Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Европейский союзТакое название эта организация западных стран обрела в 1993 г., пройдя более чем полувековой путь развития и реорганизации Европейских сообществ. Европейские сообщества объединяют две международные организации: Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) и Европейское сообщество (ранее — Европейское экономическое сообщество (ЕЭС)). Главенствующее по своим функциям и реальному значению положение занимало ЕЭС, задачей которого было формирование общего рынка путем постепенной отмены таможенных пошлин и количественных ограничений для ввоза и вывоза товаров, свободного перемещения рабочей силы, капиталов и услуг, координации экономической, социальной, валютной и инвестиционной политики. В 1965 г. был подписан договор о слиянии сообществ и созданы единые руководящие и исполнительные органы. Первоначальными членами сообществ были шесть государств — Франция, Италия, ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, в последующие годы вошли Дания, Ирландия, Великобритания, Греция, Португалия, Испания, Австрия, Финляндия, Швеция. Европейские сообщества (часто используется название в единственном числе «Европейское сообщество») стали важным фактором не только европейских, но и общемировых международных отношений. Вначале основная компетенция Сообществ распространялась на сферу торговли, сельского хозяйства и регулирования конкуренции. Существенный пересмотр первоначального Римского договора был предпринят в 1986 г. с принятием Единого европейского акта, стимулировавшего два важных процесса: развитие наряду с экономической интеграцией политического сотрудничества и общей внешней политики и введение принципа квалифицированного большинства (а не единогласия) при принятии актов Сообществ. Постепенно сложилось как самостоятельная правовая система право Европейских сообществ. Длительный процесс совершенствования Европейских сообществ продолжился подписанием 7 февраля 1992 г. Договора о Европейском союзе (г. Маастрихт, Нидерланды). К октябрю 1993 г. все страны-члены его ратифицировали. 1 ноября 1993 г. Глава 14. Право международных организаций Договор вступил в силу, Европейский союз обрел юридический статус. Вместе с тем Сообщества, ставшие основой создания Союза, сохранили свое положение как самостоятельные международные организации. Дальнейшему развитию интеграции и упрочению Союза призван способствовать Амстердамский договор, принятый в 1997 г. (вступил в силу в 1999 г.). Он предусматривает расширение компетенции Европейского союза в сфере социальной политики, сотрудничества национальных полицейских и таможенных ведомств, органов правосудия, укрепления совместной внешней политики и политики безопасности, регулирования международных кризисов, реформы структур Союза. Кроме того, на основе Амстердамского договора была осуществлена консолидация текстов Договора о Европейском союзе и Договора об учреждении Европейского сообщества (которые, правда, имеют не официальный, а рабочий характер). Целями Европейского союза, согласно ст. 2 Договора о Европейском союзе, являются содействие экономическому и социальному прогрессу путем создания пространства без внутренних границ, экономического и валютного союза и введения единой валюты, осуществление общей внешней политики и политики безопасности, усиление защиты прав и интересов граждан путем введения гражданства Союза, сохранение и развитие Союза как пространства свободы, безопасности и законности, в котором свободное передвижение лиц обеспечивается мерами контроля на внешних границах и предотвращения и борьбы с преступностью. Союз основан на принципах свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод, господства права — общих для государств-членов (ст. 6). Европейский союз стал крупнейшим интеграционным объединением, фактически не имеющим аналогов. Это международная организация, но от существующих организаций Союз отличает то, что он стал не координационной, а наднациональной организацией: право Европейского союза имеет преимущество перед национальным, и его субъектами являются не только государства, но также физические и юридические лица; решения Союза имеют прямое действие на территории государств-участников; его власть независима от государств, служащие Европейского союза и члены Европарламента представ- § 9. Европейский союз ляют не государства, а народы; предполагается возможность самостоятельного расширения Союзом полномочий его органов. Страны-члены поступились частью своих суверенных прав для создания надгосударственных структур и полномочий, поднялись на новый уровень сотрудничества: от координации действий к общей единой политике. Другой отличительной чертой Союза является то, что это международная организация особого рода. С одной стороны, ему присущи типичные признаки международных организаций (учредительный акт, специфические цели, структура, принципы, членство и т. д.). С другой, он имеет неоднородную основу, как бы три слагаемых, три «опоры»: Сообщества (самостоятельные международные организации), общую внешнюю политику и политику безопасности, сотрудничество полиций и судов в уголовно-правовой сфере. Международная правосубъектность Союза имеет ограниченный, вторичный характер по сравнению с правосубъектностью трех европейских сообществ, составивших его основу. В социально-экономической сфере деятельность Союза включает отмену таможенных сборов, общую торговую политику, внутренний рынок, свободное перемещение товаров, лиц, услуг и капиталов, введение единой валюты (евро), учреждение Европейского центрального банка и Европейского инвестиционного банка, общую политику в области сельского хозяйства, рыболовства, транспорта, предотвращение нарушения правил конкуренции на внутреннем рынке, сближение национальных законодательств, общую политику в сфере занятости, защиты окружающей среды, в социальной сфере, развитие трансевро-пейских коммуникационных сетей и инфраструктуры, вклад в достижение высокого уровня здравоохранения, в образование, профессиональное обучение и развитие культуры, в усиление защиты прав потребителей и др. Политический союз охватывает общую внешнюю политику и безопасность, юстицию и внутренние дела. Политика и безопасность направлены на обеспечение фундаментальных интересов Европейского союза путем согласования позиций и совместных действий, в том числе военного характера в целях защиты общих ценностей, независимости и целостности Союза, всемерного укрепления его безопасности, сохранения мира, со- Глава 14. Право международных организаций действия международному сотрудничеству, развития демократии и законности, уважения прав человека. Государства обязуются воздерживаться от любых действий, противоречащих интересам Союза, информируют и консультируют друг друга по любому вопросу внешней политики и безопасности, включая поступательное формирование общей оборонной политики, которая могла бы быть преобразована в общую оборону. Они координируют свои действия "в международных организациях и на международных конференциях. Дипломатические и консульские миссии государств-членов сотрудничают, чтобы обеспечить согласование и осуществление общих позиций и совместных действий. Третья «опора» Союза (юстиция и внутренние дела) предполагает сотрудничество полицейских сил, таможенных и других компетентных органов непосредственно и в рамках Европейского полицейского ведомства (Европол), судебных органов, сближение уголовного права, сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства. Общие действия полиций, в частности, включают: предотвращение, выявление и расследование преступлений, сбор, хранение и обмен соответствующей информацией, общую оценку специальных методов расследований. Сотрудничество в уголовном судопроизводстве охватывает взаимодействие между министерствами, судами в том, что касается процессуальных правил и исполнения решений, вопросов экстрадиции, обеспечения совместимости соответствующих правил, предотвращения конфликтов юрисдикции, установления минимальных правил, определяющих состав преступления и наказание в отношении организованной преступности, терроризма и незаконной торговли наркотиками. Договором предусматривается введение единого гражданства Европейского союза, что также неизвестно ни одной международной организации. Это сопровождается и закреплением нег-которых политических прав, в частности избирательных. Каждый гражданин, проживающий в другом государстве — члене Союза, имеет право избирать и быть избранным на муниципальных выборах и выборах в Европарламент. В Союзе действует единая институционная структура: Европейский парламент, Совет, Комиссия, Суд и Счетная палата. Согласно ст. 5 они осуществляют свои полномочия в соответствии с условиями и целями, предусмотренными, с одной сторо- § 9. Европейский союз ны, договорами о Европейских сообществах, с другой — Договором о Европейском союзе. Европарламент состоит из представителей народов государств-членов, избираемых прямым всеобщим голосованием на пять лет. Договором установлено точное число представителей от каждого государства. Парламент участвует в процессе принятия актов Сообщества, может предложить Комиссии представить предложения по осуществлению Договора, образовать временную следственную комиссию по заявлениям о нарушении права Сообщества, назначает Уполномоченного по правам человека, вправе вынести резолюцию порицания в отношении Комиссии, в результате чего члены Комиссии должны коллективно уйти в отставку. Совет включает по одному представителю от каждого государства-члена на уровне министров в той или иной области — иностранных дел, экономики, финансов, здравоохранения и т. д. Это межправительственный орган, призванный обеспечить согласование интересов государств-членов и Союза. Он координирует общую экономическую политику Союза, имеет право принятия нормативно-правовых актов, обязательных к исполнению всеми субъектами европейского права. Решения принимаются простым или квалифицированным большинством. В последнем случае представители обладают различным числом взвешенных голосов. Комиссия сострит из 20 членов, утверждаемых Европарла-ментом и затем назначаемых правительствами государств-членов на пять лет. Комиссия обеспечивает применение Договора, формулирует рекомендации и дает заключения по вопросам предмета Договора, принимает собственные решения и участвует в подготовке актов Совета и Европарламента, осуществляет полномочия, которыми ее наделяет Совет во исполнение его постановлений. Суд обеспечивает применение права Сообщества посредством единообразного толкования и применения Договора (подробнее о нем см. § 5 гл. 10 настоящего учебника). Счетная палата состоит из 15 членов, назначаемых на шестилетний срок Советом из числа лиц, работающих в независимых аудиторских учреждениях и обладающих высокой квалификацией. Их независимость должна быть вне всяких сомнений. Палата обеспечивает ревизионную проверку счетов обо всех доходах и расходах Сообщества. Глава 14. Право международных организаций Европейский союз развивает широкие международные связи с другими организациями, с государствами, является стороной в договорах, имеет более 100 зарубежных представительств, в том числе в Российской Федерации. Действует Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейскими сообществами и их государствами-членами. Для осуществления Соглашения учрежден и функционирует Совет сотрудничества Евросоюза и России.
|