Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе





За 20 лет существования СБСЕ как международно-правовой институт эволюционировало от международной конферен­ции — механизма многосторонних межгосударственных перего­воров и консультаций, проводимых в форме регулярных встреч, — к международной организации — ОБСЕ.

Как международная конференция СБСЕ проводилось в со­ответствии с традиционно сложившимися в практике подобных встреч правилами, а также собственными правилами процеду­ры. Важными элементами этой процедуры стали следующие положения:

Совещание проводится вне военных союзов;

государства участвуют в Совещании в условиях полного ра­венства;

решения Совещания принимаются на основе консенсуса, который определяется «как отсутствие какого бы то ни было возражения, высказанного каким-либо представителем и вы­двигаемого им как представляющее препятствие для принятия решения по рассматриваемому вопросу».

Глава 14. Право международных организаций

На Совещании первоначально были представлены 35 госу­дарств, в том числе 33 европейских, а также США и Канада.

В итоге встречи на высшем уровне в Хельсинки 30 июля — 1 августа 1975 г. главы государств и правительств подписали За­ключительный акт, включающий преамбулу и пять разделов: «Вопросы, относящиеся к безопасности в Европе», «Сотрудни­чество в области экономики, науки и техники и окружающей среды», «Вопросы, относящиеся к безопасности и сотрудниче­ству в Средиземноморье», «Сотрудничество в гуманитарных и других областях», «Дальнейшие шаги после Совещания».

Важнейшей частью первого раздела стала «Декларация принципов, которыми государства-участники будут руково­дствоваться во взаимных отношениях», в которой воспроизве­дены и конкретизированы известные принципы Устава ООН; вместе с тем в ранг принципов возведены нормы о нерушимо­сти границ, о территориальной целостности государств, об ува­жении прав человека и основных свобод, сформулированы по­ложения, определяющие их содержание.

Кроме того, в нем зафиксированы новые для международ­ного права нормы о мерах укрепления доверия, к которым от­несены предварительные уведомления о военных учениях и пе­редвижениях войск, о приглашении наблюдателей, об обмене военным персоналом, включая визиты военных делегаций.

В других разделах даны рекомендации относительно согла­сованных действий в различных сферах сотрудничества, в том числе юридически значимые положения, регламентирующие контакты между людьми, включая воссоединение семей и бра­ки между гражданами различных государств, порядок распро­странения и обмена информацией, сотрудничество и обмены в области культуры, образования.

Государства-участники заявили о своей решимости «долж­ным образом учитывать и выполнять положения Заключитель­ного акта Совещания» и «продолжать многосторонний процесс, начатый Совещанием», в частности, путем проведения новых встреч на различных уровнях. К ним относятся Мадридская встреча 1980—1983 гг., Стокгольмская конференция «по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружению в Европе» 1984—1986 гг., Венская встреча 1986—1989 гг., встречи на выс­шем уровне в Париже в ноябре 1990 г., в Хельсинки в июле 1992 г. и в Будапеште в декабре 1994 г., в Лиссабоне в 1996 г., в Стамбуле в 1999 г. В рамках Совещания состоялись три сове-

§ 8. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе

щания так называемой Конференции по человеческому изме­рению СБСЕ (в том числе в Москве в 1991 г.), несколько встреч экспертов по мирному урегулированию споров.

Подписанный в итоге встречи в Париже 21 ноября 1990 г. акт «Парижская хартия для новой Европы», развивающий ее положения документ встречи в Хельсинки «Вызов времени пе­ремен» от 10 июля 1992 г. и принятый на встрече в Праге 30— 31 января 1992 г. документ о дальнейшем развитии институтов и структур СБСЕ обозначили принципиально новую стадию в статусе и деятельности СБСЕ.

В Хельсинкском документе руководители государств заяви­ли, что рассматривают СБСЕ «как региональное соглашение в том смысле, как об этом говорится в гл. VIII Устава Организа­ции Объединенных Наций». Такой статус признан Генеральной Ассамблеей ООН, которая на 48-й сессии в 1993 г. предостави­ла СБСЕ официальный статус наблюдателя при ООН.

Принятый на встрече глав государств и правительств в Буда­пеште 5—6 декабря 1994 г. пакет документов — Политическая декларация «На пути к подлинному партнерству в новую эпо­ху» и Будапештские решения (в их числе «Укрепление СБСЕ», «Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспек­тов безопасности», «Человеческое измерение», «Экономическое измерение») — представляют собой юридическую основу пере­хода к новому этапу деятельности СБСЕ как международной организации. Термин «региональная организация» в официаль­ных документах не применяется; вместе с тем, как сказано в одном из решений Будапештской встречи, государства-участ­ники будут углублять сотрудничество «в качестве участников регионального соглашения в том смысле, как это определено в главе VIII Устава ООН». По решению Будапештской встречи с 1 января 1995 г. СБСЕ переименовано в ОБСЕ — Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе, повышен уровень и расширены полномочия органов. Однако в документе «Укре­пление СБСЕ» дан следующий комментарий: «Переименование СБСЕ в ОБСЕ не изменяет ни характера наших обязательств по СБСЕ, ни статуса СБСЕ и его институтов». Такое заявление, очевидно, имеет в виду преемственность. ОБСЕ пока не имеет целостного учредительного акта. Можно сказать, что его роль временно исполняют документы Парижской (1990 г.), Хель­синкской (1992 г.) и Будапештской (1994 г.) встреч.

Структура ОБСЕ находится в стадии становления.

Глава 14. Право международных организаций

Совет министров (ранее — Совет) характеризуется как цен­тральный руководящий орган, ответственный за принятие реше­ний. Он собирается на уровне министров иностранных дел и на­значает страну, представитель которой в течение года исполняет обязанности действующего председателя ОБСЕ. В рамках Совета предусмотрено своеобразное формирование, именуемое Трой­кой: оно включает действующего председателя, министра, ис­полнявшего эту функцию в предшествующем году, и министра, который станет действующим председателем в следующем году.

Руководящий совет заменил существовавший в течение не­скольких лет Комитет старших должностных лиц, который вы­полнял такие обязанности, как подготовка заседаний Совета, выполнение его решений, координация деятельности вспомо­гательных органов. В его компетенцию входило также рассмот­рение вопросов в случае возникновения критических ситуаций и использование механизма мирного урегулирования, а в слу­чае необходимости — принятие решений о проведении опера­ций СБСЕ по поддержанию мира. Очевидно, Руководящему совету предстоит выполнение аналогичных функций. Как ска­зано в решении будапештской встречи, он «будет обсуждать и формулировать руководящие принципы политического и обще­го бюджетного характера», а также будет созываться в качестве Экономического форума. Заседание этого Совета на уровне от­ветственных сотрудников министерств иностранных дел прово­дятся в Праге, как минимум, два раза в год.

Постоянный совет (ранее — Постоянный комитет) определя­ется как основной орган для ведения политических консульта­ций и принятия текущих решений, а также для рассмотрения чрезвычайных ситуаций. В его состав входят постоянные пред­ставители государств-участников. Заседания проводятся в Вене.

Секретариат обеспечивает организационно-техническое об­служивание заседаний указанных основных органов, ведает до­кументацией и архивом, публикует документы. Генеральный секретарь, должность которого учреждена в 1992 г., участвует в координации деятельности различных органов, оказывает по­мощь действующему председателю, принимает участие во встречах Тройки на уровне министров.

В рамках ОБСЕ действуют также Бюро по демократическим институтам и правам человека, аппарат Верховного комиссара по делам национальных меньшинств, Парламентская ассамб­лея.

§ 9. Европейский союз

Date: 2015-10-19; view: 401; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию