Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творческая одаренность





Творческая одаренность и творческая продуктивность характеризуются несколько иными параметрами:

 

♦ богатство мысли (количество новых идей, продуцируемых за единицу времени);

 

♦ гибкость мысли (скорость переключения с одной задачи на другую);

 

♦ оригинальность;

 

♦ любознательность;

 

♦ способность к разработке гипотезы;

 

♦ иррелевантность — логическая независимость реакции от стимула;

 

♦ фантастичность — оторванность ответа от реальности при наличии определенной логической связи стимула и реакции.

 

 

Эти параметры творческого мышления входят в кубическую модель Дж. Гилфорда — модель дивергентного мышления, которое предполагает поиск решения по всем возможным направлениям, рассмотрение как можно большего числа вариантов, варьирование путей решения проблемы и, как итог, — неожиданные оригинальные выводы и результаты.

 

Гилфорд отмечает шесть параметров креативности:

 

♦ способность к обнаружению и постановке проблем;

 

♦ способность к генерированию большого количества идей;

 

♦ семантическая спонтанная гибкость — способность к продуцированию разнообразных идей;

 

♦ оригинальность — способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения;

 

♦ способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

 

♦ способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость, увидеть в объекте новые признаки, найти им новое использование.

 

 

Гилфорд разработал батарею тестов для диагностики креативности: 10 тестов на вербальную креативность, 4 — на невербальную.

 

П. Торранс продолжил исследования креативности и внес новый оттенок в ее понимание как способности к обостренному восприятию пробелов в знаниях, чуткость к дисгармонии. Ученый разработал серию тестов на креативность, адресованную разным людям — от дошкольников до взрослых. Он также разработал программу развития творческих способностей детей: на первом этапе испытуемым предлагались задачи на анаграмму (поиск слова из бессмысленной последовательности букв), чтобы тренировать конвергентное мышление. Затем по картинкам испытуемый должен был развить все вероятные и невероятные обстоятельства, которые привели к изображенной на них ситуации, и спрогнозировать ее возможные последствия. Позднее испытуемому предлагали разные предметы и просили перечислить всевозможные способы их применения. Согласно Торрансу, такой подход к тренингу способностей позволяет освободить личность от задаваемых извне рамок, и тогда человек начинает мыслить творчески и нестандартно. В состав батареи Торранса входит 12 тестов, диагностирующих три сферы творчества: словесное, изобразительное и словесно-звуковое творческое мышление.

 

Для диагностики уровня креативности могут использоваться разные методики. Многие исследователи считают, что следует отказаться от жестких лимитов времени, отведенных на выполнение задания. М. Воллах и К. Коган предоставляли испытуемым столько времени, сколько им было необходимо для решения задачи; тестирование же проводилось в виде игры, и принимался любой ответ. При данных условиях корреляция между креативностью и уровнем интеллекта была близка к нулю, т. е. свойство креативности обнаруживает свою полную независимость от интеллекта. М. Воллах и К. Коган выявили четыре группы детей с разными уровнями интеллекта и креативности, отличающиеся способами адаптации к внешним условиям и решению задач.

 

Дети, обладающие высоким уровнем интеллекта и креативности, уверены в своих способностях, имеют адекватную самооценку, проявляют большую инициативу, личную независимость суждений и действий, успешные, одаренные, хорошо адаптируются к социальным условиям. Дети с низким уровнем креативности и высоким интеллекта стремятся к школьным успехам, но крайне тяжело переживают неудачи, боятся высказать свое мнение, пойти на риск, боятся удара по самолюбию, дистанцируются от своих одноклассников.

 

Дети из третьей группы — с низким уровнем интеллекта и высоким креативности — часто попадают в категорию «изгоев», плохо приспосабливаются к школьным требованиям, имеют хобби и увлечения на стороне; это «странные фантазеры», они остаются непонятыми ни учителями, ни сверстниками.

 

Четвертая группа — дети с низким уровнем интеллекта и творческих способностей, они внешне хорошо адаптируются, держатся в «середнячках», имеют адекватную самооценку; низкий уровень предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью.

 

Таким образом, если у ребенка одинаково высоки или одинаково низки и интеллектуальные, и творческие способности, он адаптируется в обществе достаточно легко — в отличие от детей, у которых выражен только один тип способностей.

 

Многие исследователи пытались выявить личностные особенности творческих людей. Наиболее типичные из таковых — антиконформизм, эклектизм, интерес ко всему сложному и новому, а также способность удивляться и восхищаться.

 

Одаренным людям присущи высокий энергетический уровень, малая продолжительность сна, повышенная познавательная активность, интеллектуальная инициатива: склонность ставить перед собой новые сложные задачи, что, по мнению Д. Б. Богоявленской, является неотъемлемым признаком таланта.

Выделяют следующие уровни интеллектуальной активности:

1. Стимульно-продуктивный уровень интеллектуальной активности: решение задач при помощи гипотез и находок. Испытуемого относят к этому уровню, если при добросовестной и энергичной работе он остается в рамках первоначально найденного способа решения. Этот уровень характеризуется отсутствием «познавательного интереса» и инициативы.

 

2. Эвристический уровень интеллектуальной активности: открытие закономерностей эмпирическим путем. Имея надежный способ решения, испытуемый анализирует состав, структуру своей деятельности, что приводит к открытию новых, оригинальных способов решения. Это оценивается им самим как «свой способ» и позволяет ему в дальнейшем лучше справляться с другими задачами.

 

3. Креативный уровень интеллектуальной активности, уровень теоретических открытий: создание теории и постановка новой проблемы. Обнаруженная закономерность становится самостоятельной проблемой, ради которой испытуемый готов даже прекратить предложенную ему в ходе эксперимента деятельность. При этом испытуемые часто выходили на креативный уровень после решения всего нескольких задач; характерная черта теоретического мышления — способность вскрывать существенное путем анализа единичного объекта. Немаловажная особенность этого уровня — самодостаточность, равнодушие к внешней оценке.

 

Date: 2015-10-19; view: 310; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию