Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учет движения материалов. Предприятие при списании материалов в производство имеет право самостоятельно выбрать, каким методом МПЗ будут списываться в производство





 

3.1. УЧЕТ ОТПУСКА МАТЕРИАЛОВ НА ПРОИЗВОДСТВО И ИНЫЕ ЦЕЛИ

 

3.1.1. В ПРОИЗВОДСТВО

 

Предприятие при списании материалов в производство имеет право самостоятельно выбрать, каким методом МПЗ будут списываться в производство.

В соответствии с п.16 ПБУ 5 и п.73 методических указаний по учету МПЗ, при их отпуске в производство и ином выбытии, оценка МПЗ в бух учете производится одним из следующих способов.

1) по себестоимости каждой единицы;

2) по средней себестоимости;

~ средневзвешенная;

~ средняя скользящая;

3) по способу ФИФО (по себестоимости первых по времени приобретения материалов);

Применение какого-либо из перечисленных способов по группе (виду) материалов должно производиться в течение отчетного года и отражается в учетной политике организации, исходя из допущения последовательности применения учетной политики.

 

Средневзвешенная оценка:

  Штук Цена Сумма Расчет
На начало месяца     86 950  
Поступило за месяц     195 900  
На конец месяца 1 150 245,96 282 850 282 850/1 150
Выбывало за месяц 1 000 245,96 245 960  
Осталось на конец месяца   245,96 36 094  

В бухгалтерском учете 30 сентября делается запись: Д 20 К 10 на 245 960 - списана фактическая себестоимость МПЗ, переданных в производство в течение месяца[3].

 

Скользящая оценка:

Для того чтобы посчитать по скользящей оценке, нужно действовать следующим образом: надо определять стоимость материалов, списанных в производство на день каждого списания, то есть в отличие от средневзвешенной оценки не раз в месяц, а каждый раз, когда мы осуществляли передачу в производство.

        Итого на складе
  Штук Цена Сумма Штук Цена Сумма
На начало месяца     36 750      
    50 200   248,43 86 950
3 сентября: приход     75 000   249,15 161 950
7 сентября: отпуск   249,15 62 287,50   249,15 99 662,50
7 сентября делается запись: Д 20 К 10 на сумму 62 287,50
9 сентября: приход     48 000   246,10 147 662,5
14 сентября: отпуск   246,10 61 525   246,10 86 137,50
14 сентября делается запись: Д 20 К 10 на сумму 61 525
21 сентября: отпуск   246,10 61 525   246,10 24 612,50
21 сентября делается запись: Д 20 К 10 на сумму 61 525
25 сентября: приход     72 900   243,78 97 512,50
28 сентября: отпуск   243,78 60 945   243,78 36 567,50
28 сентября делается запись: Д 20 К 10 на сумму 60 945


Таким образом, в конце месяца в расходы списана сумма, равная 246 282,50 - это сумма 4х списаний.

Существуют инфляционные риски, поэтому отклонение может оказаться более существенным[4].

 

Оценка по методу ФИФО (по себестоимости первых по времени приобретения материалов):

Оценка по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ основана на допущении, что запасы используются в течение отчетного периода в последовательности их приобретения или поступления. То есть, МПЗ, поступающие в производство должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретений с учетом запасов, числящихся на начало месяца. Исходя из этого, оценка МПЗ находящихся на складе на конец месяца, производится по фактической себестоимости последних по времени приобретений. А в себестоимости проданных товаров учитывается фактическая себестоимость запасов, ранних по времени приобретения (п. 19, ПБУ 5).

 

        Итого на складе
  Штук Цена Сумма Штук Цена Сумма
На начало месяца     36 750      
    50 200      
3 сентября: приход     75 000     161 950
7 сентября: отпуск     36 750     25 100
    25 100     75 000
7 сентября делается запись: Д 20 К 10 на сумму 61 850 (36 750+25 100)
9 сентября: приход     48 000     25 100
          75 000
          48 000
14 сентября: отпуск     25 100     37 500
    37 500     48 000
14 сентября делается запись: Д 20 К 10 на сумму 62 600
21 сентября: отпуск     37 500     24 000
    24 000      
21 сентября делается запись: Д 20 К 10 на сумму 61 500
25 сентября: приход     72 900     24 000
          72 900
28 сентября: отпуск     24 000     36 450
    36 450      
28 сентября делается запись: Д 20 К 10 на сумму 60 450

 

 

Способ ФИФО однозначно лучше использовать, когда инфляция более заметна, иначе может получиться ситуация, когда будете списывать материалы более дорогие, последние, а в какой-то момент вам придется списать старые материалы по огромным ценам, получите большую прибыль, придется играться с налогом на прибыль[5].

 

Метод ФИФО можно использовать упрощенным способом:

Для приведенного примера порядок расчета будет следующими: на основании данных складского учета на конец месяца известно, что осталось материалов на 150 единиц. Так как при методе ФИФО в конце остаются материалы из последних партий, то понятно, что эти 150 единиц были приобретены по 243 рубля, то есть в данным случае были из последней партии. Тогда остаток на конец месяца 150*243 = 36450, а стоимость материалов, которую надо списать в течение месяца равна: 86 950 (на начало месяца) + 195 900 (поступило в течение месяца) – 36 450 (осталось на конец месяца) = 246 400.

Таким образом, и метод ФИФО можно применить таким упрощенным, или взвешенным, применительно к средним, способам.

 

По себестоимости каждой единицы:

При списании (отпуске) материалов по себестоимости каждой единицы запасов могут применяться два варианта исчисления себестоимости единицы запаса:

~ включая все расходы, связанные с приобретением запаса;

~ включая только стоимость запаса по договорной цене (упрощенный вариант).

Применение упрощенного варианта допускается при отсутствии возможности непосредственного отнесения транспортно-заготовительных и других расходов, связанных с приобретением запасов, на их себестоимость (например, при централизованной поставке материалов).

В этом случае величина отклонения (разница между фактическими расходами по приобретению материала и его договорной ценой) распределяется пропорционально стоимости списанных (отпущенных) материалов, исчисленной в договорных ценах.

Оценка отпущенных материалов по себестоимости каждой единицы запаса должна применяться организацией в случае, если используемые запасы не смогут обычным образом заменять друг друга или подлежат особому учету (драгоценные металлы, драгоценные камни, радиоактивные вещества и тому подобное).

 

3.1.2. ТОЛЛИНГ

 

Некоторые организации передают сырье на переработку другим организациям. Это связано с тем, что, зачастую, перерабатывающие предприятия осуществляют переработку сырья быстрее, качественнее и дешевле, чем это получилось бы у владельца сырья. Стороны заключают договор на переработку.

Переданное по такому договору сырье называется давальческим. Стороны таких отношений называются давалец, - собственник перерабатываемого сырья, и переработчик.

ГК РФ не выделяет отдельно договор на переработку сырья. Такой договор является разновидностью договора подряда и регулируется гл 37 ГК РФ.

Целью заключения договора может быть доработка материалов до обычного состояния, получение готовой продукции в результате переработки сырья, выполнение работ. В западной практике такие отношения называются Толлингом. В Российской хозяйственной практике такое название прижилось, однако, в нормативных документах не применяется.

 

Основная особенность договора толлинга заключается в том, что давалец не только является владельцем готовой продукции или полуфабрикатов, полученных после переработки, но и сохраняет за собой прово собственности как на исходное сырье, так и на отходы производства.

Переработчик только перерабатывает сырье и передает изделия заказчику. Когда сырье переработано, или готовая продукция выпущена, переработчик составляет акт приема-передачи выполненных работ по переработке, в котором фиксируется в рублях сумма затрат по переработке каждого вида продукции.

Если переработчик является плательщиком НДС, то он выставляет давальцу счет-фактуру на выполненные работы.

 

Учет переработки давальческого сырья у переработчика

 

Т.К. при передаче сырья или материалов на переработку право собственности сохраняется за давальцем, переработчик не отражает переработанное имущество на своем балансе.

Учет операций, связанных с переработкой давальческих материалов у переработчика ведется на забалансовом счете 003 – материалы, принятые в переработку. Без применения двойной записи до принятия работ давальцем.

 

Учет давальческого сырья и материалов ведется в количественном и стоимостном выражении в оценке, предусмотренной в договорах и в документах на передачу. Кроме того, должен быть организован аналитический учет по заказчикам, видам сырья и местам хранения.

Для учета давальческих материалов на складе и давальческих материалов, переданных в производство, переработчик в своем внутреннем плане счетов может предусмотреть следующие субсчета:

003-1 «материалы, принятые на переработку на склады»

003-2 «материалы, принятые в переработку в производстве».

 

Поступление давальческих материалов отразится записями:

Д 003 – получены материалы на переработку

Затраты на переработку сырья учитываются на счетах затрат:

Д20 К02, 69, 70 (10[6])

Передача переработанных материалов сопровождается записями, характерными для реализации услуг:

Д 62 К 90 – приняты давальцем работы по переработанным материалам

Д 90 К 68 – начислен НДС на стоимость работ по переработке материалов

Д 90 К 20 – списана себестоимость работ по переработке

К 003 – переданы материалы давальцу.

 

Продукция передается давальцу по акту приема-передачи и накладной. Кроме того, переработчик должен представить отчет об использовании сырья в количественном выражении. Излишек сырья должен быть возвращен давальцу.

 

При использовании в процессе переработки отходов и остатков, договором может быть предусмотрено, что они либо возвращаются давальцу, либо остаются у переработчика.

Если отходы и остатки остаются у переработчика, то они должны быть списаны со счета 003, и, одновременно, приняты к учету на баланс.

Если отходы и остатки остаются у переработчика в счет частичной оплаты за выполненные работы, то может быть сделана запись Д 10 К 62 - после чего осуществляются окончательные расходы по сделке - Д 51 К 62 - поступила оплата от давальца за переработку материалов за вычетом стоимости отходов, оставшихся у переработчика.

 

Если полученные от переработки отходы не влияют на цену сделки [7], то такая операция квалифицируется как договор дарения и в учете переработчика необходимо отразить безвозмездное получение материалов.

Д 10 К 98 - в составе доходов будущих периодов отражены безвозмездно полученные от давальца отходы производства.

Позднее по мере использования таких материалов отпуск в производство отражается записью Д 20 К 10 и одновременно делается запись Д 98 К 91.

 

Учет передачи давальческих материалов у давальца

 

При передаче материалов в переработку реализации не происходит, так как право собственности остается у давальца, поэтому он не списывает стоимость таких материалов с баланса, а продолжает учитывать их на счете 10 на отдельном субсчете 10-7 «материалы, переданные на переработку на сторону».

В Учете делается запись:

Д 10-7 К 10[8]

Дальнейший учет материалов, переданных в переработку зависит от результата переработки.

 

Правила учета различны в зависимости от следующих случаев:

1) переработка подготавливает материал к дальнейшему использованию;

2) результатом переработки являются готовые изделия;

3) переработанные материалы используются при создании основных средств.

 

Если результатом переработки является материал, то после получения материала от переработчика делаются записи:

Д 10-1 К 10-7 – на стоимость возвращенных материалов из переработки

и дополнительно делается запись

Д 10-1 К 60 - отражена стоимость работ по переработке.

 

Если в результате переработки получается готовый продукт, то затраты по переработке формируют себестоимость готовой продукции. Себестоимость готовой продукции у организации-давальца формируется за счет стоимости сырья и стоимости работ по переработке.

Делаются записи:

Д 20 К 10-7 – возвращенные из переработки материалы учтены в себестоимости готовой продукции;

Д 20 К 60 – стоимость работ по переработке включена в себестоимость готовой продукции

Д 43 К 20 – готовая продукция поступила на склад.

 

При переработке сырья у переработчика могут оставаться отходы: сведения о количестве использованного сырья и его остатках давалец получит от переработчика в отчете.

Если отходы и остатки остаются у переработчика безвозмездно, то в бухгалтерском и налоговом учете давальца должны быть отражены операции давальца по безвозмездной передаче, которые в соответствии с подп.1 п.1 ст.146 НК РФ, приравниваются к реализации, и требует уплаты НДС.

Если отходы и остатки возвращаются давальцу, то на их стоимость корректируются расходы по переработке. При этом возвратные отходы принимаются на учет давальцем по цене их возможного использования или продажи. Стоимость учтенных доходов относится в уменьшение стоимости материалов, отпущенных в производство.

 

Таким образом, для целей бухгалтерского учета фактические затраты на изготовление готовой продукции включают в себя стоимость сырья за минусом стоимости возвратных отходов и стоимость услуг по переработке.

 

Если материалы, полученные из переработки, используются при создании основных средств, то затраты на переработку формируют первоначальную стоимость этих основных средств. В этом случае, в учете давальца производятся следующие записи:

Д 08 К 10-7 – материалы, возвращенные из переработки, учтены в первоначальной стоимости основных средств.

Д 08 К 60 – стоимость услуг по переработке учтена в первоначальной стоимости основных средств.

 

3.1.3. НА ПРОЧИЕ ЦЕЛИ

 

Имеющиеся в предприятии материалы могут быть переданы не только для целей производства из них готовой продукции. Часть материалов может быть использована для собственных нужд организации. Себестоимость таких материалов в состав прямых расходов не включается. Ее учитывают в составе тех расходов, на которые были списаны материалы[9].

 

Д 20 или 23 К 10 Списаны материалы, использованные при ремонте (зависит от наличия ремонтного цеха)
Д 08 К 10 использование материалов при создании внеоборотных активов
Д 25, 26 К 10 использование материалов при обслуживании производства и для управленческих нужд организаций
Д 28 К 10 Материалы, списанные для исправления бракованной продукции
Д 29 К 10 Материалы, отпущенные на нужды обслуживающих производств и хозяйств
Д 44 К 10 Использование материалов в рекламно-маркетинговых мероприятиях, или для упаковки готовой продукции

 

3.1.4. УЧЕТ РЕКЛАМНЫХ МАТЕРИАЛОВ

 

Под рекламными материалам и понимается товарно-материальные ценности, которые организация приобретает для передачи своим партнерам, реальным и потенциальным покупателям с целью привлечь интерес к самой организации, ее торговым маркам или реализуемой ею товарам.

Если целью распространения (раздачи) товарно-материальных ценностей является промо-акция, то расходы по раздаче ценностей расцениваются как расходы на продажу и отражаются, соответственно, с использованием счета 44.

 

Если же целью раздачи товарно-материальных ценностей является мероприятие социального характера, направленное не на стимулирование продвижения продукции на рынок, а на мотивацию работников организации или на формирование ее положительного социального имиджа, то такие расходы следует рассматривать как прочие.

 

Отражение в учете:

 

Товарно-материальные ценности, классифицированные как рекламные материалы, при приобретении отражаются обычными записями:

Д 10 К 60-рекламные материалы Приобретены рекламные материалы
Д 19 к 60 Ндс по рекламным материалам[10]
Д 44 к 10 Списаны в качестве коммерческих расходов рекламные материалы, распространенные в рамках промо-акций

 

Возможен вариант отражения таких рекламных материалов через счет 71.

Д 71 к 10 Переданы рекламные материалы для раздачи сотрудникам организации, которые занимаются распространением этих рекламных материалов в ходе промо-акций на выставках, в супермаркетах или иных общественных местах.
Д 44 к 71 Утверждены акты на списание рекламных материалов, розданных подотчетными лицами в ходе проведения промо-акций

 

Безвозмездная передача товарно-материальных ценностей для целей обложения НДС является реализацией, поэтому с рыночной стоимости рекламных материалов по общему правилу должен быть исчислен НДС.

В качестве налоговой базы в соответствии с п.2 ст.154 НК РФ выступает рыночная стоимость рекламных материалов[11].

В соответствии с подп.25 п.3 ст.149 НК РФ освобождается от обложения НДС передача рекламных материалов, стоимость которых не превышает 100 рублей.

В целях налогообложения прибыли расходы на рекламу делятся на 2 группы, нормируемые и ненормируемые. Классификация дана в п.4 ст.264 НК РФ.

 

 

3.2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТЕРИ И ЕСТЕСТВЕННАЯ УБЫЛЬ МАТЕРИАЛОВ

 

В процессе хранения, перемещения материалов, а также их использования в производстве, возникают недостачи, которые можно разделить на естественную убыль и технологические потери.

 

Определение технологических потерь приведено в подп.3 п.7 ст.254 НК РФ.

Технологическими потерями признаются потери при производстве товаров, работ и услуг, обусловленные технологическими особенностями производственного цикла, а также физико-химическими характеристиками применяемого сырья.

 

В соответствии с приказом Минэкономразвития от 31.03.2004 №95 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм естественной убыли» под естественной убылью ТМЦ следует понимать уменьшение массы товара при сохранении его качества в пределах требований, устанавливаемых нормативными актами, являющееся следствием естественного изменения биологических и физико-химических свойств товаров.

 

В результате естественных физико-химических процессов (выветривание, усушка, распыление, вымораживание, утечка и так далее) масса товаров во время хранения может измениться. Особенностью таких потерь является то, что их фактически нельзя подтвердить документально, поэтому для определения их допустимой величины разрабатываются из утверждаются специальные нормы естественной убыли, в пределах которых организация может списывать товарные потери на издержки производства, а также учитывать при налогообложении.

 

В отличие от естественной убыли, технологические потери не закрепляются на федеральном уровне, а определяются индивидуально, исходя из технологических особенностей производственного цикла и процесса транспортировки.

Данный норматив в организации может быть установлен внутренними документами, не имеющими унифицированной формы, в частности так называемыми технологическими картами. Такие документы разрабатываются специалистами организации, контролирующими технологический процесс, например, главным технологом или главным инженером, и утверждаются уполномоченными лицами организации.

 

Необходимо отметить, что нормы убыли при хранении и транспортировке ТМЦ, норма естественной убыли, применяющаяся при хранении товарно-материальных ценностей является допустимой величиной безвозвратных потерь, которую следует определять за время хранения товара путем сопоставления его массы с массой товара, фактически принятой на хранение.

В свою очередь норма естественной убыли, применяющаяся при транспортировке ТМЦ, является допустимой величиной безвозвратных потерь, которую следует определять путем сопоставления массы товара, указанной отправителем в сопроводительном документе в массой товара, фактически принятой получателем.

 

Считается, что необходимо учитывать климатический фактор, влияющий на естественную убыль товарно-материальных ценностей, поэтому методические рекомендации по разработке норм естественной убыли предусматривают деление Российской Федерации на 3 климатические группы:

1) холодный макроклиматический район;

2) холодный умеренный климатический район;

3) теплый умеренный климатический район.

 

В силу пункта 30 методических указаний по учету МПЗ в бухгалтерском учете списание запасов по причине естественной убыли осуществляется только при выявлении фактических недостач[12].

В обычных предприятиях расхождения определяются по результатам проведенной инвентаризации.

 

ПРИМЕР:

В январе 2011 года для нужд вспомогательного производства организация приобрела 400 литров 96% этилового спирта по цене 50 рублей за литр без учета НДС. По результатам инвентаризации склада обнаружена недостача в объеме 5 литров. Согласно приказу Минсельхоза от 26.06.2008 №273 при хранении этилового спирта в стальных бочках в осенне-зимний период нормы убыли составляют 0,09% безводного спирта в месяц, а в весенне-летний период 0,1%.

Инвентаризация проводилась 30 апреля.

 

Date: 2015-10-19; view: 396; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию