласен; б) нечто среднее; в) нет.

65. Я любил школу:

а) да; б) трудно сказать; в) нет.

66. Я лучше усваиваю материал:

а) читая хорошо написанную книгу; б) верно нечто среднее; в) участвуя в коллективном обсуждении.

67. Я предпочитаю действовать по-своему, вместо того чтобы придерживаться общепринятых правил:

а) согласен; б) не уверен; в) не согласен.

68. АВ так относится к ГВ, как СР к:

а) ПО; б) ОП; в) ТУ.

69. Обычно я удовлетворен своей судьбой:

а) да; б) не знаю; в) нет.

70. Когда приходит время для осуществления того, что я заранее планировал и ждал, я иногда чувствую себя не в состоянии это сделать:

а) согласен; б) нечто среднее; в) не согласен.

71. Не все мои знакомые мне нравятся:

а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет.

72. Если бы меня попросили организовать сбор денег на подарок кому-нибудь или участвовать в организации юбилейного торжества:

а) я согласился бы; б) не знаю, что сделал бы; в) сказал бы, что, к сожалению, очень занят.

73. Вечер, проведенный за любимым занятием, привлекает меня больше, чем оживленная вечеринка:

а) согласен; б) не уверен; в) не согласен.

74. Меня больше привлекает красота стиха, чем красота и совершенство оружия:

а) да; б) не уверен; в) нет.

75. У меня больше причин чего-либо опасаться, чем у моих знакомых:

а) да; б) трудно сказать; в) нет.

76. Работая над чем-то, я предпочел бы делать это:

а) в коллективе; б) не знаю, что выбрать; в) самостоятельно.

77. Прежде чем высказать свое мнение, я предпочитаю подождать, пока буду полностью уверен в своей правоте:

а) всегда; б) обычно; в) только если это практически возможно.

78. «Лучший» так относится к «наихудший», как «медленный» к:

а) скорый; б) наилучший; в) быстрейший.

79. Я совершаю много поступков, о которых потом жалею:

а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет.

80. Обычно я могу сосредоточенно работать, не обращая внимания на то, что люди вокруг меня шумят:

а) да; б) нечто среднее; в) нет.

81. Я никогда не откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня:

а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет.

82. У меня было:

а) очень мало выборных должностей; б) несколько; в) много выборных должностей.

83. Я провожу много свободного времени, беседуя с друзьями о тех приятных событиях, которые мы вместе переживали когда-то:

а) да; б) нечто среднее; в) нет.

84. На улице я остановлюсь, чтобы посмотреть скорее на работу художника, чем на уличную ссору или дорожное происшествие:

а) да; б) не уверен; в) нет.

85. Иногда мне очень хотелось уйти из дома:

а) да; б) не уверен; в) нет.

86. Я предпочел бы жить тихо, как мне нравится, нежели быть предметом восхищения благодаря своим друзьям:

а) да; б) верно нечто среднее; в) нет.

87. Разговаривая, я склонен:

а) высказывать свои мысли сразу, как только они приходят в голову; б) верно нечто среднее; в) прежде хорошенько собраться с мыслями.

88. Какое из следующих сочетаний знаков должно продолжить этот ряд Х0000ХХ000ХХХ:

а) 0ХХХ; б) 00ХХ; в) Х000.

89. Мне безразлично, что обо мне думают другие:

а) да; б) нечто среднее; в) нет.

90. У меня бывают такие волнующие сны, что я просыпаюсь:

а) часто; б) изредка; в) практически никогда.

91. Я каждый день прочитываю всю газету:

а) да; б) трудно сказать; в) нет.

92. Ко дню рождения, к праздникам:

а) я люблю делать подарки; б) затрудняюсь ответить; в) считаю, что покупка подарков – несколько неприятная обязанность.

93. Очень не люблю бывать там, где не с кем поговорить:

а) верно; б) не уверен; в) неверно.

94. В школе я предпочитал:

а) русский язык; б) трудно сказать; в) математику.

95. Кое-кто затаил злобу против меня:

а) да; б) не знаю; в) нет.

96. Я охотно участвую в общественной жизни, в работе разных комиссий и т.д.:

а) да; б) нечто среднее; в) нет.

97. Я твердо убежден, что начальник может быть не всегда прав, но всегда имеет возможность настоять на своем:

а) да; б) не уверен; в) нет.

98. Какое из следующих слов не подходит к двум остальным:

а) какой-либо; б) несколько; в) большая часть.

99. В веселой компании мне бывает неудобно дурачиться вместе с другими:

а) да; б) по-разному; в) нет.

100. Если я совершил какой-то промах в обществе, то довольно быстро забываю о нем:

а) да; б) нечто среднее; в) нет.

Обработка и интерпретация результатов теста

Ответы надо сравнить с ключом:

· В случае совпадения буквы, указанной в ключе, и буквы ответа, который выбрал опрашиваемый, за данный ответ начисляется 2 балла.

· За промежуточный ответ «б» всегда начисляется 1 балл.

· В случае несовпадения буквы ответа и буквы ключа начисляется 0 баллов.

Обработка по фактору В (логическое мышление) несколько другая:

· В случае совпадения буквы ответа с буквой ключа присваивается 2 балла,

· В случае несовпадения – 0 баллов.

Ключ к тесту:

  11а 21в 31в 41а 51в 61в 71в 81а 91а Л
  12в 22в 32в 42а 52а 62в 72а 82в 92а А
  13а 23а 33в 43в 53а 63в 73в 83а 93в Д
  14а 24в 34в 44а 54в 64а 74а 84а 94а К
  15а 25в 35а 45в 55а 65в 75в 85а 95а П
  16а 26а 36в 46а 56а 66в 76в 86а 96в М
  17а 27а 37а 47в 57в 67в 77а 87в 97а Н
  18б 28б 38в 48б 58в 68б 78в 88б 98а В
  19в 29а 39в 49а 59а 69в 79а 89а 99в П
  10в 20а 30а 40в 50а 60а 70в 80а 90в 100а С

Полученные таким образом баллы суммируются по каждому фактору:

· По факторам А, В, С, Д, К, М, Н, Л максимальное число баллов 20.

· По фактору П – 40 баллов (сложить 5 и 9 строки).

Количество баллов от 16 до 20 (по факторам А, В, С, Д, К, М, Н) является высокой оценкой по данному фактору, значит, соответствующее качество личности явно выражено (например, общительность по фактору А).

Количество баллов 13, 14, 15 говорит об определенном преобладании качества, соответствующего высокой оценке (например, общительности над замкнутостью).

Количество баллов 5, 6, 7 свидетельствует о преобладании качества, соответствующего низкой оценке (например, замкнутости над общительностью).

Количество баллов 8-12 означает примерное равновесие между двумя противоположными личностными качествами (например, в меру открыт, в меру замкнут).

Если опрашиваемый набрал 12 и более баллов по шкале Л, то результаты опроса необходимо признать недостоверными.

Если опрашиваемый набрал более 20 (из 40) баллов по шкале П (склонность к асоциальному поведению), то это свидетельствует об определенных личностных проблемах в какой-либо сфере жизни: в семье, в отношениях с друзьями, на работе, в отношениях с окружающими). В этом случае необходимо провести дополнительное собеседование, чтобы выявить, насколько серьезны возникшие проблемы.

Фактор А

· Высокая оценка +А – открытый, легкий, общительный.

· Низкая оценка –А – необщительный, замкнутый.

Фактор В

· Высокая оценка +В – с развитым логическим мышлением, сообразительный.

· Низкая оценка –В – невнимательный или со слаборазвитым логическим мышлением.

Фактор С

· Высокая оценка +С – эмоционально устойчивый, зрелый, спокойный.

· Низкая оценка –С – эмоционально неустойчивый, изменчивый, поддающийся чувствам.

Фактор Д

· Высокая оценка +Д – жизнерадостный, беспечный, веселый.

· Низкая оценка –Д – трезвый, молчаливый, серьезный.

Фактор К

· Высокая оценка +К – чувствительный, тянущийся к другим, с художественным мышлением.

· Низкая оценка –К – полагающийся на себя, реалистичный, рациональный.

Фактор М

· Высокая оценка +М – предпочитающий собственные решения, независимый, ориентированный на себя.

· Низкая оценка –М – зависимый от группы, компанейский, следует за общественным мнением.

Фактор Н

· Высокая оценка +Н – контролирующий себя, умеющий подчинять себя правилам.

· Низкая оценка –Н – импульсивный, неорганизованный.

Кроме того, данный опросник позволяет выявить склонность к асоциальному поведению (фактор П), что может характеризоваться пренебрежением к принятым общественным нормам, моральным и этическим ценностям, установившимся правилам поведения и обычаям.

Включена в опросник и шкала правдивости (фактор Л), которая позволяет судить о достоверности полученных результатов.

Уровневая оценка факторов (в баллах):

· 16-20 – максимальный уровень;

· 13-15 – преобладающая выраженность факторов;

· 8-12 – средний уровень;

· 5-7 – низкий уровень.

2. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность»

Методика предназначена для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик.

Инструкция

Вам предлагается ряд утверждений. При согласии с утверждением в карте опроса (приводится ниже) в соответствующем квадратике поставьте знак «+» («да»), при несогласии – знак «-» («нет»).

Текст опросника

1. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

2. В спорах я всегда стараюсь захватить инициативу.

3. Мне чаще всего не воздают должное за мои дела.

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не уступлю.

5. Я стараюсь делать все, чтобы избежать напряженности в отношениях.

6. Если по отношению ко мне поступают несправедливо, то я про себя накликаю обидчику всякие несчастья.

7. Я часто злюсь, когда мне возражают.

8. Я думаю, что за моей спиной обо мне говорят плохо.

9. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.

10. Мнение, что нападение – лучшая защита, правильное.

11. Обстоятельства почти всегда благоприятнее складываются для других, чем для меня.

12. Если мне не нравится установленное правило, я стараюсь его не выполнять.

13. Я стараюсь найти такое решение спорного вопроса, которое удовлетворило бы всех.

14. Я считаю, что добро эффективнее мести.

15. Каждый человек имеет право на свое мнение.

16. Я верю в честность намерений большинства людей.

17. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

18. В споре я часто перебиваю собеседника, навязывая ему мою точку зрения.

19. Я часто обижаюсь на замечания других, даже если и понимаю, что они справедливы.

20. Если кто-то «корчит» из себя важную персону, я всегда поступаю ему наперекор.

21. Я предлагаю, как правило, среднюю позицию.

22. Я считаю, что лозунг из мультфильма: «Зуб за зуб, хвост за хвост» справедлив.

23. Если я все обдумал, то я не нуждаюсь в советах других.

24. С людьми, которые со мной любезнее, чем я мог ожидать, я держусь настороженно.

25. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на это внимания.

26. Я считаю бестактным не давать высказаться в споре другой стороне.

27. Меня обижает отсутствие внимания со стороны окружающих.

28. Я не люблю поддаваться в игре даже детям.

29. В споре я стараюсь найти то, что устроит обе стороны.

30. Я уважаю людей, которые не помнят зла.

31. Утверждение «Ум – хорошо, а два – лучше» – справедливо.

32. Утверждение «Не обманешь – не проживешь» – тоже справедливо.

33. У меня никогда не бывает вспышек гнева.

34. Я могу внимательно и до конца выслушать аргументы спорящего со мной.

35. Я всегда обижаюсь, если среди награжденных за дело, в котором я участвовал, нет меня.

36. Если в очереди кто-то пытается доказать, что он стоит впереди меня, я ему не уступаю.

37. Я стараюсь избегать обострения отношений.

38. Часто я воображаю те наказания, которые могли бы обрушиться на моих обидчиков.

39. Я не считаю, что я глупее других, поэтому их мнение – мне не указ.

40. Я осуждаю недоверчивых людей.

41. Я всегда спокойно реагирую на критику, даже если она кажется мне несправедливой.

42. Я всегда убежденно отстаиваю свою правоту.

43. Я не обижаюсь на шутки друзей, даже если они злые.

44. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение важного для всех вопроса.

45. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

46. Я верю, что за зло можно отплатить добром, и действую в соответствии с этим.

47. Я часто обращаюсь к коллегам, чтобы узнать их мнение.

48. Если меня хвалят, значит, этим людям от меня что-то нужно.

49. В конфликтной ситуации я хорошо владею собой.

50. Мои близкие часто обижаются на меня за то, что в разговоре с ними я им «рта не даю открыть».

51. Меня не трогает, если при похвале за общую работу не упоминается мое имя.

52. Ведя переговоры со старшим по должности, я стараюсь ему не возражать.

53. В решении любой проблемы я предпочитаю «золотую середину».

54. У меня отрицательное отношение к мстительным людям.

55. Я не думаю, что руководитель должен считаться с мнением подчиненных, ведь отвечать за все ему.

56. Я часто боюсь подвохов со стороны других людей.

57. Меня не возмущает, когда люди толкают меня на улице или в транспорте.

58. Когда я разговариваю с кем-то, меня так и подмывает скорее изложить свое мнение.

59. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.

60. Я всегда стараюсь выйти из вагона раньше других.

61. Вряд ли можно найти такое решение, которое бы всех удовлетворило.

62. Ни одно оскорбление не должно оставаться безнаказанным.

63. Я не люблю, когда другие лезут ко мне с советами.

64. Я подозреваю, что многие поддерживают со мной знакомство из корысти.

65. Я не умею сдерживаться, когда меня незаслуженно упрекают.

66. При игре в шахматы или настольный теннис я больше люблю атаковать, чем защищаться.

67. У меня вызывают сожаление чрезмерно обидчивые люди.

68. Для меня не имеет большого значения, чья точка зрения в споре окажется правильной – моя или чужая.

69. Компромисс не всегда является лучшим разрешением спора.

70. Я не успокаиваюсь до тех пор, пока не отомщу обидчику.

71. Я считаю, что лучше посоветоваться с другими, чем принимать решение одному.

72. Я сомневаюсь в искренности слов большинства людей.

73. Обычно меня трудно вывести из себя.

74. Если я вижу недостатки у других, я не стесняюсь их критиковать.

75. Я не вижу ничего обидного в том, что мне говорят о моих недостатках.

76. Будь я на базаре продавцом, я не стал бы уступать в цене за свой товар.

77. Пойти на компромисс – значит показать свою слабость.

78. Справедливо ли мнение, что если тебя ударили по одной щеке, то надо подставить и другую?

79. Я не чувствую себя ущемленным, если мнение другого оказывается более правильным.

80. Я никогда не подозреваю людей в нечестности.

Обработка результатов

Для удобства обработки ответов (мнений по утверждениям) целесообразно, чтобы испытуемые свои ответы («да», «нет») заносили в карту опроса, имеющую следующий вид:

Ответы на вопросы соответствуют 8 шкалам: «вспыльчивость», «наступательность», «обидчивость», «неуступчивость», «компромиссность», «мстительность», «нетерпимость к мнению других», «подозрительность». За каждый ответ «да» или «нет» в соответствии с ключом к каждой шкале начисляется 1 балл. По каждой шкале испытуемые могут набрать от 0 до 10 баллов.

Ключ к расшифровке ответов

Ответы «да» по позициям 1, 9, 17, 65 и ответы «нет» по позициям 25, 33, 41, 49, 57, 73 свидетельствуют о склонности субъекта к вспыльчивости.

Ответы «да» по позициям 2, 10, 18, 42, 50, 58, 66, 74 и ответы «нет» по позициям 26, 34 свидетельствуют о склонности к наступательности, напористости.

Ответы «да» по позициям 3, 11, 19, 27, 35, 59 и ответы «нет» по позициям 43, 51, 67, 75 – о склонности к обидчивости.

Ответы «да» по позициям 4, 12, 20, 28, 36, 60, 76 и ответы «нет» по позициям 44, 52, 68 – о склонности к неуступчивости.

Ответы «да» по позициям 5, 13, 21, 29, 37, 45, 53 и ответы «нет» по позициям 61, 69, 77 – о склонности к бескомпромиссности.

Ответы «да» по позициям 6, 22, 38, 62, 70 и ответы «нет» по позициям 14, 30,

46, 54, 78 – о склонности к мстительности.

Ответы «да» по позициям 7, 23, 39, 55, 63 и ответы «нет» по позициям 15, 31,

47, 71, 79 – о склонности к нетерпимости к мнению других.

Ответы «да» по позициям 8, 24, 32, 48, 56, 64, 72 и ответы «нет» по позициям 16, 40, 80 – о склонности к подозрительности.

Выводы

Сумма баллов по шкалам «наступательность (напористость)», «неуступчивость» дает суммарный показатель позитивной агрессивности субъекта. Сумма баллов, набранная по шкалам «нетерпимость к мнению других», «мстительность», дает показатель негативной агрессивности субъекта. Сумма баллов по шкалам «бескомпромиссность», «вспыльчивость», «обидчивость», «подозрительность» дает обобщенный показатель конфликтности.

 

Тема «Межличностные отношения»

1. Методика «Мотивация аффилиации» [5]

Методика (тест) А. Меграбяна в модификации М. Ш. Магомед-Эминова предназначена для диагностики двух обобщенных устойчивых мотиваторов, входящих в струк­туру мотивации аффилиации, — стремления к принятию (СП) и страха отвержения (СО). Тест состоит, соответственно, из двух шкал: СП и СО.

Инструкция

Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. При согласии с утверждением рядом с его цифровым обозначением ставьте на бланке для ответа знак «+» («да»), при не­согласии — знак «-» («нет»). При прочтении (или прослушивании) утверждения не трать­те много времени на обдумывание ответов. Давайте тот ответ, который первым пришел вам на ум.

В тесте нет «хороших» или «плохих» ответов, поэтому не старайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Выражайте свое мнение искренне.

Текст опросника для шкалы СП

1. Я легко схожусь с людьми.

2. Когда я расстроен, то предпочитаю быть на людях, чем оставаться в одиночестве.

3. Я предпочел бы, чтобы меня считали способным и сообразительным, чем общительным и дружелюбным.

4. Я меньше, чем большинство людей, нуждаюсь в близких друзьях.

5. О своих переживаниях я говорю людям скорее часто и охотно, чем редко и в особых слу­чаях.

6. От хорошего фильма я получаю больше удовольствия, чем от большой компании.

7. Мне нравится заводить как можно больше друзей.

8. Я скорее предпочел бы провести свой отдых вдали от людей, чем на оживленном ку­рорте.

9. Я думаю, что большинство людей славу и почет ценят превыше дружбы.

10. Я предпочел бы самостоятельную работу коллективной.

11. Излишняя откровенность с друзьями может повредить.

12. Когда я встречаю на улице знакомого, я не просто здороваюсь, проходя мимо, а стараюсь перекинуться с ним парой слов.

13. Независимость и свободу от других я предпочитаю прочным дружеским узам.

14. Я посещаю компании и вечеринки потому, что это хороший способ завести друзей.

15. Если мне нужно принять важное решение, то я скорее посоветуюсь с друзьями, чем ста­ну обдумывать его один.

id. Я не доверяю слишком открытому проявлению дружеских чувств.

17- У меня очень много близких друзей.

18. Когда я нахожусь с незнакомыми людьми, мне совсем не важно, нравлюсь я им или нет.

19. Индивидуальные развлечения я предпочитаю групповым.

20. Открытые эмоциональные люди привлекают меня больше, чем серьезные, сосредоточен­ные.

21. Я скорее прочту интересную книгу или посмотрю телевизор, чем проведу время на вече­ринке.

22. Путешествуя, я больше люблю общаться с людьми, чем наслаждаться видами и посе­щать достопримечательности в одиночестве.

23. Мне легче решить трудный вопрос, когда я обдумываю его один, чем когда обсуждаю с другими.

24. Я считаю, что в трудных жизненных ситуациях скорее нужно рассчитывать только на свои силы, чем надеяться на помощь друзей.

25. Даже в компании мне трудно полностью отвлечься от забот и срочных дел.

26. Оказавшись на новом месте, я быстро приобретаю широкий круг знакомых.

27. Вечер, проведенный за любимым занятием, привлекает меня больше, чем оживленная вечеринка.

28. Я избегаю слишком близких отношений с людьми, чтобы не потерять личную свободу.

29. Когда у меня плохое настроение, я скорее стараюсь не показывать своих чувств, чем пытаюсь с кем-нибудь поделиться.

30. Я люблю бывать в обществе и всегда рад провести время в веселой компании.

Текст опросника для шкалы СО

1. Я стесняюсь идти в малознакомое общество.

2. Если вечеринка мне не нравится, я все равно не ухожу первым.

3. Меня бы очень задело, если бы мой близкий друг стал противоречить мне при посторон­них людях.

4. Я стараюсь меньше общаться с людьми критического склада ума.

5. Обычно я легко общаюсь е незнакомыми людьми.

6. Я не откажусь пойти в гости из-за того, что там будут люди, которые меня не любят.

7. Когда два моих друга спорят, я предпочитаю не вмешиваться в их спор, даже если с кем-то из них я не согласен.

8. Если я попрошу кого-то пойти со мной и он мне откажет, то я не решусь попросить его снова.

9. Я осторожен в высказывании своих мнений, пока хорошо не узнаю человека.

10. Если во время разговора я что-то не понял, то лучше я это пропущу, чем прерву говоря­щего и попрошу повторить.

11. Я открыто критикую людей и ожидаю от них того же.

12. Мне трудно отказывать людям.

13. Я все же могу получить удовольствие от вечеринки, даже если вижу, что одет не так, как надо.

14. Я болезненно воспринимаю критику в свой адрес.

15. Если я не нравлюсь кому-то, то стараюсь избегать этого человека.

16. Я редко стесняюсь обращаться к людям за помощью.

17. Я редко противоречу людям из боязни их задеть.

18. Мне часто кажется, что незнакомые люди смотрят на меня критически.

19. Всякий раз, когда я иду в незнакомое общество, я предпочитаю брать с собой друга.

20. Я часто говорю то, что думаю, даже если это неприятно собеседнику.

21. Я легко осваиваюсь в новом коллективе.

22. Временами я уверен, что никому не нужен.

23. Я долго переживаю, если посторонний человек нелестно выражается в мой адрес.

24. Я никогда не чувствую себя одиноким в компании.

25. Меня очень легко задеть, даже если это не заметно со стороны.

26. После встречи с новым человеком меня обычно мало волнует, правильно ли я себя вел.

27. Когда я должен за чем-либо обратиться к официальному лицу, я почти всегда жду, что мне откажут.

28. Когда нужно попросить продавца показать понравившуюся мне вещь, я чувствую себя неуверенно.

29. Если я недоволен тем, как ведет себя мой знакомый, я обычно прямо указываю ему на это.

30. Если в транспорте я сижу, мне кажется, что люди смотрят на меня с укором.

Обработка результатов

Шкала СП. Проставляется по 1 баллу за ответы «да» по позициям 3, 4, 6, 8-11, 13, 16-19, 21, 23-25, 27-29 и ответы «нет» по позициям 1,2,5, 7, 12, 14, 15, 20, 22, 26. Подсчитывается общая сумма баллов за ответы «да» и «нет».

Шкала СО. Проставляется по 1 баллу за ответы «да» по позициям 1-4, 8-10. 12, 14, 15, 17-19, 22, 23, 25, 27, 28, 30 и ответы «нет» по позициям 5-7, 11, 13, 16, 20, 21, 24, 26,29! Подсчитывается общая сумма баллов.

Выводы

Если сумма баллов по шкале СП больше таковой по шкале СО, то у испытуемого выраже­но стремление к аффилиации, если же сумма баллов меньше, то у испытуемого выражен мо­тив «страх отвержения». При равенстве суммарных баллов по обеим шкалам следует учиты­вать, на каком уровне (высоком или низком) оно проявляется. Если уровни стремления к принятию и страха отвержения высокие, это может свидетельствовать о наличии у данного испытуемого внутреннего дискомфорта, напряженности, так как страх отвержения препят­ствует удовлетворению потребности быть в обществе других людей.

Тема «Психология группы»

Методика ВИКТИ ( «Виды и компоненты толерантности и интолерантности», Г. Л. Бардиер) [6]

Сущность феномена толерантности заклю­чается в том, что индивид, самоопределяясь в категориях значи­мого сходства-отличия от другого человека (группы), находит для себя возможность, во-первых, осознать и принять без изменений, «законсервировать» факт существования значимого различия меж­ду ними, во-вторых, найти, осознать, «активировать» и положить в основу дальнейшего взаимодействия факт существования между ними значимого сходства. Иными словами, толерантность пред­ставляет собой намеренное расширение области сходства при га­рантированном сохранении, признании или принятии области вы­явленных различий.

Инструкция. Просим Вас выразить степень своего согласия или несогласия с предлагаемыми ниже утверждениями, поставив циф­ру от 1 до 7 в каждой клеточке бланка рядом с соответствующим номером утверждения, под косой чертой:

«Абсолютно не согласен» — 1

«Не согласен» — 2.

«Скорее не согласен» —3.

«Затрудняюсь ответить» —4.

«Скорее согласен» —5.

«Согласен» —6.

«Полностью согласен» —7.

Пожалуйста, старайтесь цифру 4 — «затрудняюсь ответить» — использо­вать как можно реже.

Бланк для ответов методики ВИКТИ:

                    Е
I 1/ 2/ 3/ 4/ 5/ 6/ 7/ 8/ 9/ 10/  
  И/ 12/ 13/ 14/ 15/ 16/ 17/ 18/ 19/ 20/  
III 21/ 22/ 23/ 24/ 25/ 26/ 27/ 28/ 29/ 30/  
IV 31/ 32/ 33/ 34/ 35/ 36/ 37/ 38/ 39/ 40/  
V 41/ 42/ 43/ 44/ 45/ 46/ 47/ 48/ 49/ 50/  
VI 51/ 52/ 53/ 54/ 55/ 56/ 57/ 58/ 59/ 60/  
VII 61/ 62/ 63/ 64/ 65/ 66/ 67/ 68/ 69/ 70/  
VIII 71/ 72/ 73/ 74/

Date: 2015-10-19; view: 1897; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию