Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятия 15—16. Приемы и средства изучения теоретического материала





Целью занятия является ознакомление с приемами и средствами изучения различного по характеру теоретического материала, выяснение смысл а и сущности логического усвоения исторического материала и роли соответствующих приемов. В процессе выполнения практической ра­боты можно выявить зависимость между выбором приемов и характером теоретического материала.

План:

1. Приемы устного изложения теоретического материала.

2. Письменные и графические приемы изучения теоретического материала.

Литература

Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе / Под ред. А.Г. Колоскова. — М., 1984.

Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. — М., 1968. — С. 68—75.

Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. — М., 1971. — Главы III—IV.

Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней шко­ле. — М., 1988. — С. 115—127.

Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах: Познавательная актив­ность учащихся и эффективность обучения. — М., 1966. — С. 314—322.

Историческое образование в современной России: Справочно-методичес-кое пособие для учителей / Сост. Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова, М.В. Ко-роткова, И.Н. Ионов. — М., 1997.

Кацва Л.А. Изучение истории России в средней школе. — М., 1997. Кацва Л.А. История России. XVI—XVIII вв.: Рабочая тетрадь. — М., 1997. — Ч. 1—2.


Кацва Л.А. История России. VIII—XV вв.: Рабочая тетрадь. — М., 1996. — Ч. 1—2.

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории: Теоре­тический курс: Книга авторизованного изложения. — М., 1993. — С. 122—127.

Кревер Г.А. Изучение теоретического содержания курсов истории в 5—9 классах. — М., 1990.

Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей / Отв. ред Ф.П. Коровкин. — М., 1978. — Ч. 1. — С. 104—113.

Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие для сту­дентов пед. ин-тов по спец. 2108 «История» // С.А. Ежова, А.В. Дружкова и др. — М., 1986. — С. 90—113, 127—129.

Содержание занятия:

1. Опираясь на книгу «Методика обучения истории. Схемы. Таб­лицы. Описания», вспомните основные формы теоретических знаний, получаемых при изучении истории, приведите примеры. Конкретиза­ция приемов осуществляется на основе следующей таблицы (Прак­тические занятия по методике обучения истории в средней школе: Ме­тодические рекомендации / Сост. П.В. Гора, Ф.С. Кузнецова. — М., 1986. — С. 81—84):

 

Название приема Примеры теоретичес­кого мате­риала Действия, входящие в состав приема Средства обучения, используе­мые с прие­мом Роль приема в организа­ции познава­тельной деятельности учащихся
Объяснение Существен­ные признаки главных фак­тов, их при-чинно-след­ственные связи, поня­тия. Детально рас­крывается сущность ис­торических фактов, их связей, суще­ственные чер­ты историчес­ких явлений. При объясне­нии проводит­ся отделение одного ряда умозаклю­чении от дру­гого, каждый из которых вытекает из анализа фак­тов Логические схемы, отра­жающие взаи­мосвязанную цепь причин и следствий. Учебные па­мятки опреде­ления причин­но-следствен-ных связей, анализа исто­рических яв­лений. Аппли­кации. Тексто­вые таблицы, обобщающие существен­ные черты Способствует пониманию сущности изучаемых исторических фактов. Фор­мирует поня­тия, знание причинно-следственных связей, раз­вивает логи­ческое мыш­ление. Учит оценивать ис­торические факты

Продолжение

 

Название приема Примеры теоретичес­кого мате­риала Действия, входящие в состав приема Средства обучения, используе­мые с прие­мом Роль приема в организа­ции познава­тельной деятельности учащихся
Доказательст­во Сущность по­нятий, явле­ний, оценоч­ные выводы Для доказа­тельства како­го-либо поло­жения, выска­занного как те­зис, подбира­ются аргумен­ты: факты или теоретические положения. Каждый аргу­мент объясня­ется таким об­разом, чтобы обосновать ис­тинность тези­са. Проводит­ся четкое отде­ление одного ряда умоза­ключений от другого Учебная па­мятка, пока­зывающая по­рядок доказа­тельства. До­кументы, вы­сказывания и оценки круп­ных ученых, статистичес­кие данные как исходный материал, со­держащий ар­гументы для доказательст­ва Активизирует мыслитель­ную деятель­ность, учит ло­гически мыс­лить. Форми­рует миро-воззренчес-кие знания
Рассуждение Причинно-следствен­ные связи, су­щественные черты поня­тий Своеобразный вариант объ­яснения, кото­рый начинает­ся и сопровож­дается поста­новкой вопро­сов с целью привлечения внимания уча­щихся к основ­ному смыслу излагаемого материала. На каждый из по­ставленных во­просов дается ответ в форме размышления, путем сопо­ставления фак­тов, мнений Документы, статистичес­кие и карто­графические материалы. Высказыва­ния ведущих ученых Активизирует мыслитель­ную деятель­ность, учит ло­гически мыс­лить. Форми­рует миро-воззренчес-кие знания

Продолжение

 

Название приема Примеры теоретичес­кого мате­риала Действия, входящие в состав приема Средства обучения, используе­мые с прие­мом Роль приема в организа­ции познава­тельной деятельности учащихся
Сравнитель­ная характе­ристика Однородные исторические события и яв­ления из всех сфер госу­дарственной, обществен­ной, хозяйст­венной жизни Выделяют су­щественные сопостави­мые признаки сравниваемых исторических событий и яв­лений. Выде­ленные при­знаки сравни­вают, находят у них общее, особенное, единичное. Итогом срав­нения будет вывод Текстовые сравнитель­ные таблицы. Учебные па­мятки, рас­крывающие прием срав­нения Способствует пониманию сущности изу­чаемых исто­рических фак­тов, формиру­ет понятия. Учит сравни­вать, развива­ет логическое мышление
Обобщающая характеристи­ка Основные признаки и черты собы­тия, явления Подводит итог изученному теоретическо­му материалу. Кратко пере­числяет в ло­гической по­следователь-ности основ­ные черты яв­ления. Служит теоретичес­кой основой анализа про­блемно изла­гаемых фак­тов    

Вопросы и задания: 1. В чем основное сходство приемов изучения теоретического материала с образно-эмоциональными приемами, а в чем их отличие? 2. Зависит ли выбор приема от характера мате­риала? От чего еще зависит? Какие из приемов будете использо­вать при изучении понятийного материала, причинно-следственных связей? В каких случаях вы будете применять объяснение, а в ка-


ких рассуждающее изложение? 3. Почему прием объяснения в школьной практике используется чаще, чем прием рассуждающего изложения? Правильно ли это? 4. Чем отличается прием обобщаю­щей характеристики от объяснения и что объединяет их? Какой по характеру теоретический материал вы будете изучать с помощью обобщающей характеристики, а какой — объяснять? 5. Как будет меняться использование приемов изучения теоретического материа­ла в различных возрастных группах? Почему? Каким образом ин­дуктивный или дедуктивный путь изучения материала целесооб­разно использовать в младших, средних и старших классах? 6. Какие средства будут соответствовать теоретическим приемам? Приведи­те примеры.

Задание: прочитайте предлагаемые тексты и определите приемы. Сверьте свои соображения с ответами в конце текстов: а) объясне­ние; б) рассуждение; в) обобщающая характеристика. Все ли отве­ты верны? Обоснуйте свою точку зрения.

Date: 2015-10-19; view: 1401; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию