Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции политических консультантов





Природа начертала на некоторых лицах кредит, который примут везде, куда бы его ни представили. Вы не в состоянии не верить таким людям: самый вид их внушает доверие
В. Тэккерей

Политические консультанты выполняют множество различных функций. Прежде всего это:

  • эмоциональная поддержка Клиента, особенно в ситуациях трудных решений;
  • обеспечение познавательных потребностей Клиента в информации, которая сделает его взаимодействие с окружающим миром более эффективным;
  • помощь в понимании ситуации и анализе существующих подходов к ней, экспертная оценка;
  • выполнение функций доверенного лица;
  • снижение давления на Клиента и уменьшение уровня конфронтации внутри окружения политика;
  • проверка и анализ различных идей, исходящих от самого политического лидера или других лиц;
  • осуществление ПР и помощь в создании имиджа Клиента;
  • разработка стратегии Клиента на выборах;
  • другие.

Наиболее знакомыми могут показаться функция предоставления Консультантом Клиенту экспертных оценок и удовлетворение его когнитивных потребностей. Однако эта деятельность имеет свою весьма сложную специфику, порой плохо осознаваемую и самим Консультантом, и Клиентом.

Главной особенностью Консультанта при осуществлении им экспертной функции является независимая от Клиента внутренняя интеллектуальная деятельность. Его оценки могут считаться экспертными, если он их дает, исходя лишь из собственных критериев, вне зависимости от желаний Клиента. Роль независимого эксперта не всегда легка для исполнения. Особенно это относится к тем случаям, когда Клиент обладает откровенно авторитарным характером. Он может оказывать давление на Консультанта как прямыми, так и косвенными способами воздействия, иногда даже неосознанно пугая его, стремясь получить подкрепление своей позиции со стороны Консультанта. Консультант должен владеть своими эмоциями. Излишнее выражение своих эмоций в ситуации политического кризиса может привести к дестабилизации Клиента с вытекающими отсюда последствиями.

Выступая в роли эксперта, Консультант удовлетворяет одновременно несколько потребностей Клиента:

  • когнитивные потребности;
  • потребность в укреплении самооценки:
  • потребность в эффективном взаимодействии по поводу значимой проблемы.

Когнитивные потребности Клиента могут иметь комплексный характер. Сюда входят потребность в узнавании нового по интересующему вопросу, потребность в подтверждении собственной точки зрения, потребность в восстановлении когнитивной картины ситуации, в которой Клиенту неизвестны недостающие звенья, потребность в получении независимой оценки при принятии решений и другие.

Когда выступающий в качестве эксперта Консультант встречается с Клиентом, он должен отчетливо представлять себе, какая из когнитивных потребностей Клиента особенно нуждается в удовлетворении. Однако, обнаружив, что это - потребность в подкреплении собственной точки зрения, он должен деликатно уйти от "игры в поддавки", подчеркнуть необходимость наличия разнообразных позиций. Вместе с тем Консультанту необходимо дать максимально много новой информации Клиенту по обсуждаемой проблеме, чтобы обогатить его когнитивную сферу. Когда Клиент узнает от Консультанта новое о ситуации, по которой дается экспертная оценка, он вынужден более тщательно анализировать ее, ему труднее при несовпадении оценки эксперта с его собственной отбросить информацию как ненужную. Готовясь к встрече с Клиентом, Консультанту необходимо:

  • смоделировать картину знания Клиентом данной проблемы,
  • наметить вероятные проблемы,
  • сконцентрировать внимание прежде всего на них.

Экспертная оценка - это оценка проблемной ситуации, и проблемной прежде всего для Клиента, а не демонстрация всех знаний Консультанта по данному вопросу, не рекламная кампания Консультанта. Консультант должен избегать соблазна выдавать свои субъективные ощущения по поводу происходящих событий за "научные" данные и тем самым оказывать" неадекватное воздействие на Клиента своей личной позицией.

Нарушение, неполнота когнитивной картины практически у любого нормального человека вызывают потребность в ее восстановлении. Часто именно эта когнитивная потребность заставляет политика обратиться к Консультанту. В некоторых случаях Клиент сам формулирует вопрос, обозначает "белые пятна" на своей карте ситуации. В других случаях это необходимо сделать самому Консультанту, так как Клиент испытывает некоторые затруднения с определением того, что же ему нужно узнать для устранения мозаичности картины. В таких ситуациях Консультант не должен стесняться задавать контрольные вопросы Клиенту, чтобы не было досадных ситуаций. Консультант должен свободно владеть техникой фокусированного интервью для заполнения "белых пятен" в позиции Клиента, особенно в том случае, когда Клиент сам не может вербализовать свою позицию и отношение к ситуации. Подробнее функции политических Консультантов будут рассматриваться в последующих разделах

 

ГЛАВА II
ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Есть прекрасные советы, которые были бы еще прекраснее, если б они были удобоисполнимы
Н. Михайловский

Существуют различные жанры политического консультирования. в которых выступает Консультант. Мы остановимся на главных из них, которые наиболее характерны для современной российской ситуации. Это:

  • политическое консультирование, осуществляемое "изнутри" структуры аппарата политика:

а) ПОМОЩНИКАМИ;
б) СОВЕТНИКАМИ;
в) КОНСУЛЬТАНТАМИ в узком смысле слова;

  • политическое консультирование, осуществляемое "извне", то есть независимыми от Клиента Консультантами из научных учреждений или консалтинговых фирм, "свободными художниками". Особое место занимает политическое консультирование, осуществляемое профессиональными консультантами в связи с выборами, ПР и конструированием имиджа Клиента.

Процесс, содержание и результат политического консультирования могут оцениваться как с позиций Консультанта, так и с позиций Клиента. При этом соответствующие оценки могут оказаться различными до противоположности.

"Стержнем", объединяющим эти два неизбежные в любой практике подхода, является цель данной конкретной консультации. Цели Консультанта и Клиента часто различаются, однако всегда имеют между собой важнейшие точки сопряжения.

Успех любой конкретной консультации - что в каждом случае ни понималось бы ее участниками под таким успехом - всегда зависит в решающей степени от того, насколько Консультант понимает подлинные цели обращения к нему Клиента и цели самой консультации.


2.1. Типы консультирования Клиента "изнутри" структуры аппарата: неформальное, формальное, смешанное

Следует различать основные типы консультирования:

  • неформальное (неофициальное) по субъектам, источникам, содержанию, форме и стилю как запроса, так и предоставления советов и рекомендаций;
  • формальное (официальное) по всем перечисленным признакам;
  • смешанное, когда одна из сторон консультации выступает в официальном, а другая - в неофициальном качестве.

К первому типу консультирования относятся ситуации, когда в роли советчиков политического деятеля выступают (по его просьбе или их собственной инициативе) члены его семьи, родственники, друзья, люди, не связанные с этим политиком в данный момент по службе (но, вероятно, имевшие такую связь в прошлом); случайные и незнакомые ему люди, которые могут высказать ему что-либо на улице, митинге, при разного рода встречах и т.п.

Ко второму типу консультирования следует отнести все виды соответствующей профессиональной, служебной и политической информации, все специальные СМИ и литературу, а также специальные обращения данного политика за консультацией к тем, кто обязан давать такие консультации ему лично или всем потенциальным потребителям в силу своего служебного и/или профессионального положения: к своему помощнику, другому штатному сотруднику либо к работнику профессиональной консультационной службы (фирмы, института и т.д.).

К третьему типу необходимо отнести те весьма распространенные в практике ситуации, когда одна сторона, чаще - политик, государственный деятель, обращается за советом к Консультанту, с которым он находится в каких-то официальных отношениях (служебных, властных, политических, иных), но хочет получить при этом неофициальное мнение последнего ("скажи мне просто по-человечески, без чинов, не как начальнику, что ты обо всем этом думаешь?"). Нередок и обратный вариант, когда инициатива в подобном предоставлении мнения исходит от консультирующего.

Каждый из трех названных типов консультирования обладает для Клиента различной когнитивной, информационной, практической и политической ценностью. Не останавливаясь на всем этом подробно, выделим лишь главное, что определяет степень ценности для политика как факта конкретной консультации, так и ее содержания.

При неформальной консультации политику, в целом, легче и проще бывает принять содержание консультации, особенно если оно плохо согласуется с ранее известными ему фактами, информацией, его собственными воззрениями или даже противоречит всему этому. Такая консультация имеет больше шансов донести до него какую-то нестандартную информацию и побудить прислушаться к ней. Существенно, что при неформальной консультации политику при необходимости и желании легче отбросить рекомендации, не посчитаться с ними. Все вышеизложенное - "плюсы" неформального консультирования, с точки зрения политика. К числу "минусов" неформальных консультаций следует отнести их в цепом более низкую профессиональную и особенно политическую компетентность (что и позволяет отбрасывать такие консультации и выражаемое через них мнение), а также невозможность прямого использования содержания и результатов таких.консультаций в официальной деятельности политика (он не может выйти на трибуну и заявить, например, что "моя жена посоветовала мне то-то...", даже если его жена при этом абсолютно права).

При формальной консультации Клиенту-политику бывает сложнее (в некоторых случаях политически невозможно) обратиться за ней вообще, гораздо труднее - не только по личным, но прежде всего по политическим причинам - согласиться с тем в содержании консультации, что противоречит не только, и часто не столько его личным взглядам и воззрениям, сколько его (и его партии, движения, правительства и т.д.) публично заявленным позициям. По тем же самым причинам, однако, трудно бывает и отбросить ту консультацию, о которой хотелось бы забыть (особенно если есть угроза или уверенность, что произойдет утечка содержания консультации, или же если это содержание уже известно). В то же время формальная консультация, содержание которой отвечает интересам, целям, намерениям Клиента - это сильное политическое оружие в любых его официальных отношениях, и именно в этом заключается ее главная политическая (а часто и практическая), ценность для данного политика.

При смешанной консультации в определенной степени для Клиента возможно сочетание "плюсов" двух первых вариантов (например, возможность получить искреннее, дружеское, но при этом еще и компетентное, информационно насыщенное, профессиональное мнение). Такое мнение при определенных условиях может быть использовано данным лидером как политическое оружие (президент, лидер партии и т.д. вправе публично ссылаться на мнение своих помощников, советников, экспертов, министров и т.д.). Но крайне велик риск манипулирования политиком со стороны его окружения и консультантов (соответственно, необходим очень строгий подход к их выбору), а также риск того, что Консультант может явно или тайно использовать факт обращения к нему за консультацией, содержание консультации и собственную ее интерпретацию в своих личных политических или каких-то иных целях (отсюда обостренная чувствительность каждого Клиента-политика к лояльности своего окружения, аппарата и состава экспертов, с которыми он связан).

На практике любой политик использует одновременно все три типа консультирования, варьируя их соотношение в зависимости от особенностей своего характера, от общей политической обстановки момента, от проблемы, вызывающей потребность в данной консультации, и от своих конкретных целей и намерений в данной ситуации. Различные политики, однако, в разной мере осознают, каково действительное соотношение всех этих типов консультирования в тех фактических массивах информации, которыми они реально пользуются.

В наибольшей степени осознают это политики типа "серых кардиналов" - и не только осознают, но активно используют практику получения консультаций не только для расширения своих информированности и кругозора, но и в активных политических целях (о чем речь пойдет ниже). В наименьшей степени - политики и лидеры крайне авторитарного психологически и радикального политически толка, наиболее подверженные неявной манипуляции ими.

Таким образом, признак формальности (официальности) приобретает особое значение во всем, что касается политического консультирования (положение сторон консультации по отношению друг к другу: мотивы и факт обращения за консультацией: возможность ее предоставления или отказа в ней: содержание и направленность консультации; ее явные, латентные и потенциальные мотивы; формы, стиль, процесс, механизмы предоставления консультации, выражения ее содержания; возможные потенциальные и/или непреднамеренные использования факта и содержания консультации: сопряженные со всем перечисленным возможные "плюсы" для данного политика и риски, издержки для него, и т.д.).

На практике явное или подразумеваемое присутствие элемента формальности всегда окрашивает процесс любой консультации (во всех его параметрах) даже в пределах семьи политика; максимально окрашивает оно консультации смешанного типa. Поэтому формальное консультирование нуждается в более подробном рассмотрении.

 

Date: 2015-10-19; view: 1508; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию