Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснение для разрешения недоумений относительно возникновения сего канона





 

Молитва бывает трёх видов.

 

Первая – начальная, просительная Фил.4:6 – “ Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом ”. Иоан.16:24 – “ Доныне вы ничего не просили во имя Моё; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна ”. Иак.4:3 – “ Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений ”. Это есть самая примитивная детская молитва: дай хлеба, дай здоровья, дай успеха, помоги спастись.

Вторая ступень молитвы более возвышенна: благодарственная, когда человек всё принимает, как дар: радость и скорбь, рождение и смерть. 1Фесс.5:18 – “ За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе ”. Иов.2:10 – “ Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всём этом не согрешил Иов устами своими ”. Это молитва рождённых свыше, молитва стремящихся к совершенству, молитва, украшающая путь в Царство Небесное, приготовляющая человека к уподоблению Богу.

Первые два вида молитвы возможны и на небе – до Страшного Суда. Откр.6:10 – “ И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?

Третья, самая возвышенная молитва – славословие, уподобление Ангельским чинам. Человек ничего не просит, он всё принимает и целует руку Дающего, и восхищается совершенством Создателя: “Свят, свят, свят Господь Саваоф”. На небе будет только этот третий вид молитвы, славословие. Откр.19:4 – “ Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуия!Откр.19:6 – “ И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель ”.

Святой Андрей Критский был порождением своего времени, нёс отпечаток состояния церкви того времени. В это время, как говорят все жития, в церкви было теплохладное лаодикийское состояние. Откр.3:15 – “ Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч!Откр.3:16 – “ Но, как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих ”. Святой Андрей, как и блаженный Феофилакт, мучился, взирая на своих пасомых. И эти его мучения выразились в покаянном каноне, которым он пытался пробудить души людей. В это время в церкви практически всюду господствовала первая часть молитвы – просительная. Из жизни церкви практически исчезла радость спасённого грешника. Поэтому из каждого Библейского события Андрей Критский извлёк только вопль кающегося грешника, не примирённого со Христом.

Этот канон написан практически для оглашенных, для не знающих радости искупления. Во всём его каноне звучит одна горестная струна: я погиб, но есть надежда, что Бог может меня помиловать. Он перечисляет в каноне такие грехи, о которых в церкви не должно было бы быть и речи. Весь канон его есть реквием на первой ступени, начальной, просительной. И только иногда прорывается благодарность, то есть попытка достичь второй ступени. Когда же он устремляется к третьей ступени славословия, то совершенно никак не связывает это по смыслу со всем каноном, с Библейскими событиями.

По замыслу же возрождённого свыше человека, христианина, согласно духа Нового Завета, его творение должно быть разбито, как минимум, на три части, и по продолжительности растянуто не менее, как на весь Великий пост.

Из каждого события, и очень часто надуманно, он буквально “выжимал” дух покаяния, применительно к своим слушателям-молельщикам. Хотел ли он того, чтобы этот канон читался в первые четыре дня на первой неделе поста весь целиком, разбитый на четыре части? И тем более зараз на одном богослужении на пятой неделе поста в среду вечером (т.н. “Марьино стояние”) – этого мы уже никогда не узнаем. Если это был его замысел, то он был не только неверен, но и порочен. Святой Иоанн Златоуст, только изъясняя заглавие книги “Деяния Апостолов”, говорит шесть проповедей, каждая из которых продолжительностью два часа. Протестант Ярл Пейсти составил целую книгу из своих проповедей, посвящённых грозному пророку Илии.

Здесь же в быстром темпе мелькают двести четыре Библейских события от Бытия до Откровения, от Адама до антихриста. Даже зная Библию наизусть, невозможно настроить свой разум на несколько строк, в которых в сжатом виде говорится о Сауле, в других строчках о Давиде и т.д.

Если этот канон предназначался для чтения за один раз на одном богослужении, и потом этот канон не читался в течение года, считая, что слушатели-зрители-прохожане ознакомились с содержанием Библии, то этот канон выполняет роль “отмазки ”, что будто бы дело сделано, все знают Библию. Учитывая то, что тогда Библий у народа вообще не было (стоимость одной Библии равнялась двадцатилетнему труду рабочего), и читая проповеди Златоуста, мы совершенно точно можем сказать, что все эти 204 события, вспоминающиеся в каноне, напирающие одно на другое, были народу неизвестны. Стоящие в храме прицеплялись к словам: “Помилуй меня, Боже, помилуй меня”, как и ныне. Таких ныне в храме 100%, считая священников, архиерея и патриарха.

Почему за 1300 лет после составления канона никто из верующих архиереев, богословов не подверг этот канон такому рассмотрению? Каждое Библейское событие несёт в себе информацию о том, как это было и как должно было быть.

Иначе сказать, из каждого события можно “выжать” просьбу (первая ступень); благодарение (вторая ступень) и славословие (третья ступень). Неужели никогда в церкви за 1300 лет не было прослойки людей, примирившихся со Христом, уверовавших в Него всем сердцем, тех, о которых Писание говорит так: Фил.1:21 – “ Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение ”. Фил.2:5 – “ Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе ”. Гал.2:20 – “ И уже не я живу, но живёт во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня ”. Рим.8:15 – “ Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» ”. Гал.4:6 – “ А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» ”.

Мы можем попытаться проникнуть в полноту возможного замысла святого Андрея Критского. Второй канон его мог быть благодарственным, основанным на тех же Библейских событиях. И третий канон – песнь славословия, основанный точно так же, на тех же Библейских событиях. Пример: он упоминает об Ионе и Ниневии, о его непослушании. Смысл этого события в том, чтобы мы не были такими непокоривыми, такими распутными, как ниневитяне. Помилуй меня, Боже, помилуй меня, чтобы я не убегал от лица Твоего, как Иона. Помилуй меня, Боже, помилуй меня, чтобы я не жил как эти грешные ниневитяне, не отличающие правого от левого, хотя их было 120 тысяч там. Второй канон, на второй благодарственной ступени должен был быть составлен (и сегодня ещё не поздно это сделать) на те же самые Библейские события так: Иону не поглотили волны, и буря утихла, благодарим Тебя, Господи, за милость Твою неизреченную. Ниневия обратилась от греха, перестали делать зло – Твой замысел о них, Господи, исполнился через строптивого пророка, благодарим Тебя, Господи, за милость Твою неизреченную. Эти событием, Господи, ты подвигаешь нас к благодарности Тебе, что посреди этого бушующего моря Ты хранил нас столько лет и привёл нас к познанию Тебя, Иисус Христос, через проповедников Твоих, которые донесли до нас Святое Евангелие неповреждённым в истолковании святых отцов православной церкви, благодарим Тебя, Господи, за милость Твою неизреченную. И этим припевом: благодарим Тебя, Господи, за милость Твою неизреченную, наполнить все 204 Библейских события, какие мы находим в нынешнем покаянном каноне Андрея Критского.

Почему за 1300 лет церковь не предприняла попытки подобием нынешнего покаянного канона возвести людей на третью степень славословия Бога, чтобы песнь искупленных чад Божиих слилась с песнью Херувимов? А он мог выглядеть примерно так: Господи, Ты позволил Ионе бежать от Тебя, войти в корабль с иностранцами, стать “зарубежником”, но потом Ты сохранил его в более надёжном корабле, во чреве кита, Аллилуия. Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! Ис.6:3. Какое чудо Ты совершил, Господи, что целый столичный город так внезапно и скоро Ты поставил на колени, и они, не знающие истинного Бога, призвали Тебя, смирившись перед Тобою. О, как Ты велик, Аллилуия. Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! Долготерпеливый и многомилостивый Создатель, как любишь Ты творение Твоё, наделённое Тобою свободой действий, как Ты показываешь, что человек, думающий о себе, что он избранник Божий, но не проникнутый Твоими замыслами, бунтует против Тебя, ропщет, и оказывается хуже, непокоривее блудного сына, возвратившегося в отчий дом, и теперь не хотящего разделить радость этого возвращения со своим отцом. Но Ты и его увещеваешь, чтобы он вместе со спасёнными воспел Тебя. Аллилуия. Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!

 

Такой длинной службой при чтении канона Андрея Критского, утомительной и не приводящей к сокрушению, шаблонно делается попытка ввести людей в покаянное состояние, но это абсолютно не достигается, а практически такой цели и не ставится. Эти пяти и более часовые стояния выражаются в словах: «отстоял службу», и этим всё кончается. Шаблонно-трафаретный перенос канона и такое монотонно-непонятное чтение совершенно не достигает цели, как говорит о том Феофан Затворник, говоря о церковно-славянском языке.

 

Андрей Критский (жил около 660-740), архиепископ, преподобный. Византийский ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона, читаемого на 1-й и 5-й седмицах Великого поста, был в числе подписавших анафему VI Вселенскому Собору. Впоследствии Андрей Критский раскаивался в том, что подписал еретическое определение. Традиция связывает с этим событием составление его знаменитого Великого канона. (Подобно, как и самый покаянный 50 псалом Давида был вызван его страшным грехопадением)

Покаянный Великий канон, состоящий из 250 тропарей и 11 ирмосов, повествующий о сюжетах грехопадения и покаяния в Ветхом Завете и Новом Завете (преступление заповеди Адамом, убийство Авеля Каином, покаяние царя Давида и мытаря и др.).

Отличительные черты канонов Андрея Критского: отсутствие акростиха, наличие 2-й песни, число тропарей песни обычно превышает 4, песнь может иметь 2 ирмоса.

Это, может быть, всего лишь первая попытка к правильному отношению к канону Андрея Критского, да и вообще к любой молитве. 1Кор.10:33 – «так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но [пользы] многих, чтобы они спаслись».

 

Date: 2015-10-19; view: 243; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию