Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Артикуляционная гимнастика при свистящем парасигматизме1. «Рупор». 2. «Настроение». Цель: вырабатывать подвижность губ. Губы растянуты в улыбке, зубы соединены (хорошее настроение). Затем губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении (плохое настроение). Выполнять 5 раз (в конце обязательно улыбнуться). 3. «Сделать язык широким». 4. «Вкусное варенье». б. «Маляр».
6. «Грибок». 7. «Качели». Цель: упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать координацию движений кончика языка (вверх-вниз). Рот широко открыт. Кончик языка находится за верхними зубами на бугорках, затем опускается за нижние зубы. Выполнять 15—20 раз. Артикуляционная гимнастика при «щечном» произношении звука [ш] 1. «Рупор». 2. «Сделать язык широким». 3. «Чашечка».
4. «Грибок». 5. «Маляр». 6. «Желобок». 7. «Кто дальше загонит мяч?» 8. «Фокус». Артикуляционная гимнастика при «нижнем» произношении звука[ш] 1. «Рупор». 2. «Наказать непослушный язык». 3. «Грибок». 4. «Приклей конфетку». б. «Гармошка».
6. «Маляр». 7. «Кто дальше загонит мяч?» 8. «Фокус». Артикуляционная гимнастика при заднеязычном произношении звука[ш] 1. «Рупор». 2. «Сделать язык широким». 3. «Вкусное варенье». 4. «Приклей конфетку». 5. «Грибок». 6. «Маляр». 7. оЯ/по дальше загонит мяч?» 8. «Фокус». Формирование произносительных навыков Постановка звука [ш] Цель: добиваться правильного звучания изолированного звука. При отсутствии звука [ш] его правильного произношения добиваются, используя прием подражания и обращая при этом внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата. При подражании нужно следить за тем, чтобы губы ребенка образовали овал, обнажая при этом зубы, оставив между ними около 4 мм, а также соблюдалось расстояние между кончиком языка и верхними альвеолами, через которое проходит выдыхаемый воздух. Если расстояния не будет, то воздух пойдет по краю языка или по обоим краям и звук будет искажен. При межзубном сиематизме ребенку предлагают при открытом рте в медленном темпе 4—5 раз произносить с придыханием звук [т], ударяя кончиком языка в альвеолы за верхними резцами, а затем постепенно удлинять выдыхаемую струю и не ударять в альвеолы, а только поднимать к ним кончик языка. При боковом сигматизме, используя механическую помощь (зонд № 5, который вводят под язык, или ручку чайной ложки), поднимают широкий язык за верхние зубы, отодвигают его назад — к альвеолам, просят ребенка длительно произносить звук [с] (передние зубы все время должны быть видны) до появления нормально звучащего [ш]. Для устранения носового сигматизма при ненарушенном произнесении [р] можно поставить звук [ш] следующим образом: при открытом рте длительно без голоса ребенок произносит звук [р], и в момент произнесения взрослый прикасается шпателем или зондом № 5 к нижней поверхности языка, чтобы затормозить вибрацию. Будет слышно шипение. После неоднократных повторений можно вызвать шипение, едва поднеся зонд или шпатель к подъязычной уздечке. Затем можно убирать зонд и, сближая зубы, добиться правильного звучания звука [ш]. Если ребенок не произносит звук [р], [ш] ставят от звука [с] с механической помощью. При губно-зубном парасигматизме звук [ш] ставят по подражанию, используя зрительный контроль над правильной артикуляцией. Ребенок перед зеркалом следит, чтобы нижняя губа была неподвижной, обнажала нижние резцы (можно придержать губу пальцем, поставленным в ямочку под нею). Можно ставить звук [ш] от [с] с механической помощью, обращая внимание ребенка на Правильное положение органов артикуляционного аппарата. При призубном парасигматизме правильного произнесения звука [ш] можно достигнуть, используя зрительный контроль над правильной артикуляцией, а также тактильные ощущения (во время произнесения звука ребенок подносит ко рту тыльную сторону ладони и ощущает ею выдыхаемую струю воздуха). При шипящем парасигматизме ребенку предлагается длительно произносить звук [с], при этом зондом № 5 переднюю часть языка приподнимают и слегка отодвигают назад, пока не будет четко слышен звук [ш].
При свистящем парасигматизме звук [ш] ставят, используя прием подражания, обращая при этом внимание ребенка на правильную артикуляцию. При «щечном» произношении звука [ш] акцентируется внимание на правильных артикуляции и выдохе. Выдыхаемая струя воздуха не должна встречать препятствие между сближенными (иногда сжатыми) зубами и прижатыми к ним с боков углами рта. Чтобы щеки не раздувались при произнесении звука, можно слегка нажать на них пальцами. При коррекции «нижнего» и заднеязычного произношения звука [ш] ребенку показывают правильную артикуляцию звука, обращая внимание на положение языка. Можно использовать механическую помощь: ребенок произносит несколько раз слог са, а взрослый вводит под язык зонд № 5, с его помощью переводит кончик языка в верхнее положение и регулирует степень его подъема. Взрослый фиксирует зонд в этом положении, просит ребенка вновь произнести тот же слог и внимательно вслушаться. После нескольких тренировок в произнесении слога ша с помощью зонда взрослый обращает внимание ребенка на положении языка, выясняет, может ли он самостоятельно перевести язык в нужную позицию. Изолированное произношение звука [ш] Игры: «Лес шумит», «Шар лопнул» (ел». Приложение 3). Автоматизация звука [ш] в слогах Цель: вырабатывать умение четко произносить звук [ш] в прямых, обратных слогах и слогах со стечением согласных. 1. Сопряженное и отраженное проговаривание, чтение: а) прямых слогов и слоговых рядов: ша-ша-ша ша-шо-ша шо-шо-шо шо-Ша-шо шу-шу-шу шу-ше-шу ше-ше-ше ше-ши-ше ши-ши-ши ши-шу-ши ч> б) обратных слогов и слоговых рядов: аш-аш-аш еш-еш-еш ош-ош-ош иш-иш-иш уш-уш-уш ыш-ыш-ыш аша-ашо-ашу ашу-аши-аше аши-ашо-ашу аше-аши-ашо ашо-ашу-ашо
г) слогов со стечениями согласных и слоговых рядов: шпо-шпо-шпо шно-шно-шно шпу-шпу-шпу шну-шну-шну шпе-шпе-шпе шне-шне-шне шпи-шпи-шпи шни-шни-шни шта-шта-шта шла-шла-шла што-што-што шло-шло-шло шту-шту-шту шлу-шлу-шлу ште-ште-ште шле-шле-шле шти-шти-шти шли-шли-шли 2. Произнесение слогов на протяжном выдохе. 3. Игра «Здравствуй, пальчик». Большой палец поочередно «здоровается» (касается подушечкой) с остальными. При этом ребенок каждый раз произносит одинаковые или различные слоги-приветствия: ша, шо, шу, ши, ше и т. д. 4. Игра «Поиграй на пианино». Ребенок имитирует игру на пианино, произнося на каждый удар пальчиком по столу одинаковые или различные слоги со звуком [ш]. б. Упражнение «Закончи слово». Ма... (ша), ка... (ша), Ната... (ша), на... (ша), Да... (ша), Па... (ша), Са... (ша), То...(ша), Тимо... (ша), но... (ша), кало... (ша). У... (ши), мы... (ши), на... (ши), ва... (ши), камы... (ши), пи... (ши), спе... (ши), малы... (ши), голы— (ши), кало... (ши). Пи... (шу), ды... (шу), слы... (шу), ко... (шу), но... (шу), ви... (шу), пля... (шу). 6. Задание «Произнеси слог столько раз, сколько тебе лет (фигур на листе, хлопков и т. д.)».
Автоматизация звука [ш] в словах Цель: добиваться правильного произношения звука [ш] в словах; формировать умение самостоятельно подбирать слова на заданный звук. 1. Сопряженное и отраженное проговаривание, чтение слов: а) со звуком [ш] в начале: шар, шаг, шаль, шарф, шайба, шахта, шапка, шарик, шахматы; шалун, шакал, шатёр, шахтёр; шут, шум, Шура, шуба, шутка, шустрый, шумный; шов, шок, шорох, шорты; шоссе, шофёр, шоколад; шип, шить, шина, шило, шишка, ширь, ширма, шипеть; шея, шесть, шерсть, шёлк, шёрстка; шелуха, шелест, шеренга; шпиг, шпага, шпала, шпагат, шпион, шпилька; швы, швея, швабра; штаб, штык, штамп, штора, штурм, штраф, штука, штаны, штопор, штурвал; шкаф, шкив, школа, шкура; шлем, шмель, шланг, шнур, шнурок; б) со звуком [ш] в конце: наш, ваш, душ, тишь, мышь, ковш, камыш, ландыш, детёныш; в) со звуком [ш] в середине: Яша, каша, Миша, Маша, Даша, Паша, Наташа, афиша, груша, лошадь, лапша, крыша, мешать, дышать, решать, мышата, лягушата; Мишутка, парашют; нашёл, пошёл, пушок, горшок, мышонок, лягушонок, петушок, ремешок, порошок, хорошо; машина, ошибка, кувшин, тишина, клавиши, ширина, горошина; ошейник, орешек, горошек, кушетка, мишень, решение, вермишель; башня, пашня, шашка, ромашка, букашка, кашка, промокашка, Чебурашка, Сашка; Гошка, Тошка, кошка, картошка, мошка, мушка, мышка, Антошка, шишка, подушка, бабушка, дедушка, мартышка, ракушка, игрушка, старушка, лягушка, погремушка, колотушка, болтушка; вишня, конюшня, каштан, подошва. 2. Игра «Наши имена». Взрослый показывает новую куклу и предлагает детям назвать ее так, чтобы в ее имени был слышен звук [ш] («песенка гуся»). Затем просит детей сказать, какие имена еще они знают, в которых бы слышался этот звук. 3. Игра «Кому что подарим?» Материал: картинки, на которых изображены мальчик и девочка, предметные картинки (шубка, шапка, шарф, машина, лошадка, петушок, кошка, пушка, мишка). Мальчика зовут Миша, а девочку — Маша. Взрослый показывает картинки и спрашивает: «Кому что можно подарить?» Затем предлагает перечислить, какие предметы дети подарили Маше, а какие — Мише, следит за тем, чтобы все ребята правильно произносили звук [ш] в словах. 4. Игра «Назови ласково» (упражнение в образовании слов
5. Задание «Подбериродственные слова». Кукушка —... (кукушонок, кукушата), лягушка ка — 6. Задание «Добавь недостающее слово».
В праздники на улицах В руках у детворы Горят, переливаются Воздушные.», (шары). Я. Аким. Красные щечки, Пестрые платочки, Хлопают в ладошки Веселые... (матрешки). Н. Френкель. Живет на свете Саша. Во рту у Саши... (каша). С. Михалков. Ночью темень. Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты... (спишь)? И. Токмакова.
Говорит мартышка мышке: — Голосок твой так хорош. — Я была в гостях у... — Очень сладко ты... (поешь)1 С. Сабашников. Прицепившись к задней Я сошью ему... (штанишки). Мишка едет на... (машине). Уронила белка шишку. И шалить без передышки Шишка стукнула... Целый день могли... (зайчишку). (мартышки). В.Шульжик. С.Сабашников. 7. Игра «Оденьте слово». Перед детьми картинкой вниз кладут карточку, на одной ее стороне звуковыми символами представлено слово, а на другой изображен предмет, который оно обозначает. К карточке предлагают еще несколько карточек с написанными на них словами. Взрослый говорит: «Перед вами слово в звуковой одежде. Выберите для него буквенный костюм». Вариант 1 (ш а р' и к): Вариант 2 (м ы ш к а): 1) шарик; 1) мишка; 2) шкурка; 2) мышка; 3) шорты. 3) муха. Дети читают слова на карточках и выбирают подходящее слово. Затем взрослый предлагает проверить правильность выбора, перевернув карточку изображением вверх. 8. Упражнение «Замени звук». Дети заменяют первый звук в слове на звук [ш] и называют новое слово. тапка —... (шапка) жаль —... (шаль) порох —... (шорох) губы —... (шубы) майка —... (шайка) мыло —... (шило) мишка —... (шишка) мина —... (шина) 9. Игра «Подбери словечко». На полу лежат карточки, на которых написаны слова. Детям предлагается собрать карточки со словами, в которых есть буква Ш. Дети читают то, что написано на карточках. 10. Упражнение «Читай — замечай». На карточках написаны слова: шина, машина, шутка, минутка, мышка, мишка, шишка. Сначала дети подбирают слова, которые рифмуются. Затем взрослый предлагает еще раз прочитать слова «машина», «шишка» и спрашивает: «Почему в этих словах слог ши написан си?» Автоматизация звука [ш] в словосочетаниях Большая башня, вкусная вишня, ушки на макушке, шуршащие шторы, пуховая подушка, плюшевый мишка, пшеничная каша, душистый горошек. Автоматизация звука [ш] в предложениях 1. Сопряженное и отраженное проговаривание, чтение: а) простых нераспространенных предложений: Нашелся мишка. Поёт петушок. Прошла мышка. Яша пошутил. Пришёл Паша. Вырос горошек. Шуба шьется. Маша пишет. Даша вышивает. Шалит Антошка. б) простых распространенных предложений: Шура шёл по улице. Шура пришёл в гости. Паша пошёл в лес. Паша подошёл к Мише. Паша вышел из лесу. Паша отошёл от Миши. Миша вошёл в дом. Паша обошёл яму. Паша прошел мимо Миши. Паша ушёл далеко. У Миши новая шуба. Кошка сидит на окошке. Мышки залезли в мешок. Маша и Саша идут шагом. Мартышка сидит на ветке. В поле растут ромашки. На поляне растёт много ландышей. На полу лежит шкура шакала. Ваша кошка съела нашу мышку. У Маши много плюшевых игрушек. На диване лежит много подушек. На площадке играет много малышей. В норке мышки раздался шорох. Мама приготовила на обед окрошку. Миша нарисовал карандашом пушку. 2. Задание «Составь предложения с данными словами». Маша, каша; кошка, мышка; Миша, машина; шофер, машина; шубка, кошка; лягушка, кувшинка. 3. Задание «Ответь на вопрос полным предложением». — Какая шерстка у кошки? — Кто любит ловить мышек? — У тебя есть пушистая шубка? — Какой бывает каша? — Как одним словом можно назвать машину, мишку, куклу? — У тебя есть подружка Маша?
|