Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Артикуляционная гимнастика при свистящем парасигма­тизме





1. «Рупор».

2. «Настроение».

Цель: вырабатывать подвижность губ.

Губы растянуты в улыбке, зубы соединены (хорошее настрое­ние). Затем губы складываются трубочкой, зубы в прежнем поло­жении (плохое настроение). Выполнять 5 раз (в конце обязатель­но улыбнуться).

3. «Сделать язык широким».

4. «Вкусное варенье». б. «Маляр».

 

6. «Грибок».

7. «Качели».

Цель: упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать координацию движений кончика языка (вверх-вниз).

Рот широко открыт. Кончик языка находится за верхними зубами на бугорках, затем опускается за нижние зубы. Выпол­нять 15—20 раз.

Артикуляционная гимнастика при «щечном» произноше­нии звука [ш]

1. «Рупор».

2. «Сделать язык широким».

3. «Чашечка».


 




4. «Грибок».

5. «Маляр».

6. «Желобок».

7. «Кто дальше загонит мяч?»

8. «Фокус».

Артикуляционная гимнастика при «нижнем» произноше­нии звука[ш]

1. «Рупор».

2. «Наказать непослушный язык».

3. «Грибок».

4. «Приклей конфетку». б. «Гармошка».

 

6. «Маляр».

7. «Кто дальше загонит мяч?»

8. «Фокус».

Артикуляционная гимнастика при заднеязычном произно­шении звука[ш]

1. «Рупор».

2. «Сделать язык широким».

3. «Вкусное варенье».

4. «Приклей конфетку».

5. «Грибок».

6. «Маляр».

7. оЯ/по дальше загонит мяч?»

8. «Фокус».

Формирование произносительных навыков

Постановка звука [ш]

Цель: добиваться правильного звучания изолированного звука.

При отсутствии звука [ш] его правильного произношения до­биваются, используя прием подражания и обращая при этом внима­ние ребенка на правильное положение органов артикуляционного


аппарата. При подражании нужно следить за тем, чтобы губы ребенка образовали овал, обнажая при этом зубы, оставив между ними около 4 мм, а также соблюдалось расстояние между кончи­ком языка и верхними альвеолами, через которое проходит вы­дыхаемый воздух. Если расстояния не будет, то воздух пойдет по краю языка или по обоим краям и звук будет искажен.

При межзубном сиематизме ребенку предлагают при откры­том рте в медленном темпе 4—5 раз произносить с придыханием звук [т], ударяя кончиком языка в альвеолы за верхними резца­ми, а затем постепенно удлинять выдыхаемую струю и не уда­рять в альвеолы, а только поднимать к ним кончик языка.

При боковом сигматизме, используя механическую помощь (зонд № 5, который вводят под язык, или ручку чайной ложки), поднимают широкий язык за верхние зубы, отодвигают его назад — к альвеолам, просят ребенка длительно произносить звук [с] (пе­редние зубы все время должны быть видны) до появления нор­мально звучащего [ш].

Для устранения носового сигматизма при ненарушенном про­изнесении [р] можно поставить звук [ш] следующим образом: при открытом рте длительно без голоса ребенок произносит звук [р], и в момент произнесения взрослый прикасается шпателем или зон­дом № 5 к нижней поверхности языка, чтобы затормозить вибра­цию. Будет слышно шипение. После неоднократных повторений можно вызвать шипение, едва поднеся зонд или шпатель к подъ­язычной уздечке. Затем можно убирать зонд и, сближая зубы, до­биться правильного звучания звука [ш]. Если ребенок не произно­сит звук [р], [ш] ставят от звука [с] с механической помощью.

При губно-зубном парасигматизме звук [ш] ставят по подра­жанию, используя зрительный контроль над правильной артику­ляцией. Ребенок перед зеркалом следит, чтобы нижняя губа была неподвижной, обнажала нижние резцы (можно придержать губу пальцем, поставленным в ямочку под нею). Можно ставить звук [ш] от [с] с механической помощью, обращая внимание ребенка на Правильное положение органов артикуляционного аппарата.

При призубном парасигматизме правильного произнесения звука [ш] можно достигнуть, используя зрительный контроль над правильной артикуляцией, а также тактильные ощущения (во время произнесения звука ребенок подносит ко рту тыльную сто­рону ладони и ощущает ею выдыхаемую струю воздуха).

При шипящем парасигматизме ребенку предлагается длитель­но произносить звук [с], при этом зондом № 5 переднюю часть языка приподнимают и слегка отодвигают назад, пока не будет четко слышен звук [ш].


 




в) слогов и слоговых рядов: аша-аша-аша ашо-ашо-ашо ашу-ашу-ашу аше-аше-аше аши-аши-аши

При свистящем парасигматизме звук [ш] ставят, используя прием подражания, обращая при этом внимание ребенка на пра­вильную артикуляцию.

При «щечном» произношении звука [ш] акцентируется вни­мание на правильных артикуляции и выдохе. Выдыхаемая струя воздуха не должна встречать препятствие между сближенными (иногда сжатыми) зубами и прижатыми к ним с боков углами рта. Чтобы щеки не раздувались при произнесении звука, можно слегка нажать на них пальцами.

При коррекции «нижнего» и заднеязычного произношения зву­ка [ш] ребенку показывают правильную артикуляцию звука, об­ращая внимание на положение языка. Можно использовать ме­ханическую помощь: ребенок произносит несколько раз слог са, а взрослый вводит под язык зонд № 5, с его помощью переводит кончик языка в верхнее положение и регулирует степень его подъе­ма. Взрослый фиксирует зонд в этом положении, просит ребен­ка вновь произнести тот же слог и внимательно вслушаться. После нескольких тренировок в произнесении слога ша с помо­щью зонда взрослый обращает внимание ребенка на положе­нии языка, выясняет, может ли он самостоятельно перевести язык в нужную позицию.

Изолированное произношение звука [ш]

Игры: «Лес шумит», «Шар лопнул» (ел». Приложение 3).

Автоматизация звука [ш] в слогах

Цель: вырабатывать умение четко произносить звук [ш] в пря­мых, обратных слогах и слогах со стечением согласных. 1. Сопряженное и отраженное проговаривание, чтение:

а) прямых слогов и слоговых рядов:

ша-ша-ша ша-шо-ша

шо-шо-шо шо-Ша-шо

шу-шу-шу шу-ше-шу

ше-ше-ше ше-ши-ше

ши-ши-ши ши-шу-ши ч>

б) обратных слогов и слоговых рядов:

аш-аш-аш еш-еш-еш

ош-ош-ош иш-иш-иш

уш-уш-уш ыш-ыш-ыш


аша-ашо-ашу ашу-аши-аше аши-ашо-ашу аше-аши-ашо ашо-ашу-ашо

шко-шко-шко шку-шку-шку шке-шке-шке шки-шки-шки

г) слогов со стечениями согласных и слоговых рядов:
шка-шка-шка шпа-шпа-шпа шна-шна-шна

шпо-шпо-шпо шно-шно-шно

шпу-шпу-шпу шну-шну-шну

шпе-шпе-шпе шне-шне-шне

шпи-шпи-шпи шни-шни-шни

шта-шта-шта шла-шла-шла

што-што-што шло-шло-шло

шту-шту-шту шлу-шлу-шлу

ште-ште-ште шле-шле-шле

шти-шти-шти шли-шли-шли

2. Произнесение слогов на протяжном выдохе.

3. Игра «Здравствуй, пальчик».

Большой палец поочередно «здоровается» (касается подушеч­кой) с остальными. При этом ребенок каждый раз произносит одинаковые или различные слоги-приветствия: ша, шо, шу, ши, ше и т. д.

4. Игра «Поиграй на пианино».

Ребенок имитирует игру на пианино, произнося на каждый удар пальчиком по столу одинаковые или различные слоги со звуком [ш].

б. Упражнение «Закончи слово».

Ма... (ша), ка... (ша), Ната... (ша), на... (ша), Да... (ша), Па... (ша), Са... (ша), То...(ша), Тимо... (ша), но... (ша), кало... (ша).

У... (ши), мы... (ши), на... (ши), ва... (ши), камы... (ши), пи... (ши), спе... (ши), малы... (ши), голы— (ши), кало... (ши).

Пи... (шу), ды... (шу), слы... (шу), ко... (шу), но... (шу), ви... (шу), пля... (шу).

6. Задание «Произнеси слог столько раз, сколько тебе лет (фигур на листе, хлопков и т. д.)».


 




Автоматизация звука [ш] в словах

Цель: добиваться правильного произношения звука [ш] в словах; формировать умение самостоятельно подбирать слова на заданный звук.

1. Сопряженное и отраженное проговаривание, чтение слов:

а) со звуком [ш] в начале:

шар, шаг, шаль, шарф, шайба, шахта, шапка, шарик, шахматы; шалун, шакал, шатёр, шахтёр; шут, шум, Шура, шуба, шутка, шустрый, шумный; шов, шок, шорох, шорты; шоссе, шофёр, шоколад;

шип, шить, шина, шило, шишка, ширь, ширма, шипеть; шея, шесть, шерсть, шёлк, шёрстка; шелуха, шелест, шеренга;

шпиг, шпага, шпала, шпагат, шпион, шпилька; швы, швея, швабра;

штаб, штык, штамп, штора, штурм, штраф, штука, штаны, штопор, штурвал;

шкаф, шкив, школа, шкура;

шлем, шмель, шланг, шнур, шнурок;

б) со звуком [ш] в конце:

наш, ваш, душ, тишь, мышь, ковш, камыш, ландыш, детёныш;

в) со звуком [ш] в середине:

Яша, каша, Миша, Маша, Даша, Паша, Наташа, афиша, гру­ша, лошадь, лапша, крыша, мешать, дышать, решать, мышата, лягушата;

Мишутка, парашют;

нашёл, пошёл, пушок, горшок, мышонок, лягушонок, пету­шок, ремешок, порошок, хорошо;

машина, ошибка, кувшин, тишина, клавиши, ширина, горо­шина;

ошейник, орешек, горошек, кушетка, мишень, решение, вер­мишель;

башня, пашня, шашка, ромашка, букашка, кашка, промокаш­ка, Чебурашка, Сашка;

Гошка, Тошка, кошка, картошка, мошка, мушка, мышка, Антошка, шишка, подушка, бабушка, дедушка, мартышка, ра­кушка, игрушка, старушка, лягушка, погремушка, колотушка, болтушка;

вишня, конюшня, каштан, подошва.


2. Игра «Наши имена».

Взрослый показывает новую куклу и предлагает детям назвать ее так, чтобы в ее имени был слышен звук [ш] («песенка гуся»). Затем просит детей сказать, какие имена еще они знают, в кото­рых бы слышался этот звук.

3. Игра «Кому что подарим?»

Материал: картинки, на которых изображены мальчик и де­вочка, предметные картинки (шубка, шапка, шарф, машина, ло­шадка, петушок, кошка, пушка, мишка).

Мальчика зовут Миша, а девочку — Маша.

Взрослый показывает картинки и спрашивает: «Кому что мож­но подарить?» Затем предлагает перечислить, какие предметы дети подарили Маше, а какие — Мише, следит за тем, чтобы все ребята правильно произносили звук [ш] в словах.

4. Игра «Назови ласково» (упражнение в образовании слов
с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

 

воля —. кума — солнце — хозяйка . (волюшка) доля —... зима —... хлеб —... штаны —... дума — камень изба — мать —
тётя —..   дядя —-... дед —..
мыш-

5. Задание «Подбериродственные слова». Кукушка —... (кукушонок, кукушата), лягушка

ка —

6. Задание «Добавь недостающее слово».

Целый год поет щегол В клетке на окошке. Третий год ему пошел, А он боится... (кошки). А. Барто. Он с бубенчиком в руке В сине-красном колпаке. Он веселая игрушка, И зовут его... (Петрушка). В. Левашов. Клеить детские игрушки Поручается... (Андрюшке). А. Барто. Со своим большим мешком Еле-еле шел... (пешком). А. Барто.

В праздники на улицах В руках у детворы Горят, переливаются Воздушные.», (шары).

Я. Аким.

Красные щечки, Пестрые платочки, Хлопают в ладошки Веселые... (матрешки).

Н. Френкель. Живет на свете Саша. Во рту у Саши... (каша).

С. Михалков.

Ночью темень. Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты... (спишь)? И. Токмакова.


 





Говорит мартышка мышке: — Голосок твой так хорош.

— Я была в гостях у... — Очень сладко ты... (поешь)1
(мишки). С. Маршак.

С. Сабашников. Прицепившись к задней
Я рубашку сшила мишке, шине,

Я сошью ему... (штанишки). Мишка едет на... (машине).
З.Александрова. В. Лебедев-Кумач.

Уронила белка шишку. И шалить без передышки

Шишка стукнула... Целый день могли...

(зайчишку). (мартышки).

В.Шульжик. С.Сабашников.

7. Игра «Оденьте слово».

Перед детьми картинкой вниз кладут карточку, на одной ее стороне звуковыми символами представлено слово, а на другой изображен предмет, который оно обозначает. К карточке предла­гают еще несколько карточек с написанными на них словами. Взрослый говорит: «Перед вами слово в звуковой одежде. Выбе­рите для него буквенный костюм».

Вариант 1 (ш а р' и к): Вариант 2 (м ы ш к а):

1) шарик; 1) мишка;

2) шкурка; 2) мышка;

3) шорты. 3) муха.

Дети читают слова на карточках и выбирают подходящее сло­во. Затем взрослый предлагает проверить правильность выбора, перевернув карточку изображением вверх.

8. Упражнение «Замени звук».

Дети заменяют первый звук в слове на звук [ш] и называют новое слово.

тапка —... (шапка) жаль —... (шаль)

порох —... (шорох) губы —... (шубы)

майка —... (шайка) мыло —... (шило)

мишка —... (шишка) мина —... (шина)

9. Игра «Подбери словечко».

На полу лежат карточки, на которых написаны слова. Детям предлагается собрать карточки со словами, в которых есть буква Ш. Дети читают то, что написано на карточках.

10. Упражнение «Читайзамечай».

На карточках написаны слова: шина, машина, шутка, минут­ка, мышка, мишка, шишка.

Сначала дети подбирают слова, которые рифмуются. Затем взрослый предлагает еще раз прочитать слова «машина», «шиш­ка» и спрашивает: «Почему в этих словах слог ши написан си?»


Автоматизация звука [ш] в словосочетаниях

Большая башня, вкусная вишня, ушки на макушке, шурша­щие шторы, пуховая подушка, плюшевый мишка, пшеничная каша, душистый горошек.

Автоматизация звука [ш] в предложениях

1. Сопряженное и отраженное проговаривание, чтение:

а) простых нераспространенных предложений:

Нашелся мишка. Поёт петушок.

Прошла мышка. Яша пошутил.

Пришёл Паша. Вырос горошек.

Шуба шьется. Маша пишет.

Даша вышивает. Шалит Антошка.

б) простых распространенных предложений:

Шура шёл по улице. Шура пришёл в гости.

Паша пошёл в лес. Паша подошёл к Мише.

Паша вышел из лесу. Паша отошёл от Миши.

Миша вошёл в дом. Паша обошёл яму.

Паша прошел мимо Миши. Паша ушёл далеко.

У Миши новая шуба. Кошка сидит на окошке.

Мышки залезли в мешок. Маша и Саша идут шагом.

Мартышка сидит на ветке. В поле растут ромашки.

На поляне растёт много ландышей.

На полу лежит шкура шакала.

Ваша кошка съела нашу мышку.

У Маши много плюшевых игрушек.

На диване лежит много подушек.

На площадке играет много малышей.

В норке мышки раздался шорох.

Мама приготовила на обед окрошку.

Миша нарисовал карандашом пушку.

2. Задание «Составь предложения с данными словами».

Маша, каша; кошка, мышка; Миша, машина; шофер, маши­на; шубка, кошка; лягушка, кувшинка.

3. Задание «Ответь на вопрос полным предложением».

— Какая шерстка у кошки?

— Кто любит ловить мышек?

— У тебя есть пушистая шубка?

— Какой бывает каша?

— Как одним словом можно назвать машину, мишку, куклу?

— У тебя есть подружка Маша?


 




       
 
   
 

Белые горошки На зелёной ножке. (Ландыш.) Посмотрю я в окошко: Идёт длинный Антошка. Он с неба пришёл, Да в землю ушёл. (Дождь.) Сам с вершок — Голова с горшок. (Ковшик.) Стоит Антошка На одной ножке. (Гриб.) Пляшет крошка, А всего одна ножка. (Юла.)
Маше каша надоела. Маша кашу не доела. Маша, кашу доедай, Маме не надоедай! Ф. Лифшиц.

Date: 2015-10-19; view: 2292; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию