Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел I. Методика обучения истории как педагогическая Наука





М.В. КОРОТКОВА М.Т. СТУДЕНИКИН

ПРАКТИКУМ

ПО МЕТОДИКЕ

ПРЕПОДАВАНИЯ

ИСТОРИИ

В ШКОЛЕ

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений


Предисловие

Предлагаемые рекомендации к практическим, семинарским и ла­бораторным занятиям по методике преподавания истории прежде всего направлены на формирование первичных умений, необходи­мых для работы в школе. Во время занятий предполагается углуб­ление и закрепление теоретических знаний, полученных во время лекций. В связи с этим структура практикума отвечает логике лек­ционного курса, имеющего следующую примерную тематику.

 

№ п/п Тема лекций Тема практических и семинарских занятий
  Предмет методики преподава­ния истории в школе 1. Общее понятие о методике 2. Моделирование урока истории
  Развитие методики обучения ис­тории в России ХVIII — нач. ХХ в. 3. Позитивные тенденции разви­тия исторического образования в дореволюционной России
3—4 Школьное историческое обра­зование в России ХХ в. 4. Анализ школьных программ
  Госстандарт. Цели изучения ис­тории 5. Анализ стандартов по истории для средней школы
  Учебник истории — важнейший источник знаний и средство обу­чения 6—7. Анализ школьных учебников истории
  Содержание школьного обуче­ния истории 8. Учебники истории нового поко­ления
  Формирование исторических знаний учащихся 9. Методические подходы к отбо­ру содержания
  Планирование обучения исто­рии 10. Планирование уроков истории
  Преподавание и изучение исто­рии 11. Концепции современного ис­торического образования
  Методы и приемы обучения 12. Приемы и средства эмпи­рического изучения исторических фактов
  Формирование умений учащих­ся 13. Нетрадиционные приемы изу­чения фактического материала
  Изложение главных фактов 14. Обучение приемам познания фактического материала
  Изложение теоретического ма­териала 15—16. Приемы и средства изучения теоретического мате­риала

Продолжение

 

№ п/п Тема лекций Тема практических и семинарских занятий
  Наглядные средства обучения истории 17. Применение наглядных средств обучения
  Изучение картографических на­глядных пособий 18. Определение приемов и средств преподавания и учения
  Хронология на уроках истории 19. Приемы изучения хронологии и картографического материала
  Изучение исторических доку­ментов, научных произведений 20. Приемы работы с историчес­кими источниками
  Урок истории 21. Общее понятие об уроке исто­рии
  Подготовка учителя к уроку ис­тории. Структурно-функцио­нальный анализ 22. Подготовка учителя к уроку ис­ тории 23. Определение цели урока
  Проверка знаний и умений учащихся 24. Проведение урока 25. Методика проверки, повторе­ ния и обобщения
  Учебные занятия в старших классах 26. Разнообразие форм урока
  Инновации обучения истории 27. Применение идей учителей-новаторов на уроках истории
  Результаты школьного обучения истории 28. Анализ урока истории
  Формы и методы внеурочной ра­боты по истории 29. Внеклассная работа по исто­ рии 30. Кабинет истории в школе

Практикум содержит вопросы, устные и письменные задания для повторения и обогащения важнейших теоретических понятий и по­ложений лекционного курса. Выполняются они как в аудитории, так и вне ее.

Задания по подготовке к занятиям указаны в конце каждой из 30 разработок под названием перспективное(ые) задание(я). Подготов­ка к занятиям предусматривает предварительное изучение рекомен­дованной к темам литературы. Для выполнения заданий в ряде случаев указаны не только названия книг, но и конкретные страни­цы, где содержится тот или иной материал. Часто даются ссылки на дополняющее данное пособие книгу «Методика обучения истории. Схемы. Таблицы. Описания», авторы М.В. Короткова, М.Т. Студе-никин.


Структура занятия и время, отведенное на его этапы, могут быть примерно такими: проведение беседы по теории вопроса (15—20 ми­нут), выполнение практических заданий (35—40 минут), обсужде­ние результатов работы (25—30 минут), задание к следующему за­нятию, ознакомление с литературой (5—10 минут). Задания прак­тического характера для домашней работы во многих случаях даны с «большим запасом», что предоставляет возможность выбора. Ряд заданий выполняется целиком всей группой, а другие — по выбору индивидуально или небольшими группами.

В ходе практических занятий необходимо ознакомиться с новей­шими достижениями методической науки, а также с различными вариантами стандартов обучения, программ, учебников, рабочих тет­радей и других пособий, научиться отбирать содержание историчес­кого материала для изучения на уроках, применять нетрадицион­ные методы и приемы обучения истории, рационально планировать организацию деятельности учителя и ученика. В ряде случаев пред­стоит подготовить доклады и сообщения с учетом своих индивиду­альных интересов и возможностей. Тематика этих докладов пред­полагает более углубленное изучение малодоступной, но представ­ляющей научный и практический интерес методической литерату­ры, ознакомление с передовым опытом учителей. Самостоятельное осмысление наиболее актуальных педагогических и методических проблем формирует у них навыки исследовательской деятельности, которые развиваются и совершенствуются на спецсеминарах по пси­холого-педагогическим дисциплинам.

Особую часть данных разработок составляют рекомендации по организации и проведению лабораторных занятий в школе. Посе­щению уроков истории в школе предшествует предварительная под­готовка. В ходе такой подготовки преподавателями даются специ­альные задания и составляется программа наблюдения урока по со­ответствующей тематике. Результаты наблюдения анализируются вместе с учителем в школе или на очередном практическом заня­тии. Такой опыт положительно себя зарекомендовал, поэтому авто­ры сочли возможным вновь воспроизвести некоторые рекоменда­ции изданной в 80-е годы брошюры, подготовленной на кафедре ме­тодики преподавания истории МПГУ им. В.И. Ленина П.В. Горой и Ф.С. Кузнецовой. (Практические занятия по методике обучения ис­тории в средней школе: Методические рекомендации. — М., 1986).

Практические занятия призваны устранить типичные недостат­ки, встречающиеся на уроках начинающего учителя. Как правило, на первых уроках студенты и учителя:

затрудняются отбирать главное, основное; систематически от­рабатывать базовые знания;


• не имеют увязать содержание излагаемого материала с ранее изученным и последующим материалом;

• объясняют материал с большим количеством мелких, излиш­них подробностей;

• не умеют рационально распределить время урока, часто опрос затягивается и преобладает над объяснением нового материала;

• не ставят целей по развитию интереса к изучению истории; иг­норируют познавательные игры;

• применяют однообразные типы уроков, формы обучения, виды деятельности;

• не владеют системным подходом в работе со школьным учеб­ником истории (над понятиями, именами, датами; с вопросами и за­даниями, иллюстрациями, схемами и таблицами, историческими картами);

• затрудняются при оценке учебной деятельности детей; на уро­ках оценок бывает очень мало или вообще нет, а если есть, то только отличные и хорошие;

• не дают индивидуальных заданий, в том числе проблемного ха­рактера;

• редко предлагают ученикам различные точки зрения на ту или иную проблему; не проводят дискуссий;

• слабо продумывают совместную работу учителя и ученика на всех этапах урока; во время опроса чаще всего преобладает затянув­шийся диалог;

• начав объяснение нового, забывают об учениках, продолжаю­щих выполнять индивидуальные задания;

• мало внимания обращают на выявление результатов своей пре­подавательской деятельности.

На уроке не всегда просто бывает точно сформулировать и по­ставить вопрос. Поэтому можно услышать вопросы и задания та­кого типа: «Какие изменения произошли с конца Х века, после 875 года?», «Чем являлись праздники для древних славян?», «Оце­ните расстановку сил в окружении Сталина после его смерти» и т.д. Избежать этих и других недостатков поможет работа с данным прак­тикумом при обучении преподаванию истории.


РАЗДЕЛ I. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА

Date: 2015-10-19; view: 619; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию