Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государства Кувейт





КОНСТИТУЦИЯ

(11 ноября 1962 года)

 

--------------------------------

<*> Перевод М.А. Сапроновой

 

ПРЕАМБУЛА

 

Именем Всемогущего Аллаха Мы, Абдалла ас-Салим ас-Сабах, Эмир Государства Кувейт, используя методы демократического правления в нашей дорогой Отчизне,

веря в роль нашего государства в укреплении арабского национализма, обеспечении всеобщего мира и развитии человеческой цивилизации,

стремясь к достижению лучшего будущего, в котором наступит процветание, страна займет высокий международный статус, а гражданам будут гарантированы политическая свобода, равенство и социальная справедливость,

к будущему, в котором сохранятся традиции Арабской нации посредством обеспечения достоинства личности, защиты общественных интересов и использования методов консультативного правления, уже обеспечивающего единство и стабильность нашей страны на основании Закона N 1 от 1962 года, касающегося системы управления в переходный период,

исходя из резолюции Конституционной ассамблеи,

одобряем данную Конституцию и промульгируем ее.

 

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ГОСУДАРСТВО И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

 

Статья 1

 

Кувейт - независимое суверенное арабское государство. Его суверенитет не может быть ограничен, никакая часть его территории не может быть отторгнута.

Народ Кувейта является частью Арабской нации.

 

Статья 2

 

Ислам - государственная религия, шариат - основной источник законодательства.

 

Статья 3

 

Государственный язык - арабский.

 

Статья 4

 

1. Кувейт является наследственным эмиратом. Наследование престола осуществляется потомками Мубарака ас-Сабаха.

2. Наследник престола должен быть назначен в течение года со дня вступления на престол действующего Эмира.

3. Назначение наследника престола осуществляется на основании декрета Эмира после его вступления на престол с одобрения Национальной ассамблеи, принятого большинством голосов ее членов на специальном заседании.

4. В случае если такое назначение не состоялось в соответствии с вышеизложенной процедурой, Эмир предлагает не менее трех потомков Мубарака ас-Сабаха, из которых Национальная ассамблея должна выбрать одного в качестве наследника престола.

5. Наследник должен быть совершеннолетним, в здравом уме и сыном родителей-мусульман, рожденным в законном браке.

6. Специальный закон, устанавливающий другие правила наследования трона в эмирате, должен быть принят в течение года со дня вступления в силу настоящей Конституции. Такой закон является конституционным и может быть изменен только в соответствии с процедурой, принятой для изменения Конституции.

 

Статья 5

 

Флаг, эмблема, знаки отличия и награды устанавливаются в соответствии с законом.

 

Статья 6

 

Система правления в Кувейте является демократической. Суверенитет принадлежит народу - источнику власти и осуществляется в форме, предусмотренной настоящей Конституцией.

 

ГЛАВА ВТОРАЯ. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ КУВЕЙТСКОГО ОБЩЕСТВА

 

Статья 7

 

Справедливость, свобода и равенство являются основами общества, а сотрудничество и взаимная помощь - крепкими узами между гражданами.

 

Статья 8

 

Государство защищает основы общества и обеспечивает безопасность, спокойствие и равные возможности для граждан.

 

Статья 9

 

Семья - основа общества. Ее фундаментом являются религия, мораль и патриотизм. Закон защищает целостность семьи, укрепляет семейные узы, защищает и поддерживает материнство и детство.

 

Статья 10

 

Государство заботится о молодом поколении, защищает его от всех форм эксплуатации, морального, физического и духовного порабощения.

 

Статья 11

 

Государство обеспечивает гражданам помощь в старости, в случае болезни или потери трудоспособности.

Государство предоставляет гражданам услуги в сфере социального обеспечения и медицинского обслуживания.

 

Статья 12

 

Государство охраняет исламское и арабское наследие и вносит свой вклад в развитие человеческой цивилизации.

 

Статья 13

 

Образование является основным условием общественного прогресса; оно гарантировано и обеспечивается государством.

 

Статья 14

 

Государство способствует развитию науки и искусства и поощряет научные исследования.

 

Статья 15

 

Государство заботится об охране здоровья населения и обеспечивает средства для предупреждения и лечения болезней и эпидемий.

 

Статья 16

 

Собственность, капитал и труд являются фундаментальными основами социальной структуры общества и его национального богатства. Они являются личными правами человека, выполняют социальную функцию и регулируются законом.

 

Статья 17

 

Государственная собственность неприкосновенна, ее защита является долгом каждого гражданина.

 

Статья 18

 

1. Частная собственность неприкосновенна. Никто не может быть лишен возможности распоряжаться своей собственностью в пределах, установленных законом. Никакая собственность не может быть изъята, кроме как в общественных интересах, при условии и в форме, установленной законом, и с выплатой справедливой компенсации.

2. Наследование является правом, регулируемым нормами шариата.

 

Статья 19

 

Полная конфискация собственности любого лица запрещена. Частичная конфискация собственности в качестве меры наказания может применяться только на основании судебного решения и в случаях, предусмотренных законом.

 

Статья 20

 

Национальная экономика основана на социальной справедливости. Она базируется на честном взаимодействии государственной и частной деятельности, целями которого являются дальнейшее экономическое развитие, увеличение производства, улучшение уровня жизни и достижение благосостояния граждан в рамках закона.

 

Статья 21

 

Природные ресурсы и все получаемые от них доходы являются собственностью государства. Государство обеспечивает их сохранность и надлежащую эксплуатацию при соблюдении требований государственной безопасности и интересов национальной экономики.

 

Статья 22

 

Взаимоотношения между работодателями и работниками, землевладельцами и арендаторами регулируются Законом об экономических принципах, с учетом требований социальной справедливости.

 

Статья 23

 

Государство поощряет деятельность кооперативов и сберегательных учреждений и контролирует систему кредитования.

 

Статья 24

 

Социальная справедливость является основой для установления налогов и публичных сборов.

 

Статья 25

 

Государство обеспечивает солидарность общества в несении бремени расходов, вызванных стихийными бедствиями и катастрофами, и обеспечивает компенсацию военного ущерба или вреда, нанесенного здоровью любого лица в результате выполнения им воинских обязанностей.

 

Статья 26

 

1. Государственная служба является национальной службой. Государственные служащие при осуществлении своих обязанностей должны руководствоваться общественными интересами.

2. Иностранцы не могут занимать государственные должности, за исключением случаев, предусмотренных законом.

 

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ПУБЛИЧНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

 

Статья 27

 

Кувейтское гражданство устанавливается законом. Лишение или приостановка гражданства могут осуществляться только в случаях, предусмотренных законом.

 

Статья 28

 

Граждане Кувейта не могут быть высланы из страны или лишены права вернуться в страну.

 

Статья 29

 

1. Все люди равны между собой в человеческом достоинстве, публичных правах и обязанностях перед законом, без различия по признакам расы, происхождения, языка или религии.

2. Личная свобода гарантирована.

 

Статья 30. Отменена.

 

Статья 31

 

1. Никто не может быть подвергнут аресту, задержанию, обыску или принужден проживать в определенном месте. Свобода проживания любого лица, свобода выбора им места жительства или свобода его передвижения не могут быть ограничены иначе как в соответствии с положениями закона.

2. Никто не может быть подвергнут пыткам или унижающему человеческое достоинство обращению.

 

Статья 32

 

1. Преступления и наказание за них устанавливаются на основании закона. Наказание не может быть применено к преступлениям, совершенным до вступления в силу соответствующего закона.

2. Наказание носит индивидуальный характер.

 

Статья 33. Отменена.

 

Статья 34

 

1. Обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в законном суде при обеспечении ему необходимых гарантий права на защиту.

2. Причинение обвиняемому физического или морального вреда запрещено.

 

Статья 35

 

Свобода вероисповедания является абсолютной. Государство защищает свободу отправления религиозных культов в соответствии с установленными обычаями, при условии что они не противоречат государственной политике и не нарушают общественную мораль.

 

Статья 36

 

Свобода выражения мнений и научных исследований гарантирована. Каждый имеет право выражать и отстаивать свое мнение устно, письменно или другим способом в соответствии с условиями и процедурой, устанавливаемой законом.

 

Статья 37

 

Свобода прессы, печатания и публикаций гарантируется в соответствии с условиями и в форме, установленной законом.

 

Статья 38

 

Место жительства неприкосновенно. Оно не может быть нарушено без разрешения находящихся в нем лиц, за исключением случаев и в форме, установленной законом.

 

Статья 39

 

Свобода средств почтовой связи, телеграфных и телефонных сообщений и их секретность гарантируются. Запрещены цензура средств связи и раскрытие их содержания, за исключением случаев и в форме, установленной законом.

 

Статья 40

 

1. Получение образования является правом кувейтцев, гарантированным государством в соответствии с законом и в рамках государственной политики и общественной морали. Начальное образование является обязательным и бесплатным в соответствии с законом.

2. Закон устанавливает необходимые меры по ликвидации неграмотности.

3. Государство уделяет особое внимание физическому, моральному и нравственному развитию молодежи.

 

Статья 41

 

1. Каждый гражданин имеет право на труд и на выбор вида деятельности.

2. Труд является обязанностью каждого гражданина, определяемой его личным достоинством и общественным благом. Государство стремится сделать труд доступным для всех граждан и создает для этого соответствующие условия.

 

Статья 42

 

Принудительный труд запрещен, за исключением чрезвычайных обстоятельств, установленных законом, и при выплате справедливой компенсации.

 

Статья 43

 

Свобода образования ассоциаций и союзов на национальной основе и с мирными целями гарантирована в соответствии с условиями и процедурой, установленной законом. Никто не может быть принужден к вступлению в какую-либо ассоциацию или союз.

 

Статья 44

 

1. Физические лица имеют право проведения частных собраний без какого-либо разрешения или предварительного уведомления. Полиция не может присутствовать на этих частных собраниях.

2. Публичные митинги, демонстрации и сборы разрешены в соответствии с условиями и в форме, предусмотренной законом, при условии что их цели и средства являются мирными и не противоречат нравственным ценностям.

 

Статья 45

 

Каждый гражданин имеет право обращения к публичным властям в письменной форме и за своей личной подписью. Правом коллективного обращения к властям обладают только законным образом оформленные организации и юридические лица.

 

Статья 46

 

Экстрадиция политических беженцев запрещена.

 

Статья 47

 

Национальная оборона является священным долгом, а военная служба, регулируемая законом, - делом чести каждого гражданина.

 

Статья 48

 

Уплата налогов и публичных сборов является обязанностью в соответствии с законом.

Закон устанавливает освобождение от налогообложения небольших доходов в целях поддержания минимального жизненного уровня.

 

Статья 49

 

Соблюдение общественного порядка и уважения общественной нравственности является обязанностью всех жителей Кувейта.

 

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ВЛАСТИ

 

Часть I

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 50

 

Система управления базируется на принципе разделения властей, действующих в сотрудничестве друг с другом в соответствии с положениями настоящей Конституции. Ни одна из властей не может отказаться от всех или части своих полномочий, установленных настоящей Конституцией.

 

Статья 51

 

Законодательная власть осуществляется Эмиром и Национальной ассамблеей в соответствии с Конституцией.

 

Статья 52

 

Исполнительная власть осуществляется Эмиром и Советом министров в порядке, установленном Конституцией.

 

Статья 53

 

Судебную власть осуществляют суды от имени Эмира в порядке, установленном Конституцией.

 

Часть II

 

ГЛАВА ГОСУДАРСТВА

 

Статья 54

 

Эмир является главой государства. Его личность священна и неприкосновенна.

 

Статья 55

 

Эмир осуществляет свои полномочия с помощью министров.

 

Статья 56

 

1. Эмир назначает Премьер-министра и освобождает его от занимаемой должности после традиционных консультаций. По рекомендации Премьер-министра Эмир назначает и освобождает от должности министров.

2. Министры назначаются как из членов Национальной ассамблеи, так и из числа других лиц.

3. Число министров не должно превышать одну треть числа членов Национальной ассамблеи.

 

Статья 57

 

Совет министров формируется в порядке, установленном предыдущей статьей Конституции, в начале срока нового созыва Национальной ассамблеи.

 

Статья 58

 

Премьер-министр и министры несут коллективную ответственность перед Эмиром за общую политику государства. Каждый министр несет индивидуальную ответственность перед Эмиром за деятельность своего министерства.

 

Статья 59

 

Закон, принятый во исполнение статьи 4 Конституции, устанавливает условия, при которых Эмир осуществляет свои конституционные полномочия.

 

Статья 60

 

Перед вступлением в должность Эмир приносит следующую присягу на специальном заседании Национальной ассамблеи: "Клянусь Всемогущим Аллахом уважать Конституцию и законы государства, защищать свободу, интересы и собственность народа и охранять независимость и территориальную целостность страны".

 

Статья 61

 

В случае отсутствия в стране или неспособности наследника престола осуществлять полномочия Эмира Эмир своим декретом назначает своего заместителя, который осуществляет полномочия Эмира в случае его отсутствия. Указанный декрет Эмира может включать специальные условия осуществления этих полномочий или ограничивать сферу их применения.

 

Статья 62

 

Заместитель Эмира должен отвечать требованиям, изложенным в статье 82 Конституции. Если он является министром или членом Национальной ассамблеи, он должен прекратить исполнять функции министра или участвовать в работе Национальной ассамблеи на весь период времени, пока он занимает должность заместителя Эмира.

 

Статья 63

 

1. Перед вступлением в должность заместитель Эмира на специальном заседании Национальной ассамблеи приносит присягу, закрепленную в статье 60 Конституции, с добавлением слов "и быть преданным Эмиру".

2. В случае если Национальная ассамблея не заседает, присяга может быть принесена перед Эмиром.

 

Статья 64

 

Положения статьи 131 Конституции применимы и к заместителю Эмира.

 

Статья 65

 

1. Эмир обладает правом инициировать, утверждать и промульгировать законы. Промульгация законов осуществляется в течение 30 дней со дня их представления Национальной ассамблеей Эмиру. В экстренных случаях этот срок сокращается до семи дней. Такой порядок срочности устанавливается решением большинства голосов членов Национальной ассамблеи.

2. Дни официальных праздников не засчитываются в срок, установленный для промульгации закона.

3. Если срок промульгации закончился без решения главы государства о его пересмотре, закон считается утвержденным и подлежит промульгации.

 

Статья 66

 

Возвращение законопроекта для повторного рассмотрения осуществляется на основании декрета, в котором указываются причины пересмотра. Если Национальная ассамблея подтверждает законопроект большинством в две трети голосов ее членов, Эмир утверждает и промульгирует законопроект в течение 30 дней с даты его получения из Национальной ассамблеи. Если законопроект не получил требуемого большинства голосов, он не может быть вновь внесен на рассмотрение на текущей сессии. Если Национальная ассамблея на другой сессии примет данный законопроект большинством голосов ее членов, Эмир утверждает и промульгирует законопроект в течение 30 дней со дня его представления.

 

Статья 67

 

Эмир является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами. В соответствии с законом он назначает и освобождает от должности офицеров.

 

Статья 68

 

Эмир своим декретом объявляет оборонительную войну. Наступательная война запрещена.

 

Статья 69

 

1 В случае необходимости Эмир объявляет чрезвычайное положение, которое вводится на основании закона и в соответствии со специальной процедурой. Объявление военного положения осуществляется на основании декрета, который должен быть представлен в Национальную ассамблею не позднее 15 дней, следующих за его объявлением, для принятия решения по этому вопросу. Если объявление военного положения имело место в период роспуска Национальной ассамблеи, декрет об этом должен быть представлен во вновь избранную Национальную ассамблею на ее первом заседании.

2. Военное положение не может продлеваться, если Национальная ассамблея приняла решение о его прекращении большинством голосов всего состава.

3. Во всех случаях вопрос о продлении военного положения рассматривается в Национальной ассамблее в соответствии с вышеуказанной процедурой каждые три месяца.

 

Статья 70

 

1. Эмир заключает договоры путем декретов и немедленно передает их в Национальную ассамблею с соответствующим заявлением. После подписания договора, его ратификации и публикации в "Официальной газете" договор вступает в законную силу.

2. Договоры о мире и союзе; договоры, касающиеся государственной территории, ее природных ресурсов или суверенных прав, публичных или личных прав граждан; договоры о торговле, мореплавании и местах проживания; договоры, влекущие дополнительные расходы, не предусмотренные в бюджете, или изменяющие законы Кувейта, вводятся в действие только на основании закона.

3. Ни при каких условиях договоры не могут включать в себя секретные положения, противоречащие их открытым статьям.

 

Статья 71

 

1. Если появляется необходимость в принятии срочных мер в период, когда Национальная ассамблея распущена или не заседает, Эмир может издать декрет, имеющий силу закона, при условии что он не противоречит Конституции и не превышает размер ассигнований, установленный бюджетным законодательством.

2. Если Национальная ассамблея заседает, такой декрет передается на ее рассмотрение в течение 15 дней со дня его принятия. Если Национальная ассамблея распущена или срок ее полномочий закончился, этот декрет передается на первое заседание вновь избранной Национальной ассамблеи. Если декрет не передан на рассмотрение вышеуказанным способом, он утрачивает силу закона с обратным действием без необходимости принятия какого-либо решения относительно его действия. Если декрет передан на рассмотрение и Национальная ассамблея не подтвердила его, декрет теряет силу закона с обратным действием, если Национальная ассамблея не подтвердит его действительность за прошедший период или не разрешит другим способом вызванные его действием последствия.

 

Статья 72

 

Эмир издает посредством декретов правила, необходимые для исполнения законов, без изменения или приостановки действия этих законов или каких-либо изъятий из их применения. Закон может предусматривать менее формальный акт, чем декрет для издания правил, необходимых для его исполнения.

 

Статья 73

 

Эмир издает посредством декрета правила, регулирующие общественный порядок и систему здравоохранения, и правила, необходимые для организации государственной и административной службы, не противоречащие закону.

 

Статья 74

 

1. Эмир назначает и отстраняет от должности гражданских и военных должностных лиц и дипломатических представителей в иностранных государствах в соответствии с законом.

2. Эмир принимает аккредитацию представителей иностранных государств.

 

Статья 75

 

1. Эмир может посредством издания декретов осуществлять помилование или изменять вынесенные приговоры.

2. Всеобщая амнистия может быть принята только в соответствии с законом и только в отношении преступлений, совершенных до принятия закона об амнистии.

 

Статья 76

 

Эмир награждает почетными орденами в соответствии с законом.

 

Статья 77

 

В соответствии с законом монеты чеканятся с именем Эмира.

 

Статья 78

 

Ежегодное вознаграждение главы государства устанавливается законом на весь период его правления со дня его вступления в должность.

 

Часть III

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ

 

Статья 79

 

Закон может быть промульгирован только после его принятия Национальной ассамблеей и утверждения Эмиром.

 

Статья 80

 

1. Национальная ассамблея состоит из 50 членов, избираемых прямым всеобщим и тайным голосованием в соответствии с положениями, установленными избирательным законодательством.

2. Министры, которые не являются избранными членами Национальной ассамблеи, рассматриваются ее членами ex officio.

 

Статья 81

 

Избирательные округа определяются законом.

 

Статья 82

 

Член Национальной ассамблеи должен:

1) быть гражданином Кувейта по происхождению в соответствии с законом;

2) обладать правами в соответствии с избирательным законодательством;

3) быть не моложе 30 лет на день голосования;

4) уметь хорошо читать и писать по-арабски.

 

Статья 83

 

1. Срок полномочий Национальной ассамблеи составляет четыре года начиная со дня ее первого заседания. Выборы нового состава Национальной ассамблеи проходят за 60 дней до окончания вышеуказанного срока полномочий в соответствии с положениями статьи 107 Конституции.

2. Члены Национальной ассамблеи, срок полномочий которых истекает, могут быть переизбраны на следующий срок.

3. Срок полномочий Национальной ассамблеи не может быть продлен, за исключением случаев необходимости в период войны и на основании закона.

 

Статья 84

 

1. Если по какой-либо причине место в Национальной ассамблее становится вакантным до окончания срока ее полномочий, вакансия замещается путем проведения выборов в течение двух месяцев со дня объявления вакансии Национальной ассамблеей. Мандат нового члена Национальной ассамблеи длится до окончания срока полномочий его предшественника.

2. Если вакансия появляется за шесть месяцев до завершения срока полномочий Национальной ассамблеи, дополнительные выборы не проводятся.

 

Статья 85

 

Национальная ассамблея проводит одну ежегодную сессию, которая длится не менее восьми месяцев. Указанная сессия не может быть прервана до утверждения государственного бюджета.

 

Статья 86

 

Национальная ассамблея начинает свою очередную сессию, которую созывает Эмир, в октябре ежегодно. Если декрет о созыве сессии не был издан до первого числа указанного месяца, время начала сессии устанавливается в 9 часов утра в третью субботу указанного месяца. Если этот день приходится на официальный праздник, Национальная ассамблея начинает свое заседание утром следующего дня.

 

Статья 87

 

1. Вне зависимости от положений двух предшествующих статей Эмир созывает Национальную ассамблею на первое заседание в течение двух недель после проведения всеобщих выборов. Если декрет о созыве такой сессии не издан в течение указанного срока, Национальная ассамблея собирается на заседание утром того дня, который следует за окончанием срока, установленного положениями предшествующей статьи.

2. Если заседание Национальной ассамблеи не состоялось в ежегодную дату, установленную статьей 86 Конституции, срок продолжительности сессии, установленной статьей 85 Конституции, уменьшается на разницу, возникшую между двумя указанными датами.

 

Статья 88

 

1. Национальная ассамблея созывается декретом на чрезвычайную сессию, если Эмир сочтет это необходимым или по требованию большинства членов Национальной ассамблеи.

2. На чрезвычайной сессии Национальной ассамблеи не могут рассматриваться никакие другие вопросы, кроме тех, для рассмотрения которых она была созвана, если только на это будет согласие Совета министров.

 

Статья 89

 

Эмир объявляет перерыв в работе очередных и чрезвычайных сессий.

 

Статья 90

 

Любое заседание Национальной ассамблеи, проводимое в другое время и в не предусмотренном законом месте, является недействительным, а принятые на нем решения не имеют законной силы.

 

Статья 91

 

Перед вступлением в должность в Национальной ассамблее или ее комитетах член Национальной ассамблеи на ее открытом заседании приносит следующую присягу: "Клянусь Всемогущим Аллахом быть верным стране и Эмиру, уважать Конституцию и законы государства, защищать свободу, интересы и собственность народа, исполнять достойно и добросовестно свои обязанности".

 

Статья 92

 

1. На своем первом заседании Национальная ассамблея избирает из числа своих членов Председателя и заместителя Председателя Национальной ассамблеи на весь период ее полномочий. Если один из этих постов становится вакантным, Национальная ассамблея избирает новое должностное лицо на оставшийся срок полномочий.

2. Избрание вышеуказанных должностных лиц осуществляется абсолютным большинством голосов присутствующих членов Национальной ассамблеи. Если никто не получил большинства голосов в первом туре, избрание осуществляется из двух кандидатов, получивших в первом туре наибольшее число голосов. Если более одного кандидата получают равное количество голосов, все эти кандидаты участвуют во втором туре голосования. В этом случае кандидат, получивший наибольшее число голосов, считается избранным. Если во втором туре голоса разделились поровну, победитель определяется жеребьевкой.

3. На первом заседании до избрания постоянного Председателя председательствует старейший по возрасту член Национальной ассамблеи.

 

Статья 93

 

В течение первой недели своей ежегодной сессии Национальная ассамблея формирует комитеты, необходимые для осуществления ее функций. Эти комитеты могут выполнять свои функции и в период парламентских каникул, представляя свои рекомендации Национальной ассамблее на ее ближайшем заседании.

 

Статья 94

 

Заседания Национальной ассамблеи являются открытыми, хотя она может проводить и закрытые заседания по требованиям Совета министров, Председателя Национальной ассамблеи или 10 ее членов. По их требованию дебаты на таком заседании также носят закрытый характер.

 

Статья 95

 

Национальная ассамблея решает вопрос о действительности мандата своих членов. Их мандат признается действительным, если он принят большинством голосов всех членов Национальной ассамблеи.

Эта юрисдикция Национальной ассамблеи может быть передана судебному органу в соответствии с законом.

 

Статья 96

 

Национальная ассамблея обладает полномочиями принимать отставку своих членов.

 

Статья 97

 

Заседания Национальной ассамблеи являются правомочными, если на них присутствует более половины всех ее членов. Решения принимаются абсолютным большинством голосов присутствующих членов, кроме случаев, когда требуется специальное большинство. Если голоса разделились поровну, предложение отклоняется.

 

Статья 98

 

Сразу после своего формирования Совет министров представляет в Национальную ассамблею свою программу. Национальная ассамблея может делать свои замечания по представленной программе.

 

Статья 99

 

Любой член Национальной ассамблеи может задавать Премьер-министру и министрам вопросы в целях разъяснения проблем, входящих в их компетенцию. Только задающий вопрос имеет право комментировать полученный ответ.

 

Статья 100

 

1. Любой член Национальной ассамблеи может обратиться к Премьер-министру и министрам с запросом по проблемам, входящим в их компетенцию.

2. Дебаты по таким запросам могут состояться не ранее восьми дней после их представления, за исключением случаев крайней необходимости и с согласия министра, которому направлен запрос.

3. В соответствии с положениями статей 101 и 102 Конституции запрос может привести к постановке вопроса о недоверии.

 

Статья 101

 

1. Любой министр несет ответственность перед Национальной ассамблеей за деятельность своего министерства. Если Национальная ассамблея проголосует о недоверии министру, он считается отстраненным со своего поста со дня голосования о недоверии и должен немедленно представить официальное прошение о своей отставке. Вопрос о доверии министру может быть поставлен или по его просьбе, или по требованию, подписанному 10 членами Национальной ассамблеи после дебатов по запросу, адресованному этому министру. Национальная ассамблея не может принимать решения по таким требованиям до истечения семи дней после его представления.

2. Отказ в доверии министру принимается большинством голосов всех членов Национальной ассамблеи, за исключением депутатов-министров. Министры не могут участвовать в голосовании о доверии.

 

Статья 102

 

1. Премьер-министр не может иметь какой-либо правительственный портфель. Вопрос о доверии Премьер-министру не может быть поставлен в Национальной ассамблее.

2. Если Национальная ассамблея примет решение в порядке, предусмотренном предыдущей статьей, о том, что она не может сотрудничать с Премьер-министром, вопрос должен быть представлен главе государства. В этом случае Эмир может или освободить Премьер-министра от должности и назначить новый Совет министров, или распустить Национальную ассамблею.

3. В случае если новая Национальная ассамблея решит вышеустановленным большинством голосов, что она не может сотрудничать с указанным Премьер-министром, он должен быть отстранен со своего поста со дня принятия Национальной ассамблеей решения по этому вопросу и должен быть сформирован новый Совет министров.

 

Статья 103

 

Если по какой-либо причине Премьер-министр или министр уходит со своего поста, они должны продолжать осуществлять самые неотложные дела до назначения их преемника на эту должность.

 

Статья 104

 

1. Эмир открывает ежегодную сессию Национальной ассамблеи, на которой произносит тронную речь с обзором ситуации в стране и важнейших государственных событий, которые произошли за прошедший год, а также тех проектов и реформ, которые правительство намеревается провести в текущем году.

2. Эмир может поручить Премьер-министру открыть сессию Национальной ассамблеи и произнести от его имени тронную речь.

 

Статья 105

 

Национальная ассамблея формирует из своих членов комитет для подготовки проекта ответа на тронную речь Эмира, который должен содержать комментарии и пожелания со стороны Национальной ассамблеи. После одобрения ответа Национальной ассамблеей он вручается Эмиру.

 

Статья 106

 

Эмир может своим декретом отложить заседание Национальной ассамблеи на период, не превышающий одного месяца. Перенос заседания может быть повторен в течение той же самой сессии только один раз и с согласия Национальной ассамблеи. Период переноса заседания не включается в период продолжительности всей сессии.

 

Статья 107

 

1. Эмир своим декретом может распустить Национальную ассамблею, указав при этом причины роспуска. Роспуск Национальной ассамблеи не может быть осуществлен повторно по тем же самым основаниям.

2. В случае роспуска выборы нового состава Национальной ассамблеи должны состояться в период, не превышающий двух месяцев со дня ее роспуска.

3. Если выборы не состоялись в указанный период, распущенная Национальная ассамблея восстанавливает в полном объеме свои конституционные полномочия и немедленно собирается на свою сессию, как если бы она не была распущена. Национальная ассамблея продолжает функционировать до избрания нового состава.

4. Член Национальной ассамблеи представляет весь народ. Он защищает общественные интересы и при осуществлении своих полномочий в Национальной ассамблее или ее комитетах не подчинен никакой власти.

 

Статья 108. Отменена.

 

Статья 109

 

1. Член Национальной ассамблеи имеет право вносить законопроекты.

2. Ни один законопроект, внесенный ее членом и отклоненный Национальной ассамблеей, не может быть снова внесен на той же самой сессии.

 

Статья 110

 

Член Национальной ассамблеи свободен в выражении любой точки зрения или любого мнения в Национальной ассамблее или ее комитетах. Ни при каких обстоятельствах член Национальной ассамблеи не несет за это ответственности.

 

Статья 111

 

В период, когда Национальная ассамблея проводит свою сессию, не может быть предпринято никаких действий против члена Национальной ассамблеи, как то: расследование, задержание, арест, тюремное заключение или иная уголовная процедура, за исключением случаев задержания на месте преступления или когда Национальная ассамблея сама санкционирует эти действия.

Национальная ассамблея должна быть оповещена о любой уголовной процедуре, предпринимаемой против ее члена в период проведения сессии в соответствии с вышеуказанными положениями.

На ее первом заседании Национальная ассамблея должна быть оповещена о любых мерах, предпринятых против любого из ее членов в период, когда она не заседала.

Во всех случаях, если Национальная ассамблея не приняла решения относительно требования о разрешении таких действий в течение месяца со дня получения этого требования, это рассматривается как предоставление такого разрешения.

 

Статья 112

 

По требованию, подписанному пятью членами Национальной ассамблеи, любой вопрос, представляющий общественный интерес, может быть поставлен на обсуждение в Национальной ассамблее в целях выяснения политики правительства и обмена мнениями по этому вопросу. Другие члены Национальной ассамблеи также имеют право участвовать в таких обсуждениях.

 

Статья 113

 

Национальная ассамблея может выразить правительству свои пожелания по вопросам общественного характера. Если правительство не сможет согласиться с этими пожеланиями, оно должно изложить в Национальной ассамблее причины этого.

Национальная ассамблея может прокомментировать это правительственное заявление.

 

Статья 114

 

Национальная ассамблея в любое время имеет право сформировать комитеты по расследованию или поручить одному или нескольким своим членам расследовать любой вопрос, входящий в ее компетенцию. Министры и другие должностные лица правительства обязаны давать свидетельские показания, предоставлять требуемые документы и делать необходимые заявления.

 

Статья 115

 

1. Национальная ассамблея формирует наряду с другими постоянными комитетами специальный комитет по петициям и жалобам граждан, получаемым Национальной ассамблеей. Комитет требует объяснений от компетентных властей и информирует заинтересованных граждан об их результатах.

2. Член Национальной ассамблеи не может вмешиваться в работу судебных или исполнительных органов власти.

 

Статья 116

 

Премьер-министр и министры получают слово для выступления в любое время, когда они попросят об этом. Они могут привлечь для этого любых высших должностных лиц или поручить им выступить от своего имени.

Национальная ассамблея может предложить министру присутствовать на ее заседании, когда обсуждается вопрос, касающийся работы данного министерства. Совет министров должен быть представлен на заседаниях Национальной ассамблеи Премьер-министром или несколькими министрами.

 

Статья 117

 

Национальная ассамблея принимает свой регламент, который устанавливает процедуру деятельности самой Национальной ассамблеи и ее комитетов, правила, определяющие порядок обсуждения, голосования, постановку вопросов, внесение запросов и другие функции, предусмотренные Конституцией.

Регламент предусматривает наложение санкций на членов Национальной ассамблеи, нарушающих порядок или отсутствующих на заседаниях без уважительных причин.

 

Статья 118

 

1. Поддержание порядка в Национальной ассамблее входит в обязанность ее Председателя. Национальная ассамблея имеет специальную охрану, которая подчинена Председателю Национальной ассамблеи.

2. Никакие вооруженные подразделения не могут входить в помещение Национальной ассамблеи или располагаться вблизи ее, если этого не потребует ее Председатель.

 

Статья 119

 

Вознаграждение Председателя Национальной ассамблеи, его заместителя и членов Национальной ассамблеи устанавливается законом.

В случае изменения указанного вознаграждения оно вступает в силу только для следующего состава Национальной ассамблеи.

 

Статья 120

 

1. Членство в Национальной ассамблее несовместимо с занятием других публичных постов, за исключением случаев, когда такое совмещение разрешено в соответствии с Конституцией. В случае совмещения постов право на вознаграждение за членство в Национальной ассамблее и право на заработную плату за занятие другого публичного поста не могут быть объединены.

2. Закон устанавливает другие случаи несовместимости постов.

 

Статья 121

 

1. В период действия своего мандата член Национальной ассамблеи не может быть назначен в совет директоров компании или участвовать в концессиях, предоставляемых правительством или государственными органами.

2. В период действия мандата член Национальной ассамблеи не может покупать или арендовать любую государственную собственность, сдавать внаем, продавать или обменивать свою собственность на государственную, за исключением публичного аукциона или тендера или в соответствии с системой принудительного приобретения.

 

Статья 122

 

В период действия мандата члены Национальной ассамблеи, за исключением тех, кто занимает государственные посты, совместимые с членством в Национальной ассамблее, не могут быть награждены орденами.

 

Часть IV

 

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

 

Раздел 1. СОВЕТ МИНИСТРОВ

 

Статья 123

 

Совет министров осуществляет контроль за работой государственных департаментов. Он определяет общую политику правительства, осуществляет ее выполнение и контролирует всю работу правительственных департаментов.

 

Статья 124

 

1. Вознаграждение Премьер-министра и министров устанавливается законом.

2. Все другие положения, относящиеся к министрам, применяются к Премьер-министру, если законом не устанавливается иное.

 

Статья 125

 

Министр должен отвечать условиям, закрепляемым в статье 82 Конституции.

 

Статья 126

 

Перед вступлением в должность Премьер-министр и министры приносят перед Эмиром присягу, закрепленную в статье 91 Конституции.

 

Статья 127

 

Премьер-министр председательствует на заседаниях Совета министров и обеспечивает координацию работы всех министров.

 

Статья 128

 

1. Обсуждения на заседаниях Совета министров являются закрытыми. Решения принимаются только при условии присутствия большинства членов и при одобрении большинства присутствующих. В случае разделения голосов поровну голос Премьер-министра является решающим.

2. Меньшинство членов правительства обязано подчиниться мнению большинства или уйти в отставку.

3. Решения Совета министров передаются Эмиру для утверждения в тех случаях, когда это требует принятия королевского декрета.

 

Статья 129

 

Отстранение от должности Премьер-министра или его добровольная отставка влекут за собой отстранение или отставку всех министров.

 

Статья 130

 

Министр руководит деятельностью своего министерства и осуществляет общую политику правительства.

Министр дает директивы министерству и контролирует их выполнение.

 

Статья 131

 

1. При исполнении своих обязанностей министр не может занимать другой государственный пост или заниматься, даже опосредованно, любой деятельностью в промышленной, торговой или финансовой сферах. Министр не может участвовать в каких-либо концессиях, предоставляемых правительством или государственными органами, или совмещать свой министерский пост с членством в совете директоров какой-либо компании.

2. В дополнение к этому в течение указанного периода министр не может покупать или другим образом приобретать любую государственную собственность, даже через публичный аукцион; он не может сдавать в аренду, продавать или передавать свою собственность правительству.

 

Статья 132

 

Специальный закон устанавливает наказания, которые могут быть наложены на министров в период осуществления ими своих полномочий, и определяет процедуру применения этих наказаний, формирования учреждаемого для этого суда и его полномочия, без влияния других законов на принимаемые им акты или выносимые наказания, и возникающую в связи с этим гражданскую ответственность.

 

Статья 133

 

Закон регулирует общие и муниципальные органы самоуправления таким образом, чтобы обеспечить их независимость под руководством и контролем со стороны правительства.

 

Раздел 2. ФИНАНСОВЫЕ ВОПРОСЫ

 

Статья 134

 

Любые налоги могут быть установлены, изменены или отменены только на основании закона.

Никто не может быть освобожден, полностью или частично, от обязанности платить налоги, за исключением случаев, устанавливаемых законом.

Запрещено принуждать кого-либо выплачивать другие налоги, взносы или сборы, кроме тех, которые установлены законом.

 

Статья 135

 

Закон устанавливает правила формирования государственных фондов и порядок их расходования.

 

Статья 136

 

Государственные займы выпускаются на основании закона. Правительство может выпускать или гарантировать займы на основании закона или в рамках фондов, предусмотренных для этой цели в бюджете.

 

Статья 137

 

Общие и местные органы самоуправления могут предоставлять или гарантировать займы в соответствии с законом.

 

Статья 138

 

Закон устанавливает правила защиты государственной собственности, управления ею, условия распоряжения и пределы, в которых эта собственность может быть отчуждена.

 

Статья 139

 

Период финансового года устанавливается законом.

 

Статья 140

 

Правительство разрабатывает ежегодный бюджет, включая доходы и расходы государства, и представляет его в Национальную ассамблею для обсуждения и одобрения не позднее двух месяцев до окончания текущего финансового года.

 

Статья 141

 

1. Бюджет обсуждается в Национальной ассамблее по разделам.

2. Никакие публичные доходы не могут быть предназначены для специальных целей иначе как на основании закона.

 

Статья 142

 

Специальные фонды могут быть предусмотрены законом на период более одного года, если этого требует характер их расходов, при условии что каждый бюджет будет включать фонды, предназначенные на этот год, или будет подготовлен чрезвычайный бюджет, рассчитанный более чем на один финансовый год.

 

Статья 143

 

Закон о бюджете может не включать положения, устанавливающие новые налоги, увеличивающие существующие, дополняющие существующий закон или предусматривающие принятие специального закона по данному вопросу, в отношении которого Конституция предусматривает принятие такого закона.

 

Статья 144

 

Бюджет принимается в форме закона.

 

Статья 145

 

1. Если закон о бюджете не был промульгирован до начала финансового года, применяется действующий бюджет до того времени, пока не будет принят новый бюджет, собраны доходы и произведены выплаты в соответствии с действующими законами до конца текущего года.

2 Если Национальная ассамблея одобрит один или более разделов нового бюджета, они вводятся в действие.

 

Статья 146

 

Любые расходы, не включенные в бюджет или превышающие бюджетные ассигнования, так же как и перевод каких-либо средств из одного раздела бюджета в другой, осуществляются на основании закона.

 

Статья 147

 

Ни при каких условиях максимально установленные расходы, включенные в закон о бюджете или в законы, дополняющие его, не могут быть увеличены.

 

Статья 148

 

Общие бюджеты, как основные, так и дополнительные, должны определяться законом, к которому применимы положения, устанавливающие бюджет государства.

 

Статья 149

 

Окончательные отчеты финансовых органов государства за прошедший год передаются в Национальную ассамблею для рассмотрения и одобрения в течение четырех месяцев после завершения указанного года.

 

Статья 150

 

Правительство представляет в Национальную ассамблею не реже одного раза в течение каждой очередной сессии отчет о финансовом положении государства.

 

Статья 151

 

Комиссия по финансовому контролю и аудиту устанавливается законом, который гарантирует ее независимость. Комиссия функционирует при Национальной ассамблее, помогает правительству и Национальной ассамблее в получении государственных доходов и распределении расходов в рамках, установленных государственным бюджетом. Комиссия представляет правительству и Национальной ассамблее ежегодный доклад о своей деятельности.

 

Статья 152

 

Никакие концессии на эксплуатацию природных ресурсов или осуществление государственных услуг не могут быть предоставлены иначе, как на основании закона и на ограниченный период времени. В этом отношении подготовительные мероприятия облегчают операции по их разработке и эксплуатации и обеспечивают гласность и конкуренцию.

 

Статья 153

 

Любая монополия может быть предоставлена только на основании закона и на ограниченный период времени.

 

Статья 154

 

Закон регулирует выплату средств, деятельность банков, установление стандартов, мер и весов.

 

Статья 155

 

Закон регулирует выплату заработной платы, пенсий, компенсаций, пособий и премий, что входит в полномочия государственного казначейства.

 

Статья 156

 

Положения, регулирующие бюджеты и окончательные отчеты местных органов и местных властей, имеющих государственный легальный статус, устанавливаются законом.

 

Раздел 3. ВОЕННЫЕ ВОПРОСЫ

 

Статья 157

 

Целью государства является сохранение мира, а защита целостности страны, которая составляет часть Великого Арабского Мира, - это долг каждого гражданина.

 

Статья 158

 

Военная служба регулируется законом.

 

Статья 159

 

В соответствии с законом только государство может учреждать Вооруженные силы и органы государственной безопасности.

 

Статья 160

 

Законом регулируется всеобщая или частичная мобилизация.

 

Статья 161

 

В соответствии с законом учреждается Высший совет обороны для выполнения задач в области обороны страны, защиты ее территориальной целостности и контроля за Вооруженными силами.

 

Часть V

 

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

 

Статья 162

 

Честность судебной власти, единство и независимость судей являются основами судопроизводства и гарантиями прав и свобод граждан.

 

Статья 163

 

При осуществлении судопроизводства судьи не подчинены никакой власти. Запрещено любое вмешательство в процесс осуществления правосудия. Закон гарантирует независимость судебной власти, закрепляет гарантии и положения, относящиеся к судьям и условиям их несменяемости.

 

Статья 164

 

Закон регулирует деятельность судов разных видов и инстанций и устанавливает их функции и юрисдикцию. Кроме случаев, когда действует военное положение, военные суды обладают юрисдикцией только в отношении преступлений, совершенных членами Вооруженных сил и органов безопасности, в рамках, установленных законом.

 

Статья 165

 

Заседания судов являются открытыми, кроме случаев, предусмотренных законом.

 

Статья 166

 

Право обращения в суды гарантировано для всех. Закон устанавливает процедуру и порядок осуществления этого права.

 

Статья 167

 

1. Ведомство Государственной прокуратуры поддерживает государственное обвинение от имени общества. Оно контролирует деятельность судебной полиции, применение уголовных законов, преследование преступников и исполнение судебных приговоров. Закон регулирует формирование этого органа, устанавливает его обязанности и определяет условия и гарантии, которые предоставлены тем, кто осуществляет эти функции.

2. В исключительных случаях закон может предоставить органам государственной безопасности право осуществлять расследование преступлений в соответствии с порядком, установленным законом.

 

Статья 168

 

Судебную власть возглавляет Верховный суд, порядок формирования и полномочия которого устанавливаются законом.

 

Статья 169

 

Закон регулирует порядок разрешения административных споров посредством специальной палаты или суда и предусматривает их организацию и порядок осуществления административной юрисдикции, включая полномочия по объявлению недействительными административных актов, а также предоставления компенсации в случае, если акты административных органов противоречат законам.

 

Статья 170

 

В соответствии с законом формируется орган, который предоставляет правовые рекомендации министрам и государственным департаментам в отношении законопроектов и правил. Закон регулирует представительство государства и других государственных органов в судах.

 

Статья 171

 

В соответствии с законом может быть учрежден Государственный совет в целях осуществления функций административной юрисдикции и предоставления правовых рекомендаций в отношении законопроектов и правил, указанных в двух предыдущих статьях Конституции.

 

Статья 172

 

Способ разрешения конфликтов в отношении юрисдикции или судебных решений между различными видами судов предусмотрен законом.

 

Статья 173

 

1. Юридический орган, обладающий полномочиями решать споры о конституционности законов и правил, формируется на основании закона, который определяет его юрисдикцию и процедуру деятельности.

2. Закон предоставляет право правительству и другим заинтересованным органам оспаривать конституционность законов и правил в указанном выше суде.

3. Если указанный орган решает, что закон или правило являются неконституционными, они рассматриваются как не имеющие законной силы и недействительные.

 

ГЛАВА ПЯТАЯ. ОБЩИЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 174

 

1. Эмир или одна третья часть членов Национальной ассамблеи имеют право предложить поправки к Конституции путем изменения или изъятия одного или более положений или путем добавления новых положений.

2. Если Эмир и большинство членов Национальной ассамблеи одобрят принципы и предмет пересмотра Конституции, Национальная ассамблея обсуждает законопроект постатейно. Для одобрения законопроекта необходимо большинство в две трети голосов всего состава Национальной ассамблеи. Поправки к статьям Конституции вступают в силу только после утверждения и промульгации Эмиром, вне зависимости от положений статей 65 и 66 Конституции.

3. Если принципы пересмотра или его предмет отклонены, законопроект о пересмотре не может быть повторно внесен на рассмотрение ранее чем через год после его отклонения.

4. Никакая поправка к настоящей Конституции не может быть предложена ранее чем через пять лет со дня вступления данной Конституции в силу.

 

Статья 175

 

Положения, касающиеся системы Эмирата в Кувейте, принципов свободы и равенства, предусмотренных настоящей Конституцией, не могут быть предметом пересмотра, кроме как в отношении названия Эмирата или в связи с увеличением объема и гарантий прав и свобод.

 

Статья 176

 

Полномочия Эмира, установленные настоящей Конституцией, не могут быть предметом пересмотра в период, когда полномочия Эмира исполняет его заместитель.

 

Статья 177

 

Вступление в силу настоящей Конституции не влияет на договоры и соглашения, заключенные Кувейтом до этого периода с другими государствами и международными организациями.

 

Статья 178

 

Законы публикуются в "Официальной газете" в течение двух недель со дня их промульгации и вступают в действие не позднее одного месяца после их публикации. Последний срок может быть увеличен или сокращен для любого закона, если сам закон содержит специальное положение по этому сроку.

 

Статья 179

 

Закон не имеет обратной силы. За исключением вопросов уголовного характера закон может, после его одобрения большинством в две трети голосов всего состава Национальной ассамблеи, предусматривать иное.

 

Статья 180

 

Положения всех законов, правил, декретов, приказов и решений в связи со вступлением в силу настоящей Конституции продолжают применяться до тех пор, пока они не будут изменены или отменены в соответствии с положениями, предусмотренными настоящей Конституцией.

 

Статья 181

 

Положения настоящей Конституции не могут быть приостановлены, кроме как в условиях действия военного положения и в пределах, установленных законом.

Ни при каких обстоятельствах заседания Национальной ассамблеи не могут быть приостановлены, и иммунитет ее членов не может быть отменен в период действия военного положения.

 

Статья 182

 

Текст Конституции публикуется в "Официальной газете" и вводится в действие со дня заседания Национальной ассамблеи, которое должно состояться не позднее января 1963 года.

 

Статья 183

 

Закон N 1 от 1962 года, касающийся системы управления на переходный период, продолжает действовать, и действующие члены Конституционной ассамблеи продолжают осуществлять свои обязанности, установленные этим Законом, до начала заседания сформированной Национальной ассамблеи.

 

 

 

Date: 2015-10-19; view: 533; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию