Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шаблыко Е. И., сост., 2006 ШВК 985-486-495-2 © ООО ИД «Белый Ветер», 2006





К68

Составитель Е. И. Шаблыко

Рецензенты:

Ст. преподаватель каф. дефектологии Академии последипломного

образования Т. В. Пятница;

Учитель-дефектолог средней школы № 8 г. Калинковичи

Н. Ф. Снзоненко

Коррекция нарушений произношения шипящих звуков у до-

К68 школьников и младших школьников: пособие для учителей-дефек-

Тологов и педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк.

Образования / [сост. Е. И. Шаблыко]. — Мозырь: ООО ИД «Белый

Ветер», 2006. — 157, [3] с.: ил.

ВЫ 985-486-495-2.

Пособие посвящено вопросу коррекции нарушений произношения зву­ков [ш], [ж], [ч'], [ш'] у дошкольников и младших школьников, включает теоретический и практический материал, раскрывающий основное содер­жание коррекциоиной работы при каждом виде сигматизма и парасигма-тизма, и предлагает этапы логопедического воздействия, направленного на формирование гцмвильного звукопрои л ношения (подготовительный, по­становке звука, автоматизация и дифференциация).

Адресуется учитялям-дяфектологам учреждений, обеспечивающих по-дучмм дошкольного образования, в школьных пунктов коррекционно-Падагогжчяохой помощи, и также будят полезно преподавателям, студен­там падагогжчаских высших учебных заведений, учащимся педколледжей, воспитателям детских садов, родителям.

УДК 376.3 ББК 74.102

Шаблыко Е. И., сост., 2006 ШВК 985-486-495-2 © ООО ИД «Белый Ветер», 2006


ВВЕДЕНИЕ

В данном пособии представлен теоретический и практический материал, раскрывающий основное содержание работы по устра­нению нарушений произношения шипящих звуков, рассматрива­ется система коррекциоиной работы при каждом виде сигматиз­ма и парасигматизма.

В книгу включены: характеристика шипящих звуков, опи­сание нарушений их произношения, положений органов арти­куляционного аппарата при правильном произношении звуков, этапы логопедического воздействия, направленного на форми­рование правильного звукопроизношения, — подготовительный, постановка, автоматизация и дифференциация звука. Для ав­томатизации и дифференциации поставленных звуков предлага­ется речевой материал, который может варьироваться взрослым в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, с уче­том его психического развития, степени сформированное™ дру­гих звуков речи, возраста.

Для успешного формирования правильного звукопроизноше­ния у детей рекомендуется заниматься ежедневно примерно по 15—20 мин с дошкольниками и по 25—30 мин с младшими школь­никами. Начинать занятия следует с артикуляционной гимнас­тики, упражнений на развитие правильного речевого дыхания. Обязательно следует включать упражнения и задания на трени­ровку зрительного и слухового восприятия, памяти, логического мышления, звукового анализа, упражнения и игры на отработку интонации и модуляции голоса.

Для развития мелкой моторики рук можно использовать спе­циальные игры и упражнения, лепку, аппликацию, обведение предметов по контуру, штриховку, работу с раскрасками, нани­зывание бус, нетрадиционный массаж пальцев рук, складывание мозаики и т. д.

В работу с младшими школьниками можно включить разга­дывание кроссвордов, запись слогов, слов и коротких предложе­ний под диктовку, игры и игровые задания: «Определи место зву­ка в слове», «Какая буква потерялась?», «Допиши слово» и т. д.

Эта книга предназначена для учителей-дефектологов учреж­дений, обеспечивающих получение дошкольного образования, и школьных пунктов коррекционно-педагогической помощи, воспитателей детских садов, а также родителей, которые жела­ют активно участвовать в устранении неправильного звукопро­изношения у своих детей.



ХАРАКТЕРИСТИКА ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ

Звуки [ш], [ж], [ч'], [Ш'] — шипящие. По месту образования они все переднеязычные. По способу образования первые три — щелевые, звук [ч'] — смычно-щелевой, т. е. при его артикуляции вначале происходит смыкание передней части спинки языка с аль­веолами, а затем между ними образуется щель.

Артикуляция звука [ж] отличается от артикуляции [ш] нали­чием голоса, а артикуляция звуков [ч'], [ш'] — дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу.

Так как для [ш], [ж], [ч'], [Ш'] основной является артикуля­ция звука [ш], он и будет базовым для всей группы.

Нарушения произношения звуков [ш], [ж], [ч'], [ВТ]

Нарушения произношения шипящих звуков [ш], [ж], [ч'], [Ш'] в основном аналогичны нарушениям произношения свистящих: межзубный, боковой, носовой сигматизм (искажение звуков), губ­но-зубной, призубный, шипящий парасигматизм (замена други­ми звуками). Специфическим только для шипящих является сви­стящий парасигматизм — замена шипящих звуков свистящими.

Следующая разновидность нарушений — искаженное произ­ношение [ш], [ж]; «щечное», «нижнее», заднеязычное.

Для звука [ш'] характерно укороченное произнесение, а также замена его мягким свистящим [с'], произнесение с аффрикатным элементом в завершающей фазе как сочетание [ш'ч'].

Среди нарушений произношения [ч'] кроме общих для всех шипящих нужно отметить замену этого звука мягкой свистящей аффрикатой [ц'], а также [т'] или [ш'].

При межзубном сигматизме наблюдается следующее наруше­ние артикуляции: зубы разомкнуты примерно на 1 см; кончик языка просовывается между резцами, передняя часть спинки об­разует е ними плоскую щель, средняя часть опущена, но не про­гибается книзу, задняя часть опущена, боковые края языка при­легают к коренным зубам; воздушная струя слабая, рассеянная. Звучание характеризуется шепелявым оттенком.

При боковом сигматизме один из углов рта может быть слег­ка опущен или оттянут, нижняя челюсть смещена влево или впра-■о; кончик языка поднят вверх и упирается в корни верхних рез- Щ01 ИЛИ опущен за нижние, передняя часть спинки образует ММЧМу о ильмголнми, либо правая (левая) половина образует смыч- ЩШ ИЛМНюлйми. правая (левая) половина опущена, средняя часть

Я

ИйИМ пидиимйатоя к ийбу и образует с ним смычку, либо левая рММ) яманиий мм гнута, сомкнута с нёбом, правая (левая)


половина и боковые края языка опущены, либо опущен левый (правый) край языка; воздушная струя выходит по обоим краям языка или идет вбок вправо (влево). Звучание характеризуется хлюпающим звуком.

При носовом сигматизме зубы разомкнуты; кончик языка опу­щен и оттянут вглубь рта, передняя часть спинки опущена, оття­нута вглубь рта, не образует щель с нёбом, средняя часть оттяну­та назад, задняя часть поднята вверх, соединяется с мягким нёбом, боковые края опущены, мягкое нёбо тоже; воздушная струя идет через носовую полость. Шипящий звук заменяется храпом (в нос) или звуком, похожим на глубокий [х] с носовым оттенком.

При губно-зубном нарасигматизме нижняя губа поднята к верх­ним резцам и образует с ними щель, нижние зубы не видны, верх­ние слегка обнажены; кончик языка опущен, слегка оттянут от нижних резцов, передняя часть спинки опущена и слегка отодви­нута назад, средняя часть приподнимается и слегка оттягивается назад, задняя часть приподнята, боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам; воздушная струя более узкая и хо­лодная. Шипящий звук заменяется звуком [ф].

При призубном парасигматизме зубы незначительно разомк­нуты; кончик языка смыкается с альвеолами за верхними резца­ми, передняя часть спинки сомкнута с альвеолами, средняя часть опущена, желобок не образуется, задняя часть становится более выпуклой, боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам; воздушная струя толчкообразная. Звучание характеризу­ется заменой шипящего звука на звук [т].

При шипящем парасигматизме зубы разомкнуты, видны вер­хушки резцов; кончик языка опущен вниз и отходит назад от резцов или упирается в нижние десны, передняя часть спинки напряжена, средняя — выгнута и напряжена, желобок не образу­ется, задняя часть приподнята, боковые края языка опущены, не смыкаются с зубами; воздушная струя растекается по всей поверх­ности языка. Звучание твердых шипящих звуков характеризует­ся их смягчением.

При свистящем парасигматизме губы без напряжения растя­нуты, как при легкой улыбке; зубы сближены на 1—2 мм, верх­ние и нижние резцы обнажены; кончик языка широкий, лежит у основания нижних резцов, не задевая их верхушек, передняя часть спинки широкая, приподнята к альвеолам, посередине обра­зуется щель в форме желобка, средняя часть опущена, посередине ее образуется продольный желобок, задняя часть незначительно поднята, боковые края языка плотно прилегают к внутренней сто­роне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струе


по бокам; воздушная струя узкая, холодная, идет по средней ли­нии языка. Звучание шипящих звуков характеризуется заменой их на свистящие.

При «щечном» произношении звуков [ш], [ж] язык не при­нимает участия в артикуляции; выдыхаемая струя воздуха встре­чает препятствие не между языком и губами, а между сближен­ными (иногда сжатыми) между собой зубами и прижатыми к ним с боков углами рта. Образуется «тупой» шум, а при произнесении звонкого [ж] к шуму прибавляется голос; произношение звука сопровождается раздуванием щек.

При «нижнем» произношении звуков [ш], [ж] щель образует­ся сближением с твердым нёбом не кончика языка, а передней части его спинки. При таком артикулировании шипящие приоб­ретают мягкий оттенок, напоминая звук [Ш'], произносимый без присущей ему долготы. В некоторых случаях при таком артику­лировании может произноситься твердый звук.

При заднеязычном произношении звуков [ш], [ж] щель об­разуется сближением задней части спинки языка с твердым нё­бом. В этом случае образуется шум, напоминающий шум при зву­ке [х] или звонком фрикативном [г].

В числе анатомических факторов, предрасполагающих к воз­никновению нарушений произношения шипящих согласных, по­мимо аномалий в строении речевого аппарата следует указать резко укороченную подъязычную связку, затрудняющую подъем перед­него края языка к нёбу, а также высокое и узкое твердое нёбо.

Постановку шипящих звуков следует начинать после того, как ребенок хорошо овладеет свистящими звуками.

ЗВУК [Ш]

Положение органов артикуляционного аппарата при пра­вильном произнесении звука [ш]:

ГУБЫ округлены и слегка выдвинуты вперед.

ЗУБЫ сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними примерно 4 мм; верхние и нижние резцы видны.

Кончик ЯЗЫКА широкий, поднят к альвеолам или к перед­ней чаоти твердого нёба и образует с ним щель. Передняя часть (ШИММИ широкая, поднята к нёбу за альвеолами (напоминает форму Яяредией чести ковшика), но не касается его, а образует с ним НДОь, ('рядили чисть опущена, прогибается книзу (углубление


посредине образует как бы дно ковшика). Задняя часть приподня­та и оттянута назад (напоминает заднюю часть ковшика). Боковые края прижаты к верхним коренным зубам (напоминают по форме боковые края ковшика) и не пропускают по бокам струю воздуха.

МЯГКОЕ НЁБО поднято, прижато к задней стенке глотки и за­крывает проход в носовую полость.

ГОЛОСОВЫЕ СКЛАДКИ разомкнуты.

ВОЗДУШНАЯ СТРУЯ сильная, широкая, теплая, проходит че­рез две щели: между задней частью языка и мягким нёбом, а так­же между кончиком языка и твердым нёбом.

Подготовительный этап: артикуляционная гимнастика

Цель: подготавливать органы артикуляционного аппарата к овладению звуком [ш].

Артикуляционная гимнастика при отсутствии звука [ш]

1. «Рупор».

Цель: вырабатывать умение слегка выдвигать вперед округ­ленные губы.

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть выдвинуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

2. «Наказать непослушный язык».

Цель: вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на ниж­нюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в спокойном положении при откры­том рте под счет от 1 до 5 (10).

3. «Приклей конфетку».

Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъем языка

вверх.

Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На са­мый край языка положить тоненький кусочек ириски, прикле­ить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

4. «Чашечка».

Цель: упражнять в умении удерживать широкий язык в верх­нем положении, прижимать боковые края языка к верхним корен­ным зубам.

Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять к верх­ним зубам (но не касаться их), боковыми краями касаться верхних


 




коренных зубов. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Выполнять 3—4 раза.

б. «Кто дальше загонит мяч?»

Цель: вырабатывать плавную длительную непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы длительно произнося звук [ф], сдуть ватку с поднесенной ко рту ладони.

6. «Фокус».

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать ему форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать боковые края широко­го языка к верхней губе так, чтобы посередине языка был жело­бок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Артикуляционная гимнастика при межзубном сигматизме

1. «Трубочка».

Цель: развивать круговые мышцы губ. Губы сомкнуты и вытянуты вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении 10—15 с.

2. «Хоботок».

Цель: развивать подвижность губ.

Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед как можно дальше. Удерживать в таком положении 10 с.

3. «Лошадка».

Цель: учить растягивать подъязычную связку языка.

Присосать кончик языка к нёбу. Пощелкивать, имитируя цокот лошадиных копыт, с изменением темпа (медленно — быстрее — очень быстро). Выполнять 10—15 раз.

4. «Грибок».

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъ­язычную связку.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широ­кий язык всей повехностью к нёбу, широко открыть рот. Выпол­нять б—в раз.

Date: 2015-10-19; view: 1186; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию