Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема. Тарно-упаковочные материалы

Лекция 4.

4.1. Классификация и назначение тары

4.2. Виды тары

4.3. Классификация упаковки. Основные требования к упаковке.

4.4. Виды упаковочных материалов.

 

1. Тара является одним из важнейших элементов упаковки и пред­ставляет собой изделие для размещения продукции.

 

Рис. 5.1. Классификация тары

 

Потребительская тара предназначена для первичного упаковывания изделий и товаров в расфасовке по объему и массе, удобной потребителю. Такая тара переходит вместе с товаром в собствен­ность потребителя и может быть индивидуальной (для упаковыва­ния одного изделия), порционной (для размещения определенного количества продукции), подарочной, отличающейся красочным, ярким оформлением.

Групповая тара служит для комплектации и укрупнения партий изделий, особенно мелкоштучных, предварительно упакованных в потребительскую тару или без нее, и также защищает товары от воздействий агрессивных факторов окружающей среды и механи­ческих нагрузок, обладая амортизирующими свойствами.

Производственная тара используется для упаковывания, пере­мещения и хранения полуфабрикатов, запасных частей, готовой продукции, комплектующих и т.п., внутри или между заводами и организациями. Данный вид тары изготавливают чаще всего из металла, хотя встречается пластиковая и деревянная, поскольку ей необходимо выдерживать большие механические нагрузки и иметь длительный срок службы. По условиям эксплуатации производственная тара является многооборотной.

Транспортная тара образует самостоятельную транспортную еди­ницу или часть укрупненной транспортной единицы, которая при­меняется для упаковывания товаров или изделий, предварительно уложенных в потребительскую, групповую тару или без первич­ной упаковки. Транспортная тара должна гарантировать защиту и сохранность изделия и внутренней упаковки от воздействий вне­шних факторов при перевозке и перегрузке, обеспечивать удоб­ство механизированных ПРР и максимальное использование вме­стимости ПС. Каждая единица тары должна иметь специальную маркировку, подтверждающую соответствие тары требованиям, стандартам или другой нормативно-технической документации на ее изготовление.

Тара-оборудование представляет собой специальное изделие, предназначенное для укладывания, транспортирования, временного хранения и продажи товаров методом самообслуживания. Тара-оборудование выполняет одновременно функции производствен­ной и транспортной тары и торгового оборудования. Рациональная сфера ее применения — внутрирайонные и внутригородские пере­возки, т. е. работа по схеме промышленность (оптовая база) — транс­порт — торговля.

 

2. В зависимости от формы существуют следующие виды транс­портной тары: ящики, бочки, барабаны, фляги, канистры, бал­лоны, мешки и т.д.

Каждый вид тары подразделяется на типы в зависимости от материала и конструкции. Тара может быть изготовлена из различ­ных материалов: дерево, картон, бумага, металл, ткань, полиме­ры и их различные комбинации. Материал тары определяет спо­собность конструкции тары выдерживать механические нагрузки и выбирается в зависимости от свойств груза.

Наиболее распространенные виды тары, используемые при транспортировании грузов.

1. Контейнеры - герметичная потребительская тара для консервации изделий, к которым предъявляются особые требования по хранению.

2. Ящик - это транспортная тара с корпусом, имеющим в сечении, параллельном дну, преимущественно форму прямоугольника с двумя торцевыми и боковыми стенками, с крышкой или без нее, изготовленная из досок, фанеры, пластмассы, металла или комбинации упаковочных материалов.

3. Мешки и кули экономически целесообразны при транспорти­ровании насыпных грузов. Их главное достоинство заключается в сравнительно малой массе по сравнению с содержимым и связано с гибкостью, удобством заполнения и выгрузки, минимально требуемыми габаритами для хранения и малой себестоимостью изготов­ления.

Мешки бумажные предназначены для упаковывания в них сыпучей и штучной продукции.

Мешки полиэтиленовые для химической промышленности могут быть использованы и для другой продукции, если обеспечиваются ее сохранность и качество.

4. Кипы и тюки бывают сжатыми (например, для хлопка-­сырца, шерсти и отходов бумаги) или свободными (например, для отправ­ки некоторых мягких грузов, включая текстиль, ткани, меха, ковры и т. п.).

5. Барабаны, бочки, фляги пригодны для различных грузов.

Бочки - это транспортная тара с корпусом цилиндрической или параболической формы, с обручами, с днищами.

Барабан - это транспортная тара с гладким или гофрированным корпусом цилиндрической формы, без обручей, с плоским дном.

Фляга - это транспортная тара с корпусом цилиндрической формы и цилиндрической горловиной, диаметр которой меньше диаметра корпуса, с приспособлением (ручками) для переноски и крышкой с затвором.

Материалами для из­готовления такой тары служит фибровый картон, бумажные композиты, дерево, фанера, сталь, алюминий, полимерные материалы и др. Тара может быть как наружной, так и внутренней, однократного и повторного использования.

6. Канистра представляет собой тару с корпусом, имеет в сечении, параллельном дна, форму близкую к прямоугольной, с приспособлением для переноса, сливной горловиной и крышкой с затвором.

7. Баллон - это транспортная тара с корпусом, имеет форму капли, шара или цилиндра со сферическим дном, узкой горловиной.

 

3. Упаковка – это средство, обеспечивающее удобство обращения продукции, ее защиту от внешнего воздействия, а также защиту окружающей среды от возможного вредного воздействия самой продукции. Упаковка включает основные и вспомогательные элементы. Основным элементом упаковки является тара.

Вспомогательное упаковочное средство – это элемент упаковки, который в комплексе с тарой или без нее выполняет функцию упаковки. В качестве вспомогательных средств могут рассматриваться различные крышки, пробки, колпачки, захваты, ручки и т.д.

Упаковка имеет массу, включающую массу тары и вспомогательных упаковочных средств. На практике используются масса брутто и масса нетто.

По составу различают два вида упаковки: тара и вспомогательные упаковочные средства.

По сферам использования различают:

- универсальную упаковку – может применяться в различных отраслях и для различных товаров (деревянные ящики, металлические бидоны, стеклянные банки, полимерные бутылки);

- специализированную упаковку – создана для определенных видов товаров, обладая особыми свойствами, имеет ограниченность использования (упаковка химических реагентов).

 


Рис. 4.2. Классификация упаковки

Общие требования к упаковке представлены на рис. 4.3.

Безопасность упаковки заключается в отсутствии механического или химического загрязнения товара компонентами упаковки, в том числе веществами, вредными для организма человека.

Экологическая чистота - это способность упаковки при ее утилизации и использовании не наносить существенного вреда окружающей среде.

Надежность упаковки - способность сохранять товар или его герметичность в течение длительного времени.

Совместимость — способность упаковки не изменять потребительские свойства упакованных товаров.

Взаимозаменяемость — способность упаковки одного вида заменять упаковку другого вида при использовании по одному и тому же функциональному назначению.

Эстетические свойства упаковки — применение современного дизайна и привлекательных материалов для ее изготовления.

Экономическая эффективность определяется стоимостью упаковки, ценой эксплуатации и ценой утилизации.

Рис. 4.3. Основные требования к упаковке

 

4. В зависимости от назначения упаковочные материалы подраз­деляют на изолирующие, поглощающие и амортизационные.

Изолирующие материалы служат для защиты груза от воздействия внешних агрессивных факторов. К ним относятся разнооб­разные виды бумаги, фольги, полимерных пленок и различные их сочетания.

Бумажные изолирующие материалы используют в основном для предотвращения проникновения жиров (пергамент, подпергамент, пергамин) и влаги (парафинированная, водонепрони­цаемая, битумная и дегтевая бумага). Битумная и дегтевая бумага имеет ограниченное применение, так как вызывает коррозию металлов, поэтому могут быть применены специальные сорта бумаги: биостойкая и антикоррозионная.

 

Поглощающие материалы используют для поглощения избыточ­ных паров воздуха, проникающих внутрь упаковки, или для пред­отвращения распространения внутри упаковки жидкостей, выте­кающих из поврежденной потребительской тары. К таким матери­алам относятся активированный уголь и силикагель.

Амортизационные материалы обеспечивают сохранность изде­лий при ударах, вибрации, трении выступающих частей изделия о внутренние поверхности транспортной тары и других нагрузках. Требования к амортизационным материалам следующие: неболь­шая объемная масса, механическая прочность, минимальная ос­таточная деформация, возникающая в результате действия меха­нических нагрузок, негигроскопичность и химическая инертность, отсутствие абразивных свойств, низкая стоимость и простота изго­товления. Каждый вид амортизационных материалов имеет свои специфические свойства, определяющие условия и ограничиваю­щие область его применения.

Древесная стружка обладает высокой эластичностью, исполь­зуется для амортизации тяжелых предметов, однако ее упругие свойства нестабильны (зависят от влажности). Оптимальная влаж­ность древесной стружки составляет 12... 18 %, поскольку при боль­шей влажности стружка теряет эластичность, а при меньшей — ломается и пылит. Кроме того, древесная стружка может содержать смолистые вещества, вызывающие коррозию.

Войлок и шерсть отличаются достаточной упругостью, хорошо сопротивляются повторным деформациям, но гигроскопичны, под­вержены гниению и поражению насекомыми.

Стекловолокно обладает наибольшей упругостью, негигроско­пично, не подвержено сгоранию, но характеризуется высокой абразивностью, что значительно ограничивает сферу его примене­ния.

Бумага и картон — наиболее распространенные виды амортиза­ционных материалов, стоимость их производства относительно невелика. Они легко принимают нужную форму, хорошо аморти­зируют легкие изделия, применяются для упаковывания пище­вых, парфюмерных, медицинских и других грузов, но невлаго­стойки, при повторном применении теряют упругие свойства.

Пенистые полимеры являются наиболее перспективными амор­тизационными материалами, среди которых можно особо отме­тить пенополистирол — материал с микроячеистой структурой. Его отличает большая ме­ханическая прочность, стойкость к влаге, низкой температуре. Пенополистирол не дает пыли, но при повторных нагрузках из­меняет свои амортизационные свойства. Применяют также пено­полиуретан, пенополиэтилен, велофлекс, отвечающие всем со­временным требованиям, но обладающие весьма высокой сто­имостью.

 


<== предыдущая | следующая ==>
Введение в предмет | Введение. Специальность: 060501 Сестринское дело

Date: 2015-10-19; view: 1634; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию