Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государства бруней Даруссалам





КОНСТИТУЦИЯ

(29 сентября 1959 года)

 

--------------------------------

<*> Перевод Ф.А. Лещенкова.

 

Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение Пророку Мухаммеду, его роду и сподвижникам.

Милостью Аллаха, мы, (имя по-малайски), Султан Негара Брунея Даруссалам и зависимых территорий, Кавалер высокочтимого фамильного Ордена, Почетного Ордена верховной власти Брунея Даруссалам, Ордена Шри Махкота Негара, Высокочтимого фамильного Ордена Калентан первой степени, Почетный Рыцарь Ордена Святых Михаила и Георгия

 

ПРЕАМБУЛА

 

Принимая во внимание, что в отдельной Декларации (именуемой в настоящей Конституции Прокламацией о престолонаследии и регентстве) содержатся положения, касающиеся Его Величества Султана, порядка престолонаследия в Султанате членов семьи Его Величества Султана;

что МЫ намереваемся править в соответствии с положениями настоящей Конституции и законами Брунея Даруссалам, с использованием демократических методов, ввести представительные учреждения в государственную систему Брунея Даруссалам,

и что МЫ, опираясь на консультации и согласие наших традиционных советников, решили принять нижеследующие положения, определяющие порядок деятельности органов государства в Брунее Даруссалам,

МЫ, опираясь на НАШИ прерогативы как Султана Брунея Даруссалам и зависимых от него территорий, настоящим провозглашаем от СВОЕГО ИМЕНИ и имени НАШИХ Наследников нижеследующее:

 

Часть I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Ссылка

 

1. На настоящую Конституцию можно ссылаться как на Конституцию Брунея Даруссалам.

 

Толкование определений

 

2. 1) Данные в настоящей Конституции определения, если не следует иначе из контекста, имеют следующие значения

"Генеральный прокурор" означает должностное лицо, назначенное в соответствии с пунктом 1 статьи 81;

"Генеральный аудитор" означает должностное лицо, назначенное в соответствии с пунктом 1 статьи 66;

"Брунейское разведывательное агентство" означает юридическое лицо, учрежденное в соответствии с Законом о Брунейском разведывательном агентстве (глава 137),

"Верховный судья шариата" означает Верховный судья шариата, назначенный в соответствии с Законом о шариатских судах (глава 184);

"гражданин Брунея Даруссалам" означает подданный Его Величества Султана в силу положений любого писаного закона по вопросам гражданства;

"цивильный лист" означает положение, в силу которого выделяются государственные средства для содержания двора Его Величества Султана, его Супруги и других членов семьи Султана;

"Секретарь Совета министров" - понятие, включающее любое лицо, назначенное Его Величеством Султаном на должность Секретаря этого Совета;

"Секретарь Законодательного совета" - понятие, включающее любое лицо, назначенное Его Величеством Султаном на должность Секретаря этого Совета,

"Секретарь Тайного совета" - понятие, включающее любое лицо, назначенное Его Величеством Султаном на должность Секретаря этого Совета;

"Совет министров" означает кабинет министров, учрежденный на основании статьи 10;

"Регентский совет" означает Регентский совет, сформированный в соответствии с Прокламацией о престолонаследии и регентстве 1959 года;

"долг" включает в себя ответственность в отношении любого обязательства вернуть заемные средства в форме аннуитетных платежей и любую ответственность по залогу и поручительству;

"заместители министров" включают лиц, назначаемых в соответствии с пунктом 3 статьи 4;

"заместитель Султана" означает лицо, назначаемое Султаном в соответствии с Прокламацией о престолонаследии и регентстве 1959 года;

"правительство" означает правительство Его Величества Султана;

"высокая судейская должность" означает должность судьи Верховного суда, суда общей юрисдикции по гражданским или уголовным делам или суда, рассматривающего апелляционные жалобы на решения любого такого суда;

"Его Величество Султан" означает Его Величество Султан Негара Брунея Даруссалам, что включает в себя:

a) Султана, чье восхождение на трон было провозглашено вне зависимости от коронации,

b) Регентский совет, когда это необходимо, и

c) заместителя Его Величества в пределах, в которых это лицо правомочно действовать как такой заместитель;

"Его Величество Султан в Совете" означает действия Его Величества Султана после консультаций с Советом министров, но не обязательно в соответствии с рекомендациями этого Совета либо на заседании этого Совета,

"акт" включает в себя любую публикацию в "Газете", вне зависимости от того, является ли целью такой публикации лишь оповещение о действии, акте, факте или событии или иное доведение до сведения или намерение довести до сведения информацию;

"мусульманская религия" означает мусульманскую религию шиитского толка;

"Кепала Визирь" означает благородную и именитую особу, известную как Дули Пенгиран Пердана Вазирь Сахибул Химмах Валь-Вакуар;

"Законодательный совет" означает Законодательный совет, учрежденный на основании статьи 23;

"заседание" в отношении Законодательного совета означает все виды заседаний этого Совета, проводимых в период начиная с даты первого заседания после созыва в любое время и кончая датой, когда деятельность Совет приостановлена окончательно, либо до определенной даты, либо когда Совет распущен без определения даты возобновления работы;

 

КонсультантПлюс: примечание.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо "пунктом 4 статьи 4" следует читать "пунктом 5 статьи 4".

 

"министры" означает лиц, назначенных на должности в соответствии с пунктом 4 статьи 4,

"Муфти Керажаан" означает лицо, назначенное на эту должность Его Величеством Султаном в соответствии с Законом о Религиозном совете и судах кадиев;

"исламский доход и денежный капитал" означает все доходы и денежный капитал, к которым применяется Закон о Религиозном совете и судах кадиев (глава 77);

"пенсионные права" означает права на получение пенсии по старости и права на получение средств из накопительных фондов;

"Тайный совет" означает Тайный совет, учрежденный в силу пункта 1 статьи 5;

"Премьер-министр" означает лицо, назначенное на должность в соответствии с пунктом 6 статьи 4;

"государственная должность" означает любую оплачиваемую должность в аппарате правительства Брунея Даруссалам, но не включает в себя должности при дворе Султана, в аппарате регента или Визиря;

"государственное должностное лицо" означает лицо, занимающее любую государственную должность;

"регент" означает лицо, назначенное регентом в соответствии с Прокламацией о престолонаследии и регентстве 1959 года;

"Советник по вопросам религии" означает лицо, назначенное на такую должность в соответствии с частью II Закона о Религиозном совете и судах кадиев;

"сессия" в отношении Законодательного совета означает заседание этого Совета, которое начинается, когда этот Совет собирается на первое заседание после его создания в соответствии с Конституцией, или после перерыва в работе, или после роспуска, и завершается, когда объявляется перерыв в работе этого Совета или когда он распущен без объявления даты возобновления работы;

"заседание" в отношении Законодательного совета означает период, в течение которого Совет заседает беспрерывно, и включает любой период, когда Совет заседает как комитет;

"Спикер" означает лицо, назначенное спикером Законодательного совета в соответствии с пунктом 1 статьи 37;

"Правила процедуры" означают Правила процедуры Законодательного совета, принятые в силу предписаний статьи 48;

"Государственная печать" означает Печать Брунея Даруссалам, указанную в статье 79;

"Верховный суд" означает Верховный суд Брунея Даруссалам;

"налог" означает подать или пошлину, но не включает в себя местный налог или вознаграждение за оказанные услуги;

"Визирь" означает Дули Пенгиран Пердана Вазир Сахибул Химмах Валь-Вакуар; Пенгиран Бендахара Сери Махараджа Пермаисуара; Пенгиран Дигадонг Сахибул Мал; Пенгиран Пеманча Сахибул Рае Вал-Машуарах; Пенгиран Теманггонг Сахибул Бахар <*>;

--------------------------------

<*> Дается перечень высших советников Султана. - Примеч. пер.

 

"писаный закон" включает в себя все акты, указы, прокламации или подзаконные акты или их часть, но не включает в себя акты Парламента Соединенного Королевства, приказы Ее Величества Королевы Великобритании в Совете, королевские хартии, королевские жалованные грамоты или иные законы и акты, которые власти Брунея Даруссалам не имеют полномочий изменять;

"Янг Ди-Пертуа Адат Истиадат" означает славную и благородную личность, известную как Дули Пенгиран Пеманча, назначенную Его Величеством Султаном в соответствии с пунктом 3 статьи 3A.

2) В случае если в настоящей Конституции содержится указание на какое-либо государственное должностное лицо с упоминанием характеристик его должности, такое указание толкуется как упоминание конкретного должностного лица, занимающего должность в данное время.

3) Отменен.

4) Отменен.

5) Указание в настоящей Конституции на "настоящую Конституцию" может быть истолковано, если иное не вытекает из контекста, как указание на текущее законодательство, принятое в соответствии с настоящей Конституцией.

6) Поскольку иначе не установлено настоящей Конституцией или не вытекает из контекста, Акт о толковании основных статей применяется для толкования настоящей Конституции так же, как и для толкования всех других писаных законов.

 

Часть II. РЕЛИГИЯ И РЕЛИГИОЗНЫЙ СОВЕТ

 

3. 1) Официальной религией Брунея Даруссалам является ислам. Все другие религии могут исповедоваться мирно и гармонично их последователями.

2) Главой религии Брунея Даруссалам является Его Величество Султан.

3) Религиозный совет (Адат Истиадат) - орган, ответственный перед Султаном в отношении всех вопросов, касающихся ислама.

4) Его Величество Султан вправе издавать отдельные законы, касающиеся ислама. Он может консультироваться с Религиозным советом по этому вопросу, но это необязательно.

 

Маджлис Религиозного совета

 

3A. 1) Создается Маджлис Религиозного совета, известный как Совет, состоящий из председателя и других членов, которые назначаются Султаном и ведут его дела так, как Ему угодно.

2) Маджлис Религиозного совета ответствен перед Султаном по вопросам, составляющим его компетенцию. Султан не обязан следовать решениям этого Совета, хотя он вправе их учитывать.

3) Маджлис Религиозного совета ведет дела так, как угодно Его Величеству Султану.

 

Часть III. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

 

4. 1) Верховная исполнительная власть Брунея Даруссалам принадлежит Его Величеству Султану.

1A) Его Величество Султан является Премьер-министром.

1B) Его Величество Султан является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами Брунея.

2) Исполнительная власть осуществляется Его Величеством Султаном.

3) Его Величество Султан вправе назначить из числа граждан Брунея любое количество министров и заместителей министров, которые будут лично ответственны перед Султаном за реализацию полномочий исполнительной власти и будут содействовать Султану в осуществлении исполнительной власти.

4) Отменен.

5) На должность министра или его заместителя может быть назначено только лицо, являющееся гражданином Брунея малайского происхождения, исповедующее ислам, если Его Величество Султан не решит иначе.

6) Министры и их заместители назначаются на должности Его Величеством Султаном путем издания Им акта с собственноручной подписью и приложением Государственной печати. Они остаются в должности на срок пять лет или на иной срок по усмотрению Его Величества Султана. Одно и то же лицо может быть назначено на должность повторно. Его Величество Султан вправе освободить лицо от должности министра или заместителя министра по своему усмотрению без указания причины.

7) Отменен.

8) Отменен.

9) Его Величество Султан вправе в соответствии с приказом, публикуемым в "Газете", определить функции, полномочия и обязанности министров и их заместителей. Все министры и их заместители обязаны осуществлять свои полномочия в соответствии с этим приказом.

Султан вправе передавать исполнение полномочий от одного министра другому. Он также вправе определять приказом такие полномочия, и делает это без объяснения причин.

 

Часть IV. ТАЙНЫЙ СОВЕТ

 

5. 1) В соответствии с положениями настоящей части создается Тайный совет, именуемый на малайском языке "Маджлис Месюарат Ди-Райа".

2) Тайный совет, члены которого именуются тайными советниками, состоит:

a) из заместителя Султана (если он был назначен),

b) регентов, если назначен Регентский совет,

c) членов по должности, включая Кепала Визиря, визирей, членов Совета министров, Муфти Керажаана, Верховного судью шариата, Генерального прокурора, Янг Ди-Пертуа Адат Истиадата, а также лиц, занимающих иные государственные должности, которые назначаются Его Величеством Султаном посредством опубликования в "Газете"; и

d) других лиц, именуемых "назначенные члены", назначенных Его Величеством Султаном путем издания акта с приложением Государственной печати.

3) Каждый назначенный член Тайного совета находится в должности по усмотрению Его Величества Султана, причем срок и условия пребывания в должности определяются в акте о его назначении.

4) Каждый назначенный член Тайного совета должен вести дела так, как угодно Его Величеству Султану, полномочия члена по ведению дел определяются в акте, посредством которого лицо было назначено.

5) Каждый член Тайного совета перед вступлением в должность приносит присягу или делает заявление в форме, указанной в образце I Первого приложения, в присутствии Его Величества Султана, старшего регента мужского пола в случае, если Регентский совет был сформирован, или иного лица, указанного Его Величеством Султаном или старшим регентом мужского пола.

6) Отменен.

 

Функции Тайного совета

 

6. 1) Тайный совет -

a) дает советы Его Величеству Султану по вопросам внесения в Конституцию поправок или отмены ее положений в соответствии со статьей 85,

b) дает советы Его Величеству Султану по вопросам присвоения традиционных званий, титулов и отличий (и возложения соответствующих полномочий в этих целях); а также

c) <*> выполняет иные функции, которые могут быть возложены на него Прокламацией о престолонаследии и регентстве 1959 года, писаным законом или актом Его Величества Султана.

--------------------------------

<*> На момент составления этой редакции Его Величество Султан приказом от 2006 г. возложил на Тайный совет полномочие по консультированию в сфере исполнения полномочий Султана в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Конституции Брунея Даруссалам.

 

2) На заседаниях Тайного совета ведется протокол.

3) Его Величество Султан назначает лицо, обладающее соответствующей квалификацией, Секретарем Тайного совета. Перед вступлением в должность данное лицо дает присягу или делает заявление согласно образцу II Первого приложения перед Его Величеством Султаном или старшим регентом мужского пола.

4) Секретарь Тайного совета имеет право подписывать документы Совета, принимаемые им с учетом положений писаных законов и возложенных полномочий.

5) Его Величество Султан не обязан следовать решениям Тайного совета.

 

Созыв и кворум

 

7. 1) Тайный совет созывается на заседания Его Величеством Султаном, старшим регентом мужского пола, если Регентский совет сформирован или в случае отсутствия Его Величества Султана в Брунее Даруссалам, а также при отсутствии сформированного Регентского совета - Кепала Визирем.

2) a) В случае если на заседании Тайного совета присутствует менее одной трети членов (кроме Его Величества Султана или иного лица, председательствующего на заседании), Совет не вправе рассматривать вопросы повестки дня, если против этого возражает Его Величество Султан или другой член Совета, присутствующий на заседании.

b) Если число членов Тайного совета не кратно трем, то для целей настоящего раздела число членов будет считаться равным следующему по величине числу, кратному трем (округление осуществляется в сторону большего числа).

3) Любое заседание будет действительным, даже если в нем принимали участие лица, не имеющие на это права.

 

Председательствование в Тайном совете

 

8. 1) По мере необходимости на заседаниях Тайного совета председательствует Его Величество Султан.

2) В отсутствие Его Величества Султана на заседаниях председательствуют следующие лица:

a) заместитель Его Величества Султана (если он был назначен);

b) старший регент мужского пола, если Регентский совет сформирован и если заместитель Его Величества Султана не назначен;

c) если Регентский совет не сформирован - член Тайного совета, назначенный Его Величеством Султаном в качестве председательствующего, а в отсутствие такого члена или если он не был назначен Его Величеством Султаном - Кепала Визирь; и

d) в любом другом случае по должности - присутствующий член Тайного совета, который стоит первым по порядку, в котором эти должностные лица перечислены в подпункте "c" пункта 2 статьи 5.

 

Часть IVA. СОВЕТ ПО ПОМИЛОВАНИЮ

 

Создание Совета по помилованию

 

8A. <*> 1) Для целей этой части создается Совет по помилованию, который состоит из Генерального прокурора, Муфти Керажаана и членов в количестве не более трех.

--------------------------------

<*> Статья 8A не действовала в момент составления этой редакции Конституции. Она была исключена из Конституции приказом от 21 февраля 2006 г.

 

2) Три члена назначаются Его Величеством Султаном и ведут дела так, как Ему угодно.

 

Прерогатива помилования

 

9 <*>. 1) Его Величество Султан может использовать одно или более полномочий, перечисленных ниже, в отношении лица, которое может быть привлечено к уголовной ответственности в Брунее Даруссалам. К этим полномочиям относятся:

--------------------------------

<*> Во время составления этой редакции Конституции Его Величество Султан в соответствии с приказом от 2006 г. возложил на Тайный совет функции по консультированию по вопросам, отнесенным к пункту 1 статьи 9.

 

a) право помиловать лицо, осужденное или приговоренное к наказанию, путем его освобождения или иным образом, в зависимости от обстоятельств;

b) право отсрочки исполнения приговора на определенное или неопределенное время;

c) право замены более строгого наказания на менее строгое;

d) право смягчения наказания или освобождения от него, а также право уменьшить сумму штрафа или простить долг перед Брунеем Даруссалам, Его Величеством Султаном;

e) право освободить лицо из мест лишения свободы, которое было осуждено за совершение правонарушения или неуплату денег.

2) <*> При осуществлении своих полномочий Его Величество Султан может следовать мнению Совета по помилованию, однако не обязан этого делать.

--------------------------------

<*> Пункты 2, 4, 5 статьи 9 не действовали в момент составления этой редакции Конституции. Они были исключены из Конституции приказом Брунея Даруссалам от 2006 г., действовавшим с 21 февраля 2006 г.

 

3) Отменен.

4) <*> Генеральный прокурор обязан информировать Совет по помилованию по вопросам, связанным с применением смертной казни к правонарушителю в соответствии с полномочиями, принадлежащими Его Величеству Султану в соответствии с пунктом 1.

--------------------------------

<*> Пункты 2, 4, 5 статьи 9 не действовали в момент составления этой редакции Конституции. Они были исключены из Конституции приказом Брунея Даруссалам от 2006 г., действовавшим с 21 февраля 2006 г.

 

5) <*> Прежде чем выдвигать свое мнение, Совет по помилованию должен учесть мнение Генерального прокурора по поводу применяемого права и мнение Муфти Керажаана по поводу любого вопроса исламского права.

--------------------------------

<*> Пункты 2, 4, 5 статьи 9 не действовали в момент составления этой редакции Конституции. Они были исключены из Конституции приказом Брунея Даруссалам от 2006 г., действовавшим с 21 февраля 2006 г.

 

Часть V. СОВЕТ МИНИСТРОВ

 

Создание Совета министров

 

10. Совет министров, именуемый на малайском языке "Маджлис Месюарат Ментери-Ментери", создается на основании положений этой части Конституции.

 

Состав Совета министров

 

11. Совет министров состоит из Премьер-министра и министров, назначаемых в соответствии с пунктом 5 статьи 4.

 

Пребывание в должности и отставка

 

12. В соответствии с настоящей Конституцией каждый министр занимает место в Совете министров, как угодно Его Величеству Султану.

13. Отменена.

14. Если Его Величество Султан либо другое лицо, заменяющее его в его отсутствие, решит просить совета у любого лица, занимающегося государственными делами, они вправе требовать присутствия этого лица на заседании Совета министров.

 

Старшинство

 

15. Члены Совета министров имеют старшинство и превосходство в должностях, которые определяются Его Величеством Султаном.

 

Созыв и кворум

 

16. 1) Совет министров может быть созван не иначе как по решению Его Величества Султана.

2) Совет министров не может работать, если число присутствующих членов будет менее пяти, кроме тех случаев, когда Его Величество Султан, или лицо, его заменяющее, или иное председательствующее лицо, присутствующее на заседании, решит настоять на проведении заседания.

3) Совет министров не распускается по причине наличия вакантного места в нем, все решения Совета министров будут считаться действительными даже в случае, если в его работе примет участие лицо, не имевшее на то полномочий.

 

Председательствование в Совете министров

 

17. В случае отсутствия Его Величества Султана председательствующим является член Совета министров, стоящий на первом месте по порядку согласно статье 15.

 

Консультации с Советом министров

 

18. 1) При осуществлении своих полномочий и исполнении обязанностей Его Величество Султан консультируется с Советом министров в соответствии с положениями настоящего раздела.

2) Положения пункта 1 настоящей статьи не применяются в случаях, когда Конституция или иной писаный закон, возлагающие на Его Величество Султана полномочия, устанавливают, что при осуществлении полномочий Его Величество Султан консультируется с органом иным, чем Совет министров, или не требуется проведения консультаций с каким-либо органом.

3) Невзирая на положения пункта 1, Его Величество Султан не обязан консультироваться с Советом министров в случаях:

a) когда, по его мнению, такие консультации могут привести к нанесению материального ущерба интересам Брунея Даруссалам;

b) когда, по его мнению, речь идет о делах слишком малозначимых, чтобы требовать рекомендаций Совета министров;

c) когда, по его мнению, речь идет о делах, требующих срочного разрешения, что не позволяет обратиться к Совету министров за рекомендациями. В этом случае Его Величество Султан при первой возможности информирует Совет министров о принятых им мерах.

4) Его Величество Султан уполномочен выносить вопросы на повестку дня Совета министров.

 

Его Величество не обязан следовать мнению Совета министров

 

19. 1) Его Величество Султан не обязан следовать рекомендациям, данным Советом министров, но в этом случае он в письменной форме излагает мотивы своего решения для их включения в протокол.

2) В случае если Его Величество Султан действует вопреки рекомендациям Совета министров, каждый член Совета вправе требовать включения в протокол любой рекомендации или мнения, которые высказал данный член Совета, с указанием причин их внесения.

 

Решение Совета министров

 

19A. Ни одно решение Совета министров не будет действующим без санкции Его Величества Султана.

20. 1) Протоколы ведутся на всех заседаниях Совета министров.

2) В удобное время после утверждения протокола заседания Совета министров его полная расшифровка передается Секретарем Совета министров Его Величеству Султану.

 

Присяга, принимаемая членами Совета министров

 

21. Каждый член Совета министров, за исключением Премьер-министра, перед вступлением в должность зачитывает и подписывает текст присяги или заявления в присутствии Его Величества Султана или иного лица, наделенного Его Величеством Султаном соответствующими полномочиями. Текст соответствует образцу III Первого приложения.

Любое лицо, которое в предыдущий период занимало должность члена Совета министров, и лицо, вновь назначаемое членом Совета, в случае, если между моментом истечения предшествующего срока его полномочий и моментом нового назначения прошло не более одного месяца, имеет право приступить к своим обязанностям без принесения и подписания такой присяги или зачитывания и подписания заявления.

 

Секретарь Совета министров

 

22. 1) Его Величество Султан назначает из числа лиц, обладающих подходящей квалификацией, Секретаря Совета министров, и такое лицо лично ведет дела так, как угодно Его Величеству Султану.

Такое лицо перед вступлением в должность зачитывает и подписывает текст присяги или заявления в присутствии Его Величества Султана или другого лица, его заменяющего.

2) До начала исполнения служебных обязанностей Секретарь Совета министров должен произнести текст присяги и подписать ее в присутствии Его Величества Султана или другого члена Совета, председательствующего на заседании. Текст соответствует образцу II Первого приложения.

 

Часть VI. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ

 

Создание Законодательного совета

 

23. Законодательный совет, именуемый на малайском языке "Маджлис Месюарат Негара", создается в соответствии с положениями настоящей части.

 

Состав и членство в Законодательном совете

 

24. 1) Второе приложение, касающееся состава и членства в Законодательном совете, подлежит применению.

2) Его Величество Султан вправе приказом, публикуемым в "Газете", вносить изменения, дополнения и аннулировать положения Второго приложения.

25. Отменена.

26. Отменена.

27. Отменена.

28. Отменена.

 

Назначение членов

 

29. С учетом положений статьи 30 любое лицо, кроме регента, являющееся подданным Его Величества Султана и достигшее 21 года, может быть назначено членом Законодательного совета.

 

Дисквалификация членов

 

30. Не может быть официальным или назначенным членом Законодательного совета лицо, которое:

a) по своей воле сохраняет верность или покорность власти или государству за пределами Брунея Даруссалам, либо приобретает гражданство другого государства по своей воле, либо реализует гражданские права на территории другого государства, либо своими действиями, поступками или высказываниями выражает непокорность Его Величеству Султану;

b) признано недееспособным по закону Брунея Даруссалам;

c) приговорено к смертной казни, лишению свободы или штрафу свыше тысячи долларов судом Брунея Даруссалам за любое правонарушение.

Положения предшествующего абзаца не применяются:

i) до тех пор, пока не истечет время обжалования приговора или, в случае обжалования, апелляционная жалоба не будет отклонена или удовлетворена, или пока апелляционный суд не назначит наказания, обозначенного в подпункте "c";

ii) если лицо, приговоренное к уплате штрафа, не совершило действий, связанных с мошенничеством, бесчестьем или аморальным поведением;

iii) если лицо помиловано;

iv) если прошло три или более года с момента выхода лица на свободу;

v) если Его Величество Султан после полного исследования обстоятельств принял решение, что положения указанного абзаца не применяются в отношении конкретного лица;

d) признано банкротом в Брунее Даруссалам или за рубежом;

e) является муртадом <*> в соответствии с нормами шариата; или

--------------------------------

<*> Муртад - лицо, отрекшееся от ислама - Примеч. пер.

 

f) дисквалифицировано в связи с совершением правонарушения в области избирательного права.

 

Пребывание в должности и освобождение от должности

 

31. 1) Каждый назначенный член Законодательного совета занимает свою должность так долго, как это угодно Его Величеству Султану.

2) Каждый назначенный член Законодательного совета прекращает свои полномочия в случае роспуска Совета, в состав которого он был назначен или в котором ранее состоял, если его место становится вакантным в соответствии с настоящей Конституцией.

3) Место назначенного члена становится вакантным:

a) если он назначается регентом;

b) если он подает письменное заявление Секретарю Законодательного совета об уходе в отставку со своего поста в Законодательном совете;

c) если он (кроме случаев, когда он является членом по должности) отсутствовал на двух заседаниях Законодательного совета подряд, не получив разрешения Спикера на предыдущем заседании отсутствовать на последующем заседании,

d) отменен;

e) отменен,

f) если возникают обстоятельства, которые не позволили бы ему стать членом Законодательного совета по основаниям, указанным в статье 30.

4) Его Величество Султан по причинам, которые представляются ему разумными и достаточными, может объявить любого члена Законодательного совета неспособным исполнять обязанности члена Законодательного совета. В этом случае такой член прекращает свое участие в заседаниях Законодательного совета до тех пор, пока он не будет признан в вышеназванном порядке способным исполнять свои обязанности. Законодательный совет не вправе признавать члена вновь способным исполнять обязанности члена Законодательного совета без санкции Его Величества Султана.

5) Его Величество Султан по причинам, которые представляются ему разумными и достаточными, может приостановить исполнение своих обязанностей любым членом Законодательного совета. В этом случае такой член Совета приостанавливает свое участие в заседаниях Законодательного совета до тех пор, пока приостановление остается в силе. Каждое такое приостановление может быть отменено Его Величеством Султаном. Законодательный совет не обладает правом возобновления участия члена в заседаниях Совета без санкции Его Величества Султана.

6) Любое лицо, которое освобождает место как член Законодательного совета, может впоследствии, если оно будет соответствовать предъявляемым требованиям, стать членом Совета.

7) Отменен.

8) Отменен.

 

Решение вопросов, связанных с членством

в Законодательном совете

 

32. Его Величество Султан имеет исключительное полномочие решать следующие вопросы

a) было ли лицо надлежащим образом дисквалифицировано;

b) было ли назначение и избрание члена Законодательного совета действительным или был ли такой член освобожден от должности в соответствии с установленной процедурой;

c) был ли член Законодательного совета надлежащим образом признан неспособным исполнять свои обязанности и было ли приостановление его деятельности действительным;

d) освободил ли член Законодательного совета свое место в Совете.

 

Временные назначения на должности

 

33. 1) Его Величество Султан производит временные назначения в состав Законодательного совета своим актом за Государственной печатью на период существования вакансии в случае, если:

a) один из членов Совета назначен регентом;

b) отменен;

c) отменен;

d) место члена Совета становится вакантным по причинам иным, чем роспуск Совета;

e) член Совета не может принимать участие в работе Законодательного совета в результате объявления его Его Величеством Султаном неспособным исполнять свои обязанности члена Совета, как это предусмотрено в пункте 4 или 5 статьи 31;

f) отменен;

g) отменен;

h) отменен;

i) место члена Совета вакантно по любым причинам.

2) Отменен.

3) Каждое лицо, назначенное таким образом, в течение всего срока свода полномочий является членом Законодательного совета, и к нему, соответственно, применяются нормы части VI.

4) Отменен.

5) Временно назначенное таким образом лицо прекращает свои полномочия по уведомлении со стороны Секретаря Законодательного совета об отзыве назначения или о заполнении вакансии на постоянной основе.

 

Присутствие на заседаниях Законодательного

совета лиц, не являющихся его членами

 

34. 1) В случае если Спикер сочтет необходимым получить совет любого лица, проживающего в Брунее Даруссалам, по вопросу, который является предметом обсуждения в Законодательном совете, он может пригласить такое лицо на заседание Совета.

2) Такое лицо может с разрешения Спикера и в соответствии с Правилами процедуры выступить перед Законодательным советом, но не имеет права участвовать в его заседании.

35. Отменена

36. Отменена.

37. 1) Его Величество Султан назначает Спикера Законодательного совета из числа его членов или из числа лиц, не являющихся членами Совета, путем издания акта за Государственной печатью.

1A) Его Величество Султан назначает Вице-спикера Законодательного совета из числа его членов или из числа лиц, не являющихся членами Совета, путем издания акта за Государственной печатью.

2) Лицо, назначенное в качестве Спикера, остается в должности до тех пор, пока это угодно Его Величеству Султану, а с учетом этого - в течение срока, указанного в акте о его назначении.

Спикер может подать в отставку, направив письменное заявление Его Величеству Султану. Если лицо было назначено Спикером из числа членов Законодательного совета, его полномочия как Спикера прекращаются одновременно с прекращением полномочий члена Совета.

38. Спикер при необходимости присутствует и председательствует на всех заседаниях Законодательного совета. В его отсутствие председательствует член Законодательного совета, которого Спикер назначает для ведения одного или нескольких заседаний Совета после консультаций с Его Величеством Султаном.

 

Часть VII. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРОЦЕДУРА

В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ СОВЕТЕ

 

39. 1) Его Величество Султан имеет законное право издавать законы в целях укрепления мира, порядка и должного управления в Брунее Даруссалам.

 

Внесение законопроектов

 

40. 1) В соответствии с Конституцией и с Правилами процедуры каждый член Законодательного совета может внести на рассмотрение Совета любой законопроект, петицию или ходатайство, которые будут рассмотрены в соответствии с Правилами процедуры.

2) Отменен.

3) Отменен.

41. 1) За исключением случаев, когда требуется срочность, что подтверждается в письменном виде Его Величеством Султаном, законопроекты публикуются в "Газете".

2) Законопроект, опубликованный в "Газете", должен быть представлен в Законодательный совет в течение семи дней с момента опубликования или в течение иного срока, установленного Правилами процедуры, вне зависимости от того, заседает ли Законодательный совет или нет.

42. 1) Законопроекты, которые, по мнению Его Величества Султана, относятся к одной из нижеуказанных категорий, рассматриваются Законодательным советом только с их предварительного одобрения Его Величеством Султаном. К таким законопроектам относятся:

a) любые законопроекты, имеющие отношение к эмиссии денег, созданию ассоциаций банков или внесению поправок в их уставы;

b) любые законопроекты, положения которых противоречат обязательствам, налагаемым на Его Величество Султана договором или соглашением с другими государствами;

c) любые законопроекты, касающиеся вопросов обороны или государственной безопасности;

d) любые законопроекты, которые могут занизить или иным негативным образом повлиять на права, полномочия и привилегии Его Величества Султана, его наследников или членов его семьи;

e) любые законопроекты, которые могут ослабить или иным негативным образом повлиять на положения национальной философии малайской исламской монархии;

f) любой законопроект, который может повлиять на финансы или валютную политику Брунея Даруссалам;

g) любой законопроект, который связан с урегулированием и прощением государственных долгов Брунея Даруссалам;

h) любой законопроект, который связан с сохранностью, ликвидацией и заполнением Консолидированного фонда;

i) любой законопроект, который касается внесения денег в Консолидированный фонд и изъятия из него средств;

j) любой законопроект, который касается поступления средств на счет Консолидированного фонда, снятия средств со счета, а также финансового аудита счетов;

k) любой законопроект, касающийся займов, выдачи гарантий Брунеем Даруссалам, а также внесения изменений в финансовые обязательства Брунея Даруссалам;

l) любой законопроект, касающийся налогов и сборов.

2) Законопроект, поправки к нему, любые петиции и ходатайства не относятся к подпунктам "f" - "l" пункта 1, если они:

a) налагают штраф или иные денежные взыскания или относятся к лицензионным пошлинам или пошлинам за оказание услуг; или

b) налагают, изменяют или регулируют налоги и сборы, взимаемые на муниципальном уровне для достижения местных целей.

3) Одобрение Его Величества Султана в отношении любого законопроекта, поправок к нему, любых петиций в соответствии с пунктом 1 может быть выражено в любое время до дачи согласия на принятие такого законопроекта или поправки к нему. Согласие может быть выражено в письменной форме через любого министра в случае, если Законодательный совет заседает.

4) Спикер вправе по своему усмотрению в любой момент объявить перерыв в заседании Законодательного совета или приостановить заседание, с тем чтобы получить совет Его Величества Султана в соответствии с положениями пункта 1 в отношении любого законопроекта или поправки к нему, находящихся на рассмотрении Законодательного совета.

Он может потребовать от Законодательного совета приостановить рассмотрение до получения одобрения Его Величества Султана.

 

Голосование

 

43. 1) В соответствии с пунктами 3, 4 и 5 настоящей статьи решение по всем вопросам, представленным на рассмотрение Законодательного совета, принимается большинством голосов присутствующих и голосующих членов Совета.

2) Спикер (или Вице-спикер, или председательствующий член в случаях отсутствия Спикера) имеет право решающего голоса только в случае разделения голосов поровну.

3) Если Законодательный совет решит посредством голосования отклонить законопроект, будет применяться пункт 4 настоящей статьи (здесь и далее - негативная резолюция).

4) Если Законодательный совет примет негативную резолюцию, Спикер в течение 14 дней должен составить отчет Его Величеству Султану с указанием краткого содержания законопроекта и причин, по которым его отклонили.

5) Его Величество Султан после ознакомления с текстом отчета может, невзирая на решение Законодательного совета, провозгласить законопроект законом и установить дату его введения в действие с опубликованием в "Газете".

 

Вакансии и кворум

 

44. 1) Законодательный совет не лишается своих полномочий при решении вопросов по причине наличия вакансии среди его членов, включая наличие вакансии на момент, когда Законодательный совет учрежден впервые или вновь учрежден в любое другое время. Заседания Совета считаются действительными даже в том случае, когда в них принимало участие лицо, которое не имело на это полномочий.

2) Если во время заседания любой член Совета обратит внимание председательствующего на то, что присутствует менее одной трети членов, не считая председательствующего, в заседании может быть объявлен краткий перерыв, если Правила процедуры допускают это. Если после такого перерыва председательствующий убедится в том, что присутствует менее указанного числа членов Совета, заседание Законодательного совета будет перенесено.

3) Подсчет указанной в пункте 2 одной трети осуществляется в соответствии с Правилами процедуры.

 

Дача согласия

 

45. 1) Законопроект становится законом после выражения согласия со стороны Его Величества Султана. Он подписывает законопроект и прилагает к нему Государственную печать в знак своего согласия.

2) Если Его Величество Султан внес изменения в законопроект после его прохождения в Законодательном совете, законопроект в Законодательный совет не возвращается.

3) Закон, с принятием которого Его Величество Султан выразил свое согласие, вступает в силу с даты выражения согласия. В одобренном законе или ином действующем законе может быть установлена иная дата вступления такого закона в силу.

46. Все законы именуются актами и начинаются преамбулой: "Да будет установлено Его Величеством Султаном по совету и с согласия Законодательного совета следующее".

47. 1) Если Его Величество Султан сочтет, что любой законопроект или предложение, представленные на рассмотрение Законодательного совета, целесообразно принять в интересах публичного порядка, поддержания общественной нравственности и должного отправления государственной власти, а Совет отказывается одобрить такой законопроект или принять такое предложение в срок, который Его Величество Султан сочтет разумным и целесообразным, Его Величество Султан может, несмотря на любое положение Конституции или любое правило процедуры, объявить, что такой законопроект или предложение вводится в действие, как если бы они были одобрены Советом в той форме, в которой они первоначально были внесены на рассмотрение Совета, или с поправками, внесение которых является, по мнению Его Величества Султана, уместным и которые были включены в соответствующий законопроект или предложение, в частности соответствуя положениям статьи 45, относящейся к законопроектам.

2) Любое такое решение Его Величества Султана в соответствии с пунктом 1 должно быть опубликовано в "Газете" Спикером.

3) Любая такая декларация, кроме декларации, относящейся к законопроекту, может быть отозвана Его Величеством Султаном. Спикер уведомляет о таком отзыве в "Газете". С даты опубликования такого уведомления любое предложение, которое подлежало введению в действие в силу такой декларации, теряет силу, что имеет такое же следствие, как отмена писаного закона.

 

Правила процедуры

 

48. 1) Согласно Конституции Законодательный совет может время от времени изменять и отменять Правила процедуры, определяющие порядок его работы, включая право наложения санкций.

2) Отменен.

3) Действие одного из правил процедуры может быть приостановлено только с согласия Спикера в том случае, если он убедится, что такое приостановление необходимо для обеспечения надлежащей и оперативной работы Законодательного совета.

4) Правила процедуры, составленные Законодательным советом, а также поправки к ним могут вступить в силу только после одобрения их Его Величеством Султаном.

 

Присяга членов

 

49. Каждый член Законодательного совета перед вступлением в должность принимает присягу или делает заявление в присутствии Спикера, Вице-спикера или иного члена Совета, который ведет заседание. Он подписывает текст присяги или заявления, который соответствует образцу IV Первого приложения. С учетом того, что любое лицо, которое ранее занимало должность члена Законодательного совета, вновь становится членом этого Совета в течение одного месяца после окончания его предыдущего членства, такое лицо может вступить в должность и занять место в Совете вновь без провозглашения и подписания присяги.

 

Секретарь Законодательного совета

 

50. Его Величество Султан подбирает подходящую кандидатуру на должность Секретаря Законодательного совета, который ведет дела так, как угодно Его Величеству Султану. Перед вступлением в должность это лицо принимает присягу или делает заявление в присутствии Спикера или иного члена Совета, который ведет заседание.

Он подписывает текст присяги или заявления, который соответствует образцу V Первого приложения.

 

Протоколы заседаний

 

51. 1) Ведутся протоколы всех заседаний Законодательного совета.

2) В подходящее время полная расшифровка протоколов всех заседаний Законодательного совета представляется Секретарем Совета Его Величеству Султану.

 

Сессии Законодательного совета

 

52. 1) Сессии Законодательного совета проходят по меньшей мере один раз в год, если только Его Величество Султан не решит иначе. Перерыв между окончанием предыдущей сессии и датой начала следующей сессии не должен превышать 12 месяцев.

2) Место и время проведения каждой сессии Законодательного совета определяются Его Величеством Султаном, о чем публикуется извещение в "Газете".

 

Привилегии членов Законодательного совета

 

53. 1) В соответствии с пунктом 1A настоящей статьи каждый член Законодательного совета выражает свое мнение в Совете свободно, а также в любом комитете, какой бы вопрос там ни решался.

1A) Член Законодательного совета не имеет права высказывать мнение или делать заявления, если они:

a) умаляют прямо или косвенно права, правовое положение, полномочия, суверенность и прерогативы Его Величества Султана, его Наследников и членов его Семьи или затрагивают положения национальной философии малайской исламской монархии; или

b) образуют состав правонарушения в соответствии с Законом о подстрекательстве к мятежу (глава 24).

2) Законность заседаний Законодательного совета не может быть под сомнением, и решения не могут быть пересмотрены судом.

3) В соответствии с пунктом 1A член Законодательного совета не может быть привлечен к судебной ответственности за высказывания или голосование на заседаниях Совета или какого-либо комитета Совета.

4) Член Законодательного совета не может быть привлечен к судебной ответственности за какие-либо публикации, сделанные по указанию Совета или под его эгидой.

 

Право Его Величества обращаться к Законодательному совету

 

54. Его Величество Султан имеет право обращаться к Законодательному совету в любое время и по любому вопросу.

 

Перерыв в работе и роспуск

 

55. 1) Его Величество Султан имеет право в любое время объявить перерыв в работе Законодательного совета или распустить Совет, о чем публикуется прокламация в "Газете".

2) Его Величество Султан распускает Законодательный совет по истечении пяти лет после его первого заседания с момента учреждения или повторного учреждения в любое время, если только он не был распущен до этого срока.

 

Часть VIII. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

 

Взимание налогов по закону

 

56. Налоги и сборы в Брунее Даруссалам взимаются только в соответствии с законом.

 

Цивильный лист Его Величества, его Супруги

и Королевской Семьи

 

57. 1) Законодательный совет путем принятия закона определяет цивильный лист Его Величества Султана и его Супруги. Расходы по цивильному листу финансируются из средств Консолидированного фонда.

2) Цивильный лист должен быть адекватным, рациональным и соответствующим чину, положению и званию Его Величества Султана, его Супруги, членов его Семьи и не должен уменьшаться в течение правления Его Величества Султана.

3) При индексации цивильного листа не учитывается доход Его Величества, его Супруги и членов его Семьи, который извлекается из собственности и имущества Его Величества, его Супруги и членов его Семьи и иных источников, не находящихся в собственности Брунея Даруссалам.

4) Его Величество Султан вправе составлять, утверждать или изменять список членов Королевской Семьи, которым выплачивается содержание в соответствии с этой статьей.

5) Его Величество Султан вправе отменить, приостановить получение или уменьшить размер содержания любому из членов Королевской Семьи, которым содержание выплачивается в соответствии с этой статьей.

 

Консолидированный фонд

 

58. Все доходы и иные финансовые поступления, полученные правительством из любых источников, в соответствии с настоящей Конституцией и писаным законом поступают в фонд, именуемый Консолидированным фондом.

 

Расходование средств из Консолидированного фонда

 

59. 1) Из средств Консолидированного фонда финансируются и выплачиваются наряду с финансированием и выплатой из других источников, указанных в Конституции или писаном законе:

a) расходы государственных служащих, за исключением должностных окладов, полученных при взимании доходов в пользу государства и управлении ими;

b) все пенсии, компенсации по потере работы и возмещению ущерба и государственные пособия,

c) долговые обязательства государства,

d) выплаты по судебным решениям не в пользу государства, принятым судами и трибуналами.

2) Для целей настоящей статьи "долговые обязательства" включают в себя проценты, расходы по фонду погашения, погашение долга или выплату долга в рассрочку, а также все расходы по обслуживанию займов, взятых под обеспечение Консолидированного фонда, и обслуживанию и погашению долга.

 

Ежегодный проект бюджета доходов-расходов

 

60. 1) В начале каждого финансового года Его Величество Султан выступает перед Законодательным советом с заявлением, в котором дает оценку предполагаемых доходов и расходов государства в предстоящем году.

Если Совет не постановит иначе путем принятия писаного закона, такое заявление становится официальным документом на предстоящий год.

2) В оценке расходов отдельно указываются:

a) общие суммы расходов из средств Консолидированного фонда;

b) с учетом положений пункта 3 - суммы других расходов из средств Консолидированного фонда.

3) Суммы, указанные в подпункте "b" пункта 2, не включают в себя:

a) суммы, полученные от целевых займов государства и ассигнованные на эти цели писаным законом, санкционирующим данный заем,

b) суммы или проценты, полученные государством по кредиту и подлежащие расходованию в соответствии с условиями кредита.

4) В заявлении также указываются активы и обязательства государства, кроме активов и обязательств Брунейского разведывательного агентства, на конец завершенного финансового года, а также направления инвестирования активов или их резервирования для погашения имеющихся обязательств.

 

Законопроект о бюджете

 

61. Расходы, подлежащие возмещению из Консолидированного фонда и подпадающие под действие пункта 3 статьи 60, включаются в законопроект, именуемый Акт о ежегодном бюджете. В нем предусматривается выдача из Консолидированного фонда средств для покрытия расходов в соответствии с условиями указанного законопроекта.

 

Дополнительные расходы и издержки

 

62. В случае если в отношении любого финансового года обнаруживается, что:

a) средств, предусмотренных Актом о ежегодном бюджете, недостаточно или возникли новые статьи расходов; или

b) были истрачены суммы большие, чем предусмотрены в Акте о ежегодном бюджете,

Его Величество Султан предписывает Законодательному совету представить дополнительную оценку с указанием таких сумм, которые необходимы или которые уже были истрачены, с последующим включением таких новых статей расходов в Дополнительный акт о бюджете.

 

Полномочие принятия закона о расходах

и непредвиденных расходах

 

63. Законодательный совет имеет следующие полномочия в отношении любого финансового года:

a) перед принятием Акта о ежегодном бюджете принять писаный закон о расходах, покрывающих часть года;

b) путем принятия писаного закона допустить расходование средств на год или часть года иным образом, чем это предусмотрено в статьях 59 - 62, если величина сумм, предназначенных для обслуживания долга, превышает ранее определенную или если возникает срочная и безотлагательная необходимость предпринять соответствующие действия.

 

Фонд непредвиденных расходов

 

64. 1) Законодательный совет имеет право на основании писаного закона создать Фонд непредвиденных расходов и предоставить министру финансов полномочия использовать средства этого Фонда на непредвиденные расходы.

2) Если происходит расходование средств, как это указано в пункте 1, на рассмотрение Законодательного совета оперативно вносятся дополнительная оценка и Дополнительный акт о бюджете, с тем чтобы обеспечить восполнение израсходованных средств.

 

Изъятие средств из Консолидированного фонда

 

65. 1) С учетом пункта 2 настоящей статьи изъятие средств из Консолидированного фонда допускается в следующих случаях:

a) когда они начислены на Консолидированный фонд;

b) когда их расходование разрешено Актом о бюджете;

c) когда их расходование разрешено в соответствии со статьей 63.

2) Пункт 1 не применяется к средствам, указанным в пункте 3 статьи 60.

3) Средства могут изыматься из Фонда непредвиденных расходов только в порядке, установленном законом.

 

Генеральный аудитор

 

66. 1) Его Величество Султан назначает Генерального аудитора.

2) Лицо, занимавшее ранее должность Генерального аудитора, может быть вновь назначено на эту должность. Однако лицо, занимающее должность Генерального аудитора, не может занимать другую государственную должность в Брунее Даруссалам.

3) Генеральный аудитор ведет дела так, как угодно Его Величеству Султану, но в любое время он может подать в отставку.

4) Законодательный совет устанавливает вознаграждение Генеральному аудитору, которое подлежит возмещению из Консолидированного фонда.

5) Отменен.

6) Отменен.

 

Полномочия и обязанности Генерального аудитора

 

67. 1) Генеральный аудитор в соответствии с настоящей Конституцией и писаным правом проверяет государственную отчетность Брунея Даруссалам и готовит по этому поводу доклады. Генеральный аудитор, его подчиненные в любое время имеют право доступа ко всем счетным книгам, документации, отчетным данным и отчетам, имеющим отношение к такой отчетности.

2) Генеральный аудитор осуществляет также и иные обязанности в отношении отчетности государства, государственных органов и органов, управляющих государственными фондами, как это может быть определено в писаном законе.

 

Доклады Генерального аудитора

 

68. Генеральный аудитор представляет Его Величеству Султану доклады, которые затем по указанию Его Величества Султана направляются в Законодательный совет.

 

Исключение для доходов и фондов мусульманских общин

 

69. Положения настоящей части не применяются к доходам и фондам мусульманских общин.

 

Часть IX. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА

 

Пребывание на государственной должности

 

70. Если иное не установлено Конституцией, каждое лицо остается в государственной должности в течение срока, определяемого по усмотрению Его Величества Султана.

 

Комиссия по делам государственной службы

 

71. 1) Создается Комиссия по делам государственной службы, которая состоит из Председателя и стольких членов, включая заместителя Председателя, скольких назначит Его Величество Султан.

2) С учетом пункта 3 настоящей статьи каждое лицо, назначенное членом Комиссии по делам государственной службы, занимает должность в течение трех лет с даты назначения, если оно ранее не вышло в отставку или не было смещено с должности. Такое лицо вновь может быть назначено членом Комиссии.

3) Все члены Комиссии по делам государственной службы, включая Председателя и его заместителя, если таковой назначен, должны вести дела так, как угодно Его Величеству Султану.

4) Его Величество Султан может предоставить члену Комиссии по делам государственной службы отпуск и назначить другое лицо для временного исполнения обязанностей такого члена Комиссии на период отпуска.

5) Процедура работы Комиссии по делам государственной службы определяется самой Комиссией с учетом положений статьи 75.

6) В целях применения Кодекса о наказаниях (глава 22) член Комиссии по делам государственной службы рассматривается как государственный служащий.

 

Секретарь Комиссии по делам государственной службы

 

72. Секретарь Комиссии по делам государственной службы назначается Его Величеством Султаном и ведет дела так, как Ему угодно.

 

Жалованье членов Комиссии по делам государственной службы

 

73. Членам Комиссии по делам государственной службы выплачиваются жалованье или содержание или то и другое одновременно. Размеры выплат определяются Его Величеством Султаном. Такие выплаты финансируются из Консолидированного фонда.

 

Назначение на государственную службу

 

74. 1) Полномочия по назначению, переводу, продвижению, увольнению, а также дисциплинарному контролю в отношении государственных служащих принадлежат Его Величеству Султану.

2) При осуществлении полномочий, указанных в пункте 1, Его Величество Султан действует по рекомендации Комиссии по делам государственной службы, если иначе не предписано в статье 75.

3) Никакое положение настоящей статьи не затрагивает предписаний писаного закона в отношении служащих Королевских вооруженных сил, Королевской полиции и Тюремной службы Брунея Даруссалам.

 

Приказы

 

75. Его Величество Султан издает приказы в Совете в целях:

a) обеспечения исполнения Комиссией по делам государственной службы своих функций,

b) принятия мер по реализации Комиссией по делам государственной службы или уполномоченным лицом полномочий, принадлежащих Его Величеству Султану в силу статьи 74, и освобождения такого лица от ограничения, указанного в пункте 2 статьи 74.

 

Право Его Величества требовать принесения присяги

 

76. Его Величество Султан может потребовать в любое время, которое он сочтет подходящим, у государственного служащего Брунея Даруссалам принесения перед ним или назначенным им лицом клятвы верности согласно образцу VI Первого приложения.

77. Отменена.

78. Отменена.

 

Часть X. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕЧАТЬ

 

79. Его Величество Султан хранит и использует Государственную печать Негара Даруссалам во всех случаях, когда требуется приложение Государственной печати.

 

Часть XI. ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Положения о введении Конституции в действие

 

80. 1) В течение трех лет после опубликования текста настоящей Конституции в "Газете" Его Величество Султан принимает меры по приведению действующих актов в соответствие с Конституцией. Его Величество Султан издает приказы в Совете в целях:

a) изменения, дополнения и приведения в соответствие с Конституцией нормативных актов, которые имеют отношение к полномочиям Его Величества Султана в Совете или Государственном совете;

b) обеспечения передачи функций, полномочий и обязанностей, возложенных согласно действующим нормативным актам на соответствующие органы и лица, другим органам и лицам, указанным в приказах,

c) осуществления назначений, которые могли бы быть произведены до вступления в силу положений статьи 11 и части VI настоящей Конституции. Однако ни одно решение о назначениях на основании вышеназванного полномочия не вступит в силу, за исключением тех, которые необходимы для введения в действие положений настоящего подпункта;

d) обеспечения финансовой системы государства, включая решение о создании Фонда непредвиденных расходов, которое останется в силе до введения в действие иных положений, принятых в силу пункта 1 статьи 64;

e) обеспечения аудита денежных ресурсов государства, государственных органов, управляющих публичными фондами, и выплаты вознаграждения Генеральному аудитору, пока иначе не будет определено Законодательным советом согласно пункту 4 статьи 66;

f) обеспечения выплаты вознаграждения членам Комиссии по делам государственной службы, пока иначе не будет определено Законодательным советом согласно статье 73;

g) обеспечения предоставления прав юридического лица Премьер-министру в целях владения и распоряжения движимым и недвижимым имуществом от имени государства и в целях передачи ему в этом качестве от имени государства определенного движимого и недвижимого имущества внутри или вне государства, которое в настоящее время находится во владении других лиц и органов;

h) обеспечения процедуры административных апелляций Его Величества Султана в Совете.

2) С учетом положений настоящей статьи действующие нормативные акты сохраняют силу до их отмены компетентным органом в соответствии с Конституцией. Они продолжают действовать и после вступления в силу Конституции или отдельных ее частей с изменениями, внесенными приказом, изданным в соответствии с положениями настоящей статьи, или писаным законом.

3) Несмотря на положения Конституции, Государственный совет, действующий непосредственно перед введением в действие настоящей Конституции, сохраняет полномочия законодательной и исполнительной власти вплоть до вступления в силу частей V, VI и VII.

4) В настоящей статье определение "действующие акты" означает акты, правила, инструкции, уставы, постановления местных органов, прокламации, приказы, лицензии, разрешения и другие акты, имеющие силу закона или изданные в силу закона, действующие в Брунее Даруссалам на момент издания приказа,

Date: 2015-10-19; view: 365; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию