Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дифференциация звуков [Ш'] — [т'] в слогах





 

ща-тя ща-тя-ща тя-ща-тя ащ-ать
ще-те ще-те-ще те-ще-те ещ-еть
ще-те ще-те-ще те-ще-те ещ-еть
щу-ту щу-ту-щу ту-щу-ту ущ-уть
щу-ТЮ щу-тю-щу тю-щу-тю ющ-к?ть
щи-ти щи-ти-щи ти-щи-ти ищ-ить

 




 
 


стя-ща ащ-асть
сте-ще ощ-ость
сте-ще ещ-есть
сти-щи ищ-исть

Дифференциация звуков [пГ] — [т'] в словах

1. Сопряженное и отраженное проговаривание, чтение слов.
Щетина, щипать, трещать, пищать, тащить, щадить, угощать,

щебетать, выращивать.

2. Преобразование глаголов совершенного вида в глаголы несо­
вершенного.

восхитить —... {восхищать) возмутить —...

осветить —... простить —...

возвратить —... возмутиться —...

посетить —... возвратиться —...

посвятить —... запретить —...

3. Чтение слов с пропущенными буквами Щ, Т по карточкам:
...ень,...ука, кос.юм, пе...ера, ле..., лес.ь, ро...а, у...юг,

девя...ь,...елефон,...ётка,...ётя,...епка,...ебень,...авель,...ихо,...еперь, пла...,...егол,...енки.

Дифференциация звуков [Ш'] — [т'] в предложениях 1. Сопряженное и отраженное проговаривание, чтение:

а) простых нераспространенных предложений:
Щебечут птицы. Возвращаются птицы.
Щиплет телёнок. Роща шелестит.
Угощает щегол. Запрещает тётя.
Защищает зонтик. Катя угощает.

б) простых распространенных предложений:
Нужно уметь прощать.

Надо возвращать тетрадь. Тимоша любит всех угощать. В теплице выращивают овощи. Мы будем щипать щавель на щи. Сорока умеет трещать без умолку. Мы любим посещать Беловежскую пущу. Дети будут угощать гостей выращенными в теплице овощами. Приятно возвращаться домой после долгого путешествия. Поэты будут посвящать стихи возвращающимся из тёплых стран птицам.


2. Игра «Волшебная цепочка» (упражнение в распростране­нии предложений).

Птицы щебечут.

Птицы весело щебечут.

Возвратившись из тёплых стран, птицы весело щебечут.

Возвратившись из тёплых стран ранней весной, птицы весело щебечут в роще.

Птицы возвращаются.

Ранней весной птицы возвращаются.

Ранней весной птицы возвращаются в родные края.

Ранней весной птицы возвращаются в родные края из тёплых стран.

Волки рыщут.

Зимой волки рыщут.

Зимой голодные волки рыщут.

Зимой голодные волки рыщут в степи.

Зимой голодные волки рыщут в степи в поисках добычи.

Волны хлещут. —...

Звёзды блещут. —...

[т'] в загадках Ветер устал и улёгся под вечер; Тишь во дворе. Стадо овечек, белых овечек, На синей горе. Ветер проснулся, листья из сада В пруд накидал. Белые овцы, белое стадо, Куда вы, куда? (Облака.)

Дифференциация звуков [ш']

Перед тем, как в стену лезть, В печь залез бока обжечь.

(Кирпич.)

Чёрные птички На каждой страничке, Молчат, ожидают, Кто их прочитает.

(Буквы.)

Среди бахчи Зелёные мячи. Налетела детвора — От мячей одна кора.

(Арбузы.)

Дифференциация звуков [пГ] — [т'] в чистоговорках, по­словицах, стихах

ща-ща-ща — телёнок у плюща тя-тя-тя — щуку ловим мы шутя щи-щи-щи — щуке встретились лещи ти-ти-ти — надо щётку принести


 




 
 

ащ-ащ-ащ — щеткой чистим плащ ать-ать-ать — будем мы щенка купать ущ-ущ-ущ — шланг длиннющ уть-уть-уть — отправляйся в путь Работящие руки горы свернуть могут. К готовому костру легко и щепы класть. Слово «есть», как щербет, сластит, слово «нет», как полынь, горчит. Еда и питьё — пища желудка, знанья и мудрость — пища рассудка.

— Есть у меня Карманный фонарик.

— Карманный фонарик?

— Карманный фонарик.

— Тогда у меня — Карманный комарик... Есть у меня

И другая находка.

— Другая находка?

— Другая находка — В круглой коробке Живая Щекотка.

— Живая Щекотка?

— Живая Щекотка. Однажды Щекотке Удрать удалось.

Что было!.. Братишки Смеялись до слёз; От хохота кот По кушетке катался, А я со Щекоткою Сладить пытался. Хихикал комарик В кармане моём... Теперь я Щекотку Держу под замком...

Г. Сатир. Полосатые котята Ползают, пищат. Любит, любит наша Тата Маленьких котят.

К. Чуковский.


Ежели вы

Вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете

С товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы

Вежливы,

Поможете

Вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы —

То есть сами.

С. Маршак.

Восход луны В чаще шорох потаённый, Дуновение тепла. Тополь, сверху озарённый, Перед домом вознесённый, Весь из жидкого стекла. В чащу тёмную глядится Круг зеркально-золотой. Тополь льётся, серебрится, Весь трепещет и струится Стекловидною водой.

И. Бунин.

Над селом дымки плывут. Пироги в домах пекут. Заходите, не стесняйтесь! Добрым хлебом угощайтесь! В. Степанов.


В саду У нас такой обычай: чуть выпадет снежок, дощатый домик птичий повесить на сучок. Ни зёрен, ни травинок — мороз трещит в лесах... Иголки тонких льдинок белеют на кустах.

М. Пожарова.

Дифференциация звуков [ЯГ] — [т'] в рассказах, сказках

Чудесный домик Мышонок Пик решил построить домик. Он выбрал несколь­ко тростинок, влез на них, отгрыз верхушки и концы расще­пил зубами. Потом мышонок принялся за листья. Он отгрыз лист у самого стебля. Лист упал, мышонок слез вниз, поднял передними лапами лист и потянул его сквозь стиснутые зубы. Размочаленные полоски листьев он оттащил наверх и вплёл их в расщепленные концы тростника. В конце концов у него полу­чился лёгкий круглый домик.

По В. Бианки.

Сыновья Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:

— Мой сынок ловок да силён, никто с ним не сладит.

— А мой поёт, как соловей. Ни у кого такого голоса нет, — говорит другая.

А третья молчит.

— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.

— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём осо­бенного нету.

Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещет­ся вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются Им женщины.

Другой песню поёт, соловьем заливается — заслушались его женщины.


 




А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и по­тащил их.

Спрашивают женщины старичка:

— Ну что? Каковы наши сыновья?

— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!

В. Осеева.

Олень и его товарищ Захотелось молодому оленю по белу свету побродить, новые места посмотреть.

— Отговаривать не стану, — сказал ему отец, — но знай: не­легко тебе будет, хлебнёшь горя на чужой стороне.

— Ничего!.. Я собираюсь не один, а с товарищем. Он не оста­вит Меня в беде.

— Это хорошо, что у тебя такой надёжный товарищ. Расска­жи что-нибудь о нём.

— Мы шли по узкой тропинке. Дорогу преграждал большой камень, обойти его нельзя было. Тогда мой товарищ упёрся пле­чом и оттолкнул камень в сторону. Вот он какой!

— Твой товарищ силён, — похвалил старый олень, — но всё ЯСС Я буду беспокоиться о тебе.

— Когда мы возвращались домой, на товарища с дерева не­ожиданно бросилась рысь. Но он не растерялся, стряхнул рысь со спины и победил её в открытом бою.

— Спору нет, твой товарищ отважен и ловок. Это очень хоро­шее качество в дороге. Но всё же я буду беспокоиться о тебе.

— А вот послушай ещё о нём, — продолжал молодой олень. — Гуляли мы раз недалеко от реки, и нам захотелось пить. Но по дороге к водопою товарищ почуял запах какого-то хищника. «Нам грозит опасность!» — шепнул он мне, и мы умчались как ветер.

— Твой друг умён и осторожен. Но я буду беспокоиться, пока не увижу тебя дома, — вздохнул старый олень.

— А потом мы отдыхали в лесной чаще. Видим: волк гонится за козлёнком и вот-вот нагонит его. Мой товарищ не усидел в кус­тах. Он бросился наперерез волку и так ударил его рогами, что тот с перепугу чуть из шкуры не выскочил.

— Это самое лучшее, что ты мог сказать о нём, — обрадовался старый олень. — Твой товарищ благороден. Теперь, сынок, я за тебя спокоен.

В. Росин.


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [ПГ] — [Ш]

Дифференциация звуков [Ш'] — [ш] в слогах

ша-ща-ша шо-щё-шо шу-щу-шу ши-щи-ши ше-ще-ше
ща-ша-ща щё-шо-щё щу-шу-щу щи-ши-щи ще-ше-ще
ащ-аш ощ-ош ущ-уш ищ-иш ещ-еш ющ-юш

ща-ша щё-шо щу-шу щи-ши ще-ше

аща-аша ащо-ашо ащу-ашу ащи-аши аще-аше ащё-ашё

Дифференциация звуков [ш'][ш] в словах

1. Сопряженное и отраженное проговаривание слов'.
щит — шит чаща — чаша

щёлк — шёлк пищу — пишу

защита — зашита помещать — помешать

вещать — вешать укрощать — украшать

навещать — навешать прощу — прошу

погощу — погашу

2. Чтение слов с пропущенными буквами Щ.Шпо карточкам.
...ар,...апка,...уба, ду..., ланды..., кало...и, ко...ка, рома...ка,

...ель,...епка,...енок,...ука, пла..., ово..., ви...ня, ве...и.

3. Игра «Футболисты».

Материал: картонные фигурки футболистов, одетых в фор­му разных цветов, с картинками на обороте.

Ход игры

Ребенку предлагается разбить игроков на две команды. В одну команду подбираются игроки с картинками, в названии которых есть звук [Ш'], а в другую — в названии которых есть звук [ш].

Дифференциация звуков [ш'][ш] в словосочетаниях

1. Задание «Запомни, повтори».

Шагающий экскаватор — шумящий камыш — пишущая ма­шинка — шуршащая мышь.


 




2. Образование действительных причастий настоящего вре­мени.

шагать —... (шагающий экскаватор) шуршать —... (шуршащая мышь) шептать —... (шепчущая старушка) шуметь —... (шумящий ветер) писать —... (пишущая машинка) шелестеть —... (шелестящие листья) слушать —... (слушающий урок ученик) шевелить —... (шевелящий усами жук) вешать —... (вешающая шубу женщина) шепелявить —... (шепелявящий ребёнок) шипеть —... (шипящий гусь)

Дифференциация звуков [Ш'] — [ш] в предложениях

1. Сопряженное и отраженное проговаривание, чтение:

а) простых нераспространенных предложений:
Щенок спешит. Мышь пищит.
Щётка шуршит. Шумит роща.
Шьётся плащ. Угощаются малыши.

б) простых распространенных предложений:

Шура защищает кошку. В чаще растут ландыши.

В полу широкая щель. Щегол ловит мошек.

Вишня — это не овощ. У Шуры пишущая машинка.

Шуршащая мышь живёт под шкафом. Лягушка прыгнула в шумящий камыш.

2. Составление предложений со словосочетаниями.

Шагающий экскаватор; шумящий камыш; пишущая машин­ка; шуршащая мышь.

Дифференциация звуков [ВТ] — [ш] в загадках

Длинное хвостище, рыжее волосище, сама хитрища.

{Лиса.) На странице вверх тормашками торчу! Восхищаюсь, возмущаюсь и кричу.

{Восклицательный знак.) Почему проезда нету? Может быть, тут ищут клад И старинные монеты В сундуке большом лежат?

{Ремонт дороги.)


 

Явился в жёлтой шубке. — Прощайте две скорлупки! {Цыплёнок.) От вашего топора Щепки к нам летят. От нашего топора Щепки к вам летят. {Письмо.) Что, дотронувшись едва, Превращает в дым дрова? {Огонь.) — [ш! в чистоговорках, ско-

Пробегает рощу — Моет и полощет, Пробежала вдоль лужка — Искупала пастушка.

{Река.) Я любой девчонке Прикрою волосёнки, Прикрою и мальчишке Стрижки-коротышки. От солнца я защита — Для того и сшита.

{Панама.)

Дифференциация звуков [ЯГ] роговорках, пословицах, стихах

ща-ща-ща — купили два плаща ша-ша-ша — шубка хороша що-що-що — погуляй ещё шо-шо-шо — гуляем хорошо щу-щу-щу — мишку я ищу шу-шу-шу — на дощечке вишу щи-щи-щи — кошку поищи ши-ши-ши — видим камыши ащ-ащ-ащ — широкий плащ аш-аш-аш — вот щеночек наш ущ-ущ-ущ — посадили плющ уш-уш-уш — мы заходим в душ ещ-ещ-ещ — нам попался лещ еш-еш-еш — щуку ты не съешь

Щи да каша — пища наша.

В нашей пуще чащи гуще.

Щипцы да клещи — вот наши вещи.

Хитрец урвать поболе тщился и доли собственной лишился.

Хоть и страшно бедняка быть беднее, немощнее старика быть страшнее.

Разговор Лютика и Жучка

— Лютик, Лютик, что хохочешь?

— Да ведь ты меня щекочешь,
Так листочки мои щекочешь,
Что не хочешь — захохочешь!

И. Токмакова.


 




Уж лучше быть на склоне лет Поводырём слепого, Чем другом видящих людей, Чьё бессердечно слово.

Целый день поёт щегол В клетке на окошке, Третий год щеглу пошёл, А он боится кошки. А Маша не боится Ни кошки, ни щегла. Щеглу дала напиться, А кошку прогнала.

А. Барто.

Учит выдра-мать выдрят, Как ловить в реке щурят. Чтоб нырять за рыбкой ловко, Малышам нужна сноровка.

Е. Александрова.

Точно иней в шири синей звёздный путь дрожит И блещет —

точно звёзды, белый иней бриллиантами трепещет.

К. Фофанов.

Познакомьтесь с нашей

Таней — Ей пошёл четвёртый год. Таня рано утром встанет, И гулять она пойдёт. Вместе с Димой, старшим

братом, Таня выйдет за порог, Побежит с хозяйкой рядом Серый маленький щенок. — Здравствуй, Таня! Таня, здравствуй! — Ребятишки ей кричат. И Волчок, щенок ушастый, Повидаться с ними рад.

3. Александрова.


Всё темней и кудрявей берёзовый лес зеленеет, колокольчики ландышей в чаще зелёной цветут, на рассвете в долинах теплом и черёмухой веет, соловьи до рассвета поют. И. Бунин.

Каменщик пишет

строкой необычной, Строятся строчки

стеною кирпичной. О.Дриз.

Щёчка, щёчка —

Два мешочка:

Три-четыре корешочка,

Пять брусничек,

Шесть морошек,

Семь букашек,

Восемь мошек...

Лапкой щёчку —

Стук, стук:

— На здоровье,

Бурундук.

М. Ясное.

Муравьишко в чаще Дуб тяжёлый тащит. Эй, товарищи-друзья, Выручайте муравья.

С. Маршак.

Не мешайте мне трудиться! Я водицы притащу И колодезной водицей Всех, конечно, угощу.

Е. Благинина.

Я сижу и слушаю

не дыша Шорохи шуршащего

камыша. В. Орлов.


 

— [ш] в рассказах

Дифференциация звуков [Б']

Дятел Летит к дереву дятел, несёт в клюве сосновую шишку. При­летел и уселся на осину. Да не на ветку, а прямо на ствол. Зацепился острыми когтями за кору, а снизу ещё и хвостом подпирается.

Сунул дятел свежую шишку в расщелину осины, а старую, вы­лущенную, вытащил клювом и выбросил. Потом уселся поудобнее и стал долбить шишку. Расправился с ней, полетел за другой.

По Г. Скребицкому.

Как зимуют рыбы

Толстой ледяной крышкой покрыл мороз пруды, реки, озё­ра. В зимней реке сумрачно. В тишине речного дня неподвижно стоят рыбы. Они стоят большими стадами, головами все в одну сторону.

В глубокой ямке лежит неподвижно сом.

Рядками, без движения, лежат лещи.

Сазаны выбирают дно илистое и зарываются в грязь.

Прожорливой щуке плохо спится, нет-нет да и прогуляется она по реке, проглотит сонной рыбы.

И только один налим всю зиму живо и весело разгуливает по реке.

По Л. Карпову.

Крапивница и Муха

— Пусти, Муха, пусти, негодная! Тут на брёвнышке моё мес­то, я сама хочу на солнышке греться!

— Кто ты такая, чтоб тебя пустить?

— Бабочка я, Крапивница. Не тебе, Муха, чета!

— Ну и лети к себе в крапиву.

— Где крапива, когда ещё снег кругом?

— А мне какое дело! Это мой дом, моя стенка, моё тёплое брёвнышко. Я ещё осенью сюда забралась, всю зиму проспала в щёлочке под окошком.

— И я спала в щёлочке под окошком! Ты с какой стороны?

— С левой.

— А я с правой. Я тоже здешняя!

— Ну, тогда садись рядышком. Вместе зиму коротали, вместе на весеннем припёке погреемся! Чай, соседи!

Н. Сладкое.


 




Май

Не успеешь оглянуться — распушился зелёною нежною дым­кой, накрылся лес. Душистыми белыми гроздьями зацвела на опушках черёмуха.

Закуковали в зелёных рощах кукушки, а над рекою в голоси­стых цветущих кустарниках громко защёлкал, запел соловей.

Хорошо зверям и птицам весною в лесу!

На зелёной полянке собрались ранним утром зайчики. Раду­ются тёплому солнышку, прыгают, играют, лакомятся молодой сочной травою.

Я. Аким.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [ВТ] — [Ч']

Дифференциация звуков [ш'][ч'] в слогах

ща-ча-ща щё-чё-щё щу-чу-щу щи-чи-щи ще-че-ще

ча-ща ча-ща-ча

чё-щё чё-щё-чё

чу-щу чу-щу-чу

чи-щи чи-щи-чи

че-ще че-ще-не

ач-ащ ача-аща

ёч-ёщ ачё-ащё

уч-ущ ачу-ащу

ич-ищ ачи-ащи

еч-ещ аче-аще

Дифференциация звуков [Ш'] — [ч'] в словах

1. Сопряженное и отраженное проговаривание, чтение слов:

чуб — щуп лечь — лещ плач — плащ чётко — щётка ячейка — ищейка мочь — мощь чадить — щадить

печать — пищать чёлка —- щёлка точить — тащить ключ — плющ челнок — щенок читать — считать помочь — помощь Чаша, щёчка, щучка, щёточка, вещичка, дощечка, щеночек, ящичек, щепочка, волчище, жучище.


2. Игра «Переверни картинку».

Материал: картинки (чашка — щётка, чайник — ще­нок, часы — щука, очки — клещи, кирпич — плащ, чемодан — ящерица).

Ход игры

Взрослый берет сначала одну пару картинок, например, чаш­ка — щетка, и предлагает ребенку внимательно рассмотреть изоб­раженные рисунки, назвать их, четко выделяя голосом звуки [ч'], [ОТ], а после этого перевернуть рисунком вниз картинку с изобра­жением предмета, в названии которого есть звук [ч']. При этом другая картинка остается открытой. В дальнейшем количество картинок можно увеличить до 6—8 пар.

Если ребенок легко справляется с заданием, для отбора мож­но включать в дополнение к данным картинкам еще и такие, на которых изображены предметы, в чьих названиях оба эти звука отсутствуют. Такие картинки ребенку предлагают переворачи­вать рисунком вниз, со звуком [ч'] откладывать налево, со зву­ком [ш'] — направо.

Дифференциация звуков [ш'] — [ч'] в словосочетаниях

Поющий чижик, почтовый ящик, копчёный лещ, птичий ще­бет, чистая щётка, молочная пища, отличное угощение, сочные овощи, чадящая печка, летающая чайка, чистящее средство, за­кипающий чайник, чёрный щеночек.

Дифференциация звуков [ЯГ] — [ч'] в предложениях

1. Сопряженное и отраженное проговаривание, чтение:

а) простых нераспространенных предложений:

Ищет щеночек. Угощают чайки.

Попалась щучка. Чистит щетка.

Щебечут птички. Волчище рыщет.

б) простых распространенных предложений:

У девочки щётка. Щенок играет с мячом.

В печке трещат дрова. Блещет молния всё ярче.

В речке плещутся лещи. В почтовом ящике письмо.

Это было отличное угощение. Девочка чистит овощи. Очень вкусен копчёный лещ. Печка чадит, глаза не щадит. В чаще всё чаще щебечут птицы.


 




 
 

Под лежачий камень вода не течёт. У прошлого учись, грядущим воодушевись. Кто счастье ищет — тот найдёт. Тем, что есть, не обольщайся, о том, чего нет, не сокрушайся.

Мальчик чистит лошадку щёткой.

Самовар я вскипячу, сладким чаем угощу.

Я вам быстро перечислю, что я чищу каждой щёткой.

2. Составление предложений со словосочетаниями.

Почтовый ящик; чистая щёточка; сочные овощи; отличное угощение; летящая чайка.

3. Задание «Ответь на вопрос полным предложением».

— Кто чинит часы?

— Кто точит ножи?

— Кто чистит обувь?

— Что ты любишь из молочной пищи?

— Куда почтальон опускает газету?

Дифференциация звуков [ш'] — [ч'] в загадках

Стоит бычище, проклёваны бочища. (Изба.)

— Рученька-ручища, Что в земле ты ищешь? — Ничего я не ищу, Землю рою и тащу. (Экскаватор.)

Сам не видит и не слышит, Ходит, бродит, рыщет, свищет. Кто навстречу попадётся — Обнимает и дерётся.

(Ветер.)

Дифференциация звуков [ПГ] — [ч'] в чистоговорках, ско­роговорках, пословицах, стихах

ча-ча-ча — идёт каланча ща-ща-ща — дайте мне борща чи-чи-чи — дайте мне ключи щи-щи-щи — разгулялися лещи чи-чи-чи — мы купили калачи щи-щи-щи — чашку поищи чу-чу-чу — сейчас я заплачу щу-щу-щу — щучку я тащу ач-ач-ач — на дереве грач ащ-ащ-ащ — я почищу плащ еч-еч-еч — дайте меч ещ-ещ-ещ — не кусайся, клещ

У щучки чешуйка, у чушки щетинка

Точу клещи, мечи и другие вещи.

Причесали щенку чёлку не расчёской, а щёткой.

Чистим щёткой щуке щёки. Точим, точим когти кошке.

Щёткой Катя чистит платье.


Петя у воды скучает, Щуку он поймать мечтает, Но поплавок, как часовой, Не качнётся над водой. Почему не хочет щука Пообедать? Вкусно ведь! Может, видит плохо щука? Может, ей очки надеть?

Е. Алифанова, Н. Егорова.

Ты росток,

И я росток,

Раз листок

И два листок.

Подрастём ещё чуток,

И чего же проще! —

Ты дубок.

И я дубок.

Станем рядом бок о бок,

Вот и будет роща.

И. Токмакова.

Где мой пальчик? Маша варежку надела:

— Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал! Маша варежку сняла;

— Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь — и найдёшь.
Здравствуй, пальчик!

Как живёшь?

Н. Саконская.

Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною. Засвищут скоро соловьи И лес оденется листвою!

А. Плещеев.


Будем мы готовить щи. Нам не надо помощи. Тащит воду Ванечка, Таня чистит овощи.

Чуть побольше рукавички Подарили мне щенка, Он пока что с непривычки Не лакает молока. Я позвал на помощь кошку, Я придвинул ближе плошку, Хорошо пошёл урок. Лижет плошку мой щенок. А. Шлыгин.

Лейся, дождик Дождик, дождик, что ты

ждёшь, Отчего едва идёшь? Лейся пуще, лейся чаще, Хочешь — в пуще, Хочешь — в чаще, Хочешь в поле на ячмень, Хоть всё утро, хоть весь день! Б. Асаналиев.

Мы щенка в воде и мыле Два часа мочалкой мыли.

С. Михалков.

Прибежала мышка-мать, Стала щуку в няньки звать: — Приходи к нам, тётя щука, Нашу детку покачать.

С. Маршак.

Содержи и ты в порядке Парту, книги и тетрадки! Платье, обувь и жилище Быть должны как можно

чище! С. Маршак.


 




 
 

Дифференциация звуков [Ш'] — [ч'] в рассказах Ящерица Кто сказал, что ящерица противная? Как только у него язык повернулся! Наверное, он ящерицу никогда близко не видел. Особенно красива ящерица весной в праздничном зелёном на­ряде. Щитки и чешуйки горят малахитовой зеленью. От головы до хвоста она в кружевных пятнышках и завитушках. Стройная, быстрая, ловкая. Прямо сказочная малахитовая красавица! И уже если лягушки бывают царевнами, то ящерицы и подавно! Н. Сладкое. Ласточки Над окном дома было гнездо ласточек. Из него выглядывали птенцы. Вдруг один малыш выпал из гнезда. Ласточки кружи­лись над ним, пищали, но помочь не могли. Это увидел Петя. Он поднял птенца и посадил в гнездо. Лас­точки весело защебетали. По Л. Толстому. Добыча Около плотины мальчики ловили лещей и складывали их в ящик. Сев в кустах, лисёнок не сводил глаз с ящика и, улучив момент,

Вредные советы Если друг твой самый лучший Поскользнулся и упал, Покажи на друга пальцем И хватайся за живот. Пусть он видит, лёжа в луже, — Ты ничем не огорчён. Настоящий друг не любит Огорчать своих друзей.

Г. Остер. Он ударил в медный таз И вскричал: «Кара барас!» И сейчас же щётки, щётки Затрещали как трещотки, И давай меня тереть, Приговаривать: — Моем, моем трубочиста Чисто, чисто, чисто, чисто! Будет, будет трубочист Чист, чист, чист, чист!

К. Чуковский.


Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои. Глядит — хорошо ли метели Лесные тропы занесли, И нет ли где трещины, щели, И нет ли где голой земли? Н. Некрасов.

Привязали на цепь щенка. Цепь холодная коротка... Говорят, Уже через год Подойди к нему — Разорвёт.

А сейчас он тихонько плачет.

Грустный хвостик под лапы

прячет...

Г. Глушнёв.


стащил одного леща. Тащит весёлый лисёнок леща в чащу леса. Донесёт до своего жилища, не отщипнув ни кусочка. Очень хочет лисёнок удивить свою маму.

Щенок и плащ С вешалки упал плащ. Никогда ещё щенок не видел таких чуд­ных вещей. Он ощетинился, укусил плащ, пощипал его, а потом утащил в угол свою косточку, подальше от незнакомой вещи. Никому не отдаст щенок свою чудесную косточку.

Е. Алифанова, Н. Егорова.

Птичка

Был Серёжа именинник, и много ему разных подарили подар­ков: и волчки, и кони, и картинки. Но дороже всех подарков подарил дядя Серёже сетку, чтоб птиц ловить. Сетка сделана так, что на рамке приделана дощечка и сетка откинута. Насыпать семя на дощечку и выставить во двор. Прилетит птичка, сядет на дощечку, дощечка подвернётся, и сетка сама захлопнется. Обра­довался Серёжа, прибежал к матери показать сетку.

Мать говорит:

— Не хороша игрушка. На что тебе птички? Зачем ты их му­
чить будешь?!

—- Я их в клетку посажу. Они будут петь, и я их буду кор­мить.

Достал Серёжа семя, насыпал на дощечку и выставил сетку во двор. И всё стоял, ждал, что птички прилетят. Но птицы его боя­лись и не летели на сетку. Пошёл Серёжа обедать и сетку оставил. Поглядел после обеда, сетка захлопнулась, и под сеткой бьётся птичка. Серёжа обрадовался, поймал птичку и понёс домой.

— Мама! Посмотрите, я птичку поймал, это, верно, соловей!
И как у него сердце бьётся!

Мать сказала:

— Это чиж. Смотри же, не мучай его, а лучше пусти.

— Нет, я его кормить и поить буду.

Посадил Серёжа чижа в клетку и два дня сыпал ему семя, и ставил воду, и чистил клетку. На третий день он забыл про чижа и не переменил ему воду. Мать ему и говорит:

— Вот видишь, ты забыл про свою птичку, лучше пусти её.

— Нет, я не забуду, я сейчас поставлю воды и вычищу клетку.

Засунул Серёжа руку в клетку, стал чистить, а чижик испу­гался, бьётся о клетку. Серёжа вычистил клетку и пошёл за во­дой. Мать увидела, что он забыл закрыть клетку, и кричит ему:

— Серёжа, закрой клетку, а то вылетит и убьётся твоя птичка!


 




    ч
    Ч  
  ч    
       
       
     

Не успела она сказать, чижик нашёл дверку, обрадовался, распустил крылышки и полетел через горницу к окошку. Да не видал стекла, ударился о стекло и упал на подоконник.

Прибежал Серёжа, взял птичку, понёс её в клетку. Чижик был ещё жив, но лежал на груди, распустивши крылышки, и тяжело дышал. Серёжа смотрел, смотрел и начал плакать.

— Мама! Что мне теперь делать?

— Теперь ничего не сделаешь.

Серёжа целый день не отходил от клетки и всё смотрел на чижика, а чижик всё так же лежал на грудке и тяжело и скоро дышал. Когда Серёжа пошёл спать, чижик ещё был жив. Серёжа долго не мог заснуть; всякий раз, как он закрывал глаза, ему представлялся чижик, как он лежит и дышит. Утром, когда Се­рёжа подошёл к клетке, он увидел, что чиж уже лежит на спин­ке, поджал лапки и закостенел. С тех пор Серёжа никогда не довил птиц.

Л. Толстой.


Date: 2015-10-19; view: 1176; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию