Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конфликты в системе отношений Консультант-Клиент





С точки зрения результативности взаимодействия, наиболее предпочтительны внешние независимые Консультанты, способные критически взглянуть на ситуацию, невзирая на эмоции, желания или предрассудки политического лидера. Вместе с тем такой Консультант может начать раздражать политического лидера, что в конечном итоге, возможно, приведет к "отставке" Консультанта.

Возможен также конфликт идеологий Консультанта и Клиента. Естественно, трудно себе представить, что их идеологии будут носить полярный характер, но противоречия могут серьезно ухудшить отношения.

Политические лидеры, являющиеся кандидатами во время выборных кампаний, не всегда понимают наличие дефицита времени у Консультанта, его усталость и чрезмерно требуют его внимания к несущественным для основного процесса вопросам.

Существует особый вид конфликтов в отношениях консультантов и клиентов, которые могут быть определены как "ролевые" или "функциональные". Это прежде всего конфликты между ролями или функциями, которые должен исполнять Консультант в отношениях с политическим лидером.

Конфликт между функциями Консультанта: экспертиза или эмоциональная поддержка. Консультант привлекается политиком прежде всего как ЭКСПЕРТ, носитель специальных знаний, способный дать беспристрастную оценку ситуации, профессионально проанализировать проблему. Однако такой анализ без учета возможных эмоциональных реакций политика практически нереален: Консультант будет опасаться привести политика в состояние фрустрации или стресса, что, в свою очередь, снизит эффективность его политического поведения.

Одной из важнейших функций Консультанта является эмоциональная поддержка Клиента, так как политический лидер часто испытывает в ней большую потребность. Потребность эта часто обусловлена чувством одиночества, сложностью политической ситуации, давлением различных политических сил и обстоятельств, которое он испытывает. Такая потребность является вполне объективной, эмоциональная поддержка необходима политику для эффективного исполнения своей роли. Бывает, что потребность в эмоциональной поддержке подталкивает лидера к решению взять в советники друзей, с которыми он себя чувствует психологически комфортно. Пагубность такого решения очевидна в случае, если друзья не являются специалистами, а лишь лояльными людьми.

Этот конфликт ставит ряд существенных вопросов перед Консультантом. Ему нужно определить, должен ли он давать Клиенту информацию, которая адекватно отражает существующее положение вещей, но нанесет серьезный эмоциональный ущерб политику и тем самым ухудшит выполнение им своих лидерских функций. Должен ли Консультант сообщать правдивую информацию, если она может привести к негативному восприятию его последующих сообщений или к его отставке? Консультанту необходимо решить, будет ли он клиническими, психо-терапевтическими методами ослаблять чрезмерные эмоциональные реакции Клиента на сообщение.

Консультант, занимающийся ПР политика, его образом в СМИ, внимательно следит за развитием личной карьеры лидера. В этих случаях Консультанту приходится давать весьма критические замечания по поводу его поведения или горькую информацию по поводу восприятия политика населением.

Консультант вынужден давать также этическую оценку действиям лидера, идеологической платформе его политического курса. Эти сообщения неизбежно входят в противоречие с потребностью Клиента в эмоциональной поддержке.

Важнейшей функцией Консультанта является обучение политического лидера, передача ему знаний, необходимых для приобретения им определенной компетенции в какой-либо области, для повышения эффективности мышления и качества принимаемых решений, политического поведения в целом. Процесс передачи знаний, процесс обучения представляет собой типичное "рациональное консультирование".

Здесь особенно сильно проявляются личностные характеристики Консультанта, которые могут раздражать Клиента, не привыкшего к тому, чтобы его учили (в силу стереотипов восприятия себя лидером как "лидера во всем"). В обучении политического лидера можно условно выделить два типа задач, стоящих перед Консультантом:

  • Научить политика воспринимать "правильную", адекватную картину мира.
  • Научить способам, алгоритмам мышления, наиболее эффективного и адекватного деятельности и проблемам, с которыми сталкивается политический лидер.

Решение обеих задач является весьма непростым для Консультанта и во многом зависит от его отношений с Клиентом. Естественно, что хорошие доверительные отношения способствуют обучению.
Существуют различные формы обучения политических лидеров:

  • устная - неформальная беседа, лекция, ответы на вопросы;
  • письменная - передача аналитической информации;
  • тренинги;
  • игровая - деловые игры, организационно-деятельностные игры, ситуационный анализ, ролевые игры.

Тренинговая и игровые формы обучения являются весьма эффективными по своим результатам, позволяют снять эмоциональное напряжение у политика, его раздражение от "менторской" функции Консультанта.

Консультанту нередко приходится выполнять функцию управления процессом принятия политическим лидером решений. Обычно это происходит в виде постановки вопроса, составления повестки дня, организации подготовки решений в различных научных и практических центрах и департаментах, обеспечения материалами, записи решений, мониторинга исполнения, обратной связи, анализа "уроков" решения. Управление принятием политических решений, как правило, является прерогативой членов команды политического лидера, но в ряде случаев эти функции выполняет Консультант-специалист, "имплантированный" в окружение политика.

Консультант должен осуществлять информационное обеспечение процесса принятия политических решений. Он должен поставлять информацию для диагностики проблемы, формирования альтернатив решений, оценки альтернатив, оценки последствий избранного решения. Эта информация может не совпадать или противоречить точке зрения Клиента, выступая тем самым стрессообразующим фактором.

Конфликт между функциями Консультанта в процессе принятия политических решений. Сама по себе генерация новых идей состоит из изобретения и развития новых предложений Консультантом и внедрения им различных политическихинициатив в департаменты, исполняющие определенные функции при политическом лидере.

Например, если речь идет о новой стратегии ПР Клиента, то Консультант не только ее создает, но и находится в тесном контакте с пресс-службой политика, предлагает ей новые идеи, "ходы" по построению имиджа Клиента.

Консультанту приходится давать оценку альтернативам, разработанным другими специалистами, чиновниками, самим политическим лидером. Здесь преобладает "критический" аспект деятельности Консультанта.

Развитие идей и обучение в политике включают мониторинг результатов решения, оценку обратной связи, в том числе пересмотр и ревизию решений. Все эти функции Консультанта необходимы при его участии в процессе принятия решений. Однако они требуют различных знаний, навыков, интересов, организационной культуры. Они требуют времени и внимания не только Консультанта, но и политического лидера, его окружения. Нередко по этим причинам их "одновременное" исполнение становится невозможным.

Консультант, выполняющий функции обучения и подготовки Клиента, должен давать ему глубинный анализ ситуации и проблем. От глубины и многогранности анализа зависят во многом качество обучения и конечный результат этого процесса для политического лидера. Он должен научиться сам анализировать причинно-следственные связи в каждой ситуации, прогнозировать последствия своих и чужих политических действий. Поэтому целью глубинного анализа является не только аналитическая информация, но и научение самим алгоритмам аналитической деятельности.

Однако давление времени, ограниченность физических сил и внимания у Клиента, как правило, не позволяют Консультанту проводить совместно с политическим лидером глубинный анализ ситуации. Он вынужден ограничиваться поверхностным анализом, не дающим необходимого обучающего эффекта.

Возможно делегировать глубинный анализ в специальные структуры, но тогда в принципе придется отказаться от процесса обучения политика.

Достаточно часто Консультант привлекается для помощи в. решении критических вопросов и базовых, существенных проблем, но на деле его все чаще "озадачивают" текущими вопросами и проблемами, то и дело возникающими и срочно требующими решения в силу своего "давления" на повседневную деятельность политика.

Участие в текущих делах Клиента дает Консультанту ощущение причастности к власти, но все же является чуждым для его концептуальной мыслительной деятельности.

Учитывая роль политических лидеров в процессе принятия решения по важнейшим вопросам, особенно в кризисных ситуациях, необходимо, чтобы они были основательно подготовлены, в том числе и психологически, к адекватному мышлению и поведению в подобных ситуациях. Консультантысоветники должны готовить клиентов к этому и сами участвовать в выработке политических решений в кризисной ситуации.

Политические лидеры, как правило, не любят критических ситуаций, т.к. у них сужается пространство для маневра. Они также не любят подвергаться тестированию и оцениванию. Проблема состоит в том, что Консультант, озабоченный кризисными задачами, вынужден участвовать в решении задач, относящихся к рутинным ситуациям.

Серьезным недостатком деятельности многих политических лидеров является отсутствие стратегического курса. Ими намечены конечные и промежуточные цели, обозначены средства их достижения, но все это носит аморфный, неструктурированный характер. Главным минусом является несогласованность между различными решениями, отсутствие интеграции их в общую политическую линию.

Вместо привлечения консультантов к работе по созданию политической стратегии, им предлагают участвовать в решении отдельных задач, которые нередко противоречат друг другу. Консультант должен попытаться убедить Клиента как в необходимости стратегического подхода в целом, так и в своей полезности в его создании.

Конфликт идеологий в системе Консультант-Клиент. Каждый политический лидер обладает своей "идеологией" или политической парадигмой, системой убеждений. Консультант может не согласиться с ней, прежде всего с точки зрения прагматики, то есть ее "плохой работы" для достижения целей Клиента. Чем радикальнее мыслит Консультант, тем больше вероятность критики в адрес политической парадигмы Клиента и предложений по ее трансформации. Однако такое поведение Консультанта может вызвать негативную реакцию как со стороны политического лидера, так и со стороны его окружения. Негативное отношение к радикализму Консультанта может привести к натянутым отношениям с окружением лидера, и даже с самим Клиентом, что, возможно, приведет к отставке.

Все эти противоречия существуют практически в любых системах Консультант-Клиент, где Клиент - политический лидер крупного масштаба. Они требуют своего разрешения и особого внимания к этим проблемам со стороны политического Консультанта.

 

4.7. Проблема лояльности Консультанта Клиенту

Особое место в психологии отношений между Консультантом и Клиентом занимает проблема лояльности политическому лидеру.

Предполагается, что Консультант автоматически должен быть лояльным своему Клиенту. Однако это теоретическая, идеальная модель. На самом деле у Консультанта существует внутренняя иерархия лояльностей. В ряде случаев он может переживать конфликт этих лояльностей. Иногда этическая система Консультанта такова, что он лоялен только себе и готов при обращении нового Клиента консультировать против интересов своего прежнего заказчика.

Основными объектами, в отношении которых Консультант может иметь лояльность, являются, как правило:

  • Клиент - политический лидер,
  • определенные организации и учреждения,
  • группы интересов,
  • определенная идеология или интересы общества и государства,
  • профессиональные интересы и честь,
  • сам Консультант.

Переживаемый Консультантами конфликт лояльностей может привести к серьезным личностным проблемам и профессиональным деформациям, к уходу с позиции Консультанта.

Консультант, находящийся в близких отношениях с политическим лидером, как правило, лоялен лично политику. Это утверждение справедливо в первую очередь в отношении Консультантов из ближнего окружения политика.

Если Консультант работает в независимой фирме, приходит из научного института и затем должен вернуться туда, то, как правило, у него доминирует лояльность к этому учреждению.

Если Консультант является профессионалом, то обычно он более лоялен своим референтным группам: экспертам, политическим консультантам, академической среде.

Консультант, принадлежащий к интеллектуальной элите, имеет внутренние обязательства перед обществом и лоялен прежде всего общественным интересам (в силу, естественно, собственного понимания этих интересов).

Люди, лояльные прежде всего себе, используют позиции Консультанта, как правило, для подготовки своей личной работы и позиции после окончания консультирования Клиента.

 

Date: 2015-10-19; view: 371; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию