Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Юридической службы в предпринимательстве 4 page





--------------------------------

<1> См. подробнее: Мамутов В.К. Хозяйственное право: Избр. тр. Екатеринбург, 2008. С. 40 - 56.

 

Поэтому вряд ли предлагаемое нововведение всерьез затронет - в организационном или иных смыслах - штатную юридическую службу предпринимательских структур. Правда, введение запрета для "свободных" юристов осуществлять юридическое обслуживание предпринимательских структур при отсутствии у них адвокатского статуса может привести к дефициту в специалистах. Поскольку очевидно, что этот запрет на штатных юрисконсультов распространяться не будет, значит, потребность в услугах последних возрастет. То есть штатные юрисконсульты, поскольку они станут "дефицитом", могут ставить вопрос о повышении заработной платы, расширении соцпакета и т.п.

3. Частнопрактикующие юристы высказывают идею, еще не получившую более-менее формализованного выражения, об объединении частнопрактикующих юристов (не адвокатов) в саморегулируемую организацию <1>, общефедеральную либо двухуровневую (федеральный уровень и уровень субъектов РФ), с включением в нее юристов, работающих в юридических фирмах. В рамках этой идеи не исключается и организация саморегулируемой ассоциации (или даже их региональной сети), состоящей исключительно из юридических фирм.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Пепеляев С. Не нужно загонять в адвокатуру силой. Необходимо создавать условия для успешного развития бизнес-адвокатуры // Новая адвокатская газета. 2010. N 21. С. 12.

 

В адвокатских кругах эта идея восторга не вызывает - там резонно опасаются восстановления широко распространенной в 1990-е гг. в нашей стране так называемой параллельной адвокатуры. В то время она была вызвана объективно существующими факторами: дефицитом адвокатов, оказывающих юридические услуги по приемлемой цене; естественным желанием многих дипломированных юристов, в том числе имеющих солидный опыт юридической работы, стать адвокатами; объективной потребностью получения, прежде всего в сфере предпринимательской деятельности, срочной и (или) нетрадиционной для адвокатов квалифицированной юридической помощи и проч. Но одновременно возникновение и развитие "параллельной" адвокатуры с неизбежностью привело к низкому уровню качества юридического обслуживания, безответственности и безнаказанности "параллельных" адвокатов при невыполнении или ненадлежащем по уровню качества выполнении ими своих обязанностей по договорам на юридическое обслуживание (чаще всего в отношении малоимущих граждан), что в определенной мере дискредитировало как институт адвокатуры, так и институт юридической службы в предпринимательстве.

Между тем реализация этой идеи (что уже сделано, например, в Уральской правовой палате) позволит решить немало задач, в том числе разработать и внедрить отечественные (не обязательно только государственные) стандарты юридического обслуживания предпринимательских структур на уровне, как минимум соответствующем требованиям ВТО. В этих стандартах должны быть закреплены требования не только в профессиональной, но и в этической сфере. Правда, для реального внедрения этой идеи в жизнь необходима выработка стимулов вступления в такую саморегулируемую организацию частнопрактикующих юристов и мелких, специализирующихся на юридическом обслуживании предпринимательства, юридических фирм. Без определенного регулирования государством здесь, видимо, не обойтись; главное, соблюдать необходимый баланс между государственным регулированием и саморегулированием такой организации (а таких организаций может быть и немало - монополия здесь также нежелательна).

В принципе сама по себе идея создания саморегулируемых организаций юристов видится весьма многообещающей и перспективной. Ведь как классический институт гражданского общества такая саморегулируемая организация предоставляет возможности: обеспечения дополнительных гарантий своим участникам и во взаимоотношениях с их работодателями - предпринимательскими структурами, и во взаимоотношениях с государственными органами, включая правоохранительные и судебные органы; выражения своих интересов профессиональным сообществом, в том числе в вопросах совершенствования правового регулирования организации и деятельности юридической службы в предпринимательстве, и многое иное.

Это предлагаемое нововведение не подразумевает включение в саморегулируемую организацию юристов штатных юрисконсультов, работающих в предпринимательских структурах. Но те положительные аспекты относительно статуса юристов - членов этой организации, которые будут достигнуты в ней, могут и должны будут востребованы сообществом штатных юрисконсультов. Однако автоматически это вряд ли произойдет - штатные юрисконсульты сферы предпринимательства должны самоорганизоваться в такое сообщество. Об этом позже.

4. Также высказывается идея принятия общего законопроекта, обеспечивающего реализацию положения, закрепленного ч. 1 ст. 48 Конституции РФ: "Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно". Ключевым словом здесь должно служить указание на качество оказываемой юридической помощи - "квалифицированная".

Такой законопроект "Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации" был подготовлен несколько лет назад, но, поскольку "идеи, положенные в основу законопроекта, ценны для адвокатского сообщества, так как закрепляют тот факт, что профессиональная деятельность по оказанию квалифицированной юридической помощи неограниченному кругу заинтересованных лиц по правовым вопросам является исключительной сферой деятельности адвокатуры" <1>, дальнейшего развития законопроект не получил.

--------------------------------

<1> Новая адвокатская газета. 2008. N 19. С. 3.

 

Но сама идея, правда на иной концептуальной основе, перспективна и жизненно необходима, в том числе в плане исследуемой в настоящей работе проблемы.

В таком федеральном законе на единой методологической базе должны закрепляться все формы и виды оказываемой гражданам, предпринимательским структурам и иным субъектам квалифицированной юридической помощи всеми названными выше участниками рынка юридических услуг (по данным Росстата, оборот финансовых средств в сфере оказания платных услуг правового характера населению в 2007 г. составил 88 млрд. 800 млн. руб. <1>).

--------------------------------

<1> См.: Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ. 2009. N 1. С. 7.

 

В проекте масштабной программы "Юстиция", разработанной Минюстом России, прямо отмечается: "Основной проблемой российского рынка юридических услуг является недостаточно высокий общий уровень профессионализма лиц, оказывающих на постоянной основе юридические услуги гражданам и организациям" <1>. Особую остроту этой проблемы придает предстоящее "вторжение" на российский рынок юридических услуг мощных зарубежных и транснациональных юридических фирм, компаний, корпораций в связи с вступлением России в ВТО.

--------------------------------

<1> Российская газета. 2011. 11 нояб.

 

Наличие федерального закона о квалифицированной юридической помощи позволит решить и еще одну важную проблему. Известно, что высокий уровень профессионализма отнюдь не гарантирует наличие высоких моральных устоев у его обладателя. Морально неустойчивых юристов немного. Любой закон они тщательно "препарируют", ставя перед собой цель не "обойти", а приспособить его положения к своим подлым (прежде всего, коррупционно-ориентированным) желаниям. Именно такие юристы участвуют в разработке сложных схем не только по так называемым рейдерским захватам объектов недвижимости, но и по невозврату кредита, по залоговым и страховым операциям и т.д. Не участвуя непосредственно в реализации таких схем, они, как правило, уходят от какой-либо ответственности даже в случае самого худшего развития событий. Они ведь "просто" оказывали юридические услуги. Данный закон может предусмотреть различные формы ответственности в подобных ситуациях, включая лишение юристов соответствующих дипломов.

В еще большей мере подобный закон способен препятствовать занятию должности юриста, оказывающего профессиональную юридическую помощь, "плохим" юристом. Решить данную проблему можно посредством организации квалификационного экзамена (системы экзаменов) в рамках саморегулируемой организации юристов, оказывающих юридические услуги. Составной частью этого экзамена, как минимум для юристов, стремящихся к юридическому обслуживанию предпринимательских структур, должна быть проверка наличия у экзаменующегося надлежащих социально-гуманистических ориентиров, так не хватающих современному российскому высшему юридическому образованию <1>. Вряд ли какая-нибудь, пусть даже самая крупная российская предпринимательская структура или специализированная юридическая фирма, способна на высоком уровне обеспечить организацию такого экзамена, тем более системы экзаменов. Это, впрочем, не исключает радикального изменения механизма выходного контроля за качеством получаемого студентами образования в российском юридическом вузе.

--------------------------------

<1> См.: Сергеев В. Гуманитарная катастрофа. Пристрастный взгляд на проблемы юридического образования // Новая адвокатская газета. 2009. N 12. С. 10.

 

В целом следует ожидать, что институт юридической службы в предпринимательстве будет развиваться - во всех организационных формах - в русле повышения эффективности.

Следует подчеркнуть, что понимание термина "эффективность" правовой работы в предпринимательстве вообще и юридического обслуживания предпринимательских структур в частности неоднозначно. В переводе с латинского (effectivus) он означает действенный, применительно же к правовой сфере общества понимается как степень результативности права <1>. Вместе с тем включение в понятие "эффективность" понятия "результативность" применительно к деятельности юрисконсульта приводит к необходимости определить дальние и ближние цели работы юрисконсульта, цену их достижения и прочие довольно сложные явления. Цифровые показатели повышения эффективности юридического обеспечения сегодня посредством их сопоставления со вчерашними вряд ли возможны и уж тем более вряд ли целесообразны, хотя в конце 1980-х гг. подобные сопоставления за неимением иных упорно внедрялись "сверху". Здесь требуются принципиально иные подходы, основанные на целевых научных исследованиях.

--------------------------------

<1> О правовом понимании эффективности см.: Нечаева Ж.В. Вопросы эффективности исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал конституционного правосудия. 2008. N 2. С. 24 - 30.

 

Разумеется, любое повышение эффективности деятельности, основанное на человеческом факторе, в условиях рыночной экономики немыслимо без серьезной к тому мотивации <1>. Такой мотивацией служит в основном денежное вознаграждение. В системе государственной службы лицам, имеющим юридическое образование и являющимися федеральными государственными служащими, выплачиваются ежемесячные надбавки. Так, за юридическую деятельность в Министерстве транспорта РФ "в целях повышения уровня правового обеспечения и законопроектной деятельности" выплачивается до 70% должностного оклада <2>; работникам Министерства обороны РФ, в основные служебные обязанности которых входит проведение правовой экспертизы актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста и исполнителя, выплачивается ежемесячная надбавка "за особые условия государственной службы" в размере 50 - 70% должностного оклада <3>.

--------------------------------

<1> См., например: Попов В., Ефремова О. Мотивация сотрудников юридической службы // Корпоративный юрист. 2006. N 9. С. 34 - 36.

<2> См.: Приказ Минтранса России от 14 декабря 2009 г. N 234.

<3> См.: Приказ Министра обороны РФ от 3 июня 2011 г. N 845.

 

Важным в вопросе мотивации повышения эффективности работы юридических служб в предпринимательстве представляется также сопоставление сумм, получаемых юрисконсультами <1>. Ведь если платить ниже определенного уровня, на выполнение работы будут согласны лишь неквалифицированные специалисты.

--------------------------------

<1> О заработной плате преподавателей юридических вузов см.: Литературная газета. 2011. N 25, 30.

 

Date: 2015-10-19; view: 304; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию