Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема. Тарно-упаковочные материалыЛекция 4. 4.1. Классификация и назначение тары 4.2. Виды тары 4.3. Классификация упаковки. Основные требования к упаковке. 4.4. Виды упаковочных материалов.
1. Тара является одним из важнейших элементов упаковки и представляет собой изделие для размещения продукции.
Рис. 5.1. Классификация тары
Потребительская тара предназначена для первичного упаковывания изделий и товаров в расфасовке по объему и массе, удобной потребителю. Такая тара переходит вместе с товаром в собственность потребителя и может быть индивидуальной (для упаковывания одного изделия), порционной (для размещения определенного количества продукции), подарочной, отличающейся красочным, ярким оформлением. Групповая тара служит для комплектации и укрупнения партий изделий, особенно мелкоштучных, предварительно упакованных в потребительскую тару или без нее, и также защищает товары от воздействий агрессивных факторов окружающей среды и механических нагрузок, обладая амортизирующими свойствами. Производственная тара используется для упаковывания, перемещения и хранения полуфабрикатов, запасных частей, готовой продукции, комплектующих и т.п., внутри или между заводами и организациями. Данный вид тары изготавливают чаще всего из металла, хотя встречается пластиковая и деревянная, поскольку ей необходимо выдерживать большие механические нагрузки и иметь длительный срок службы. По условиям эксплуатации производственная тара является многооборотной. Транспортная тара образует самостоятельную транспортную единицу или часть укрупненной транспортной единицы, которая применяется для упаковывания товаров или изделий, предварительно уложенных в потребительскую, групповую тару или без первичной упаковки. Транспортная тара должна гарантировать защиту и сохранность изделия и внутренней упаковки от воздействий внешних факторов при перевозке и перегрузке, обеспечивать удобство механизированных ПРР и максимальное использование вместимости ПС. Каждая единица тары должна иметь специальную маркировку, подтверждающую соответствие тары требованиям, стандартам или другой нормативно-технической документации на ее изготовление. Тара-оборудование представляет собой специальное изделие, предназначенное для укладывания, транспортирования, временного хранения и продажи товаров методом самообслуживания. Тара-оборудование выполняет одновременно функции производственной и транспортной тары и торгового оборудования. Рациональная сфера ее применения — внутрирайонные и внутригородские перевозки, т. е. работа по схеме промышленность (оптовая база) — транспорт — торговля.
2. В зависимости от формы существуют следующие виды транспортной тары: ящики, бочки, барабаны, фляги, канистры, баллоны, мешки и т.д. Каждый вид тары подразделяется на типы в зависимости от материала и конструкции. Тара может быть изготовлена из различных материалов: дерево, картон, бумага, металл, ткань, полимеры и их различные комбинации. Материал тары определяет способность конструкции тары выдерживать механические нагрузки и выбирается в зависимости от свойств груза. Наиболее распространенные виды тары, используемые при транспортировании грузов. 1. Контейнеры - герметичная потребительская тара для консервации изделий, к которым предъявляются особые требования по хранению. 2. Ящик - это транспортная тара с корпусом, имеющим в сечении, параллельном дну, преимущественно форму прямоугольника с двумя торцевыми и боковыми стенками, с крышкой или без нее, изготовленная из досок, фанеры, пластмассы, металла или комбинации упаковочных материалов. 3. Мешки и кули экономически целесообразны при транспортировании насыпных грузов. Их главное достоинство заключается в сравнительно малой массе по сравнению с содержимым и связано с гибкостью, удобством заполнения и выгрузки, минимально требуемыми габаритами для хранения и малой себестоимостью изготовления. Мешки бумажные предназначены для упаковывания в них сыпучей и штучной продукции. Мешки полиэтиленовые для химической промышленности могут быть использованы и для другой продукции, если обеспечиваются ее сохранность и качество. 4. Кипы и тюки бывают сжатыми (например, для хлопка-сырца, шерсти и отходов бумаги) или свободными (например, для отправки некоторых мягких грузов, включая текстиль, ткани, меха, ковры и т. п.). 5. Барабаны, бочки, фляги пригодны для различных грузов. Бочки - это транспортная тара с корпусом цилиндрической или параболической формы, с обручами, с днищами. Барабан - это транспортная тара с гладким или гофрированным корпусом цилиндрической формы, без обручей, с плоским дном. Фляга - это транспортная тара с корпусом цилиндрической формы и цилиндрической горловиной, диаметр которой меньше диаметра корпуса, с приспособлением (ручками) для переноски и крышкой с затвором. Материалами для изготовления такой тары служит фибровый картон, бумажные композиты, дерево, фанера, сталь, алюминий, полимерные материалы и др. Тара может быть как наружной, так и внутренней, однократного и повторного использования. 6. Канистра представляет собой тару с корпусом, имеет в сечении, параллельном дна, форму близкую к прямоугольной, с приспособлением для переноса, сливной горловиной и крышкой с затвором. 7. Баллон - это транспортная тара с корпусом, имеет форму капли, шара или цилиндра со сферическим дном, узкой горловиной.
3. Упаковка – это средство, обеспечивающее удобство обращения продукции, ее защиту от внешнего воздействия, а также защиту окружающей среды от возможного вредного воздействия самой продукции. Упаковка включает основные и вспомогательные элементы. Основным элементом упаковки является тара. Вспомогательное упаковочное средство – это элемент упаковки, который в комплексе с тарой или без нее выполняет функцию упаковки. В качестве вспомогательных средств могут рассматриваться различные крышки, пробки, колпачки, захваты, ручки и т.д. Упаковка имеет массу, включающую массу тары и вспомогательных упаковочных средств. На практике используются масса брутто и масса нетто. По составу различают два вида упаковки: тара и вспомогательные упаковочные средства. По сферам использования различают: - универсальную упаковку – может применяться в различных отраслях и для различных товаров (деревянные ящики, металлические бидоны, стеклянные банки, полимерные бутылки); - специализированную упаковку – создана для определенных видов товаров, обладая особыми свойствами, имеет ограниченность использования (упаковка химических реагентов).
Рис. 4.2. Классификация упаковки Общие требования к упаковке представлены на рис. 4.3. Безопасность упаковки заключается в отсутствии механического или химического загрязнения товара компонентами упаковки, в том числе веществами, вредными для организма человека. Экологическая чистота - это способность упаковки при ее утилизации и использовании не наносить существенного вреда окружающей среде. Надежность упаковки - способность сохранять товар или его герметичность в течение длительного времени. Совместимость — способность упаковки не изменять потребительские свойства упакованных товаров. Взаимозаменяемость — способность упаковки одного вида заменять упаковку другого вида при использовании по одному и тому же функциональному назначению. Эстетические свойства упаковки — применение современного дизайна и привлекательных материалов для ее изготовления. Экономическая эффективность определяется стоимостью упаковки, ценой эксплуатации и ценой утилизации. Рис. 4.3. Основные требования к упаковке
4. В зависимости от назначения упаковочные материалы подразделяют на изолирующие, поглощающие и амортизационные. Изолирующие материалы служат для защиты груза от воздействия внешних агрессивных факторов. К ним относятся разнообразные виды бумаги, фольги, полимерных пленок и различные их сочетания. Бумажные изолирующие материалы используют в основном для предотвращения проникновения жиров (пергамент, подпергамент, пергамин) и влаги (парафинированная, водонепроницаемая, битумная и дегтевая бумага). Битумная и дегтевая бумага имеет ограниченное применение, так как вызывает коррозию металлов, поэтому могут быть применены специальные сорта бумаги: биостойкая и антикоррозионная.
Поглощающие материалы используют для поглощения избыточных паров воздуха, проникающих внутрь упаковки, или для предотвращения распространения внутри упаковки жидкостей, вытекающих из поврежденной потребительской тары. К таким материалам относятся активированный уголь и силикагель. Амортизационные материалы обеспечивают сохранность изделий при ударах, вибрации, трении выступающих частей изделия о внутренние поверхности транспортной тары и других нагрузках. Требования к амортизационным материалам следующие: небольшая объемная масса, механическая прочность, минимальная остаточная деформация, возникающая в результате действия механических нагрузок, негигроскопичность и химическая инертность, отсутствие абразивных свойств, низкая стоимость и простота изготовления. Каждый вид амортизационных материалов имеет свои специфические свойства, определяющие условия и ограничивающие область его применения. Древесная стружка обладает высокой эластичностью, используется для амортизации тяжелых предметов, однако ее упругие свойства нестабильны (зависят от влажности). Оптимальная влажность древесной стружки составляет 12... 18 %, поскольку при большей влажности стружка теряет эластичность, а при меньшей — ломается и пылит. Кроме того, древесная стружка может содержать смолистые вещества, вызывающие коррозию. Войлок и шерсть отличаются достаточной упругостью, хорошо сопротивляются повторным деформациям, но гигроскопичны, подвержены гниению и поражению насекомыми. Стекловолокно обладает наибольшей упругостью, негигроскопично, не подвержено сгоранию, но характеризуется высокой абразивностью, что значительно ограничивает сферу его применения. Бумага и картон — наиболее распространенные виды амортизационных материалов, стоимость их производства относительно невелика. Они легко принимают нужную форму, хорошо амортизируют легкие изделия, применяются для упаковывания пищевых, парфюмерных, медицинских и других грузов, но невлагостойки, при повторном применении теряют упругие свойства. Пенистые полимеры являются наиболее перспективными амортизационными материалами, среди которых можно особо отметить пенополистирол — материал с микроячеистой структурой. Его отличает большая механическая прочность, стойкость к влаге, низкой температуре. Пенополистирол не дает пыли, но при повторных нагрузках изменяет свои амортизационные свойства. Применяют также пенополиуретан, пенополиэтилен, велофлекс, отвечающие всем современным требованиям, но обладающие весьма высокой стоимостью.
|