Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Троица в Ветхом и Новом Заветах





«А́зъ Éздра ви́дѣхъ на горѣ́ Сióнстѣй нарóдъ мнóгъ, и́хже исчи́слити не могóхъ, и вси́ пѣ́сньми хваля́ху Гóспода: посредѣ́ же и́хъ бѣ́ ю́ноша высочáе вóзрастомъ пáче всѣ́хъ óныхъ, и́же полагáше вѣнцы́ на главý коегóждо и пáче возвышáшеся, áзъ же диви́хся зѣлó. Тогдá вопроси́хъ Áнгела, глагóля: “чтó сýть сíи, Гóсподи?” О́нъ же отвѣщá: “сíи сýть, и́же совлекóшася одѣя́нiя смéртнаго и облекóшася въ безсмéртное и исповѣ́даша И́мя Бóжiе: ны́нѣ вѣнчáются и прiéмлютъ фи́ники”. И вопроси́хъ Áнгела о ю́ноши: “ктó éсть óный ю́ноша, и́же возлагáетъ на ни́хъ вѣнцы́ и фи́ники въ рýцѣ даéтъ?” О́нъ же отвѣщá ми́: “сéй éсть Сы́нъ Бóжiй, Егóже исповѣ́даша въ вѣ́цѣ сéмъ”»[150]. (3-я Книга Св. Пророка Ездры 2:42–47). Ездра увидел Самого Бога-Сына до воплощения от Приснодевы Марии, которое произойдёт 5 веков спустя. Ангелы имеют вид юношей. Троица – Триедеиный Бог в Ветхом Завете имел вид трёх Ангелов – каким Он явился Аврааму у дуба Мамврийского и Лоту (см. Книгу Бытия, главы 18–19). Именно в таком виде Ветхозаветная Троица изображатеся на иконах (например, на знаменитой Иконе Св. Прп. Андрея Рублёва). До Своего Воплощения от Пресвятой Богородицы Бог-Сын был только Духом (Бог есть Дух) в виде прекрасного юноши-Ангела, каким Его и увидел Ездра – без усов и бороды, с которыми Он будет в 30-летнем возрасте. До Своего Вополощения у Второй Ипостаси Триединого Бога не было Имени Иисус. Это потом, 5 веков спустя после Ездры явится Деве Марии Архангел Гавриил и скажет: «Марiáмь: обрѣлá бо еси́ благодáть у Бóга. И сé зачнéши во чрéвѣ, и роди́ши Сы́на, и наречéши И́мя Емý Иисýсъ. Сéй бýдетъ вéлiй, и Сы́нъ Вы́шняго наречéтся»[151] (Евангелие от Луки 1:31–32). Господь ещё до создания материального мира предвидел это и решил так. Вот что Бог-Отец Саваоф сказал Ездре за 5 веков до Благовещения Пресвятой Богородицы: «и вся́къ, и́же избáвленъ éсть от предрѣчéнныхъ злы́хъ, тóй ýзритъ ди́вная моя́: откры́етбося Сы́нъ Мóй Иисýсъ съ тѣ́ми, и́же съ ни́мъ сýть, и насладя́тся, и́же остáвлени сýть, въ лѣ́тѣхъ четы́рехъ стѣ́хъ: и бýдетъ по лѣ́тѣхъ си́хъ, и ýмретъ Сы́нъ Мóй Христóсъ»[152] (3-я Книга Св. Пророка Ездры 7:27–29).

Да-да, Ездра указывает Имя, Которое получит Бог-Сын 5 веков спустя и станет обещянным в пророчествах Ветхого Завета Мессией (по-Еврейски Машиах). Никому больше из Ветхозаветных Пророков Бог-Отец Саваоф не открыл Имя Иисус.

Святитель Амвросий Медиоланский (240–397 гг. после Р.Х.) в своих трудах цитировал 3-ю Книгу Ездры. В частности, он писал: «Господь наш Иисус получил имя до рождения, причем оно было наречено не Ангелом, но Отцом. Ибо, говорит Он, откроется Сын Мой Иисус вместе с теми, которые будут блаженствовать с Ним, которые останутся на 400 лет. По истечении этих лет умрет Сын Мой Христос, и прейдет век. Видишь, что Ангелы возвещают то, что слышали, а не похитили самовольно».

С другой стороны, А.П. Лопухин в «Толковой Библии» считает, что «Латинский текст должен быть исправлен. Наименование Сына Божия Иисусом представляет христианскую корректуру, опровергаемую всеми восточными переводами [т.е. Эфиопским, Сирийским, Арабским, Армянским], где употреблено обычное в Ветхом Завете название Мессии». При всём уважении к богословскому труду А.П. Лопухина, растолковавшему все 77 Книг Русской Православной Библии, с этим комментарием я частично не соглашусь, и вот почему:

1) В «Библии с комментариями» я прочитал, что Имя Иисус в данных стихах есть не только в Латинских переводах, но и в Греческом (!), а в восточных переводах вместо имени Иисус стоит слово Мессия. Что же это за Греческий текст, о котором говорится в «Библии с комментариями»? Если это самый древний, который дошёл до нас в отрывках, то вопрос отпадает сам собой – Меесия, Сын Божий имеет чётко указанное Имя Иисус. А если это Греческие переводы, которые были сделаны с полных ошибок латинских переводов, то, возможно, в таком случае прав А.П. Лопухин.

2) Цитировавшееся выше свидетельство Свт. Амвросия Медиоланского, знавшего восточные языки.

А что это за четыреста лет, о которых говорит Бог-Отец? Протестанты сразу могут сказать о противоречии – ведь в Новом Завете ни о каких 400 лет нет и речи: земная жизнь Иисуса Христа длилась всего 33 года; а в Откровении Св. Апостола Иоанна Богослова говорится о 1000-летнем Царстве. А.П. Лопухин в «Толковой Библии» даёт следующий комментарий: «Мысль о четырехсотлетнем Царстве Мессии на земле имеет под собою почву в повествовании Бытописателя о египетском плене. В беседе Бога с Авраамом (Быт. 15:13) продолжительность его определяется в 400 лет». И здесь я позволю себе не согласиться с Лопухиным. Мне удалось найти перевод 3-й Книги Ездры с Сирийского (!). В нём действительно Бог-Отец вместо Имени Иисус называет слово Мессия; однако говорит не о 400, а всего о 30 годах! Так что 400 лет – это, скорее всего, очередная ошибка латинских переводов.

С другой стороны, доктор Православного Богословия О.В. Бинюков предлагает интересное и вполне логичное толкование:

«Откроется, то есть Господь Бог Сын явится, родившись (воплотившись) на земле. Люди, которые откроются с Ним, это ученики Христа, которые приняли Евангелие Господа Иисуса Христа. Они будут со Христом наслаждаться четыреста лет. При этом четыреста лет — это не буквальное количество лет, а символическое указание на три года земного служения Христа Господа. Четыреста лет длилось рабство евреев в Египте (Быт.15:13). Это символично, так как число 400 является произведением 40 и 10. В Библейской символике число 40 символизирует период испытаний проверки, а 10 указывает на путь, совершенство. Таким образом, Господь испытывал евреев в египетском рабстве, дабы они обратились к Господу и, в конце концов, познали истинный путь совершенства. На протяжении 400 летнего египетского рабства евреи страдали, а в течение трехлетнего земного служения Христа, люди, принявшие Евангелие, последовали за Христом и, оставшись с Ним, наслаждались присутствием Бога, и познали истинный путь совершенства (истину) (Ин.14:6). Истина сделала людей свободными от рабства греха, в котором они находились (Ин.8:32). Четыреста лет наслаждения (то есть три года присутствия Христа на земле в Теле человека) — это противопоставление четырехсотлетнему страданию в рабстве. Для этого Господь наш Иисус Христос Сам принял образ раба (Флп.2:7), дабы послужить людям (Мф.20:28; Мк.10:45). […]

После окончания трехлетнего служения Господь Иисус Христос умрет за грехи людей. Фраза: «…и все люди, имеющие дыхание», — указывает на то, что ученики Христа и Его Апостолы, ходившие за Христом во время Его земного служения, будут в полной растерянности в период между смертью Христа и Его воскресением. (Как бы в смертельной тоске, то есть, как бы умрут. Их вера будет колебаться, как бы близкой к смерти). Ученики Христа и Апостолы названы людьми, имеющими дыхание. При этом имеется в виду не буквальное физическое дыхание, а дыхание Святого Духа, так как они ученики Христа и Апостолы возрождены от Духа Святого, Который «дышит, где хочет» (Ин. 3:3–8)»[153].

Вот что пишет о Троице в Ветхом Завете Св. Преподобный Иосиф Волоцкий в своём Богомудром Фундаментальном труде «Просветитель»:

«Мы же имеем истинное свидетельство от всего Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, ибо еще в древности, в Ветхом Завете, было ясно и величественно проповедано о Царствующей, Вседержавной, Единосущной Троице: отцы, Патриархи и богоглаголивые Пророки во многих образах многое о том сказали. Они пророчествовали о Единородном Сыне Божием, что Он есть Сын Божий, Единосущный и Сопрестольный Отцу по Божеству, в образе же человеческом Он назовется Христос и Сын Человеческий. Они многое также говорили о Святом Духе, исповедуя Его Богом по Существу и по Ипостаси. Но из-за иудеев они сказали об этом прикровенно, через образы, таинственно и неявно. Ибо Моисей знал безумие иудеев, такое, что и после безмерных и неописуемых чудес, явленных им Богом, они стремились к многобожию и поклонялись идолам вместо Истинного Бога; самого же Моисея хотели побить камнями. Вначале научились они вере в Единого Бога, чтобы из-за различия Лиц не провозгласили бы они различие Существа и не вовлеклись бы тем в идолослужение. Спустя немного времени они бы научились веровать в Триипостасное и Единосущное Божество, как Божественные Апостолы научились, и в то веровали, и научили многих иудеев, которых и сосчитать невозможно; как ученый и многомудрый Филон жидовин[154] научился и уверовал во Святую и Единосущную Троицу по Писаниям Моисея и других Святых Пророков и Патриархов. Ибо Пророки многое открыли о Святой и Единосущной Троице и предсказали иудеям великие беды, нам же — благоденствие. Чтобы иудеи не убили пророков, открыто о том говорящих, и не погубили бы Писание, Божественные Пророки скрыли смысл Пророчеств за трудностью истолкования. Поэтому великий Моисей о Святой Троице сказал неявно, таинственно, прикровенно, через образы; но ведь и о святых Ангелах он не написал, пройдя мимо этого множества Божественных безплотных сил Небесных, которое является вторым светом после первого Божественного света. Он миновал его затем, чтобы иудеи не обоготворили это Небесное пресветлое воинство. Если иудеи поклонялись тельцу, Ваалу-Фегору, Хамосу, Астарте — насколько же они сильнее служили бы чудесному Небесному воинству как Богу! Потому Моисей прежде начал писать о создании неба, земли и всего остального творения, а не об Ангелах, о существовании которых свидетельствует все Священное Писание Ветхого и Нового Заветов[155].

Много написано Святыми Апостолами и Святыми Отцами о Святой и Животворящей Троице. Но жиды и еретики отвергают Апостольские и отеческие свидетельства и принимают только пророческие, толкуя их в нечестивом смысле […] “Не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих...” (Пс. 49:9.) И еще: “Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу...” (Пс. 49:13 — 14.) Будучи сам Богом, какому еще Богу Он повелевает принести в жертву хвалу? Понимаешь ли, что Отец здесь объявляет о Сыне и Святом Духе и повелевает принести Им в жертву хвалу, а не кровь вола или козла? Здесь же Бог возвестил Новый Закон: в Ветхом Законе Он повелел приносить кровавые жертвы и всесожжения, здесь же говорит: “Не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих...” — и повелевает принести в жертву хвалу, а не кровавую жертву. После пришествия Сына Божиего, упразднившего все жертвоприношения, все люди приносят Ему в жертву хвалу, как Он и повелел[156]. И далее Бог говорит: “И воздай Всевышнему молитвы твои”[157]. Сам Всевышний, какому Всевышнему повелевает воздать молитвы? Очевидно, что Святому Духу. Здесь Писание открывает истинное число Святой Троицы и возвещает Новый Закон; отсюда мы получаем понимание Святой Троицы, ибо Господь разделил: Он повелел приносить в жертву Сыну хвалу, воздавать молитвы Святому Духу. Далее Бог сказал: “Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня” (Пс. 49: 15.). Бог сказал это не затем, чтобы разделить действия Святой и Нераздельной Троицы, но чтобы впоследствии через пророков научить о числе Святой Троицы.

И еще: “Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня...” (Пс. 109:1.) Против этого говорит жидовин: “То, что написано у Давида, сказал царь архиерею, а не Отец Сыну”. Но послушай, что далее говорит Давид в том же псалме: “Из чрева прежде денницы Я родил Тебя” (Пс. 109:3.); и: “Ты священник вовек по чину Мелхиседека” (Пс. 109:4.). Если бы царь обращался к архиерею, он не сказал бы: “Из чрева прежды денницы Я родил Тебя”; и: “Ты священник вовек”; или: “по чину Мелхиседека”; ибо нигде не написано, что царь родил архиерея прежде денницы, и не бывают архиереями вовеки, поскольку смерть этому препятствует, и архиереи в Ветхом Законе были, как всем известно, не по чину Мелхиседека, но по чину Аарона. Один Господь наш Иисус Христос “из чрева прежды денницы” от Отца родился. Ему сказал Отец: “седи одесную Меня”, и: “Ты священник вовек”, и: “по чину Мелхиседека”. Он “имеет непреходящее священство, как пребывающий вечно живым” (Ср.: Евр. 7:24.). Он стал “Первосвященник будущих благ... а не такового устроения” (Евр. 9:11.), по словам Апостола Павла.

Об этом же и Даниил говорит: “Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями... И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится” (Дан. 7:13 — 14.).

Да устыдятся жиды, утверждающие, будто Божество единолично и односоставно, и будто Бог Отец Вседержитель не имеет Сына, Единосущного и Сопрестольного Себе, и будто Христос, о Котором проповедали пророки, является Сыном Божиим не по Существу, но по благодати, как Давид и Соломон. Если бы было так, то Кто дошел до Ветхого днями? Кому даны владычество, и слава, и царство? “И владычество Его, — сказано, — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится”. Чье владычество не прейдет, и чье царство не разрушится? Давид, высший из царей, и мудрейший Соломон царствовали, после умерли, и владычество их закончилось, и царства их разрушились. И сколько царей ни правили под солнцем, владычества их закончились, и царства их разрушились. Один Господь наш Иисус Христос, Сын Божий — Предвечный, Он назвался Сыном Человеческим и Христом. Он с облаками небесными дошел до Ветхого днями, Ему даст Отец Его, Бог Вседержитель, владычество вечное, которое не прейдет, и Царство, которое не разрушится.

Исаия также говорит: “Видел я Господа Саваофа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и... вокруг Него стояли Серафимы... и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!” (Ис. 6:1 — 3.) Если бы было одно Лицо Господа, то серафимы не говорили бы трижды, но говорили бы единожды: “Свят Господь Саваоф”. Поскольку серафимы трижды говорят: “Свят, Свят, Свят Господь Саваоф”, этим они объявляют Триипостасность Божества. Они говорят: “Господь Саваоф”, чтобы объявить Единосущность Божества.

Валаам, хотя и был вне Церкви, так сказал о Господе нашем Иисусе Христе: “Восходит звезда от Иакова и восстает Человек от Израиля” (Ср.: Чис. 24, 17.). Свидетельство же врагов бывает наиболее правдивым. Господь Иисус Христос назван звездой из-за Своего Божества: звезда — это огонь[158], огонь так же уничтожает предметы и греховное естество, как Божество очищает согрешения верующих. Слова Валаама “восстает Человек от Израиля” объявляют, что Христос не только Бог по Своему Естеству, но и Человек по Своей воле, по Своему милосердию и неизреченному человеколюбию. И еще Валаам сказал: “И сокрушит князей Моава и пленит всех” (Ср.: Чис. 24:17.). Моав и Аммон были сыновьями Лота, их владениями были Аравия, Идумея и Гевала; собирая другие народы, они постоянно нападали на израильтян. Поэтому Валаам сказал: “И сокрушит князей Моава и пленит всех”. Иисус Христос не оружием, не войной, но проповедью апостолов, благочестием и правдой сокрушил всех, как никто другой ни в какое иное время, и это всем известно […] Скажем далее с помощью пророчеств Священного Писания и о Святом и Животворящем Духе, Который Единосущен, Сопрестолен Отцу и Советник Ему. Как Сын — Советник Отца, так же и Дух Святой является Советником Отца, Богом и Владыкой, Создателем и Творцом всего видимого и невидимого вместе с Отцом и Сыном. И если Дух Святой Единосущен и Сопрестолен Отцу и Сыну, Бог и Владыка, то Он является советником Отца и Сына. Так учат отцы, патриархи и Святые Пророки. Еретичествующие же слуги Великого князя мудрствуют противно этому, говоря, что Бог Отец Вседержитель имеет дыхание, исходящее от Него, которое растворяется в воздухе. Но смотрите, безумные и нечестивые! Что безумнее этих слов? Что больше этой хулы? Вы не уподобили Святой Дух ни Ангелу, ни душе. Ангел, будучи безплотным, не растворяется в воздухе, но вечно живет, также и душа. Чему же вы уподобили Святой Дух? Ветру? Дыму? Они растворяются в воздухе и уходят в небытие.

Если Святой Божий Дух растворяется в воздухе, то почему, говоря о Нем, Пророк Исаия называет Его Духом Божиим, Духом премудрости, Духом разума, Духом совета, Духом крепости, Духом ведения, Духом благочестия, Духом страха Божия? (См. Ис. 11:2 — 3.) Ведь дыхание, растворяющееся в воздухе, не подает ни мудрости, ни разума, ни совета, ни крепости, ни ведения, ни благочестия, ни страха Божия, но вскоре после появления уходит в небытие.

Праведный Иов говорит: “Дух Божий, сотворивший мне таковое...”(Ср.: Иов 33:4.) Определим смысл слов и воистину поймем, что значат слова Иова “Дух Божий, сотворивший мне таковое”. Писание говорит о том, что сотворил таковое Иову Бог. Многое в Писании сказано об Иове; и всегда говорится, что именно Бог сотворил ему таковое. Разве противоречат слова праведного Иова Священному Писанию? Да не будет этого! Желая показать всем людям, что Одна Сила, Одно Существо и Одно Божество Отца и Святого Духа, этот праведный, непорочный, великий и правдивый человек говорит: “Дух Божий, сотворивший мне таковое”. Где еретические слова, утверждающие, будто Дух Божий исходит от Бога и растворяется в воздухе? Вот, Иов свидетельствует о Нем как о Боге. Если бы Дух Божий растворялся в воздухе, как Иов мог бы сказать о Нем: “Дух Божий, сотворивший мне таковое”? Писание же говорит, что именно Бог сотворил с Иовом все, что сотворил, — то есть все, что случилось с Иовом.

Подобно этому Давид говорит и свидетельствует о Святом Духе как о Боге, Владыке и Создателе людей и всего творения, ибо Давид говорит Богу о тленном и смертном человеческом естестве: “Отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой — созидаются” (Пс. 103:29 — 30.). Вдумайся в эти слова! Давид сказал: “отнимешь дух их”, то есть души их, — “умирают”, переходят в небытие; слова “в персть свою возвращаются” означают, что каждый человек создан из праха, и когда умрет, тогда возвратится в прах свой; слова же “пошлешь дух Твой — созидаются” сказаны о всеобщем воскресении, ибо тогда Бог Отец пошлет Святого, Животворящего и Единосущного Своего Духа и созиждет, то есть воскресит тела и соединит их с душами. Так Давид свидетельствовал о Святом Духе как о Боге, Творце и Зиждителе! Он знал, что там, где отступает Святой Дух, — всяческое растление и бедствия, поэтому Давид так молится Богу: “Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня”(Пс. 50:12.). И еще: “Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня ” (Пс. 50:13.). Если, как сказал Давид, “дух правый обновишь внутри меня” и “Духа Твоего Святого не отнимешь от меня”, то воздам Тебе: “Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся” (Пс. 50: 15). И еще Пророк говорит: “ Дух Твой благий да ведет меня в землю правды” (Пс. 142:10.). Земля правды — обиталище праведных на Небе. И еще: “Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его — все воинство их” (Пс. 32:6). Как могут быть сотворены небеса и все воинство их произносимым словом и в воздухе растворяющимся дыханием? Давид называет Духа Святого Зиждителем и Творцом, ведущим в землю правды, словом, сотворяющим небеса и все воинство их, — как же могут говорить еретики, что Дух растворяется в воздухе?

Исаия говорит: “Послал Меня Господь Бог и Дух Его” (Ис. 48:16); и “Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня” (Ис. 61:1); и еще: “Дух Божий разгневался на дом Иакова”; об иудеях он говорит: “Они не послушали, прогневали Духа Его Святого и навлекли на себя Его немилость”(См. Ис. 63:10). И если Дух Святой посылает Пророков, на Пророках почивает, гневается на дом Иакова и на непокорных иудеев, которые раздражили Его, как могут еретики говорить, что Дух Божий растворяется в воздухе? […] Писание говорит: “Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь”(Иов 33:4). Пророк Захария также говорит: “Да укрепятся руки Зоровавеля, и руки Оседека священника, и руки людей, потому что Я с вами, и Слово Мое, и Дух Мой [159] ” (Ср.: Зах. 4:6.). “Но слова Мои и законы Мои исполняете, которые Я заповедал Духом Моим Пророкам, рабам Моим”(См. Зах. 1:6).

В Книге Пророка Даниила пишется: “Воздвиг Бог через Святого Духа молодого юношу по имени Даниил” (См. Дан. 13:45)[160]. Навуходоносор сказал Даниилу: “Валтасар, глава мудрецов! Я знаю, что в тебе Дух Святого Бога ” (Дан. 4:6).

В Книге Бытие сказано: “ Дух Божий носился над водою” (Быт. 1:2), оживляя все, чтобы Божие творение не было мертвым. И если Святой Дух подал Елисею дар чудотворения, наставлял Иезекииля, явил воскресение мертвых, исполнил мудрости Иисуса Навина, исполнил Веселеила разума и искусства, сошел на 70 мужей старейшин и подал им дар пророчества, сделал Моисея законодателем, по пророчеству Иоиля в последние дни излился и подал дар пророчества, умудрил Даниила, Исаию освятил и сделал Пророком, Иеремию избрал во чреве матери, — скажи, еретик, если столь много чудесных и неизреченных дел Святой Дух сотворил, как может Он растворяться в воздухе? Ведь все, растворяющееся в воздухе, уходит в небытие.

Достаточно нам знать для спасения, что Отец имеет Слово и Дух, то есть Сына и Святого Духа, Единосущных и Сопрестольных Себе! Слово Божье не таково, как мое слово, производимое из груди речевыми органами и растворяющееся в воздухе»[161].

Св. Прп. Иосиф Волоцкий в полемике с жидовствующими указал, что в первоканонических Книгах Ветхого Завета есть прикровенное указание на Триединство Бога, на Отца, на Сына и на Святого Духа (Св. Прп. Иосиф пользовался текстами Геннадиевской Библии 1499 года). А вот как засвидетельствовал Бога-Отца и Бога-Сына многоучёный Иисус, сын Сирахов (Книгу которого отвергают талмудические иудеи и протестанты): «и призвáхъ Гóспода, Отцá Гóспода моегó, не остáвити менé во дни́ скóрби, во врéмя гóрдыхъ безъ пóмощи»[162] (Премудрость Иисуса, сына Сирахова 51:14).

Иконное изображение Троицы в Православiи
Ветхозаветная Троица – именно таким Бог явился Аврааму у дуба Мамврийского, а затем Лоту в Содоме

 

Новозаветная Троица – Бог-Сын обрёл человеческую плоть, воплотившись от Приснодевы Марии; Дух Святой снизошёл в виде голубя во время Крещения Иисуса Христа в Иордане. Ветхозаветные указания на то, что Бог-Отец Саваоф может быть в образе седоволосого старца (опять-таки – это образ, который принял Бог-Отец; подлинного облика Бога-Отца, кроме Его Сына Иисуса Христа, не знает никто). «И рекóхъ: “о, окая́нный áзъ, я́ко умили́хся, я́ко человѣ́къ сы́й и нечи́сты устнѣ́ имы́й, посредѣ́ людíй нечи́стыя устнѣ́ имýщихъ áзъ живý: и Царя́ Гóспода Саваóѳа ви́дѣхъ очи́ма мои́ма ”»[163] (Книга Св. Пророка Исаии 6:5), «…и Вéтхiй дéнми сѣ́де, и одéжда Егó бѣлá áки снѣ́гъ, и влáси главы́ егó áки вóлна чистá…»[164] (Книга Св. Пророка Даниила 7:9); «Ви́дѣхъ во снѣ́ нóщiю, и сé, на о́блацѣхъ небéсныхъ я́ко Сы́нъ человѣ́чь иды́й бя́ше и дáже до Вéтхаго дéнми дóйде и предъ негó приведéся»[165] (Книга Св. Пророка Даниила 7:13). Толкование этих строк Книги Св. Пророка Даниила см. выше в цитате Св. Прп. Иосифа Волоцкого. Также Св. Прп. Иосиф Волоцкий повествует, что Св. Пророк Даниил «видел в видении Господа Иисуса Христа, на облаках шедшего к Отцу, как бы Сына Человеческого; Ему дал Отец царство вечное и владычество, которое не прейдет. Поэтому Иосиф[166], хотя и был жидом, был поражен точностью пророчества Даниила и назвал его наибольшим среди пророков»[167].

 

Date: 2015-10-18; view: 941; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию