Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности интересов детей из неблагополучных семей





Исследование проводилось на базе СШ № 199 г. Минск. В нём приняли участие 30 человек детей младшего школьного возраста; 4 педагога в сентябре 2015 г..

Для выявления особенностей интересов детей младшего школьного возраста в сфере проведения отдыха были разработаны анкеты, предложенные детям из неблагополучных семей и детям из обычных семей, а также педагогам (Приложение 1 – 3)

В анкетировании приняли участие дети младшего школьного возраста.

В результате анкетирования мы выяснили, что 94 % детей знают, когда будут осенние каникулы; 6% - не знают.

На каникулах дети, по их словам:

-​ играют – 47%;

-​ гуляют – 40%;

-​ читают- 20%;

-​ занимаются интересными делами вместе с учителем – 13%;

-​ ходят на экскурсии – 13%;

-​ просто отдыхают – 13%;

-​ ходят в кино – 7%.

Дети хотели бы провести каникулы:

-​ дома - 53%;

-​ у бабушки – 27 %;

-​ на юге – 7%;

-​ в Минске – 7%;

-​ в походе, путешествии – 13 %.

Дети хотели бы провести каникулы:

-​ весело –27%;

-​ сходить на каникулах в бассейн – 27%;

-​ играть в различные увлекательные игры, собирать что-нибудь из конструктора «Лего» - 13%;

-​ гулять в парке - 7%;

-​ устроить праздник – 7%;

-​ ходить по магазинам – 7%;

-​ гулять с мамой – 7 %;

-​ нет никаких желаний – 7%.

20% детей на вопрос «Как ты хочешь провести каникулы?» ответили так же, как и на вопрос «Где ты хочешь провести каникулы?» – дома, то есть эти дети не разграничивают эти вопросы.

Осуществить свои пожелания, связанные с организацией отдыха на каникулы, по мнению детей, можно (Приложение 4):

-​ не знают – 53 %;

-​ с помощью учителя – 13 %;

-​ с помощью водителя автобуса, который отвозит детей – 13 %;

-​ с помощью директора – 7%;

-​ с помощью мамы – 7 %;

-​ с помощью друзей – 7%.

Любимые занятия детей:

-​ играть – 47%;

-​ рисовать – 33%;

-​ заниматься спортом – 20%;

-​ мастерить различные поделки, шить 13 %;

-​ танцевать – 13%;

-​ гулять – 7 %.

Таким образом, подавляющее большинство детей знает, когда у них будут осенние каникулы.

Большинство детей считают, что на каникулах они играют и гуляют; некоторые – просто отдыхают, читают, занимаются интересными делами с учителем, ходят на экскурсии, в кино.

Большинство детей хотело бы провести каникулы дома, остальные – у бабушки, на юге, на даче, в Минске, в походе, в лагере, то есть все дети хотели бы провести каникулы за пределами школы.

Не все дети различают вопросы «Как бы ты хотел провести каникулы?» и «Где ты хочешь провести каникулы?». На оба эти вопроса некоторые дети ответили – дома. Это говорит о том, что понятие «дом» значит для них очень много. Это для них и место, где они хотели провести каникулы, и вид отдыха. Некотпрым детям очень хочется провести каникулы с мамой (7%).

Для некоторых детей (27 %) важно не то, чем они будут заниматься в каникулы, а то, чобы им было весело, то есть у них на первый план выходят эмоции, хорошее настроение.

Остальные хотели бы сходить на каникулах в бассейн, играть в различные увлекательные игры, собирать что-нибудь из конструктора «Лего», гулять в парке, устроить праздник, ходить по магазинам.

Есть и такие (хотя их и немного), которые ничего не хотят, что является очень тревожным сигналом.

Любимые занятия детей: играть (у большинства), рисовать, заниматься спортом, мастерить различные поделки, шить, танцевать, гулять.

Интересны данные анкетирования, полученные у детей из обычных семей.

94 % детей, знают, когда будут осенние каникулы; 7% - не знают.

На каникулах дети:

-​ смотрят телевизор и играют в компьютерные игры – 80%;

-​ просто играют 73%;

-​ играют с друзьями, братьями или сёстрами – 27%;

-​ гуляют – 60%;

-​ просто отдыхают – 13%;

-​ ходят в гости – 13%;

-​ помогают по хозяйству – 7 %.

Дети хотели бы провести каникулы:

- в Египте, Сочи, на Чёрном море, в круизе, в Минске

–​ 47%;

–​ дома – 27%;

–​ в гостях у родственников – 7 %.

Во время каникул дети хотели бы заниматься:

-​ играть в компьютерные игры, смотреть телевизор – 73%;

-​ кататься на велосипеде – 37%;

-​ плавать, купаться – 27%;

-​ ходить в кино – 13%;

-​ гулять с друзьями 13 %;

-​ путешествовать – 7%.

Любимые занятия детей:

-​ компьютерные игры – 73%;

-​ спортивные занятия – 27%;

-​ чтение – 13%;

-​ домашние дела – 7%.

Таким образом, большинство детей также знают, когда у них будут осенние каникулы.

На каникулах дети чаще всего смотрят телевизор и играют в компьютерные игры, просто играют, гуляют. Иногда они играют с друзьями, братьями или сёстрами, просто отдыхают, ходят в гости, помогают по хозяйству.

Большинство детей хотели бы провести каникулы в Египте, Сочи, на Чёрном море, в круизе, в Минске, то есть вне дома, хотели бы сменить обстановку. Часть детей хотела бы провести каникулы дома или в гостях у родственников.

Большинство детей во время каникул хотели бы играть в компьютерные игры, смотреть телевизор. Остальные - кататься на велосипеде, плавать, купаться, ходить в кино, гулять с друзьями, путешествовать.

Любимое занятие большинства детей - компьютерные игры. Остальные любят спортивные занятия, чтение, заниматься домашними делами.

Анкетирование детей из неблагополучных семей и детей, воспитывающихся в обычной семье, показало, что интересы детей из неблагополучных семей в сфере отдыха отличаются от интересов детей, воспитывающихся в обычной семье.

Дети из неблагополучных семей предпочли бы провести каникулы дома, в семье, с родителями, какими бы они ни были (у большинства родители лишены родительских прав). Дети из обычных семей в большинстве своём хотели бы куда-нибудь поехать (в Египет, Сочи и т. д.).

Дети из неблагополучных семей имеют традиционные интересы: хотят играть, гулять, рисовать, мастерить поделки, танцевать, хотят праздника. Дети из обычных семей в большинстве своём всем занятиям предпочитают играть в компьютерные игры и смотреть телевизор (Приложение 5).

Педагоги планируют провести осенние каникулы:

-​ учитывая желания детей - 50%;

-​ организовать походы в лес, в кино – 50%;

-​ организовать поход в театр, спортивные мероприятия – 25%.

На вопрос о том, как проходили каникулы раньше, педагоги ответили:

-​ проводились различные мероприятия – 50%;

-​ по плану – 25%;

Педагоги встречают следующие трудности в организации отдыха в каникулярное время:

-​ недостаточное финансирование – 50%;

-​ слишком разные интересы у детей – 25%;

-​ вопрос оставили без ответа – 25%.

Возникающие трудности педагоги разрешают:

-​ заключая договоры со спонсорами - 25%;

-​ никак не разрешают – 75%.

Таким образом, педагоги хотели бы учитывать интересы детей, организуя отдых в каникупярное время. Однако, судя по некоторым ответам, это не всегда удаётся: бывает, отдых организуется строго по плану без учёта интересов детей

Педагоги встречают следующие трудности в организации отдыха в каникулярное время: недостаточное финансирование, слишком разные интересы у детей; многие не захотели ответить на этот вопрос. Недостатки финансирования часто удаётся преодолеть с помощью спонсоров, другие трудности зачастую никак не решаются.

Таким образом, интересы детей в сфере отдыха имеют свои отличительные особенности, которые необходимо учитывать организаторам отдыха в школе.

2.2. Организация отдыха детей младшего школьного возраста во внеклассной работе с учётом интересов детей

На основе результатов анкетирования мы разработали и провели мероприятия для детей младшего школьного возраста в осенние каникулы.

Мы разработали план воспитательной работы школы на октябрь (Приложение 6), который включал в себя во время каникул следующие мероприятия: «День вежливости», экскурсия в Пожарную часть №1, подготовка к Дню Матери, занятия по кулинарии, праздник «Умники и умницы», праздник «Золотая осень», спортивные мероприятия, поещение бассейна.

План составлен с учётом разнообразных интересов детей и возможностей педагогического коллектива школы. Здесь предусмотрены праздники, мероприятия, в которых можно проявить себя в спорте, в интеллектуальной, творческой деятельности, показать свои кулинарные успехи.

Однако, на наш взгляд, условием успешной реализации этих мероприятий является их обогащение. Необходимо наполнить их интересным содержанием, разнообразными играми, шутками, конкурсами, загадками, музыкальными номерами, спортивными играми, интересными для детей данного возраста и в тоже время познавательными.

02. 10. 15 «День вежливости».

Дети училисьвежливо общаться друг с другом и окружающими людьми. Чтобы им было интересно, обучение правилам вежливости мы провели в игровой форме (игры «Вежливо – невежливо», «Волшебные слова», «Составь вежливое слово»). Игры были разработаны с учётом проблем детей из неблагополучных семей, включали разнообразную деятельность: дети слушали весёлые стихи; описанные в них хорошие поступки встречали хлопанием в ладоши, плохие – молчанием, составляли из букв слова, называли вежливые слова, участвовали в конкурсах по отгадаванию загадок.

03. 10.2015 состоялась экскурсия в Пожарную часть г. Минска.

Цель экскурсии: познакомить детей с историей пожарных частей Минска, с работой пожарной части, с навыками пожаротушения, с правилами поведения при пожаре.

После экскурсии с детьми были проведены конкурсы: «носим воду», «носим песок», «одеваем противогаз». Таким образом, не только были закреплены полученные знания о тушении пожаров, но были приобретены практические навыки, а кроме того, дети получили возможность проявить ловкость, сноровку, активно отдохнуть.

05. 10. 2015 состоялась подготовка к разднику «День Матери».

Подготовка к Дню Матери вызвала особенные трудности, так как у некоторых детей матери лишены родительских прав, но дети всё равно продолжают любить их и мечтают жить в семье. Это мероприятие требует от организаторов особого педагогического такта. Поскольку все дети мечтают жить с мамой, мы решили провести работу с родителями, родственниками детей и пригласить их на праздник.

07. 10. 2015 проводился литературно – музыкальный час «Умники и умницы».

Игры и конкурсы с детьми проводил их пюбимый питературный персонаж Буратино. Он подшучивал над ними, хвастался, хвалил их за удачные ответы, ловкость, различные таланты. Дети восприняли Буратино не как взрослого, играющего роль, а как реально существующего весёлого человечка, и очень рады были с ним читать, считать, собирать очень быстро с завязанными глазами портфель и т. д.

Они очень искренно попросили Буратино приходить к ним почаще.

Таким образом, мероприятия в каникулярное время были проведены с учётом разнообразных интересов детей. Были предусмотрены праздники, мероприятия, в которых можно проявить себя в спорте, в интеллектуальной, творческой деятельности, показать свои кулинарные успехи.

2.3. Результаты опытно – экспериментальной работы

С целью выявления отношения детей и педагогов школы к тем формам организации отдыха, которые были использованы нами во время осенних каникул, проведено анкетирование (Приложение 8– 9).

Мы установили, что 67 % детей понравились осенние каникулы; 27 % считают, что каникулы прошли как всегда, ничего нового не было; 6% детей было скучно на каникулах.

Все 100% опрошенных детей принимали участие в каникулярных мероприятиях.

Из них 73% детей ответили, что им интересно было участвовать в мероприятиях; 27% затруднились ответить.

Детям больше всего понравились мероприятия:

- экскурсия в пожарную часть – 100 % опрошенных;

- репетиция к празднику «День Матери» - 80%;

- «День вежливости» - 60% опрошенных;

- занятия по домоводству – 47 %;

- праздник «Золотая осень» – 47 %;

- игра «Умники и умницы» - 27% (Приложение 10).

Мы обратили внимание, что мероприятия литературно – музыкальной направленности меньше всего понравились детям. Вероятно, это связано с особенностями детей из неблагополучных семей, с нарушениями развития эмоциональной сферы, с задержкой в психическом развитии.

В мероприятиях детям больше вего понравились:

-​ игры – 93 %;

-​ конкурсы – 93%;

-​ песни - 40%;

-​ сценки – 27 %.

Настроение до мероприятия обычно у детей было:

- спокойное – у 46%;

- грустное – у20 %;

- трудно определить – у 20 %;

- восторженное - у 7 %;

- тревожное – у 7%.

Настроение после мероприятия обычно у детей было:

-​ спокойное – у 53%;

-​ восторженное - у 40%;

-​ грустное – 0%;

-​ тревожное – 0%;

-​ трудно ответить - 7% (Приложение 11).

Таким образом, большинству детей каникулы понравились. Все дети принимали участие в каникулярных мероприятиях. Большинству детей интересно было участвовать в мероприятиях.

Также с целью выявления отношения к тем формам организации отдыха, которые были использованы нами во время осенних каникул, проведено анкетирование педагогов:

По мнению педагогов, осенние каникулы прошли;

–​ очень хорошо – 25%;

–​ хорошо – 25%;

–​ - по плану – 50%.

Все 100% педагогов отметили изменения настроения детей в лучшую сторону во время этих осенних каникул по сравнению с предыдущими.

Все 100% педагогов считают, что в эти каникулы были учтены интересы детей при организации их отдыха.

Все 100% педагогов считают, что целесообразно было выявлять интересы детей при организации их отдыха

Все 100% педагогов отметили позитивное эмоциональное состояние у детей во время каникул.

Таким образом, педагоги отметили изменения настроения детей в лучшую сторону во время этих осенних каникул по сравнению с предыдущими, отметили позитивное эмоциональное состояние у детей во время каникул. Они считают целесообразным выявлять интересы детей при организации их отдыха и видят, что в эти каникулы интересы детей были учтены.

Date: 2015-10-19; view: 464; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию