Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лес шумит⇐ ПредыдущаяСтр 27 из 27 Цель: добиваться правильного длительного произношения изолированного звука [ш]; вырабатывать длительную воздушную струю, идущую посередине языка.
Краткое описание Взрослый предлагает детям представить, что они деревья в лесу. У них зеленые верхушки, много веточек и листьев. Набежит ветерок и колышет деревья, а они качаются и шумят: ш-ш-ш... Взрослый предлагает детям поднять руки вверх, как веточки, и пошуметь, как деревья, когда на них дует ветерок. Шар лопнул Цель: добиваться правильного длительного произношения изолированного звука [ш]; вырабатывать длительную воздушную струю, идущую посередине языка. Краткое описание Дети становятся в круг, берутся за руки и, расширяя круг, как бы надувают шар. По хлопку взрослого «шар лопается», дети приседают, опуская руки, произнося звук [ш]. Жук жужжит Цель: добиваться правильного, длительного, громкого произношения звука [ж]; вырабатывать длительную воздушную струю, идущую посередине языка. Краткое описание Взрослый показывает детям картинку с изображением жука и предлагает вспомнить, как жужжит это насекомое. Дети длительно произносят звук [ж]. Взрослый обращает внимание детей на положение губ (округлены и немного выдвинуты вперед), языка (широкий язык поднят к альвеолам за верхними зубами), на наличие теплой воздушной струи, выходящей изо рта. Взрослый. Усы раздвинув смело, жуки жужжат в траве. Дети сидят, раздвинув руки. Взрослый. «Ж-ж-ж-у, — сказал крылатый жук. — Посижу и пожужжу». Дети складывают руки на груди: «Ж-ж-ж». Мухи в паутине Цель: добиваться правильного, длительного, громкого произношения звука [ж]; вырабатывать длительную воздушную струю, идущую посередине языка. Краткое описание Часть детей изображает паутину. Они образуют круг. Другие дети, изображающие мух, жужжат, вбегая в круг и выбегая из него. По сигналу взрослого дети, изображающие паутину, берутся за руки, а дети, оказавшиеся в кругу, встают в него: «паутина» увеличивается. Игра продолжается до тех пор, пока все «мухи» не будут пойманы. Пчелки собирают мед Цель: добиваться правильного, длительного, громкого произношения звука [ж]; вырабатывать длительную воздушную струю, идущую посередине языка. Краткоеописание Часть детей изображают цветы. Остальные дети изображают пчел, которые собирают мед. «Пчелки летают» вокруг «цветов» и жужжат: «Ж-ж-ж...» По сигналу взрослого они «летят в улей» (отгороженное место). Затем дети меняются ролями. Поезд Цель: вырабатывать умение правильно произносить звук [ч']. Краткое описание Дети садятся в «вагоны» (на стулья, поставленные друг за другом). Выбирается «машинист», который садится на первый стул. Он дает сигнал к отправлению: «У-у-у...» «Поезд» едет. Дети, делая движения согнутыми руками, привносят: «Ч-ч-ч...» По сигналу взрослого «Остановка» «поезд» останавливается, и дети замолкают. Потом выбирают нового «машиниста», и игра продолжается. Кузнечики Цель: вырабатывать умение правильно произносить звук [ч']. Краткое описание Взрослый показывает детям картинку с изображением кузнечика и спрашивает: «Вы слышали, как стрекочут кузнечики?» («Ч-ч-ч».) Дети становятся «кузнечиками» и весело стрекочут. Кто наблюдательный? Цель: добиваться правильного произношения звука [НГ]; вырабатывать направленную воздушную струю. Краткое описание Взрослый спрашивает детей: «Вы видели, как мама жарит картошку? Когда она кладет масло на горячую сковородку, оно шипит: щ-щ-щ... Как оно шипит?.. (Дети повторяют.) А кто видел в зооппр ке змей? Знаете, как они шипят? Послушайте: щ-щ-щ.» Попторим сейчас все вместе, как шипят змеи...» Дети выполняют мпдлиип сначала все вместе, потом индивидуально.
Ш Приложение 4 КАРТИНКИ ДЛЯ ЗВУКОБУКВЕННОГО АНАЛИЗА СЛОВ Г А Литература 1. Алифанова, Е. А. Логопедические упражнения в рифмах / Е, А. Алифанова, Н. Е. Егорова. М., 2000. 2. Алтухова, Н. Г. Научитесь слышать звуки / Н. Г. Алтухова. СПб., 1999. 3. Глазырина, Л. Д. Коррекция речи ребенка с помощью физических упражнений / Л. Д. Глазырина. Мн., 1996. 4. Дошкольник: обучение и развитие: воспитателям и родителям / В. Н. Белкина, Н. Н. Васильева, Н. В. Елкина [и др.]; худ.: А. К). Долбышева, В. Н. Куров. Ярославль, 1998. 5. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. М., 1981. 6. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичеева. Екатеринбург, 1999. 7. Занимательная фонетика: игры и упражнения / сост. 8. Лайковская, Н. Н. Игры по формированию правильного зву-копроизношения у дошкольников / Н. Н. Лайковская. Мн., 2000. 9. Логопедия: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. ♦Дефектология» / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова [и др.]; под ред. Л. С. Волковой. М., 1989.
10. Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок / А. И. Максаков. М., 1982. 11. Максаков, А. И, Учите, играя: игры и упражнения со звучащим словом / А. И. Максаков, Г. А. Туманова. М., 1979. 12. Программа развития и обучения дошкольника: говорим правильно: 6 лет /[А. С. Герасимова и др.]. СПб.; М., 2002. 13. Светлова, И. Е, Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / И. Е. Светлова; худож. Е. Смирнов. М., 2001. 14. Синицына, Е. И. Умные занятия / Е. И. Синицына. М., 1998. (Серия «Через игру — к совершенству»). 15. Синицына, Е. И. Умные пальчики / Е. И. Синицына. М., 1998. (Серия «Через игру — к совершенству»). 16. Синицына, Е. И. Умные слова / Е. И. Синицына. М., 1998. (Серия «Через игру — к совершенству»). 17. Успенская, Л. П. Учитесь правильно говорить / Л. П. Успенская, М. Б. Успенский. М., 1995. 18. Учимся читать: обучение грамоте детей дошкольного возраста на основе новых технологий / сост. Л. В. Дегтерова. Мо-зырь, 2002. 19. Флерова, Ж. М. Логопедия / Ж. М. Флерова. Ростов н/Д, 2000. 20. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М. Ф. Фомичева. М., 1998. 21. Цвынтарный, В. В. Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем /В. В. Цвынтарный. СПб., 1998. 22. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: из опыта работы /Г. С. Швайко; под ред. В. В. Гербовой. М., 1983. 23. Шинкарева, Л. Н. Игры для автоматизации и дифференциации звуков у детей дошкольного возраста/ Л. Н. Шинкарева. Мозырь, 2003. Содержание ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................... 3 ХАРАКТЕРИСТИКА ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ........................................................ 4 ЗВУК [Ш]....................................................................................................................... б ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ш] — [С] ([С])............................................... 28 ЗВУК [Ж]..................................................................................................................... 35 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ж] — [Ш]....................................................... 49 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ж] — [3] ([3'])............................................... 58 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ж] — [С] ([С]) — [Ш] — [3] ([3']).... 64 ЗВУК [Ч']...................................................................................................................... 71 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ч'] — [Ц]......................................................... 85 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ч'] — [С] ([С])................................................ 92 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ч'] — [Ш]........................................................ 98 ЗВУК ШТ]................................................................................................................. 104 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ ШТ] — [С] ([С])........................................... 118 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ ШТ] — [Г].................................................... 123 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ ШТ] — [Ш]................................................... 129 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ ШТ] — [Ч'].................................................... 134 Приложение 1. Кроссворды................................................................................ 141 Приложение 2. Пальчиковые игры и упражнения....................................... 142 Приложение 3. Дыхательная гимнастика....................................................... 151 Приложение 4. Картинки для звукобуквенного анализа слов.................. 154 Приложение 5. Слова с пропущенными буквами для чтения................... 156 Литература.............................................................................................................. 157
|